Поездка Валаам Валаамский м. — заказать туры и паломнические экскурсии из Москвы: центр паломничества «Святой Афон»
Паломническая поездка на Валаам.О Валаамском монастыре.
Валаам. Сегодняшняя бытность известного монастыря является ярким подтверждением того, что вера имеет невероятную духовную силу. А главная сила веры состоит в том, чтобы поднимать и восстанавливать из руин древнюю обитель. И это незримая история, которой пропитаны все события, связанные с Валаамским монастырем. Достаточно вспомнить варварские набеги шведов или страшные бомбежки в годы Великой Отечественной Войны. Все эти события приводили к полному разорению монастыря. Но всякий раз, волею Силы и Духа, монашеская жизнь всегда возвращалась в прежнее русло.
Краткий очерк — обзор истории монастыря, исторические события жизни монастыря от давних событий до современности наших дней.
Валаамский монастырь всегда считался путеводной звездой Православия на Севере Руси. Он не просто славился высокой духовной жизнью, но и на протяжении многих веков служил истоком в развитии православной веры и монашества на окрестных землях.
Современная история не считает датой основания времена Крещения Руси, а другие настаивают на более позднем периоде ее становления. По приданию Церковных и монастырских писаний эта дата уходит в те времена, когда христианство только начало распространяться на Руси. Именно в этот период времени и был основан монастырь преподобным Сергием и Германом. Тогда он истал настоящим центром православия приладожских земель.
Считается, что в древности на Валааме было расположено главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, к которым приходили на поклон и возносили жертвы проживающие в окрестностях язычники. Именно таким и всплывает в памяти апостольский век. Этимологический разбор финского названия «Валамо» подтверждает правдивость этого предания: Вал, Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а «мо» по-ижорски – земля.
Поэтому вполне можно полагать, что Валамо – земля Велеса, что и есть место, посвященное Велесу1.По монастырскому преданию святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыл из Киева в Новгород, по реке Волхов. Он сначала достиг Ладожского озера, а затем Валаама. Живописные красоты изумили взор, и Андрей Первозванный благословил горы острова крестом.
Жизнь святого Авраамия Ростовского Второго свидетельствует о том, что уже в 10-ом веке на острове располагалось монастырское братство. Управление братством велось игуменом. Основателями монастыря считаются Преподобный Сергий и Герман. Богомольцы прибыли от восточных стран. В службе говорится, что их «любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва – непрестанна, нрав – кроток, слез струи – приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие». В сохраненных летописях также упоминается о том, что святые Сергий и Герман законом установили общежительный быт в основанной ими обители.
Кто стал последователями на Валааме после преподобных Сергия и Германа, и проживал монашеской жизнью доселе, неизвестно. Конечно, в монастыре жили и молились игумен и братия. В обществе иноков существовали послушания или степени для искуса желающих ангельского образа. Для проведения службы и совершения всех молитвенных сборов был выстроен храм во имя Святой Троицы. Братия обители были добрым примером для других, особенно новокрещеных. Они искренне молились и передавали свою любовь и безмерную веру Всевышнему через молитву и покаяние. К тому времени о существовании Валаамского монастыря было известно и в Новгороде, и в Пскове, и в других местах. К числу почитаемых и величественных особ этого времени также принадлежит постриженик Валаамской обители преподобный Авраамий. Именно Авраамий является основателем ростовского Богоявленского монастыря. В древних источниках еще упоминаются игумены Иоаким и Феогност, которые возглавлявшие обитель в период Крещения Руси. Однако достоверными сведениями этот факт не подкреплен, но историки считают, что эти факты попросту не сохранились до наших дней.
Географическое положение монастыря.
Сохранилась на русской земле обители, чей чудодивный свет влечет к себе паломников со всего мира: Троице-Сергиева лавра, Оптина Пустынь, Дивеево… И в этом перечне Валаам имеет особую роль. Со всех сторон, словно небесным одеялом окутан он водной гладью. Место, удаленное от мирской суеты, словно специально создано для тех, кто ищет тишины, спокойствия, умиротворения и покоя.
Монастырь расположен в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка. Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, самый крупный из них — остров Валаам (27,8 кв. км.), рядом с ним расположены о. Скитский, о. Предтеченский, о. Емельяновский и еще множество малых островов. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) — 42 км, до Приозерска — около 60 км, до Санкт-Петербурга — более 220 км.
Полоса береговой линии по всей своей протяженности изрезана водными проливами, каналами и заливами. Такой пейзаж придает ему особую красоту и выделяет его из сила многочисленных ладожских островов. Акватория архипелага можно смело считать эталоном центральной части Ладоги. Это объясняется структурой течений озера, что оказывает минимальное влияние водных потоков.
Неповторимой природы подобно Валаамской, со слов гидрографа А. П. Андреева, «не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту, и на глубину, — островки, мыски, бухточки… Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид».
Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы. На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб.
Отвесные скалы, грозно противостоят могучим ладожским волнам. А умиротворенный покой внутренних озер, многовековые ели и сосны, вечно борющиеся со знойными ветрами, создают особый колорит этих мест. Однако неброская красота лучезарных аллей и садов в едином тандеме с суровым величием девственной северной природы, и неповторимым ансамблем архитектуры придает Валааму неописуемый облик одного из необыкновеннейших островов целого мира.
Однако вера –это всегда внутренняя красота, которая соединяет в себе внешнее и внутреннее состояние души. Так и с землями, которые явили в себе историю православия и монашества. Земли на которых был создан настоящий подвиг земного человека во имя Единого Господа Спасителя. Поэтому земная красота здешних мест и отражает красоты неземной веры, а значит духовного и вечного. Для всех православных людей Валаам недопустим без его древневековой иноческой обители. Она много веков оставалась духовным центром Православной Руси, поэтому по праву называлась Северным Афоном.
Современная история причисляет первые упоминания об этом живописном острове Валаам 800 г. до Рождества Христова. В это время на православных землях обители было огромное идольское капище. Тут приносились человеческие жертвы богам Велесу и Перуну, совершались страшные языческие обряды. В облике языческого изуверства и мог застать древний Валаам апостол Андрей Первозванный. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и предков славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем — Валаама, где благословил горы на островах крестом или апостольским жезлом. Это предание запечатлено на первых страницах «Повести временных лет» или Летописи преподобного Нестора (начало XII в.).
По преданию, именно языческие жрецы первыми услышали проповедь апостола. Они уверовали в его слова и приняли православное крещение. После крещения они своими собственными руками разрушили капище, где ранее проводили нечеловеческие обряды язычества.
Хозяйство Валаамского монастыря.
Преображенский Валаамский монастырь, основанный, по преданию, выходцами «из Восточных стран» — преподобными Сергием и Германом. Это произошло во времена Крещения Руси. Поэтому он традиционно является одним из главных центров паломничества на Северо-Западе России.
Паломничество на Валаам всегда обладало одним важнейшим отличием, — до Валаама нельзя «дойти»! От внешнего мира его закрывают воды Ладоги. А Ладога является самым большим озером Европы. Валаамский архипелаг находится на расстоянии около 40 км от ближайшей береговой линии. Самостоятельно до этих мест добраться невозможно. Единственный путь – это путь по воде. Для этих целей Валаамский монастырь в 90-х годах начал обустраивать пассажирский флот.
В наше время переправа православных паломников, посетителей и туристов из г. Приозерска и г. Сортавала возможна исключительно в период навигации. Это время: с мая по октябрь.Установлена и традиция, которая не нарушается много веков: официальное открытие паломнического сезона на Валааме совершается 22 мая. В этот день было совершено перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. В последние годы сезон паломничества открывался намного раньше. Это объясняется благоприятными погодными условиями на Ладоге.
На территории острова Валаам расположен музей Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Он создан в октябре 1992 года. Сейчас, музейное собрание состоит из 5060 предметов основного и 9072 научно-вспомогательного фондов. Для посетителей особый интерес представляет две постоянно действующих экспозиции:
Этнографическая выставка «Хозяйство и быт Валаамского монастыря XVIII – XX вв.». Она расположенная в Каретно-конюшенном сарае неподалеку от Благовещенской часовни;
«Древлехранилище Валаамского монастыря» на Свято-Владимирском скиту. В нем размещено около 700 ценнейших экспонатов. В их числе — иконы, древние книги и рукописи, предметы одежды и быта иноков валаамской обители: старые фотоснимки, карты, уникальные картины. Одним из самых древних и ценных экспонатов музея является потребник иноческий 1639 год.
Паломничество на Валаам
В стоимость поездки включено
Проживание
Проживание по программе
Транспорт
Транспортное обслуживание по маршруту
Питание
Питание по программе
Экскурсионное обслуживание
Экскурсионное обслуживание православным гидом
Оплачивается отдельно
Транспорт
Ж/д проезд
Место размещения
|
Категория номера |
стоимость в мае, сентябре, октябре |
стоимость с июня по август |
Дом паломника «Валаам» | 3м, удобства на этаже | 14 960 | 15 600 |
2м, удобства на этаже | 15 280 | 16 000 | |
2м стандарт с удобствами | 16 880 | 18 000 | |
1м стандарт с удобствами | 17 680 | 19 000 | |
Паломнический дом «ИГУМЕНСКИЙ» |
2м, удобства на этаже | 14 960 | 15 600 |
1м, удобства на этаже | 17 520 | 18 800 |
Детям до 12 лет — скидка 50 % и «Семейный пакет» — скидка 50% ребёнку до 17 лет (включительно) при сопровождении 2 взрослых
Расписание поездки
Валаам
1 день
Отправление из Москвы в Санкт Петербург с Ленинградского вокзала
2 день
Раннее прибытие в Санкт Петербург. В 06:45 сбор группы у автобуса ст.м. «Озерки». Посадка в автобус. 07:00. Отправление автобуса из Санкт-Петербурга.
Прибытие в г.Приозерск, посадка на т/х «Валаам». 9.30. Отправление на о.Валаам. Около 13.00 прибытие в Монастырскую бухту. Размещение в 13.00. Обед.
Экскурсия по Центральной усадьбе Валаамского монастыря.
Обзорная экскурсия по традиции начинается от причала Монастырской бухты, куда прибывали суда валаамского флота в ХIХ – нач. ХХ века и откуда особенно красиво смотрится монастырь, расположенный на высокой скале. От пристани дорога ведет к подножию горы Фавор, на вершину которой поднимается широкая, устроенная еще в середине прошлого века лестница в 62 ступени. Слева от лестницы открывается вид на знаменитый монастырский сад, чарующий своей нежной красотой более всего в пору цветения и тихой золотой осенью. Над садом, вдоль узорной чугунной решетки, идущей по краю скалы, проложена тропа, откуда иноки старого Валаама любовались на сумрачные, отражающие красноватые скалы воды Монастырской бухты, встречая или провожая суденышки с паломниками. Далее путь идет мимо мраморной Знаменской часовни к Святым вратам обители, украшенным надвратной Петропавловской церковью, бывшей в прежние времена домовым храмом царственных особ, прибывающих на Валаам. Пройдя Святыми вратами, гости попадают в монастырь. Особое место уделяется посещению главного действующего храма монастыря – величественного Спасо-Преображенского собора, где покоятся мощи святых основателей обители — преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев. В ходе экскурсии гостям предстоит увидеть Успенскую трапезную церковь – самую старую из сохранившихся на Валааме, и церковь Валаамской иконы Божией Матери, освященную в 2002 г., осмотреть келейные корпуса и хозяйственные постройки, а также полюбоваться недавно отреставрированным храмом иконы Божией Матери «Живоносный Источник» где проходят концерты церковных песнопений. В сувенирной лавке можно приобрести что-нибудь из изделий монастырских промыслов, чтобы увезти с собой на память «частицу Валаама».
Вечерня в Спасо-Преображенском соборе, малое повечерие с трехканонником и акафистом. Ужин. Ночлег.
3 день
Полунощница. Утреня. Переезд в Никоновскую бухту. Чай в трапезной Воскресенского скита.
Экскурсия «Новый Иерусалим»
Маршрут экскурсии проходит по местности, получившей в начале ХХ в. название «Новый Иерусалим». Центром ее является стоящий на высоком ладожском берегу Воскресенский скит, полностью отреставрированный и освященный к своему 100-летнему юбилею в 2006 г. В нижней церкви этого скита, напоминающей своим убранством раннехристианские храмы, устроено подобие пещеры Гроба Господня в Иерусалиме. От Воскресенского скита лесная дорога уходит в сторону рукотворного Гефсиманского сада, где среди южных широколиственных деревьев и живописных кустов сирени расположен небольшой, уютный Гефсиманский скит с деревянной церковью Успения Пресвятой Богородицы. Заканчивается экскурсия на Елеонской горе, где от часовни Вознесения Господня открывается один из самых поэтичных видов на Ладогу. Экскурсия повторяет собой излюбленный маршрут русских паломников начала ХХ в.
Экскурсия «Коневские озера»
Пешеходная экскурсия, построенная на стремлении показать и раскрыть удивительную гармонию дикой, суровой северной природы и строгой подвижнической иноческой жизни. В районе внутренних Коневских озер гостей острова ожидает встреча с удивительным, прикровенным уголком Валаама, где некогда располагалась пустынька отшельника – в будущем знаменитого игумена Дамаскина. Всегда ровная водная гладь, отражающая густой хвойный лес, дубовая аллея, образующая прозрачную шелестящую арку, целительный, напоенный ароматом можжевельника воздух — все это создает особую умиротворяющую атмосферу, настраивает душу на тихий созерцательный лад. Неслучайно именно здесь расположен самый маленький скит Валаамского монастыря – скит во имя Коневской иконы Божией Матери, старцы которого имели благословение утешать приезжавших на Валаам гостей. Заканчивается же экскурсия у монастырской молочной фермы, с конца прошлого столетия снабжавшей обитель превосходными продуктами. Здесь рассказ коснется вопросов хозяйственной и экономической жизни обители. Особое место в экскурсии уделяется знакомству с уникальным природным комплексом Валаамского архипелага, его флорой и фауной.
Трансфер в Центральную усадьбу монастыря. Обед.
Экскурсия на Никольский скит и Игуменское кладбище.
Экскурсия в один из красивейших скитов Валаама, где вновь отреставрированный шатровый храм во имя святителя Николая Чудотворца, белоснежный келейный корпус, яблоневый сад, массивный гранитный поклонный крест и даже небольшая хибарка бывшей монастырской таможни создают неповторимый по своему изяществу архитектурно-ландшафтный ансамбль.
На расстоянии километра к северу от монастыря в середине ХIХ века братией был устроен дендрологический питомник, где разводили деревья и декоративные кустарники из разных регионов России. Вспоминая ХVIII век, гости увидят здесь место молитвенного уединения преподобного старца Назария — устроителя Валаамской обители, пришедшего в 1782 г. из знаменитого Сарова. В подражание древним отшельникам и своему духовному наставнику многие его ученики уходили в необжитые лесные дебри на северо-востоке острова и ставили здесь свои пустыньки. Спустя полвека, в 1870-х годах, напротив дендрария, был создан архитектурно-ландшафтный комплекс нового Игуменского кладбища, где все напоминало бы посетителям о райских обителях. На сравнительно небольшой территории вокруг рукотворного церковного холма были высажены самые экзотические для Валаама деревья – от широколиственных вязов и благоуханных лип до сибирских пихт и кедровых сосен. К Игуменскому кладбищу от монастыря была проложена дорога. В тени разросшихся старинных деревьев и пышных куртин цветов их встретит небольшая, оригинально спроектированная церковь, освященная во имя Преподобных Отцов, в посте и подвиге просиявших, и массивная звонница-арка, через которую прежде можно было спуститься по тропе к Ладоге.
Ужин. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. Ночлег
4 день
Часы. Божественная Литургия. Обед. Комнаты паломнического дома освобождаются в 10.00, вещи переносятся в кладовую. Группа отправляется на Скитский остров к Скитам Всех Святых и Смоленскому. Проезд в одну сторону на автобусе. Согласно Уставу Валаамского монастыря женщины на внутреннюю территорию Скита Всех Святых не допускаются.
Пешеходная экскурсия от Центральной Усадьбы монастыря на о. Скитский – второй по величине остров Валаамского архипелага. На его территории расположены 2 из 13 исторических скитов Валаамской обители: самый первый по времени постройки — скит во имя Всех Святых, и самый последний — Смоленский.
Скит во имя Всех Святых был основан еще в конце ХVIII в прп. старцем Назарием Саровским. По числу братии и своим размерам он был и остается самым большим на Валааме, напоминая внешне сказочную крепость, украшенную белыми островерхими башнями, в окружении старинных дубов, кленов и кедровых сосен. За алтарем скитской церкви расположено небольшое кладбище, где покоятся сугубо чтимые на Валааме подвижники благочестия, жизнь которых прошла в этом скиту.
В 1,5 км южнее скита Всех Святых в 1917 г. был освящен скит в честь Смоленской иконы Божией Матери — заступницы русского православного воинства. Храм этого скита стал одним из самых последних, построенных в Российской империи перед ее крушением. Он был сооружен по желанию великого князя Николая Николаевича Романова – верховного главнокомандующего русской армией во время 1-й мировой войны для ежедневного поминовения русских воинов, «на поле брани живот свой положивших». Проект храма в русском стиле с элементами модерна выполнил родной брат Николая Николаевича – талантливый архитектор великий князь Петр Николаевич. Этот уникальный скит был восстановлен в 2007 г., а его храм, вновь открытый для гостей, украшают теперь дивные росписи «Воинство Царя Небесного». Братия скита по мере сил старается продолжать традицию поминовения русских воинов, погибших в беспримерных по масштабам потерь войнах ХХ столетия.
Отправление с о.Валаам в 17.00. Прибытие в г. Приозерск ориентировочно в 20.15. Посадка на автобус. Ориентировочно 23.30 — прибытие в С.-Петербург к станции метро «Озерки», ориентировочно 00.00 — к станции метро «Площадь Восстания».
5 день
Прибытие в Москву
Посещение «Русского Ватикана» на Ладожском озере
Продолжаем наше карельское путешествие на полном ходу. Как вы помните, мы ехали четыре часа из Санкт-Петербурга, чтобы остановиться в Сортавале и организовать однодневные экскурсии по окрестностям. На этот раз я приглашаю вас отправиться со мной на лодке из Сортавалы на остров Валаам. Называемый «русским Ватиканом», Валаам привлекает как туристов, так и паломников своим монастырем, небольшими церквями и скитами, разбросанными по всему острову. Эта поездка – возможность узнать об истории острова, который в разное время принадлежал Швеции, Финляндии и России. А еще это повод насладиться красотами Ладожского озера и живописными бухтами острова. Любопытный?
ФОТОГРАФИИ: ВАШИ ФОТОГРАФИИ
Ладожское озеро
Валаам — название архипелага, включающего почти 50 островов разной величины в Ладожском озере, самый большой из которых также носит такое же название. Добраться до острова Валаам из Сортавалы можно за полтора часа, на специальном теплоходе «Метеор» в сезон навигации. Есть также круизы из Санкт-Петербурга или выход теплоходом из Приозерска на Валаам. Вне навигационного сезона на Ладожском озере можно взять частную лодку или судно на воздушной подушке, которое сможет добраться до острова, даже когда озеро замерзнет. В качестве альтернативы есть вертолетные туры.
Одним из рисков, о которых следует помнить при любом водном путешествии на Валаам, является отмена поездки из-за погодных условий. Бывают случаи, когда буря на Ладожском озере вносит неожиданные изменения в ваши планы.
В нашем случае поход по Карелии мы совершили как раз перед открытием навигации и озеро не замерзло. Таким образом, мы взяли частную лодку в качестве группы и совершили удивительную поездку на Валаам, который впечатляюще встретился с маленькими кусочками льда, плавающими по озеру.
Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.
Собор
Главным собором православного монастыря на Валааме является Спасо-Преображенский собор, монументальное сооружение, которое сразу видно на вершине холма при приближении к острову со стороны порта. Именно из этого собора вы услышите звон колоколов, призывающих к богослужению, и хор, поющий знаменитый Валаамский распев.
Несмотря на то, что существует несколько дискуссий о его истории, обычно считается, что Валаамский монастырь был основан примерно в 14 веке. Монастырь имеет долгую и бурную историю с войнами, бомбардировками, пожарами, эпидемиями, грабежами, эвакуацией и разрушениями. За все эти годы были периоды, когда он сиял как сильный религиозный центр, а иногда он был полностью эвакуирован и опустошен. Сегодня Валаам – это точка притяжения с экономической мощью, принимающая 150 тысяч паломников, туристов и волонтеров в каждый сезон посещения.
Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.
Монашеская жизнь
Валаамский монастырь – постоянное пристанище более 100 монахов. Это самодостаточный монастырь в том смысле, что монахи производят более или менее все, что им нужно в течение года, и покупают лишь несколько предметов со стороны. Они даже продают некоторые из своих продуктов, например, сыр. Когда вы посещаете остров летом, вы можете подумать, что жить на таком острове — это просто привилегия, и это действительно так. С другой стороны, когда вы смотрите на фотографии зимы с ограниченным доступом к острову и боретесь с суровыми погодными условиями, вы начинаете думать, что за увиденным стоит еще одна история.
Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.
Остров
Ненадолго заехали на Валаам и погуляли в основном по собору и окрестностям. Чтобы увидеть всю монастырскую структуру, которая организована в виде нескольких церквей, скитов и производственных помещений, разбросанных по острову, лучше всего взять напрокат велосипед и насладиться осмотром достопримечательностей на природе.
Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.
Если вы посещаете остров на частной лодке, вы можете совершить лодочную экскурсию вокруг него, чтобы увидеть здания, расположенные на берегу озера, а также красивый пейзаж острова. Расстояния между постройками довольно большие, поэтому обойти весь остров пешком за несколько часов просто не представляется возможным. С другой стороны, есть вариант проживания. Вы можете остановиться в паломнических домах и исследовать остров в своем собственном темпе.
Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.
Что еще?
Все туристические и паломнические посещения, в том числе проезд на Валаам на теплоходе-метеоре, размещение и экскурсии находятся в ведении монастыря. Информацию о посещении Валаама можно найти на сайте монастыря.
Следующей нашей остановкой в путешествии по Карелии будет парк викингов «Бастион» недалеко от Сортавалы.
А пока вы прочитали мою первую запись в блоге из серии путешествий по Карелии?
Рускеала: По следам мраморного маршрута на ретро-паровозе
Православный монастырь св.
Иннокентия АляскинскогоМонастырь св. Иннокентия Аляскинского
9452 Хазелтон, Редфорд, Мичиган
ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
НА ЛОДОЖСКОМ ОЗЕРЕ
Организованное монашеское присутствие на острове Валаам насчитывает более 1000 лет, до Крещения Руси в 9 г.88. В IX веке два монаха, преподобные Сергий и преподобный Герман Чудотворцы ( изображен на иконе справа ), пришли на Валаам и основали Спасо-Преображенский монастырь, действующий до сих пор. сейчас. Драгоценные мощи этих святых сегодня находятся в большом красивом ковчеге в главном соборе монастыря. Валаам издавна был местом огромного духовного значения и влияния. На протяжении многих веков он был духовным центром северного русского православия, подобно тому, как гора Афон была духовным центром средиземноморского православия. По этой причине Валаам был известен как «Северный Афон». Валаам способствовал духовному становлению многих русских святых, которые провели несколько лет становления на Валааме, а затем стали основателями крупных монастырей по всей России. Духовный свет Валаама издавна привлекал паломников, как и Свято-Троицкий собор. Сергиевская Лавра, Оптина Пустынь и Дивеевский монастырь имеют, разве что, как остров, более изолированный, а потому издавна был пристанищем для ищущих жизни уединения и молитвы.
С Валаама прибыли святитель Герман Аляскинский и девять его собратьев-монахов, прибывшие на Аляскинский остров Кадьяк в качестве первых православных миссионеров в Северную Америку. (См. нашу СТАТЬЮ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, Житие преподобного Германа .) Преподобный Герман называл свою пустыньку на Еловом острове, близ Кадьяка, «Новым Валаамом». Валаам ( фото слева ) и Еловые острова удивительно похожи.
«Валаам» — название большого главного острова ( показан на карте справа ), а также архипелаг из около 50 островов разной величины, в северной части Ладожского озера ( LA ´-да-га), являющегося самым большим озером Европы. Валаамские острова находятся примерно в 135 милях к северо-востоку от Санкт-Петербурга, в Карелии, недалеко от Финляндии, которая в предыдущие века находилась под властью Швеции. Сегодня большие круизные катера с ночевкой совершают 135-мильное путешествие между Санкт-Петербургом и Валаамом примерно за 11 часов. Озеро такое огромное, как будто находишься в океане. Помимо главного Спасо-Преображенского монастыря, здесь было много скитов и скитов с их церквами и часовнями, некоторые из которых были перестроены или находятся в процессе перестройки, хотя большинство скитов и малых часовен уже не существует.
Жизнь монахов Валаама всегда была трудной. Вдобавок к природной суровости жизни на таком отдаленном острове, так далеко на севере, политические трудности были намного хуже. Расположенный недалеко от границы России и Швеции, в прежние века монастырь часто подвергался набегам и разрушению шведами. В 17 веке монастырь был полностью разрушен, и в течение 100 лет острова находились под властью шведов. После разгрома шведов Петром I в начале 18 века монастырь был возрожден, а к середине 19 векаX веке он стал одним из самых влиятельных и известных монастырей в России.
Большинство дошедших до наших дней зданий были построены в 19 веке, прежде всего игуменом Дамаскиным. К началу 20 века, кроме главного Спасо-Преображенского монастыря [ фото слева ], на островах было 13 скитов и многочисленные скиты. (В скиту небольшая группа монахов живет более строгой жизнью, чем в более крупном [общежительном] монастыре.) В конце 19 в.20 века в монастыре было около 30 мастерских и небольших фабрик, а также значительное хозяйство, так что монастырь мог обеспечить себя всем необходимым. В нем даже были мастерские иконописи, живописи и фотографии, а также замечательная библиотека. Но на первом месте всегда стояла молитва: соблюдали очень строгие монашеские правила, а во время неторопливых, красивых, молитвенных и мирных богослужений пели старинный знаменный распев.
С 1811 по 1917 год Валаамский архипелаг островов принадлежал Великому княжеству Финляндскому, входившему в состав Российской империи. После 1917 русской революции, Финляндия обрела независимость. Следовательно, в отличие от большинства русских монастырей, Валаам не был ни разрушен, ни закрыт, и оставался живым оазисом Святой Руси между 1917 и 1940 годами. Однако в 1940 году, после войны между Финляндией и Советским Союзом, Валаам был возвращен СССР; монахи эвакуировали Валаам, чтобы избежать советских преследований, и основали «Новый Валаам» в Финляндии. В советское время здания монастыря использовались как военно-морское училище, а затем как дом для инвалидов — первых светских жителей острова. Там до сих пор живут светские жители (по состоянию на 1999), даже в покоях во внешних стенах самого главного монастыря, но монахи помогают жителям и дают религиозное образование детям.
Спустя почти 50 лет, наконец, в декабре 1989 года на Валааме была восстановлена монашеская жизнь, а с 1991 года Валаам находится в непосредственном подчинении Патриарха Московского, который назначает настоятеля. В 2000 году в монастыре насчитывается более 100 монахов и послушников. Они следуют очень строгому монашескому уставу. Вновь звучит завораживающе красивый старинный знаменный распев, давно вошедший в валаамскую традицию. На остров приезжает много паломников, особенно на праздники св. Сергия и Германа в июле и сентябре, а на праздник Преображения в августе. Блаженной памяти Патриарх Алексий часто приезжал на эти особые праздники, потому что Валаам сыграл важную формообразующую роль в жизни Патриарха еще мальчиком, куда он совершал паломничества со своим отцом.
В июле 1996 года митрополит Феодосий, в то время Предстоятель Православной Церкви в Америке, сопровождал Патриарха Алексия на Валаам, где передал игумену архимандриту Пангратию часть мощей преподобного Германа Аляскинского. Сегодня эти мощи находятся в полноразмерном ковчеге у подножия большой иконы святителя на левом переднем столбе, у центра передней части нефа, как видно на фото слева . Преподобный Герман и девять его спутников отошли с Валаама в 179 г.3 во время их путешествия в Америку в качестве миссионеров. Вручая мощи, митрополит Феодосий признавал вклад Валаама в православие в Северной Америке.