Печоры – псковский Ватикан — СПб Тур Кит
Сравнение, придуманное ТИЦем Пскова, подразумевает значимость монастыря в истории РПЦ и России в целом. Ежегодно Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь посещает более полумиллиона паломников и туристов. Это один из самых крупных и известных в стране мужских монастырей, ведущий свою историю с XIV века, когда в изъеденной пещерами местности близ Пскова поселились монахи, спасавшиеся от набегов крымских татар. Известно имя одного из этих затворников, преподобного Марка, который и считается родоначальником монастыря. В 1473 году из Киево-Печерской лавры сюда пришла миссионерская пара – преподобный Иона и Мария, ископавшие в холме пещерную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Мария приняла иноческий постриг с именем Васса и стала первой монахиней, образовавшейся вокруг храма маленькой обители. Пещеры служили для насельников храмом, домом и даже кладбищем, потому что хоронили своих братьев они в нишах дальних коридоров.
С той поры Псково-Печерский монастырь разрастался новыми храмами и стенами, знал периоды упадка и разрушений, но каждый раз братия восстанавливала его, делая только больше, краше и сильнее.
Приграничное положение Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря грозило частыми нападениями врагов со стороны Европы, поэтому еще во времена Ивана Грозного были построены мощные крепостные каменные стены и башни вокруг него, возведена надвратная церковь Николы Вратаря с захабом и укрепленными проездными воротами.
Веками монастырь-крепость служил надежным защитником для монахов и местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году. Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким рвом. Остатки этих укреплений сохранились до наших дней. На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной, в знак чего на главной крепостной Петровской башне был установлен государственный герб.
В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.
Убедиться в мощности его стен можно со стороны смотровой площадки слева от монастыря. Здесь хорошо прослеживается ступенчатый каскад укреплений с бойницами и двускатными крышами, сбегающих с холма в ложбину, а за ними нереальным видением вырастает хоровод из разноцветных куполов, главок, звонниц…
Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении пятисот лет, первый храм – Успенский собор, устроенный в горе, со временем обзавелся нарядным фасадом и пятью главками, выстроенными в ряд.
Помимо него, на территории монастыря находятся еще семь храмов: Сретенский, Покровский, Никольский, Лазаревский, Благовещенский, Михайловский собор и храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах. После 1529 года Псково-Печерский монастырь стал просветительским центром Псковской области: здесь была собрана богатейшая библиотека.
Попадая на территорию монастыря, паломники прежде всего осматривают ансамбль входной зоны состоящий из трех башен: Никольской, Петровской и Тюремной. Прямая широкая дорога ведет к величественному Михайловскому собору, который был построен по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска в стиле классицизма после победы над Наполеоном. На металлических позолоченных досках, установленных в храме, выбиты имена героев корпуса русской армии, воевавших под командованием генерал-фельдмаршала графа Петра Витгенштейна. Молитвами монахов и трудами ратников французы были изгнаны из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения.
Недавно Михайловский собор отреставрировали, но попасть туда можно только в период проведения службы.
Настоящий расцвет обители приходится на середину XVI века и произошел он благодаря игумену, преподобномученику Корнилию. При нем Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь оброс мощными стенами с 9-ю башнями и превратился в сильную крепость, была построена трапезная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, надвратная – во имя Николая Чудотворца, расширена пещерная Успенская церковь, прокопаны дополнительные улицы в Богом Зданных пещерах и т. д.
По преданию, Игумен Корнилий был убит рукой Иоанна Грозного, заподозрившего измену. Это произошло у монастырских ворот. Когда у царя прошел приступ гнева, тот раскаялся и понес на руках бездыханное тело игумена к пещерам. С тех пор дорогу от Никольского храма до Успенской церкви называют «Кровавым путем». Раз в год по нему выкладывается сплошной ковер из цветов – в главный праздник монастыря –Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), устраивается крестный ход и праздничное богослужение. Когда храмы не могут вместить прихожан и паломников торжественная литургия совершается под открытым небом и тогда фасад успенского храма служит иконостасом.
Чтобы попасть на Кровавую дорожку необходимо пройти через ворота стены под образом Богородицы между Тюремной башней и церковью Николы Ратного, рядом со звонницей. Внутри этого перехода посетителей ждет еще одна красота – выставка-продажа икон местного письма.
Человека, впервые попавшего в Печоры, поражает удивительная красочность и оптимизм обители, ярко-голубые купола Успенского собора, выполненные в стиле украинского барокко, росписи на фасадах, крутой спуск к центральному комплексу, чудотворные источники, часовенки и райские кущи монастырского сада. Красоту этого места хочется пить по капле, наслаждаться его особенной умиротворяющей атмосферой.
Надо обязательно постоять в саду, чтобы подышать благостным воздухом и внимательно рассмотреть архитектурный ансамбль, формирующий Успенскую площадь. Итак, если начинать с северо-востока, то первой идет церковь Воскрешения Лазаря, сразу на ней – трапезная и братский корпус, далее примыкающие друг к другу Благовещенская и Сретенская церкви, и здание библиотеки, позади нее выглядывает многоярусная большая звонница, и, наконец, центр всего ансамбля, святая святых – Успенская пещерная церковь. Перед ней всегда есть народ, молящиеся или ожидающие совершения каких-то таинств.
Сегодня в монастыре подвизается порядка 100 монахов, они изредка мелькают на открытой для туристов территории, напоминая о сути обители и связи времен. Фотографироваться не любят, хотя съемка на территории монастыря и в храмах разрешена (без вспышки).
Мощеные тропинки среди цветников Успенской площади ведут путника к очаровательной часовенке в честь иконы Божией Матери Живоносный источник близ Благовещенского храма. По периметру карниза часовни вьется надпись золотом, сообщающая, что глубина артезианского колодца составляет 55 саженей (это 116 метров!), что устроен он с участием благотворительницы Е.А. Россинской в 1911 году. Тогда же по всему монастырю был проведен водопровод.
Внутренние стены часовни украшены фресками с изображениями Господа Вседержителя, святых равноапостольных Ольги и Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба. Прямо под Богородицей, из черно-мраморного креста текут тонкие струйки святой воды. Прямо в часовне желающие могут взять пластиковую бутылочку за символическое пожертвование и наполнить ее.
В православной традиции Богоматерь называют Живоносный Источник, прославляют ее как Источник жизни, ибо от Нее родился Христос — Путь, Истина и Жизнь. В честь обновления (то есть перестройки и украшения) храма «Живоприемный источник» Православная церковь в пятницу Светлой седмицы отмечает праздник, а в печорской часовне, помимо того, часто совершаются панихиды.
Второй, и самый древний источник Псково-Печерского монастыря в честь преподобномученика Корнилия находится напротив Успенского храма, рядом с Ризницей. Святой колодец питают три подземных ручья, воду из него использовали еще первые насельники пещер.
Тем не менее, называние источника «Корнильевский» было присвоено ему сравнительно недавно и очень быстро прижилось. По мнению братии, молитвами святого игумена родник только усилил свою благодатную силу. Говорят, его вода помогает от глазных и других болезней.
По традиции, для водосвятных молебнов монахи берут воду только из «Корнильевского».
Кстати, для того, чтобы поднять воду из земных недр придется изрядно поработать руками.
С западной стороны Успенской площади, у подножия склона холма находится дом настоятеля Псково-Печерского монастыря, 1883 года постройки. Выкрашенный в мятный цвет с белой отделкой, выносным крыльцом и широким балконом во втором этаже, окруженный садом и оградой, он очень напоминает уютную усадьбу.
В глубине сада можно рассмотреть деревянную крытую галерею, ведущую из дома на верхнюю террасу, видимо, чтобы высшие чины церкви имели приватный доступ к Михайловскому храму.
Мостик перед домом над ручьем Каменец, построенный по проекту Алипия так широк, что больше напоминает площадь и это архитектурное преимущество активно используется. В монастыре установилась традиция, когда по особым случаям игумен или высокие гости с этого балкона произносят пламенные речи перед братией.
В настоящее время игумен обители – митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Его усилиями при Псково-Печерском монастыре в прошлом году открылся филиал Сретенской духовной семинарии. В феврале 2021 года монастырю были возвращены 12 минейных икон, похищенных немецкими оккупантами во время войны.
Древнейший храм обители – Успенский собор.
Его купола невозможно спутать ни с какими другими. Их пять, темно-синих с золотыми звездами и ликами святых, устроенных по типу глав Киево-Печорской лавры – в одну линию ниже конька крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Самая большая Киево-Печерская икона Божией Матери установлена над входом в Успенский собор.
Из маленькой пещерной церкви, освященной преподобным Ионой, спустя 50 лет Успенский храм она начал превращаться в настоящий собор с уникальным убранством. Церковь значительно расширили, земляные своды облицевали кирпичом и укрепили тринадцатью мощными столпами, в ней появились приделы во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В августе 1523 года храм Успения Пресвятой Богородицы был вторично освящен.
Примерно в тот же период, по заказу псковских купцов, иконописец Алексий Малый написал икону Успения Пресвятой Богородицы в житии. Ее, как главную святыню «великого» храма поставили в центральной части на высоком постаменте в роскошном киоте. За несколько веков от этого образа совершилось множество чудес, которые фиксируются в летописи монастыря, а благодарные просители продолжают нести к ней драгоценные дары.
Иконостас храма украшен изящной резьбой, царские врата выполнены в виде ствола, обвитого виноградной лозой, и все это уравновешивает бронзовая люстра-канделябр.
Возле южной стены храма устроена глубокая ниша, в которой хранится рака с мощами Преподобномученика Корнилия. Каждый день в 6 утра возле нее совершается братский молебен.
Гора, в которой находится Успенский храм и монастырский некрополь называется Святой. Подняться на нее можно по крутой лесенке. Сейчас здесь разбит яблоневый сад и построена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых, а шесть веков назад гору покрывал густой лес. Согласно легенде, вход в пещеры открылся местному крестьянину, когда тот валил деревья. Одно из них упало, и под вывернутыми корнями открылся уходящий в глубь горы проход с надписью «Богом зданная пещера».
Нынешняя надпись золотом венчает вход в подземный комплекс, состоящий из ближних и дальних коридоров. Ближние – самые благоустроенные и всегда открыты.
Мы посетили их в день памяти Псково-Печерских святых, которые покоятся здесь с миром. У самого входа стоит саркофаг первой монахини монастыря Вассы, далее – это Преподобных Марк, Ионы, а также Лазаря Прозорливого – затворника, жившего в пещерной келье на рубеже XVIII-XIX веков. После смерти старца, предсказавшего день смерти императору Александру I, на его теле обнаружили кольчугу-веригу, которая до сих пор красноречиво висит на стене.
По преданию, когда инокиня Васса отошла к Богу, ее дважды хоронили в выкопанной могиле, и каждый раз гроб поднимался из земли невидимой силой. В том узрели знак, решив упокоить матушку в пещерной нише. Так была положена традиция, согласно которой в пещерах похоронено уже более 10 тысяч человек.
Нам невероятно повезло попасть в дальние «Пещеры Богом зданные» – великую святыню Псково-Печерского монастыря. Именно они привлекли сюда первых монахов-отшельников, которые стали хоронить своих усопших собратьев в пещерных нишах.
Сегодня в дальние пещеры ведет отдельный вход. За тяжелой дверью сокрыто 7 улиц-галерей с замысловатой планировкой, общей протяженностью 200 метров, туристам показывают участок в 60 метров, и непременно с сопровождающим.
Монах Прокопий показал нам Братскую улицу, где находятся два кладбища Старое и Новое. Кроме свечей в руках, никакой подсветки! Мы рассмотрели древние керамические таблички-надгробия в стене – керамиды, сверху до низу заполненные убористым текстом. За ними, как правило, находятся захоронения наиболее почитаемых иноков.
Подходим к иконе Божьей Матери, она прикрывает дверь в огромную нишу, огороженную решеткой с крестом. В свете фонарика видны истлевшие домовины, их ставили друг на друга. Здесь покоится около 400 монахов, погребенных с 1700 по 2006 год. Говорят, там сохранились дубовые колоды и гробы еще допетровских времен.
Одно время в пещерах никого не хоронили, но с 2006 года возобновили эту практику, теперь – на закрытой территории Старого кладбища.
Сегодня «Богом зданные пещеры» представляют собой огромный подземный некрополь – место захоронения старцев, монахов, дворян, государственных деятелей и воинов, защищавших обитель в периоды лихолетья. Среди знаменитых мирян здесь погребены предки А. Пушкина, М.Кутузова, М. Мусоргского, А. Плещеева, В. Татищева, патриарха Московского и всея Руси Алексия I и другие.
В пещерах держится постоянная температура +7 С°, воздух удивительно свеж, как в лесу, нет и намека на тление! На улице Старцев, мы остановились возле керамиды почитаемого Иоанна Крестьянкина. Чтобы приложиться к гробу, достаточно просунуть руку в специальное отверстие в стене, прочитать молитву с просьбой о милости и заступничестве…. Рядом захоронены Валаамские старцы, а в торце улицы установлен большой крест, принесенный ими в обитель. «Когда кому-то из братии тяжело, мы всегда приходим сюда за поддержкой и покровительством», – говорит Прокопий.
В закрытой части пещер в конце 6-й галереи (Церковной улицы) находится храм в честь Воскресения Христова, два раза в год там проводятся литургии. Таинственное место. Впечатления от всего этого комплекса невероятные!
С туристической точки зрения, Псково-Печорский монастырь место очень популярное еще со времен СССР. Ведь, обитель никогда не закрывалась, до войны она находилась на территории Эстонии, а после – стала для советской власти эдаким не официальным образцово-показательным объектом, куда возили зарубежных гостей и групповые экскурсии со всей страны.
Сегодня монастырь обзавелся двумя гостиницами, расположенными в шаговой доступности от главной усадьбы, они имеют номера разной вместимости и категорий. Также путешественники могут остановиться в паломническом центре, который находится примерно в 2 км от обители (есть автобусное сообщение).
Судя по выставке рекламных щитов справа от входа в монастырь на Международной улице, предложений по размещению в местных гостевых домах и мини-отелях хоть отбавляй! Видимо, спрос на эту услугу среди паломников постоянно растет.
Среди щитов выделяется реклама туристско-информационного пункта православной направленности «Печорский светоч», но попасть туда мне не удалось, а в Интернете информации по нему нет.
Вместительное кафе для посетителей расположено слева от входа в монастырь на живописном склоне горы, где оборудована смотровая площадка и открывается один из самых чудесных видов на архитектурный комплекс.
Здесь же присутствуют сувенирные лавки, еще парочка есть и на территории обители. Все очень продумано, культурно и красиво. Коммерция не перекрывает духовно-возвышенную составляющую этого места.
Как говорится, молитвами братии не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходил за духовным утешением и советом, находил таковые в беседах с великими молитвенниками. Старцем в православии считается мудрый человек, подвижник, имеющий богатый духовный опыт, ведущий наставническую деятельность. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду старцев, приводящих людей к Богу, утешающих и назидающих не только словами, но и своим примером.
обители и сделал ее одной из самых посещаемых в России.
В настоящее время большим уважением в обители пользуется ученик Иоанна Крестьянкина старец схиархимандрит Никон. Активную просветительскую деятельность вел архимандрит Тихон (Секретарев), уделяя большое внимание воспитанию молодежи. Президент лично наградил его орденом св. Александра Невского в 2017 году.
Псково-Печерский монастырь доступен для посещения с 6 утра и до 22.00.
Паломническая служба проводит экскурсии в течение дня с 9.00 до 19.00 по предварительной записи. В стандартную программу входит: обзорная прогулка от входной группы по Михайловской площади, спуск по Кровавой дорожке до Успенской площади, знакомство с историей обители, посещение экспозиций Ризницы и музея Старцев, Успенского храма и пещер «Богом зданных». Обычно туристам дается свободное время для совершения религиозных обрядов.
При монастыре работает экскурсионная служба, которая проводит экскурсии для групп и одиночных паломников в течение дня с 9 до 19 часов (необходима предварительная запись).
Для одиночных паломников, желающих посетить пещеры формируется группа в 12.00, а в воскресные и праздничные дни в 13.00.
Ввиду сохранения естественного микроклимата, вход в “Богом Зданные пещеры” ограничен!
Свято успенский псково печерский монастырь
Псково Печерский монастырь звезды
Святые ворота Псково-Печерского монастыря
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь семинария
Почему город Печоры называется Печоры
Успенский храм Псково-Печерского монастыря
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь зима
Псково-Печерский монастырь
Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
Успенский собор Псково-Печерского монастыря
Свято-Успенский монастырь Печоры
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
Псково-Печерский монастырь
Печоры Псково Печерский монастырь
Псково-Печерские святые собор
Храмы Псково-Печерского монастыря Псковской области
Псково-Печерский монастырь
Печерский монастырь памятники исторических личностей
Печоры Псково-Печерский монастырь вектор
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Печоры Псково Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь ,Печоры
Псково-Печерский монастырь Весна
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь семинария
Печоры Псково Печерский монастырь
Храмы Печерского монастыря Псков
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Успенский Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский монастырь осень
Успенский собор Псково-Печерского монастыря
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
Успенский храм Псково-Печерского монастыря приделы
Псково-Печорский Свято-Успенский мужской монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Печёрский монастырь в Пскове
Печоры Псково Печерский монастырь
Псково-Печорский монастырь, Печоры
Псково-Печерский монастырь штурм
Псково-Печерский монастырь.
Печоры, Псковская областьПечоры Псково Печерский монастырь
Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря
Псково Печерская Лавра как добраться из Пскова
Рождественская Церковь Печоры
Псково-Печерский монастырь Святая гора
Ризница Псково-Печерского монастыря
Основание Псково Печерского монастыря
Псково-Печерский монастырь зима
Свято Печорский Успенский монастырь
Псково Печорский монастырь
Успенский Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский монастырь монастырь
Псково-Печорский монастырь, Печоры
Псково-Печерская поликлиника Печоры
Псково-Печерский монастырь
Монастырь Псков Псково-Печерский монастырь
2023 Квартальный Псково-Печерский монастырь (свет Православия)
Псково-Печерский монастырь Архиерейский корпус
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь зима
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь зимой
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Экскурсии в Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Сретенский храм Псково-Печерского монастыря
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь пещеры
Псково-Печерский монастырь паломнические группы
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь на карте
Печоры Псково Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский
Успенский Псково-Печерский монастырь
Печоры Псково Печерский монастырь
Святые Псково-Печерского монастыря
Покровская Церковь Псково Печерский монастырь
16 интересных фактов о Киево-Печерской лавре | Катя Добромишева
Чтение через 10 мин.·
12 сентября 2017 г.В этом году Киево-Печерской лавре исполняется 966 лет. Мы хотели бы вспомнить самые интересные легенды и чудеса этой православной святыни, и рассказать о том, как выглядели пещеры в далеком XI веке. Ведь в прошлом их много раз перестраивали. Начнем с предыстории.
В далеком 1051 году монах Антоний поселился в пещере в одном из лесов Киевской горки. Его благочестие привлекало верующих, люди хотели быть его учениками (основателем Лавры считается Феодосий Печерский). Число монахов стало расти, вскоре они вышли из подземелий; сегодня пещеры являются лишь объектом паломничества.
«Традиция пещерных монастырей пришла с Ближнего Востока, где монахи вырыли кельи и храмы в скалах; монастыри были аналогичны сохранившимся в Крыму — терраса и множество входов в неглубокие помещения. Сначала монастырь на склонах Днепра строился так же, но вскоре монахи поняли, что его нужно менять — оползни разрушили пещеры на поверхности, и монахам приходилось копать все глубже и глубже. Сохранился один укрепленный подъезд с печкой; она топила пещеры и в ней пекли хлеб, — рассказывает Владислав Дятлов, заведующий отделом «Киевское подполье» Музея истории Киева. — Монахи отшельниками не были, ходили на поверхность, возделывали огород, ходили на базар: рукоделие продавали, хлеб покупали. Енохи могли отправиться в город проповедовать. Во многих подземных камерах были деревянные кровати и предметы мебели. Однако были и подвижники, которые фактически замуровали себя, оставив только окошко для воды и просфоры. До сих пор многие удивляются и ужасаются и спрашивают — как можно было жить в таких условиях? Зачем? Это не самосожжение. Для аскета это естественный путь от комфорта к простоте. Комфорт расслабляет. Душа должна господствовать над телом, а не наоборот. Тело может ослабнуть, заболеть, но оно все равно умрет. Главное, чтобы жила душа — это логика подвижников».
«Несколько монахов жили под землей. Хотя многие хотели учиться у отшельников, они не были готовы переносить все тяготы суровых аскез, такие как сырость и холод. Постепенно монастыри вышли на поверхность, а пещеры стали использовать для захоронений. Монахи вырыли длинные галереи, вдоль которых были построены погребальные камеры. Следующим этапом перестройки стало то, что паломники стали приходить молиться под землю. Схему пещер упростили, галереи сделали еще длиннее, чтобы не было скопления людей. Позже галереи сделали петлями, чтобы группы паломников не пересекались; стены были украшены и стилизованы под римские катакомбы», — говорит Дятлов. «Можно было увидеть древний пещерный монастырь на южной окраине Киева на Церковщине; там действительно уникальное место, сохранившееся с XI века. Это комплекс подземных сооружений: храмы, кельи, усыпальницы, зерновые ямы, переходы между тремя этажами. Но из-за аварийного состояния пещер экскурсии туда строго запрещены».
В христианстве символ пещеры имеет большое символическое содержание. Рождение и воскресение Иисуса связаны с этим символом. Для монаха это еще и символ того, что он умирает за прежнюю грешную человеческую жизнь. Кроме того, в хорошо изолированном помещении легче сконцентрироваться на молитве. «И сегодня традиция жива; на Ближнем Востоке и в Крыму есть пещеры, где живут монахи», — говорит Владислав Дятлов.
Успенский собор заложен в 70-х годах XI века. Согласно преданиям, монах Антоний, основатель монастыря, вмешался, и с неба сошел огонь. Огонь сжег все деревья и кусты на одном из склонов — так появилась ровная площадка для строительства. Архитекторами православной святыни были 12 греческих мастеров. Принято считать, что к ним приходила сама Богородица и просила построить церковь. Она дала зодчим золото для строительства, мощи семи святых, чудотворную икону и показала на небе очертания храма. Вот почему говорят, что Лавре 9 лет.0019 небесный и считают его земным уделом Богородицы (святая земля под особой защитой Богородицы).
Успенский собор Киево-Печерской лавры после ВОВ
Успенский собор Киево-Печерской лавры в 2017 году
Эта реликвия исцеляет людей, которые ее надели. Этот металлический головной убор весом четыре килограмма хранится в Ближних пещерах. Прихожане могут надеть его по окончании молитвы. Верят, что он поглощает весь негатив, снимает сглазы, порчи, наполняет чистой энергией. Интересно, что Алла Пугачева также несколько раз надевала этот головной убор. Якобы оно даже вылечило российскую звезду от головной боли.
Несмотря на то, что Лавра — мужской монастырь, женщина тоже жила там. Дарья, дочь русского купца, сбежала из отчего дома и, одевшись по-мужски, стала вести монашескую жизнь. Жила отшельницей в пещере на Китаевской пустоши; она ела хлеб и пила воду, она никогда не держала огонь в пещере. Никто не знал, что это девочка. Слава монаха достигла императрицы Елизаветы, и она лично позаботилась о том, чтобы Дарья стал монахом Киево-Печерской Лавры. Только после ее смерти стало известно, что это была женщина в рясе: родственники девушки увидели портрет преподобного Досифея и опознали в нем пропавшую Дарью.
В Лавре находятся также мощи святой девы Иулиании, княгини Ольшанской. Ее отец был благотворителем, и поэтому тело княгини было погребено в Великой Лаврской церкви. Через некоторое время гроб открыли и все увидели, что тело девушки нетленно. Также в Дальних пещерах хранится частица мощей Евфросинии Полоцкой, игумены Спасо-Полоцкого монастыря.
На протяжении многих веков главной святыней Лавры был вышеупомянутый чудотворный образ «Успение Божией Матери». По одной из легенд, здесь молился Петр I перед походом на Полтаву. Увы, икона утеряна, но копия этой святыни ныне находится в Крестовоздвиженском храме над царскими вратами и тоже чудотворна.
Еще один удивительный образ Божией Матери называется «Печерская слава». Он был создан в Лавре в XVIII-XIX веках и получил свое название благодаря тому, что в нем находятся части мощей Киево-Печерских святых. Образ исцеляет от болезней и оберегает от невзгод.
Эти черепа покоятся в стеклянных и серебряных сосудах, их можно увидеть в одной из подземных церквей. Еще в Средние века знали о чудесах мироточения: «Они, будучи сухими и не покрытыми кожей, сверхъестественно источают елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дар целебный недуги всякого, кто приходит с верою и помазывается тем миром». В советское время головы хранились в музее, где перестали мироточить. Однако когда в 90s монастырь ожил, они снова стали мироточать. Добавим также, что в конце XIX века предполагали, что одна из мироточивых голов принадлежала св. Клименту Римскому (современник апостолов, четвертый папа, рукоположен св. Петром).
Однако одним из самых удивительных чудес Лавры являются святые. В пещерах и соборах покоятся мощи 123 рабов Божиих. Таких реликвий нет ни в одном монастыре мира. Согласно древнерусским былинам, тело богатыря Ильи Муромца также покоится в пещерах Лавры. Люди приходят к его мощам, приходят молиться о даровании силы. К другому легендарному монаху Нестору-летописцу (считается автором «Повести временных лет»), также отдыхающему в Лавре, часто обращаются за помощью в науках. Люди со всего мира просят у других святых здоровья, удачи в делах и т. д.
Мумифицированная рука Преподобного
Пещеры хорошо сохранились, несмотря на преклонный возраст. По преданиям, до монахов здесь жили разбойники. Они украли свои сокровища в недрах своих «нор», и по сей день ходят легенды о несметных сокровищах. Однако историй, связанных с протяженностью пещер, гораздо больше. Говорят, галереи Киево-Печерской Лавры доходят до других пещерных монастырей в Чернигове, Пскове и Почаеве. Тем не менее, по замерам геодезистов, длина пещер составляет всего около 300 м. Они расположены на глубине 10–15 м.
В нижней части Лавры расположены две часовни над колодцами, выкопанными преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Несмотря на близкое расстояние, вода в колодцах имеет разный вкус и, по преданию, отражает характер старейшин — один был добрее, а второй строже с братией. Другой источник называется «Слезы Пресвятой Богородицы». По легенде, он был найден во время страшной эпидемии. Пастухи увидели Пресвятую Богородицу, и прямо на том месте, где она стояла, появился родник. Выпив воды из источника, пастухи тотчас исцелились. Говорят также, что в 1970-х пружина чудом сохранилась. Затем родники были помещены в бетонные дренажные системы. Однако когда рабочие напились из святого источника, то решили его не трогать, так как вода им очень понравилась.
Троицкая церковь — единственная из храмов Лавры, которая ни разу не была разрушена; он сохранился в первозданном виде (построен в 12 веке). Центральный вход в монастырь находится под сводом этого храма. По поверью, если дважды пройти под Святыми вратами (просто войти и выйти) — избавишься от своих грехов.
Его высота составляет 96,5 м, и долгое время оно оставалось самым высоким зданием Украины (сейчас рекорд принадлежит столичному небоскребу «Парус» высотой 130 м). Говорят, что в советское время было решено «принизить» монастырь, и меч монумента Родина-мать планировалось сделать выше креста на колокольне. Когда началось строительство, земля под памятником начала проседать. Строительство приостановили, а затем уменьшили высоту платформы. Якобы строителей посоветовали святые отцы, и после этого проблем со строительством больше не было.
Большая колокольня Киево-Печерской Лавры
Попав внутрь храма, наши первые вопросы были, конечно же, о сверхъестественном. «Чудо в том, что мы смогли завершить работу, — признался художник из Киева Андрей Дмитренко. «В 2007 году были выделены средства на роспись храма. Началась активная работа, но через несколько месяцев финансирование было прекращено. Мы продолжали работать бесплатно — из-за технологии остановка работ была недопустима, после этого приходилось начинать заново». Однако, по словам артистов, произошло еще одно чудо. «Когда мы перестали работать на несколько дней, в нас росло невероятное желание рисовать. Между нами и храмом была связь», — говорит артист.
По словам художников, основная сложность картины заключалась в том, что нужно было реставрировать произведения очень сложной композиции. Одна история могла объединять сразу несколько десятков персонажей. Все они связаны единым действием, и каждому нужно было придать индивидуальный вид. Внутреннее убранство храма восстановлено, как на акварелях, выполненных в конце восемнадцатого века. Картины показывали цветовую гамму и композицию, но черты лиц разглядеть было невозможно. «Иногда прототипами служили современные монахи. Мы не писали их портреты, а запоминали черты лица, а потом переносили на стены собора», — рассказывает Андрей.
Художники работали молча. «И вдруг однажды слышу мужской голос: «Дай мне спичку. «Обращаясь к другим художникам, я спрашиваю: «А кто за них спрашивает? «Все были озадачены, — говорит Андрей. «И только после просьбы «Пожалуйста, зажгите мобильным» мы догадались, что из вентиляционной шахты доносятся голоса. Туристы заблудились на маршруте и зашли в галереи, которые тянутся под Успенским собором».
Чтобы добраться до Киево-Печерской Лавры с частным местным дружелюбным гидом, забронируйте это ТУР от Guide me UA.
Фильм Русская Православная Церковь сегодня.. (1968)
Аннотация:
Фильм о жизни и деятельности Русской Православной Церкви.
Временное описание:
Виды Киева, Владимирская горка, памятник великому князю Владимиру. Виды Москвы, Ново-женский монастырь. Город Загорск. Троице-Сергиева Лавра. Виды Псково-Печерской Лавры. Служба в одном из храмов. Виды православных храмов в Москве, Ленинграде, Киеве, в селах России. Литургия в соборе (Богоявленском) в Москве в честь Рождества Христова (служит Патриарх Алексий). Митрополиты: Пимен, Никодим, Иоанн, Ювеналий служат в храмах. Верующие во время служб в храмах Псково-Печерского монастыря, Ленинграда, Ярославля, Одессы, Львова. Заседание епархиального совета во Львове, г. Москва. Заседание членов Священного Синода под руководством Патриарха. Интервьюирование богословов Русской Православной и Римско-Католической церквей в Ленинградской Духовной Академии. Конференция в Московской духовной академии. Вид болгарского монастыря в Москве. Панихиды по воинам, погибшим на войне, в Казанском соборе в Волгограде. Вид разрушений в Новоиерусалимском монастыре Киево-Печерской Лавры. Заседание 3-го Всехристианского мирного конгресса в Праге. Божественная литургия во Владимирской церкви в Киеве.
Ролик №1
Ч/Б: Река Днепр – общ. (с в/т, вечернее, летнее).
Скульптура князя Владимира св.
Владимирская, которая состоялась в 988 г. и крещение Руси было началом Русской православной церкви, св.
Владимирская горка в Киеве – общ., наезд, кр.
Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде – пнр, общ.
Фрагменты памятника – скульптурной фигуры князя Владимира – ср., кр. С разным. точки.
Скульптуры воинов, святых и др. – кр., ср.
Цвет:
Калининский проспект, старинная церковь рядом с современным многоэтажным домом – общ. (Лето).
Новодевичий монастырь, церковь при монастыре – общ.
Старинная церковь на Ленинских горах напротив МГУ – общ.
Проспект Калинина, снято от гостиницы «Украина» — общ.
Новгородская церковь купола — ср., кр.
Верующие в храме г. Загорска Московской области.0004 г. Псково-Печерский монастырь – ср.
Икона Распятие Христово.
Богослужение в храме Псково-Печерского монастыря – общ.
Церковная утварь, свеча – ср., кр.
Икона Божией Матери – ср.
Целование икон в церкви.
Женщина с младенцем молится в церкви – кр.
Старик со свечой в руке молебен – кр.
Икона Св.
Павел – кр.
Икона Св.
Серафим Саровский – кр.
Народ молится в церкви – ср.
Новодевичий монастырь – общ. (Зима).
Храм в Ленинграде – ср. (Зима).
Владимирская церковь в Киеве – ср. (Зима).
Церковь в Закарпатье – общ. (Лето).
Сельская церковь в Сибирской деревне под Иркутском – общ. (Зима).
Сельские церкви в Подмосковье – общ., ср. (Зима).
Древний духовный центр – Троице-Сергиева Лавра – ср., наезд, пнр.
Богоявленский собор в Москве (Блоховская церковь) – кр. (Зима).
Икона Спаса в храме – кр.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий святой архимандрит Троице-Святой совершает богослужения на Рождество Христово в кафедральном Богоявленском соборе (синхронно).
Верующие в церкви на богослужении – разн.
Икона Рождества Христова в храме – ср., отъезд.
Икона Божией Матери – кр. (Хоровое пение в храме сопровождает службу).
Митрополит Пимен проводит службы – кр. , ср.
Митрополит Никодим проводит службы в храме – пнр, ср.
Евангелие – пнр, кр.
Митрополит Иоанн входит в церковь в Ярославле – пнр, общ.
Верующие на богослужении – ср.
Епископ Ювеналий молится перед иконой в храме.
Молодые лидеры церкви в поклонении.
Ювенальский епископ благословляет верующих на молитву.
Богослужение в Лифортовском храме в Москве – общ.
Служба в Ленинградском соборе – общ.
Богослужение во Владимирском соборе в Киеве – общ.
Катушка №2
Служба в соборе св. Николая
Николая (в сопровождении хора поющих, поющих и прихожан) – общ.
Служба в соборе Псково-Печерского монастыря – общ.
Распятие — икона в храме.
Церковь в Ярославле – пнр; Внутреннее убранство церкви – пнр, ср.
Икона Спасителя, украшенная драгоценностями – ср.
Девушка в храме на богослужении поет молитвы – кр.
Женщина с младенцем на руках молится в церкви – кр.
Рука зажигает свечу в церкви – кр.
Богослужение – акафист Божией Матери в Одесско-Каспировской Успенской церкви (молитвы священника) – общ. (с в/т).
Верхняя часть собора – пнр. иконки.
Люди всех возрастов в церкви на богослужении.
Внешний вид Успенского собора в Одессе – общ., ср.
Купол — КР.
Церковь св.
Юра Львов — разн.
Богослужение в храме.
Дети школьного возраста среди взрослых в храме на богослужении – общ., ср., кр.
Руки совсем полные церковного причастия хлебом крошится служитель по причащению верующих – кр.
Архиепископ Львовский и Тернопольский Николай читает молебен за богослужением в храме св.
Юры (синхронно).
Здание Львовского епархиального управления (резиденция правящего архиерея) – ср.
Заседание Епархиального Совета во главе с Архиепископом Николаем.
Встреча с митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием, возглавляющим Управление Московского Патриархата.
Митрополит Алексий рассказал о деятельности епархиальных архиереев.
Икона Христа Спасителя – ср.
Заседание Священного Синода во главе с его председателем, Патриархом, управляющим Русской Православной Церковью.
Говорит митрополит Никодим об Отделе внешних церковных связей, председателем которого он является (синхронно).
Интервью богословов Русской Православной и Римско-Католической Церквей, состоявшееся в декабре 1967 года в Ленинградской Духовной Академии.
Епископ Ювеналий дает интервью – кр.
Митрополит Никодим дает интервью – кр.
Распятие Христа и Евангелие – предметы культа – кр.
Богословская консультация Секретариата Комиссии Всемирного Совета Церквей «Вера и Порядок» при Московской Духовной Академии весной 1968
Епископ Михаил, митрополит Филарет, епископ Питирим на конференции.
Выступает митрополит Никодим, игумен Александрийского монастыря в Одессе архимандрит Ириней (синхронно — Ириней).
Александрийское подворье в Одессе – ср. (Природа).
Вид храма изнутри.
Служба в церкви.
Настоятель Александрийского монастыря в Одессе архимандрит Ириней провел в храме службу.
Антиохийское подворье в Москве.
Патриарх Антиохийский в Москве архимандрит Алексий проводит службу в храме (синхронно).
Внутренний вид храма – ср.
Катушка №3
Болгарское Подворье в Москве (на Комсомольском проспекте) – ср. (Зима).
Настоятель Болгарского монастыря архимандрит Филарет в храме во время богослужения сообщает прихожанам о предстоящем 90-летии освобождения болгарского народа от османского владычества русской армией (синхронно).
Памятник, посвященный освобождению Болгарии от османского владычества в Болгарии – ср., кр., пнр.
Памятник в честь победы над Турцией в 1877-1878 гг. в Москве на Старой площади – разн.
Фрагменты памятника – кр.
Памятник советским воинам в Новгороде – ср.
Памятник советским воинам в Волгограде (скорбящая мать убитого сына — шт. ансамбль).
Казанский собор в Волгограде – ср. (Зима).
Панихида в Казанском соборе по воинам, павшим в Великой Отечественной войне – разн.
Пантеон в Волгограде, Вечный огонь, список погибших воинов в битве за Волгоград, высеченные в мраморных стенах пантеона.
Фрагменты мемориала на Мамаевом кургане – ср., кр.
Женщина с маленькой девочкой из пантеона – ср.
Скульптура Родина-мать на Мамаевом кургане – ср.
Кинохроника 1941-1945 гг.:
Разрушенный Сталинград Тень самолета на развалинах – общ.
Разрушенный Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье – общ. пнр. с в/т
Разрушенный собор Успенской Киево-Печерской Лавры – общ., ср.
В годы войны освобожденные от фашистов люди брали иконы и молитвами встречали освободителей, благословляли их на новые подвиги.
Разрушенное здание Волгоградского комбината, оставленное как памятник войны – общ. , ср.
Ремонт Волгоград, — общ. (Осень).
Третий Всехристианский конгресс мира, состоявшийся в марте-апреле 1968 года в Праге по инициативе и при участии Русской Церкви — фото.
Кинохроника 1965 г.:
Всемирный конгресс за мир, национальную независимость и всеобщее разоружение в Хельсинки.
Советская делегация: Н.С. Тихонов, В. Николаева-Терешкова, митрополит Филарет, епископ Ювеналий на съезде
Цвет:
Киев – общ.
Улицы города.
Памятник Богдану Хмельницкому – общ.
Владимирский собор в Киеве – разн. (Осень).
Приход Митрополита Филарета.
Дети школьного возраста причащаются в храме (таинство Евхаристии) – ср., кр.
Религиозный обряд — крещение младенцев в церкви (купель, миропомазание и др.).
Роспись на стене храма.
Картина «Крещение Христово» в церкви на стене — работа художника Нестерова.
Совершение Таинства Брака во Львовском соборе.
Катушка №4
Церемония освящения Главы Миссии в Японии архимандрита Николая Епископа Токийского и Японского в храме Ленинградской Духовной Академии 19 декабря67
Освящение, совершаемое за литургией в Свято-Троицком соборе в Ленинграде (продолжение посвящения во епископа архимандрита Николая).
Новопоставленный епископ Николай принимает жезл — символ власти и проводит свое первое благословение.
Церемония пострига нового монаха в Псково-Печерском монастыре – разн.
Псково-Печерский монастырь – общ., ср. (Зима).
Основанная в XIII веке Почаевская лавра на Волыни.
Троице-Сергиева Лавра, основанная в XIV веке Сергием Радонежским на окраине Москвы.
Храмы в Ярославле, близ Иркутска, Новгорода, Киева –
Храмы – общ., ср. (Зима).
Храмы Троице-Сергиевой Лавры – разн. (Ночь, зима).
Монахи монастыря идут на утреннюю молитву.
Монахини Покровского монастыря идут на утреннюю службу.
Монахини Успенского Тюхтинского женского монастыря молятся в храме.
Свечи у мощей св.
Иов Почаевский в Почаевской Лавре.
Колокольный звон в монастырях, призыв монахов – общ., ср.
У монахов и настоятеля есть особый хлеб для причастия после службы в столовой.
Общая трапезная в Троице-Серигиевой Лавре — монахи за трапезой.
Один из монахов за трапезой читал жития святых.
В Псково-Печерском монастыре беспрерывно, один за другим, монахиня читала «непрестанно псалмы» за усопших.
Совершая панихиду по погребенным в монастырских пещерах монахам и мирянам, воинам Петру — монахи ходят по пещерам с молитвой.
Катушка №5
Монахини Успенского Тюхтинского женского монастыря за хозяйственными работами на своем монашеском хозяйстве: пилят дрова, носят воду – разн. (Зима).
Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий обучает иконописному искусству юных монахов.
Иноки рисуют иконы – ср.
Готовые иконки, выполненные в красках.
Икона иконописца древности — монаха Андрея Рублева «Троица».
Иконы древних живописцев «Спас», «Богоматерь», «Георгий» и др.
Икона «Рождество Христово» – кр.
Роспись в храме во Львове – пнр, кр.
Внутренний вид Владимирского собора в Киеве, расписанный художниками Васнецовым, Нестеровым и другими – разн.
Образ Христа, мучеников Бориса и Глеба, Божией Матери, Адама и Евы
Роспись западной стены Владимирского собора «Страшный суд» Васнецова — разн.
Различные храмы, каменные и деревянные , построенные в России русскими мастерами в разное время и по разным причинам — разные.
Деревянные церкви в Кижах – разн. (Осень).
Троице-Сергиева Лавра в Загорске – разн. (Зима).
Московская духовная академия при Троице-Сергиевой лавре – общ., ср., пнр.
Московская духовная семинария в Троице-Сергиевой Лавре.
Репетиция студентов Духовной академии после уроков.
пнр. на иконах в храме, где ученики учатся проповедовать и иметь послушание.
Очередное собрание Академии и семинарии в Загорске, ректор Московской духовной академии Филарет за собранием (синхронно).
Ученики на уроке в классе.
Среди студентов духовенство Антиохийской, Сербской, Румынской и Болгарской церквей.
Преподаватели разных специальностей читают лекции студентам.
Здание Ленинградской духовной академии и семинарии.
Аудитория на афро-азиатском отделении, где учатся студенты из Эфиопии, Кении, Уганды и Индии — разн.
Библиотека Ленинградской духовной академии, библиотека, каталог – общ., ср.
Студенты занимаются в читальном зале библиотеки.
Члены Ученого Совета Академии проводят коллоквиум перед присвоением выпускнику ученой степени кандидата богословия.
Заседание Ученого совета ведет ректор Ленинградской духовной академии епископ Михаил.
Здание Одесской духовной семинарии в Успенском монастыре.
Студенты семинарии.
Студенты в свободное время занимаются музыкой и живописью – разн.
В специализированных мастерских хозяйственного управления Московской Патриархии изготавливаются церковная утварь, ризы, свечи, кресты, иконы – разн.
Религиозные книги из издательского отдела Московской Патриархии – ср. пнр. Епископ Волоколамский Питирим, руководитель издательства, говорит о кафедре (синхронно).