Совместная работа Шарья — урок географии
Оборудование урока:
Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером , таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки
Ход урока:
1. Организационный момент: Наше путешествие мы начинаем стихами Киплинга (в переводе Маршака).
На далёкой Амазонке
Не бывал я никогда.
Только “Дон” и “Магдалина” –
Быстроходные суда –
Только “Дон” и “Магдалина”
Ходят по морю туда
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию
И я хочу в Бразилию, к далёким берегам!
Никогда вы не найдёте
В наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей!
Увижу ли Бразилию, Бразилию, Бразилию
Увижу ли Бразилию до старости моей?
Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас будет урок- путешествие. Я – ваш экскурсовод. Вы – юные путешественники. Но наша экскурсия не совсем обычная. Для начала необходимо проверить как вы готовы к экскурсии, проверить домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
Работа с климатограммами. Фронтальный опрос по теме: «Климат» .
ü Какой Ю.Америка – материк, с точки зрения климата.?
ü Какой новый климатический пояс появляется в Ю.Америке по сравнению с Африкой и Австралией?
ü Какое влияние оказывает рельеф на климат Южной Америки?
ü Почему вдоль западного склона Анд выпадает мало осадков, несмотря на близость океана?
ü В каких климатических поясах находится Южная Америка? Учащиеся по цепочке отвечают на вопросы учителя.
3. Изучение нового материала:
Итак, мы начинаем наше путешествие. Все смотрим на слайд. Материк напоминает нам гроздь винограда.
. Учащиеся: Это — Южная Америка.
На экране открывается слайд № 1-Внутренние воды Южной Америки.
Учитель: И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам.
Учитель: Сделайте первые заметки, запишите тему урока. Слайд №2- задачи нашего урока.
цель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами и водопадами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их.
Слайд № 3– Очертания материка с крупными речными системами и озёрами.
Учитель: А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.
- Что вы можете сказать о речной системе материка?
Учащиеся: На материке много рек.
- А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?
Учащиеся: Климат и рельеф.
Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами.
Слайд № 4 – заголовок –Внутренние воды Южной Америки(которые имеются на материке):подземные воды, озера, реки и т. д.
Учитель: Запишите подзаголовок в тетрадь.
«Реки Южной Америки».
Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:
- К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?
Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов.
Учитель:
- Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?
Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных систем (объяснение причинно-следственных связей).
.учитель: Назовите крупные речные системы Южной Америки. Слайд№5
Учитель: Внесите эти сведения к себе в тетради. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия.
Учитель: Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему?
Учащиеся: Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.
Учитель: А теперь обратимся к изучению вопроса о самой крупной реке в мире- Амазонке. А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта. Это река Амазонка
Слайд №7-11 – на данных слайдах содержится информация о природе Амазонки и рассказ о ней.
- Как называется самый высокий водопад?
Учащиеся: Водопад Анхель.
- Как называется самый низкий водопад?
Учащиеся: Водопад Игуасу.
Учитель: Об этих водопадах вы сегодня узнаем много интересного.
.
Это река Амазонка.
Учитель: . Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.
Укаяли.
В верховьях реки Укаяли — притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.
– барранко.
Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду.
Учитель: вам необходимо выполнить следующее задание на данной остановке нашего необычного путешествия. Составить характеристику Амазонки по плану(приложение). У каждого учащегося листок с планом. После выполнения этого задания учащиеся озвучивают ответы.
Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – бот
Учитель: обратите внимание на обитателей Амазонки . слайд№12-13.
Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.
Слайд № 12– пираньи. Небольшой рассказ о них.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.
Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.
- Кто такие кайманы?
Учащиеся: Это вид крокодилов.
Слайд № 13 – кайман,
В этих же водах обитает самая большая змея в мире.
- Как она называется?
Учащиеся: Это удав анаконда.
Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше.
А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река Парана.
Слайд № 14 – река Парана.
– Парана.
В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» — названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Наше путешествие по рекам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов.
- С какими реками Южной Америки вы познакомились?
- Какой тип питания у этих рек преобладает?
- Почему на некоторых реках Южной Америки встречаются пороги и водопады?
(Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.) За каждый правильный ответ получают баллы.
Учитель: Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в наши атласы. Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?
Учащиеся: Озёр на материке мало.
Учитель: Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны,
настолько они малы. Давайте их
рассмотрим.
У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на
самое большое по площади озеро.
Учащиеся: озеро Маракайбо.
Учитель: Верно, это озеро Маракайбо.
Маракайбо. Слайд №21-22-23.
Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах.
Оно находится на севере Южной Америки.
А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет
важное значение для жизни людей этого материка.
Следующая наша остановка – озеро Титикака.
Учитель: А теперь мы можем посмотреть, как выглядит это озеро.
Слайд № 17-18-19-20 – озеро Титикака (1).
Название озера в переводе с индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного
нагорья. По берегам озера живёт племя – уру.
Уру.
по мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник — тотора.
– тотора.
Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь.
Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа.
У побережий озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут образовываться айсберги, когда вдруг с гор начинают сползать ледники. Таким примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины.
. Учитель: Наша экскурсия по озёрам Южной Америки заканчивается. Перейдем к последней и самой красивой и загадочной остановке нашего путешествия- водопады Южной Америки. Слайд № 24– водопад Анхель.
Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.
Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так был открыт знаменитый водопад.
Слайд № 25 – водопад Игуасу.
Глоссарий – Игуасу. (находим его на картах)
В переводе с индейского Игуасу – «большая вода».
Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275. У вас на партах информация с фотографиями этого водопада(см. приложение)
4. Проверка усвоения материала:
Учитель: я хочу вас поблагодарить за участие в нашем путешествии. Нам необходимо закрыть окно в наше путешествие для этого нужно выполнить ряд заданий. 1.
— Игра «Светофор» — «Я утверждаю, что …» (зеленый – согласны, красный – нет).Учащиеся поднимают зеленую карточку, если согласны, красный –нет. За это получают баллы на основании которых выставляются оценки.
+1.Распределение речной сети зависит от рельефа и климата.
+2.Ю.Америка – самый обводненный, т.е. богатый внутренними водами материк.
-3.Большинство рек Ю. Америки относится к бассейну Тихого океана.
+4.В Ю.Америке протекает самая полноводная река мира – Амазонка.
-5.Водопад Анхель был открыт английским путешественником Д.Ливингстоном.
-6.Водопад Игуасу – самый высокий водопад мира.
-7.Питание рек Ю.Америки – преимущественно снеговое.
+8.Озеро Титикака – самое большое высокогорное озеро мира.
Следующее творческое задание выполняет группа №1- составление туристического маршрута по водопаду Игуасу.(материалы на партах). Группа №2-оформляет мини-стенгазету(информация на партах.(см. приложение). Группа №3 выполняют следующее задание: загадка.
На восток материка
С гор спускается река.
Нет нигде ее полней.
Двенадцать Енисеев в ней (Амазонка)
С плоскогорья — … (Парана)
Что на юг бежит она.
А на север одиноко
Течет речка… (Ориноко)
На притоке есть каскад
Знаменитый водопад … (Анхель)
Второй же не чета ему
На реке … (Игуасу)
А озер всего лишь два
(Очень трудные слова) (Титикака, Маракайбо)
5. Выводы урока (на слайде №27):
• Ю.Америка – самый обводненный материк Земли.
• Здесь протекают самые полноводные реки Земли.
• Большинство крупных рек Ю.Америки относятся к бассейну Атлантического океана.
• Питание рек преимущественно дождевое.
• Анды — главный водораздел рек Ю.Америки.
• В Ю.Америке мало крупных озер
• В Ю.Америке находятся знаменитые водопады.
6.Домашнее задание:
с.152-153, отметить на контурной карте реки, озера и водопады, творческое задание
География — 9
- Водопад Анхель находится в Национальном парке Канайма, который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это один из крупнейших по площади парков мира, и ежегодно его посещают миллионы туристов.
Большинство рек Южной Америки относятся к бассейну Атлантического океана. Это связано с тем, что водораздел Атлантического и Тихого океанов проходит через Анды, которые располагаются у самого Тихоокеанского побережья. Формирование на материке крупных рек, впадающих в Тихий океан, невозможно.
Озер в Южной Америке немного, крупных озер нет вообще. Самыми большими по площади являются озера Маракайбо и Титикака.
Работа с текстом
- Титикака – самое высокогорное озеро в мире.
Из-за того, что оно находится на большой
высоте, вода в нем всегда холодная.
- Определите по политической карте,
на территории какого государства
находится озеро Титикака - Почему это озеро слабо
используется в хозяйстве?
Озеро Титикака.
На его берегах
можно встретить
эндемичное живот-
ное Южной Аме-
рики – ламу.
Озеро Маракайбо расположено на севере материка. Узким и мелководным проливом оно соединено с Венесуэльским заливом и Карибским морем, однако считается озером. Это самое крупное озеро в Южной Америке.
В месте, где река Кататумбо впадает в озеро Маракайбо, 1,2–1,6 млн раз в год бьет молния, то есть практически непрерывно по 7–10 часов за ночь. Это уникальное природное явление объясняется столкновением воздушных потоков с Анд с поднимающимся вверх метаном с местных болот. Молнии видны за 400 километров и являются маяком для кораблей.
Добыча нефти на
озере Маракайбо
Чудо Кататумбо.
Молния над озером
Маракайбо.
Озеро играет очень большую роль в экономике Венесуэлы, так как здесь добывается нефть – важнейший источник доходов этой страны.
Южноамериканские географические игры — Seterra
Игры по географии Южной Америки — SeterraВсе | США | Северная Америка | Южная Америка | Европа | Африка | Азия | Океания | мир | Печатные формы | Блог | Часто задаваемые вопросы
Образование Панамского перешейка объединило Северную и Южную Америку около 3 миллионов лет назад, и хотя их иногда называют единым суперконтинентом, они очень отличаются друг от друга географически. В Seterra есть коллекция увлекательных викторин по географии, которые помогут вам узнать страны Южной Америки, их столицы, флаги и многое другое.
Просмотр в виде изображений Посмотреть как текст
Карта Южной АмерикиЮжная Америка: Страны Южная Америка: страны (версия мультфильма) Южная Америка: Очертания страны Южная Америка: Столицы Южная Америка: Города Южная Америка: города (сложная версия) Южная Америка: 12 достопримечательностей Латинская Америка: Страны Южная Америка: административное деление Южная Америка: физические особенности |
Картографические игры Южной Америки (отдельные страны)Аргентина: столицы провинций Аргентина: Провинции Боливия: Департаменты Бразилия: Города Бразилия: Города (сложная версия) Бразилия: регионы Бразилия: столицы штатов Бразилия: Штаты Чили: регионы Колумбия: Департаменты Эквадор: Провинции Гайана: регионы Парагвай: Департаменты Перу: Регионы Суринам: Районы Уругвай: Департаменты Венесуэла: Штаты |
Игры флага Южной АмерикиЮжная Америка: Флаги Аргентина: флаги провинций Боливия: Флаги Бразилия: Государственные флаги Чили: Флаги Колумбия: Флаги Эквадор: флаги провинций Перу: Флаги |
Игры с множественным выбором в Южной АмерикеЮжная Америка: Викторина по столицам 1 Южная Америка: Викторина по столицам 2 |
Южная Америка Печатные формыЮжная Америка: Страны для печати |
Пустые карты, Южная АмерикаФизическая карта Южной Америки (пусто) Физическая карта Бразилии (пусто) |
От озера Маракайбо на крайнем севере до Огненной Земли на южной оконечности, есть много деталей о Южной Америке, которые нужно запомнить. Предоставляя викторины о всем континенте и другие викторины, охватывающие определенные страны и регионы, эта коллекция позволяет вам сосредоточиться только на интересующей вас части Южной Америки, а все викторины по карте можно настраивать. Также есть викторина о флагах Южной Америки, викторина о выдающихся физических особенностях континента, викторина с несколькими вариантами ответов о столицах и распечатанные учебные материалы. Используйте эту коллекцию увлекательных учебных пособий, и пусть Seterra поможет вам узнать все, что вам нужно знать о географии Южной Америки.
>> Посмотреть больше географических игр
Блог Сетерры
Девять игровых режимов на веб-сайте Seterra
Новинка: таблицы лидеров для пользовательских викторин
Новая функция: добавление пользовательских местоположений
Создавайте свои собственные викторины!
Спор о Фолклендских островах
Они принадлежат Аргентине или Соединенному Королевству?
Мультяшная викторина по Южной Америке
Пройди нашу веселую, красочную мультяшную викторину о странах Южной Америки.
Моаи острова Пасхи
Узнайте о древних каменных статуях.
Местные виды животных Южной Америки
Посмотрите на удивительных животных Южной Америки!
Южная Америка: физические особенности
Картографическая викторина
Озеро Маракайбо, мировая столица молний
Озеро Маракайбо — крупнейший в своем роде водоем в Южной Америке.Одна молния за другой освещает поселение на сваях, где река Кататумбо впадает в венесуэльское озеро Маракайбо, мировую столицу молний.
Обладатель мирового рекорда Гиннеса как место с самой высокой концентрацией молний, крупнейшее озеро Южной Америки получает в среднем 233 вспышки на квадратный километр каждый год, по данным НАСА — тысячи за ночь.
Научная и туристическая диковина, для заболоченных сообществ штата Сулия на северо-западе Венесуэлы это явление известно как «маяк» Кататумбо, который на протяжении веков помогал им проводить свои лодки в темноте.
Нет грома, только молния — безмолвное зрелище, которым можно наслаждаться около 300 ночей в году, с пиком в сентябре.
В ясные ночи вспышки рисуют поразительные узоры на Млечном Пути в небе, полном звезд и не нуждающемся в телескопе для наблюдения за созвездиями.
Некоторые из них настолько быстры, что ускользают от человеческого глаза. Некоторые более неторопливо летят по небу зигзагами или сталкиваются с другими молниями.
Наслаждение для наблюдателей за звездами, но суровая реальность для местных жителей, почти ночное представление становится еще более впечатляющим благодаря почти полному отсутствию светового загрязнения.
- Озеро привлекает тысячи молний за ночь.
- Озеро Маракайбо имеет уникальную географию и климатологию, идеально подходящие для развития гроз. «> Озеро занесено в Книгу рекордов Гиннеса как место с самой высокой концентрацией молний.
- В поселке Олога, как и в других его окрестностях, нет электричества.
Здесь нет электросети, а несколько работающих генераторов простаивают из-за острой нехватки топлива, вызванной экономическим кризисом в Венесуэле.
Лишь изредка можно увидеть слабое свечение небольшого домашнего генератора или луч фонарика рыбака.
Иностранные гости, которые раньше приезжали в Сулию, держались подальше из-за глобальной пандемии коронавируса и экономических проблем Венесуэлы.
Не обращая внимания на научный интерес к этому явлению, Марианела Ромера — 40-летняя рыбачка, измученное лицо которой делает ее намного старше, — говорит, что молния «указывает нам, куда идти».