Храмовый комплекс Пашупатинатх | Непал
Самый значимый индуистский храм Непала стоит на берегу священной реки Багмати. Вокруг него расположился рынок, где торгуют бархатцами, прасадом (подношениями), благовониями, четками из рудракши, раковинами, изображениями индуистских богов и храмов, пудрой “тика” всех цветов радуги, стеклянными лингамами, моделями горы Меру и другими неотъемлемыми религиозными атрибутами. Некоторые храмы комплексами были повреждены землетрясением 2015 года, но главный храм остался невредим.
На первый взгляд Пашупатинатх может показаться не таким уж и священным – всего в нескольких сотнях метров от него уже начинается взлетно-посадочная полоса аэропорта Трибхуван, а сам храм обращен к особенно загрязненному отрезку Багмати. Но в контексте религии это мощный источник духовной силы и энергии индуизма. В остальном Непале поклоняются гневной форме Шивы, разрушительному Бхайраву, но в Пашупатинатхе Шиву почитают как Пашупати, бога животных.
Садху и приверженцы шиваизма стекаются в Пашупатинатх со всего индийского субконтинента, и многие непальцы выбирают для себя кремацию на берегах священной реки. Даже короли Непала приходили сюда испросить благословения Пашупати перед тем, как начать какое-либо важное путешествие. Непальские далиты (неприкасаемые) получили доступ к святыне только в 2001 году.
Не-хинду не позволяется входить в главную святыню, но окружающий ее комплекс шиваитских храмов, лингамов и гаты стоят того, чтобы посетить их. Здесь вы встретите садху, наряженных в специфические облачения, желающих заработать немного денег, позируя туристам для фото.
На исследование Пашупатинатха вам понадобится полдня, после чего можно прогуляться пешком до Боуднатха. Лучшее время для посещения – рано утром, или около шести вечера, когда проходят церемонии. Входной билет дает право на посещение всех нижеописанных мест, кроме главного храма.
Место почитания богини Кали при входе в Пашупатинатх
Храм Пашупатинатх – индуистский храм
Неповрежденный землетрясением, храм Пашупатинатх в форме пагоды был построен 1696 году, но само место почиталось индуистами и буддистами еще задолго до этого. Только хинду могут заходить за ограду знаменитого храма, но вы можете подглядеть за тем, что происходит внутри нее с некоторых точек у наружной стены.
От главных ворот с западной стороны комплекса вы можете увидеть мощную спину огромной медной статуи Нанди, быка Шивы. Внутри храма, сокрытое от взоров, находится черное, четырехголовое изображение Пашупати. Если вы заберетесь на террасу к западу от храма, то сможете взглянуть на позолоченную крышу. Также виды на храм открываются с верха террас на восточном берегу Багмати, внутри храмового комплекса.
Если вы пойдете по дороге, идущей на юг от бокового входа в храм, то будете проходить Panch Deval (Пять храмов), бывший храмовый комплекс, который пережил землетрясение и служит центром социального обеспечения для нуждающихся престарелых непальцев.
Храм Пашупати с противоположного берега реки Багмати
Кремационные гаты
Будучи забитой мусором и черная от загрязнений, зловонная река Багмати в действительности является крайне священной. Пашупатинатх – непальский эквивалент Варанаси на святой Ганге. Кремационные гаты у реки используются для сожжения тел под открытым небом, но только члены королевской семьи могут быть кремированы непосредственно перед храмом Пашупатинатх. После резни 2001 года похороны 10 членов непальской королевской семьи проходили именно здесь.
Похороны простых непальцев все еще проходят здесь ежедневно, на гатах, что к югу от храма. Тела завертывают в саваны и кладут на берегу, затем сжигают на дровах. Это место наталкивает на размышления о смерти. Не забывайте, что это личное время горюющих родственников, и вторжение туристов с камерами сюда неуместно.
У последних гатов на севере, лучше всего видимый с противоположного берега, располагается ряд пещер йогов, которые использовали как укрытия в средневековые времена.
Если вы пойдете на юг по западному берегу, то минуете огромный вырванный с корнем лингам и маленькое изваяние стоящего Будды 7 века, что рядом с поврежденным храмом Радж Раджешвари, с его округлыми украшенными лепниной павильонами.
Кремационные гаты в Пашупатинатх
Храм Бачхарешвари (Bachhareshwari)
Между двух групп гатов на западном берегу Багмати находится этот маленький храм VI века, украшенный тантрическими фигурами, скелетами и эротическими сценами. Говорят, что когда-то во время фестиваля Махашиваратри в этом храме совершали человеческие жертвоприношения.
Восточные гаты
Гаты Пашупатинатха часто полны жизнью, и стоит несколько минут посвятить тому, чтобы впитать их атмосферу. Верующие совершают ритуальные омовения в подозрительно выглядящих водах Багмати, святые люди проводят ритуалы на каменных ступенях, и дети выуживают монеты из мутной воды с помощью магнита на конце веревки. Вы можете также увидеть семьи, готовящие погребальные костры на другом берегу реки.
Два моста пересекают Багмати перед храмом Пашупатинатх, и ведут в сад каменных террас с дюжинами маленьких храмов Шивы, большинство из которых пережило землетрясение. Эти однокомнатные храмы часто служат жилищем странствующих садху, и в каждом в центре располагается лингам. Хотя храмы построены в разных стилях, есть и общие черты – обратите внимание на лепную голову Бхайравы, грозной формы Шивы, на южной стене, и на статую Нанди, а также оформленное в виде головы животного выпускное отверстие трубы на северной стене. В одном из храмов есть интересный лингам с лицом Шивы.
Два пролета ступеней ведут вверх по склону холма между храмами, мимо пострадавшего, но сохранившего искусное убранство фресками храма Рамы, который часто заполнен гостящими садху, особенно во время Махашиваратри. Наверху, где тропинка заходит в лес, боковая дорожка ведет вдоль верха террасы к смотровой площадке с видом на храм Пашупати. Вы увидите огромный золотой трезубец с северной стороны храма и золотую фигуру короля, в молитве преклонившего колени перед нагом (змееподобный бог) на юге.
Храмы с лингамами в Пашупатинатх
Храмы с лингамами
Ступени ведут от гатов Пашупатинатха вверх, к большому комплексу храмов (святынь) с лингамами на краю леса. Тут больше 50 лингамов, и разнообразие архитектурных форм просто ошеломляет.
Храм Горакнатх (Gorakhnath)
Завернув налево на вершине холма, вы попадете к возвышающейся бело-красной шикаре (храму с высокой, напоминающей початок кукурузы верхушкой). Это храм Горакнатх, который пережил землетрясение с минимальными повреждениями. Он посвящен йогу, жившему в 11 веке, основавшему шиваистскую монашескую традицию и изобретшему хатха-йогу. За храмом дорожка идет вниз через лес, пересекая олений парк Мригастали, говорят, что Шива резвился в этом лесу в виде золотого оленя.
Храм Гухьешвари (Guhyeshwari)
Дорога спускается из леса к большому, с внутренним двором храму Гухьешвари, построенному королем Пратапом Маллой в 1653 г. Храм посвящен Парвати (супруге Шивы) в ее ужасающей форме Кали. Храм претерпел некоторые разрушения в ходе землетрясения, и вход туда не-хинду запрещен. Но можно заглянуть за ограждение с дорожки, чтобы увидеть четырех позолоченных змей, которые поддерживают наконечник на крыше. На берегу перед храмом стоят храмы (святыни) Шивы и восьмиугольные постаменты для ритуальных омовений.
Странное название храма пошло от непальских слов guhya (вагина) и ishwari (богиня) – дословно, это храм вагины богини! По легенде, отец Парвати оскорбил Шиву, и богиня пришла в такую ярость, что вспыхнула пламенем, вдохновив появление ритуала сати – когда вдовы сжигают себя заживо на похоронном костре мужа. Горюющий Шива скитался по Земле с разлагающимся трупом Парвати, и ее гениталии упали у Гухьешвари.
Утраченные памятники Пашупатинатха
Хотя большинство священных памятников Пашупатинатха пережило землетрясение 2015 г., многие строения были повреждены или полностью уничтожены, включая храм Вишваруп и некоторое количество маленьких храмов Шивы, в которых находили приют паломники. Но в целом, по сравнению с другими объектами всемирного наследия в долине Катманду, комплекс пострадал не столь сильно.
Дом Милк Бабы в Пашупатинатх
Фестивали и праздники
Обычно самое оживленное время в Пашупатинатхе, когда он наполняется больше паломниками, чем туристами – это утро с 6 до 10, и вечер с 18 до 20 часов, особенно на екадаши, которое наступает через 11 дней после полнолуния и новолуния каждый месяц. Когда наступает ночь, паломники выпускают в Багмати масленые свечи в лодочках из листьев как часть церемонии арати (свет).
Маха Шиваратри
В непальский месяц Falgun (февраль или март) тысячи паломников со всего Непала и Индии заполняют Пашупатинатх, чтобы отпраздновать День Рождения Шивы (на этот счет есть разные версии, что именно празднуют). Это невероятное зрелище, при котором есть шанс увидеть членов некоторых наиболее аскетичных Шиваистских сект, проводящих обряды в течение ночи.
Бала Чатурдаши
На новолуние в ноябре/декабре, паломники бодрствуют всю ночь, а на утро совершают омовения в Багмати. Потом они разбрасывают сладости и зерна на территории храма, чтобы принести радость своим усопшим родственникам.
Храм Парвати
Как добраться до Пашупатинатха
Самый удобный способ попасть в Пашупатинатх из Катманду – на такси (400 рупий из Тамеля). Такси часто высаживает пассажиров у полицейского участка Gaushala, но можно попросить подъехать ближе к храмам.
Также можно прогуляться пешком или доехать на велосипеде. Нужно двигаться на восток от дворца Нарайянити через Назал, пересечь Окружное Кольцо и продолжать движение по извилистым улочкам, где торгуют религиозными атрибутами, по направлению к реке Багмати.
Если вы захотите попасть отсюда к ступе Боднатх, то вас ждет приятная 20-минутная прогулка по сельской местности, дающая возможность взглянуть на повседневную жизнь пригорода Катманду. Перейдите мост, что перед храмом Гухьешвари, и двигайтесь на север в течение 5 минут, затем поверните направо у храма, окружающего большое дерево (pipal). На следующем перекрестке, следуя примеру Будды, выбирайте срединный путь (идите прямо), который в конце концов выведет вас к главной дороге Боуды, как раз напротив ступы.
Пашупатинатх | Индуизм сегодня
ХРАМ ПАШУПАТИНАТХ
Бхадра Шарма, Непал
Пашупатинатх – самый почитаемый храм в Непале
Храм Пашупатинатх, по общему мнению, является наиболее известным из всех храмов Непала. Датируемый не позднее I века н. э. он многократно расширялся и перестраивался различными королевскими династиями.
Наиболее часто упоминаемая история о происхождении храма Пашупатинатх повествует о том, что когда-то на этом месте был лес Шлешмантаки, в котором Господь Шива гулял в образе оленя. Позже здесь был найден шивалингам, вокруг которого со временем возвели храм. Данное ему имя, Пашупатинатх, иногда переводят как «Владыка скота», но доктор С. Сабхаратанам из Ченнаи предлагает более точное его определение. Согласно ему, «пашу» в данном контексте означает не «скот» или «зверь», а «тот, кто скован», т. е. подразумеваются все воплощённые существа. В свою очередь «пати», которое чаще переводится как «господин» (Господь), в данном случае лучше толковать как «тот, кто защищает». «Натха» означает «владыка», и «Пашупатинатх», таким образом, следует понимать как «Владыка и Защитник тех, кто скован». Для написания данной статьи мы использовали репортёрские навыки Бхадра Шармы и экспертное мнение доктора Говинда Тандона, чтобы наиболее подробно изложить удивительную историю этого великого храма.
Во время посещения храма Пашупатинатх в ходе подготовки этого репортажа, я встретил 76-летнего Вишну Прасада Койрала. Одетый в традиционный непальский даура сурувал, он возглавлял группу из 30 фермеров своей деревни, входящей в муниципалитет Итахари, расположенный в районе Сунсари на востоке Непала. Так как три его дочери проживают в Катманду, он, страстный преданный Шивы, часто посещает это место. «Поклонение Шиве, Высшему Богу, приносит мне внутреннее удовлетворение и счастье. Визит в Катманду будет неполным без посещения Его главного святилища», – говорит Койрал. Благодаря его рассуждениям, односельчане также решили посетить этот храм: «Если люди со всех концов земного шара приходят в Пашупатинатх, почему бы и нам не поклониться здесь Господу Шиве?»
Протяжный звон больших медных колоколов, пение гимнов, восхваляющих Господа Шиву, и щебетание птиц, даруют всем вокруг ощущение спокойствия. Лишь стая обезьян докучает паломникам, вырывая пищу у них из рук. Видя садху, живущих вокруг храмовых построек, отказавшихся от удовольствий мирской жизни, понимаешь, как мало на самом деле нужно человеку.
Прачи Карки всего 11 лет, она приехала сюда вместе со своей семьёй из Бхактапура, что в окрестностях Катманду. «Завтра у меня экзамен. Я пришла навестить моего Господа и помолиться Ему о том, чтобы подготовится наилучшим образом», – рассказывает она.
Помимо главного святилища паломники также посещают храмы Гухъешвари, Киратешвары, 15 Шивалай, Врата Сати, Кайласу, лес Шлешмантаки и ашрам Свами Прапанначарьи и Йоги Нарахаринатхи. Здесь повсюду расположены индуистские святыни, а также присутствуют джайнские, сикхские и буддистские места поклонения. Это огромный религиозный комплекс, имеющий большое духовное, историческое и археологическое значение. Ежедневно в течении всего дня храм переполнен верующими.
«В моей стране нет подобного храма. Я нахожу это место уникальным», – говорит Раис Мандан, молодой человек из Гвалиора (Индия), пока мы стоим в очереди перед огромной статуей быка Нанди, расположенной прямо напротив входа в главное святилище. Для Мандана и его четверых друзей дорога сюда из Гвалиора заняла три дня. Они приехали на заказном автобусе вместе с ещё несколькими группами индийцев из Раджастхана, Варанаси, Гуджарата и Гвалиора. «Здесь так спокойно и удивительно, – делится своими впечатлениями Раис. – Я молился Господу Шиве о благополучии и счастье в моей жизни и жизни общины».
На фото сверху: пятиликий лингам: это металлическое навершие лингама, датируемое XIX веком, из Непала (сейчас находится в музее в Германии), выполнено в том же стиле, что и шивалингам в храме Пашупатинатх
Дорога к храму.
Тысячи паломников прибывают в храм по дорогам изо всех областей Непала – Какадбхитты, Биратнагара, Биргунджа, Бхайрахавы, Непалганджа и др. Приезжают верующие из Индии, Малайзии, Сингапура, Индонезии, США, Великобритании, Южной Африки, России, Беларуси, Украины, Франции и т.д. В любой день здесь собирается не менее десяти тысяч человек.
Вход в храм Пашупатинатх разрешён только для последователей индуизма, ограничения касаются в том числе буддистов, джайнов и сикхов, для которых предусмотрены отдельные места поклонения на территории храмового комплекса. Ягья Радж Гхимир, брамин, высказывается по этому поводу: «Только традиционным индуистам разрешается входить в главный храм, христианам и мусульманам это запрещено. Они могут пройти на территорию храмового комплекса, но не внутрь храма». Индуисты, совершающие погребальные церемонии, также не должны входить в храм.
Охрана расставлена у каждого входа, ведущего к главному храму, и может в любой момент проверить удостоверение личности, паспорт или другой документ, а также оценить внешний вид, форму одежды, чтобы принять окончательное решение. Впрочем, так проверяют только тех, кто вызывает подозрение. «Белые» люди не допускаются в храм как категория, хотя некоторые из них могут действительно оказаться индуистами. Учитывая большой поток западных туристов в Катманду, для офицеров было бы затруднительно отобрать из них парочку настоящих индуистов, тем более в отсутствии какой-либо общей системы верификации присоединения к индуистскому религиозному сообществу. Индуисты, таким образом не допущенные в храм, с пониманием относятся к необходимости контролировать поток туристов и довольствуются поклонением за пределами главного святилища.
Вход на прилегающую территорию храмового комплекса платный. Заплатив немногим меньше девяти долларов, неиндуисты могут посетить Парк оленей, увидеть кремационные гхаты и различные монументы, построенные вокруг главного храма. 28 экскурсоводов из Ассоциации туристических гидов Пашупати готовы рассказать посетителям о значении различных важных достопримечательностей.
Паломники, допущенные к посещению, проходят на территорию главного храма по каменным плитам мимо большой бронзовой статуи Нанди, после чего следуют вперёд по мраморному полу, окружающему сам храм. С каждой из четырёх сторон храма находятся двойные двери в серебряных окладах, а над каждым проходом возвышаются по два больших медных колокола. Над каждой дверью располагается каменная торана, резное обрамление дверного проёма, замыкающаяся полукруглым фронтоном над трехуровневым карнизом. За каждой из четырёх двойных дверей находятся вторые двойные двери, которые открывают вход во внутреннее святилище.
Метровый каменный шивалингам, доступный для даршана со всех сторон, покрыт кавачей, навершием из золота и серебра, на которой изображены лики Шивы. Кроме четырёх священников, бхатт, никому не позволяется прикасаться к шивалингаму.
Как объясняет доктор Тандон, бхатты происходят из рода Трилинга дравидов с Юга Индии. Критерии их отбора очень строгие. Претенденты в возрасте от 25 до 40 лет должны быть высоко сведущими в индуизме учёными Трилинга браминами, обязательно женатыми (но иметь не более одной жены), физически здоровыми и без каких-либо заметных шрамов или других изъянов на теле. Комитет по отбору священнослужителей Пашупати Траста (PADT) выдвигает свои рекомендации на должности одного главного священника и трёх его заместителей. Премьер-министр Непала, главный покровитель Траста, делает соответствующие назначения (раньше эта обязанность лежала на короле).
В 2008 году, после того как к власти пришли маоистские повстанцы, и страну провозгласили светским государством, была предпринята попытка прекратить эту традицию. Однако Верховный суд Непала отклонил решение нового руководства страны, и сильные протесты со стороны индуистской общины, в том числе непальских священников, служащих в храме, вынудили правительство отступить.
Священникам-бхаттам выплачивают исключительно высокое жалование: главный жрец получает 70 тысяч долларов в год, а каждый из трёх подчинённых жрецов порядка 35-43,5 тысяч долларов в год. Для сравнения, президент Непала, самый высокооплачиваемый член правительства, получает 15,7 тысяч долларов в год. Руководство Траста объясняет столь высокую оплату, указывая на то, что священнослужители должны отказаться от своей личной жизни и полностью сосредоточиться на жизни храма. Главный жрец проживает в пределах главного храма, тогда как другие жрецы живут на прилегающей территории. Нынешние священнослужители все из Карнатаки. Это Ганеш Бхатта, главный жрец из Удупи, и подчинённые ему жрецы: Рамкаранта Бхатта из Мангалора, Гириш Бхатта из Сирси и Нараян Бхатта из Бхаткала. Шри Рагхавендра Бхатта (пятый жрец бхатт) из Мангалора является священнослужителем в храме Васуки. Все они должны брить головы и ходить босыми по территории храмового комплекса.
На фото сверху: окрестности храма. Наш фотограф сделал этот панорамный снимок с вертолёта, пролетавшего над территорией храма (главный аэропорт страны находится неподалеку, чуть восточнее этого места). Справа мы можем увидеть священную реку Багмати, а немного левее и чуть выше от центра сам храм Пашупатинатх. Пять шпилей-шикхар в центре фотографии – примыкающий храмовый комплекс Панча Дэвал, посвященный Шиве.
Жрецы Пашупатинатха
Один из верующих, Ом Шаран, рассказывает для журнала «Индуизм сегодня»: «Мы должны поблагодарить индийское правительство за то, что оно прислало сюда таких высокодуховных индуистских священнослужителей. Они даже не выходят за территорию храма, никогда не вкушают пищу, приготовленную посторонними людьми».
Отчасти благодаря этой традиции приглашать в качестве священнослужителей жрецов бхаттов, Пашупатинатх стал почитаемым местом паломничества для индуистов со всей Индии. Будь с визитом премьер-министр, президент или болливудская знаменитость, никто из них не покинет Непал, не посетив храм. Нынешний премьер-министр Индии, Нарендра Моди, был здесь в 2014 году, пожертвовал большое количество сандалового дерева и анонсировал создание фонда для строительства дхармашалы, способной разместить всё возрастающее число паломников, в Пашупатинатхе.
Четыре священнослужителя совершают ритуальные поклонения каждый день. Двери храма открываются в четыре утра. Все четверо появляются в главном храме примерно к восьми часам. Первый из трёх младших жрецов проводит службу южному лику, на нём Шива представлен как Агхора; второй – восточному лику, Шиве в форме Татпуруши; третий – северному лику Шивы, Вамадэве. Главный жрец возглавляет поклонение западному лику Шивы, в форме Садйоджаты, и лику на вершине шивалингама – Ишане. Служба завершается гупта пуджей в районе двух часов дня и возобновляется в пять вечера. В семь часов вечера храм закрывается.
Местные непальские жрецы, называемые бхандари, всячески помогают четырём жрецам бхаттам, особенно во взаимодействии с прихожанами. В наши дни на должность помощников в храме назначено 88 бхандари. Трём из них поочередно разрешается прислуживать у западного лика Пашупатинатха, помогая непосредственно главному жрецу бхатту. Помимо бхандари ещё 1000 непальских священнослужителей нанимается храмом для проведения пудж в многочисленных святилищах и местах поклонения на обширной территории комплекса.
Помимо обычного поклонения, верующие могут заказать специальные пуджи, как правило, с 09:30 до 11:15, сделав пожертвование, соответственно своему финансовому положению – от 10 долларов до гораздо больших сумм. По словам Прем Хари Дхуганы, руководителя культурного отдела Пашупати Траста: «Специальные службы, заказываемые верующими по их желанию, являются одним из главных источников дохода храма. Разница между обычным ритуалом поклонения и специальной службой заключается только в том, что заказавший особую пуджу получает более быстрый доступ в храм и возможность предложить молоко шивалингаму. При этом поклонение проводится главным жрецом».
На фото: один из жрецов бхаттов в сопровождении охраны на территории храмового комплекса Пашупатинатх.
Кремационные гхаты
Прогулка по Бхашмешвара гхатам, расположенным неподалёку от входа на территорию храмового комплекса, вдоль священной реки Багмати – важная часть паломничества в Пашупатинатх. В любой день здесь могут пылать до полудюжины кремационных костров, сопровождаемых скорбящими родственниками. Для верующих это действо – яркое напоминание об эфемерной природе человеческого существования и мотивация для более преданного служения и почитания Господа Шивы. Индуисты уверены, что души людей, чьи тела были кремированы в этом месте, обретают покой. Погребальные костры горят и днём, и ночью – около 18 часов в сутки.
К храму также примыкают хосписы, один из них расположен справа от ступеней, ведущих ко входу в главное святилище, сюда родственники привозят умирающих для совершения последних церемоний. Традиционный врач-терапевт, известный как гхатевайдья, заботится о них. Он или кто-то из родственников будет нашёптывать имя Бога на ухо умирающему, чтобы облегчить его переход из этого мира в иной.
Пашупати Траст руководит проведением погребальных церемоний на территории храмового комплекса. Несколько лет назад здесь построили электрический крематорий, находящийся чуть ниже по течению реки от входа на территорию храмового комплекса и Бхашмешвара гхата. Но многие всё так же хотят кремировать тела своих усопших родственников традиционным способом – на священных гхатах при помощи дров.
Из двенадцати гхатов комплекса, два Арья гхата предназначались для кремации тел только особо важных персон. «В прошлом только усопших членов королевской семьи, глав правительства и министров кремировали с государственными почестями на Арья гхатах, – утверждает Сародж Гхимир, служащий Центра обслуживания гхатов, – всех остальных кремировали на Бхашмешвара гхате». В наши дни сожжение тела умершего на одном из двух Арья гхатах доступно всем.
Кремация на Бхашмешвара гхате стоит чуть меньше 11 долларов, а на Арья гхате – 44 доллара. Дополнительно взимается регистрационный сбор – около 2 долларов. После предъявления квитанции о регистрации, семья может бесплатно получить необходимое количество дров от храма. Для совершения кремаций привлечено 30 работников. Им платят семьи: от пяти до десяти долларов или более (в зависимости от состоятельности родственников). Сельские жители и бедняки самостоятельно выполняют всю необходимую работу во время кремации.
Сначала тела приносят к Брахманалу, каменному постаменту у реки, в то место, где выходит сток из главного святилища, и молоко, в большом количестве возливаемое на шивалингам, стекает в священную Багмати. Затем их укладывают на платформу для кремации, которая занимает несколько часов. Как только тело полностью сгорает, остатки погребального костра предают реке, и их уносит течением.
К сожалению, Багмати загрязняется, несмотря на некоторые меры, направленные на поддержание её чистоты. Особенно большая проблема встаёт во время осушения реки, за два месяца до начала муссонов. Основными причинами загрязнения считают постоянно растущее число паломников и, практически неуправляемую, застройку Катманду.
Чтобы воскресить былую славу священной Багмати, Пашупати Траст работает над двумя проектами совместно с Азиатским банком развития. Первый будет осуществляться за счёт сбора дождевой воды для увеличения объёма внутреннего водоснабжения храмового комплекса. Второй – это коллектор, в который реку заберут в районе Сундариджала, расположенного вверх по течению, в лестной местности в четырнадцати километрах от Катманду, и выведут прямо перед храмом, таким образом минуя все населённые пункты на этом участке.
Также разрабатываются меры по очистке реки за счёт контроля выбросов загрязняющих веществ. Еще один важный правительственный проект – станция очистки сточных вод Гухъешвари, расположенная выше по течению недалеко от храма, которая может очищать тридцать шесть миллионов литров в день и существенно улучшить качество воды в реке. Ожидается, что в этом году все работы по очистке будут вестись в полную силу.
На фото: Бхашмешвара гхат. В среднем около 18 кремаций проводится ежедневно на гхатах Багмати, расположенных недалеко от входа в храмовый комплекс.
Садху
В Пашупатинатхе можно встретить девять категорий садху: натхов, удасинов, вайраги, вирмалов, агхори, вайшнавов, капаликов, джошмани и брахмачари. Все они выполняют свои духовные практики, садханы, в отведённых для них местах, известных как акхары, на территории храмового комплекса. Их образ жизни и садханы отличаются в зависимости от секты к которой они принадлежат, но конечная цель у всех одна – реализация Бога.
Наш репортёр встретился с несколькими садху, в первую очередь с натхами, которых можно узнать по проколотым ушам с очень массивными серьгами (кундалами). Здесь их около десяти, они живут на вершине ближайшего холма, следят за чистотой тела, выглядят опрятно и не едят мясо. «Наша садхана начинается утром с боем плоского барабана нагара, знаменующим время для её начала, и завершается арати Горакхнатху (гуру-основателю данной традиции) в пять вечера, – объясняет Йоги Омнатх, – поддержание огня в дхуни, наставление людей и поклонение – это и есть наши основные практики».
На территории храмового комплекса живут трое агхори. В отличии от натхов, они предпочитают жить вблизи от кремационных гхатов, не особо заботятся о чистоте и едят что придётся, как правило, из капалы, чаши, сделанной из человеческого черепа. Они умащают тело пеплом с кремационных костров, носят чёрные одежды, часто приручают собак, курят марихуану и не брезгают алкоголем. Их образ жизни не назовешь обычным, многим он может показаться даже весьма странным.
Садху из числа вайшнавов пробуждаются ранним утром, разжигают огонь, принимают омовение и наносят тилаки, после чего воспевают мантры Шиве. «Мы едим только простой рис с чечевицей, не употребляем алкоголь и не едим мясо», – рассказывает Радха Баба, сидящий скрестив ноги и держащий в руке змею, сплетённую из верёвок, возле храма Рамы. Этот храм очень популярен среди вайшнавских садху, которых здесь большинство.
На фото: место для аскезы и садханы. (сверху) Два садху-вайшнава; (снизу) садху, собравшиеся вокруг костра накануне Махашиваратри в Пашупатинатхе.
Махашиваратри
Многие из 50 ежегодных фестивалей Непала проходят либо в самом храме Пашупатинатх, либо в его непосредственной близости, но Махашиваратри, которое отмечается с 13-го на 14-ый день месяца Пхалгун (февраль/март), пользуется особой популярностью и привлекает более миллиона паломников ежегодно. Большинство прибывают из разных концов Непала, многие приезжают из Индии, некоторые из Индонезии, Малайзии, Сингапура, Шри-Ланки и других уголков Азии, впрочем, как и из Европы, и Америки.
Сотни садху из Индии и из других мест приходят в храм за три дня, чтобы присоединиться к непальским садху для празднования. Их присутствие духовно обогащает всех верующих, они рассаживаются вокруг горящих дхуни, поют бхаджаны Шиве, танцуют всю ночь напролёт и благословляют всех присутствующих.
Состоятельные преданные Господа Шивы организуют бесплатную раздачу еды, фруктов и воды. Храм предоставляет дрова, чтобы согреть верующих и садху. Во время проведения праздника поблизости дежурят кареты скорой помощи, вся территория охраняется силами непальской армии и полиции.
«Если вы посетите храм в этот особый день, вы ощутите себя словно в раю, абсолютно безмятежно. Отвлекитесь от малозначительных дел. Этот храм одарит вас духовными вибрациями в любое время – и в спокойный обычный день, и во время массового праздника», – говорит Ом Шаран Агхори, один из бхандари, помощников старших жрецов.
Ом считает, что никому так не повезло, как бхандари, жрецам и браминам Пашупатинатха: «Мы почитатели Господа Шивы. Мы не испытываем неудобства в храме Пашупати даже в сильный холод или жару. Это из-за силы Господа Шивы».
Поскольку на территории главного храма нет места для большого скопления людей, сотни тысяч верующих проходят на даршан и сразу же покидают храм, все четверо врат которого остаются распахнутыми весь день и всю ночь. Храм настолько переполнен на Махашиваратри, что старшие жрецы не проводят в это время никаких специальных индивидуальных церемоний, занятые основным поклонением.
Во времена монархии, королевская семья никогда не пренебрегала своими обязанностями проведения службы в храме на Махашиваратри. Сегодня эти функции выполняют глава государства и другие высокопоставленные лица, впрочем, и сами члены свергнутой королевской семьи продолжают поддерживать эту традицию.
Многие другие религиозные праздники также отмечаются в Пашупатинатхе. Один из самых красочных – Тидж, ежегодно отмечаемый в Непале праздник замужних индуистских женщин, во время которого они постятся и молятся о благополучии своих мужей и семей. В этот день храм открыт только для женщин, приходящих в красных (иногда синих) свадебных сари. Этот трёхдневный праздник сопровождается танцами, пением и пиршеством, которое мужчины организуют в последний день торжества. Тидж считается индуистским праздником женственности.
Как добраться
Добраться до храма Пашупатинатх достаточно просто, он находится на небольшом расстоянии от Международного аэропорта Трибхуван и всего в нескольких минутах езды от кольцевой автодороги, окружающей Катманду. В 6 километрах от храма есть несколько четырех- и пятизвёздочных ресортов. В непосредственной близости от храма Пашупатинатх можно поселиться в трёхзвёздочных отелях, доступны также варианты с бюджетным размещением. В округе расположено множество ресторанов и кафе, где можно вкусно поесть.
Вид Гималаев на севере, открывающийся из храма Пашупатинатх, всегда завораживает. Что касается климата, даже жарким летом, воздух здесь охлаждается за счёт естественного кондиционирования, отчего зной в Катманду не ощущается. При этом зима в Катманду умеренная и не кажется такой уж холодной. Достаточно утеплиться с помощью обычного свитера и куртки.
Впервые попав на парковую территорию, примыкающую к храму, сразу обращаешь внимание на большое количество уличных торговцев с обеих сторон дороги, продающих подносы с листьями бильвы, бильвапатра, для поклонения. Также у них можно приобрести бархатцы, чётки, дипы, благовония и много чего ещё. Работающие с раннего утра до восьми вечера, их прилавки пестрят малами из рудракши, шалиграмами и другими религиозными предметами. Ещё больше товаров предлагают на большом базаре, расположенном внутри храмового комплекса.
Когда паломники проходят вторые ворота, ведущие к главному храму, их направляют сдать обувь к специальной комнате хранения, которая была сооружена Пашупати Трастом несколько лет назад для удобства паломников и обеспечения сохранности их обуви. Сервис доступен с четырех утра до восьми вечера. После этого можно войти в храм, совершить поклонение и посетить близлежащие святыни.
На фото вверху: длинная очередь женщин, одетых в красные сари, на входе в храм со стороны Арья гхата во время праздника Тидж в Пашупатинатхе. Покрытая золотом 2-х ярусная крыша храма возвышается в центре.
Планы на будущее
В 2017 году Пашупати Траст анонсировал внедрение плана по развитию храмового комплекса. Председатель Траста, Дживан Бахадур Шахи, объясняет: «Это принесёт значительный вклад в развитие туристической отрасли Непала, если район Пашупати станет центром притяжения для иностранцев, будет высококультурным учебным и религиозным объектом. Превращение храмового комплекса в музей под открытым небом будет способствовать развитию национальной экономики».
Прадип Дхакал, секретарь Траста, в декабре 2019 года рассказал журналу «Индуизм сегодня», что реализация этих планов займёт ещё примерно полтора года. Они включают в себя модернизацию существующего Непальского Веда Видьяшрама, в котором сейчас преподают только санскрит, до уровня полноценного Индуистского исследовательского института; создание Самскар Мандалы, образовательной платформы, предназначенной для изучения индуистских церемоний, проводимых от рождения до смерти; содействие распространению традиционных шиваитских бхаджанов и танцев; а также дальнейшее развитие территории храмового комплекса в качестве туристической достопримечательности для неиндуистов.
Краткое описание генерального плана, рассчитанного на следующие сто лет, доступно на веб-сайте храма: pashupatinathtempletrust.com/master-plan-padt/. В нём отражены инновационные решения по трём основным зонам: центральной зоне, включающей непосредственно территорию главного храма и храма Гухъешвари, а также их окрестности; смежной зоне, окружающей центральную область; и примыкающей зоне, включающей всю оставшуюся территорию Пашупати Кшетры. Особую важность придают вопросам эффективной борьбы с урбанизацией и вторжениями в примыкающую зону. В их отношении генеральный план всё ещё находится на самом первом этапе – достижении консенсуса в выборе необходимых мер. На втором этапе будут сформированы детальные планы. На третьем – фактическая реконструкция
Карта территории храмового комплекса Пашупатинатх
Махаснанагхар. Изначально это место предназначалось для хранения различных ритуальных предметов для проведения пуджи, а сейчас здесь располагается музей Пашупати.
Сано Садаварта Саттал. Раньше здесь был продуктовый склад, теперь это резиденция жреца храма Васуки.
Рудрагарешвар Стхана. Храм, построенный для шивалингама Рудрагарешвары.
Бадринарасимха Гутхигхара. Раньше общественная дхармашала, построенная Бадринарасимхой Раной, в настоящее время – офис Бадринарасимха Траста.
Шанкарачарья Матх. Монастырь, построенный в честь Ади Шанкарачарьи.
Кулананда Джха Сахал. Общественная дхармашала, построенная Куланандой Джха, офисы Пашупати Траста (PADT – Pashupati Area Developlent Trust).
Гопура. Большие врата и окружающие строения у западного входа в главный храм.
Храм Шри Пашупатинатх
Пашупатигхата Сева. Хоспис.
Пандра Шивалайа. Пятнадцать небольших святилищ, посвященных Шиве, расположенные вдоль берега священной реки Багмати.
Сад Ваджрагхара
Ваджрагхара Саттал. В прошлом общественная дхармашала, сейчас не используемая.
Арья гхаты. Кремационные гхаты, традиционно предназначенные для особо важных персон.
Бхандаригхара. Постройка, предназначенная для общины непальских Бхандари.
Панча Дэвал. «Пять святилищ», посвященные пяти формам Шивы; окружающая постройка – старинное здание, выполненное в традиционном неварском стиле.
Храм Шивы Амаркантешвар/Сурешкантешвар
Храм Лакшминараяна/Рамы
Гаибаччха Севастхала. Коровник.
Торговая галерея
Храм Самраджьешвар/Самраджьешвари. Храм, построенный Самраджьешвари Шахом.
Ведавидьяшрам дхармашала
Веда Видьяшрам
Банкали Дэв Уддхьян. Парк, названный по имени леса Банкали.
Новая торговая галерея
Хамсамандапа. Зал для выступлений, названный по имени легендарного лебедя Хамсы.
Лалитешвар/Крияпутригхар. Место скорби.
Мадхаврадж Сумарги Бхаван. Сооружение для проведения различных мероприятий.
Электрический крематорий
Парк Банкали/Крипалу
Холм Кайласа
Автор: Бхадра Шарма, Непал
Храм Пашупатинатх
Забронируйте тур
Один из самых священных индуистских храмов Непала – храм Пашупатинатх расположен на обоих берегах реки Багмати на восточной окраине Катманду.
Пашупатинатх — самый важный храм, посвященный богу Шиве. Каждый год этот храм привлекает сотни пожилых последователей индуизма.
Они прибывают сюда, чтобы найти убежище на последние несколько недель своей жизни, встретить смерть, быть кремированными на берегу реки и отправиться в свой последний путь по водам священной реки Багмати, которая позже впадает в священную реку Ганг. . Сюда съезжаются умирать индуисты со всех уголков Непала и Индии.
Считается, что те, кто умирают в храме Пашупатинатх, перерождаются людьми, независимо от любых проступков, которые могут ухудшить их карму. Точный день их смерти предсказывают астрологи храма. Если вас привлекают места, где можно ощутить дух смерти, то рассмотрите Пашупатинатх в качестве своего первого пункта назначения. Это храм с особой атмосферой смерти; смерть присутствует почти в каждом ритуале и в каждом его уголке.
Главный храм Пашупатинатха представляет собой здание с двухъярусной крышей и золотым шпилем.
Он расположен на западном берегу Багмати и считается шедевром индуистской архитектуры.
Это кубическая конструкция с четырьмя главными дверями, покрытыми серебряными листами.
Двухэтажная крыша сделана из меди и покрыта золотом. Считается, что этот богато украшенный храм с деревянными скульптурами исполняет желания. Одним из самых удивительных украшений храма является огромная золотая статуя Нанди — быка Шивы.
В главный храм могут войти только последователи индуизма, а все остальные здания доступны для посещения иностранцам. С восточного берега реки во всей красе виден главный храм. На западном берегу Багмати также находится так называемый комплекс Панч Девал (Пять храмов), который когда-то был святыней, а теперь служит приютом для обездоленных стариков.
На восточном берегу Багмати также расположены многочисленные религиозные сооружения, большинство из них посвящено Шиве. Большинство этих зданий представляют собой небольшие одноэтажные постройки из камня. Внешне эти постройки напоминают склепы, но на самом деле это сакральные постройки, созданные для хранения символа божества Шивы – лингама (эрегированного фаллоса). Лингамы можно найти по всему комплексу.
Вдоль правого берега Багмати построены многочисленные площадки для погребальных костров. Кремации на этих платформах — обычное дело.
Обычно у туристов есть возможность увидеть хотя бы одну кремацию под открытым небом.
Большинство религиозных ритуалов культурно необычны и даже умопомрачительны для жителей Запада, но, вероятно, наиболее культурно необычным в Пашупатинатхе является специфический запах кремированных тел. Вопреки ожиданиям, запах не имеет ничего общего с запахом разлагающейся плоти, а скорее напоминает запах простокваши вперемешку с разными специями.
Еще одна культурно шокирующая вещь в Пашупатинатхе — образ местных женщин, стирающих одежду вниз по течению реки. Воды Багмати содержат животный жир из-за праха кремированных последователей Шивы и легко смывают грязь с белья. Считается, что именно так было изобретено мыло.
Поскольку Шива считается покровителем животных и всех живых организмов, вокруг храмового комплекса по обоим берегам Багмати бродят обезьяны и олени. Обезьяны очень часто недружелюбны, они клянчат еду, вырывают вещи у нерадивых туристов и даже могут быть опасны.
Также очень часто можно встретить садху в Пахсупатинатхе.
Садху — это странствующие йоги-аскеты, пытающиеся с помощью медитации обрести освобождение от цикла смерти и возрождения.
У них уникальный внешний вид с особыми желтыми рисунками на теле.
Большинство садху очень дружелюбны к туристам и хотят сфотографироваться с иностранцами, но это не бесплатно. Они живут в пещерах или крошечных кельях на территории Пашупатинатх. У садху крайне аскетическая и даже жалкая жизнь, но для западного человека их независимое и непринужденное поведение выглядит загадочно.
Карта Пашупатинатх
Посещение храма Пашупатинатх, Катманду: самый священный храм Непала – только ручная кладь
1,2 тыс.
АКЦИИ
Когда мы прибыли в храм Пашупатинатх, я, кажется, не осознавал, насколько он на самом деле велик.
Вы прибываете на это, казалось бы, непритязательное свидание, идете по довольно тихой аллее и, прежде чем осознаете это, оказываетесь в самом сердце одного из самых священных мест Непала.
Как и храм Будханатх раньше, храм Пашупатинатх также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, но он уникален тем, что это место, важное как для буддистов, так и для индуистов — действительно, в главном храме только Индусам или буддистам вход разрешен.
Нечасто можно встретить две разные религии в одном и том же месте поклонения, и это, наряду с тем фактом, что он расположен на берегу реки Багмати, делает этот храм очень важным в Непале.
Территория храма здесь огромна, и вы обнаружите, что можете проводить здесь часы и все равно не увидеть всего.
Этот сайт важен не только для жителей Непала, но и для соседних стран, таких как Индия и Бангладеш. Вы также можете обнаружить, что вас попросят сняться на нескольких фотографиях, если вы будете выглядеть не так, как местные жители — мы очень этому обязаны (а иногда и просили фотографии).
Здесь вы также найдете Садху – святых людей, отрекшихся от мирской жизни.
Здесь следует немного предостеречь – насколько мы все понимаем, садху отказались почти от всего мирского имущества и выживают за счет пожертвований или остатков, но некоторые из тех, кого вы найдете здесь в храмах, будут просить у вас денег на сфотографировать их.
В то время из-за языкового барьера мы понятия не имели, что они просили, пока позже кто-то не объяснил, что они просят деньги.
Кроме того, здесь был садху с серебряными часами, которые как бы повторяют все мирские вещи, хотя, судя по разговору с некоторыми местными жителями, это обычно не бывает с садху. (Короче говоря, не удивляйтесь, если вас попросят заплатить деньги за фото).
Мы исследовали еще больше храмов, в конце концов вернувшись к главному храму, где, как оказалось, проходило несколько погребальных обрядов. Из уважения я не стал фотографировать это, но это такое понимание непальской, индуистской и буддийской культур, чтобы посетить храм Пашупатинатх.