Памятники архитектуры России
Руины крепости в Лоо
Руины крепости Лоо ― средневековый архитектурный памятник, возраст которых датируется X—XII веками нашей эры. Находятся они в полутора километрах от побережья Черного моря на вершине горы высотой 308 м в микрорайоне Лоо в Лазаревском районе Сочи.
Русские ворота
«Русские ворота» ― уникальный архитектурный памятник XVIII века. Находятся они на Анапской набережной, на Высоком берегу и служат сегодня своеобразным входом в городской парк.
Памятник «Дарующая воду»
Памятник-фонтан «Дарующая воду» в Новороссийске установлен в 2006 году на набережной Серебрякова перед зданием Морского вокзала напротив крейсера «Кутузов». Он изготовлен из стали и железобетона и стали и весит около 3,5 тонн. Женщина, дарующая воду, сидит на коленях посреди большого фонтана, вытянув вперед сложенные ковшиком ладони.
Памятник «Исход»
Мемориал «Исход» ― второй на Кубани памятник, посвященный памяти жертв Гражданской войны и одна из самых молодых достопримечательностей города-героя Новороссийска. Его установили весной 2013 года в центре набережной имени Серебрякова в память о трагических для нашей страны событиях, которые происходили на этом месте в начале прошлого века и названных впоследствии «Новороссийская катастрофа».
Родник «У орла»
Окрестности курортной Анапы славятся обилием целебных источников и ключей с кристально чистой водой. Родник «У орла» один из них. Находится он примерно в 15 километрах от города, и в 5 минутах езды от поселка Семигорье, прямо на обочине шоссе, рядом с пологим холмом под сенью тенистых деревьев.
Генуэзская крепость в Судаке
Судакская крепость на сегодняшний день представляет собой одну из самых красивых архитектурных достопримечательностей на территории полуострова Крым. Это уникальный памятник Средневековья, который представляет собой целостную оборонительную систему, расположенную на высокой возвышенности, откуда открывается невероятный вид на морскую акваторию.
Пещерный город Бакла
Пещерный город Бакла, который располагается недалеко от поселка Скалистое, что в Бахчисарайском районе, не является объектом пристального интереса у многих туристов. Несмотря на то, что именно здесь представлено большое количество археологических и исторических памятников в виде руин древнего городища, склепов, церквей и зерновых ям.
Генуэзская крепость Чембало
Одной из самых ярких достопримечательностей Балаклавы является Генуэзская крепость Чембало, которая величественно стоит ни одну сотню лет на горе Кастрон и возвышается над знаменитой Балаклавской бухтой.
Бахчисарайский дворец
Ханский дворец, территориально расположенный в Бахчисарае, является эксклюзивным историческим памятником. Этот памятник культурного и исторического наследия когда-то служил резиденцией крымских ханов. Сегодня Хан-Сарай признается одной из главных достопримечательностей полуострова Крым, так как архитектурный ансамбль выполнен в уникальном крымско-татарском стиле.
Крепость Алустон
Исторически значимым объектом, который располагается на территории знаменитого Крымского курорта – города Алушта, является крепость Алустон.
Малахов курган
Обязательным экскурсионным объектом у туристов, которые чтят заслугу советских солдат во время ВОВ, является Малахов курган. Этот исторический памятник – одна из самых ключевых высот Севастополя, которая находится на Корабельной стороне.
Собор Александра Невского
Неподдельное восхищение у всех прибывших в Ялту гостей города вызывает величественный собор, освещенный во имя Святого Александра Невского. Строительство храма было ознаменовано в честь Александра II, который погиб от рук народовольцев.
Армянская церковь
Одной из самых интересных религиозных построек на территории Ялты признается армянская церковь. Храм имеет достаточно трагичную судьбу, которая полна перипетий. Строительство обители было выполнено на средства Погоса Тер-Гукасяна, который решил возвести храм на территории многонационального курорта в дань памяти о своей рано ушедшей дочери.
Беседка ветров
Туристы, которые не привыкли ограничивать себя лишь посещением культурных заведений, должны в обязательном порядке отправиться к Беседке ветров. Именно здесь можно почувствовать себя полностью свободным от всех земных тягот и нужд, которые сковывают по жизни, ощутить невесомость и просто слиться в душевной гармонии с окружающим миром.
Дом купца Стахеева
Красивейшим зданием Алушты по праву считается дом, в котором проживал известный в Крыме купец Стахеев.
Изящный особняк имеет неофициальное название «Отрада», которое полностью отражает все величие и живописность этой монументальной постройки.Познакомиться с достопримечательностями России — Памятники архитектуры, доступные для посещения.
Узнать новое об истории и жизни России. Интересные места для проведения культурного досуга — Памятники архитектуры являются интересными местами для туристов и путешественников.
Классный час «Памятники культуры России» (11 кл)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
Классный час
по теме:
«Памятники
культуры
России»
Классный руководитель 12 класса: Садуева М.
г.Нефтекумск
Без памяти – нет истории,
Без истории- нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет человека,
Без человека – нет Народа!
Цели:
— осмысление учащимися собственных жизненных ориентиров;
— углубить знания учащихся об истории российской культуры;
— воспитать уважение к отечественной культуре;
— побуждать учащихся к расширению своего кругозора, к изучению культуры России.
Ребята, вы все знаете, что 2014 год объявлен годом культуры в России. Как вы думаете, почему? (Повысить уровень культуры в России)
Эпиграфом к нашему классному часу возьмем слова Дмитрия Сергеевича Лихачева «Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры к разным её формам – вот черта истинно культурного человека». (Эпиграф записывается на доске)
Итак, ключевой фигурой является человек.
— Как повысить уровень культуры человека?
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать культурным?
Вот на эти вопросы мы будем искать ответы сегодня на нашем классном часе, который мы проведем с элементами диспута.
— Кто такой культурный человек?
Вопросы диспута:
1) Верно ли что, если человек образованный, то он культурный?
(Да, образование влияет на формирование культуры человека)
2) Считаете ли вы, что если человек ведет здоровый образ жизни, то он культурный?
(Соблюдение ЗОЖ является одним из показателей культуры человека)
3) Всегда ли можно судить по поведению человека о его культуре?
(Не всегда правильное поведение говорит о культуре человека, а по истине культурный человек должен знать и владеть правилами поведения в обществе)
Согласны ли вы с высказыванием Лихачева, с его многогранным определением культурного человека?
Хочу добавить, что культурный человек должен идти в ногу со временем, повышать уровень своего развития. От культуры каждого человека зависит культура всей нации.
Ну, и проведя такое вступление, мы переходим к основной теме нашего классного часа «Памятники культуры России».
Ребята, существует несколько сотен объектов, наиболее ярких памятников природы, архитектуры и культуры нашей страны.
Вот некоторые из них:
1. Кижи – историко-культурный и природный комплекс. Основа музейного собрания – ансамбль Кижского погоста. Он состоит из двух церквей и колокольни 18-19 вв, окруженных единой оградой.
2. Невьянская башня – наклонная башня, построена в первой половине 18в. Высота – 57,5м, отклонение от вертикали – 1,85м. в башне есть так называемая «слуховая комната»; стоя в одном её углу, можно расслышать, что говорят в противоположенном. К шпилю подведено заземление. Таким образом, башня была оснащена молниеотводом раньше, чем он был сконструирован.
3. Озеро Байкал – крупнейшее хранилище пресной воды на планете, самое глубокое озеро мира.
4. Петергоф – памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Включает бывшую загородную царскую резиденцию, превращенную в музей. Своеобразный триумфальный памятник завершению борьбы России за выход к Балтике.
5. Надым-Кала – крепость в самом древнем городе России – Дербенте. Её стены несколько раз перестраивались, но в целом облик сохранился. На территории – остатки древнего христианского храма, подземная тюрьма, система бань, старейшая мечеть.
6. Мамаев-Курган – мемориал посвящен героям Сталинградской битвы. В холме захоронены остатки 34505 защитников, здесь же 35 надгробий Героев Советского Союза.
7. Храм Христа Спасителя.
Ребята, соборы, храмы, парки, дворцы – это тоже памятники истории и культуры. В 19в в нашей стране относились к этим памятникам по-варварски и многие из них разрушили. В последние годы строятся новые храмы, восстанавливаются и реставрируются старые. Это говорит, о том, что Россия возрождается, поднимается с колен, обретает утраченную историю, возвращает отвергнутые святыни. Вместе со святынями возвращается и утраченное достоинство народа, его национальная гордость.
И об одном таком памятнике культуры мы поговорим сегодня: Храм Христа Спасителя.
Сейчас нам девочки расскажут о истории Храма Христа Спасителя.
Выступает Маша и Света.
Выступление 1ой ученицы.
Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.
XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые Отечественной, исход которой решено общенародное движение, потребовало другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр 1, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест «О построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа».
По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…
Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражанием к делам их предков!»
Храм Христа Спасителя был построен по проекту архитектора Константина Тона.
Это монументальное сооружение возводилось в течении 44лет и было завершено в 1883 году. Храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской Православной Церкви. В нем могут поместиться 10 000 человек. Сверху храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом крестом составляет 103 м (это на 1,5м выше, чем Исааковский собор в Санкт-Петербурге).
Как Исааковский собор называют музеем минералов, так и Храм Спасителя можно назвать музеем. Для пола и стен, где не было росписей, использовались темно-зеленый лабрадор из Киевской губернии, шокинский порфир из Олонецкой губернии и итальянский мрамор 5-ти сортов. 12 колонн из полудрагоценного камня яшмы украшали порталы храма.
Роспись внутри храма занимает около 22 000 кв.м. из которых 9 000 позолочены. Над росписью стен работали такие знаменитые живописцы как: Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие известные художники. Сразу же после освещения в 1883 году, храм Христа Спасителя стал центром культурной жизни Москвы.
Выступление 2ой ученицы.
Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III- произведение профессора архитектуры А.Н.Померанцева и скульптора А.М.Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918году).
В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергея Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В.Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник – Рождество Христово – до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
15 августа 1917года, в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнегоперерыва, вновь обрела своего патриарха – им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.
Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии.
После революции началось оголтелое наступление на религию.
По всей стране закрывались и разрушались храмы. Церковное имущество разграблялось, уничтожались святыни. Священников расстреливали и ссылали. Во время показательных мероприятий сжигали на кострах церковные книги, иконы, утварь.
Безбожным большевистским властям не давал покоя грандиозный храм в центре столицы. Это колоссальное сооружение всем напоминало о величии Бога и о ничтожестве земных вождей. Поэтому храм Христа Спасителя было решено уничтожить. На его месте большевики планировали возвести свой храм-дворец Советов, который должен был стать памятником Ленину.
Очень выгодное с градостроительной точки зрения место. Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны – 1812-1814годов и 100 лет со дня опубликования подписанного манифеста о строительстве Храма по проекту К.А.Трона. Храм – символ старой России – православной, буржуазной, Купеческой. Национальный Храм – памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932год приходилось ещё две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба эти события. Вокруг дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было места «проклятому прошлому и его памятникам».
18 августа 1931года, ровно через месяц после публикации в «Известиях» постановления о конкурсе на Дворец советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разработке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывали вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Красавец-Храм умирал на глазах всей Москвы и России.
Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать.
5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.
После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено, Национальная духовная святыня России была превращена в руины.
Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий…
Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XIX веке, символом русской Голгофы.
Исконная, коренная православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980 годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история – история воссоздания.
Затем чтение стихотворения Арнольда Н.В. посвященное храму.
— Чтение стихотворения учителем.
Храму Христа Спасителя в Москве
Прощай, хранитель русской славы-
Великолепный Храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал.
По гениальной мысли Тона
Ты был в величии-
Простой.
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой!
С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина.
Исчезли мраморные доски
И с ними славных имена.
Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн. Багратион…
Не мог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон.
Давыдов, Фигнер и Сеславин.
Тучков, Раевский, Богоут…
Кто вам по храбрости был равен?
Пускай подобных назовут!
Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин. Кочановский.
Толстой. Бруни и Васнецов.
Клодт, Семирадский, Ромазанов,
Маковский, Марков – это те,
Что расписали образами
Храм в несказанной красоте!
Мне жаль художников и зодчих
Сорокалетний славный труд,
И помириться мысль не хочет,
Что Храм Спасителя снесут.
Нет ничего для нас святого.
И разве это не позор.
Что шапка золота литого
Легла на плаху под топор?
Прощай, хранитель русской славы –
Великолепный Храм Христа,
Наш великан золотоглавый.
Что под столицею блистал.
-Заключение
Выступление 3ей ученицы.
Торжественная закладка воссоздаваемого Храма Христа Спасителя состоялась 7 января 1995 года на праздник Рождества Христова. Патриарх Алексий в присутствии председателя Правительства РФ В. С.Черномырдина и мэра Москвы Ю.М.Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент возрождаемой святыни.
Национальную святыню воссоздала поистине вся Россия: молитвами, покаяниями, трудами, пожертвованиями. 8 сентября 1994года был создан специальный Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя, председателем которого стал архимандрит Петр (Поляков), а исполнительным директором И.М.Птичников.
Работы по строительству храма осуществлялись под руководством Заслуженного строителя РФ, лауреата Государственной премии Российской Федерации генерального директора АО «Моспромстрой» В.В.Морозова. Вместо долгих десятилетий строительные работы были закончены всего за четыре года, а на внутреннее оформление отводились считанные месяцы.
Воссоздание художественного убранства храма Христа Спасителя стало одной из крупнейших задач современного российского искусства. Трудности были огромны: в XIX веке храм украшался художниками нескольких десятилетий, сегодня удалось завершить все менее чем за два года к 200-летию Рождества Христова, что придает всей работе символический смысл.
В декабре 1999года росписи Храма полностью закончены.
31 декабря 1999года Святейший Патриарх Алексий совершил малое освящение Храма Христа Спасителя. 19 августа 2000года Алексий совершил Великое освещение Храма. Так в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божьей, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм – Главный Храм Православной Церкви, Храм – памятник, Храм – мученик – Храм Христа Спасителя.
Затем учитель делает заключение
Как дерево не может жить без корней, так и народ не может существовать без своих истоков. Памятники истории и культуры – это то, что связывает нас с прошлым. Сохраняем и восстанавливаем прерванную связь поколений.
россиян нападают на украинское культурное наследие
Среди военных преступлений, совершенных российскими оккупантами в Украине, преступления против культурного наследия занимают особое место. Разрушение объектов наследия, артиллерийские обстрелы объектов образования и культуры, разграбление музеев и архивов…
Количество зафиксированных эпизодов и показания сотрудников пострадавших объектов свидетельствуют о том, что это не единичные случаи, а целенаправленная тактика.
Исторические памятники находятся под прицелом врага из-за его стремления уничтожить украинскую идентичность. Поэтому действия агрессора можно рассматривать как состав преступления геноцида против украинского народа.
По состоянию на начало декабря 2022 г. Министерством культуры и информационной политики зафиксировано уничтожение или повреждение более 1100 объектов культурной инфраструктуры. Среди них более 550 объектов культурного наследия. В эту статистику в основном входят памятники архитектуры, музеи, школы, вузы и культурные центры Донецкой, Николаевской, Луганской, Харьковской, Сумской, Херсонской, Черниговской, Запорожской и Киевской областей. Более того, русские систематически грабят музеи на захваченных территориях. «Вероятно, мы имеем дело с крупнейшим разграблением музейных коллекций со времен Второй мировой войны. Однако мы также имеем дело с крупнейшей эвакуацией коллекций со времен Второй мировой войны», — заявил министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко.
Центр стратегических коммуникаций вспоминает самые вопиющие преступления российских войск против украинской культуры.
1. Харьковская область: разрушен музей Григория Сковороды
В ночь на 7 мая российская артиллерия нанесла удар по музею в селе Сковородиновка Золочевской громады Харьковской области. Дом Андрея Ковалевского, где остановился философ, серьезно пострадал от пожара. Разрушенное здание является не только музеем, но и памятником архитектуры 18 века.
Ударом по Сковородиновке россияне по-своему «поздравили» украинцев с 300-летием со дня рождения философа. Именно этому музею, на территории которого находится могила Сковороды с легендарной надписью «Мир пытался поймать меня, но не смог», отводилась центральная роль в праздновании юбилея. Но из-за российского вторжения программу мероприятия пришлось значительно сократить.
Противнику не удалось уничтожить экспозицию сайта до небытия. По словам министра, наиболее ценные экспонаты были заранее вывезены в безопасное место.
Чудом уцелевший памятник Григорию Сковороде, ставший символом непобедимости украинцев, стал одним из центральных экспонатов выставки «Мир Сковороды», посвященной 300-летию украинского гения, которая проходила в « Украинский дом» в Киеве.
2. Херсонщина: разоренные музеи
Херсон — единственный областной центр Украины, который удалось захватить русским сразу после вторжения в феврале 2022 года. Его освобождение наглядно продемонстрировало будущее, которое оккупанты готовили для оккупированных территорий . Наряду с массовыми захоронениями и пытками, применявшимися в том числе и к детям, украинские силовики обнаружили разоренные и разграбленные музеи.
Русские похитили фонды Херсонского художественного музея Алексея Шовкуненко, Херсонского областного краеведческого музея и Картинной галереи Альберта Хавдзынского в Новой Каховке.
В оккупированный Крым вывезены коллекции иконописи XVII-XX веков, украинской живописи XIX-XX веков, в частности 297 произведений живописи и графики Гавдзынского, а также произведения современных художников. Некоторые украденные картины оказались в экспозиции Центрального музея Тавриды.
Фото: Херсонский художественный музей
Хронология одного из актов мародерства, по свидетельству сотрудников Херсонского художественного музея Алексея Шовкуненко: три грузовика и школьный автобус с награбленным выехали с территории г. музей всего за один день, 1 ноября 2022 года. На следующий день уехали еще два грузовика. 3 ноября остатки забрал автобус. По предварительным оценкам, это около 15 000 экспонатов.
Из Херсонского областного краеведческого музея оккупанты вывезли коллекции монет, оружия, сарматских украшений времен СССР и Российской империи, старинную мебель 18-19 вв.века, собрание икон, живописи и вся часть экспозиции с археологией, составившая ядро коллекции.
Печальная участь постигла и областной архив и научную библиотеку имени Олеся Гончара. Оккупанты похитили архивные документы и сборники дореволюционных изданий.
3. Мариуполь: авиаудар по местному театру и разграбленный собор
В ходе обороны Мариуполя, длившейся почти три месяца, осажденный город подвергся массовым разрушениям. Российские оккупанты методично уничтожали важнейшие инженерные объекты, жилые дома, объекты социальной и культурной инфраструктуры.
Разрушенное в результате авиаудара здание Донецкого драматического театра, рядом с которым на русском языке была сделана огромная надпись «Дети», чтобы их летчики знали о приюте детей, стало одним из символов российских военных преступлений. Большинство спрятавшихся там детей погибли во время забастовки вместе со своими родителями.
В мае россияне разобрали завалы и закопали сотни тел (точное число жертв не установлено) в безымянных могилах в Мангуше.
По данным местных украинских властей, российские оккупанты вывезли все ценные экспонаты из Краеведческого музея и Художественного музея имени Куинджи Мариуполя. Украдены подлинники картин Архипа Куинджи и Ивана Айвазовского.
А позже, в ходе дальнейших боевых действий в Мариуполе были уничтожены историко-краеведческий музей, художественный музей, выставочный зал имени Архипа Куинджи.
Уцелевшие экспонаты, хотя «восстановление Мариуполя» стало одной из ключевых тем российской пропаганды, были перевезены в оккупированный Донецк. Дальнейшая их судьба, в частности, картин Ивана Айвазовского, Татьяны Яблонской, Николая Дерегуса, остается неизвестной.
Фото: Мариупольский городской совет
Собор Святого Петра Могилы Православной Церкви Украины был разграблен российскими оккупантами, а во дворе храма изъята и сожжена коллекция украинских книг. В библиотеке было несколько уникальных экземпляров украиноязычных изданий, ныне безвозвратно утерянных.
Собор Святого Петра Могилы и церковь Успения Пресвятой Богородицы Православной церкви Украины в Мариуполе расписаны традиционной украинской росписью. Это первая в мире церковь такого размера (общая площадь росписи — 500 погонных метров), расписанная в стиле «петриковки». Храм внесен в Книгу рекордов Украины.
4. Чернигов: Тарновский музей древностей
В марте российские солдаты обстреляли дом Василия Тарновского в Чернигове — памятник архитектуры 19 века. В этом историческом здании располагался Музей украинских древностей, основанный в 1896 году, позже Черниговский исторический музей, а с 1980 года — юношеская библиотека. Здание и экспозиция исторического музея также пострадали от российских обстрелов.
5. Тростянец: сад Леопольда Кенига
При отступлении из Сумщины в апреле русские разрушили памятник архитектуры государственного значения — дом управляющего имением Кенига. В саду располагались историко-краеведческий музей, картинная галерея и музей шоколада. Меньше пострадал главный особняк и самая известная часть сада — Круглый двор. Оккупанты уничтожили уникальную библиотеку, насчитывавшую более 15 тысяч книг.
6. Киевская область: Музей Марии Примаченко
Во время наступления русских на Киев в феврале под обстрел российской артиллерии попал музей в Иванкове, в котором выставлено более двух десятков работ всемирно известной художницы, представительницы «наивного искусства» Марии Примаченко . Часть коллекции уже была в Киеве, а часть спасли из горящего музея местные жители.
7. Донецкая область: деревянный скит Святогорской Лавры
Всехсвятский скит Святогорской Лавры сгорел в результате обстрела русскими во время наступления противника в Донецкой области. Всехсвятский скит был построен в 1912. Это один из лучших примеров наследования деревянного храмового зодчества. Храм был впервые разрушен большевиками в 1947 году и восстановлен в начале 2000-х годов. Он считался памятником деревянного зодчества и был самым большим деревянным храмом в Украине.
8. Мелитополь: разграбление скифского золота
Россияне ограбили краеведческий музей в оккупированном Мелитополе Запорожской области. Похищена коллекция скифского, гуннского и сарматского золота, серебряные монеты из духоборского клада, историческое оружие. Сотрудники музея пытались спрятать коллекцию. Однако местный коллаборационист, назначенный «директором» учреждения, наговорил врагу о сокровищах. Судьба экспонатов в настоящее время неизвестна.
Это не только стиральные машины.
— Оборона Украины (@DefenceU) 9 октября 2022 г.
🇷🇺 солдаты также вынесли артефакты почти из 40🇺🇦 музеев.
На этом фото золотая диадема гуннов, часть исторического ювелирного набора из 90 предметов, похищенных русистами из Мелитопольского музея.
Когда-то военный преступник, всегда военный преступник pic.twitter.com/GhIVRai2Hf
9. Харьков: исторические здания в центре города
1 марта во время боев за Харьков русские выпустили две ракеты «Калибр» по зданию облгосадминистрации и облсовета. В результате забастовки погибли 29 человек.
За две недели ракетным обстрелом разрушен соседний жилой квартал — памятник архитектуры местного значения.
Дворец Труда (ранее принадлежал страховой компании «Россия»), одна из архитектурных достопримечательностей Харькова, 2 марта был поражен вражеской ракетой. Обрушилась крыша, выбиты окна, повреждены стены. Во время обстрела также пострадали фасады здания городской управы и расположенного рядом Успенского собора XVIII века.
29 марта вражеская ракета попала в старую пожарную часть на Полтавском шляхе. Она была построена в 1887 году, а пожарная каланча — на 40 лет раньше. Долгое время оно было самым высоким зданием Харькова и до недавнего времени возвышалось над малоэтажной застройкой Залопани.
Наибольшее количество разрушенных памятников архитектуры в Харькове приходится на центральную часть города.
Всего российские оккупанты разрушили и повредили более ста памятников архитектуры в Харькове и окрестностях.
10. Житомирская область: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Еще один памятник архитектуры государственного значения, разрушенный российскими оккупантами. Построенный в 1862 году, деревянный храм пережил две мировые войны, но был охвачен пламенем после артиллерийского обстрела русских в начале марта.
11. Запорожская область: Каменная Могила
Еще в конце апреля российские военные заминировали территорию возле Каменной Могилы, уникального памятника геологии и археологии мирового значения, расположенного в Запорожской области вблизи Мелитополь. Памятник Каменная Могила — культовый комплекс, единственный памятник во всей Восточной Европе, где сохранились наскальные рисунки от позднего палеолита до средневековья. Холм насчитывает около 3000 плит, под которыми находится 65 гротов и пещер, богато покрытых петроглифами. С 2006 года археологический комплекс «Камяна Могила» находится в предварительном списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, претендуя на право включения в основной список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
12. Крым: Бахчисарайский Ханский дворец
Россияне демонтируют крышу и ансамбль цветных витражей Золотого кабинета, заменяя древнюю крышу современным покрытием, то есть стирая национальную память. Так называемая «реставрация» Ханского дворца началась в 2016 году. Это акт вандализма и надругательства над историей народа, который, несмотря на колоссальное давление, репрессии и другие формы агрессии, демонстрирует всему миру приверженность принципы демократии, территориальной целостности Украины, прав человека и стремление к достижению свободы ненасильственными методами.
Дворец в Бахчисарае – уникальный памятник крымскотатарской архитектуры, свидетельствующий о существовании, развитии и этногенезе крымских татар на этой территории.
***
Российская агрессия показала, что Кремль пытается разрушить не только украинскую государственность, но и украинскую идентичность. Война против культурного наследия является частью этих усилий. Русские практикуют тактику выжженной земли, не заботясь о возможных жертвах и разрушениях, а также осуществляют террористические атаки на гражданские объекты. Среди них, особенно в начале нашествия, было немало памятников культуры. Война наносит огромный ущерб археологическому наследию: в ходе боевых действий могут быть уничтожены целые культурные пласты.
Русские относятся к культурному наследию как к колонизаторам, уничтожая то, что не могут использовать в своих интересах, в частности, для продвижения собственного видения «великой русской культуры».
Для украинских памятников у них есть ограниченный список сценариев:
● расчистка культурного поля, чтобы заменить его своим и заявить, что до/без России там «ничего» не было;
● присвоение чужого культурного наследия с целью выдачи его за свое. С этой целью оккупанты грабят украинские музеи; и
● присвоение активов с целью обогащения.
Такая практика является традиционной для России более 100 лет. Львиная доля экспозиций центральных музеев России приходится на археологические находки из Украины, образцы украинской иконописи, светскую живопись и другие памятники украинской культуры, в том числе казацкие гетманские регалии. Все это экспонируется как «русское» искусство.
Украина сегодня имеет право ставить вопрос о возмещении вреда в сфере культуры, применяя как общие, так и специальные нормы международного права: конвенции ЮНЕСКО, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, 1970 Конвенция о мерах по запрещению и предупреждению незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия и др. Ключевым инструментом возмещения ущерба является реституция — возврат похищенного ценности и восстановление целостного культурного наследия путем замены пострадавших ценностей на аналогичные.
Уже сегодня Минкультуры занимается документированием преступлений для дальнейшей работы в правовом поле и привлечения России к ответственности. Также была создана площадка для реставрации памятников культуры, пострадавших от российской агрессии.
Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности
Культурное вторжение? Украина дерусифицирует свои городские памятники.
Спустя тридцать лет после распада Советского Союза почти в каждом украинском городе все еще есть памятники русской или советской эпохи – в основном названия улиц или площадей. И хотя прошлые протестные движения сносили политические памятники, чествование таких художников, как Лев Толстой, не вызывало таких споров.
Затем наступило 24 февраля 2022 года.
Почему мы написали это
Достоинство
Вопрос о том, сохранять ли российские и советские памятники и имена в Украине, возник еще до войны. Но теперь некоторые украинцы видят в этом фронт культурного вторжения на фоне физического вторжения России.
Президент России Владимир Путин частично оправдал начавшееся в тот день вторжение тем, что украинцы и русские — один и тот же народ. Для украинцев это еще один способ сказать, что их нации не существует. Многие в стране теперь рассматривают этот конфликт как очередную попытку стереть их культуру, ничем не отличающуюся от десятилетий советской власти, когда украинских художников казнили, а их литературу подавляли. Российское вторжение для них является буквально культурной войной.
В городах по всей стране созданы комиссии для выявления русских или советских памятников и рекомендации, какие из них следует изменить. Работа требует оценки того, что считается общей историей двух соседних стран, а что считается «колонизацией».
«Культурная политика и языковая политика — это [безопасные места] для каждой страны, потому что они являются частью идентичности», — говорит Ольга Гончар, директор львовского мемориального музея «Территория террора». «Культура важна, как армия».
К северо-востоку от центра Львова, среди лабиринтных извилистых улиц небольшая дорога ведет мимо европейских вилл и детской площадки. Припаркованные машины идут вдоль широких тротуаров. Розовые кусты и кедры украшают бутик-сады.
Эта улица — одна из самых роскошных и самых европейских во Львове — была названа в честь русского писателя Льва Толстого. Во всяком случае, до прошлой недели.
За последние четыре месяца городская комиссия изучила около 1000 улиц Львова и выбрала 53, включая улицу Толстого, для переименования. Причина, по словам главы комиссии, вице-мэра Андрея Москаленко, — деколонизация. Улицы, подобные этим, были названы во время русского правления как эмблемы русского превосходства. Эти имена, по его словам, усиливают своего рода «ментальную колонизацию».
Зачем мы это написали
Достоинство
Вопрос о том, сохранять ли российские и советские памятники и имена в Украине, возник еще до войны. Но теперь некоторые украинцы видят в этом фронт культурного вторжения на фоне физического вторжения России.
Спустя 30 лет после распада СССР почти в каждом украинском городе до сих пор сохранились русские или советские памятники – в основном названия улиц или площадей. И хотя прошлые протестные движения снесли политические памятники, такие как статуи Владимира Ленина, почитание таких художников, как Лев Толстой или Петр Чайковский, не вызывало таких споров.
Затем наступило 24 февраля 2022 года.
Президент России Владимир Путин частично оправдал вторжение, начавшееся в тот день, заявив, что украинцы и русские — один и тот же народ. Для украинцев это еще один способ сказать, что их нации не существует. Многие в стране теперь рассматривают этот конфликт как очередную попытку стереть их культуру, ничем не отличающуюся от десятилетий советской власти, когда украинских художников казнили, а их литературу подавляли. Российское вторжение для них является буквально культурной войной.
Как и во Львове, в городах по всей стране созданы комиссии для выявления русских или советских памятников и рекомендации, какие из них следует изменить. Работа требует оценки того, что считается общей историей двух соседних стран, а что считается «колонизацией».
Как эти президенты HBCU определили финансовое будущее своих колледжей
Помимо трудностей, допрос памятников стал для многих украинцев мощным актом исторической справедливости – подобно сносу статуй Конфедерации в Соединенных Штатах или реликвий апартеида в Южной Африке . В этом процессе, говорит Ольга Гончар, директор львовского мемориального музея «Территория террора», страна может увидеть, что она пытается защитить и за что воюют ее солдаты.
«Культурная политика и языковая политика — это [безопасные места] для каждой страны, потому что они являются частью идентичности», — говорит г-жа Гончар, чей музей документирует советское и нацистское правление. «Культура важна, как армия».
Выбор героев
По крайней мере, это одна из причин, по которой Назарий Брезицкий обучает людей сражаться.
Г-н Брезицкий, состоятельный львовский бизнесмен, родившийся в Харькове, после начала войны основал группу, обучающую военному делу и самообороне. Украинскую культуру, по его словам, нужно защищать — на востоке страны и даже вокруг его белой лепнины на улице Толстого.
Со своей маленькой веранды рядом с ухоженным садом господин Брезицкий входит внутрь и возвращается с красной ламинированной папкой. Это, по его словам, история его дома.
Просматривая заметки и фотографии, собранные из городских архивов, он представляет виллу по имени Герта и ее архитектора, который, по его словам, также спроектировал богато украшенный львовский оперный театр. Герте 100 лет (г-н Брезицкий называет и количество дней), а ее улица когда-то носила имя польского поэта Зигмунта Красинского. Пришло время для еще одного изменения, говорит он.
«Лучшие улицы Львова… были названы именами легендарных русских людей просто для того, чтобы встроить их культуру в нашу культуру», — говорит он, предлагая называть улицы именами религиозных деятелей и политиков, которые поддерживали украинскую армию. «Мои дети должны знать людей, которые помогли Украине встать на путь развития, на путь новой жизни».
На прошлой неделе мэр Львова написал в своем Telegram-канале, что улицу Толстого переименовывают в честь покойного римско-католического кардинала и архиепископа Украинской греко-католической церкви Любомира Гузара. Это была одна из восьми переименований улиц, о которых он объявил, сказав: «Это только начало».
Для г-на Москаленко, заместителя мэра, фактическое название улицы имеет чуть ли не меньшее значение, чем мотив, стоящий за ним. Улица в честь Толстого, например, никогда не была посвящена таланту или пацифизму русского писателя. По его словам, речь шла об укоренении русской культуры за пределами России.
«Мы гордимся [нашими собственными героями], но не тем, что Россия пыталась навязать нам», — говорит г-н Москаленко.
Сохранение истории
Но Украина не похожа на документ, историю которого можно вычеркнуть. Сам Львов торговал политическими владениями – литовскими, польскими, австро-венгерскими, немецкими, советскими – веками. Отголоски той истории повсюду, от уцелевших советских подворий до многочисленных кафе, австрийского наследства.
Эти записи останутся.
Для многих украинцев, однако, вопрос не в том, какая у них история, а в том, какие ее части они должны поддерживать. Движения за ответ на этот вопрос, как правило, следуют за разногласиями с Россией.
После обретения независимости в 1990-х годах европейские районы, такие как Львов, пытались стереть свое советское прошлое. Более 1300 памятников Владимиру Ленину рухнули во время революции на Майдане 2013–2014 годов, которая последовала за влиянием России на украинскую политику. Прошлые движения вокруг исторической памяти носили весьма региональный характер, отображая культурные связи с Россией. Но нынешнее вторжение спровоцировало попытки переименовать южный город Одессу в восточный промышленный город Днепр.
«Если бы не война, если бы не Путин, это вряд ли имело бы значение, — говорит Ярослав Грицак, историк Украинского католического университета. «Дело о переименовании — результат того, что Путин бомбил Украину».
История страны — это история гордости, но также и истории выживания. Миллионы его граждан погибли во время советского и нацистского правления из-за насильственной депортации, искусственного голода и Холокоста. Удаление русских топонимов отчасти является попыткой «отменить» культурные связи с соседом. Во время жестокой войны это также попытка рассказать историю Украины, которая включает в себя больше, чем страну, на которую воздействуют, — историю украинцев, которые помогали строить Украину.
Информация о зверствах раннего советского правления помогла стране продвинуться к независимости в 1990-х годах. Признание ценности своей культуры сегодня мотивирует украинцев бороться и формирует новую национальную идентичность.
Scott Peterson/Getty Images/The Christian Science Monitor
Семья проходит мимо статуи украинцев, стремящихся восстановить хоть какую-то нормальную жизнь, через четыре месяца после первого вторжения российских войск в Украину и несмотря на недавнюю волну ракетных ударов по стране, во Львове, Украина, 19 июня, 2022.
«Необходимо переименование»
Вскоре после начала войны 15-летний Сергей Сокол переехал из Днепра во Львов. У его семьи здесь есть родственники, и они помогли найти место для проживания новой семьи. Они поселились на улице Толстого.
Г-н Сокол любит старый город Львова с узкими улочками и старинными зданиями. В разговоре с «Монитором» в прошлом месяце, в желтом рюкзаке и джинсовых шортах, он только что посетил городское кладбище с многовековой историей, где покоятся бойцы украинской армии сопротивления.
«Мне необходимо переименование», — говорит он о своей улице. По его словам, хотя Львов на протяжении большей части своей истории был территорией Польши, не все империи одинаково относились к украинской культуре. Их топонимы должны чтить тех, кто помогал строить Украину, а не разрушать ее.
Ежедневно получайте истории, которые
расширяют возможности и поднимают настроение .
Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.