Пакаль Великий: царь майя или астронавт?
У каждого народа свои божества. О них слагаются легенды, в их честь возводят храмы, им стоят монументы и памятники. Им слагают гимны и хвалебные песнопения.
Но нелегка была судьба правителей народов. Не все они доживали до солидного возраста. Чаще они складывали голову в походах и битвах с многочисленными врагами, пытающимися отнять у них часть царства.
Сувенирное изображение Великого Пакаля — правителя майя
Чингисхан умер в 72 года у стен осажденной им столицы тангутов Чжунсина.
Ашурбанапал, носивший титул Царя Вселенной, последний великий царь Ассирии, умер в возрасте 57 лет.
Великому полководцу Александру Македонскому было всего 32 года, когда он заболел лихорадкой и после 10 дней болезни умер.
Храм Надписей в Паленке, городе-государстве майя
Великий эмир империи Тимуридов Тимур Тамерлан прожил 68 лет и умер во время похода на Китай в 1405 году.
Кир Великий, персидский царь, основаватель Ахеменской империи, простиравшейся по территории Ближнего Востока от Эгейского моря до реки Инд погиб в 50-летнем возрасте во время похода на массагетов.
Фараон Древнего Египта Тутанхамон скончался на 19 году жизни. По последним версиям он был убит.
Царь Спарты Леонид I погиб в возрасте 40 лет в жестокой битве при Фермопилах, возглавив 300 спартанцев.
Правители довольно рано покидали этот мир, отдавая жизнь за свой народ или в результате дворцовых интриг и переворотов.
Одно из изображений Великого Пакаля на могиле в Храме Надписей
А в истории майя был свой удивительный правитель – Пакаль Великий. Полное имя его Кинич Ханааб Пакаль (Kinich Janaab Pakal).
Пакаль получил право на царствование в 12-летнем возрасте. Его владения простирались от моря до моря, а, вернее говоря, от океана до океана.
В истории народа майя он был самым знаменитым и самым почитаемым царем, любимцем своего многочисленного народа, посланцем богов, властителем древнего государства Паленке, правящим непрерывно до самой смерти с 615 до 683 года. Скончался в возрасте 80 лет!
Известность к правителю Пакалю Великому пришла в 1950-х годах, когда археологи обнаружили его могилу. И уже тогда она удивила и специалистов, и историков, и общественность своим необыкновенным устройством.
Захоронение, которое получило название Храм Надписей, было закрыто могучей каменной плитой, вес которой составлял больше одной тонны. Плита была покрыта искусной гравировкой, на которой изображены сцены из жизни народа майя, а также загадочные многочисленные иероглифы, которые, возможно, описывают жизнь и смерть великого правителя.
Специалисты развернули большую дискуссию как по поводу технологии установки такой тяжелой плиты на гробницу, так и по трактовке изображений и дебаты эти продолжаются до сих пор.
Археологи определили, что верхняя часть саркофага представляет собой классическое произведение искусства майя. В сакральном смысле верхняя часть саркофага символизирует представление майя и показывает Великого Пакаля, освобождающего подземный мир майя -Кибальбу.
Надгробная плита гробницы Пакаля
Удивительно еще и то, что в время вскрытия гробницы тело Пакаля в могиле не было обнаружено. Могиле лежало тело 40-летнего мужчины, который не мог быть Великим Пакалем, потому что тому на момент смерти тому было 80 лет!
Предание майя гласит, что Пакаль «вернулся к звездам. Признаков вскрытия гробницы не обнаружено. Гробница была запечатана с 683 года и нет никаких доказательств возможной кражи.
Доработанное современное изображение надгробной плиты
Кроме плиты, в захоронении был обнаружен удивительный артефакт: на крышке гробницы был укреплен наружный элемент – украшение, изображающее фигурку человека, сидящего в примерно в той же позе, что и современные астронавты во время полета.
Цветная копия барельефа на гробнице Пакаля(справа).
Археологи считают, что это фигурка самого Пакаля. Элемент содержит какие-то рычаги и педали, которыми фигурка Пакаля управляет с помощью рук и ног.
К лицу Пакаля подведены какие-то шланги, которые можно принять за кислородное оборудование, позволяющее астронавту дышать во время полета. Детали украшения выгляядят как сложные механизмы управления ракетой. На украшении угадываются пропеллеры и нечто, похожее на языки пламени и дым в нижней части корабля.
Ряд специалистов трактуют это изображение, как попытку художников майя изобразить восхождение Великого Пакаля к звездам. Выдвинута даже версия, что сам Пакаль был инопланетным астронавтом, возвратившимся на своем корабле к себе на родину.
Одно из изображений искуства майя
По форме скульптура-артефакт напоминает часть ракеты с тремя двигателями.
Но что же это на самом деле? Либо это просто базальтовая скульптура, имитирующая что-то такое, что видели художники майя и попытались воспроизвести? Возможно это древний двигатель ракеты, с помощью которой Землю посещали инопланетяне? Но как этот предмет попал в гробницу? Был ли он там изначально или положен туда после захоронения Великого Пакаля?
Вторично интерес к захронению великого правителя майя возник в 2018 году, когда в ходе проводимых археологами раскопок в районе одного из дворцов Пакаля на юге Мексики внезапно обнаружили очень редкий артефакт. Сам дворец Пакаля представляет собой настоящее прпоизведение искусства и инженерное чудо, созданное гениальными строителями прошлого.
Некоторые полагают, что так майя и ацтеки изображали астронавтов
Для тех лет гробница Пакаля — творение высочайшего уровня со множеством загадок, головоломок, тайников, секретов и сюрпризов. Особый шок испытали исследователи, когда начали изучение рукотворных водостоков, окружающих захоронение. Они обнаружили ранее неизвестный им бассейн с сидениями. Такого уникального сооружения на территории Америки ученые не находили.
В этом же дворце археологи обнаружили тайник, из которого достали алебастровую маску, но не снятую с лица покойного, как предположили изначально, а скорее интерьерное украшение. Находку сравнили с имющимися наскальными и другими изображениями Великого Пакаля и пришли к заключению, что весьма похож на великого правителя народа майя. Маска снята с пожилого мужчины, лицо которого изборождено глубокими морщинами. Все это косвенно подтвержало то, что маска принадлежит Пакалю, который правил страной до 80 лет.
Маска Великого Пакаля
Эта находка интересна не только с исторической точки зрения. Ее культурная ценность также велика, поскольку она – первое обнаруженное учеными произведение искусства, изображающее Пакаля в зрелые годы, возможно в последние годы его жизни.
Многие скептически относятся к выводам и утверждениям, касающихся находок в гробнице великого правителя майя. Правительство Мексики неохотно демонстрирует сам артефакт и не комментирует всех слухов и домыслов, связанных с этой находкой.
история космос майя мексика загадки непознанное
Вам может быть интересно
Сокровища затонувших кораблей: Операция «Восходящее солнце»
Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
Прощай, Октябрьский радиоцентр, прощай Октябрьское поле!
Подробнее
Пакаль | это… Что такое Пакаль?
К’инич Ханааб Пакаль (Национальный музей Антропологии, Мехико; фото Ю.Полюховича)
Пакаль, Пакаль Великий, К’инич Ханааб Пакаль I (майя K’inich Janaa[h]b Pakal — «Сияющий … Щит») (23 марта 603 — 28 августа 683) — правитель Баакульского царства майя со столицей в Лакам-Ха (Паленке) с июля 615 года по август 683 года.
Титул: священный Баакульский владыка (K’UH-BAAK-la AJAW), Священный Матавильский владыка (K’UH-MAT-la AJAW), западный кало’мте (OCH-K’IN KAL-ma-TE)
Содержание
|
Биография
К’инич-Ханааб-Пакаль I — одиннадцатый в известной последовательности правителей Паленке.
Основные биографические данные:
- Родился: 9.8.9.13.0, 8 Ахав 13 Поп (23 марта 603 года).
- Воцарился: 9.9.2.4.8, 5 Ламат 1 Моль (26 июля 612 года).
- Умер: 9.12.11.5.18, 6 Эц’наб 11 Йаш (28 августа 683 года).
- Годы правления: 612—683.
Семья
- Жена: Иш-Ц’акбу-Ахав
- Отец: К’ан-Мо’-Хиш
- Мать: Иш-Сак-К’ук’
- Сыновья:
- Кан-Балам II.
- К’ан-Хой-Читам II.
- Тиволь-Чан-Мат?[1].
Имя
Имя, под которым известен этот правитель, — первое имя майя Классического периода (IV—IX в. н. э.), прочитанное современными исследователями[2]. Это тронное имя (в надписях Паленке имена такого рода обозначаются термином K’UH-K’AL-HU’N-IL K’ABA, «священное венчальное имя»). Правители получали их после вступления на престол; они, по всей видимости, указывали на их тотемных покровителей. В данном случае таковым является водяная лилия (jan naa[h]b), имеющая дополнительный эпитет pakal, «щит». В текстах, сообщающих о мифологических временах, упоминается персонаж по имени Йаш Читим Ханааб Пакаль, «Праотец Водяная Лилия — Щит». Элемент K’INICH, «Солнцеликий» или «Солнечный», достаточно часто встречается в именах майяских правителей Классического периода. Личное, полученное при рождении, имя К’инич Ханааб Пакаля неизвестно.
Происхождение и обстоятельства воцарения
Данные анализа костных останков свидетельствуют, что Ханааб Пакаль родился и провёл детство в Лакам-Ха (Паленке). Однако к предыдущей династии правителей этого города (Баакульских владык) он принадлежал только по линии матери, Сак К’ук’; его отец К’ан Мо’ Хиш носил титул «владыки Чо’х» (пока ещё недостаточно известное государственное образование) и прав на паленкский престол не имел.
Детство Ханааб Пакаля пришлось на крайне неблагоприятное для его родного города время: дважды, в 599 (согласно общепринятой точке зрения) и в 611 году Лакам-Ха был взят и опустошён войсками самого могущественного в то время государства майя — Канульского царства (с позднейшей столицей в Калакмуле) и его союзников, ослабленное Баакульское царство подверглось нападениям со стороны соседних городов; тексты сообщают о гибели членов царской семьи.
О предшественнике К’инич Ханааб Пакаля Муваан Мате позднейшие надписи отзываются негативно, обвиняя его в нечестии по отношению к главным городским богам. В связи с этим Д. Беляев и А. Сафронов предполагают, что Муваан Мат был ставленником Канульских владык, а возведение на престол Ханааб Пакаля стало победой паленкской «патриотической партии»[3].
В любом случае, воцарение двенадцатилетнего подростка, принадлежащего к царскому роду только по женской линии, несомненно, явилось следствием гибели других претендентов на престол.
Начальные десятилетия правления
О первой четверти века правления К’инич Ханааб Пакаля известно мало. Упоминание об участии в важном государственном обряде «установления камня» в начале «двадцатилетия» в 633 г. его матери Сак К’ук’ свидетельствует в пользу того, что она была соправительницей сына, а в годы его малолетства — регентшей.
О внешней политике Баакульского царства в это время сведений почти нет. Вероятно, она была не вполне удачна. Согласно надписи из Пьедрас-Неграс (Йокиб) в ноябре 624 г. войска из Лакам-Ха и союзного ему Сак-Ц’и (влиятельное государство в Чиапасе, до сих пор не идентифицированное с археологическими памятниками) потерпели поражение от правителя этого города К’инич Йональ А’ка. На внимание Паленке — Лакам-Ха к областям к западу от города, находившимся на периферии мира классических майя, кажется, указывает состоявшийся в 626 г. брак молодого царя с Иш Ц’акбу(ль) Ахав, царевной из города Хуште-К’ух, известного также из текстов Эль-Тортугеро (в 65 км к западу от Паленке), следовательно, расположенного где-то между этими городами.
Самостоятельное правление. Строительная деятельность
Несомненно, самостоятельное правление К’инич Ханааб Пакаля начинается после смерти родителей (его мать скончалась в 640 г., отец — в 642 г.).
Согласно интересному наблюдению З. Груби и М. Чайлда, приблизительно с середины VII в. в языке паленкских надписей появляются грамматические признаки, характерные для языков чонталь, носители которых жили к северу и северо-западу от Паленке[4]. Это может быть следствием того, что к этому времени К’инич Ханааб Пакалю удалось достичь союза с чонтальцами, и какая-то часть говорящего по-чонтальски населения, причём, достаточно влиятельная, чтобы повлиять на язык царских надписей, появилась в Паленке.
Признаком усиления Баакульского царства в средине 650-х годов является также смена титула правителя: в надписи 654 года Ханааб Пакаль имеет высший среди правителей майя титул «западного кало’мте». Кроме того, правитель Паленке принимает титул «священного Матавильского владыки». Матавиль (или Матвиль) — название некой прародины, поэтому за названным титулом могли скрываться определённые политические претензии, но он может указывать и на территориальные приобретения.
Стабилизация экономического и политического положения Паленке позволила К’инич Ханааб Пакалю начать в столице реализацию масштабной строительной программы. Его первой известной постройкой является законченный в марте 647 г. «Забытый Храм» («Templo Olvidado»), сооружённый, вероятно, как усыпальница отца. К весне 654 г. было завершено строительство или перестройка цокольных сооружений Дворца и парадного тронного зала в нём («Корпус В»), осенью того же года — «Корпуса Е», в 661 — «Корпуса С», позже были сооружены дворцовые корпуса «A» и «D». В посмертных надписях Ханааб Пакаля называют «обладателем пяти пирамид».
По всей вероятности, именно в это время в Паленке произошли усовершенствования строительной техники, позволившие расширить размер перекрываемого каменной кровлей пространства и создать отличающийся изяществом и гармоничностью местный архитектурный стиль. Степень личного участия правителя в строительстве определить, конечно, невозможно, однако, очевидно, что царский дворец и храмы-усыпальницы членов царской семьи строились в соответствии с его вкусами, из чего следует, что К’инич Ханааб Пакаль имел безукоризненный художественный вкус.
Дворец в Паленке. Фото Ю. Полюховича
Войны К’инич Ханааб Пакаля
В конце 650-х годов К’инич Ханааб Пакаль оказывается участником крупного военного конфликта, в котором ему противостоял союз государств, расположенных к востоку от Паленке: К’ина (Пьедрас-Неграс), Пипа (Помона или Эль-Ареналь), Вак’ааб (Санта-Елена-Баланкан), Хо-Пет (на средней Усумасинте). Эту коалицию поддерживало также Канульское царство. В августе 659 г. Ханааб Пакаль одержал крупную победу над неприятелями, вследствие которой был пленён (и по всей видимости казнён в Паленке) правитель Санта-Елена Ну’н Ухоль Чаак. На этом, впрочем, война не закончилась. В 662 г. Ханааб Пакаль вновь захватил важных пленников, приведённых в Паленке, в целом же военные действия завершились не ранее 664 г. разделом сфер влияния между Паленке и Пьедрас-Неграс: в зависимость от Баакульского владыки попали Пипа и Вак’ааб, а на верхней Усумасинте сохранили своё влияние Йокибские владыки.
Ещё одну победу, имевшую какое-то особое значение, Ханааб Пакаль одержал в 675 г.
О его военных успехах говорят также надписи и рельефы из Дворца («простенок F» в «корпусе D») и надпись на фрагменте из акведука, однако, неясно, когда они имели место, и кто был противниками Паленке.
Конец правления
Последнее десятилетие царствования К’инич Ханааб Пакаля также мало освещено источниками. В 672 г. скончалась его супруга, Иш Ц’акбу(ль) Ахав, над могилой которой, вероятно, и был сооружен специальный храм — «Пирамида Красной Царицы» («Reina Roja» или «Храм XIII»). Впрочем, традиция матримониальных союзов с Хуште-К’ух была продолжена браком младшего из царских сыновей, Тиволь Чан Мата, с царевной Иш Кинув Мат из этого города, заключенным не позже 677 г.
К 670-м годам, по всей вероятности, относится строительство усыпальницы самого царя — не имеющего аналогий по замыслу и масштабу храма Болон Йет Наах, «Чертога Девяти Свершений», ныне известного как «Храм Надписей» («Templo de las Inscripciones»). Как показало обследование царских останков, в старости Ханааб Пакаль страдал остеопорозом и ревматизмом позвоночника, из-за чего вынужден был вести малоподвижный образ жизни. Скончался владыка, прожив 80 лет и 5 месяцев, 28 августа 683 г., и был погребен в заранее приготовленной гробнице в пирамиде «Храма Надписей» вместе с бесчисленными сокровищами и шестью принесенными в жертву молодыми людьми.
Погребение К’инич Ханааб Пакаля
Погребение в крипте «Храма Надписей» в Паленке было вскрыто археологической экспедицией под руководством А. Руса Луилье 27 ноября 1952 г. после четырёх лет раскопок. Высокий общественный статус усопшего не вызывал сомнений, однако, отождествление его личности вызвало определённые проблемы. Дело в том, что дважды проведённая мексиканскими антропологами (в 1952 и 1971 гг.) экспертиза возраста похороненного, которая основывалась на состоянии зубов, приходила к выводу, что это лицо в возрасте между 40 и 45 годами. Между тем, в соответствии с данными надписей Ханааб Пакаль умер после 80-ти лет. Лишь экспертиза 2003 г., осуществлённая с использованием новейших методов исследования костных останков, показала, что в саркофаге «Храма Надписей» был похоронен мужчина в возрасте около 80-ти лет, то есть К’инич Ханааб Пакаль
Согласно антропологическим данным, Ханааб Пакаль был стройным мужчиной, хотя не обладал развитой мускулатурой. Такие выводы, в общем, согласуются с его иконографией в изобразительном искусстве Паленке. Правда, рост Ханаб Пакаля разными антропологами определяется по-разному: в отчёте экспертизы 1970-х гг. указывается 1 метр 73 см. (что для майя весьма высокий рост), В. Тислер приводит другую цифру — 1 метр 63 см.
Погребальная маска Ханааб Пакаля. Фото Ю. Полюховича
Потомство К’инич Ханааб Пакаля
От Иш Ц’акбу(ль) Ахав у правителя было по меньшей мере три сына: Ах Пицлаль О’ль (родился в 635 г.), наследовавший отцу под именем Кан Балама II (684—702 гг.), Хуш Ак’иин (?) Мат (родился в 644 г.), правивший под именем К’ан Хой Читама II (702—720/721 гг.) и Тиволь Чан Мат (648—680 гг.), от которого происходят последующие правители Баакульского царства по крайней мере до 784 г. В царских надписях Паленке К’инич Ханааб Пакаль рассматривался как фактический родоначальник, и его упоминание в них является общим правилом.
В наше время Ханааб Пакаль является, несомненно, самым известным из правителей древних майя; его портрет в молодости (так называемая «голова молодого воина») является одним из символов цивилизации доколумбовых майя.
Примечания
- ↑ «Правители Паленке. Пособие для начинающих», Джоел Скидмор. К’инич-Ханааб-Пакаль I, К’инич-Кан-Балам II и К’инич-К’ан-Хой-Читам II. перевод: Максим Стюфляев, 2010
- ↑ Kelley, David H. Kakupacal and the Itzas // estudios de Cultura Maya. Vol.7. México,1968. P.255-257 (255—268)
- ↑ Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Войны царств Бакаль и Йокиб в VII—VIII вв.: реконструкция основных этапов конфликта. 2005// www.mesoamerica.ru/indians/maya
- ↑ Hruby, Zachary X. and Mark B. Child. Chontal Linguistic Influence in Ancient Maya Writing // Wichmann, S. (ed.) The Linguistic of Maya Writing. Salt Lake Sity, 2004. P.21-23.
- ↑ Skidmore, Joel. Advanced Age Confirmed for Pakal of Palenque// www.mesoweb.com/reports/pakal.html
Первоисточники
- Талах, Виктор. Хроники Баакульских Владык.. www.kuprienko.info (25 сентября 2009). — Тексты исторического содержания из города Паленке.
Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 27 сентября 2009.
Литература
- Grube, Nikolai, Martin, Simon and Marc Zender. Palenque and Its Neighbors // Notebook for the XXVIth Maya Hieroglyphic Forum at Texas, Austin, 2002
- Guenter, Stanley. The Tomb of K’inich Janaab Pakal: The Temple of the Inscriptions at Palenque. 2007 // Mesoweb: [1].
- Martin, Simon and Nikolai Grube. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. London, 2000
- Mathews, Peter, and Linda Schele. Lords of Palenque: The Glyphic Evidence // First Palenque Round Table. Pebble Beach, 1974.Pp.63-75.
- Ruz Lhuillier, Alberto. El Templo de las Inscripciones. México, 1973
- Schele, Linda, and David Freidel. A Forest of Kings: The Untold Story of the Ancient Maya. New York, 1990
- Schele, Linda, and Peter Mathews. The Code of Kings: The Language of Seven Sacred Maya Temples and Tombs. New York, 1998
- Skidmore, Joel. The Rulers of Palenque: A Beginner’s Guide. Second edition. 2007 // Mesoweb: [2].
- Skidmore, Joel. Advanced Age Confirmed for Pakal of Palenque// Mesoweb: [3].
- Stuart David, Stuart George. Palenque. Eternal City of the Maya. — London: Thames&Hudson, 2008.
- Tiesler, Vera & Andrea Cucina, Janaab’ Pakal de Palenque: Vida y muerte de un gobernante maya. México, 2004
- Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Войны царств Бакаль и Йокиб в VII—VIII вв.: реконструкция основных этапов конфликта. 2005// www.mesoamerica.ru/indians/maya/yokib_bakal.html.
- Полюхович, Ю., Талах, В. Путешествие в страну Ханааб Пакаля // Вокруг света: 2003, № 8. С.4-15.
Кинич Джанааб Пакал — Энциклопедия всемирной истории
Нефритовая посмертная маска Кинич Джанааб Пакал
Гэри Тодд (общественное достояние)
К’инич Джанааб’ Пакал (23 марта 603 г. н.э. — 31 марта 683 г. н.э.) был королем майя Паленке в современном штате Чьяпас, Мексика. Также известный как Пакаль (что означает «щит») и Пакаль Великий, он наиболее известен тем, что поднял город Паленке (известный как Баакал) из относительной безвестности в великую силу, его строительные проекты в городе (особенно Храм Надписей) и его искусно вырезанная крышка саркофага, которую некоторые интерпретировали как изображение древнего астронавта, летящего на космическом корабле. Пакаль вступил на трон Паленке в возрасте 12 лет, в 615 году н.э., и успешно правил до своей смерти в возрасте 80 лет. Он был женат на леди Цакбу Аджау и имел трех сыновей, которые сменили его на посту. Руины Паленке, видимые в наши дни, представляют собой лишь небольшую часть древнего города, построенного и расширенного Пакалем во время его правления; остальная часть огромного мегаполиса остается нетронутой в окружающих джунглях. Паленке был городом скромных размеров, когда Пакаль занял трон, и именно благодаря его усилиям он стал одним из великих городских центров Мезоамерики, соперничающим даже с могуществом и великолепием Тикаля.
Молодость и восхождение к власти
Пакаль был сыном леди Сак Кук, правившей королевой Паленке с 612 по 615 год нашей эры. В 611 году н.э. правящий король умер, и законный наследник Пакаль был слишком молод, чтобы занять трон. Ученые расшифровали надписи, из которых ясно, что Паленке потерпел значительное военное поражение в 611 г. н.э., а затем в следующем году потерял своего короля Аджена Йол Мота; это нарушило баланс города, который должен был восстановить следующий правитель. В 612 году н.э. Джанааб Пакал, отец Сук Какака, взошел на трон, но умер в том же году. Надписи указывают на то, что монарх, известный как Муваан Мат, принял правление после Джанааба Пакаля, но, поскольку Муваан Мат — сверхъестественная фигура, символизирующая процветание, считается, что это относится к леди Сак Кук, которая вернула равновесие в Паленке после потрясений. Она правила в течение трех лет, пока ее сын не достиг зрелости, которой в то время было 12 лет. Династия в Паленке считала, что правление происходит от предка, известного как Первая Мать, и поэтому правители-женщины, хотя и не были обычным явлением, не были чем-то необычным. . Однако было понятно, что женщина-монарх уйдет в отставку, как только наследник мужского пола достигнет возраста зрелости.
Удалить рекламу
Реклама
После того, как Пакаль занял трон, Паленке стал одним из крупных городских центров Мезоамерики.
Леди Сак Кук, кажется, продолжала направлять своего сына после того, как он занял трон, как указано в надписях по всему Паленке, и она делала это до своей смерти в 640 году н. э. Заняв трон, Пакаль почти сразу же начал строить огромные и тщательно продуманные памятники, чтобы отпраздновать как прошлое города, так и законные претензии его семьи на власть. Ученый-майянист Джин Стюарт пишет:
YouTube Следите за нами на YouTube!Пакаль решительно проследил свою родословную до божества, а также до королевских людей, и другие правители также сочли мудрым установить божественных предков. Правитель майя служил человеческим воплощением богов на земле. Как посредник между людьми и богами, он заявлял о своей власти над сверхъестественными силами вселенной. В ритуалах он лелеял и прославлял богов, стремясь поддерживать всегда шаткое равновесие природы в земледельческом обществе (83).
Поскольку отец Пакаля был лордом, а не королем, другие дворянские семьи в Паленке утверждали, что у них больше прав на власть, чем у него. В ответ и Пакаль, и его старший сын, Кинич Кан Балаам II, позаботятся о том, чтобы представить достижения и законность своей семьи во всех зданиях и памятниках Паленке, включая Дворец, Храмы Креста и Дворец. Храм Надписей.
Удалить рекламу
Реклама
Храм Надписей, Паленке
Ян Харенбург (CC BY)
Храм Надписей
Этот акцент на записи истории города через архитектуру особенно заметен в знаменитом Храме Надписей. Строительство началось в 675 году н.э. и было специально построено как гробница Пакаля. Храм Надписей представляет собой пирамиду с небольшим зданием наверху, на котором написан второй по длине непрерывный текст майя, обнаруженный в Мезоамерике (самой длинной из них является иероглифическая лестница в городе Копан). В течение столетия после открытия Паленке пирамида считалась религиозным центром города (поскольку надписи были неразборчивы), пока мексиканский археолог Альберто Руис не обнаружил, что стены маленького храма продолжаются под полом. Он обнаружил, что в платформе пола были просверлены отверстия, которые были закрыты каменными пробками, и предположил, что майя опустили пол на место с помощью веревок, возможно, чтобы запечатать царскую гробницу. Между 1948 и 1952 г. н.э. Руис работал со своей командой, раскапывая храм и, наконец, обнаружил гробницу Пакаля Великого. Он посветил фонариком в гробницу и, как он пишет:
Из тусклых теней возникло видение из сказки, фантастическое, неземное зрелище из другого мира. Он казался огромным волшебным гротом, высеченным изо льда, стены которого сверкали и блестели, как снежные кристаллы. Изящные гирлянды сталактитов свисали, как кисточки с занавески, а сталагмиты на полу казались каплями от большой свечи. Впечатление, действительно, было от заброшенной часовни. По стенам маршировали лепные фигуры с низким рельефом. Затем мои глаза искали пол. Он был почти полностью заполнен большой резной каменной плитой в отличном состоянии.
Каменная плита была саркофагом Пакаля, который, когда re
передвинулся, показал великого короля в нефритовой маске и украшенного как бог кукурузы майя в нефритовых украшениях и расшитой бисером сетчатой юбке. Историк Клэр Гибсон комментирует это письмо:
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Расшитая бисером сетчатая юбка, которую носит Пакаль, связывает его с Богом Кукурузы, который может быть изображен одетым в нее в сценах, в которых он показан танцующим из Шибальбы [подземного мира майя]. Этот тип юбки обычно носили женщины майя, но она украшает бога кукурузы, чтобы обозначить его силу плодородия. Пакаль мог бы ожидать, что он подражает Богу Кукурузы, воскреснув после его смерти (46).
Pakal the Great & Xibalba
Marcellina Rodriguez (Авторское право)
В гробнице находится большое количество серег, браслетов, браслетов и ожерелий, а также нефритовый базовый рельеф высокого качества. Стюарт пишет: «Майя почитали нефрит наравне с перьями кетцаля [перьями птицы кетцаля], отчасти потому, что они видели в зелени обоих символ жизни. украшения, браслеты, ножные браслеты и пояса» (101). Однако ни одно из сокровищ не оказалось таким ценным для майянистов, как сама крышка саркофага, отражающая мировоззрение майя.
Саркофаг Пакаля и споры о личности
Крышка саркофага имеет размеры 3,6×2 метра (12×7 футов) и изображает человека, наклонившегося назад у основания дерева, с птицей высоко наверху, то ли падающей, то ли выпрыгивающей из кажется большой урной. По краям крышки расположены глифы и символы, представляющие важные компоненты космологии майя. Саркофаг Пакаля — это то, чем он наиболее известен в наши дни как теоретик древних инопланетян, следуя интерпретации Эриха фон Дэникена в его книге 9.0069 Chariots of the Gods , утверждал, что на крышке изображен человек, едущий на ракетном корабле, дым, выходящий из выхлопной трубы позади него, и глифы, представляющие космическое пространство. На самом деле на рельефе изображено Мировое Древо, корни которого, по мнению майя, находились в подземном мире, ствол — на земном плане, а ветви — высоко в раю, а также отношение Пакаля к нему после смерти. Царь изображается либо в момент своей смерти падающим с земного плана вниз в Шибальбу, либо в момент своего воскресения из преисподней, восходящим по Мировому Древу к раю. Украшения по краям представляют собой небо, а другие глифы — солнце и луну, а третьи — прошлых правителей Паленке и место Пакаля среди них. Птица на вершине дерева — это Небесная Птица (также известная как Небесная Птица или Главное Птичье Божество), которая представляет царство богов в этом произведении, а «урна» под Пакалем — это вход в Шибальбу. Когда знакомишься с космологическими концепциями майя, в крышке саркофага Пакаля нет ничего таинственного, но в 1952 г. н.э. ученые знали гораздо меньше, чем в наши дни, и поэтому рельеф был более открытым для интерпретации в то время, когда фон Дэникен писал свою книгу (в 1968 г. н.э.), чем сегодня. Ни один заслуживающий доверия ученый в наши дни не считает, что крышка изображает что-либо, имеющее отношение к ракетному кораблю или космонавту, но некоторые писатели все еще упорно вызывают споры по поводу интерпретации этого произведения.
Споры также бушевали по поводу личности скелета внутри гробницы. Было обнаружено, что зубы скелета были в очень хорошем состоянии и указывали на мужчину в возрасте около 40 лет на момент смерти. Поскольку археологи знали, что Пакаль умер в возрасте 80 лет, после того, как они датировали памятники и здания, построенные во время его правления, выводы эпиграфов, идентифицировавших Пакаля как скелет в гробнице, были поставлены под сомнение. Дэвид Келли и Флойд Лаунсбери были первыми эпиграфами, которые идентифицировали гробницу как принадлежащую лорду Пакалю из Паленке, а позже их работу продолжили Питер Мэтьюз и Линда Шеле. Физические антропологи, по большей части, утверждали, что гробница должна принадлежать более молодому человеку, и эпиграфы ошиблись, идентифицируя ее как могилу Пакаля, в то время как культурные антропологи придерживались этой идентификации и своей работы. Спор был окончательно разрешен в 1996 г. н.э., когда было решено, что, будучи дворянином всю свою жизнь, Пакаль наслаждался бы лучшей едой, чем его подданные, и поэтому его зубы были бы в лучшем состоянии, чем у других. Кроме того, поскольку никто не знает, что Пакаль предпочитал в своей диете, он мог есть более мягкую пищу, которая не наносила большого вреда его зубам. Тот факт, что он дожил до 80 лет, и при этом имел полный набор зубов, говорит о здоровом образе жизни и внимании к личной гигиене. Сегодня общепризнанно, что гробница принадлежит Пакалю, а останки, найденные Руисом в 1952 г. н.э. принадлежат великому королю Паленке.
Удалить рекламу
Реклама
Лорд Пакаль
Грэм Черчард (CC BY)
Упадок Паленке
Город продолжал процветать под властью сыновей Пакаля и их наследников, но был захвачен и разграблен силами города Тонина в 711 г. н.э. . Археологические свидетельства этого периода не показывают никаких новых построек, а надписи указывают на то, что король был схвачен и, возможно, казнен. Похоже, что какое-то время после этого в городе не было монарха, но записано, что боевые действия между Тониной и Паленке продолжались до ок. 750 г. н.э. Причина войны неизвестна. Как и другие крупные городские центры майя, Паленке был заброшен в какой-то момент c. 800 г. н.э. и джунгли восстали, чтобы захватить город. Это уже были руины, когда испанское завоевание началось в 16 веке н.э. и продолжало тонуть в зарослях, несмотря на экспедиции на это место в 18 веке н.э., пока работа Джона Ллойда Стивенса и Фредерика Катервуда не привела город к внимание всего мира и предварительные раскопки были начаты в конце 19й век н.э. Сегодня город Пакаль Великий является наиболее изученным из всех памятников майя, даже Чичен-Ица, из-за величия архитектуры и точности надписей, рассказывающих историю его самого почитаемого царя и великолепного города. он возвысил до величия.
Вам понравилось это определение?
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Пакал Великий превратил этот город майя в славный центр силы
Глубоко в джунглях мексиканского штата Чьяпас стоят руины города майя, известного сегодня как Паленке. Окруженный густым пологом кедра и красного дерева, около 1500 отдельных строений составляют древний комплекс, в центре которого доминирует дворец и окружены храмами.
Хотя Паленке относительно невелик по сравнению с другими памятниками майя, такими как Чичен-Ица или Тикаль, мельчайшие детали и элегантность его архитектуры поражают посетителей с момента его расцвета. Стройные стены его памятников когда-то были покрыты слоем штукатурки и раскрашены яркими красными и синими красками. Хотя эти цвета давно исчезли, богато украшенные фризы и каменная кладка Паленке сохранились. Так же как и его богатое хранилище надписей, особенно на панелях самой большой ступенчатой пирамиды города, известной как Храм Надписей.
Нефритовая посмертная маска Пакаля Великого седьмого века, хранящаяся в Национальном музее антропологии в Мехико.
Фотография Click Alps, AWL Images. они узнали, как правящая династия города, архитектура и вера были связаны воедино. Они отражали верования более широкого мира майя, а также провозглашали собственные отличительные религиозные традиции и богов Паленке.
(Огромный 3000-летний церемониальный комплекс майя, обнаруженный «на виду»)
Происхождение города
«Майя» — это термин 20-го века, обозначающий цивилизацию, которая процветала на юге Мексики, на полуострове Юкатан и в современной Гватемале. Белиз, Гондурас и Сальвадор. Он процветал в период, который ученые называют классическим периодом, с 250 по 900 год нашей эры. Цивилизация майя была гегемонистской и состояла из многочисленных независимых центров власти, объединенных общими языками, календарями и системой письма, а также религиозными ритуалами и обычаями. Паленке принадлежал к этой сети. Несмотря на эти связи, эти города часто конфликтовали друг с другом. Паленке не стал исключением.
(Как пирамида восстала из пепла вулканического извержения..)
Название Паленке происходит от испанского слова, означающего «частокол». Первоначально это название было дано испанскими поселенцами 16 века соседнему городу, который со временем стал ассоциироваться с самими руинами. Сегодня некоторые историки считают, что жители Паленке, возможно, знали город как Лакамха, слово майя, связанное с реками и отражающее обильные источники воды в этом месте.
Увенчанный характерным гребнем крыши в стиле майя, Храм Надписей был построен в конце седьмого века. Его надписи, в том числе второй по длине глифический текст майя из когда-либо найденных, предоставляют историкам богатый источник информации о Паленке.
Фотография Джема Канбея, Age Fotostock
Во время своего правления Пакаль построил Большой дворец в Паленке. Его сын, Кинич Кан Балам, в начале 700-х годов добавил к зданию самую отличительную черту — эту четырехэтажную башню.
Фотография В. Скрипчака, Alamy, ACI
Первые жители Паленке, вероятно, заселили это место около первого века до н.э. По мере того, как город рос, он достаточно процветал, чтобы позже утвердить свое влияние на другие народы в регионе. Паленке разбогател за счет торговли, а также за счет дани, собранной с покоренных городов.
Как и в других городах майя, Паленке управлял чиновник, известный как аджав . Это положение сравнивают с королем, но многие ученые больше сравнивают его с положением могущественного губернатора или лорда. Похоже, что этот титул передавался по наследству, и власть переходила от отцов к сыновьям.
Город был построен вокруг дворца, большого центрального здания, которое было местом власти правящей династии. Вокруг него стояли династические мавзолеи и храмы, посвященные великим божествам.
Фотография с иллюстрации Trasancos 3d
Храм Креста воображается в оригинальной яркой краске.
Фото: Иллюстрация Trasancos 3d
Аджав служил связующим звеном между богами и людьми. Глифические надписи, найденные в Паленке, показали, что люди верили, что боги управляют погодой. Таинственный городской туман и бури могли как нарушить, так и подтолкнуть сельское хозяйство, от которого зависел город. Роль аджау заключалась в том, чтобы ходатайствовать перед богами, чтобы помочь защитить и накормить свой народ.
Приблизительно в 431 году нашей эры правящая династия Паленке была основана лидером по имени Кук’Балам I. Паленке достигла новых высот пару столетий спустя, в седьмом веке, когда к власти пришел ее величайший аджав — Пакал Великий. Известный как К’инич Джанааб’ Пакал (что означает «солнцезащитный щиток»), он стал жадным, когда был еще ребенком, и его мать, леди Сак К’ук’, правила регентом, пока он не достиг совершеннолетия. Он находился у власти с 615 года до своей смерти в 683 году в возрасте около 80 лет. Во время своего правления Пакаль превратил Паленке из относительной безвестности в город, который соперничал с другими великими городами майя, такими как Тикаль.
(Изучение храмов и традиций Чьяпаса, центра майя Мексики.)
Дворцы и храмы
Город Пакаля был разделен на две части: центральную общественную зону — Большую площадь, окруженную памятниками — и отдельную жилую зону. В сложном городе были акведуки, общественные площади и площадки для игры в мяч. Гражданская власть была сосредоточена в Большом дворце. Другие постройки стояли на том же месте в предыдущие эпохи, но это парящее сооружение, над которым возвышается четырехэтажная башня, было построено во времена Пакаля.
Керамическая курильница с изображением неизвестного сановника 600-900 гг. н.э. Эта замечательная ступенчатая пирамида является классическим примером архитектуры майя, состоящей из девяти различных уровней, увенчанных храмом с культовым гребнем на крыше майя наверху. Возможно, величайшее сокровище здания — это подробные глифы и изображения, начертанные на его стенах. Эти отметки отражают историю Паленке и его жителей, предоставляя ценную информацию о культуре, верованиях, ритуалах и мировоззрении жителей Паленке.
В одном отчете описывается разрушительное вторжение, совершенное до времен Пакаля. Войска Калакмуля (Каана), города майя в глубине джунглей бассейна Петен на востоке, атаковали город. Отчеты описывают натиск в драматических выражениях, рассказывая о широкомасштабных разрушениях, охвативших город.
Надписи повествуют о том, как Калакмулы «свергли» главных божеств города, но Пакал восстановил богов, вернув их в законные места поклонения. Пакал строит повествование, в центре которого он находится как спаситель, восстановивший божественный порядок в городе и его людях.
Божества, восстановленные Пакалем, были тремя богами, тесно связанными с личностью Паленке. Известные как триада Паленке, ученые назвали их GI, GII и GIII. Их точная природа сложна, каждая из них имеет множество функций и часто взаимосвязана с другими богами майя, которым поклоняются в других городах.
Еще три сооружения в Паленке возведены для укрепления связи с богами. Сын и наследник Пакаля, Кинич Кан Балам (что означает «сияющий змеиный ягуар») начал работу над новым ритуальным ландшафтом к югу от дворцово-храмового комплекса, построенного его отцом. Комплекс, известный под общим названием Крестовая группа, был построен в восьмом веке. Он состоит из Храма Креста, Храма Лиственного Креста и Храма Солнца. Название комплекса происходит от сходства мотивов храма с крестом. На самом деле они являются итерациями Мирового Древа майя, центрального связующего фактора в космологии майя.
На переднем плане видны ступени, ведущие к Храму Креста. На заднем плане возвышается Большой дворец и его башня.
Фотография Диего Гранди, Alamy, ACI
Каждый из трех храмов связан с богом в триаде Паленке: Храм Креста связан с GI, Храм Лиственного Креста с GII, а Храм Солнце с GIII. Из этих богов, пожалуй, ГИИ лучше всего понятен археологам благодаря надписям, изображениям на цензорах, обнаруженных в Храме Лиственного Креста, и рельефам. Его зовут Унен Кавиил, «младенец», связанный с кукурузой и дождем. Надписи связывают «младенца» ГИИ с идеей династического плодородия и легитимности правителей Паленке.
(Фоторепортаж: ремесла и кухня в тени храмов Ангкора в Камбодже)
Храмы и гробницы
Первые европейцы, увидевшие эти руины, смотрели на них в 1600-х годах. Они были поражены их красотой; в последующие века в Паленке приезжало больше посетителей, чтобы осмотреть эти здания и запечатлеть их великолепные произведения искусства.
На ярком лепном рельефе из храма XIX в Паленке изображен К’инич Джанааб Пакал II (также известный как Упакал К’инич), правивший городом в конце восьмого века.
Фотография Travelpix, Аламу
Первые современные археологические исследования начались в 20 веке. Работа мексиканского археолога Альберто Руса была одной из самых важных. Работая в 1950-х годах, он сделал важную находку в Храме Надписей
. Он записал, что камера, расположенная в самой нижней части храма, «напоминала заброшенную часовню. По всем стенам лепные фигуры, обработанные рельефом. Пол . . . был почти полностью заполнен большой резной каменной плитой». Тело под плитой, покрытое нефритовой посмертной маской с проницательным взглядом, было идентифицировано как Пакаль, погребенный там после его смерти в 683 г.
Великолепная крышка саркофага, украшенная глифами майя, и тщательно продуманные изображения, в центре которых изображена согнутая фигура, стали источником всеобщего восхищения. Майянисты утверждают, что вероятная интерпретация состоит в том, что фигура Пакаля стоит перед Мировым Древом майя. В гробнице его тело было окружено нефритовыми предметами, зеленый цвет которых символизирует кукурузу и воду, материалы, на которых покоилась цивилизация майя. Некоторые из предметов гробницы были покрыты киноварью, рудой окисленной ртути, красный цвет которой представляет кровь, жизнь и загробную жизнь.
На сложной каменной крышке саркофага Пакаля Великого изображен правитель, одетый в одежды бога.
Фотография Кеннета Гарретта, National Geographic
Стабильность сохранялась во время правления внука Пакаля и после него, но к середине 800-х годов влияние Паленке в регионе начало ослабевать. К 900 году Паленке опустеет, что считается частью того, что ученые называют крахом майя, пока еще необъяснимым отказом от крупных городских центров империи. Здания Паленке останутся прочными, поскольку их яркие цвета со временем потускнеют.
просмотреть галерею
Обнаруженные столетия спустя памятники Паленке продолжают возвещать былую славу своего народа. Археологи продолжают исследовать их. В 1990-х годах было обнаружено, что проход, спрятанный под лестницей Храма XIII, ведет к другой гробнице знатной женщины, ныне известной как «Красная Королева». Теперь считается, что это леди Ц’акбу Аджав, королева-супруга Пакаля.