Озеро акколь: Озера Акколь и Каракуль, Республика Алтай

Озера Акколь и Каракуль, Республика Алтай

Республика Алтай

  • История, география
  • Административно-территориальное деление

Районы

  • Кош-Агачский район
  • Майминский район
  • Онгудайский район
  • Турочакский район
  • Улаганский район
  • Усть-Канский район
  • Усть-Коксинский район
  • Чемальский район
  • Чойский район
  • Шебалинский район

Достопримечательности

  • Озера, водохранилища
  • Горы, вершины, хребты
  • Реки, пороги
  • Пещеры
  • Перевалы
  • Водопады
  • Исторические памятники
  • Долины, степи
  • Музеи, памятники
  • Театры, парки
  • Заповедники, лесничества
  • Храмы, монастыри
  • Источники, ключи

  • Посмотреть на карте
  • Посмотреть весь список

Турбазы

  • Посмотреть на карте
  • Посмотреть весь список

  • Добавить турбазу

Населенные пункты

  • Населенные пункты

Полезная информация

  • Карты
  • Пограничная зона

Другие регионы

  • Республика Бурятия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Тыва
  • Республика Хакасия
  • Алтайский край
  • Забайкальский край
  • Камчатский край
  • Красноярский край
  • Приморский край
  • Хабаровский край
  • Амурская область
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Сахалинская область
  • Томская область
  • Тюменская область


Турбазы региона

  • Просмотр на карте
  • Все турбазы региона

  • База отдыха «Красные Ворота»
  • Туркомплекс «Братья Боровиковы»
  • Туркомплекс «У Михалыча»
  • «Усадьба в горах»
  • База отдыха «Благодать»
  • База отдыха «Златогорье»
  • База отдыха «Лазурит»
  • База отдыха «Медвежья берлога»
  • База отдыха «Река уДачи»
  • База отдыха «ТД «Аникс»
  • База отдыха «Уют»
  • База отдыха “Царство Света”
  • Гостевая усадьба «Иолго»
  • Гостевой дом «Вариант»
  • Гостевой дом «Дярык»
  • Гостевой дом «Ласточкино гнездо»
  • Гостевой дом «Нина»
  • Гостевой дом «Портал Аскат»
  • Гостевой дом «Портал Белуха»
  • Гостевой дом «У Петровича»
  • Гостевой дом на Телецком
  • Гостиница «Как дома»
  • Гостиница «Уймонская долина»
  • Гостиничный комплекс «Ареда-1»
  • Гостиничный комплекс «Коттеджи в Узнезе»
  • Гостиничный комплекс «ЛесОтель»
  • Гостиный двор «Горки»
  • Дом в урочище Карасук
  • Кемпинг «Млечный путь»
  • Клуб «СкиБайк»
  • Коттедж «Кремлевский дом»
  • Отель «Игман»
  • Парк-отель «Манжерок»
  • Спортивно-оздоровительный комплекс «Михайлово»
  • Турбаза «Каменные грибы»
  • Турбаза «Лесная сказка»
  • Турбаза «ОМ-Тур»
  • Турбаза «Сарлык»
  • Турбаза «Чуйская долина»
  • Турбаза «Чулышман»
  • Туристическая база «Райский уголок»
  • Туристическая база «Сартакпай»
  • Туристический комплекс «Берель»
  • Туристический комплекс «Витязь»
  • Туристический комплекс «Околица»
  • Туристический комплекс «Тура»
  • Туристический приют «Беркут»
  • Туркомплекс «Золотое озеро»
  • Туркомплекс «Катанда»
  • Туркомплекс «Манжерок»
  • Туркомплекс «Тавдинские пещеры»
  • Усадьба «Альбатрос»
  • Усадьба «Афина Паллада»
  • Усадьба «Бийская завалинка»
  • Усадьба «Вежа»
  • Усадьба «Вишневый сад»
  • Усадьба «Горный источник»
  • Усадьба «Жемчужина»
  • Усадьба «Золотой жеребенок»
  • Усадьба «Кедр»
  • Усадьба «Кедрoвый дом»
  • Усадьба «Лучкан»
  • Усадьба «Русская Кузя»
  • Усадьба «Славная»
  • Усадьба «Солнечная поляна»
  • Усадьба Баевых
  • Усадьба Бачуриных
  • Усадьба Сокольских
  • Усадьба Толстяка Мо
  • Фермерский дом «Баш-Чуя»
  • ЭКО-отель «АлтикА»
  • Юрточный кемпинг «Тыдтуярык»

  • Добавить турбазу

Здесь невозможно утонуть.

Соленое озеро Акколь привлекло внимание туристов

12 августа 2020, 16:50

На солончаке Каратуз в Костанайской области планируют создать туристскую зону. Озеро стало популярным среди казахстанцев, приезжающих за лечением и солью. Постигнет ли его судьба розового озера Кобейтуз, узнавал корреспондент Tengritravel.kz.

Солончак Каратуз (более известный в народе как озеро Акколь) — уникальный водоем, который практически полностью покрывается солью, оставляя небольшие бассейны воды. Он находится в Джангельдинском районе Костанайской области, в 20 километрах от села Акколь. Местные жители издавна используют эту соль в личных целях. Однако с ростом популярности соленых озер в Казахстане блогеры начали проявлять обеспокоенность судьбой водоема. У пользователей Сети вызвал обеспокоенность пост, опубликованный в Facebook управлением предпринимательства Костанайской области.

На одной из фотографий запечатлены отдыхающие, заехавшие на соленый берег на грузовом авто.


Скриншот Facebook/Управление предпринимательства Костанайской области. Позже пост был удален.

«Кобейтуз просто убили». Блогер показал состояние розового озера

Фото управления предпринимательства Костанайской области

«Прости дикарей». Фото внедорожника в озере Кобейтуз обсуждают в Сети

Корреспондент Tengritravel.kz обратился в акимат Костанайской области, чтобы узнать, может ли Каратуз повторить судьбу Кобейтуза. Как выяснилось, территория озера находится в аренде ИП «Ерали». Представитель частников в телефонном разговоре заявила, что они разыскивают нарушителей заехавших на авто.

«Если это жители ближайших аулов, то скоро мы их вычислим. Если нет, то будем через полицию искать», — рассказала Асем Жумадилова.

Также она объяснила правила посещения озера для приезжих.

«Мы являемся недропользователями. Территория открыта для посещения. Соль брать местным жителям мы не запрещаем. Единственное, мы требуем соблюдать условия экологических стандартов — не заезжать на территорию озера на авто, не ходить в обуви, не оставлять после себя мусор, ходить в туалет на расстояние в 100 метров от берега», — пояснила представитель ИП «Ерали» Асем Жумадилова. 


Фото Асем Жумадилова

В среднем озеро посещают порядка 300 человек в месяц. В планах частников организовать небольшую туристскую зону близ озера, чтобы отдыхающие могли остановиться на ночь. 

«Новый Кобейтуз». Казахстанцы боятся потерять еще одну туристскую достопримечательность

«Никакой инфраструктуры на озере нет. Мы не ограждаем территорию из соображений сохранности животного мира и экологии. Например, зимой сюда часто приходят маралы. Сейчас озеро патрулирует охрана. В планах создать условия для отдыхающих, построить домики из бруса, чтобы люди могли остаться на несколько дней», — пояснили арендаторы. 

Розовое озеро близ Павлодара возьмут под охрану

Представитель компании отметила, что ИП «Ерали» зарабатывает на продаже поваренной соли из озера, поэтому у них нет цели получать прибыль от отдыхающих.

Ранее Tengritravel.kz рассказывал о соленом озере Коряковка в Павлодарской области, которое называют «вторым Кобейтузом». Между тем телеканал Euronews, вещающий на 13 языках в 150 странах мира, обратил внимание на проблему казахстанского розового озера Кобейтуз.

«Эксперты говорят, что на восстановление нанесенного водоему экологического ущерба потребуется около 15 лет», — говорится в сюжете телеканала. 


Святые места: Тайна озера Акколь

Священный Акколь – красивое место, расположенное в центральной части бескрайних казахских земель. На казахской земле достаточно озер с названием Акколь, но почему это озеро, в отличие от других, называется священным? Об этой территории некоторые сведения можно найти в древних и средневековых хрониках и исторических записях. Изучение документов наводит на мысль, что Акколь как исторический центр Улытау занимает не менее достойное место в истории казахов.

В период руководства Центром этносоциальных исследований им. Аргинбаева в Педагогическом университете имени С.Торайгырова, с 2004 года на этой площадке велись комплексные научные работы. Основная цель – определить, какое место в истории казахов занимает район Акколь, зарегистрировать историко-этнографические памятники, если таковые имеются, провести раскопки. В ходе этих работ в 2-х километрах от берега озера Акколь до поселка Каражар на территории казахского кладбища (Караоба) был обнаружен фрагмент уникального средневекового памятника. Говорят, что эти памятники относятся к ногайскому периоду. После этого в ходе исследования мы пришли к выводу, что Акколь является политическим и традиционным центром потомков Шайбани золотоордынского периода. Не только вышеперечисленные реликвии находятся на берегу озера Акколь.

На южном берегу — камень Асан Кайгы, памятники Святому Туйте, кладбище Исабек Ишан, на востоке озера — Святое Древо, на берегу реки Шидерты — кладбище знаменитый Куренбай, переживший знаменитого Кулагера на похоронах Сагыная и других памятниках. Здесь находится комплекс памятников, которые первыми вступают в ряды сакральных мест.

Общее описание

Аккольский район расположен на обширной территории нижнего течения рек Оленты и Шидерты. В целом территория этих земель охватывает две области (Экибастузскую и Актогайскую). В понятие Акколь входят нижнее течение Оленты-Шидерты, река Дуан ниже озера Акколь, собственно Акколь (Святое озеро), система расположенных дальше озер (Басентьын, Кылдыколь, Сасыкколь, Умирзак, Бозайгыр, Ащыколь, Коктобе, Токкыли). ).

Оленты — третья по величине река области. Длина реки, протекающей по территории Павлодарской области, составляет 273 километра. Река берет начало в 3 километрах южнее села Белоярское Акмолинской области и течет на северо-восток от села Каражар (прежнее название Каражыра бывшего совхоза Экибастуз) сельского округа Тортуй Павлодарской области делится на две, одна ветвь идет на Аулиеколь (Акколь), а другая впадает в Жаманколь. Оба озера расположены рядом друг с другом.

При наполнении Акколь олентинской водой и переходе через бровку вода спускается на север к Жайылме. Воды озера Акколь через реку Дуан (сегодня она перекрыта плотиной) впадают в большую систему озер. В представлении казахов Акколь очень удобен для земледелия. Конечно, естественно, что для кочевого животноводства казахов этот регион представляет особую ценность. Поэтому у казахов с давних времен сохранилось крылатое выражение: «Шидерти вода мед, Оленты трава мед». Густые тростниковые берега Акколя и Жаманколя очень удобны для зимовки.

Из статистических исследований конца ХIХ — начала ХХ веков Ф. Щербины можно найти сведения о том, что на этой территории было много богатых казахских зимовий. Увидеть места зимовок можно и сегодня. Берега озера зимой служат с одной стороны убежищем, с другой пищей. По сей день местные жители зимой держат свой скот в степи на тебеневке. Если нет особой необходимости, сено используют не очень много. Аксакал Кыздарбек рассказал, что зимовщики близ Караобы, летом располагались на высокогорных пастбищах в районах Кояйырган, Сарыозек. Раньше в этих краях трава была густой, высокой, достигала роста лошади, и ребенок легко мог там заблудиться.

Еще одним преимуществом Акколь является то, что система озер богата дичью и рыбой. Здесь водятся дикие утки, гуси, огари и множество видов рыб.

Этнографическая сущность Каражара

Каражар — аул, расположенный у озера Акколь. Здесь родился известный поэт Эстай. Здесь был центр казахского искусства.

Аул Каражар по современным понятиям можно отнести к списку богатых аулов. Основные его признаки — со двора каждого дома, а их 18, на пастбище уходит 40-50 коров. У самых богатых около 100 лошадей, примерно столько же коров, овец, птиц. Во дворе каждого дома есть машина, мотоцикл.

Все дачники аула питаются рыбой и птицей. Это создает благоприятные условия для роста скота. В целом, здесь очень бережно относятся к животным. Они хорошо разбираются в торговле; они знают цену деньгам. Жители даже летом не доят кобыл, исходя из хозяйственных нужд. Жителям этого аула выгоднее держать коров, чем лошадей.

Жители Каражара искусны в охоте, хорошо освоили рыбалку. Есть умельцы, которые делают лодки, плетут сети, ставят катцы (ловушки для рыбы из камыша). Катцы – особая снасть, которая сегодня встречается только в Акколе. С этой снастью «Каза» связаны названия Казалы, которые встречаются на берегах Сыра и Иртыша. Катцы, установленные в озерах, пойменных водоемах, обеспечивают людей в изобилии рыбой и зимой, и летом. Сибирские тюрки называли такую ​​рыболовную снасть «тинек». Местные жители традиционно вручную изготавливают булат, уздечки, изделия из дерева. С этой точки зрения историков интересует аул Каражар, как традиционная этнографическая среда. А селения Тай, Шуга, Коксиыр, Токкыли (Токколь), расположенные по соседству с Аулиеколом, словно так и просятся на этнографические исследования.

Описание к памятнику «Караоба»

Памятники «Караоба» находятся внутри казахского кладбища, расположенного на берегу реки Акколь, в двух километрах от поселка Каражар. Казахское кладбище окружило и сохранило памятники нескольких тысячелетий, еще раз хочу поблагодарить за это наших предков. Здесь находятся орудия труда каменного века, фрагменты глиняной посуды эпохи бронзы, средневековые курганы. Нас особенно заинтересовали два холма (Караоба 1, Караоба 2), расположенные с западной стороны кладбища:

Караоба 1 – высота 2 м, с севера на юг – 25 м, с запада на восток – 30 м., находится в 80-100 м от берега озера.

Караоба 2 — высота 1,7 м, с севера на юг — 24,5 м, с запада на восток — 25 м, находится в 100-115 м от берега озера.

Остатки красного кирпича разбросаны по холмам. Иногда встречаются остатки глазурованного кирпича. Даже на холмах остаются остатки шлака после обжига кирпичей. Рядом с холмами находится средневековая гончарная мастерская. Опишем их отдельно.

Караоба 1 — остатки красного (обожженного) кирпича, полнотелый красный кирпич (25х25х5), кирпичная облицовка, на некоторых из них арабская надпись и рисунки в виде рыб, декоративные керамические плитки для наружной облицовки, остатки кирпича из купол облицован голубой глазурью, остатки глазурованного кирпича с орнаментом.

Караоба 2 — остатки красного (обожженного) кирпича, кладка мавзолея из полнотелого красного кирпича (25х25х5), декоративная керамическая плитка для наружной облицовки, шлак.

На основании найденных остатков кладки и вещей можно дать эскизный проект здания. Построены как мавзолей Джучи-хана в Центральном Казахстане из красного кирпича, с голубым куполом, с облицованным порталом. Можно предположить, что памятники относятся к постройкам золотоордынской эпохи (тип конструкции, строительные материалы, арабская надпись и др.).

И действительно, позже, как артерию между Хорезмом и Акколь, открылась соединительная дорога. С восточной стороны Жаманкола, расположенного недалеко от Акколя, на равнине в нескольких километрах от реки Дуан имеются следы глубокого рва (шириной 9-10 метров). Ров свидетельствует либо о древнем ирригационном, либо о оборонительном сооружении. Как бы то ни было, долина, где располагались мавзолеи Караоба, была хорошо защищена со всех сторон, напоминая неприступные крепости. Живущий здесь Аксакал Какен рассказывает о нем древние легенды.

Информация Казахского Шежире

В ходе нашей исследовательской работы, наряду с Акколь — низовья рек Шидерты и Оленты, нашими информаторами стали местные жители. По словам аксакала Какена из села Каражар, «здесь была битва между калмыками и киргизами, эти холмы остались от времен ногайцев». По-видимому, информаторы под «киргизами» имели в виду ногайские племена, жившие на степных просторах во времена Золотой Орды.

«Однажды калмыки, решившие напасть на Караобу, подошли ко рву. Но войска не смогли переправиться через ров, и через ров перепрыгнула только лошадь их предводителя с упряжью для верховой езды. Местные жители, увидев снаряжённую лошадь, двинулись с ночевкой.»

Этот рассказ (источник), напоминает рассказ, как ногайцы испугались пестрого жеребца и перебрались в одночасье: «Это были времена набегов ногайцев и калмыков. Однажды ночью в аулах ногайцев пёстрый жеребец срывается с поводка и производит суету. И люди испугались, думая, что пришел враг». После этого случая остались рассказы о том, что ногайцы якобы откочевали в одночасье, оставив свой стан калмыкам.

В Шежире им. М.Ж. Копеев о памятниках, расположенных в районе Акколь, гласит: «В низовьях реки Шидерты района Акжар Сасайские уезды были землями, где ногайцы сеяли пшеницу, строили города, ставили ханские ставки такие же, как и ханы Бухара и Коканд.В низовьях Оленты есть два холма под названием «Караоба» и «Сарёба», оставшиеся от двух богачей – Карабая и Сарыбая, оба были казахскими бухтами.Родина единственной дочери Сарыбая Баянсулу – Баянаульские горы. » Из этого рассказа следует, что история Аккола, пусть и связана с Золотой Ордой, то есть корнями уходит еще глубже в историю. В казахском понятии слово «оба» применяется к памятникам древней эпохи (древним кочевникам). Академик А. Маргулан в красках писал, что события и понятия, легшие в основу поэмы «Козы Корпеш — Баян Сулу», относятся к очень давним временам. Не исключено, что позднее, в период Золотой Орды, на этой территории мог быть построен пантеон-памятник династии Шайбани.

Согласно записям Утемиса, Шайбан получил землю Акколь в составе своего улуса по приказу хана Батыя. В старых легендах говорится, что Чингисхан из семнадцати сыновей Джучи-хана дал землю только трем из них. Старшему Эжену достались земли — от Сарыарки далее территория между Сырдарьей и Алтаем с центром в Улытау — «синяя орда с серебряным порогом»; от Улытау и на запад — «белая орда с золотым порогом»; земля между владениями Эжена и Батыя отошла к Шайбани, то есть от Улытау до Иртыша и далее в страну Сибирь — «серая орда со стальным порогом». Затем двинулись на запад и после семилетней войны Батый (1236-1242) для управления Восточной Европой, Русью и Кавказом на берегу реки Едиль (Волги) построил столицу (Сарай-Бату). Создается впечатление, что в это время земли Шайбани расширяются, и Акколь становится ее центром. Во времена хана Узбека все потомки Джучи были отданы на службу великому Исатаю, и только потомки Шайбана, благодаря заслугам предков, сохраняют независимость в области Акколь. После смерти Бердибек-хана (1359 г.), из-за отсутствия достойных кандидатов на ханский престол из потомков Батыя, правителем Золотой Орды стал Хизир-хан, выходец из Акколя.

Согласно записям Абельгазы, Шайбан от брата хана Саина получил земли на границе между Ордой Эжен и Бату-ханом: «Земли Отрара будут между мной и Братом Эженом. Летом жить на Ыргыз, Сауык (Тургай), Ор, Элек на Уральские горы по восточной стороне Жайыка, зимой — в Аракумы, Каракумы, по реке Сыр, в низовьях Шу, Сарысу».

Информация Хасан ар-Руми

Информация о городе Акколь содержится в отчетах арабского купца Бадр ад-Дина Хасан ар-Руми. Он говорит, что границы Золотой Орды начинаются от берегов Жейхуна и охватывают города Хорезм, Сыганак, Сайрам, Жаркент, Гент, Сарай, Мазхар, Азак, Акшакерман (город в Крыму), Кафу, Судак, Саксин. , Укек, Булгар, а также Сибирь, Башкирд и Чулыман. Хасан ар-Руми дает четкие координаты и особенности посещенных им мест: «От Железных ворот, расположенных близ Баку, через Сибирь в Китай караван находится в пути уже пять месяцев», — говорит купец. Эти пять месяцев означают длину сего государства, а ширина сего государства от реки Жейхун до реки Дунай…» от Сейхуна до Дуная — четыре месяца, от Жейхуна до Сейхуна — 15 дней, от Жейхуна до Жайыка — 15 дней, а от Жайыка до Эдиля — десять дней, а от Эдиля до Дона — один месяц».

Хасан ар-Руми проявляет осведомленность в таких вопросах, где другие путешественники допускают ошибки. Например, по его записям, говорить о том, что река Жейхун впадает в Кульзумское море, является ошибкой, «на самом деле Жейхун превращается в Соленое озеро (имеется в виду Аральское море) длиной около 100 фарсахов (фарсах около 7-8 км) .» По словам купца, раньше Соленое озеро называлось Хорезмским морем, а посредине находилась гора Джагир (остров Барсакельмес). А по поводу слов Аль-Ирбили о том, что «Булгар — один из самых известных городов Кыпчака, и что там самая короткая ночь (4,5 часа)», Хасан ар-Руми продолжает: «На самом деле я встречался с астрономом Масудом в время молитвы.Мы подсчитали его астрономическими приборами и обнаружили, что оно длится 4,5 часа с небольшим. Узнали, что в Деште и Кипчаке есть места, где самая короткая ночь.Например, в маленьком городке Акколь самая короткая ночь длится три полтора часа, то есть короче болгарской ночи на один час».

Расстояние между Булгаром и Акколом (т.е. между городом Казанью и Акколом) 20 дней пути, далее Сибирь и Чулыман. Когда путник едет от Чулымана на Восток, он едет в город Каракорум, а потом в землю Китайскую. земли, а затем начнутся земли франков, так вы подойдете к Западному морю». В рассмотренной нами по этому поводу литературе в этом месте Сарыарки отчетливо зафиксирована самая короткая ночь. Этот месяц, говоря по-казахски, приходится на середину сорокадневного зноя лета.Значит, Акколь во времена Золотой Орды был одним из знаменитых городов.

Значение Акколя в сознании казахов

Есть много фактов, доказывающих, что район Акколь был историческим центром евразийских кочевников. Казахские предания об Акколе требуют глубокого изучения. Потому что ключи к этим легендам, сохранившимся в виде мифов и героических эпосов (Кобланды батыр), находятся в тайнах древней истории, в этимологии языка. Один из них, и, собственно, важный, древний эпос «Козы Корпеш – Баян Сулу», связан с Акколь. Решающие события эпоса «Козы Корпеш – Баян Сулу» начинаются с вывоза девяноста тысяч лошадей, со слов Карабая: «Я не отдам дочери моей замуж за сироту», он двинулся вверх по низовьям Оленты… В день, когда он двинулся из Оленты, прорвало Саба Сарыбая… В том месте, где прорвало Саба Сарыбая, остались Акколь и Жайылма». Легенда «Об Алтае», обнаруженная в сборниках М.Ж.Копеева, начинается с того, что парень по имени Алтай в юности «перевязав вожжи на поясе, пас коней Канжыгалы Писбекбая в долине Акколь «Ишбекбай, Писбекбай — богатые братья, — говорит летописец. В один год случился страшный джут, — из всего скота народа в Акколе было два верблюда Ишбек и Пишбек. А весной на этих двух верблюдах перекочевал весь народ Акколь.» Алтайский батыр заранее знал, что будет джут, и спас длинноногого верблюда и корову Писбекбая, угоняя их под Млечный Путь в теплые края. Позднее Писбекбай, довольный отвагой Алтая, якобы женил его на своих дочерях. От этих дочерей родились Алике, Байдалы, Сайдалы и Мойын.Выражение казахов «Если ты аргын, то будь как Алтай» свидетельствует о том, Алтай-Куандык у аргынов считается старшим, могучим.У Писбекбая не было сыновей.К какой эпохе относится это предание?По нашему мнению рассказ относится к эпохе Огуз-Саков.Дедушка Ишбекбая и Писбекбая — Толыбай является родоначальником всего огузского народа.Потомками его старшего сына Раушанбека являются огузы,расселившиеся по территории Малой Азии,Кавказа,Восточной Европы.Теперь это народы-тюрки-османы,туркмены,азербайджанцы и т.д. Об этой эпохе можно узнать некоторые сведения из эпоса «Кероглу».Потомки второго сына Толыбая – Писбекбая во время «великого переселения народов», начатого гуннами, смешались с гуннами. На это указывает и приезд Алтая в Сарыарку, и то, что он женился на дочерях Писбекбая. А потомки Ишбекбая — это те, что встречаются у казахов, и у нескольких народов, родственных казахам, племя Канжыгалы. Согласно преданиям эпохи саков, Ишбекбай – царь внутренних огузов, командовавший 28-летним походом на Египет. Великий греческий историк Геродот пишет, что Ишбекбай, пережив несколько войн, вернулся на родину после нескольких лет скитаний. Этот разговор слишком длинный и не уместится в одной статье. До недавнего времени на земле Акколь казахи избирали здесь ханов. В одном из таких событий 30 мая 1817 года здесь был избран хан Среднего жуза Букей Баракулы. Для ослабления авторитета потомков Абылай сюда прибыли и полководцы Российской империи и непосредственно повлияли на сбор казахских султанов в Акколь. Вот что писал начальник Отдельного Сибирского корпуса лейтенант Глазенап султану Шаншару Султанмамедулы: «Покорнейше благодарю вас, почтеннейший султан, за ваше усердие, и считаю необходимым не оставить вас к вашему приезду в мае, 30 за то, что был на церемонии хана Букея, на которой я сам полагаю присутствовать». Вот на основе таких красивых легенд можно рассказать о древней истории Аккола. Наши уши привыкли верить только русско-китайским источникам или ошибочной истории, однако это правдивая летопись. Обобщая этнографические сведения, материалы археологических раскопок, казахские летописи, научные концепции, можно сделать следующие выводы:

— Земля Акколь — одно из красивейших мест с богатой природой, достойная и святая земля, расположенная в бескрайних казахских степях;

— Земля Акколь плодородна для животноводства; это удобно для роста человеческого капитала;

— Акколь — историческая земля. Найденные здесь исторические реликвии показывают, что это место является древним историческим местом;

— Исторические памятники Аккола берут свое начало с каменного века, например, микролитовые плиты периода неолита, найденные в Караобе;

— Земли Аккола имеют прямое отношение к древним кочевникам. Большинство холмов, найденных на местных кладбищах и в степях, относятся к огузско-кипчакской эпохе;

— На основании сведений видно, что Акколь в эпоху Золотой Орды был центром Шайбанийского улуса. Можно сказать, что Акколь был центром развитой культуры и письменности в эпоху ногайцев;

— Из собранных нами материалов видно, что на земле Акколь находились культовые сооружения, укрепления, центры добычи руды и кирпича;

— На Казахском кладбище, расположенном в поселке Каражар, находятся памятники не только древности, но и 18 века (кладбище Колебе батыра и др. )

— Вблизи холмов расположены системы ирригационных сооружений (арыки), рельеф местности напоминает сельскохозяйственные равнины;

— Рядом с Акколь есть следы крупных оборонительных систем. Это ров длиной в несколько километров (соединяющий Дуан и Жаманколь).

С учетом всех данных считаем необходимым продумать вопрос об объявлении озера Акколь и близлежащего Акжар-Сасай природно-этнографическим историческим парком. Так как ранее в Павлодарской области не было найдено таких художественно-сложных памятников, мы надеемся, что руководство страны и интеллигенция обратят внимание на проблемы его сохранения и исследования. В ближайшее время необходимо защитить Акколь, решить проблемы с проведением воды в Аулие Акколь. Также необходимо продумать вопросы сохранения территории Акколь от стихийных и экологических бедствий.

 

Перевод Раушан МАХМЕТЖАНОВОЙ

Использование материалов для публикации, коммерческого использования или распространения требует письменного или устного разрешения от редакции или автора. Гиперссылка на казахстанский портал обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторских правах». и смежные права». Чтобы запросить авторизацию по электронной почте или позвоните по номеру 8 (7172) 57 14 08 (в — 1164)

Ильмень Акколь (Акколь Ильмень) Карта, Погода и Фото — Казахстан: пересыхающая старица

Поиск: Во всем мире, кроме СШАСША


/ Атырауская область


46&deg38’20» N


48&deg53’50» E
~0 м над у.м.
08:15 (AQTT — UTC/GMT+5)

Ильмень Акколь (Ильмень Акколь) — пересыхающая старица (класс Н — Гидрографический) в Атырауской Облыси (Атырау), Казахстан (Азия) с кодом шрифта региона Восточная Европа. ..

Его координаты: 46°38’20» северной широты и 48°53’50» восточной долготы в DMS (градусы минуты секунды) или 46,6389 и 48,8972 (в десятичных градусах). Его позиция UTM — UM36, а ссылка на графику совместных операций — NL39-04.

Текущее местное время: 08:15; солнце восходит в 08:05 и заходит в 20:12 по местному времени (Азия/Актау UTC/GMT+5). Стандартный часовой пояс для Ильмень-Акколь — UTC/GMT+5
. В 2023 году переход на летнее время начинается на — и заканчивается на -.


Объявлений:

 Объявления:


Погода Ильмень Акколь (облачность, температура, скорость ветра и осадки, мм вероятно)

Вт


14 марта

8 °C мин

9 °C макс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта