Памятник бывшей: В Бишкеке открыли памятник бывшей главе общества блокадников Ленинграда

Содержание

10 шедевров мемориальной архитектуры бывшей Югославии

Монументы Югославии многочисленны и разнообразны: начиная от скромных мемориальных досок, не имеющих особой художественной ценности, до монументальных скульптурных конструкций и городских архитектурных ансамблей со значительным эстетическим, художественным и архитектурным значением. Проект «Spomenik» должен был увековечить подвиги партизан в Народно-освободительной войне Югославии и революцию, которая привела к власти Иосипа Броз Тито. Монументы сильно выделяются на фоне остальной социалистической архитектуры не только своей брутальностью, но и демократичным подходом к выбору работ.

Мы собрали для вас десять самых значимых примеров проекта «Spomenik», которые лучше всего иллюстрируют, как роль памятника была заново изобретена и переосмыслена югославским модернистским мемориальным движением.

Мемориал Илинден или Македониум, 1970-1974. Фотограф — Jan Kempenaers

История

Сербохорватским словом «spomenik» называют масштабную серию мемориальных сооружений, построенных в период с 1950 по 1990 гг. на всей территории бывшей Югославии: от реки Драва до Охридского озера. Их абстрактная форма была слишком современна для своего времени и считалась ориентиром постнационального и универсалистского самосознания республики.

Проект по созданию памятников был частью грандиозного плана лидера Югославии — Иосипа Броз Тито по созданию сплоченной, бесклассовой многонациональной страны, свободной от межэтнических конфликтов. Мемориальные комплексы должны были увековечить подвиги югославских народов в Народно-освободительной войне 1941-1945 годов.

Но эти модернистские мемориальные объекты значат гораздо больше, чем просто траур по жертвам войны и героизирование партизанской борьбы. Их абстрактная форма сочетает в себе политические и художественные инновации и транслирует универсальные ценности примирения, сопротивления и принципов транснационализма, которые Тито закладывал в создание своей страны.

Абстрактный скульптурный подход к памятным сооружениям никогда ранее не применялся в таком масштабе и на таком уровне. Несмотря на свою формальную неоднородность, десятки памятников, возникших в это время в Югославии, имеют общие черты: они обычно крупномасштабны, чрезвычайно амбициозны в своем развитии новых монументальных форм и чаще всего расположены на возвышенностях. Эта схожесть, позволяющая сразу отнести памятник к серии «Spomenik», была обусловлена несколькими факторами.

Памятник погибшим воинам отряда «Космай», 1971

Во-первых, они стремились сформировать и воплотить в памятниках национальное коллективное видение, нацеленное на оптимистическое и обнадеживающее будущее, определяемое единством и символическим универсализмом. Большая часть югославских политических образов того периода, воплотившаяся в искусстве, передавала такие понятия, как «прогресс» или «будущее».

Схожую эстетику можно найти не только в монументальных сооружениях, но и в архитектурных проектах той эпохи: самый большой концертный зал в Югославии — Сава-центр в Белграде, созданный по проекту Стояна Максимовича, или Генеральный план Скопье, разработанный после землетрясения 1963 года. Модернизм и футуристические подходы к дизайну нашли свое отражение и в повседневной жизни обывателей, например, модульные киоски K67, созданные словенским дизайнером Сашей Мехтигом.

Модульные киоски K67, созданные словенским дизайнером Сашей Мехтигом

Во-вторых, абстрактная форма памятников служила политическим целям Тито, стремившегося увековечить революцию, которая привела его к власти. Благодаря аморфным, геометрическим и не поддающимся описанию формам само понятие «революция» легко могло переосмысливаться в зависимости от официального политического нарратива. Они открывали мемориальное пространство для индивидуального мышления и ассоциаций, облегчая различные интерпретационные подходы и пробуждая политические фантазии.

Наконец, значительную роль в становлении модернистского стиля югославской памятной архитектуры сыграл новаторский процесс разработки мемориалов. Вместо того чтобы вручную выбирать художника для создания памятника (как это было принято в предыдущие эпохи), комиссии ветеранов (СУБНОР) ввели демократические дизайнерские конкурсы. На них художники и архитекторы могли свободно представить свои проектные предложения, а жюри из творческих и общественных деятелей коллективно и анонимно выбирало победителя.

Несмотря на то, что Югославия была социалистической страной, ее монументальное строительство не постигла участь соцреализма, хотя в первое послевоенное десятилетие памятники в этом стиле начали активно возводить. Однако в 1950-е взаимоотношения Тито и Сталина сами по себе испортились, и Югославия отошла от социалистического реализма в поисках собственного стиля. В этом ей помогли западноевропейские идеи, которые проникали в Югославию в том числе через знаменитые выставки Нью-Йоркского Музея Современного Искусства в Белграде в 1956 и 1961 годах.

После распада Социалистической Федеративной Республики Югославии, начавшегося в 1991 году, в образованных на ее месте государствах стали возникать собственные концепции национальной идентичности, основанные во многом на разрыве с прошлыми универсалистскими признаками. Связи, установленные между исторически значимыми областями военных действий, воздвигнутыми памятниками и социальной памятью, были почти полностью разорваны, что привело к разрушению большинства монументальных сооружений, а в лучшем случае — их забвению.

1. Цветочный монумент, более известный как Каменный цветок

Цветочный монумент (Cvjetni spomenik), более известен как Каменный цветок (Kameni Cvijet). Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1960-1966

Автор — Богдан Богданович

Место — Ясеновец, Хорватия

Размеры и материалы — 24 м в высоту и 35 м в ширину. Бетон, арматура и дерево

Чему посвящен

После того, как в апреле 1941 года силы фашистской Оси вторглись в Королевство Югославия и превратили его в марионеточное Независимое государство Хорватия (НГХ), в регионе были созданы трудовые лагеря, которые позже превратились в лагеря смерти.

Один из них был «Ясеновац», расположенный в одноименном городе. Во время Второй мировой войны он считался шестым по количеству смертей. После ее окончания вся инфраструктура была демонтирована, и он стал единственным крупным лагерем, от которого не осталось никаких вещественных доказательств существования.

История создания

В конце 1950-х годов под давлением жертв и их семей югославское правительство приступило к осуществлению планов строительства официального современного памятника, увековечивающего эти трагические события.

В 1960 году югославское правительство обратилось к архитекторам Богдану Богдановичу и Зденко Колачие с просьбой представить свои проектные предложения по мемориальному комплексу. В итоге Иосип Тито выбрал проект Богдановича.

Первоначальный концепт включал большее количество элементов, которые так и не были реализованы. Сам памятник и его территория сейчас поддерживаются в хорошем состоянии.

Символизм

Богданович выбрал в качестве репрезентативной формы раскрывающийся к небу 24-метровый каменный цветок с шестью лепестками, который уходит корням в склеп. К памятнику через весь ландшафтный парк ведет дорога из деревянных шпал старых железнодорожных путей, по которым когда-то доставляли узников в лагерь. С помощью этого приема Богданович намеревался воссоздать для посетителей последний путь жертв к месту их окончательного упокоения. Этот лирический мемориал служит метафизической аллегорией жизни и смерти, чувств примирения и прекращении ненависти, которая переходит из поколения в поколение.

2. Памятник революции народа Мославина

Памятник революции народа Мославина, 1965. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1965-1967

Автор — Душан Джамония

Место — Подгарич, Хорватия

Размеры и материалы — 10 м в высоту, 20 м в ширину. Бетон, арматура, алюминиевые листы

Чему посвящен

Этот памятник  в 1967 году установил Душан Джамония в память о восстании народных сил против оккупации в хорватском районе Большой Мославины. Маленькая деревушка Подгарич была важным центром партизанского движения хорватской коммунистической партии. В 1960-х годах здесь решили открыть памятник, чтобы увековечить поддержку, которую оказывали жители района партизанам.

История создания

Конкурс на создание монумента выиграл известный сербохорватский скульптор Душан Джамония, и в 1967 году памятник открыли на грандиозной церемонии в присутствии Иосипа Тито. Одновременно со строительством в долине ниже мемориального комплекса при поддержке сербского художника Владимира Величковича, который отвечал за ландшафтный дизайн, было создано небольшое искусственное озеро. После распада страны в начале 1990-х годов национальный интерес к этому мемориалу значительно снизились, его перестали посещать, и он постепенно пришел в запустение.

Символизм

Основным элементом комплекса является большая крылатая абстрактная скульптура, высотой около 10 метров и шириной 20 метров, с центральным сферообразным «глазом», покрытым алюминиевыми панелями. Автор проекта хотел создать «крылья победы», преодолевающие смерть и поражение. Каждое из пяти крыльев должно было символизировать пять республик единой Югославии. Видимые со всех сторон четкие бетонные контуры и линии символизируют динамику, полет и мощь, в то время как металлическая сердцевина воплощает твердость и единство.

3. Памятник восстанию народа Кордуна и Бания

Памятник восстанию народа Кордуна и Бания, 1971. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1971-1981

Автор — Воин Бакич и Берислав Шербетич

Место — Петрова Гора, Хорватия

Размеры и материалы — 37 м в высоту, 40 м в ширину. Бетон, арматура, алюминиевые листы

Чему посвящен

Этот памятник посвящен восстанию и движению сопротивления народа хорватских регионов Кордуна и Бания против нацизма и увековечивает память погибших бойцов и гражданских лиц.

История создания

В 1972 году на конкурс по созданию памятника было подано 17 предложений, среди которых победителем стал молодой архитектор Игорь Тош. Однако в процессе строительства его проект оказался очень дорогим и сложным. На втором конкурсе, организованном через четыре года, жюри выбрало проект сербского скульптора Воина Бакича, который в первый раз  занял второе место.

Из-за политических потрясений в 1980-х, связанных со смертью президента Иосипа Тито, памятник так и не достроили. Во время югославских войн в 1990-х он подвергся нападениям вандалов, которые украли практически всю алюминиевую обшивку.

Символизм

Снаружи памятника нет ни одного отверстия, поэтому он выглядит как огромная скульптура, которая доминирует над сельским ландшафтом.

«Скульптура, особенно памятники, должна быть архитектурой, лишенной своей утилитарной функции, чем-то вроде чистого поэтического завоевания пространства и установления с ним новых человеческих отношений» — Иосип Тито.

Памятник представляет собой своеобразный синтез органического и технологического, достигаемый благодаря контрасту изгибающихся объемов с блестящей обшивкой из современного промышленного материала.

4. Мемориал Илинден или Македониум

Мемориал Илинден или Македониум, 1970-1974. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1970-1974

Автор — Иордан и Искра Грабул

Место — Крушево, Македония

Размеры и материалы — 25 м в диаметре. Бетон, арматура, стекло

Чему посвящен

Главным историческим событием, которое этот памятник увековечивает, является восстание македонских повстанцев в Илиндене 2 августа 1903 года против османского владычества. Кроме того, он посвящен памяти местных бойцов, которые боролись под партизанским знаменем во время Второй мировой войны.

История создания

В ходе открытого конкурса победителями стала супружеская пара, Иордан и Искра Грабул. Комиссия, которой было поручено сохранить художественную ценность и социальную значимость проекта, настаивала на более традиционных и образных компонентах мемориала, в то время как Грабулы хотели, чтобы памятник был полностью абстрактным. В результате итоговая версия памятника кардинально отличалась от концепции, одобренной жюри.

Символизм

Мемориальный комплекс состоит из нескольких скульптурных элементов: ряд больших бетонных «цепей» вдоль дороги, которая ведет к склепу из двух стен с именами 58 выдающихся македонских революционеров. Прямо перед памятником расположена большая и красочная рельефная стена. Наконец, на вершине холма находится Македониум. Эта бетонная булава высотой 25 метров, усеянная множеством трубчатых выступов, получила свое название в честь строительной компании, занимавшейся постройкой.

Грабулы интегрировали значительное количество символики в свой мемориальный комплекс: входные двери напоминают букву «М», а вечный огонь внутри памятника имеет форму македонского флага. В потолке установлены четыре фрактальных витража македонского художника Борко Лазески, которые символизируют четыре времени года и создают яркий контраст с белоснежным интерьером. Иордан Грабул создал серию барельефов на внутренних стенах,  которая рассказывает историю Македонии через абстрактные изображения зарождения, конфликта и освобождения.

В 1990 году внутри купола был установлен мемориал школьному учителю Николе Кареву, который возглавил восстание против османского владычества. Гробница представляет собой куб из белого мрамора, в одном из углов которого отсутствует кусок, как напоминание о том, что Карев умер с незавершенной работой всей своей жизни — независимостью республики Крушево.

5. Памятник революции

Памятник революции, 1971-1972. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1971-1972

Автор — Душан Джамония

Место — Национальный парк Козара, Босния и Герцеговина

Размеры и материалы — 33 м в высоту, 8 м в ширину. Бетон, арматура, стальные панели

Чему посвящен

Памятник, мемориальная стена и музей были построены в память о Козарском наступлении весной 1942 года, в ходе которого погибло более десяти тысяч партизан и мирных жителей.

История создания

26 января 1962 года в ходе конкурса из 49 представленных работ комитет выбрал концепцию, предложенную Душаном Джамоней. Строительство началось 2 августа 1971 года и финансировалось почти исключительно за счет пожертвований. Через год после завершения строительства памятник сразу стал одним из самых значительных мемориальных объектов во всей Югославии. В стране даже существовала поговорка, что ее жители делились на три категории: «те, кто шел в Рим, те, кто шел в Мекку, и те, кто шел в Козару».

Благодаря своему удаленному местоположению и охраняемому статусу в национальном парке памятник избежал серьезных разрушений и вандализма после распада Югославии.

Символизм

Центральный памятник мемориального комплекса представляет собой цилиндрический монолит высотой около 33 метров. Он состоит из 20 вертикальных ребер с прерывистыми изогнутыми выступами, внешние грани которых покрыты полосами полированной нержавеющей стали.

Душан Джамония хотел создать амбивалентную структуру с ритмичным профилем, в котором чередуются «положительные» выступы и «негативные» углубления, как символ антагонизма жизни и смерти.

6. Мемориальный комплекс «Битва при Сутьеске» в долине героев

Мемориальный комплекс «Битва при Сутьеске» в долине героев, 1969-1971. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1969-1971

Автор — Миодраг Живкович и Ранко Радович

Место — Тьентиште, Босния и Герцеговина

Размеры и материалы — 19 м в высоту и 25 м в ширину. Бетон

Чему посвящен

Памятник увековечивает память более 7 000 человек, погибших в битве при Сутьеске, когда силы Оси попытались разгромить группу югославских войск во главе с Иосипом Тито, но тем удалось бежать.

История создания

Побег Тито из Сутьески считается важным поворотным моментом в партизанской освободительной борьбе. В 1964 году был проведен закрытый конкурс на концепцию памятника, к участию в котором пригласили архитекторов и скульпторов со всей Югославии: Станко Мандича, Йована Кратохвила, Бориса Кобэ и победившего в итоге Миодрага Живковича.

Работы по строительству начались в 1969 году и были завершены через два года. Проект полностью финансировался за счет федеральных средств из столицы. В Югославскую эпоху этот памятник считался самым значительным мемориальным объектом, но после распада страны начал приходить в запустение.

Символизм

Памятник-скульптура состоит из двух 19-метровых бетонных стен, украшенных фрактальным узором, в котором при ближайшем рассмотрении можно различить сильно стилизованные лица павших бойцов, которые выражают скорее их героический дух, нежели портретные сходства.

Монолиты выглядят как «крылья победы», которые указывают на крутой овраг, по которому партизаны бежали из долины во время битвы. Они кажутся зеркальными копиями друг друга, но между ними существуют различия, которые символизируют столкновение двух противостоящих армий.

7. Памятник Корчанице

Памятник Корчанице, 1979. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1979

Автор — Любомир Денкович, Моливан Матович и Саво Суботин

Место — Гора Грмеч, Босния и Герцеговина

Размеры и материалы — 15 м в высоту. Белый мрамор

Чему посвящен

Мемориальное сооружение на горе Грмеч увековечивает память сотрудников самого крупного секретного партизанского госпиталя, который действовал во время Второй мировой.

История создания

В 1975 году СУБНОР совместно с местными и региональными властями организовал конкурс, на котором из 13 поданных предложений жюри выбрало концепцию известного словацкого скульптора Любомира Денковича.

Памятник открыли в 1979 году. В настоящее время он зарос и находится в состоянии крайнего запустения, во всех отношениях заброшенный и забытый.

Символизм

Памятник состоит из двух полусферических мраморных стен примерно 15 метров высотой. Перед ним был вырыт большой круглый бассейн, который должен был служить зеркалом. В лесу располагалась сеть тропинок, вокруг которых небольшие бетонные конструкции напоминали о расположении бывших больничных корпусов.

Форма мемориального комплекса похожа на бутон цветка, раскрывающийся над бассейном, который его питает и символизирует рождение жизни из жертв тех, кто сражался и умер в этих местах.

8. Дом-памятник или муниципальное собрание Колашина

Дом-памятник или муниципальное собрание Колашина, 1971-1975. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1971-1975

Автор — Марко Мушич

Место — Колашин, Черногория

Размеры и материалы — бетонное здание площадью 3,2 м²

Чему посвящен

Во время Второй мировой войны город Колашин на севере Черногории постоянно переходил из рук повстанческих сил под контроль Оси и страдал от воздушных бомбардировок, пока в 1943 году не был окончательно освобожден.

В тот год 15 ноября в городе Колашин прошло собрание первого за 26 лет парламента Черногории, который провозгласил независимость освобожденного региона во главе с хирургом Нико Миляничем.

История создания

В 1970 году на конкурсе, организованном местными и областными органами власти совместно с группой ветеранов, победила работа словенского архитектора Марко Мушича.

Строительство началось на следующий год и длилось в течение четырех лет. Здание, в проектировании которого Марко помогал его отец — опытный словенский архитектор Марьян Мушич, до сих пор используется муниципальной администрацией и местными политическими партиями.

Символизм

Мемориальный дом, в форме которого доминируют острые бетонные углы, уникален тем, что одновременно функционирует и как памятник, и как гражданское здание. Внутри него располагаются многочисленные выставочные пространства и большой зал для гражданских мероприятий.

Острые треугольные элементы здания ассоциируются с традиционными скошенными крышами окружающих домов, символически вписывая его в сообщество, в котором оно существует.

Гибкое внутреннее пространство здания было спроектировано в духе бруталистской школы архитектуры. Подвижные стены между многофункциональными залами передавали идеологию связи и единения югославского государства.

9. Памятник погибшим воинам отряда «Космай»

Памятник погибшим воинам отряда «Космай», 1971

Время создания — 1971

Автор — Воин Стоич и Градимир Медакович

Место — Монументальный парк Космай, Сербия

Размеры и материалы — 30 м в высоту. Бетон

Чему посвящен

Памятник посвящен партизанскому полку из сербского района Космай и чтит память 5 600 партизан, погибших в борьбе с оккупантами и предателями.

История создания

В конце 1960-х местные комитеты организации СУБНОР начали искать концепции по строительству монументального комплекса, среди которых победило предложение белградского художника Воина Стоича и архитектора Градимира Медаковича.

Паямятник, построенный за один год на вершине горы в национальном парке Космай, сразу же стал достопримечательностью города, которая и сейчас пользуется популярностью у туристов.

Символизм

Центральная монументальная структура комплекса состоит из пяти отдельных 30-метровых бетонных двухконечных ребер, которые все вместе образуют форму, напоминающую сияющую звезду.

Издалека звездообразный памятник кажется единой структурой, которая сочетает в себе символику пятиконечной звезды и взрыва. Но находясь непосредственно около самой структуры, становится ясно, что пять консольных конструкций стоят абсолютно свободно и не соприкасаются друг с другом. Такой визуальный эффект отражает идею единения Югославии, которая действует вместе, как единое целое, но состоит из разных уникальных народов.

10. Партизанское мемориальное кладбище в Мостаре

Партизанское мемориальное кладбище в Мостаре, 1960-1965

Время создания — 1960-1965

Автор — Богдан Богданович

Место — Мостар, Босния и Герцеговина

Размеры и материалы – ландшафтный парк площадью 5 000 м². Бетон

Чему посвящен

Город Мостар во время войны оказался частью НГХ и был окончательно освобожден только 14 февраля 1945 года. В августе 1941 здесь начало подниматься народное сопротивление, 810 погибших бойцов которого похоронены на этом кладбище.

История создания

Группы югославских ветеранов выступали против захоронения партизанских солдат на религиозных кладбищах, потому что это шло вразрез с коммунистическими идеалами революционных борцов. Поэтому в 1959 году мостарские политики обратились к Богдану Богдановичу с просьбой создать мемориальный комплекс, который бы упокоил тела одновременно всех погибших партизан.

Во время строительства памятника в 1960-х годах большую часть работ проделали добровольцы молодежных общественных движений. После завершения строительства в 1965 году памятник стал популярной достопримечательностью, куда приезжали люди со всей страны. Во время боснийских войн в 1990-х годах кладбище в Мостаре подверглось нападениям, вандализму и бомбардировкам и к сегодняшнему дню пришло в чрезвычайное запустение.

Символизм

Мемориальный комплекс состоит из нескольких земляных террас, по которым поднимается ряд широких изогнутых дорожек. Они ведут к большому зубчатому фонтану, вода которого отражает большой космологический циферблат в стене на вершине мемориала.

Отсутствие религиозных, националистических и социологических символов, а также сюрреалистическая манера исполнения делает этот комплекс уникальным для своего времени.

Мемориал, прозванный «городом мертвых» отсылает к реальным физическим объектам Мостара. Он служит отражением города живых, за который отдали свои жизни похороненные здесь партизаны.

Интересные факты:

  • Памятник в Подгариче и памятник в Tjentište возникают в клипе Alan Walker — Darkside
  • В последнее десятилетие на вершину памятника на Петровой Горе были установлены радиовышки
  • Памятник на Петровой Горе появляется в сериале «Племена Европы» от Netflix
  • Македониум стал символом государственности и изображается на купюре в 10 000 динаров
  • Режиссер Ридли Скотт специально поручил художникам использовать памятник на горе Грмеч в качестве основы для своих дизайнерских концепций храма пришельцев в фильме «Чужой: Завет»
  • Ранко Радовичу было всего 27 лет, когда он выиграл конкурс на создание памятника битве при Сутьеске
  • После распада Югославии Колашин стал единственным городом, который не изменил названия ни одной улицы, которая прославляла бы героев-партизан или события войны
  • Подобие памятника Космай используется в сценах фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница.
    Часть 2»

Если вам понравилась статья, то советуем вам посмотреть еще на 10 проектов архитектора Ле Корбюзье или Тадао Андо.

Также следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы:

— Вконтакте

— Facebook

— Telegram

— Instagram

Losko — неккомерческий проект без рекламы на сайте. Если вам нравится то, что мы делаем, и вы цените свой и чужой труд, то можете поддержать нас финансово на Boosty.

Парящий бетон: семь памятников Югославии, от которых захватывает дух

Фотографии мемориалов в виде гигантской бетонной звезды, каменного цветка или парящих над землей крыльев неизменно привлекают внимание пользователей. Они были созданы после Второй мировой войны архитекторами-бруталистами в странах бывшей Югославии. Рассказываем историю семи самых необычных мемориалов.

В последние годы исследователи, фотографы и туристы все больше внимания обращают на серию масштабных монументов в духе брутализма на территории стран бывшей Югославии. Эти мемориалы созданы в 1950–1990-е годы в память о событиях Народно-освободительной войны, однако зачастую они лишены прямых отсылок к сражениям, ужасам и смерти и раскрывают художественный замысел с помощью необычных форм и символов.

По оценке архитекторки Нины Степанович, общее число мемориалов, построенных в этот период, может превышать 14 тысяч. Одни монументы, например мемориальный комплекс «Битва при Сутьеске», пользовались популярностью у местных жителей, другие же, как мемориал «Илинден», казались чуждыми и неуместными.

Комплексы сильно пострадали во время югославских войн, многие до сих пор нуждаются в реставрации, но они не были забыты. В нулевых поводом для новой волны интереса к югославским мемориалам стал фотопроект Яна Кемпенарса «Spomenik» («Памятник» — на словенском языке). А в 2016 году начинающий британский историк Дональд Ньебыл провел полтора месяца в странах бывшей Югославии и собрал информацию о строительстве и символизме более 100 памятников, которая легла в основу сайта и одноименной книги «Spomenik Database». Два года спустя состоялось еще одно значимое для возрождения интереса к монументам события — выставка «Навстречу бетонной утопии: Архитектура Югославии 1948–1980)» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В 2017 году российские путешественники Александр и Анастасия также побывали на территории бывшей Югославии, где монумент «Космай» вдохновил их на создание одноименного трэвел-проекта. А в 2020-м черно-белые фотографии мемориалов стали основой для кинопроекта исландского композитора Йоханна Йоханнссона «Последние и первые люди», который он снял перед своей смертью.

Мемориальный парк «Попина»

Архитектор Богдан Богданович, 1981 г.

Парк расположен в муниципалитете Врнячка Баня, Сербия. Монумент выполнен из трех каменных элементов (центральный — высотой 20 м), в каждом есть цилиндрическое отверстие. Под определенным углом они складываются в изображение направленного на смотрящего дула снайперской винтовки. Из‑за этого у монумента появилось и народное название — «Снайпер».

Он отмечает место, в котором югославские партизаны впервые вступили в открытый бой с немецкими силами. Перед монументом расположена памятная доска с надписью: «13 октября 1941 года защитники рубежей Ужицкой республики, освободительные отряды поселений Врнячка и Трстеник ожесточенно сражались с немецким отрядом, силы которого были в пять раз больше». В конце 1990-х — начале 2000-х мемориальный парк был заброшен, а в 2017 году началась его масштабная реконструкция.

Монумент «Космай»

Скульптор Воин Стоич, архитектор Градимир Медакович, 1971

Центральный объект мемориального парка «Космай» — памятник, расположенный на одноименной горе недалеко от Белграда. Он построен в память об одном из самых крупных партизанских отрядов и погибших солдатах из этого региона. Предложение соорудить монумент представило местное сообщество ветеранов в конце 1960-х. В марте 1969 года был объявлен конкурс среди архитекторов, в котором победил проект Стоича и Медаковича.

В народе монумент получил название «Искра свободы». Центральная скульптура комплекса состоит из пяти 30-метровых бетонных остроконечных элементов, которые выстроены в круг и образуют форму, напоминающую сияющую звезду. В центре находится круглый алтарь. Изначально на нем располагалась массивная бронзовая плита с гравировкой, которую после кражи в 2014 году заменили на мраморную.

Памятник восстанию жителей Кордуна и Баниджи

Архитекторы Воин Бакич и Берислав Шербетич, 1981

Монумент находится в районе массива Петрова-Гора в Хорватии. Он установлен в память о погибших этнических сербах, сражавшихся в этом регионе против солдат усташского движения (хорватская ультраправая фашистская организация, во взглядах которых выделяют сербофобию и антисемитизм). В 1970 году состоялся конкурс среди архитекторов, одним из требований к проекту было создать монумент со смотровой площадкой, который бы возвышался над лесом. Первый победивший проект оказался настолько сложным для реализации, что от него пришлось отказаться. Строительство и другого монумента, уже по модели Бакича, оказалось непростым. И дело было не только в сложной конструкции, но и в необходимости поднимать все материалы на верх горы, потребность в обустройстве дорог и проведении стабильного водо- и электроснабжения.

Строительство монумента формально завершилось к октябрю 1981 года. Возле него начали проводить торжественные мероприятия, однако работа над внутренним интерьером еще не приблизилась к финалу. 37-метровый монумент был облицован дорогостоящими панелями из нержавеющей стали, которые привозили из Швеции. Панели складывались в пять изгибающихся лент, опоясывающих фундамент. Внутри здания планировалось организовать конгресс-холл на 250 человек, библиотеку, читальный зал, кафе и музей, посвященный истории борьбы этносербов в регионе. Однако большая часть этих планов так и не была реализована. Монумент сильно пострадал во время югославских войн, в наши дни заброшен и продолжает разрушаться.

Цветочный монумент

Архитектор Богдан Богданович, 1966

Монумент находится у поселения Ясеновац в Хорватии, на месте бывшего одноименного концлагеря. Установлен в честь сотен тысяч погибших там. Сразу после завершения войны большую часть здания лагеря разобрали, а материалы использовали, чтобы восстановить разрушенные дома в соседних деревнях. На протяжении 20 лет на месте трагедии не было ни одного официального памятника.

В 50-х для создания монумента пригласили архитектора Богдана Богдановича, который лично представил свой проект президенту Иосипу Броз Тито и получил его одобрение. Богданович принципиально отказался от прямого изображения ужаса и смерти и не хотел в своей работе «возвращать зло к жизни». Основной элемент монумента — 24-метровая скульптура в форме цветка с шестью лепестками. Под основанием памятника находится склеп, к нему ведут шпалы — такие же, как у железной дороги, по которой в Ясеновац привозили пленных. Насыпи вокруг отмечают прежние места расположения зданий концлагеря.

Памятник революции народа Мославина

Скульптор Душан Джамоня, архитектор Владимир Величкович, 1967

Памятник находится в поселении Подгарич в Хорватии. В годы Народно-освободительной войны Подгарич был центром партизанского сопротивления жителей районов Мославины и Загреба портив оккупантов усташского движения. Именно в этом поселении располагался один из самых масштабных полевых госпиталей в стране. А лидеры партизанского движения проводили в местном штабе стратегические заседания.

В середине 60-х власти страны решили установить в Подгариче монумент. Его основной элемент — абстрактная скульптура высотой 10 м, шириной 20 м, символизирующая крылья победы. В центре конструкции находится полусфера, отделанная алюминиевыми пластинами и напоминающая сияющий глаз.

Мемориал «Илинден», или «Македониум»

Архитекторы Йордан и Искра Грабуловские, 1974

Мемориал находится в городе Крушево в Северной Македонии. Помимо партизанской борьбы во время Народно-освободительной войны, он чествует участников Илинденского восстания против власти Османской империи в 1903 году. Восстание стало одним из ключевых исторических моментов для жителей страны, поэтому инициативы увековечить Илинден в мемориале стали активно звучать в 1950-е годы.

Другим поводом для строительства послужил Македонский вопрос — спор между Народной Республикой Македонией (после 1963 года стала носить название Социалистическая Республика Македония), Грецией и Болгарией. Он был связан с правом на использование культурного и исторического наследия, в том числе самого слова «Македония». Мемориал, известный не только как «Илинден», но и как «Македониум», должен был стать ответом на него от тогда еще Югославской республики.

Монумент был завершен в 1974 году. Основной мемориал комплекса находится на вершине холма. Это 25-метровый купол с множеством трубчатых выступов, четыре из которых украшены витражами. Поначалу монумент вызывал недовольство местных жителей и казался неуместной тратой средств и ресурсов, но постепенно стал завоевывать популярность. В 2003 году началась масштабная реконструкция мемориала.

Мемориальный комплекс «Битва при Сутьеске»

Архитектор Ранко Радович, скульптор Миодраг Живкович, 1971

Комплекс находится неподалеку от деревни Тьентиште в Боснии и Герцеговине. Установлен в память о Битве на Сутьеске (с 15 мая по 16 июня 1943 года) — главном сражении Народно-освободительной войны в Югославии.

Первым мемориалом на месте битвы стала огромная каменная плита, под которой также располагался склеп с останками более 3000 погибших солдат. В 60-х монумент решили заменить и расширить. Строительство завершилось в 1971 году. Основные элементы мемориала — две 19-метровые бетонные стены, по фактуре напоминающие необработанный камень, которые будто бы парят над землей. Секрет такой устойчивости заключается во внутренней конструкции в виде сот, плотность которых к верху скульптуры становится все меньше. Сначала монумент пользовался большой популярностью, однако постепенно интерес к партизанским подвигам начал спадать. Комплекс сильно пострадал во время югославских войн, но с 2011 года, в том числе с помощью ЮНЕСКО, мемориал начали ремонтировать и восстанавливать.

расскажите друзьям

теги

ЮНЕСКО

люди

Йоханн Йоханнссон

Руководство по интерпретации памятника Конфедерации | Исторический центр Атланты

В 2016 году Центр истории Атланты опубликовал первую итерацию этого онлайн-инструментария, который был разработан, чтобы помочь сообществам разобраться с памятниками Конфедерации среди них. Со временем этот инструментарий был расширен за счет включения тематических исследований, руководства по исследованиям и других ресурсов для стимулирования обсуждения в сообществе.

Целью этого инструментария является обеспечение продуктивных, инклюзивных дискуссий в сообществе. Благодаря этим обсуждениям сообщества могут решить, как лучше всего действовать в отношении будущего общественных памятников, названий улиц и других исторических ссылок. Изучение этих общедоступных исторических ссылок раскрывает истории из прошлого, которые вызывают дискуссии о том, кого следует почитать в наших сообществах и почему.

Фон. Памятники Конфедерации.

В то время как многие памятники Конфедерации с 1860-х по 1880-е годы были возведены, чтобы оплакивать и почтить память погибших Конфедерации, большинство памятников Конфедерации были созданы в эпоху Джима Кроу, начиная с 1890-х годов. Белые люди, находящиеся у власти, в том числе бывшие конфедераты, приняли законы о расовой сегрегации, чтобы создать общество, основанное на превосходстве белых, которое имитировало южный социальный, политический и экономический порядок рабства до Гражданской войны и эмансипации.

Эти законы были подкреплены социальной практикой, а также насилием на расовой почве.

Проводя исследование памятников Конфедерации, внимательно следите за речами и письменами власть предержащих во время возведения памятников. Многие открыто выражают отношение к идеологии «Утраченного дела».

Идеология «Утраченного дела

», альтернативное объяснение Гражданской войны, разработанное белыми южанами после окончания войны, направлена ​​на рационализацию Конфедерации. В нем утверждается, что рабство не было главной причиной Гражданской войны. Вместо этого он утверждает, что основными мотивами отделения были угрозы Конституции США и принципу прав штатов. Он намеренно исключает миллионы людей из истории, игнорируя участие порабощенных чернокожих в их освобождении и отрицая разнообразие политических настроений среди белых южан. Рабство было главной причиной Гражданской войны. Освобождение четырех миллионов порабощенных людей и воссоединение Соединенных Штатов были его наиболее важными результатами.

Во время исследования изучите, что было сказано о причинах Гражданской войны до отделения Конфедерации и после победы Соединенных Штатов. Одним из ключевых критических замечаний по поводу идеологии «Утраченного дела» является то, что она игнорирует неопровержимые исторические свидетельства, напрямую связывающие отделение с рабством. При изучении этих свидетельств становится ясным значение памятников Конфедерации как символов Утраченного дела и превосходства белых, проявляющееся в сегрегации Джима Кроу.

Из-за этой истории статус-кво оставлять памятники в покое не является принципиальным вариантом. Памятники должны быть либо помещены в исторический контекст, либо удалены. Только при точной и честной исторической интерпретации мы можем понять, как обстоятельства нашего коллективного прошлого продолжают формировать настоящее и наше совместное будущее.

Этот веб-сайт может помочь вам лучше понять памятники Конфедерации и контекст, в котором они были созданы. Начните с исторического введения, которое включает информацию о том, кто установил памятники, а также когда, где и почему. Страница «Ресурсы» включает в себя шаблон для руководства исследователей, ресурсы для структурирования продуктивных бесед, а также книги, стипендии и последние новости по этому вопросу. На странице тематических исследований представлены примеры того, как другие сообщества отреагировали на эту проблему.

Если у вас есть материалы, вопросы или комментарии, отправьте нам электронное письмо по адресу [email protected].

Ресурс. Инструментарий.

Мемориал Конфедерации

Раздел 16

История Мемориала Конфедерации воплощает в себе сложное и оспариваемое наследие гражданской войны на Арлингтонском национальном кладбище и в американской культуре в целом.

В 1900 году Конгресс санкционировал повторное захоронение конфедератов на Арлингтонском национальном кладбище, где для них была выделена специальная секция (в том, что сейчас называется Секцией 16). Мемориал Конфедерации был воздвигнут здесь в 1914.

К началу 1900-х годов стало традицией создавать в Арлингтоне новую секцию для погибших во время той или иной войны, а затем возводить памятный памятник. В Секции 22, где похоронены многие солдаты и моряки, участвовавшие в испано-американской войне , Памятник испано-американской войне и Памятник грубым наездникам увековечивают память об этом конфликте. После того, как павшие военнослужащие Первой мировой войны были репатриированы и похоронены в секциях 18 и 19, Аргоннский крест был освящен в секции 18. В этом смысле создание секции и мемориала Конфедерации следовало обычной практике в Арлингтоне.

Однако, чтобы более полно понять, почему могилы Конфедерации находятся на бывшем кладбище Союза, и интерпретировать символику мемориала, необходимо более глубоко погрузиться в исторический контекст. На рубеже двадцатого века Арлингтон стал поистине национальным кладбищем, преобразованием, которое произошло на фоне примирения между Севером и Югом, стойкого расового неравенства и новой войны.

Реконструкция — усилия правительства США по воссоединению нации и преобразованию бывшего рабовладельческого общества Юга — фактически закончилась в 1877 году. лишение избирательных прав афроамериканцев, вызванное насилием со стороны белых и расовой сегрегацией на Юге. В 1898, мобилизация для войны против Испании и растущее мировое влияние Соединенных Штатов укрепили чувство национального единства — по крайней мере, среди многих белых американцев.

В этом контексте правительство США пересмотрело свою политику в отношении захоронений конфедератов. Хотя Могила Неизвестных Гражданской войны, вероятно, содержала останки мертвых как Союза, так и Конфедерации, Арлингтон был кладбищем армии США, и в течение многих лет после Гражданской войны ветераны Конфедерации не могли быть похоронены там. Однако 14 декабря 189 г.8 — через четыре дня после окончания испано-американской войны — президент Уильям МакКинли начал свое общенациональное турне «Юбилей мира» с речи в Атланте, в которой он провозгласил: «В духе братства мы должны разделить с вами заботу о могилы солдат Конфедерации.

.. Раздельное чувство больше не сдерживает любовь, которую мы чувствуем друг к другу. Старый флаг снова развевается над нами в мире с новой славой».

Примечательно, что этот «дух братства» не включал афроамериканцев. В 1871 году группа чернокожих солдат обратилась в военное министерство с ходатайством о переносе могил сотен цветных войск США (USCT) с «Нижнего кладбища», где они были похоронены вместе с бывшими рабами и белыми бедняками, на главное кладбище возле Арлингтонский дом, где покоятся белые ветераны Гражданской войны. Военное ведомство отклонило ходатайство. Арлингтонское национальное кладбище останется изолированным до 19 лет.48 г., когда президент Гарри С. Трумэн десегрегировал вооруженные силы своим указом.

Тем временем Объединенные ветераны Конфедерации (UCV) выявили могилы Конфедерации в районе Вашингтона, округ Колумбия, и успешно обратились к правительству с ходатайством о переносе этих останков в Арлингтон. 6 июня 1900 года Конгресс выделил 2500 долларов на вывоз и повторное захоронение останков конфедератов. К 1902 году 262 тела конфедератов были захоронены на специально отведенном участке, участке 16. В отличие от упорядоченных рядов на остальной части кладбища, могилы на участке конфедератов были расположены концентрическими кольцами. Их надгробия также выглядели иначе: имея те же размеры, что и обычные правительственные надгробия, надгробия Конфедерации имели заостренные вершины. С годами на кладбище добавилось больше могил конфедератов, и в итоге их стало более 400. 

7 июня 1903 года в Арлингтонском районе Конфедерации прошла первая церемония Дня памяти Конфедерации. Президент Теодор Рузвельт прислал цветочную композицию, положив начало традиции, которую продолжают почти все президенты США. В 2009 году президент Барак Обама изменил традицию, отправив два венка: один к Мемориалу Конфедерации, а другой к Мемориалу Гражданской войны афроамериканцев в Вашингтоне, округ Колумбия, в честь цветных войск США.

В 1906 году с одобрения президента Уильяма Говарда Тафта Объединенные дочери Конфедерации (наследственная организация южных женщин) начали сбор средств для установки мемориала в районе Конфедерации. Благодаря таким добровольным гражданским организациям женщины в конце девятнадцатого и начале двадцатого века возглавили многочисленные усилия по увековечиванию памяти о войнах и оплакиванию погибших — и, таким образом, женщины приобрели влияние в общественной жизни еще до того, как получили право голоса. (Еще один пример женских памятных мероприятий: Национальное общество колониальных дам Америки отвечало за создание Испано-американского военного мемориала.)

Мемориал Конфедерации, открытый в 1914 году, был спроектирован известным американским скульптором Мозесом Джейкобом Иезекиилем, ветераном Конфедерации и первым евреем, окончившим Военный институт Вирджинии. Тщательно спроектированный монумент предлагает ностальгическое, мифологизированное видение Конфедерации, включая тщательно продезинфицированные изображения рабства. Стоящая на пьедестале высотой 32 фута бронзовая классическая женская фигура, увенчанная оливковыми листьями, олицетворяет Юг Америки. Она держит лавровый венок, плуг и серп, а у ее ног библейская надпись: «Они перековали мечи свои на орала и копья свои — ​​на серпы». Статуя стоит на постаменте с четырьмя погребальными урнами, по одной на каждый год войны, и поддерживается фризом с 14 щитами, по одному на каждый из 11 штатов Конфедерации и пограничных штатов Мэриленд, Кентукки и Миссури. Тридцать две фигуры в натуральную величину изображают мифических богов вместе с южными солдатами и гражданскими лицами.

Две из этих фигур изображены как афроамериканцы: порабощенная женщина, изображенная как «Мамочка», держащая на руках младенца белого офицера, и порабощенный мужчина, следующий за своим хозяином на войну. Надпись латинской фразы «Victrix causa diis placuit sed victa Caton» («Победоносное дело было угодно богам, но проигранное дело Катону») истолковывает отделение Юга как благородное «Проигранное дело». Это повествование об Утраченном деле, которое романтизировало Юг до Гражданской войны и отрицало ужасы рабства, вызвало негативную реакцию белых против Реконструкции и прав, которые 13 9Поправки 0059 th , 14 th и 15 th (1865–1870) были предоставлены афроамериканцам. Образ верного раба, воплощенный в двух фигурах на мемориале, широко появлялся в американской массовой культуре в период с 1910-х по 1930-е годы, возможно, наиболее известный в фильме 1939 года «Унесенные ветром».

Скульптор Моисей Иезекииль был похоронен у подножия своего творения в 1921 году, после того как его чествовали на первой похоронной церемонии в только что построенном Мемориальном амфитеатре. Рядом с ним лежат трое других солдат Конфедерации: лейтенант Гарри С. Мармадьюк из ВМС Конфедерации, капитан Джон М. Хики из Второго пехотного полка штата Миссури и бриг. Генерал Маркус Дж. Райт, командовавший бригадами в битвах при Шайло и Чикамауге.

Мемориал Конфедерации предлагает посетителям возможность поразмышлять об истории и значениях Гражданской войны, рабства и связи между военной службой, гражданством и расой в Америке. Этот мемориал, наряду с отдельными могилами цветных войск США в секции 27, предлагает нам понять, как политика и культура исторически формировали то, как американцы хоронили и поминали мертвых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *