Пассажирский корабль: Круизный лайнер «Петр Великий». Как в России развивают пассажирский флот

Круизный лайнер «Петр Великий». Как в России развивают пассажирский флот

«Плавно навстречу идет пароход…»

Знаменитая песня легендарного Леонида Утесова «Пароход» прозвучала на весь Советский Союз в 1940 году. В то время, еще до начала Великой Отечественной войны, в большой Советской стране были чрезвычайно популярны круизы на пароходах, а позднее, начиная с 1950-х, дизель-электроходах.  

Последняя отечественная серия из двух дизель-электроходов — «Ленин» и «Советский Союз» (проект 20) — была построена на заводе «Красное Сормово» в конце 1950-х годов. Для того времени это были рекордные по своим размерам, мощности и комфортабельности речные суда. Пассажиры могли путешествовать в одно-, двух-, трех- и четырехместных каютах, причем некоторые из них уже тогда были оборудованы кондиционерами и телевизорами. Также на борту обоих дизель-электроходов были вместительные киноконцертные залы (до 100 человек) и рестораны. 

День кораблестроителя

Эта памятная дата установлена постановлением правительства РФ от 30 мая 2017 года по предложению Министерства промышленности и торговли РФ.

День приурочен к годовщине издания указа (1667) царя Алексея Михайловича о строительстве в селе Дединово на Оке (ныне Луховицкий район Московской области) военных кораблей для службы на Каспийском море.

Указ стал первым в России официальным государственным заказом на строительство корабля. По решению царя был построен первый российский парусник западноевропейского типа — трехмачтовый двухпалубный фрегат с 22 пушками. Водоизмещение парусника составляло 250 т, длина — 24,5 м.

Корабль был заложен в ноябре 1667 года, спущен на воду в мае 1668-го. В апреле 1669-го ему было присвоено название «Орел». На этом корабле был впервые поднят российский флаг — триколор. В 1669 году «Орел» под командованием голландца Давида Бутлера отправился в Астрахань и начал службу на Каспийском море.

По материалам «ТАСС-Досье»

Однако начиная с 1960-х пассажирские суда по проектам советских КБ начали строиться на верфях Восточной Германии, Чехословакии и Венгерской Народной Республики. В 70-е и 80-е корабли для советского речфлота покупались также в странах Западной Европы.

По словам генерального директора Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова, остановка производства гражданских судов на территории СССР связана с перераспределением заказов в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).  

В рамках СЭВ гражданские заказы получали в основном верфи стран СЭВ, а оборонные заказы получали верфи СССР, которые зачастую были загружены ими на 100%. После распада СЭВ и СССР оказалось, что соответствующих компетенций у отечественных верфей нет, и их пришлось создавать заново

Алексей Рахманов

генеральный директор ОСК

Первой ласточкой после 60-летнего перерыва стал полноценный отечественный круизный теплоход, названный именем советского поэта Мустая Карима. Лайнер проекта PV300, построенный на «Красном Сормово» (входит в ОСК), введен в эксплуатацию в 2020 году. 

© YouTube/ Фонд имени Мустая Карима

Следующим стал «Петр Великий» проекта PV300VD, который сегодня строится на предприятии «Лотос» (входит в ОСК) в Астрахани.  

Плавучий пятизвездочный отель 

Проект PV300VD, как и проект PV300, был разработан в 2010–2015 годах Морским инженерным бюро — СПб по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы». 

© Пресс-служба АО «ЮЦСС»

Перед российскими конструкторами была поставлена задача создать плавучий пятизвездочный отель, который мог бы вывести отечественный круизный речной туризм на новый качественный уровень. Сейчас, как говорят в ОСК, уже можно уверенно сказать, что задача была выполнена — судно действительно обладает всеми заявленными характеристиками. 

По данным производителя, «Петр Великий» — это круизный пассажирский лайнер класса «Волго-Дон макс» вместимостью 310 человек. Российский морской регистр судоходства классифицирует корабль как М-СП 3.5, то есть это судно «река — море», способное выдерживать волны высотой до 3,5 м. 

Новый отечественный лайнер, как и подобает всем крупным судам для отдыха на воде, — это плавучая гостиница с полноценными балконами-террасами, носовым обзорным салоном, солнечной палубой с ветроотбойником, бассейном и баром. 

© Пресс-служба АО «ЮЦСС»

Отдыхать во время путешествий по российским рекам пассажиры «Петра Великого» будут в 155 каютах со стандартным двухместным размещением. Кроме этого, на корабле предусмотрено семь люкс-апартаментов и три люкса с верандой. Также на «Петре Великом» предусмотрено четыре каюты для людей с ограниченными возможностями. 

Каюты пассажиров размещаются на четырех ярусах надстройки, причем на трех верхних палубах номера плавучего отеля имеют собственные балконы со сдвижными секциями для обеспечения сквозного прохода в аварийных ситуациях. Все каюты оборудованы двуспальными кроватями, душем с туалетом, кондиционером, шкафами, сейфом, телевизором со спутниковыми и внутрисудовыми каналами и беспроводным интернетом.  

Так что я уверен, что пассажиры не будут разочарованы, — это действительно «пять звезд». Питание пассажиров предусмотрено в одну смену: есть два ресторана — на 225 мест и на 85 мест (и тот и другой имеют прекрасный обзор). Еще на судне есть обзорный театрально-музыкальный салон на 210–300 мест, бар, буфет, зона отдыха для приема солнечных ванн и бассейн

Алексей Рахманов

генеральный директор ОСК

По словам Алексея Рахманова, главное преимущество круизного лайнера проекта PV300VD — это возможность как перемещаться по внутренним водным путям России, так и выходить в море. «Многие речные суда, сделанные для внутренних водных путей России, обладали хорошими мореходными характеристиками, поскольку Ладожское и Онежское озера, да и волжские водохранилища могут «порадовать» волнами до 3 м. Но море предъявляет судам дополнительные требования», — говорит генеральный директор ОСК.

Сегодня в мировой практике практически нет проектов, способных сочетать речные и морские условия, что могут подтвердить и заказчики серии из двух пассажирских судов «река — море» из правительства Красноярского края, для которого сейчас на входящем в ОСК Средне-Невском судостроительном заводе строятся два судна (проект А45-90.
2). Они искали готовые суда и проекты для Енисея на мировом рынке и столкнулись с необходимостью проектирования и строительства принципиально новых судов

Алексей Рахманов

генеральный директор ОСК

Испытания и планы на производство

Сегодня отечественный круизный лайнер «Петр Великий» готовится к ходовым испытаниям, однако перед этим, как говорят в ОСК, необходимо завершить все корпусные работы, монтаж судовых систем, оборудования и механизмов, провести пусконаладочные работы. Должны быть пройдены швартовные испытания судна, а результаты всех работ предъявлены классификационному обществу — неправительственной организации, которая устанавливает и поддерживает технические стандарты строительства и эксплуатации судов и морских сооружений.

В конце 2021 года лайнер совершил заводской технологический выход для проведения пусконаладочных работ двигателя и испытаний систем теплохода. Специалисты завода протестировали работу винторулевого комплекса круизного лайнера, испытали якорно-швартовые механизмы.

«В настоящий момент на судне продолжаются достроечные работы, ведется подготовка к проведению ходовых испытаний. Надеемся закончить их летом. Если у заказчика «Петра Великого» не возникнет желания использовать его в осенне-зимний период на Каспии, то, скорее всего, его первая навигация начнется в 2023 году», — отмечает Алексей Рахманов. В дальнейшем круизный лайнер, как говорят в компании «Мостурфлот» (будущем операторе судна), cможет ходить не только по Волге и Каспию, но и по Азовскому и Черному морям. Также рассматривается вопрос о создании маршрутов нового российского теплохода до берегов Турции.

Планов на серийное производство кораблей проектов PV300 и PV300VD, как говорит гендиректор ОСК, к сожалению, пока нет. «Однако заказчики этих судов готовы разместить заказ на серию похожих судов с меньшей пассажировместимостью — до 200 человек — и немного другими характеристиками. Переговоры о таком заказе идут, но, чтобы он был интересен как верфи, так и заказчикам, ему нужна будет государственная поддержка в форме льготного лизинга. В качестве места реализации этого потенциального заказа мы предлагаем «Красное Сормово». Конечно, хотелось бы, чтобы серия этих судов была больше», — заключает Алексей Рахманов. 

Василий Кучушев

ТАСС благодарит за помощь в создании материала пресс-службу Объединенной судостроительной корпорации 

Плавание «Сент-Луиса» | Энциклопедия Холокоста

  • Цитировать страницу