Памятник истории: Топ 30 — памятники Самары

Содержание

Топ 30 — памятники Самары

Город расположен в Среднем Поволжье, основан в 1586 году. За время своего существования, на территории Самары происходило много исторических, политических и культурных событий, нашедших отражение в многочисленных памятниках и монументах, расположенных на площадях, улицах и скверах города. Здесь есть именные памятники посвященные известным людям, которые родились, жили и трудились в Самаре. Также можно увидеть совсем необычные скульптуры, например, пользователю интернета или отопительной батарее.

Список популярных памятников и скульптур города.

Памятник В. И. Чапаеву

Монумент установлен на площади им. В. И. Чапаева в 1932 году. Авторами композиции являются – архитектор Иосиф Лангбард и скульптор Матвей Манизер. Это была первая конная многопрофильная скульптура в русском искусстве, а также одна из самых масштабных в стране. Образы для композиции брались с реальных бойцов Красной армии. Для создания образа Василия Чапаева, скульптору позировал его сын – Александр Васильевич.

Читайте также: 45 главных достопримечательностей Самары.

Монумент Славы

Это один из символов Самары. Композиция находится на площади Славы. Открытие состоялось 5 ноября 1971 года. Авторы: П. И. Бондаренко, О. С. Кирюхин, А. Б. Самсонов. Монумент был создан в память об огромном вкладе, в победу Советского народа над фашизмом, всех рабочих, трудившихся на авиационных заводах города. Композиция представляет собой 40-метровый постамент, на котором находится фигура рабочего высотой 13 метров.

«Бурлаки на Волге»

Открытие этой композиции в Самаре состоялось 11 сентября 2014 года, в рамках празднования дня города, а также 170-й годовщины со дня рождения знаменитого художника И. Е. Репина. Она находится на городской набережной, в районе Ленинградского спуска, рядом с фонтаном «Парус». Памятник выполнен из бронзы и представляет собой рамку, стилизованную под мольберт, на которой бурлаки тянут баркас. Автор – художник Николай Куклев.

Памятник князю Г.

О. Засекину

Композиция была представлена 12 сентября 2014 года, в рамках мероприятий по празднованию 428 годовщины со дня основания Самары. Скульптура находится на Полевом спуске. Высота памятника – 8 метров, он изготовлен из бронзы на смоленском литейном заводе. Скульптурная композиция состоит из постамента, на котором верхом на коне восседает князь, держащий в одной руке знамя. Автор – скульптор Карен Саркисов.

Стела «Ладья»

Была открыта в 1986 году, к 400-й годовщине со дня основания города. Является одной из наиболее известных достопримечательностей Самары. Расположена на Октябрьской набережной. Высота бетонной композиции – 20 метров. Авторы – архитекторы И. Галахов и А. Янкин. Идея проекта – стилизованное изображение истории края через плывущую по волнам ладью, на парусах которой изображен герб города.

Памятник В. С. Высоцкому

Был открыт в 2008 году, в день рождения актера, поэта и исполнителя В. С. Высоцкого. Расположен памятник на ул. Молодогвардейской, недалеко от Дворца спорта, где в 1967 году, Владимир Семенович давал свои концерты. Автором композиции является М. М. Шемякин (скульптор, художник и друг В. С. Высоцкого). С 2017 года памятник находится в хранилище, пока ведутся работы по возведению нового спорткомплекса.

«Дядя Стёпа – милиционер»

Открытие скульптуры, посвященной известному персонажу стихотворения С. Михалкова состоялось 6 ноября 2015 года. Событие было приурочено к Дню полиции РФ, и 80-й годовщине выхода в свет произведения знаменитого поэта. Автор проекта – Зураб Церетели. Выполнен памятник из бронзы, а его высота достигает почти 4 метра. Увидеть скульптуру можно на пересечении двух улиц – Молодогвардейской и Ленинградской.

«Буратино»

Скульптура посвящена герою сказки «Золотой ключик» (автор А. Толстой). Установлена композиция в Самаре, в честь 130-й годовщины со дня рождения знаменитого писателя. Расположена возле городского литературного музея – раньше дом отчима Алексея Николаевича, в котором он провел свои детские годы. Образ был взят с Д. Иосифова, снявшегося в фильме «Приключения Буратино». Автор – скульптор С. Корслян.

«Бравый солдат Швейк»

Открыт был в рамках празднования 130-й годовщины со дня рождения Я. Гашека, который проживал в Самаре в 1918 году, и является автором известного сатирического романа. Расположен памятник на пересечении улиц Некрасовской и Куйбышева, недалеко от здания, где раньше располагалась гостиница «Сан-Ремо». Скульптура выполнена из бронзы. Авторы – Кристина Цибер, Николай и Александр Куклевы.

Памятник В. В. Куйбышеву

Монумент посвящен революционеру, крупному советскому политическому и партийному деятелю, и является знаковым для города. Открытие состоялось в 1938 году на площади, вскоре переименованной в пл. Куйбышева. Композиция расположена перед театром оперы и балета. Высота – 12 метров, из которых 5 метров – это постамент и 7 метров – скульптура В. В. Куйбышева. Авторы – архитектор Ной Троицкий и скульптор Матвей Манизер.

Самолет-штурмовик Ил-2

Это еще один символ Самары. Представляет собой настоящий самолет, который был построен на авиационном заводе Куйбышева. Вначале, памятник был установлен перед проходной авиазавода, но в 1975 году, его перенесли на пересечение Московского шоссе и проспекта Кирова. Открытие было приурочено к празднованию 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Авторы – А. Моргун и И. Федоров.

Памятник В. И. Ленину

Установлен в исторической части Самары – на площади Революции. Является первым памятником в городе, установленным после революции – 1927 год. Авторами проекта являются – архитектор В. А. Витман и скульптор М. Г. Манизер. Фигура вождя мирового пролетариата выполнена из финского красного гранита и установлена на постаменте, где раньше был памятник Александру II.

Стела в честь 150-летия Самарской Губернии

Была установлена рядом со зданием центрального главпочтамта, на углу улиц – Куйбышева и Ленинградской. Торжественное открытие монумента состоялось в 2003 году. На композиции имеется надпись, с указом образовать новую губернию на левом берегу Волги, и назвать ее Самарской, дата выполнения – 01 января 1851 года.

Монумент «Солдат Победы»

Памятник был установлен в ознаменование 50-й годовщины победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Торжественное открытие монумента состоялось 9 мая 1995 года. Композиция расположена у входа в парк Металлургов, и состоит из высокой мраморной плиты и горельефа с фигурой советского воина, в плащ накидке, и с автоматом в руке. Рядом с монументом расположены памятная стена и вечный огонь.

Горельеф «Скорбящей Матери-Родине»

Мемориальная композиция расположена на площади Славы. Монумент выполнен в виде двух стен, разных по размеру, и соединяющихся между собой под углом. На большей размещен горельеф лица женщины – олицетворяющего Скорбящую Мать-Родину. Рядом горит вечный огонь, который был зажжен 5 сентября 1971 года. Проект реализован скульпторами О. Кирюхиным, П. Бондаренко и архитектором А. Самсоновым.

Памятник Кириллу и Мефодию

Монумент был установлен в 2004 году. Расположен на Барбошиной поляне, перед собором равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Проект реализован скульптором В. М. Клыковым. Памятник представляет собой 2 фигуры святых, находящиеся по обе стороны 6-метрового креста. Внизу монумента лежит раскрытая книга. Высота фигур – 3,5 метра, а общая масса вместе с постаментом составляет 40 тонн.

Бюст А. С. Пушкина

Расположен в сквере, названном в честь поэта, по адресу ул. Вилоновская. Торжественное открытие памятника проходило 14 июня 1985 года. Проект был реализован усилиями Игоря Федорова и Виктора Фомина (скульпторы) а также архитектора Алексея Моргуна. Памятник представляет собой полуфигурный бюст Александра Сергеевича Пушкина, выполненный из металла и закрепленный на колонне-постаменте.

Памятник режиссеру Эльдару Рязанову

Был торжественно открыт на Родине кинематографиста – в Самаре 27 октября 2017 года. Расположен памятник на ул. Фрунзе 120, недалеко от дома, где прожил первый год своей жизни Эльдар Рязанов. На композиции из бронзы, режиссер выполнен сидящим на лавочке, и с интересом смотрящим на происходящее. Автор – Важа Микаберидзе. Это единственный памятник знаменитому кинематографисту на территории РФ.

Памятник отопительной батарее

Открытие состоялось в 2005 году. Мероприятие было посвящено 150-й годовщине изобретения отопительной батареи. Композиция выполнена из бронзы, и находится на проходной самарской ГРЭС. Она включает в себя радиатор, над которым расположен подоконник с кошкой. Прообразом радиатора для памятника стали батареи, которые были в местном художественном музее. Автор – Николай Куклев.

Памятник товарищу Сухову

Композиция установлена в Самаре не случайно, так как именно здесь, согласно сюжету, жил Ф. И. Сухов. А сам памятник установлен недалеко от ул. Некрасовской, на которой жил один из авторов сценария к фильму Белое солнце пустыни – В. И. Ежов. Открытие происходило 07 декабря 2012 года, в торжественной обстановке в присутствии большого количества народа. Автор проекта – скульптор Константин Чернявский.

Памятник лётчице О.

А. Санфировой

Стела посвящена заслуженной землячке, летчице. Командиру эскадрильи, Герою Советского союза, которая пала смертью храбрых на территории Польши в 1944 году. Памятник был торжественно открыт в 1985 году. Монумент расположен в сквере, недалеко от городского дома молодежи, на пересечении двух улиц – Аэродромной и Революционной. Авторы – скульптор А. С. Головин и архитектор Ю. И. Мусатов.

Памятник Петру и Февронии

Скульптурная композиция была установлена в Самаре в 2011 году, на площади Славы, в ходе реализации программы «В кругу семьи», созданной по инициативе Алексия II. Святые считаются покровителями любви, верности и семьи. Поэтому скульптурная композиция стала своеобразным символом крепкого брачного союза и семейного счастья. Автор проекта – скульптор Константин Чернявский.

Памятник С. М. Кирову

Открытие памятника проводилось в рамках празднования 50-летия Октябрьской революции. Памятник выполнен из бронзы. На нем С. М. Киров изображен в полный рост, в своей любимой позе – указывая путь в светлое будущее. Фигура революционера размещена на 3-х метровом гранитном постаменте. Автор – скульптор О. Н. Иванов.

Монумент боевой славы «Танк Т-34»

В декабре 2014, в Самаре торжественно открыли новое мемориальное сооружение, посвященное воле, силе и мужеству советского народа, проявленное в годы Великой отечественной войны. Таким символом стал настоящий танк Т-34, изготовленный в 1948 году и установленный на постаменте. Монумент расположен в новом микрорайоне – Крутые ключи, на пересечении двух улиц – Ивана Финютина и Маршала Устинова.

Памятник Юрию Деточкину

Композиция посвящена главному персонажу художественного фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Бронзовая скульптура Юрию Деточкину была открыта в 2012 году, во время мероприятий по празднованию 85-й годовщины со дня рождения известного режиссера и кинематографиста, родившегося в Самаре. Авторы – идейный вдохновитель Дмитрий Муратов, художник Петр Саруханов, скульптор Иван Мельников.

Памятник «Черным гусарам»

Посвящен Александрийскому гусарскому полку и был открыт в сентябре 2018 года. Инициаторами идеи увековечить память «Черных гусар», которые внесли большой вклад в историю города и самарской области, выступили члены военно-патриотического клуба. Скульптурная композиция выполнена из бронзы и представляет собой гусара, ведущего лошадь. Расположен памятник на ул. Шостаковича. Автор – скульптор Иван Мельников.

«Несовершеннолетним труженикам тыла 1941-1945 годов благодарная Самара»

Расположен в Октябрьском районе Самары, на пересечении улиц Ново-Садовой и Полины Осипенко. На скульптурной композиции изображены сидящие на скамейке мальчик и девочка. Они держатся за руки, символизируя искренность и чистоту своих чувств. Памятник выполнен из бронзы, а на постаменте имеются 2 таблички – одна с названием композиции, а другая со стихами.

Памятник пользователю интернета

Расположен на Московском шоссе 15, и считается наиболее забавным и необычным. Композиция представляет собой обезьяну, которая сидит на мониторе и держит перед собой клавиатуру. По задумке авторов скульптуры, обезьяна должна символизировать гибкость ума, способного без проблем постигать инновационные технологии. Считается покровителем системных администраторов и всех пользователей всемирной паутины.

Мемориал самарцам, погибшим в необъявленных войнах

Торжественное открытие памятника состоялось в 2001 году, через 15 лет, после вывода советских войск из Афганистана. С этого времени ежегодно 15 февраля у мемориала проводятся торжественные митинги, посвященные воинам-интернационалистам. На памятной стене памятника выбиты воинские звания и фамилии 463 героев, которые погибли в 33 локальных конфликтах. Автор – заслуженный скульптор РФ Борис Черствой.

Ракета-носитель «Союз»

Монумент входит в экспозицию «Самара Космическая». Установлен на пл. Козлова. Представляет собой единый архитектурный комплекс, состоящий из ракеты «Союз» (Р-7), металлического здания и удерживающей конструкции. Высота композиции – 68 метров, а общая масса свыше 20 тонн. Выпускались такие модели ЦСКБ-ПРОГРЕСС, начиная с 58 года прошлого столетия. Авторы проекта – архитекторы А. Ф. Темникова и В. Н. Чичерина.

Памятники истории и культуры

Главная

Статьи

Разное

Памятники истории и культуры

история

В последнее время все большее внимание в обществе уделяется вопросам исторического прошлого и его влияния на настоящее и будущее. В этой связи по-новому воспринимаются идеи, высказанные русским философом XIX столетия Н. Ф. Федоровым, о том, что «нельзя при рассмотрении и изучении судеб рода человеческого ограничиваться только бывшим; необходимо уразуметь и долженствующее быть; нельзя отделять историю как факт от истории как проект».

Одним из важных элементов такого взаимодействия является феномен памятника истории и культуры. Однако его трактовка, получившая широкое распространение в XXI в., не отвечает сущности явления. Постепенно в процессе изучения и переосмысления этого феномена произошла подмена понятия «памятник» на понятие «объект культурного наследия».

Эти два понятия не являются тождественными, и главное, что второе понятие утратило как «историческую», так и «ценностную» составляющие и стало еще более аморфным, чем в начальный период его изучения. Вместо «зала ожидания» был получен «накопитель пассажиров».

В процессе становления памятниковедения в мировой культуре происходила постоянная трансформация как понимания предмета исследования, так и самого предмета исследования. Первое упоминание о памятниках старины в смысле недвижимых памятников истории и культуры относится к закону Государственного совета Швеции от 28 ноября 1666 г.. А к концу XVIII — первой половине XIX в. вопросы охраны памятников старины рассматривались уже во многих европейских странах, включая Данию, Францию, Бельгию, Пруссию и Саксонию. Несколько позже, в конце XIX в., вопрос о памятниках истории и культуры получил всестороннее рассмотрение в Великобритании и США.




Фото активные туры


В России первые указы об охране памятников были изданы Петром I в 1718-1722 гг. , но только спустя сто лет в 1826 г. был издан циркуляр об охране «древних замков, крепостей и других зданий древности».

Термин «памятник» относительно недвижимых культурных ценностей появился как результат длительной эволюция в понимании явления и выделении его в отдельное обособленное понятие. Изначально использовались другие названия: «курьезные вещи», «что зело старое и необыкновенное», «раритеты», «памятник древности», «памятник старины», «археологические древности» и т. д. До начала XIX в. эти термины обозначали только движимые культурные ценности и музейные предметы. Недвижимые памятники при этом долгое время вообще не принимались во внимание. Архитектурные объекты впервые были причислены к памятникам в официальных документах лишь в 1822 г., а затем Указом Синода от 1842 г. к ним же были отнесены и церковные здания. В самом начале

XX в. в России была сделана попытка введения циркуляром Министерства внутренних дел понятия «памятник новейшего времени». Этот документ распространил понятие феномена на монументы в честь исторических лиц и событий, при этом период их создания был приближен с 1725 г. до конца XIX в. Таким образом, была предпринята попытка на уровне понятия, которое схватывает реальное явление, стереть грань между прошлым и настоящим и подменить историческую составляющую на только идеологическую, причем текущего момента. А также обеспечить условия для укрепления позиций правящей элиты путем признания национальными культурными ценностями часть произведений монументального искусства, созданных на средства той же элиты для вертикальной легитимизации самой себя. В этом в целом противоречивом нововведении содержался определенный положительный момент, так как оно отражало признание обществом и научными кругами эстетической и художественной ценности памятников и предметов старины как таковых, независимо от политических и идеологических установок. Это явилось значительным шагом в осознании глубины и разносторонности феномена памятника истории и культуры.

После Октябрьской революции тенденция к идеологизации памятников приобретает массовый характер, причем появляются новые категории памятников, носящие ярко выраженный классовый характер: «памятник революционного движения»; «памятник революции»; «памятник народного быта» и др. При этом временные рамки возникновения памятников резко сужаются до тех моментов истории, когда происходили бунты или революции, причем почти на 60 лет в еще большем объеме начинается использование памятников в политической борьбе, а само формулирование понятия вновь становится уделом чиновников и партработников, а не научного и художественного сообществ. Такое развитие событий позволило В. Л. Егорову, как ученому, изучавшему развитие и становление понятия «памятник истории», сделать теоретический вывод о том, что памятник истории является не просто оберегаемой реликвией, а социальной категорией, всегда наполненной классовым патриотическим содержанием. В настоящий период правильнее было бы утверждать, что памятник может иметь идеологическую основу, но это не является обязательным признаком памятника истории, а тем более памятника культуры.

Во второй половине XIX в. сложилось близкое к современному представление о том, что именно вкладывается в понятие «памятник истории и культуры». В частности, окончательно

было установлено, что его неотъемлемым признаком является «недвижимость». Однако четкого определения феномена так и не было сформулировано. В каждом отдельном случае это понятие сопровождалось описательным перечислением различных категорий объектов, под которыми подразумевались памятники истории и культуры. Постепенно в объем понятия «памятник» включались все новые и новые категории исторических объектов.

Вначале в процессе формирования термина и понятия во всех странах принимали участие государственные чиновники и церковные иерархи, составлявшие различные циркуляры, указы и другие законодательные и нормативные акты. Лишь в середине XIX в. к этому процессу подключились ученые и мыслители. Перед открытием Московского археологического общества в 1864 г. А. С. Уваров дал реальную картину состояния памятников истории и культуры в России: «Не только мы, но и наши предки не умели ценить важность родных памятников, и без всякого сознания, с полным равнодушием, безобразно исправляя старинные здания или восстанавливая их заново, они не понимали, что каждый раз вырывали страницу из народной летописи».

В связи с этим и научная общественность в основном уделяла внимание разработке законодательных документов по охране памятников, а не вопросам сущности феномена. Все же можно утверждать, что на этом этапе было достигнуто понимание того, что памятник обладает свойствами источника информации и эмоционального воздействия, а также были осознаны его социальная и гносеологическая функции. Наиболее ярким примером перехода инициативы в данном вопросе от государственного аппарата к ученым и специалистам была подготовка членами Московского археологического общества проекта Закона об охране памятников, в котором была предпринята попытка выработать научную трактовку понятия «памятник». Это понятие на тот момент охватывало движимые и недвижимые памятники, такие как курганы, здания, городища, рукописи, иконы, фрески, скульптура и т. д. Учитывая особую

важность вопроса охраны памятников, при Министерстве народного просвещения была учреждена Особая Комиссия «по обсуждению предложений о мерах к сохранению памятников древности» под председательством статс-секретаря, товарища министра внутренних дел, в которую вошли по одному представителю от Академии художеств, Императорской Археологической комиссии, Синода, а также от всех археологических обществ. То есть впервые и единственный раз за всю историю России для обсуждения вопросов памятников была создана представительная комиссия, состоящая только из специалистов. Тем не менее закон не был принят, но в результате проведенной работы к началу XX в. сформировалось представление о том, по каким признакам нужно определять памятники.

В советский период длительное время использовался термин «памятник культуры», что также отражало стремление к умалению значения истории страны в дореволюционный период. Вновь вопросами памятников занимаются административные структуры и на первый план выдвигаются идеологизированная воспитательная и утилитарная функции памятников. Понимание феномена как «памятник истории и культуры» появилось в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х гг., после принятия Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (принятой в Гааге 14 мая 1954). Но, кроме этого, важно, что памятники стали рассматриваться как культурные ценности. На самом деле в официальной английской версии документа говорится о «cultural property», то есть о «культурном имуществе», о том же идет речь и во французской версии, где используется термин «biens culturel», в то время как для обозначения понятия «ценность» в этих языках используются термины «value» и «valeur» соответственно.

Однако в русском официальном тексте Конвенции говорится о «культурных ценностях»*. Такое понимание памятника истории и культуры, хоть и введенное в оборот по ошибке, имеет глубокий философский смысл. Ратификация СССР Гаагской конвенции в 1955 г. дала толчок для обширной дискуссии о памятниках как на уровне научного и художественного сообществ, так и в обществе в целом.

Результатом этого явилось создание в 1965 г. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, тогда же термин «памятник истории и культуры» впервые упоминается в нормативном документе. Позже в 1978 г. он законодательно закрепляется законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». В определении понятия указывалось, что «памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» .

И далее через разделение памятника истории и культуры на пять видов предпринималась попытка обособления рассматриваемого феномена от других антропогенных творений: «памятники истории — здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины; памятники археологии — городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, лабиринты, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; памятники градостроительства и архитектуры — архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты; памятники искусства — произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства; документальные памятники — акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино-фото документы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания».

Закон рассматривал памятники истории и культуры через настолько жесткую идеологическую призму, что гносеологическая, воспитательная и коммуникативная функции феномена превращались во вспомогательные относительно утилитарной, которая в отличие от присущей ей сущности приобретала агрессивно классовый характер (механический цех в здании дворца, клуб или машинно-тракторная станция в здании церкви, дом отдыха в монастыре и т. д.). В преамбуле закона сформулирована его направленность на использование памятников истории и культуры в качестве политического оружия в идейной борьбе: они «отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины, борьбу народных масс за ее свободу и независимость, революционное движение, становление и развитие Советского социалистического государства»; в них «воплощены выдающиеся события Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, трудовые подвиги рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, братская дружба народов нашей страны, героическая борьба советского народа за построение социализма и коммунизма»; при этом они «составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации» и «служат целям развития науки, народного образования и культуры, формирования высокого чувства советского патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания трудящихся» [15, с. 498]. Огромным недостатком принятого закона явился тот факт, что вновь, как и в Гаагской конвенции, к памятникам были отнесены различные движимые предметы. К тому же история выделялась в отдельную от науки область знания. Как положительное явление можно рассматривать пункт закона, где указывалось, что культурная ценность может быть «исторической, научной, художественной или иной». Продвижением вперед было и то, что, хотя и на полностью политизированной основе, признавались свойства памятника быть источником исторической и эстетической информации, а также средством воздействия на социальное сознание людей и, следовательно, обладать свойствами сенсорного и эмоционального воздействия на сознание.

В связи с распадом СССР, образованием Российской Федерации и отходом от существовавших идеологических догм в 1990 г. начинается новый этап в развитии культурологии и философии в России. Вокруг памятников начинается большая дискуссия, связанная как с переосмыслением понятия, так и с уточнением границ самого феномена. Как и в XIX в., возникает длительный период, в который отсутствует законодательная база (закон 1978 г. не действует, а новый Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» принимается только в 2002 г. и из-за несовершенства пересматривается ежегодно). Данное положение вещей открыло большие возможности для свободных научных дискуссий и исследований в области, обычно сильно регламентированной законодательными актами.

Особую роль в этот период играют ратификации СССР в 1988 г. и Российской Федерацией в 1992 г. Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (принятой ЮНЕСКО, Париж, 1972 г.), в которой используется другая терминология и понятие «памятник истории и культуры» заменяется понятием «культурное наследие». Этот термин в России трансформируется в «объект культурного наследия», а термин «памятник истории и культуры» используется в скобках в законе и все реже встречается в современной научной литературе. Конвенцией вводится понятие «культурного и природного наследия выдающейся всемирной ценности» (причем определение этого термина в документе отсутствует) , которое в русской официальной версии текста фигурирует как «памятник выдающегося универсального культурного и природного значения» или как «выдающаяся универсальная ценность». Неточность перевода возникла из-за того, что английское и испанское прилагательное «universal», как и французское «universelle», имеют два значения: «универсальный» и «всемирный». В то время как в русском языке термин «универсальный» в смысле «всемирный» не используется**. Конвенцией было дано определение понятия «культурное наследие» — это: «памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства и науки; ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии». Вновь это определение носило не сущностный характер, а являлось далеко не исчерпывающим перечислением отдельных групп, но уже только недвижимых памятников. Причем что же на самом деле является культурным наследием выдающейся всемирной ценности, согласно конвенции, должно определяться Комитетом всемирного наследия, т. е. обособленной международной группой индивидуумов, на основе соответствия одному из культурных критериев, принятых этой организацией. Рассмотрение происходит по представлению страны, на чьей территории находится культурное наследие.

Следующим шагом в попытках формирования в России понятий «культурная ценность» и «культурное наследие» было принятие «Основ законодательства Российской Федерации о культуре». В них «культурные ценности» понимаются как «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты». Данное определение опять является перечислением, но на этот раз как недвижимых объектов и движимых предметов, т. е. материального, так и нематериального, к примеру, «нравственные и эстетические идеалы». Основы законодательства дают и определение «культурного наследия» народов Российской Федерации. Это «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию». В определениях явно прослеживается тавтология, так как памятники и историко-культурные территории и объекты являются также культурными ценностями. Результатом все более глубокого изучения культурного наследия и культурных ценностей и необходимостью обособления различных их видов было заключение под эгидой ЮНЕСКО. Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия. Эта конвенция отражает признание мировым научным сообществом наличия специфических форм культурных ценностей.

После долгих научных, политических, социологических, культурологических и экономических дискуссий в России был принят Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В нем была осуществлена попытка гармонизировать терминологию международных ратифицированных конвенций со специфическим российским подходом к памятникам истории и культуры. Не останавливаясь из-за ограниченности статьи на множестве проектов, в которых давались различные определения памятников истории и культуры и которые во многом отражают суть как философско-культурологического дискурса, так и социально-политических дискуссий, проанализируем определение феномена, принятое в законе. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) им отнесены: «Объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». Кроме того, в законе дано расширенное определение по видам объектов культурного наследия, которое соответствует системе, предложенной Конвенцией ЮНЕСКО 1972 г.: памятники, ансамбли, достопримечательные места, но перечни типов объектов культурного наследия в каждом из видов значительно расширены с учетом особенностей многонациональной России. Положительным явлением в законе 2002 г. является безусловное подтверждение признака недвижимости памятников истории и культуры. Крайне отрицательным фактом необходимо признать то, что они трактуются как недвижимое имущество, имеющее ценность, в том числе и с точки зрения социаль-

ной культуры, а не как специфическая форма культурной ценности. То есть философский смысл подменяется чисто экономическим (утилитарным), что наряду с подменой понятия «памятник истории и культуры», который постепенно сводится к одному из видов «объекта культурного наследия», ведет к эрозии восприятия сущности феномена во всем его многообразии.

Несмотря на то что закон был принят в 2002 г. , дискуссии по поводу культурных ценностей и памятников истории и культуры в научных кругах не утихают. Это означает, что описательный характер обоих понятий не соответствует сущности феномена и требует дальнейшего подробного изучения и построения типологии специфической культурной ценности — недвижимого памятника истории и культуры с неразрывно связанными с ним движимыми историческими предметами.

Очевидно, что утилитарный законотворческий подход является в значительной степени результатом некоторого общественного согласия, достигаемого в результате в том числе и научной дискуссии. Тем не менее необходимо представить определения феномена, предлагаемые современными правоведами и культурологами, которые в своих попытках осознания сущности явления расширяют наше знание о нем и в значительной степени противоречат перечислительному подходу, принятому на бюрократически-административном уровне. Так, один из крупнейших российских теоретиков памятниковедения П. В. Боярский, дал следующее определение феномену: «Памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы». Не вдаваясь в детали этой формулировки, отметим, что и здесь отсутствует ценностный подход и, соответственно, к памятникам можно отнести всю материальную ноосферу, причем как движимую, так и недвижимую.

Другой крупный исследователь феномена А. Н. Дьячков считает, что «памятники истории и культуры — одна из функций элементов предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее». В данной формулировке исчезают и ценностная, и материальная составляющие, и памятник из материального объекта превращается в функцию, но при этом обращается особое внимание на свойство феномена осуществлять связь между прошлым и будущим.

Наибольший интерес для данного исследования представляет концепция А. М. Кулемзина, который отмечает, что отношение общества к памятникам истории и культуры является показателем степени его цивилизованности, просвещенности и духовности. Его исследования показывают, что особенностью феномена является его не только сенсорное, но и эмоциональное воздействие как на отдельного индивидуума, так и на целые социальные группы. «В отличие от прочих объектов внешней среды памятник является носителем социально-культурных ценностей, воспроизводящим ценностные смыслы предметных отношений, формирующих личность». Им обращается внимание на то, что памятник представляет собой особый род исторического источника, где в равной степени важны и форма и содержание, так как основным содержанием недвижимого памятника является его форма, т. е. при утрате формы теряется содержание. На основе всестороннего культорологического исследования А. М. Кулемзин предлагает следующее определение: «Памятники истории и культуры — это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации прямых подлинных знаний. Они служат целям развития науки, культуры, просвещения, высокой духовности». Это определение опять же не позволяет отделить памятники от всех других антропогенных творений и не учитывает того, что памятник является специфической формой культурной ценности. Хотя, как указано выше, именно это свойство феномена позволяет более всего выделить его из ряда других рукотворных материальных объектов.

С точки зрения автора, наиболее простое и полное определение «культурных ценностей» предложено М. А. Александровой — к ним «относятся созданные человеком или подвергнутые его целенаправленному воздействию уникальные неодушевленные вещи, способные удовлетворять духовные потребности людей». Основываясь на этом и учитывая, что памятники соотносятся с ценностями, как часть и целое, дадим наиболее общее определение рассматриваемого феномена: памятники истории и культуры — это созданные человеком или подвергнутые его целенаправленному воздействию уникальные неодушевленные недвижимые материальные культурные ценности, способные удовлетворять духовные потребности людей.

В то же время под культурными ценностями автор понимает несколько модифицированное определение В. А. Шестакова. «Культурной ценностью называется определенная объективная объектность, которая, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется ценностью» для широкого круга субъектов и/или социальных групп (сословий, корпораций, религиозных конфессий, классов, наций, или всего человечества).

В заключение необходимо отметить, что в настоящей работе рассмотрен лишь один аспект многогранной проблемы и показана неправомерность отхода от ценностного подхода в изучении феномена памятника истории и культуры. Это еще раз подчеркивает, что только в результате всестороннего научного обсуждения в среде специалистов (философов, культурологов, юристов, историков, и др.) должно быть выработано правильное научное определение феномена памятника, которое и должно служить основой для нормативной документации.

А. Б. Шухободский

Назад в раздел

интересное история достопримечательности путешествия активный отдых походы что посмотреть природа отдых горы города полезные советы разное здоровье интересные факты москва туризм кавказ московская область туры крым владимир и область

Историческая тропа памятников : Посетите : Friends of the Riverwalk

Расположенная вдоль набережной Тампы, Историческая тропа памятников, состоящая из красивых бронзовых и мраморных бюстов и памятников, рассказывает истории многих выдающихся людей и важных событий, которые сформировали историю Тампы и Хиллсборо. Округ. Это много вещей: образовательный инструмент для детей и взрослых, для посетителей и местных жителей; память о наших предках, которые сегодня так много сделали для нашей жизни и культуры; и вдохновение для всего нашего сообщества.

Чтобы воплотить в жизнь Тропу исторических памятников, организация «Друзья реки» в сотрудничестве с Центром истории Тампа-Бэй учредила уважаемую группу местных почетных деятелей и экспертов для обозначения предков Тампы. Всего с 2012 по 2017 год было назначено тридцать лауреатов.

Выражаем огромную благодарность округу Хиллсборо, Beck Group, Bright House Networks, Комитету по проведению национального съезда Республиканской партии 2012 года, Стивену А. Андерсону и семьям всех лауреатов.

Лауреаты

Ниже приведены имена самых влиятельных предков Тампы и округа Хиллсборо. Конечно, в будущем будет добавлено много других. Пожалуйста, нажмите на имя, чтобы получить доступ к биографии и фотографиям памятников для каждого из награжденных.

  • Паулина Педроса


Карта исторических памятников

Сделать пожертвование

Исторические памятники

  • Исторические памятники и объекты наследия
  • — Франция в целом —
  • Все аудитории

Памятник истории — здание (построенное или не построенное: парк, сад, пещера и т. п.) или движимый объект (мебель или здание по назначению), получивший особый правовой статус, предназначенный для его охраны в связи с его историческим интересом, художественным, архитектурным но также технического или научного, чтобы его сохранить, восстановить и улучшить.

Этот статус «Исторического памятника» является признанием нацией интереса наследия собственности . Эта охрана подразумевает совместную ответственность владельцев и национального сообщества за ее сохранение и передачу будущим поколениям.

С 2000-х годов законодательный и нормативный режим в отношении исторических памятников претерпел глубокие изменения.

С 2009 г., владелец исторического памятника был владельцем проделанной там работы. Именно для этой цели необходимо определить программы технического обслуживания, реставрации или модификации, выбрать надзорного органа (для зданий или органов), а также предприятия и рестораны, которые будут нести ответственность за вмешательство, обеспечить финансирование и обратиться за помощью к Государство, местные органы власти или другие партнеры (меценаты и фонды…).

Эта полная и полная ответственность владельца, однако, сопровождается очень точными правилами для разрешения и выполнения работ, которые также являются предметом научно-технического надзора государства со стороны службы исторических памятников Министерства культуры ( областные управления культуры).

Министерство культуры также несет прямую ответственность через свои децентрализованные службы и государственные учреждения за содержание и сохранение крупных исторических памятников государства, таких как соборы и национальные территории, за которые оно отвечает.

Стратегия охраны

Что касается внесения в список или классификации исторических памятников, то одним из национальных приоритетов является пересмотр старых, иногда частичных или смешанных, охраны с целью усиления согласованности охраны и упрощения для владельца и службы государства, управление историческим памятником.

Кампании по тематической защите осуществляются региональными управлениями по делам культуры (региональные заповедники исторических памятников), таких как маяки побережья Франции, память о войне 1914-1918 годов, Атлантический вал или наследие 20-го века, привлечение внимания к определенным компонентам наследия.

См. критерии и эволюцию зданий и подвижных объектов

Стратегия сохранения

В течение длительного времени состояние зданий, находящихся под защитой исторических памятников, периодически публикуется на основе оценок, периодически проводимых ведомствами, ответственными за исторические памятники. С 2007 года он был передан в парламент, а с 2018 года размещен в Интернете. Государственным или частным владельцам рекомендуется расширять программы технического обслуживания, а региональному руководству предлагается выделять 15% от общего годового бюджета.

Проконсультируйтесь с проверкой состояния исторических памятников – 2013-2018

В среднем бюджет, выделяемый государством на содержание и реставрацию исторических памятников, достигает почти 300 миллионов евро в виде платежных кредитов, не считая крупных проектов, таких как Большой дворец или замок Виллер-Котере. Ежегодно на исторических памятниках (зданиях или движимых объектах) проводится от 6000 до 7000 работ вне государственных учреждений. 10 % операций касаются подвижных объектов, из них 2 % — органов.

Посмотреть баланс ассигнований на сохранение исторических памятников — Баланс 2019

Согласно исследованиям экономического и социального воздействия наследия, реставрация и открытие для публики исторических памятников представляет собой несколько сотен тысяч прямых и косвенных рабочих мест, в основном местных рабочих мест, разбросанных по всей территории страны, рабочих мест очень высокой квалификации .

Проконсультируйтесь в разделе «субъекты и предприятия»

Политика в отношении исторических памятников также включает в себя многочисленные действия по улучшению физических и нематериальных элементов наследия. От традиционной экскурсии до «Дней открытых дверей исторических памятников», основанных в 1984 и теперь «Дни европейского наследия», от первых «звуков и огней» в 1950-х годах до волонтерских площадок, от присутствия в местах художников и носителей ноу-хау до иммерсивных и виртуальных посещений, средства валоризации не перестали обновляться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *