Печерский монастырь в киеве – on the events in global Orthodoxy — Kyiv Holy Dormition Caves Lavra

Киево-Печерская Лавра в городе Киев

Одна из главных православных святынь, настоящая жемчужина столицы, потрясающая своим роскошным внешним видом, уникальный монастырский комплекс, имеющий очень древнюю историю… Думаем, вы уже догадались, о чем речь. Если нет – даем еще некоторые подсказки. На территории Киевской Руси это – первый монастырь. Период возведения этой Мекки – XI век. Религиозный городок в самом сердце мегаполиса, ослепляющие своим бесподобным сиянием золотые купола… В общем, теперь-то вы точно должны догадаться, что речь об одной из самых популярных достопримечательностей не только Киева, но и Украины, и имя ей – Печерская Лавра. Киев может похвастаться огромным количеством достопримечательностей, но эта – особенная. Тут в единый симбиоз сакрального совершенства сливаются: мужской монастырь, одна из первых на Руси типографий, семь музеев, четырнадцать православных храмов и даже это еще не все. Важность и масштабность этого комплекса не поддается никаким описаниям и спустя не одно столетие, статусность этого места только крепнет. Вникая вглубь истории, нельзя не упомянуть о том, что Лавра подвергалась нападениям и набегам, ее обворовывали, уничтожали не один десяток раз, но каждый раз она возрождалась и становилась еще краше. 

Настоящие сокровища, которые хранит в себе Киево-Печерская Лавра

Паломнические туры приобретают все большую популярность среди украинских туристов. Но, как показывает практика, далеко не только верующие люди стремятся посетить это место, в котором живет благоговение. Эта достопримечательность интересна и историкам, и архитекторам, и настоящим эстетам, и тем, кто жаждет испытать, что такое внутренняя гармония и ощущение внутреннего спокойствия. Разумеется, если вы планируете посетить столицу в качестве гостя, либо же вы, как коренной киевлянин, просто хотите ближе познакомиться с родным городом – Лавра обязательно должна возглавить список мест, достойных внимания. Мощи избранных мирян и преподобных отцов – ключевая ценность, с которой и ассоциируется, прежде всего, Киево-Печерская Лавра. Так уж сложилось, что далеко немногие знают, что это место стало усыпальницей многих знатных и княжеских родов. Ну, а древние, чудотворные иконы, молва о которых расходится по всему миру, непременно привозятся в Киев и, в частности, обитают они в Лавре. Одной из таких является икона Успения Божьей Матери. 

Возвращаясь в не такое уж и далекое советское прошлое, мы видим Лавру несколько другой. Она представляет собой некий музейный городок, где представлены драгоценности, историческая литература и многое другое. В период Великой Отечественной Войны здесь были разграблены сокровищницы монастыря, а роскошный Успенский собор и вовсе взорван. К счастью, многие воссоздано умелыми мастерами и современная Лавра, подразделяющаяся на Верхнюю и Нижнюю, очень украшает Киев. 

Печерская Лавра – это не только историко-культурный комплекс наземный Многие наслышаны и о пещерах, которые, кстати говоря, тоже подразделяют на Дальние и Ближние. Длина дальних пещер достигает 293 метров, а Ближних – 313 метров, впрочем, есть информация, что они имеют куда более разветвленную систему подземных ходов и они намного более обширны, пролегают глубоко под водами Днепра (вы можете себе такое представить?). Если верить историческим источникам, то монастыри ближайших городов соединены под землей с Лаврой. Глубина пещер – от пяти до пятнадцати метров. Известный монах Антоний, являющийся основателем монастыря, около тысячи лет назад поселился в этих подземных пещерах. Здесь находятся те самые кельи, которые являются свидетелями многочисленных молитв священнослужителей за простых людей; тут же и мощи святых покоятся. 

Есть кстати и такая информация, что Киевская Печерская Лавра обладает дивными свойствами! Она исцеляет и тут, по вере приходящего, воздается! И есть такой интересный нюанс: сильнейшие мощи, которые были мироточащими, вдруг перестали мироточить, в период советской власти, когда территорию превратили в музей. И как только монастырь стал функционировать, как и прежде, – все вернулось восвояси. Верить ли всему тому, что пишут в летописях и исторических книгах – вопрос довольно неоднозначный. Но оказавшись здесь хотя бы единожды, ощутив на себе эту необузданную энергетическую мощь и характерное внутреннее спокойствие, которое дарит Лавра, возникает устойчивое ощущение, что здесь все-таки есть что-то особенное. 

История, которую видела Лавра. Киев – центр многих важных событий прошлого.

В принципе, исходя из вышеизложенного, в целом сформировалось некоторое понимание того, как все происходило. Впрочем, стоит несколько вникнуть в подробности. Монах Антоний в 1073 году построил на месте современной Лавры и ныне знаменитый Собор Успения Пресвятой Богородицы. Строительство этой драгоценности заняло три года, но оно того стоило, ведь для храмоздательства эта жемчужина стала неким каноном, образцом, идолом… И именно по подобию этого собора, позже создавались Божие дома в самых разных странах мира, ведь этот очаровывал, пленял и обескураживал своей бесподобной красотой, четкостью линий и форм, изысканностью и характерной роскошью. Собственно, это сооружение укрыто волшебным одеялом из тайн, легенд и чудес, собор неоднократно разрушался едва ли не дотла, но каждый раз восстанавливался, чтобы прийти в современность и покорять всех, кто его увидит, своим неповторимым великолепием. Интересный момент – центральным местом книгописания было именно Лавра. Киев развивался, духовенство крепло, как и авторитет этой святыни, пока не пришла советская власть и 1941 год особенно запомнился тем, что Успенский собор был подорван. А теперь подставьте, что лишь спустя практически 55 лет эта святыня была восстановлена приказом тогдашнего президента – Леонида Кучмы. Собственно, задолго до этого, с 1988 году, в Лавру вернулась духовная жизнь, а в 1990 году представители ЮНЕСКО, испытывая неподдельный восторг от роскоши Лавры, включили эту сакральную достопримечательность в число объектов всемирного наследия. Киевская Духовная Академия и Семинария тут открылась в 1999 году. И теперь это место – то, чем может гордиться Киев. 

Киево-Печерская Лавра в условиях современности – это действительно нечто. Помимо своей духовной авторитетности, о которой и говорить не стоит, хочется упомянуть ее визуальное великолепие. Возвышаясь над Киевом, нельзя не увидеть божественное ожерелье сооружений во всей красе, как и, собственно, проезжая с левого берега Днепра на правый по центральным мостам столицы. Только вдумайтесь в тот факт, что территория, которую занимает Лавра – около 30 гектаров (это как мини-городок), который достоин внимания далеко не только тех, кто приехал сюда за молитвами, но и тех, кто хочет окончательно и бесповоротно влюбиться в Киев. 

Уникальная территория, которой может похвастаться Киевская Лавра

Оказавшись на этой священной территории, вам предстоит познакомиться со следующими сакральными сооружениями:

  • Собственно, Собор Успения Пресвятой Богородицы – с него-то все и началось и именно это сооружение можно считать самым сердце Лавры. Ни одна экскурсия не обойдется без посещения этого места.
  • Над святыми вратами Лавры находится древнейшая из сохранившихся Троицкая надвратная церковь, ее же называют Святыми Вратами.
  • Отдельного внимания заслуживает Аннозачатиевская церковь, которая была возведена над входом в так называемые Дальние пещеры, и барочные формы однокупольного сооружения вызывают не меньший восторг, чем установленный внутри иконостас.
  • Крестовоздвиженская церковь находится над Ближними пещерами и для киевских церквей тут более традиционная архитектура. Это, кстати, одно из немногих мест, где довольно условны фигуры святых, а этим фактом характеризуется далеко не вся Киевская Лавра.
  • Большая Лаврская колокольня. Сейчас мало кто может поверить в то, что когда-то это было самым высоким зданием во всей Украине, и это при высоте около 96,5 метров. Буквально несколько лет назад колокольню открыли для посещения туристам и теперь сюда можно подняться всем желающим.
  • Церковь Всех Святых – бесподобный пример архитектуры в стиле украинского барокко. К сожалению, внутреннее убранство и роспись в первичной своей интерпретации не дошла в современность в своем оригинальном виде, но даже то, что предстанет перед взором гостей как изнутри, так и снаружи, вряд ли можно будет стереть из памяти. 

Привлекает Киево-Печерская Лавра? Киев хранит просто нереальное количество достопримечательностей, памяток родом из далекого-далекого прошлого. Но Лавра… Это нечто, объединившее не один десяток интересных сооружений: церкви, ансамбли монастырей и соборов, кельи, братские корпуса, привлекающие внимание колодцы, часовни, башни… Чтобы увидеть все достопримечательности Лавры, раскинувшиеся на огромной территории, вам придется иметь в запасе далеко не пару часов свободного времени, ведь разглядывать каждое архитектурное сооружение даже снаружи – это дело далеко не пары-тройки минут. И что самое интересное, в разное время года Лавра выглядит по-разному и это придает ей еще большего шика, шарма и роскоши. 

С okTV вам откроется Киев: Лавра обязательна к посещению

Оказаться на территории Лавры без экскурсовода, влюбленного в свое дело – не лучшая затея. Конечно, вы не потеряетесь и, в целом, можете увидеть все… Но такое знакомство с самой мощной сакральной святыней страны будет очень условным. Чтобы понять Лавру, нужно исследовать каждый ее квадратный сантиметр, и, как минимум, провести тут хотя бы один день, чтобы узнать максимум об истории, легендах, тайнах и, конечно же, чудотворных способностях. Для тех, кто обожает самостоятельные прогулки – отличная новость: теперь вы можете сами изучать Киев, а Лавра предстанет перед вашим взором во всей своей красе. Вы не упустите ничего важного, если скачаете наш аудиогид – уникальный продукт, разработанный командой наших экспертов. 

В современном мире очень сложно выкроить хотя бы немного свободного времени, которое можно посвятить себе и своим желаниям. А теперь представьте, что вам очень хочется прогуляться по территории Киево-Печерской Лавры, познакомиться с этим местом поближе, узнать о каждой достопримечательности как можно больше. И как синхронизировать свое время со временем экскурсовода? А никак! Просто скачивайте аудиогид на любое устройство, с которым вы привыкли путешествовать и наслаждайтесь. Мы записали для вас увлекательный контент, который собирали как в бесплатных архивах, так и в платных источниках. Для нас Печерская Лавра в Киеве – это особенное место и записывая аудио-экскурсии, мы постарались вместить максимум полезной, интересной и уникальной информации, которую вы вряд ли просто так где-то найдете. 

Вам доступна короткая, бесплатная версия аудиогида, в которой максимально сжатый контент, отвечающий на базовые вопросы. Но даже эта версия позволит вам сформировать представление о достопримечательности. А вот платная версия – это для настоящих путешественников, для любознательных гостей Лавры, которые воспринимают информацию не только аудиально. Хотите увидеть, как выглядело то или иное сооружение десять, тридцать, пятьдесят, сто и даже тысячу лет назад? Такая возможность у вас будет, ведь в платную версию мы также добавили еще и фотографии, родом из далекого прошлого. И именно благодаря этому у вас появится возможность осуществить путешествие во времени и насладиться уникальным великолепием Лавры. Планшет или смартфон? Значения не имеет. Вы просто скачайте ту версию, которая вам нужна, отправляйтесь на прогулку и, как только окажетесь возле интересующей вас достопримечательности – доставайте наушники и слушайте увлекательный рассказ, который мы для вас подготовили. Ваше отношение к Лавре, как к памятнику архитектуры и сакральному месту точно изменится и больше никогда не будет прежним.

oktv.ua

Летопись Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры — Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Первая половина XI века – священник села Берестова Иларион выкопал на близлежащем холме пещеру для молитвенных подвигов.
1051 – Избрание киевским князем Ярославом Мудрым священника Илариона Киевским Митрополитом. Приход в Иларионову  пещеру преподобного Антония и основание им Киево-Печерского монастыря и Дальних пещер.
1062 – Избрание Варлаама первым Печерским игуменом. Создание преподобным Антонием Ближних пещер, переселение монахов из пещер в наземные кельи.
1063 – Избрание Феодосия Печерским игуменом.
1073 – Основание главного монастырского храма – Успенского собора. Почил о Господе Антоний Печерский. Завершение Никоном летописного свода.
1074 – Почил о Господе  Феодосий Печерский.  Избрание игуменом Стефана.
1078 – Избрание Никона Печерским игуменом.
1089 – Освящение Успенского собора.
1091 – Перенесение мощей Феодосия из Дальних пещер в Успенский собор.
1096 – Нападение на монастырь половцев под предводительством хана Боняка.
1106 – Строительство Троицкой надвратной церкви Николой Святошей, князем Черниговским, принявшим святой иноческий образ в Печерском монастыре.
1108 – Канонизация Феодосия Печерского. Завершение строительства каменной трапезной.
1113 – Завершение Нестором летописного  свода «Повести временных лет».  Избрание Прохора Печерским игуменом.
1151 – Разграбление монастыря в междоусобной войне за великокняжеский престол.
1157 – Захоронение князя Юрия Долгорукого в церкви Спаса на Берестове.
1159 – Возможное присвоение монастырю титула «Лавра»,  статуса великокняжеской архимандрии и ставропигии князем Андреем Боголюбским.
1169 – Разорение монастыря объединенными войсками Мстислава и других князей.
1171 – Нападение половцев на монастырь.
1182 – Избрание Василия Печерским игуменом.
1203 – Нападение на монастырь войск Рюрика Ростиславовича, князей Олеговичей и половцев.
1223-1233 – Составление Печерским иноком Поликарпом и Владимиро-Суздальским епископом Симоном «Киево-Печерского патерика».
1240 – Взятие Киева ордами Батыя, разграбление, разрушение и запустение монастыря.
1300 – Нападение татар на Киев, переезд киевского митрополита во Владимир.
1321 – Вход в Киев войск литовского князя Гедимина.
1362 – Изгнание татар из Киева литовским князем Ольгердом.
1399 – Осада Киева войсками хана Гемур-Куглука и Эдигея, получение татарами выкупа от киевлян и Печерского монастыря.
1406 – Создание редакции «Киево-Печерского патерика»  тверским епископом Арсением (Арсеньевская редакция).
1416 – Набег войск хана Эдигея на Киев, разорение монастыря.
1439 – Постриг в монахи князя Федора Острожского. Его богатые пожертвования в казну монастыря.
1460 – Создание редакции «Киево-Печерского патерика»  уставщиком Киево-Печерского монастыря, клирошанином Кассианом (Кассиановская редакция).
1470 – Восстановление монастыря на средства киевского князя Семена Олельковича.
1481 – Подтверждение прав Лавры Константинопольским Патриархом Максимом.
1482 – Разорение Киева и монастыря ордами крымского хана Менгли-Гирея.
1494 – Грамота литовского князя Александра о подтверждении прав на архимандрию.
1511 – Получение Киевским  Митрополитом Иосифом Солтаном от польского короля Сигизмунда I привилегии на независимость духовенства от светской власти.
1516 – Восстановление Успенского собора на средства князя Константина Острожского.
1516, 1525 – Приезд в Киев посла Сигизмунда Герберштейна, составившего описание города и монастыря в «Записках о Московии»   (издание  1549 г.)
1579 – Создание и установка в Успенском соборе памятника князю Константину Острожскому.
1594 – Приезд в Киев посла Эриха Лясоты, составившего подробное описание Киева и монастыря.
1596–1615 – Попытки польского короля Сигизмунда III и папы Римского  Климента VIII подчинить Киевскую  Лавру унии.
1614 – Основание Печерским  архимандритом Елисеем Плетенецким лаврской типографии.
1616 – Издание «Часослова»  — первой книги лаврской типографии.
1619 – Восстановление православной иерархии антиохийским патриархом Феофаном.
1621, 1630 – Нападения униатов на монастырь
1627 – Избрание Печерским архимандритом Петра Могилы
1631 – Открытие в Киево-Печерской Лавре высшего училища и соединение его с братской школой
1632 – Избрание на Киевскую  кафедру Печерского  архимандрита Петра Могилы
1635 – Издание в лаврской типографии «Патерикона»  Сильвестра Косова.
1638 – Издание «Тератургимы»  Афанасия Кальнофойского (перевод издан в 2013 году).
1643 – Канонизация митрополитом Петром Могилой 69 Печерских  святых.
1644 – Восстановление Петром Могилой церкви Спаса на Берестове.
1661 – Первое печатное издание Киево-Печерского Патерика  при архимандрите Иннокентии Гизеле.
1674 – Строительство деревянной колокольни. Издание «Синопсиса».
1675 – Издание в г. Иене Иоанном Гербинием книги «Религиозные киевские пещеры».
1679 – Строительство Аннозачатиевской церкви.
1688 – Закрепление за Печерским монастырем титула «Лавра»  и подчинение его Московскому Патриарху.
1691 – Создание подземной Варлаамской церкви в Ближних пещерах.
1696 – Строительство церкви Рождества Богородицы.
1696-1700 – Строительство церквей Воскресения Господня и Феодосия Печерского на средства белоцерковского полковника К.   Мокиевского.
1696-1702 – Строительство на средства гетмана И. Мазепы церкви Всех Святых, крепостной стены вокруг монастыря с шестью башнями, восстановление Успенского собора, Троицкой надвратной церкви и печатной мастерской.
1700 – Строительство каменной Крестовоздвиженской церкви на средства полтавского полковника Павла Герцика.
1718 –Пожар в Лавре, уничтожение монастырских построек и библиотеки.
1720 – Строительство нового здания лаврской типографии.
1721 – Учреждение Святейшего Синода и подчинение ему Киевской  Лавры.
1722-1729 – Восстановление Успенского собора.
1731-1744 – Строительство Великой лаврской колокольни.
1761-1763 – Строительство колокольни над Ближними пещерами.
1763 – Создание иконописной мастерской.
1776 – Строительство деревянной Благовещенской церкви.
1786 – Подчинение Киево-Печерской Лавры Киевскому  митрополиту с присвоением ему титула священноархимандрита Лавры.
1841-1845 – Строительство крепостной стены вокруг нижней территории Лавры.
1845 – Строительство братской больницы.
1860 – Открытие двуклассного народного училища
1893-1895 – Строительство новой Трапезной церкви и Трапезной  палаты.
1894-1901 – Роспись Успенского собора под руководством В. П. Верещагина.
1911 – Погребение премьер-министра Российской империи П. А. Столыпина в Киево-Печерской Лавре.
1919 – Создание Киево-Лаврской сельскохозяйственной и ремесленной трудовой общины на земельных владениях монастыря.
1919-1922 – Изъятие церковных ценностей советской властью.
1923 – Открытие на территории Лавры Музея культов и быта.
1926 – Создание Киево-Печерского историко-культурного государственного заповедника (Всеукраинский музейный городок).
1930 – Выселение из Лавры монашеской общины.
1941 – Взрыв Успенского собора.
1942 – Возобновление монастыря на нижней территории Лавры.
1941-1943 – Разграбление немецкими оккупантами лаврских ценностей.
1944 – Возобновление работы Киево-Печерского заповедника.
1961 – Закрытие монастыря на нижней территории Лавры.
1988 – Передача Церкви Дальних пещер и наземных сооружений, возобновление монастыря и Духовной семинарии.
1990 – Передача Церкви Ближних пещер.
1990 – Решение XIV сессии ЮНЕСКО о внесении Киево-Печерской Лавры в Список памятников всемирного наследия.
1992 – Избрание на кафедру киевских святителей Митрополита Владимира (Сабодана) и присвоение ему титула священноархимандрита Лавры. Обретение мощей первого в архиерейском сане новомученика Церкви Русской Митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского).
1994 – Назначение Наместником Лавры архимандрита Павла (Лебедя).
1995 – Возрождение лаврской типографии.
2000 – Восстановление Успенского собора.
2001 – Празднование 950-летия Лавры. Прибытие мощей святого апостола Андрея Первозванного.

Подготовили архимандрит Феофан, иеродиакон Илия
Редакция сайта www.lavra.ua

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

lavra.ua

Історія Києво-Печерської лаври — Вікіпедія

Свя́то-Успе́нська Ки́єво-Пече́рська ла́вра — одна з найбільших православних святинь України, монастир Української православної церкви Московського патріархату зі статусом лаври.

Заснована у 1051 році, за князя Ярослава Володимировича монахом Антонієм як печерний монастир. Вважається одним з перших монастирів на Русі, що поклав початок руському чернецтву. Співзасновником монастиря вважається один з перших учнів Антонія — Теодосій, за ігуменства якого зведено багато наземних будівель і головний собор. Впродовж століть монастир був центром місіонерства та просвітництва.

З 1592 по 1688 роки був ставропігією Константинопольського патріарха, з 1688 року — Московського патріарха, з 1786 — Київського митрополита. У 1688 році отримав статус лаври. У 1930 році монастир було закрито, натомість створено Всеукраїнське музейне містечко. В період німецької окупації (у 1941 році) монастир було відкрито, проте знову закрито у 1960 році радянською владою. Чернецьке життя відроджене у 1988 році. В Ближніх і Дальніх печерах лаври покояться нетлінні мощі святих отців Києво-Печерських.

Сьогодні монастирське життя зосереджене на території Нижньої Лаври. На території Верхньої Лаври діє музейний комплекс «Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник».

Трапезний храм Києво-Печерської лаври в ім’я святих Антонія і Феодосія де-факто є кафедральним собором Української православної церкви (Московського патріархату), адже в ньому звершує богослужіння предстоятель Церкви митрополит Володимир.

Вигляд на Лавру наприкінці 17 ст. В.Верещагін. «Велика церква Києво-Печерської Лаври» (тобто Свято-Успенський собор) у XIX ст.

Заснована у 1051 році монахами Антонієм і Феодосієм у печерах біля літньої княжої резиденції Берестово поблизу Києва. Першим ігуменом монастиря став преподобний Варлаам Печерський, колишній боярин. В 1058 році, попросивши благословення преподобного Антонія, преподобний Варлаам побудував над печерою дерев’яну церкву в честь Успіння Пресвятої Богородиці.

В одинадцятому столітті монастир став центром розповсюдження і затвердження християнства в Київській Русі. У дванадцятому столітті монастир отримав статус «лаври» — головного великого монастиря. У вісімнадцятому столітті Києво-Печерська лавра стала найбільшим церковним феодалом в Україні: їй належали три міста, сім містечок, біля двохсот сіл і хуторів, більше сімдесяти тисяч кріпаків, дві паперові фабрики, одинадцять цеглових і шість скляних заводів, більше ста шістдесяти винокурень і вітряків, біля двохсот шинків, два кінних заводи.

Києво-Печерська лавра, 1888 рік

Києво-Печерській лаврі було підпорядковано багато дрібних монастирів і так звані пу́стині (зокрема, Китаєвська, Микільська та інші під Києвом) з їхніми угіддями і кріпаками в Україні, Московії (Росії) і Білорусі. Києво-Печерська лавра зіграла важливу роль у розвитку давньоруської культури, була центром літописання. Тут перекладалися на церковно-слов’янську мову і переписувалися твори іноземних авторів. У лаврі працювали відомі літописці Нестор (автор «Повісті временних літ»), Никон, Сильвестр. У ХІІІ столітті було складено «Києво-Печерський патерик» — важливе джерело історії Києва.

Києво-Печерська лавра здійснювала широке будівництво з ХІ століття (Успенський собор, Троїцька надбрамна церква). Наприкінці ХІІ століття навколо монастиря було зведено оборонні стіни. У 1698—1701 році паралельно до них було споруджено нові фортечні стіни з бійницями і баштами. У 1731—1744 році споруджено Велику Лаврську дзвіницю, висота якої — 96,52 метра.

На території Лаври поховано багато видатних осіб, зокрема, монахи Антоній, Авраамій, Агапій, Еразм та Феодосій Печерські, князі Олелько Володимирович, Скиргайло Ольгердович, митрополит Петро Могила, друкар Беринда Памво, біля трапезної — генеральний суддя українського війська Кочубей Василь і полтавський полковник Іван Іскра. У церкві Спаса на Берестові — засновник Москви Юрій Долгорукий.

Трагічні події після 1917 року послужили поштовхом до тотального винищування православного духівництва і всього, що було зв’язано з Православною Церквою. 25 січня 1918 року в стінах Лаври був замучений перший новомученик руський митрополит Київський і Галицький Володимир, а в 1920 році Лавру закрили. В 1941 році, відступаючими радянськими військами було заміновано та підірвано Свято-Успенський собор. Під час німецької окупації Києва монастир удалося відродити, але не надовго — у 1961 році ченців знову вигнали зі стін обителі.

Обгоріла ікона: Богородиця Одигітрія, знайдена серед руїн Успенського собору

25 січня (ст. ст.) 1918 року був відвезений і убитий не встановленими особами настоятель Лаври — митрополит Київський і Галицький Володимир (Богоявленський).

Після 1919 року чернеча громада продовжувала існувати як артіль.

З початку 1924 року Лавра перебувала в безпосередньому віданні Патріарха Тихона.

На Всеукраїнській передсоборній нараді («обновленській»), яка проходила з 11 по 15 листопада 1924 року в Харкові з доповіддю обновленського Київського митрополита Інокентія (Пустинского) було прийнято постанову про необхідність переходу Києво-Печерської Лаври у відання Всеукраїнського Священного Синоду (обновленського), що і сталося 15 грудня 1924 року.

29 вересня 1926 року ВУЦВК і Рада народних Комісарів УРСР прийняли постанову про «Визнання колишньої Києво-Печерської Лаври історико-культурним державним заповідником і про перетворення її на Всеукраїнське музейне містечко». Поступове витіснення чернечої общини новоствореним музеєм завершилися до початку 1930 року повною ліквідацією монастиря. Частина братії була вивезена і розстріляна, інші були ув’язнені або заслані. Лавра зазнала руйнування.

В одному з корпусів була розміщена Державна історична бібліотека України (знаходиться там до цього часу). На території лаври було утворено музейний комплекс, у його складі — Музей книги, Музей історичних коштовностей та ін.

Руїни Успенського собору, 1942 рік

При відступі радянських військ собор був таємно замінований саперною командою «особого призначення» інженерних військ під командуванням полковника І. Г. Старинова при участі мінерів 18-ї дивізії НКВС[2]. На протязі ночі в підвали собору було завезено кілька вантажівок вибухівки. Акція проводилась у рамках сталінської тактики спаленої землі. Собор був лише одним з багатьох замінованих цивільних об’єктів і будівель Києва. 3 листопада 1941 року залишеними НКВС диверсантами, Успенський собор було підірвано.

У період німецької окупації Києва в Лаврі було організовано поліцейську дільницю, де окупаційною владою було вбито близько 500 мирних громадян.

На Нюрнберзькому процесі в 1946 р. офіційний представник СРСР генеральний прокурор Руденко робив невдалі закиди командуванню Вермахту в знищенні собору. Але його спроби перекласти відповідальність на Вермахт були відкинуті. В повоєнний час радянська пропаганда та офіційна «історіографія», демонструючи фотографії зруйнованих Собору та Хрещатика, невпевнено брехала: «…таким залишився Київ після відступу німців восени 1943».

Радянський Союз та його правонаступниця Російська Федерація так ніколи офіційно і не визнали руйнування собору в вересні 1941.

У 1961 році монастир було знов закрито.

Відбудова і сучасність[ред. | ред. код]

Відбудований Свято-Успенський собор

25 червня 1988 року уперше відбулася Божественна Літургія в печерному храмі преподобного Феодосія на Далеких печерах.

У музеях і фондах, розташованих на території Києво-Печерської лаври, можна побачити рукописи стародрукованих книг, колекцію тканин і вишивок. Особливий інтерес викликає колекція з дорогоцінних металів, стародавні гравюри і твори сучасних художників.

У ніч з 7 на 8 жовтня 2007 року було зруйновано браму до Нижніх Печер зведену в 1850 році. Ця брама була відновлена стараннями лаврських ченців 7 грудня 2007 року[3].

Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник[ред. | ред. код]

Заповідник охоплює Києво-Печерську лавру. Відкритий для відвідувачів щодня з 9:00 до 18:00, каса працює до 17:00. У весняно-літній період час роботи подовжений на одну годину — до 19:00, каса працює до 18:00. Вартість квитка — 25 грн., для студентів — 12 грн. Заповідник безкоштовний для дітей дошкільного віку, сиріт, вихованців інтернатів, інвалідів І-ІІ груп, учасників Великої Вітчизняної війни, солдатів та сержантів строкової служби.[4]

Пожертви на монастир[ред. | ред. код]

  1. ↑ * Назва в офіційному англомовному списку
  2. ↑ Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. — М.: Воениздат, 1970
  3. ↑ КИЇВ. Блаженніший Митрополит Володимир та архієпископ Вишгородський Павел урочисто відкрили Західну браму Києво-Печерської Лаври Архівовано 16 жовтень 2011 у Wayback Machine.; Состоялось торжественное освящение и открытие после реставрации Западных ворот Киево-Печерской лавры
  4. ↑ Інформація про режим роботи заповідника і вартість квитків станом на серпень 2011 року з офіційного сайту заповідника Архівовано 7 березень 2011 у Wayback Machine.
  5. ↑ Войтович Л.Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження. Львів, 2002. — Розділ: 3.2.

uk.wikipedia.org

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА — один из древ­ней­ших пра­во­слав­ных мо­на­сты­рей Ру­си.

На­хо­дит­ся в Кие­ве (Ук­раи­на).

Сведения об основании Киево-Печерской лавры приведены в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике. Киево-Печерская лавра основана как пещерный монастырь монахом святым  Ан­то­ни­ем Пе­чер­ским, поселившимся в Киеве, вероятно, в конце 1051 года — начале 1052 года, на правом, высоком берегу реки Днепр, близ села Берестово — загородной резиденции киевских князей. Первоначально Антоний жил в пещере как отшельник. Вскоре вокруг него сложилась община монахов, среди которых были постриженники из ближайшего окружения киевского князя Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча.

В 1062 году, при втором игумене Варлааме, киевский князь Изяслав передал обители землю над пещерами, на которой был возведён так называемый Ветхий монастырь. С ростом числа братии Антоний с несколькими учениками уединился на соседнем холме, основав новый пещерный комплекс (так называемые Ближние, или Антониевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Пещеры под старым монастырём носят название Дальних, или Феодосиевых, — по имени третьего игумена святого Феодосия Печерского, который, введя в монастыре Сту­дий­ский ус­тав, стал основателем русского общежительного монашества. В 1073-1078 годах на пожалованной киевским князем земле, близ села Берестово, был возведён монастырский Успенский собор. На эту территорию, впоследствии названную Верхней лаврой, переместился центр монастырской жизни. Пещеры Нижней лавры стали использоваться в качестве места погребения умерших монахов.

С конца XI века в монастыре, ставшем крупным церковным и культурным центром (в частности, центром летописания), имевшем значительное влияние на политические процессы в Киевской Руси, подвизались известные церковные писатели (Симон, Поликарп), летописцы (Никон Великий, Не­стор), иконописцы (Алипий, Григорий), врачи (Агапит, Дамиан Целебник). Во 2-й половине XII века печерские настоятели получили титул архимандритов, и, по мнению ряда исследователей, тогда же монастырь стал именоваться лаврой. Однако более устоявшимся является мнение, что этот титул вместе со статусом ставропигии был дарован обители патриархом Константинопольским Иеремией в 1598 году (подтверждён царским указом в 1688 году).

В 1240 году мо­на­стырь был раз­граб­лен в хо­де мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия, вскоре восстановлен, став главным духовным центром Киева. С Киево-Печерской лаврой связано учреждение первой в Киеве типографии [1615 год, при архимандрите Елисее (Плетенецком), по другим данным, в середине XVI века]. Наибольший расцвет лавры относится к 1627-1647 годам, времени управления ею митрополитом Киевским Пет­ром Мо­ги­лой. При нём около 1643 года состоялась канонизация печерских монахов, погребённых в Дальних и Ближних пещерах (к началу XXI века Собор киево-печерских подвижников насчитывал более 120 святых: в Ближних пещерах находятся мощи 73 подвижников, в Дальних — 49). Киево-Печерская лавра стала одним из основных православных паломнических центров.

К концу XVIII века Киево-Печерская лавра являлась одним из крупнейших землевладельцев России (ей принадлежали около 200 сёл, 7 местечек). В результате реформы 1786 года лав­ра лишилась не только большинства земельных угодий, но и ставропигиального статуса. С этого времени её священноархимандритом являлся митрополит Киевский, текущие монастырские дела решал наместник. Экономическим подспорьем обители стали проценты с банковских капиталов.

В XIX веке настоятелями лавры были выдающиеся церковные деятели — митрополит Евгений (Болховитинов) и митрополит Филарет (Амфитеатров). Возрождалось иноческое подвижничество, яркими представителями которого были Феофил (Горенковский), возобновивший схимничество в лавре, Парфений (Краснопевцев), Паисий (Яроцкий), Алексий (Шепелев).

В начале XX века при митрополите Флавиане (Городецком) Киево-Печерская лавра превратилась в крупный культурно-просветительный центр: появились новая библиотека, приходское училище, активизировалась издательская деятельность.

После установления советской власти в лавре был создан Музей культов и быта (1922 год). 29.09.1926 года территория лавры объявлена историко-культурным государственным заповедником с преобразованием её во Всеукраинский музейный городок, объединивший комплекс музеев, библиотек, архивов. В это же время с разрешения властей в Киево-Печерской лавре была учреждена обновленческая община (смотрите Об­нов­лен­че­ст­во).

Большая часть монастырской братии во главе с архимандритом Гермогеном (Голубевым) ушла из монастыря, монахи совершали богослужения в Ольгинской церкви на Печерске и в прилегающих к Киеву лаврских пустынях — Китаевской, Голосеевской и Преображенской. 17.01.1930 года обновленческая община в лавре ликвидирована; в 1933-1934 годах из лаврских пустыней были изгнаны и представители канонической Церкви. Во время немецкой оккупации, в конце 1941 года, по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) на Ближних пещерах был возрождён монастырь; в феврале 1961 года вновь упразднён.

В 1988 году, за несколько дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси (5-12 июня), Киево-Печерская лавра была возобновлена как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в феврале 1990 года — Ближние. С начала 1990-х годов на территории Нижней лавры размещаются резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария. На территории Верхней лавры продолжают функционировать музеи, историческая библиотека и другие учреждения культуры.

Иллюстрация:

Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра. Тро­иц­кая над­врат­ная цер­ковь. 1106–08. Фа­сад 1-й пол. 18 в. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

Успенский собор — Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

» frameborder=»0″ allowfullscreen>

Успенский собор

Лаврская улица, 9

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Расположен в живописном месте на монастырском кладбище

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Лаврская улица, 15,корп. 68, 2 этаж

Аннозачатьевская церковь

Лаврская улица, 15, корп. 673

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Лаврская улица, 15, корп. 47 Тел.: +38 (044) 255 11 20

Теплый храм в честь всех преподобных отцов Печерских

Лаврская улица, 15

Крестовоздвиженский храм

Площадь Ближних пещер

Церковь Всех Святых

Лаврская улица, 21, корп. 3

Трапезная церковь

Лаврская улица, 21, корп. 29

lavra.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *