На обломках империи. Как 75 лет назад Британия обрекла Индию и Пакистан на многолетнюю вражду и кровопролитные войны: Политика: Мир: Lenta.ru
75 лет назад на исходе своего существования Британская империя столкнулась с двумя мощными национально-освободительными движениями на полуострове Индостан. Сторонники первого призывали к созданию единой независимой Индии, в которой будет место всем народам и религиям. Другие требовали образования отдельного государства Пакистан на землях, которые считаются родиной мусульман Южной Азии. Лондон решил выбрать меньшее из зол и развести скандальных соседей по отдельным «квартирам». Но в ходе реализации этого плана не обошлось без ошибок, которые обрекли Индию и Пакистан — две ядерные державы — на постоянную вражду и кровопролитные конфликты. О том, как британские колонии вместе с независимостью получили многолетнюю войну, — в фотогалерее «Ленты.ру».
Две веры в одном храме
К середине XX века некогда величайшая Британская империя переживала не лучшие времена: в результате мировых войн финансовые и военные ресурсы истощились, а национально-освободительные движения все чаще и настойчивее бросали вызов метрополии. На Индийском субконтиненте сторонники независимости разделились на тех, кто мечтал о независимом Пакистане, — прибежище для мусульманских общин Южной Азии — и тех, кто выступал за образование единой демократической Индии.
То, что индусы и пакистанцы-мусульмане не могут ужиться вместе, стало очевидно еще в начале XX века. Первые настаивали на размежевании между индусской и мусульманской общинами, вторые — на полном отделении от индийского государства. Индусы хотели сформировать светское правительство, вторые были этим недовольны и опасались превращения полуострова Индостан в контролируемое индусами государство.
Большинство лидеров Индийского национального конгресса были сторонниками формирования светского государства и выступали против того, чтобы делить Индию по религиозному признаку — к таким относился, например, Махатма Ганди: «Вся моя душа восстает против идеи, что индуизм и ислам представляют две антагонистические культуры и доктрины. Принять такую доктрину для меня — все равно что отвергнуть Бога».
Махатма Ганди, 1948 год
Фото: AP
Сначала отрезали, потом отмерили
Тем не менее британская администрация фактически оставляла подобные вопросы на откуп собственно Британской Индии. К тому же непосредственно Лондоном управлялись провинции, например, Мадрас, а другие территории (так называемые княжества) находились под властью индийских политиков и формально даже не относились к Британской империи.
По условиям такого закона княжества могли в значительной степени сохранять независимость, хотя и были обязаны подчиняться Великобритании по трем важнейшим политическим вопросам: в обороне, иностранных делах и средствах коммуникации.
Судьба таких княжеств решилась в соответствии с планом, предложенным последним вице-королем Индии Луисом Маунтбеттеном. Согласно ему, на месте Британской Индии следовало создать государство индусов, — Индийский Союз — с одной стороны, и мусульманское государство Пакистан — с другой. Обоим предоставлялись права британских доминионов. У каждого из индийских княжеств было право принять самостоятельное решение о вхождении в одно из новых государств, либо они могли сохранить за собой прежний статус. План Маунтбеттена вступил в силу в полночь 15 августа 1947 года. С того момента Индия и Пакистан получили юридический статус независимых государств.
На конференции в Нью-Дели, где лорд Маунтбеттен (третий слева) обнародовал британский план раздела Индии
Фото: Getty Images
Первые звоночки
Церемония передачи власти от британцев к индусам и пакистанцам была проведена еще 14 августа в городе Карачи — тогда он стал столицей новообразованного доминиона Пакистан. Позднее отдельную церемонию провели в Дели, из-за чего до сих пор Пакистан празднует день независимости 14 августа, а Индия — 15 августа.
Разделить страну с сотнями миллионов населявших ее людей оказалось гораздо сложнее, чем изначально предполагала британская администрация. Одна из ключевых проблем как раз возникла из-за княжеств. План Маунтбеттена предлагал им выбрать, к какой из двух формирующихся стран примкнуть. При этом должны были быть соблюдены два условия. Согласно первому, штаты должны присоединяться к Индии или Пакистану на основании демографических особенностей — так, территории с преимущественно мусульманским населением передавали Пакистану. Однако при этом должен был быть соблюден принцип смежных границ: княжества, расположенные в границах одной из двух новых стран, должны были присоединиться именно к ней — независимо от демографического состава. Этот принцип был тут же нарушен Восточным Пакистаном (позднее Бангладеш), разделявшим границы исключительно с Индией.
Проблема была в том, что подавляющее большинство правителей княжеств не хотели оставаться ни с Индией, ни с Пакистаном, однако они прекрасно понимали, что другого выбора просто-напросто не остается. Каждый штат в конце концов сделал свой выбор, и только три княжества сказали категорическое «нет» плану Маунтбеттена: это были Джунагадх, Джамму и Кашмир (два последних формально были одним княжеством).
Ни вашим, ни нашим
Власти Джунагадха решили присоединиться к Пакистану, несмотря на то, что условие территориальной смежности не соблюдалось: они сами заявили, что будут связываться с центром по морю. Индия не согласилась с таким решением, утверждая, что население Джунагадха на 96 процентов состоит из индусов. Когда правительство штата отказалось проводить голосование, Индия перекрыла ему поставки топлива и угля, разорвала воздушное и почтовое сообщение и направила войска. Местный правитель сбежал в Пакистан, и штат присоединили к Индии.
Джамму и Кашмир ждала другая судьба. Подавляющее большинство населения княжества — 77 процентов — были мусульманами. Однако местный правитель махараджа Хари Сингх не хотел присоединяться к Пакистану, а стремился сохранить автономию.
Власти Индии и Пакистана продолжали настаивать на том, чтобы тот все-таки сделал выбор: если претензии последнего исходили из конфессионального состава населения княжества, то Индия просто хотела показать пакистанским соседям, что отлично справится с управлением мусульманским штатом. Логика Сингха при этом была предельно проста: присоединишься к Индии — местный националистический лидер Индии Джавахарлал Неру заставит махараджу отказаться от своих обширных земельных владений. Уйдешь к Пакистану — будешь и дальше терпеть разногласия со своими подданными-мусульманами.
Чтобы оттянуть принятие решения, махараджа подписал с Пакистаном соглашение, которое обеспечивало непрерывную торговлю, возможность пересекать границу, сохранение инфраструктуры между сторонами. Ожидалось, что такое соглашение подпишут и с Индией. Однако пакистанцев не устраивал такой расклад, и они решили разобраться с Кашмиром силой.
В ночь на 22 октября 1947 года на территорию княжества вторглись отряды пуштунских племен из северо-западной провинции Пакистана, устроив погромы на всей территории пока независимой земли. Затем подключились так называемые пакистанские добровольцы, и уже 24 октября на занятой ими территории было объявлено о создании временного правительства Азад Кашмира («Свободного Кашмира»).
Бойцы британской армии покидают штаб-квартиру городской полиции после беспорядков в штате Пенджаб, 1947 год
Фото: Getty Images
Сражаться до (по)беды
Тем не менее разбой продолжался: пакистанцы хотели запугать Сингха и заставить его подписать соглашение о присоединении. Махараджа поступил иначе и обратился к индийским властям, в результате чего уже 26 октября был подписан Акт о присоединении Джамму и Кашмира к Индии. В Кашмир были направлены индийские войска, которым удалось остановить наступление группировок пуштунских племен и «пакистанских добровольцев».
Правительство Пакистана немедленно оспорило присоединение, заявив, что оно было мошенническим, а махараджа действовал под принуждением и не мог подписывать никаких документов, пока действовало соглашение о сотрудничестве с Пакистаном.
Попытку вмешаться сделали в ООН. Совбез организации опубликовал несколько резолюций, в которых призвал Индию и Пакистан разрешить свои разногласия мирным путем, демилитаризовать княжество Кашмир и провести честные выборы под эгидой ООН. Очевидно, что к международному арбитру никто не прислушался. Конфликт продолжился.
Первый передел
Ожесточенные бои шли вплоть до 1949 года, пока 1 января между индийскими и пакистанскими войсками не был подписан договор о прекращении огня. Согласно ему, Индия оставляла за собой контроль над Кашмирской долиной и большей частью провинции Джамму и Ладакх, в то время как Пакистан овладел западными районами штата — в том числе территорией, ныне известной как Азад Кашмир.
Еще через три года Индия окончательно присоединила к себе желанные штаты: в июле 1952-го между махараджей Джамму и Кашмира и правительством страны было подписано Делийское соглашение о присоединении. Княжество получило права штатов, имеющих особый статус.
Перемирие между индусами и пакистанцами, как и обретение нового статуса Джамму и Кашмиром, не означало, что стороны избавились от взаимных претензий. Обстановка накалялась тем дальше, чем больше штаты утрачивали свою независимость. Считается, что причиной очередной войны стало решение индийского парламента от декабря 1963 года ограничить автономию штата Джамму и Кашмир.
Толпа окружает машину лидера Восточного Пакистана шейха Муджибура Рахмана в Дакке, 1961 год
Фото: AP
Вторая война
Уже в 1965 году между Пакистаном и Индией вновь разразился вооруженный конфликт. Формально споры возникли вокруг пограничной линии на южном участке границы у пустынного Большого Качского Ранна, однако вскоре бои развернулись по всей линии прекращения огня.
Хотя участок Качского Ранна был бесплодным, ни одна из сторон не собиралась уступать его. Сначала контроль над ним установила Индия, однако сразу после этого на территории стали появляться пакистанские патрули. На протяжении нескольких месяцев стороны держали себя в руках, но надолго их не хватило: уже 8 апреля 1965-го индийские и пакистанские пограничники атаковали посты друг друга.
Пакистан тут же объявил о начале операции «Ястреб пустыни» и захватил несколько индийских постов возле приграничного района у форта Канджаркот. Свой ответ готовила и Индия, однако бои так и не развернулись в полную силу. Уже в июне в конфликт вмешалась Британия.
Тогда премьер-министр королевства Гарольд Вильсон сумел убедить соперников прекратить боевые действия и учредил трибунал для разрешения споров. Вердикт вынесли позже, в 1968 году. Согласно ему, Индия уступила Пакистану 910 квадратных километров территории Качского Ранна. Но это не удовлетворило Пакистан — там рассчитывали получить участок как минимум в 10 раз больше.
Президент США Ричард Никсон встречается с премьер-министром Пакистана Зульфикаром Али Бхутто в Белом доме, Вашингтон, 1973 год
Фото: AP
Пакистанский кризис
Помимо взаимных претензий, обе страны страдали от внутренних противоречий. Пакистан это коснулось особенно. Чем дальше план британских властей по разделению воплощался в жизнь, тем заметнее становились различия между Западной и Восточной частями Пакистана.
Столица страны Карачи находилась в западной части страны, откуда и происходило большинство представителей пакистанской политической элиты. Территория доминировала над восточной частью и экономически, при этом уступая ей по численности населения. Остро стояла и языковая проблема: население нынешней территории Бангладеш требовало признать бенгали одним из допустимых для общения языков. Но конституция подразумевала, что государственным языком является только урду. В 1952-м требования обеспечить Восточному Пакистану языковую автономию вылились в протесты в Дакке — ее участников расстреляли.
У живущих на востоке пакистанцев складывалось впечатление, будто их считают за людей второго сорта. Например, когда в 1970 году на регион обрушился тропический циклон Бхола — жертвами стихии стали до полумиллиона пакистанцев. Но власти страны не сделали ничего, чтобы помочь населению. Собравшись на очередные протесты, жители восточной части страны потребовали отставки президента Яхьи-Хана.
Последней каплей стал кризис парламентских выборов 1970-го. Хотя большинство голосов получила восточнопакистанская партия «Авами Лиг» («Лига свободы»), выступавшая за предоставление востоку автономии, никакой реальной политической власти «Лиге» не досталось. Лидер западной Пакистанской народной партии Зульфикар Али Бхутто выступил против того, чтобы «Авами Лиг» формировала правительство. И хотя партия получила такое право по итогам выборов, не помог и сам пакистанский президент, попытавшийся выступить в роли арбитра.
Торговец чаем возле мавзолея основателя правящей Народной партии Пакистана Зульфикара Али Бхутто, 2009 год
Фото: Athar Hussain / Reuters
Гражданская война
Когда стало очевидно, что конфликт между «Авами Лиг», Пакистанской народной партией и центром не разрешится так просто, пакистанская армия начала операцию «Прожектор» по установлению контроля над всеми городами восточной части страны. «Авами Лиг» была запрещена, а ее лидера Муджибура Рахмана арестовали. Тем не менее он успел написать и передать своим сторонникам декларацию независимости, провозгласившую создание государства Бангладеш. Так в Пакистане развернулась гражданская война.
Пакистанская армия продолжила свой поход на восток, где встречала минимальное сопротивление. Уже к концу весны она заняла все города Бангладеш, устраивая резню в каждом селе и городе. По приблизительным подсчетам, к концу 1971 года были убиты от 200 тысяч до 3 миллионов жителей страны. Еще 8 миллионов человек решили бежать в Индию.
Установление полного контроля Пакистана над территорией Бангладеш предотвратило вмешательство Индии: местный премьер Индира Ганди поддержала новообразованное государство и стала оказывать помощь бангладешским партизанам — «мукти бахини». Благодаря этому летом 1971-го сопротивление смогло дать отпор пакистанской армии. Последняя не была готова к партизанской войне в джунглях, а потому была вынуждена отступить. Уже в декабре 1971 года стороны подписали очередной мирный договор, согласно которому обязались «уважать линию контроля». После этого, 16 декабря 1971 года, было провозглашено образование Народной республики Бангладеш.
Недолгая оттепель
Отношения между странами все равно оставались напряженными вплоть до 1999 года, пока страны не начали активно проводить взаимные визиты и встречи на высшем уровне. Кульминацией такой оттепели стала поездка премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в город Лахор в Пакистане в феврале 1999 года. Там стороны подписали Лахорскую декларацию — документ был в том числе призван снизить риск применения ядерного оружия, поскольку к тому моменту обе страны уже провели его испытания.
Впрочем, потепление продлилось недолго. Уже в мае того же года на границе произошел крупный вооруженный конфликт, позднее названный Каргильской войной. Бои начались на территории Джамму и Кашмира: в индийской части штата продолжали действовать пакистанские партизаны, а на линии контроля постоянно происходили артиллерийские перестрелки. Конфликт завершился уже в июле, когда индийская армия отбила практически все территории, захваченные пакистанцами.
Смутное время
XXI век не внес ясности в вопросы вокруг индо-пакистанской границы. С одной стороны, в индийской части Джамму и Кашмира до сих пор действуют исламистские организации, стремящиеся к отделению территории от Индии. На линии контроля при этом регулярно сталкиваются индийские и пакистанские солдаты.
С другой стороны, обстановка в регионе значительно более стабильна, чем в 1980-м. После того как в 2003 году стороны подписали соглашение о прекращении боевых действий, жителям штата живется спокойнее. Впрочем, это не означает, что проблем нет совсем.
Воспоминания о мирной жизни, которую делили между собой мусульмане, сикхи и индусы, еще передаются из уст в уста. Журналистам, которые отваживаются бередить старые раны, рассказывают о том, как люди с совершенно разной культурой и языком спасали своих соседей. Один мужчина, живущий на приграничной территории, поведал о том, как мусульманка из его деревни кормила грудью его двоюродных братьев-сикхов после смерти их матери.
Участница женской сепаратистской группы Кашмира в ходе в акции протеста, 2013 год
Фото: Danish Ismail / Reuters
Спустя 75 лет еще жива память о тех, кто пережил передел британской империи и попал под раздачу, оказавшись на спорной территории. Но вопросы о том, что с этой памятью делать, не находят ответа по сей день.
почему Индия и Пакистан не перешли за красную черту — РБК
Ни Индии, ни Пакистану не нужна масштабная война. Пакистан слабее соседа и в случае масштабного конфликта быстро применит ядерное оружие. А вот локальные стычки позволяют многим по обе стороны границы набирать политические очки
Очередной виток индо-пакистанского кризиса, скорее всего, закончен. Стороны еще некоторое время будут обмениваться артиллерийскими ударами, медиавойна будет идти с прежним накалом, но призрак боевых действий — с авианалетами, прорывами, захватом господствующих высот — отступил, оставив весь мир в недоумении. Почему две ядерные державы внезапно столкнулись и через несколько дней разошлись как ни в чем не бывало?
Удобное обострение
Конфликт начался не на пустом месте, и теракт в индийском Пулваме 14 февраля, унесший жизни более 40 человек, стал спусковым крючком, но никак не причиной. Причины — в разделе Кашмира в 1947 году, в трех войнах между Исламабадом и Нью-Дели, в тлеющей герилье в индийском Кашмире и пакистанском Белуджистане. Они год за годом накладывались одна на другую и наконец сплелись в такой тугой узел, что распутать его почти невозможно, проще оставить потомкам как есть.
adv.rbc.ru
При каждом обострении мы привычно начинаем искать, кому это выгодно. В нынешних условиях и в Индии, и в Пакистане оно выгодно очень многим. Индийскому премьеру Нарендре Моди — рейтинги его партии падают все последние месяцы, а на носу общенациональные выборы. Пакистанскому премьеру Имрану Хану — он получил отличный шанс доказать, что является сильным лидером, а не уличным популистом. Новому главе Межведомственной разведки Пакистана Асиму Муниру — ему нужно укрепить свое положение во властной иерархии. И многим, многим другим политикам и военным в обеих странах, для которых обострение локального конфликта предоставляет массу возможностей подняться по карьерной лестнице или набрать политические очки. Но то, что война кому-то выгодна, совершенно не означает, что она им и развязана. В нынешних южноазиатских реалиях хватает игроков, не контролируемых полностью ни Нью-Дели, ни Исламабадом.
adv.rbc.ru
Речь идет о группировках — террористических, сепаратистских, национально-освободительных. Многие из них были созданы и практически все в той или иной степени контактируют со спецслужбами Индии и Пакистана, которые долгие десятилетия ведут между собой proxy war — войну по доверенности, проводя секретные операции и разжигая прямо или косвенно огонь недовольства на сопредельных территориях. Отказаться от этой практики означает предоставить противнику преимущество, а к этому никто не готов. Открыто объявлять о поддержке той или иной группировки тоже никто не хочет: пока существует неопределенность, всегда можно свалить происходящее на действия неконтролируемых боевиков.
Но ни Индии, ни Пакистану не нужна настоящая война. Последний настолько слабее огромного соседа, что в случае начала конвенционной полномасштабной войны очень быстро применит ядерное оружие. Индия ответит тем же, и итог будет ужасен: уничтоженные города-миллионники, разрушенные дамбы, гуманитарный кризис, который затронет 2,5 млрд человек. Пакистан прекратит свое существование как государство, а Индия будет отброшена в экономическом развитии на десятилетия назад. Люди с обеих сторон, держащие палец на кнопке, понимают это. Авиаудары по лагерям подготовки террористов, артиллерийские обстрелы, даже рейды спецназа — еще до красной черты, а что-то более масштабное уже после.
Граница допустимого
Проблема в том, что мир меняется. То, что было правилом еще несколько десятилетий назад, таковым больше не является. В разгар холодной войны террор был оружием, военные — законными целями: расстрел армейского грузовика считался куда меньшим преступлением, чем авиаудар по мирной деревне. Сейчас рамки сместились: подрыв автобуса с военными — акт террора. Право наций на защиту от терактов для мирового общественного мнения стоит выше, чем принцип неприкосновенности границ. Противоречие между эффективностью и восприятием террористической войны Индия и Пакистан, кажется, начали понимать только сейчас, и первая делает это явно быстрее. Несмотря на практически идеальные действия Пакистана на международной арене, все постоянные члены Совбеза ООН осудили террористический акт в Пулваме и терроризм вообще, не упомянув о недопустимости нарушения границ, а значит, в той или иной форме поддержали Нью-Дели, который оправдал свои удары по пакистанской территории борьбой против террора.
Но Пакистан тоже быстро учится: и премьер-министр, и глава МИДа уже объявили, что готовы сотрудничать с Индией в борьбе против терроризма и внимательно изучают досье террористических группировок, которые им предоставил Нью-Дели. Возможно, это приведет к миру в регионе на какое-то время — если, конечно, в сложной системе сдержек и противовесов, выстроенной разными группами влияния в пакистанском руководстве, что-нибудь в очередной раз не нарушится. Но основных проблем региона это не решит: и Кашмир, и Белуджистан продолжат тлеть, а значит, рано или поздно мы вновь увидим в новостях сообщения о терактах.
Внешние силы
Нынешний кризис застал всех игроков, и глобальных, и региональных, врасплох. Не в пример прошлым обострениям мировое сообщество в происходящее в этот раз практически не вмешивалось: Китай, традиционный союзник Пакистана, не заинтересован в прекращении начавшегося с Уханьского саммита сближения с Индией; США нуждаются в Пакистане как в коридоре в Афганистан и в Индии как в бастионе против Китая, да и вообще в последнее время подрастеряли интерес к региону; Россия озабочена тем, что конфликт может парализовать работу ШОС; и все обеспокоены, что так некстати начавшиеся бои могут сорвать наметившееся афганское урегулирование. В результате все ограничились поддержкой Нью-Дели в борьбе с террором, призывами к Индии и Пакистану успокоиться и предложениями о посредничестве — жестом скорее символическим в условиях, когда между двумя странами и без того действует несколько каналов связи на высшем уровне.
Так вела себя и Россия — а что еще она могла сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, в чем именно состоят ее интересы в Южной Азии. Нужен ли этот регион Москве только в качестве рынка для продажи оружия и углеводородов, строительства АЭС и совместных проектов в космической сфере? Или Москва смотрит дальше, осознавая, что в ближайшие десятилетия стремительный экономический рост выведет Индию в первую пятерку стран по номинальному ВВП, а сама Южная Азия, регион Индийского океана и западная часть Тихого превратятся в ось, вокруг которой будет вращаться мировая политика? В этом случае придется вспоминать советский опыт использования мягкой силы и гуманитарных программ: одеяла и печки для людей по обе стороны границы, бегущих от обстрелов, пригласительные билеты в Москву для потерявших родителей детей, книги и учебники для кашмирских школьников сделают для упрочения позиций России в регионе больше, чем дежурная озабоченность ростом террористической активности.
Войны в Кашмире между Индией и Пакистаном
После раздела Британской Индии в 1947 году на два независимых государства — Индию и Пакистан — статус населенного преимущественно мусульманами историчского региона Кашмир не был закреплен официальными соглашениями о границах. Сейчас он разделен на индийский штат Джамму и Кашмир (10,1 млн жителей) и контролируемые Пакистаном территории: Гилгит-Балтистан, или «Северные территории» (1 млн жителей), и непризнанное государство Азад Кашмир («Свободный Кашмир», 3,6 млн жителей). Небольшую часть исторического Кашмира контролирует Китай.
Индия и Пакистан воевали из-за Кашмира несколько раз. Первая кашмирская война началась в 1947 году и продлилась до 1949-го. Примерно 60% Кашмира оказалось под контролем Индии, 40% — под контролем Пакистана. Вторая война началась в 1965 году из-за попыток Пакистана спровоцировать восстание в индийской части региона. Соглашение об урегулировании между Индией и Пакистаном было подписано в Ташкенте в январе 1966 года.
В 1971 году между Пакистаном и Индией вновь началась полномасштабная война, она стала самой крупной из всех. Пакистан потерпел тяжелое поражение и лишился анклава на востоке Индии, на территории которого впоследствии было провозглашено государство Бангладеш. Новое перемирие стороны подписали в декабре 1971 года.
В 1999 году Индия и Пакистан участвовали в последнем крупном конфликте, так называемой Каргильской войне. С пакистанской стороны при поддержке армейской артиллерии индийскую часть Кашмира атаковали хорошо вооруженные и обученные исламские боевики-сепаратисты. Чтобы освободить занятые ими высоты, армии Индии пришлось задействовать тяжелую авиацию, танковые и десантные подразделения. Каргильсксая война спровоцировала в Пакистане тяжелый правительственный кризис: к власти в стране вновь пришли военные.
Пакистан: данные по стране и статистика
Федеральная парламентская республикаНезависимость с 1947 г.
Официальный:
Исламская Республика Пакистан
Местное название:
Пакистан
Регион:
90 005 Южная АзияПлощадь:
796 100 км²
Столица:
Исламабад
География
Пакистан — страна между Гималаями и Персидским заливом. Земельный участок имеет общую площадь 796 100 км² (307 376 миль²) и общая береговая линия 1046 км (650,0 миль). Эта площадь суши составляет примерно 114% площади Техаса. Таким образом, Пакистан является одной из крупнейших стран Азии и 35-й по величине страной в мире. Большая часть населения (63%) проживает в сельской местности.Пакистан находится сравнительно высоко, средняя высота над уровнем моря составляет 900 метров. Самая высокая горная вершина (К2) находится на высоте 8611 метров. В стране около 100 островов. Есть прямые национальные границы с четырьмя соседними странами Афганистаном, Китаем, Индией и Ираном. Расстояние между Нью-Йорком и столицей Исламабадом составляет около 11,09 м.0 км (6891 миль).
На следующих страницах:Население
Население: 231 402 000
Население на км²: 290,7
Ожидаемая продолжительность жизни мужчины: Ø 63,8 лет
Ожидаемая продолжительность жизни женщин:
Ø 68,6 летРождаемость:
27,5 ‰Смертность:
7,2 ‰Мужчины/женщины:
50,5% : 49,5%Пирамида населения
Валютой Пакистана является Пакистанская рупия (PKR).1 рупия делится на 100 пайс.
Статус: 06.06.2023
1 доллар США = 286,05 рупии
1000 рупий = 3,50 доллара США
Климат в Пакистане
Климат в Пакистане субтропический, поэтому он намного суше и теплее, чем на большей части территории США или Центральной Европы. Только в несколько влажных месяцев в году интенсивность дождя немного выше. В зависимости от сезона средняя дневная температура колеблется от 20 до 39 градусов. В некоторых частях страны температура поднимается до 42 °C. В более холодные месяцы и в зависимости от региона температура в среднем за месяц опускается до 6 ° C.Средние дневные и ночные температуры
- Подробные климатические данные для Пакистана и 6 отдельных регионов
- Землетрясения
- Циклоны
Языки
Официальный язык:
Урду
Родной язык | Распространение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Пенджаби | 48,2 % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пашто | 13,1 % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синдхи | 11,8 % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сараики | 9,8 % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урду | 7,6 % | Белуджи | 3,0 % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хиндко | 2,4 % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Брагуи | 1,2 % 901 02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочее | 2,9% 94 | Религия | Распространение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Христы | 1,6% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индуисты | 2,0% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сунниты | 9010 1 80,0%|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шииты | 15,0% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочее . ..Экономика
По доходам Пакистан по-прежнему занимает 142-е место в мире и со среднегодовым доходом в 1470 долларов США является одной из стран с доходом ниже среднего. Пакистан считается одной из самых опасных стран мира. Землепользование
Политические показатели(На основе проекта Всемирного банка «Всемирные показатели управления»)
Существующие торговые соглашения
Альянсы
Взгляд на Пакистан | ФАО в Пакистане | Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных НацийКраткий обзор Пакистана | ФАО в Пакистане | Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций Исламская Республика Пакистан расположена в Южной Азии. Занимая общую площадь 796 095 км2, Пакистан имеет сухопутную границу протяженностью 6 774 км с Афганистаном (на западе), Китаем (на северо-востоке), Индией (на востоке) и Ираном (на юго-западе) и имеет 1046 км сухопутной границы. километровая береговая линия вдоль Аравийского моря и Оманского залива на юге. Пакистан узко отделен от Таджикистана афганским Ваханским коридором на северо-западе, а также имеет морскую границу с Оманом. Пакистан имеет полуиндустриальную экономику с хорошо интегрированным сельскохозяйственным сектором. В 2018 году экономика страны занимала 23-е место в мире по номинальному валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности, ППС). Согласно Обследованию рабочей силы за 2017–2018 годы, проведенному Статистическим бюро Пакистана, тридцать девять процентов рабочей силы страны занято в сельском хозяйстве (30,2 процента мужчин и 67,2 процента женщин). В целом, сельскохозяйственный сектор обеспечивает 18,5% ВВП страны. Из общей площади 79,6 млн га возделывается 22,1 млн га; остальная территория состоит из обрабатываемых отходов, густонаселенных лесов и пастбищ. Посевная площадь составляет 23,3 млн га, а леса занимают 4,6 млн га общей площади. Страна имеет крупнейшую в мире смежную ирригационную систему, в которой орошается почти 80 процентов обрабатываемых площадей. Пакистан также входит в десятку крупнейших мировых производителей пшеницы, хлопка, сахарного тростника, манго, фиников и апельсинов, а также занимает 10-е место по производству риса. Основные культуры (пшеница, рис, хлопок и сахарный тростник) составляют около 4,9%, а второстепенные культуры составляют 2,1% от общего ВВП страны. Сектор животноводства составляет 11 процентов от ВВП страны (60,5 процента приходится на сельскохозяйственный сектор), в нем занято около 35 миллионов человек. Несмотря на впечатляющее и постоянно растущее сельскохозяйственное производство, страна по-прежнему сталкивается с высоким уровнем отсутствия продовольственной безопасности. Согласно глобальному отчету, опубликованному совместно ФАО, ВПП, ЮНИСЕФ, ВОЗ и МФСР в 2019 году, 20,3% населения Пакистана (40,0 млн человек) недоедают/не имеют продовольственной безопасности. Распространенность недоедания среди детей в возрасте от 6 до 59 месяцев также очень высока: по оценкам, 40% детей имеют задержку роста, 28% имеют недостаточный вес, 18% истощены и 10% имеют избыточный вес. Кроме того, около четверти (24 процента) населения страны живет за национальной чертой бедности, а 390,0% бедны на основе индекса многомерной бедности (ИМБ). Большие объемы сельскохозяйственного производства и постоянно растущее население предъявляют высокие требования к водным ресурсам Пакистана. В настоящее время годовая обеспеченность водой на душу населения в Пакистане оценивается примерно в 1100 кубометров; ниже 1000 кубических метров страны начинают испытывать хронический дефицит воды (Population Action International, 1993). |