Пагода сунъюэсы: ПАГОДА • Большая российская энциклопедия

Пагоды в Китае

В самой основе пагоды Китая лежат деревянные многоуровневые строения, которые в 1 в. существовали до прихода буддизма, а также индийские буддийские ступы. Затем изменилась форма самой пагоды, а также ее основания. Обычно пагоды возводились из камня, кирпича либо сочетания данных материалов. Каждый уровень выделялся круговым карнизом, а стены украшали многочисленные рельеры и объемные панно с картинками жизни народа и императорских войск.

Деревянная шестиугольная пагода на плане расположена в центре монастыря на оси юг – север. Подобное расположение преобладало до 8 века.                                   
Инсянь План пагоды Шицзята храма Фогунсы ↑

Самая ранняя из сохранившихся кирпичных пагод Китая. Только ее основание имело 12 углов. Первый этаж делится на две части карнизом и служит постаментом.

В верхней части обустроено 15 ярусов.

↑ Гора Суншань Пагода Сунъюэсы
Каменная маленькая пагода, в которой было 5 ярусов. Украшена рельефами с цветами лотоса и различными рельефами.                                                                                               
Нанкин Монастырь Цисясы Пагода Шэлита ↑
Это самая высокая пагода Китая из дерева высотой 67,3 м. В ней было 54 консольных группы для поддержки карнизов.  
↑ Фасад пагоды Шицзята
Данная пагода из 9 ярусов является примером сочетания в конструкции дерева и кирпича. Средняя часть из кирпича окружена деревянной отделкой. Снаружи все здание кажется деревянным.
Сучжоу Монастырь Баоэньсы Пагода Байсыта ↑
Снаружи пагода выглядит шестиярусной. Однако две первых крыши закрывают только террасу, окружающую пагоду. В верхних 4 ярусах размещаются крупные составляющие конструкции.                                                                                           
 ↑ Пагода Шака Поперечное сечение
Одна из 2 абсолютно одинаковых пагод. Они возведены из самого крепкого камня, в плане октогональные, имеющие группы консолей, которые имитировали деревянные. Выстроены пагоды в классическом южном стиле.                                                                          
Цюаньчжоу Монастырь Кайюаньсы Пагода ↑
Спроектирована известным непальским архитектором специально для монгольских императоров. Построена эта кирпичная пагода в Даду в 1271г. Отчетливо просматривается ее происхождение от ступы до самой настоящей типовой тибетской чайтьи.
↑ Пекин Пагода в монастыре Мяоэньсы

Архитектура Китая III–VI вв. (период Шести династий) | История архитектуры стран Азии и Африки

Глава «Архитектура Китая III–VI вв. (период Шести династий)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Глухарева О.Н.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В конце II в. внутренние противоречия привели к ослаблению могущественной династии Хань. Тяжелое положение крестьянства, непосильные налоги, захват пахотных земель крупными землевладельцами — все это привело к нарастанию недовольства в стране. Торговля и ремесла потеряли свое прежнее значение, караванный путь на Запад заглох, голод и разруха царили в империи. В 184 г. вспыхнувшее народное восстание, известное в истории Китая как восстание Желтых повязок, охватило значительную часть страны. Оно продолжалось около 20 лет и способствовало падению династии Хань.

В этот тяжелый период, когда страна переживала разруху и цветущие когда-то города лежали в руинах, империя распалась на три отдельных царства: Вэй (220—265) на севере, северо-западе и в центре страны, У (222—280) на юге и юго-востоке в нижнем течении Янцзы и Шу или Хань (221—263) на юго-западе в среднем и верхнем течении Янцзы.

В период Троецарствия (220—265) продолжались непрерывные войны, еще более ослаблявшие страну.

Схематическая карта Китая

В 265 г. наиболее сильное царство Вэй захватило всю страну, а полководец Сыма Янь провозгласил себя императором основанной им династии Западная Цзинь (265—316). Однако истощение экономики, продолжавшийся захват земель «сильными домами», а также междоусобная борьба феодальных групп в конце III в.

привели к дальнейшему ослаблению страны, которым воспользовались кочевые племена на севере и северо-западе. Они неоднократно восставали на протяжении первого десятилетия IV в. против властей Цзиньской империи. В 316 г. гунны, обитавшие на территории современной провинции Шаньси, начали наступление на столичную провинцию и захватили столицу империи Чанъань. Многие города с великолепными сооружениями и дворцами были разграблены и сожжены. Вскоре после этого весь северный, северо-западный и юго-западный Китай оказался во власти гуннов, сяньби, ди, цян и других племен, создавших свои царства, между которыми происходила ожесточенная борьба за господство в стране. Постепенно завоеватели восприняли культуру Китая, находившуюся на более высоком уровне, и перешли к оседлому образу жизни и земледелию.

Борьба отдельных царств между собой привела к победе сяньбийского рода Тоба, правитель которого Тоба Гуй объявил себя императором и основал династию Северная Вэй (386—534). К 439 г. весь Северный Китай был объединен под властью этой династии.

Город Пинчэн (современный Датун на северо-востоке провинции Шаньси), который в 398 г. был центром правителей племени Тоба, стал столицей Северной Вэй. В 493 г. столица была снова перенесена в Лоян.

В Южном Китае также было создано государство, где на протяжении IV—VI вв. сменяется ряд китайских династий.

В этот период бесконечных войн и иноземных вторжений происходит дальнейшее развитие феодальных отношений, под воздействие которых попадают и кочевники, вторгшиеся в Северный Китай, с их разлагавшимся первобытно-общинным строем. Складывается надельная система распределения земли, укрепляющая государственную земельную собственность. Развитие феодальных отношений в Китае способствовало централизации страны.

Значительные изменения происходят и в идеологической жизни страны. Конфуцианство с его рационализмом, как и старые народные анимистические верования, теряют свое прежнее значение. Даосизм, который в первые века нашей эры широко распространился в народных массах и из философского учения Лао Цзы и Чжуан Цзы превратился в религию с пантеоном божеств, хотя и продолжал существовать, но в III—VI вв.

уже не играл той роли, что раньше. Господствующей религией становится буддизм в форме махаяна, привнесенный из Индии. Буддизм в Китае многое воспринял от местных культов и от даосизма. Связь буддизма с даосизмом способствовала образованию буддийской секты Чань, оказавшей в дальнейшем большое влияние на культуру и искусство Дальнего Востока.

В начале VI в. буддизм распространился по всей стране и был использован правящими кругами как новое идеологическое оружие с его проповедью пассивного отношения ко всем явлениям жизни и отказом от борьбы. Новое религиозное учение способствовало укреплению власти феодальных правителей, которые с этого времени оказывали покровительство буддийским церковным организациям.

Архитектура Китая III—IV вв. не потеряла преемственности и продолжала, хотя и медленно, развивать богатые строительные традиции прошлого, сочетая их с новыми формами, воспринятыми из Индии и Центральной Азии вместе с буддизмом.

1. Лоян. План города, V в.

Градостроительство. После утверждения на севере Китая династии Северная Вэй вновь начали возрождаться разрушенные города. Отстраиваются ханьские столицы Чанъань и Лоян с их великолепными дворцами. С 493 г., после того как столица была перенесена в Лоян, город был значительно расширен и перестроен, но традиционная структура древних городов Китая была сохранена (рис. 1). Лоян представлял в плане прямоугольник, вытянутый по оси юг — север. Город был обнесен крепостными стенами с бойницами и башнями над воротами и по углам. В город вели двое ворот с южной, трое с восточной и четверо с западной сторон.

С северо-восточной стороны Лоян в своем плане имел длинную выемку, которая была обусловлена близким расположением реки к этой части города. Правильное очертание города было нарушено и в северо-западной части, где городская стена выступала вперед в своей небольшой части, защищенная руслом небольшой реки, выходящей через отверстие в городской стене. Канал, окружавший городские стены Лояна, проходил по северной, восточной и южной сторонам, а также и большой части западной, оставляя лишь небольшую часть стены без рва.

Лоян, как и другие города Китая, пересекающимися широтными и меридиональными магистралями был разделен на отдельные замкнутые кварталы. Главная широкая магистраль, проходя по оси юг—север, делила город на западную и восточную части. В центре строго распланированного города был сооружен большой императорский дворцовый ансамбль, окруженный стенами с воротами на южной и северной сторонах. Река, протекавшая через город, пересекала дворцовый ансамбль с востока на запад.

В центре северной стены города был сооружен второй северный дворец, обнесенный стеной с тремя воротами, к которым вела главная магистраль города. Рядом с ним был расположен императорский парк, также окруженный стеной.

Парки и храмы находились и в других частях города. Так, в восточной стороне Лояна существовал парк Хуалин, в центре которого было сооружено большое озеро путем расширения русла реки, протекавшей среди городских улиц. Жилые кварталы и мастерские многочисленных ремесленников располагались в южной части города, где был сооружен дополнительный канал, проложенный по оси восток—запад и отделявший часть южных кварталов города.

Дворцовое строительство. Императорские дворцовые ансамбли III—VI вв. не дошли до нашего времени, но сохранились сведения, что они, как и более ранние дворцовые сооружения, отличались пышностью и великолепием своих украшений. Так, во второй четверти IV в. правитель Ши Ху построил необычное ритуальное сооружение «Тай и тянь» в виде большого зала с колоннами из серебра и золота, стоявшее на мраморной платформе, достигавшей 28 футов высоты. Известно также, что дворец одного из правителей в VI в. был построен из сандалового дерева и распространял благоухания на большое расстояние.

Культовое строительство. С распространением в Китае буддизма в IV—VI вв. развернулось интенсивное строительство буддийских храмовых ансамблей, пагод и других культовых зданий. В Лояне было 42 действующих храма, а в его окрестностях — еще 500 храмов. Всего в Северной империи этого времени насчитывалось 13727 буддийских храмов.

В связи с тем что буддийские монастыри получили в свое владение большое количество земель, на которых бесплатно трудились монахи и крестьяне, буддийская церковь обладала большими материальными возможностями для сооружения культовых зданий. Для пропаганды своих идей буддизм широко использовал искусство. Многочисленные храмы украшались живописью и статуями, изображавшими божества и сцены из буддийских легенд.

При сооружении буддийских монастырей использовались уже сложившиеся к этому времени местные архитектурные традиции как в композиции генерального плана, так и в структуре отдельных построек. В Китае не сохранились монастыри III—VI вв. Поэтому о композиции монастырских ансамблей этого времени можно судить по сохранившимся остаткам ранних монастырей Японии, например Ситеннодзи, так как они повторяли китайские постройки.

Ансамбли буддийских монастырей, как и дворцы, состояли из расположенных один за другим дворов, обнесенных оградой с воротами, завершенными надвратными башнями. Во дворах строили большие деревянные павильоны-храмы. Главное здание — зал Будды, стоявшее в центре на главной оси ансамбля юг — север, — богато украшалось стенописью, скульптурой, резьбой по дереву.

Значительным сооружением буддийского ансамбля с IV в. становится также башня-пагода (от китайского баота — башня сокровищ), которая доминировала над всеми остальными зданиями храмового ансамбля и располагалась на оси комплекса впереди главного здания.

Китайская пагода, как тип сооружения, сложилась под влиянием индийской ступы. Однако в основу архитектурных форм китайской пагоды были положены традиции, сложившиеся в период Хань при возведении башен типа «тай» и «лоу», о чем свидетельствуют модели таких башен, найденные в погребениях этого времени, например недавно открытая модель башни в уезде Чжаньесянь. Подобно башням тай и лоу пагоды строили из дерева. Они увенчивались навершием «пань» в виде ступы с высоким шпилем, украшенным дисками, как и в навершиях индийской ступы.

Индийское влияние заметно также в облике ранних глинобитных и каменных пагод, сооружение которых не имело сколько-нибудь значительных традиций в Китае. Первоначальное число ярусов в пагодах достигало трех, но с распространением буддизма увеличилось до девяти и более. Так, в период Вэй в 467 г. в Инчане была сооружена высокая семиярусная пагода, стоявшая около храма. В это же время была сооружена и необычная для Китая трехъярусная каменная пагода, достигавшая высоты 31 м.

После перенесения столицы в Лоян началось еще более интенсивное строительство торжественных храмовых ансамблей, около которых подобно ханьским башням, стоявшим в садах императорских дворцов, возвышались многоярусные величественные пагоды, создававшие новый облик города, застроенного одноэтажными зданиями.

В 516 г. в новой столице был сооружен императорский храм Юннинсы, из описания которого известно, что за главными южными воротами в стенах ансамбля, завершенных трехъярусными башнями, возвышалась девятиярусная деревянная пагода с золотыми колокольчиками по углам ее девяти ярусов. Двери пагоды были покрыты красным лаком и украшены золотыми шляпками гвоздей. На оси ансамбля за пагодой был расположен зал Будды, украшенный золотыми статуями Будды и других божеств.

Изображения ранних пагод сохранились в пещерных храмах Юньгана, Лунмыня и Дуньхуана, сооружаемых в этот период на севере и северо-западе страны.

Пещерный буддийский храм в горах Юньган в провинции Шаньси находится к западу от города Датун. Храм сооружался с 452 по 499 г., причем в горных откосах были вырублены 20 больших пещер и несколько сот ниш для буддийских статуй. Раньше все пещеры с внешней стороны соединялись деревянными надстройками — переходами, которые сейчас почти все разрушены.

2. Провинция Шаньси. Пещерный храм Юньган, 452—499 гг. 1 — колонна в форме трехъярусной пагоды; 2 — колонна в форме пятиярусной пагоды

В отдельных пещерах имеются опорные столбы в центре, высеченные в форме четырехугольных пагод, очень близких по своей форме к деревянным башням периода Хань, что указывает на использование строителями в V—VI вв. традиционных китайских конструкций. В одной из пещер столб имеет форму трехъярусной пагоды (рис. 2, 1). Карнизы ее второго и третьего ярусов имитируют деревянные доугуны и поддерживающие конструкции между ними в виде подкосов, иногда криволинейных («горб верблюда»). По четырем сторонам ярусов расположены неглубокие ниши, в третьем ярусе заполненные фигурами божеств. Подобное оформление стен, несвойственное китайским деревянным постройкам, свидетельствует о влиянии архитектуры пещерных индийских храмов времени Гуптов. Выступающие крыши с ребристой поверхностью, имитирующей черепицу, имеют слегка поднятые по углам скаты без украшений.

В другой пещере Юньгана столб высечен в виде четырехугольной в плане пагоды с постепенно убывающими кверху пятью ярусами, разделенными выступающими прямыми крышами и карнизами с такими же конструкциями, как и у описанной выше башни (рис. 2, 2). Пагода стоит на высоком ступенчатом основании. Каждый из ее ярусов расчленен нишами, в которых расположены статуи божеств. Скульптурное изображение пагоды выполнено с точным воспроизведением деревянных конструкций и может служить ярким свидетельством тесной связи ранних пагод с ханьскими башнями. Возможно, что эта модель воспроизводит одну из существовавших лоянских пагод.

В пещерных храмах Китая сохранились и другие многочисленные изображения пагод в виде столбов или настенных барельефов, которые дают ясное представление о различных формах этих сооружений.

Изображение пагод периода Вэй можно встретить и в стенописи пещерного храма «Тысяча будд» около Дуньхуана. В 254-й пещере сохранилась настенная композиция с изображением пейзажа и многоярусной пагоды.

О влиянии Индии на архитектуру китайских пагод свидетельствует и обследованная С.Ф. Ольденбургом ранняя ступа (деревня Сыркин Турфанского округа) в виде четырехугольной кирпичной пагоды с семью сохранившимися ярусами и нишами по их сторонам. По своей форме ступа близка к изображениям в Юньгане.

3. Провинция Хэнань. Гора Суншань. Пагода Сунъюэсы, 520 г. Общий вид, план, фрагмент4. Провинция Шаньдун. Пагода Сымыньта, 544 г.

В VI в. в Северном Китае начинается строительство и кирпичных пагод, представление о которых дает наиболее ранняя из всех сохранившихся в Китае пагода Сунъюэсы, воздвигнутая на горе Суншань (уезд Дэнфэнь, провинция Хэнань, рис. 3). Первоначально на этом высоком живописном месте существовал дворец, в 520 г. указом императора превращенный в буддийский монастырь. До наших дней от монастыря Сунъюэсы сохранилась лишь одна кирпичная (в толще стен использована глина) пагода (520 г.). По своему облику она близка к индийским культовым сооружениям периода Гуптов. Иноземное влияние отчетливо прослеживается в общей тяжелой массе всего здания, а также и в завершении, которое в кирпиче повторяет изображение мачты с дисками, воспринятое из индийской ступы.

Пагода Сунъюэсы высотой 40 м — единственная пагода Китая, представляющая в плане двенадцатиугольник. Ее высокий первый этаж служит как бы монументальным постаментом и разделен по горизонтали широким ступенчатым карнизом на две части. В 12 углах верхней части выступают трехгранные пилястры с базами в форме лепестков лотоса и с капителями, украшенными «пылающими жемчужинами» в глубоких арочных нишах, где ранее находились статуи божеств. Над первым этажом, играющим роль пьедестала, возвышается верхняя часть пагоды с плавной линией силуэта, расчлененного 15 тесно расположенными ступенчатыми карнизами. Пятнадцать ярусов пагоды по всем сторонам украшены миниатюрными нишами и прямоугольными проемами, которые еще более усиливают игру светотени на ее поверхности, создаваемую карнизами. Внутри пагода представляет собой октагональную по форме шахту, лишенную каких-либо перекрытий.

Пагода Сунъюэсы свидетельствует о возросшем мастерстве китайских зодчих VI в. и об умелом освоении ими строительных приемов и форм, пришедших в Китай из Индии. Сооруженная на вершине горы, среди темно-коричневых горных массивов и зелени пагода Сунъюэсы гармонично сливается своей темной массой с окружающим ее пейзажем.

К числу сохранившихся ранних пагод Китая относится и одноэтажная квадратная пагода Сымыньта (Башня четырех дверей), построенная в 544 г. в уезде Личэн провинции Шаньдун при монастыре Шэньтунсы, который в VI в. был одним из центров буддизма (рис. 4). Эта простая по форме пагода имеет со всех четырех сторон проходы в форме небольших арок. Суровый характер всего сооружения смягчен слегка выступающим в верхней части ступенчатым карнизом и пирамидальной формы куполом, увенчанным ступой на пьедестале сложной конфигурации с четырьмя высокими акротериями, напоминающими рога. Одноэтажная пагода Сымыньта по своему облику более близка к форме индийской ступы.

5. Провинция Хэбэй. Колонна Ицзыхуэй, 569 г.6. Гора Юньган (около г. Датун) 1 — колонна со львами; 2 — колонна с ионической капителью, V—VI в.

О развитии архитектурных сооружений III—VI вв. свидетельствует высокая каменная колонна Ицзыхуэй, находящаяся в селении Шичжицунь (уезд Динсин провинции Хэбэй). Эта колонна воздвигнута в 569 г. около погребения и является новой деталью погребального комплекса, заменившей прежние пилоны-цюе, стоявшие у ханьских могил (рис. 5).

База колонны имеет вид двухступенчатого пьедестала, завершением которого служит венчик из лепестков лотоса. В нижней части колонна высечена в форме октагона, а в верхней — «в форме параллелепипеда со сторонами, служившими для размещения на них текста. Оригинальная по форме капитель колонны состоит из четырехугольной плиты, на которой высится миниатюрная одноэтажная постройка.

Представление о храмовых павильонах дают также изображения в пещерных буддийских храмах Китая, где сохранились высеченные в камне различные архитектурные композиции и детали.

Особенно много материала для изучения архитектуры V—VI вв. дает пещерный храм в горах Юньган. В 20 пещерах помимо изображения пагод сохранились также изображения храмов, ворот, арок и различной формы колонн и сводов. Причем, детальное изучение их показывает значительное влияние на архитектуру этого времени чужеземных форм, проникших вместе с буддизмом из западных стран Азии. Так, в колонне с фигурами двухголовых львов, венчающих капитель, заметно влияние Ирана; завитки ионического ордера в капителях восьмигранных столбов свидетельствуют об эллинистических влияниях (рис. 6).

Барельефное изображение храма с тремя пролетами и конструкциями доугунов по карнизу, которые поддерживают вынос черепичной крыши, украшенной на коньке фигурой птицы и двумя выступами, так называемыми «хвостами совы», расположенными на его концах, дает представление о сложившемся типе китайского деревянного павильона V в. с его ясной расчлененностью отдельных деталей.

Своды некоторых пещер, высеченные в виде куполов из квадратов и ромбов, вписанных друг в друга, тоже указывают на преемственность ханьских архитектурных традиций.

7. Гора Юньган (около г. Датун). Пещерный храм. 1 — рельеф; 2 — арка
8. Провинция Шаньси. Гор. Тайюань. Храм Тяньлуншань, 560 г.

К числу интересных архитектурных форм, встречающихся в Юньгане, относятся и пятигранные или эллиптические арки, напоминающие лепестки лотоса. Это свидетельствует о разнообразии архитектурных и скульптурных приемов и возможном участии в строительстве пещер мастеров не только из северного Китая, но и прибывших сюда из Бамиана и других буддийских центров (рис. 7).

В храме Тяньлуншань около г. Тайюань (провинция Шаньси) в пещерах VI в. в одной архитектурной композиции своеобразно сочетаются китайские деревянные доугуны, высеченные в камне, и колонны ионической формы, фланкирующие вход в виде арки с эллиптическим остроконечным очертанием.

В пещерах Тяньлуншаня хорошо сохранился архитектурно оформленный портик, ведущий в пещеру № 16, построенную в 560 г. (рис. 8). В глубине портика по обе стороны арочного проема с обрамлением остроконечного очертания расположены статуи божеств. Выступающие на переднем плане портика восьмигранные столбы, слегка сужающиеся кверху, с базами, украшенными венчиками из лепестков лотоса и квадратными капителями, поддерживают широкий карниз с высеченными на нем короткими доугунами с тремя ответвлениями и другими элементами, имитирующими деревянные сооружения этого времени.

9. Провинция Ганьсу. Храм Майцзишань, 566—568 гг. Общий вид; фрагмент пещеры
10. Провинция Цзянсу (около Нанкина): 1 — колонна у погребения Сяо Цзина, 523 г.; 2 — погребение Сяо Сю, 518 г. База «Лягушка»

Особый интерес представляет также архитектурное оформление одной из пещер храма Майцзишань в провинции Ганьсу. Пещера Цифогэ (святилище Семи Будд), сооруженная в 566—568 гг., имеет форму большого павильона с семью проходами между столбами и высеченными над ними фигурными карнизами и драпировками. Со стороны фасада столбы украшены барельефными изображениями божеств, что свидетельствует о синтезе архитектурных и скульптурных форм, характерном для всех пещерных храмов средневекового Китая (рис. 9).

В то время как на архитектуру Северного Китая большое влияние оказывали западные страны, на юге в бассейне реки Янцзы сохранялся традиционный характер китайских построек.

В композициях погребальных комплексов императоров и придворной знати в Цзянье (современный Нанкин) VI в. сохранялись ханьские традиции. Так, монументальные фигуры фантастических крылатых львов «шоу», расположенные среди полей, по своему облику близки к львам, стоящим около пилонов погребения У Лян-цы в провинции Шаньдун, но первые уже отличаются большей выразительностью и пластичностью форм.

Вместо пилонов (цюе) на юге появляются колонны (хуабяо), состоящие как бы из связанных вместе стволов деревьев, что указывает на их происхождение от деревянных колонн, стоявших у дворцов. Такая колонна, высеченная из известняка в 523 г., сохранились у погребения Сяо Цзина — сына императора династии Лян (рис. 10, 1).

Погребение Сяо Сю (518 г.), которое исследуется в последнее время, украшено фигурами черепах, колоннами и фантастическими львами. Одна из колонн имеет оригинальную базу в форме огромной лягушки с открытой пастью (рис. 10, 2).

Около погребений, расположенных недалеко от Нанкина, кроме скульптур и колонн «хуабяо» сохранились и каменные стелы «му-пай», стоявшие обычно перед могильным холмам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *