Символ: пятиконечная звезда — пентаграмма
В восточных учениях пентаграмма является символом макро- и микрокосма (человек — мир в миниатюре) и используется в концепции пяти элементов, из которых состоит весь мир — как наглядный пример взаимодействия этих элементов. Концепция пяти элементов легла в основу восточной медицины — китайской, тибетской, индийской и других.
«Эти пять элементов проявляются в функциях пяти чувств человека, так же, как и в его физиологии. Эти элементы непосредственно связаны со способностью человека воспринимать окружающий его мир. Через органы чувств они также связаны с пятью действиями, соответствующими функциям сенсорных органов.
Основные элементы — эфир, воздух, огонь, вода и земля — связаны со слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием, соответственно».
http://www.ayurvedaplus.ru/5elem/mat_2794.htm
Пентагон и пентаграмма — символы Пифагорейского тайного союза
Как известно, математические науки Пифагор изучал не только у греков, но и у египетских, финикийских и халдейских жрецов.
Пятерка — число, порожденное первым четом и первым нечетом (2+3=5), само рождает декаду (5+5=10). Пятерка — одна из сторон эпитрита (3, 4, 5) и одна из частей золотого сечения (3, 5, 8).
Божественная пропорция золотого сечения, которая возникает в пятиугольных формах симметрии — Пентагоне, пятиконечной звезде, пятилепестковом цветке, — лежит в основе логарифмической спирали. Пятиугольные формы симметрии, а также логарифмическая спираль, графически выражающие ряд чисел и пропорцию, дающую самое загадочное иррациональное число, отражали согласно учению Пифагора глубинные сокровенные соответствия, лежащие в основе развития и развертывания вселенной, эволюции космоса. Спираль, построенная Пифагором по числам этой пропорции, есть символ движения, развития и развертывания вселенной. (Пентагон и пятиконечная звезда как зрительные выражения глубинных соответствий, связанных с эволюцией жизни во вселенной, были символами Пифагорейского тайного союза, позднее были присвоены тайным обществом вольных каменщиков. )
В Египте эзотерические знания получил и Моисей. Эти знания претерпели трансформацию и легли в основу Каббалы. Каббала, в свою очередь, стала одной из основ оккультизма.
Энциклопедия оккультизма (М., 1992):
Пентаграмма. Относится к так называемым магическим символам. В прямую пентаграмму 3+2 принято вписывать фигуру человека, голова, руки и ноги которого размещаются по углам пентаграммы; в обратную 2+3 удобно вписывается козлиная голова, размещающая по углам пентаграммы свои рога, уши и бороду. Козёл этот символизирует дьявола, отца лжи.
Символ пентаграммы универсален и существует давно, но только в сатанизме перевёрнутая пентаграмма символизирует Дьявола.
Перевёрнутая пентаграмма (пятиконечная звезда) использована в архитектуре здания Театра Красной (Советской) Армии в Москве (её вершина обращена на юг). Если взглянуть внимательно на Вашингтон с высоты птичьего полёта, то можно заметить, что все основные улицы там тоже образуют звезду, в центре которой находится «важное масонское здание» — Пентагон, тоже в форме перевёрнутой пентаграммы, ориентированной своей вершиной на юг.
Пентаграмма Пентагон Символ Пентакль Викка, пятиугольник, разное, угол png
Пентаграмма Пентагон Символ Пентакль Викка, пятиугольник, разное, угол pngтеги
- разное,
- угол,
- треугольник,
- симметрия,
- геометрическая форма,
- форма,
- параллель,
- магия,
- линия,
- площадь,
- круг,
- звезда,
- диаграмма,
- обычный многоугольник,
- точка,
- эллипс Леви,
- пятиконечная звезда,
- геометрия,
- алтарь,
- пентаграмма,
- пятиугольник,
- символ,
- Викка,
- png,
- прозрачный png,
- без фона,
- бесплатная загрузка
- Размер изображения
- 588x560px
- Размер файла
- 30.83KB
- MIME тип
- Image/png
изменить размер PNG
ширина(px)
высота(px)
Некоммерческое использование, DMCA Contact Us
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавлениеИз простой английской Википедии, свободной энциклопедии
пентаграмма
Это пентакль, символ, похожий на звезду в круге
В Амьенском соборе линии одинаковой длины и все углы одинаковы. «Пентугольник», «звездный пятиугольник» или «пентальфа» означают одно и то же. Это тип пятиугольника.
Слово пентакль первоначально означало «любой символ, защищающий от злых духов». Таких символов много, лишь некоторые из них включают пентаграмму. В современную эпоху викки слово «пентакль» приобрело второе определение из-за сходства со словом «пентаграмма» и того факта, что викканские пентакли используют пентаграмму. Это второе определение «пентакля» — это «описанная пентаграмма», что означает «пентаграмма, начерченная внутри круга так, что точки пентаграммы касаются круга».
Пентаграмма означает разные вещи для разных людей. Эти значения менялись с течением времени.
В древности пентаграмма использовалась как христианский символ. Это означало пять ран, которые Иисус Христос получил во время своего распятия (гвозди в каждой руке и ноге и копье в боку). [1]
В прошлом пентаграмма обычно рассматривалась как символ добра и защиты от зла. [2]
В даосизме пентаграмма показывает, как связаны пять классических восточных элементов (земля, вода, дерево, огонь и металл).
Сегодня пентакль, который часто ошибочно принимают за пентаграмму, является наиболее часто используемым символом Викки. [3] Некоторые постгарднерианские виккане, подражая даосизму, связывают пять точек пентаграммы с четырьмя классическими греческими элементами (огонь, вода, земля и воздух) и духом. [3]
Некоторые сатанисты, особенно члены Церкви Сатаны, используют перевернутый пентакль как символ своей религии. Официальным символом Церкви Сатаны является перевернутый пентакль с головой козла внутри, называемый 9.0015 Печать Бафомета. [4] [5] («Сигил» — это символ сверхъестественного существа). Первоначально влиятельный французский оккультист 1800-х годов Элифас Леви связал пентаграмму с бафометом с головой козла, нарисовав пентаграмму на лбу бафомета. Антон ЛаВей, создавший Церковь Сатаны в 1966 году, взял идею у Леви.
В Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь, любовной истории 14-го века, пентаграмма упоминается как символ доброго характера и правды Гавейна. [6] [7]
Совсем недавно значение пентаграммы обсуждалось в Коде да Винчи Дэна Брауна. Согласно книге, пентаграмма на самом деле принадлежала древней религии языческого поклонения солнцу и была связана с женской планетой Венерой: каждые 8 лет Венера чертит по небу идеальную пентаграмму. [8] В книге говорится, что пентаграмма была символом священной женщины, но позже была принята христианством и названа символом дьявола, чтобы разрушить веру в то, что женщины священны. [8]
Пентакль есть на флаге Марокко, как и Эфиопии. [9] [10]
- ↑ Чайлд, Хизер; Коллес, Дороти (1971). Христианские символы древние и современные . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 0-7135-1960-6 .
- ↑ Леви, Элифас (1999) [1854 (впервые опубликовано)]. Трансцендентальная магия, ее учение и ритуал [ Догма и ритуал высшей магии ]. Йорк-Бич, Мэн: Вайзер. OCLC 263626874.
- ↑ 3,0 3,1 Валиенте, Дорин (1988) [1973]. Азбука колдовства прошлого и настоящего . Кастер, Вашингтон: Phoenix Publishing. п. 264. ISBN 0-919345-77-8 .
- ↑ «Печать Сатаны». Сайт ChurchofSatan.com. Проверено 10 ноября 2012 г. .
- ↑ «Ведомство США по патентам и товарным знакам». Проверено 10 ноября 2012 г. .
- ↑ Артур, Росс Г. Средневековая теория знаков и сэр Гавейн и Зеленый рыцарь . Торонто: University of Toronto Press, 1987. стр. 22, 26. ISBN 0-8020-5717-9.
- ↑ Морган, Джеральд (1979). «Значение символики пятиугольника в« Сэре Гавейне и Зеленом рыцаре »». Обзор современного языка . 74 (4): 769–790. дои: 10.2307/3728227. JSTOR 3728227.
- ↑ 8.0 8. 1 Браун, Дэн (31 марта 2009 г.). Код Да Винчи . Якорь. ISBN 978-0307474278 .
- ↑ «Флаги стран мира: Африка:: Марокко». cia.gov . Центральное разведывательное управление США — Всемирная книга фактов.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
(помощь) - ↑ «Флаги стран мира: Африка:: Эфиопия». cia.gov . Центральное разведывательное управление США — Всемирная книга фактов.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
(помощь)
Пентаграмма, символ чего именно? | Равновесный Рекс
Пентаграмма — символ, вызывающий споры в западном мире. Часто изображаемый как символ сатанизма, он исторически был запрещен в школах, и лишь совсем недавно был одобрен в качестве подходящего символа религиозной принадлежности для надгробий ветеранов Соединенных Штатов.
Надгробная эмблема USVA 37Жанр ужасов широко использует этот стандартный символ, как и фэнтези. Инфографика, мемы и статьи об «истинном» значении пентаграммы наводняют Интернет, но часто пренебрегают упоминанием о ее использовании в общем западном эзотеризме и ее истории за пределами современной Викки.
Как человек, который обычно подпадает под общий термин «язычник» и идентифицирует себя как оккультист, я решил попробовать свои силы в создании простого справочника. Это моя попытка развеять паутину вокруг этого популярного, несколько неправильно понятого символа.
Во-первых, давайте обсудим разницу между пентаграммой и пентаклем. Есть ли один? Их часто смешивают, так зачем их вообще различать?
Ну, на самом деле это не так уж и сложно.
Пентаграмма может быть — и часто используется — как пентакль. Но не все пентакли содержат пентаграммы.
Группа пентаклей из еврейского манускрипта «Ключ Соломона» (BL Oriental 14759, fol. 35a) Гептамерон Пьетро д’Абано и Ключ Соломона , (ложно приписываемый царю Соломону, как это было принято, скорее всего, написанный неназванным оккультистом того времени).Обе относятся к символам магической природы, но ни одна из книг не определяет пентакли как пентаграммы по своей сути или содержащие пентаграммы.
Пентакль Искусства, как дано в «Гептамероне, или Магических Элементах» Питера де Абано. Пентакли Сатурна, со страницы 59 Ключа СоломонаВ 15–16 веках оккультист Генрих Корнелий Агриппа популяризировал идею о том, что пентаграмма является магическим символом, приписывая ей неоплатонические пять элементов — то есть огонь, воду, воздух, землю и идею — к пяти концам звезды.
Если вы посмотрите на этимологию слова «пентакль», вы найдете похожие слова на латыни, итальянском, французском и так далее. На латыни у вас есть «пентакулум», который происходит от префикса «пента-», означающего «пять», и «-кулум», который относится к инструментальности. В итальянском языке у вас есть пентаколо, что означает «все, что имеет пять баллов». Во французском языке у вас есть слово 14-го века «пентакол», которое происходит от префикса «pend-», означающего «повесить-», и «-col», означающего «-с шеи», которые относятся к различным видам магических или апотропных чар. висели на ожерельях или подобных устройствах.
В 19 веке слово «пентакль» стало популярным в словесности западного оккультизма благодаря французскому оккультисту Элифасу Леви (1810–1875) в его книге «Догма и ритуал высшей магии». Леви по совпадению написал его как «пантакль», отражая скользкую природу языка и различные перестановки слова в разных культурах и во времени. Но мы не должны слишком зацикливаться на таких отклонениях, поскольку они естественны в ходе языка.
В Догма и ритуал высшей магии , он включает изображение пентакля, содержащего пентаграмму, и объясняет его несколько раз.
Как будет видно, все тайны магии, все символы гнозиса, все фигуры оккультизма, все каббалистические ключи пророчеств суммированы в знаке пентаграммы, которую Парацельс провозглашает величайшей и самой могущественной. всех знаков. — Элифас Леви , «Догма и ритуал высшей магии»
И,
Тетраграмматонная пентаграмма Элифаса Леви, которую он считал символом микрокосма или человекаВласть воли над астральным светом, который является физической душой четырех элементов, представлена в магии пентаграмму, которую мы поставили во главе этой главы. Элементарные духи подчиняются этому знаку, когда используются с пониманием, и, поместив его в круг или на стол вызываний, они могут стать послушными, что магически призвано заключить их в тюрьму. — Элифас Леви , «Догма и ритуал высшей магии»
Он также включает другие примеры пентаклей, не имеющих пентаграмм .
Трезубец пентакль/пантакль Из «Dogme et Rituel de la Haute Magie»Леви оказал большое влияние на английского оккультиста 20-го века Алистера Кроули, который даже зашел так далеко, что заявил, что является реинкарнацией Элифаса Леви, в дополнение к используя написание «пантакль» в различных произведениях.
Сам Кроули продолжал оказывать влияние на Джеральда Гарденера, основателя современной Викки. Хотя влияние не следует преувеличивать, его стоит упомянуть. Кроули оказал огромное влияние на западный оккультизм того времени, особенно на англоязычный мир. Анализ косвенного и прямого влияния, которое он оказал на концепцию Гарденера о магической практике, трудно определить из-за этого факта, и в любом случае это не является предметом рассмотрения в этой статье. (Есть много статей и книг, в которых подробно обсуждается этот вопрос, хотя их мнения различаются.)
На Гарднера повлияли оккультные тропы его времени, в том числе изображение масти пентаклей карт Таро в Райдере-Уэйте в виде дисков с вписанной пентаграммой. Колода Таро Райдера-Уэйта была напечатана в 1910 году, и Гарденер наверняка соприкоснулся бы с ними. Кроме того, Гарднер знал о тексте «Ключ Соломона» и, вероятно, знал, что термин «пентакль» относится ко всем видам магических символов, а не только к пентаграммам, поэтому намерение, стоящее за его выбором определить пентакль как содержащее пентаграммы, неизвестно.
Вкратце: Пентаграммы часто объединяются в пентакли, но не все пентакли содержат пентаграммы . Пентакли современной Викки действительно являются пентаклями, которые содержат символ, который многие виккане считают святым и магическим, — пентаграмму.
Подобно положению игральных карт в их принятии для Таро, сам символ пентаграммы начал казаться перевернутым. Действительно ли перевернутый пентакль является символом христианского дьявола? Является ли правая сторона символом добра и духовности? Ну, это зависит от того, кого вы спросите.
Повторно введите оккультиста Элифаса Леви, который был первым, кто провел различие:
«Пентаграмма с двумя точками на асценденте представляет сатану как козла субботы; когда одна точка восходит, это знак Спасителя. Пентаграмма — это фигура человеческого тела, имеющая четыре конечности и одну точку, представляющую голову. Человеческая фигура головой вниз естественно представляет демона, то есть интеллектуальную подрывную деятельность, беспорядок или безумие. Теперь, если магия является реальностью, если оккультная наука действительно является истинным законом трех миров, то этот абсолютный знак, этот знак древний, как история, и еще более древний, должен оказывать и оказывает неисчислимое влияние на духов, освобожденных от их материальной оболочки. ” — Элифас Леви, Dogme et Rituel de la Haute Magie
Это определение, которое не появилось до Леви, безусловно, продолжилось после него.
Наиболее узнаваемое изображение перевернутой пентаграммы принадлежит французскому оккультисту Станисласу де Гуайта (1861–1897), создавшему первую в истории «козлиную пентаграмму», найденную в La Clef de la Magie Noire (1897), и который был вдохновлен собственным изображением Леви ныне широко популярного Бафомета.
Бафомет, также известный как Шабашный Козел, Догма и Ритуал Высокой Магии. Обратите внимание на пентаграмму «одной точкой вверх» на лбу.Кроме того, эта «пентаграмма козла» будет перерисована Церковью Сатаны и использована в качестве их логотипа, тем самым укрепив идею о том, что она связана с христианским дьяволом, хотя Церковь Сатаны определяет себя как материалистическую и атеистический.
Оригинальная «козлиная пентаграмма» де ГуайтыРазличение пентаграмм «правильной» и «неправильной» сторонами вверх продолжается и по сей день среди различных западных эзотериков и некоторых современных неоязычников, хотя это ни в коем случае не является консенсусом.
Генрих Корнелиус Агриппа (1486–1535/1538)Генрих Корнелиус Агриппа связал пять точек пентаграммы не только с пятью неоплатоническими элементами, но также можно увидеть, что они связаны с пятью классическими планетами. Ниже показана фигура пентаграммы «человеческое тело» с Марсом, Сатурном, Венерой, Юпитером и Меркурием. Эти пять планет также имели бы алхимические ассоциации.
Изображение человеческого тела в пентаграмме из книги Генриха Корнелиуса Агриппы De Occulta Philosophia libri III . Символы солнца и луны находятся в центре, а остальные пять классических «планет» — по краям.Также следует отметить пифагорейскую пентаграмму «γιεια», или пентаграмму «здоровья», которую можно найти в дополнение к пентаграмме «человеческое тело» в « De Occulta Philosophia libri III ( 1533) Агриппы». Пентаграмма «здоровье» связана с пифагорейством, мистико-философской школой Древней Греции.
Хотя трудно определить влияние пифагорейства на Агриппу, ясно, что он знал о них, ссылаясь на них в « Де Оккульта ».
Еще одна пентаграмма из книги Агриппы. У этого есть пифагорейские буквы «γιεια» или Гигиея, Здоровье, начертанные вокруг круга, которые использовались приверженцами как форма приветствия. Другой пример пифагорейской «γιεια» пентаграммы.«Демокрит и Орфей, а также многие пифагорейцы, наиболее усердно исследовав свойства небесных вещей и природу низших вещей, сказали: что все вещи полны Бога и не без причины. Ибо нет ничего из таких превосходящих добродетелей, которые, будучи лишены Божественной помощи, довольствовались бы своей природой». — Heirich Cornelius Agrippa , De Occulta Philosophia libri III
Пентаграмма имеет историю как апотропный символ, то есть символ, предназначенный для отражения злых влияний, особенно в европейской народной магии. Слово происходит от греческого apotropaios, буквально «предотвращение зла».
Изогнутый египетский жезл, изображающий процессию божеств-защитников. Пример апотропного объекта.Пример можно найти в греманском drudenfuss, что в переводе с английского означает «нога друда», а «друд» — это своего рода злобный немецкий дух.
Герб Weiler-Rems с изображением Drudenfussdrudenfuss упоминается в «Фаусте» Иоганна Вольфганга фон Гете и с тех пор используется в лингвистике в отношении защитных пентаграмм.
Еще один пример апотропной пентаграммы можно найти на ферме арендаторов Ниемеля, являющейся частью музея под открытым небом Сеурасаари, в Финляндии, где пентаграмма была найдена вырезанной на старом фермерском доме.
Русский: Апотропная маркировка пентаграммы на здании фермерского дома в арендном хозяйстве Ниемала, ныне находящегося в музее под открытым небом Сеурасаари. Фото: Итан Дойл Уайт CC3.0Пентаграмма появляется в мифе о короле Артуре в поэме «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь», написанной неизвестным поэтом конца 14 века. В поэме рассказывается история сэра Гавейна — рыцаря Круглого стола, согласно мифам, — которому бросил вызов другой рыцарь, который «был совершенно зеленым».
Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь (из оригинальной рукописи, автор неизвестен)История Зеленого рыцаря и Гавейна, а также тайна Неизвестного поэта, создавшего миф, интригуют сами по себе. Символика зеленого рыцаря сложна, но проще всего он относится к языческим традициям, еще хранящимся в средневековой памяти, недавнем прошлом и коллективном бессознательном. Особый интерес представляет отрывок, описывающий щит Гавейна,
Затем ему показали щит, сделанный из чистого красного цвета
с пятиугольником, окрашенным в чистое золото.
Он взял его за перевязь и накинул себе на шею;
и стал героем проходящей ярмарки.
И почему этот пятиугольник относится к этому благородному принцу
Я хочу сказать вам, хотя это и задержит меня.
Это знак, который Соломон ранее установил
как знак истины, само по себе,
, поскольку это фигура, которая содержит пять точек,
, и каждая линия перекрывается и замыкается на другой;
и во всем бесконечно; а англичане везде называют его
, как я слышал, бесконечным узлом. Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь герой никогда не ошибался в своих пяти пальцах;
и вся его обрученность в этом мире заключалась в пяти ранах,
полученных Христом на кресте, как повествует символ веры;
и где бы этому человеку ни пришлось тяжело в рукопашной схватке
его благочестивая мысль была прежде всего в этом —
черпать все свои силы из пяти радостей
, которые любезная Царица Небесная имела от своего ребенка.
По этой причине рыцарь нарисовал ее изображение
красиво на большей половине своего щита,
что, когда он смотрел вниз на него, его мужество никогда не уменьшалось.
Пятая пятерка, которую, как мне кажется, использовал герой,
была щедростью и товариществом превыше всего,
его чистота и его любезность, которая никогда не отступала,
и жалость, превосходящая все качества.— Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь , Неизвестный Поэт , (перевод Нейлсона)
A « пентакль, имеющий сходство с пентаграммой» украшавший щит Гавейна, состоял из пяти точек, каждая из которых накладывалась одна на другую, «знак , который Соломон установил ранее, » и именуемый «9». 0163 бесконечный узел ”.
Поэма « Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь » предположительно была написана в 14 веке, почти за 200 лет до того, как Генрих Корнелий Агриппа определил пентаграмму как магический символ, и почти за 500 лет до того, как Джеральд Гарденер определил пентаграмму как магический символ. пентакли как хорошо известный стандартный образец пентаграммы в круге.
Следует отметить, что гримуар «Ключ Соломона» был написан примерно в 14-15 веках. Неизвестно, была ли какая-либо связь между Неизвестным Поэтом из мифа Гавейна и неизвестным автором Ключа Соломона.
«Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» был написан на среднеанглийском языке, в то время как «Ключ Соломона», как полагают, первоначально был написан на латыни или итальянском языке. Это, конечно, мало что нам говорит.
Гавейн Поэт (ок. 1375–1400 гг.), рукописная картина [как отец в «Жемчужине»] Знак , который Соломон установил ранее » в мифе о Зеленом Рыцаре. Для оккультистов эпохи Возрождения было типично приписывать многое царю Соломону, подобно тому, как раннехристианские писатели брали имена евангельских персонажей, якобы для установления достоверности (хотя причины этого обсуждаются). Печать Соломона, титульный лист книги Элифаса Леви «Догма и ритуал высшей магии». ) быть инициированным тем, что он назвал шабашем Нью-Фореста, который, как он утверждал, был шабашем ведьм, принадлежащих к дохристианской языческой традиции. Хотя вполне возможно, что он был «на самом деле» посвящен в неизменную, чистую версию местного дохристианского колдовства, большинство антропологов и даже многие оккультисты и виккане согласны с тем, что эта история, вероятно, является выдумкой. Другие думают, что правда немного сложнее и включает в себя некоторую ловкость языка Гарднера. Были и будут споры и дискуссии о реальности клана Нью-Форест. Это, безусловно, совпало бы с общей эзотерической традицией утверждения псевдоэпиграфического происхождения, но в любом случае существует очень мало окончательных доказательств.Гарднер считал себя антропологом-любителем и археологом и уже имел предвзятое представление о том, что такое колдовство в европейской истории. Названная «гипотезой культа ведьм», она также была популяризирована египтологом Маргарет Мюррей и объясняет большую часть мифологии, связанной с созданием современной Викки. С тех пор гипотеза «культа ведьм» была в значительной степени дискредитирована.
Мельничный дом в Хайклиффе, где Гарднер предположительно был посвящен в Ремесло.Мысль о том, что он «просто случайно» нашел и был инициирован шабашем ведьм — доказательств существования которых он так и не смог представить, — чья якобы «чистая» форма дохристианского колдовства только что случайно полностью совпала с тем, что антрополог-любитель в 1800-х годах уже считался правдой, кажется надуманным. Но каждому свое.
Это не статья, направленная на то, чтобы подорвать убеждения других, а только на то, чтобы взглянуть в лицо истории, которая у нас есть, по теме, изобилующей исчерпывающим количеством теорий заговора, антиисторической чепухи и поэтической вольности. Символический слой остается информативным независимо от его правдивости, тогда как исторический требует внимательного рассмотрения контекста.
Пентаграмма существовала по-разному, и ее простота и элегантность отражены в том факте, что ее можно найти как важный символ во всем мире, помимо западного эзотеризма. Значение, стоящее за ним, столь же разнообразно и изменчиво, как и те, кто существует, чтобы его определить. Так обстоит дело с большинством символов, хотя приблизительное согласие действительно может существовать.
Случай с пентаграммой интересен для тех из нас, кто считает себя частью течения, в котором она находится. Приблизиться к этой истории означает также столкнуться с нашей историей и задать себе вопросы, с которыми нам может быть неудобно. Что такое символ, как не представление, активно проецируемое нами и другими? Почему мы чувствуем необходимость приписывать практике древнее и загадочное происхождение, чтобы установить ее достоверность? Почему мы ищем ответы в прошлом, когда духовность, религия, философия или наука не имеют внутреннего отношения к тому, чтобы постоянно оглядываться назад и избегать всего нового? Что ищет кто-то, кто интересуется или практикует западный эзотеризм? Будут ли они убиты горем, обнаружив, что история и история такого поля изобилует мифами, небылицами, подозрительными заявлениями, а также странными и новаторскими приключениями, расследованиями и иконоборчеством?
Какое нам дело до того, означает ли пентаграмма «единственную истину»?
Наконец, мне вспоминаются слова Элифаса Леви о символах:
«Таково великое и возвышенное откровение волхвов, откровение, которое является матерью всех символов, всех догм, всех религий.