Персеполь архитектура: каким был и что осталось от древнего города Персидской империи

Иран. Персеполь. Дворцы — История архитектуры

Рабовладельческое общество > Иран

Иран. Персеполь, 520—460 гг. до н. э. Платформа с дворцами, вид с востока

    Дворцовые сооружения Персеполя размещались внутри крепости на высокой террасе не совсем правильной прямоугольной формы (западная сторона 455 м, северная 300 м, восточная 430 м и южная 290 м) с размерами в осях: север-юг — 428 м, запад-восток — 300 м. Для платформы использована естественная скала, дополненная в части, обращенной к долине, кладкой из крупных блоков серого известняка, из которого построены и дворцовые здания Персеполя.

Персеполь, 520—460 гг. до н. э. Платформа с дворцами. План: 1 — главный вход на террасу; 2 — пропилеи Ксеркса; 3 — ападана Дария; 4 — зал 100 колонн; 5 — трипилон; 6 -дворец Дария; 7 — дворец Ксеркса; 8 — гарем; 9 — помещения охраны

    Подпорная стена (со стороны долины) высотой от 8 до 18 м частично состоит из неправильных многоугольных каменных блоков, скрепленных насухо, без раствора, железными скобами.

По краю террасы была возведена сырцовая стена толщиной до 5 м, а за ней тесно располагались дворцы.

    Основан Персеполь Дарием, о чем гласит надпись на южном фасаде платформы. Застройка дворцовой территории продолжалась и при его преемниках.

Иран. Персеполь. Пропилеи. Рельефное изображение крылатого быка на пилоне.

    С южной стороны находился главный вход на террасу, оформленный парадной лестницей с двумя двухмаршевыми крыльями, расходящимися внизу и соединяющимися на верхней площадке (в юго-восточном углу обнаружены вторые ворота, ведущие в квартал гарнизона). Лестница приводила в небольшой двор, в конце которого стояли величественные пропилеи — «Ворота всех стран», построенные Ксерксом. Перекрытие их квадратного зала (сторона 24,75 м) покоилось на четырех 17-метровых колоннах (две стоят на месте) с колоколообразными базами и капителями в виде протом животных. Стены из сырцового кирпича с внешней стороны были оформлены нишами. Три дверных проема, облицованных мощными блоками камня, прорезали стены.

Западный вход охраняли два горельефа колоссальных быков, а восточный проем — два крылатых быка с человеческими лицами. Южный выход, самый высокий (свыше 5 м), вел на обширную площадь, замкнутую огромным приемным залом — ападаной.

Иран. Персеполь. Ападана Дария. Колонны

    Парадная лестница, грандиозные пропилеи с изваяниями, в несколько раз превышавшими высоту человека, полны торжественности. Они, подавляя входивших своей массой, как бы подготавливали к восприятию величия дворцовых сооружений.

    В конце площади, раскрывавшейся за пропилеями, на платформе, к которой вела двойная лестница высотой 4 м (от уровня пропилеев), стояло огромное высокое здание (площадь 10 тыс. м2) — большая ападана Дария и Ксеркса. Она имела квадратную форму плана (62,5×62,5 м) и была обрамлена с севера, запада и востока двойными 12-колонными портиками, главный из них фланкирован по углам массивными квадратными башнями. Перед северным портиком располагалась узкая во всю длину фасада площадка с двумя небольшими портиками по концам, на которую вела двухмаршевая лестница.

Такая же площадка и лестница были и с восточного фасада; они оформляли выход к другой ападане.

Иран. Персеполь. Ападана Дария. Фрагмент руин

Иран. Персеполь. Ападана Дария. База

Иран. Персеполь. Ападана Дария. Колонны

    Стены зала толщиной 5,6 м были сложены из сырцового кирпича и не сохранились. Покрытие покоилось на 36 колоннах по 6 в ряд, высотой 18 м. Колонны были каменные, 12 из них сохранились на месте, от остальных — только базы или фундаменты. В зал вели два широких проема из северного портика, по одному — из западного и восточного. Стволы колонн пропилеев и ападаны имеют каннелюры и небольшую подушку внизу. .

Иран. Персеполь. Ападана Дария. Капитель

    Очень интересны сложные высокие капители, состоящие из нескольких частей: нижняя имеет вид нераспустившегося бутона со слегка отогнутыми лепестками, на нее поставлен крестовый в плане вытянутый брус с каннелированной поверхностью, вверху и внизу завершающийся двойными волютами. На верхние волюты опираются парные протомы быков, на которые были уложены балки перекрытия, а в портиках — и антаблемент.

    Стенки лестниц большой ападаны облицованы каменными плитами, сплошь покрытыми рельефными изображениями, и завершены зубчатым парапетом. В средней части подпорной стены, между крыльями лестницы, изображены две группы воинов, как бы охраняющих вход в царскую резиденцию, а в треугольниках — львы, нападающие на быка. Подпорные стены по бокам лестницы украшены трехъярусными композициями шествующих данников и воинов. Слева изображены представители различных племен, покоренных персами, несущие дань. Люди и животные, которых они ведут, показаны в профиль, все они двигаются от краев к середине стены, к лестнице. Хорошо передан ритм движения, а также этнические особенности различных народов, их одежда, предметы, которые они несут в дар царю. На правом крыле изображено могучее войско персов, включавшее, кроме них, представителей других племен — мидян, сузанцев и др., и состоявшее из пехоты, лучников, конницы, сопутствуемой боевыми колесницами. Некоторые из барельефов полны внутренней экспрессии, хорошо передан ритм движения.

Иран. Персеполь. Рельефы лестницы у ападаны Дария

Иран. Персеполь. Пропилеи. Общий вид на платформу со стороны южного входа

Иран. Персеполь. Рельефы лестницы у ападаны Дария

<<     Иран. Пасаргады. Дворцы

Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса     >>

<<   На главную

Карта раздела «Рабовладельческое общество»   >>

Дворцовый комплекс Персеполя /Архитектура Древней Персии / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Дворцовый комплекс Персеполя (520-460 гг. до н. э.) располагался на высокой террасе (450 х 300 м), вырубленной в скале, в форме неправильного прямоугольника, и был огорожен мощной крепостной стеной. Платформа отчасти состояла из естественной скалы, частью достроена со стороны долины. Кладка из блоков серого известняка, обычного строительного материала для зданий Персеполя, соединена железными скобами, без раствора, и достигает в высоту 8-18 м. Первоначально терраса была облицована стеной из необожженного кирпича, парапет был покрыт рельефами.

Основал новую столицу Ахеменидского государства царь Дарий, его преемники продолжали строительство. Персеполь – это греческое название города, первоначально он назывался Парса (5, стр. 301-304; 11, стр. 92).

Царь Ксеркс построил лестницу, пропилеи перед ней и дворец-ападану. Артаксеркс I построил небольшой дворец, Дарий II – небольшие пропилеи. Артаксеркс II Мнемон (405-395 гг. д н.э.) возвел грандиозный Стоколонный зал.

Парадная двухмаршевая лестница, два крыла которой, расходясь вверху, вновь сходились на верхней площадке, находится на южной стороне террасы.

Слева: дворцовый комплекс в Персеполе (520-460 гг. до н. э.). План:
1 — парадная лестница; 2 — пропилеи Ксеркса; 3 — ападана Дария-Ксеркса; 4 — Стоколонный зал;
5 — трипилон; 6 — дворец Дария; 7 — дворец Ксеркса; 8 — гарем; 9 — помещения охраны.

Справа: колонны ападаны Дария

.

Напротив лестницы возвышались величественные пропилеи, возведенные Ксерксом, т.н. «Ворота всех стран». Пропилеи представляют собой квадратное в плане здание (сторона 24,57 м). В стенах, сложенной из сырцового кирпича, снаружи были ниши, три дверных проема были облицованы мощными каменными блоками. У западного входа в камне были высечены горельефы двух огромных быков, у восточного – два гигантских крылатых быка с человеческими головами (высотой до 5 м). Перекрытие зала поддерживали 4 колонны (высотой 17 м), с колоколообразными базами и капителями в виде протом животных. Самый высокий — южный — проем (высотой до 5 м) вел на обширную внутреннюю площадь.

В конце площади возвышалась платформа (высотой 4 м), на которую вела двойная лестница, украшенная рельефами – вереницы персидских воинов, данников захваченных держав. На платформе высилась ападана Дария – Ксеркса

, ее строительство было начато царем Дарием, и закончено Ксерксом I. Ападана, или многоколонный парадный тронный зал, представляет собой огромное высокое здание (площадь 10 кв. м, высота главного зала ок. 20 м), квадратное в плане (сторона 62,5 м). К залу с трех сторон примыкают портики, каждый с 12 колонн (по 6 в ряд). С двух сторон восточного портика возвышаются две массивные квадратные башни (11, стр. 94).

Мощные стены ападаны (5,6 м) были возведены из сырцового кирпича, потому плохо сохранились. Перекрытие зала (из кедра, покрытого листовым золотом) поддерживали 36 каменных колонн (по 6 в ряд, высотой ок. 18 м, базы шириной ок. 2 м), из них сохранились лишь 3. Относительно небольшая толщина колонн по сравнению с их высотой и промежутками между колоннами создает впечатление большого пространства, дематериализации несущих элементов. Неизвестно, как освещалось внутреннее пространство зала, возможно, только через световые отверстия между портиками и залом. Возможно, стены главного зала изнутри были увешаны коврами (5, стр. 305-310; 11, стр.

93-95)

Колонны ападаны и пропилей в Персеполе имеет каннелюры, высокие колокольчатые базы и высокие капители. Сложные по форме капители состояли из нескольких частей: нижняя часть напоминает нераспустившийся бутон цветка со слегка отогнутыми лепестками, средняя часть — вертикально стоящий крестовый в плане брус, с канелированой поверхностью и двойными волютами сверху и снизу, верхняя часть – парные протомы животных (скульптурные изображения голов двух быков). Форма капители и большое расстояние между колоннами свидетельствуют о том, что на них опирались деревянные балки перекрытия.

С северного портика в зал вели два широких проема, с западного и восточного – по одному. Стенки лестниц ападаны облицованы каменными плитами, покрытые рельефными изображениями. Лестница, примыкающая к восточному портику, выходила на площадь, на противоположной стороне которой возвышался Зал ста колонн.

Слева: руины дворцового комплекса в Персеполе.
В центре: пропилеи Ксеркса в Персепольском дворцовом комплексе.
Справа: капитель колонн из Персеполя.

Парадный приемный царский зал, т.н. Зал ста колонн, по площади и высоте несколько уступал большой ападане (длина 68 м). На северном фасаде зала был выстроен портик с 16 колоннами, стоящими в два ряда. По бокам портика находились две квадратные угловые комнаты и две скульптуры быков. В центральном зале возвышались 100 колонн (по 10 в ряд), от которых остались лишь базы. Стены и колонны зала пострадали при пожаре, когда город осадил Александр Македонский. В стенах, построенных из сырцового кирпича, были по 2 дверных проема и по 11 ниш в каждой. Перекрытие зала было легким, деревянным, колонны же – тонкие (диаметр по отношению к высоте составлял 1:10-13). Стены и колонны теряли материальность по сравнению с величиной внутреннего пространства зала. Возможно, зал освещался через проемы в верхней части стен. Каменные наличники дверей были украшены барельефами, сюжет которых прославлял царя – торжественные приемы правителей, сцены царской охоты.

За парадной частью дворцового комплекса, на южной стороне террасы, располагались царские жилые дворцы. Вход с парадной в жилую часть комплекса осуществлялся через пропилеи, т.н. «трипилон». К нему вела лестница со двора, лежащего между большой ападаной и Стоколонным залом.

В жилой части дворцового комплекса помещения сгруппированы вокруг двух больших дворов и одного меньшего. Восточная часть жилого комплекса занята зданием, именуемым «гаремом». В центре здания находится 12-колонный зал, вход в который идет через 8-колоный портик, с противоположной стороны зала – выход в прямоугольный дворик, тех же размеров, что и портик. За внутренним двориком расположены одинаковые небольшие залы, занимающие оставшееся пространство здания.

На западной стороне большого «гаремного» двора лестница, через пропилеи с 4 колоннами, спускалась ко второму, меньшему двору. На всю ширину двора протянулся фасад дворца Ксеркса – 12-колонный портик. В центре дворца располагался квадратный зал с 36 колоннами (по 6 в ряду), к которому примыкали небольшие комнатки. На южной стороне дворца была устроена терраса, с которой открывался прекрасный вид на всю долину. Вероятно, перекрытия во дворце Ксеркса, колонны и базы были деревянными, т.к. не было обнаружено их остатков. Однако сохранились каменные основания колонн, а также наличники дверных и оконных проемов.

К западной стене дворца Ксеркса примыкал дворец царя Артаксеркса III. Его 8-колнный зал смещен к западу здания, жилые помещения примыкают к нему с восточной стороны. Главный фасад с 12-колонным портиком выходит на небольшой дворик, с противоположной стороны которого расположен дворец Дария.

Наименьший по площади дворец Дария обращен фасадом на юг, за что получил название Зимнего дворца. Это прямоугольное помещение, в центре которого размещался главный зал с 12 колоннами (по 4 в ряду), квадратный в плане. Вход во дворец оформлен 8-колонным портиком, с двух сторон которого были построены лестницы. К главному залу с трех примыкали малые залы и комнаты.

Дворцовый комплекс в Персеполе отличает регулярная планировка. Строения возведены по одной оси. Вероятно, при его строительстве использовался единый модуль (6, том 1, стр. 300-305).

Читайте также:

  • Крупнейшие города ахеменидского Ирана
  • Дворцовый комплекс в Пасаргадах
  • Храмы ахеменидского Ирана
  • Гробницы персидских царей
  • Персидская архитектура сасанидского периода
  • Источники



Терраса Персеполя: архитектура, рельефы и находки

Великолепный дворцовый комплекс в Персеполе был основан Дарием Великим около 518 г. до н.э., хотя прошло более века, прежде чем он был окончательно завершен. Богатство Персидской империи Ахеменидов, одного из великих имперских династических центров, проявлялось во всех аспектах его строительства. Однако великолепие Персеполя было недолгим; дворцы были разграблены и сожжены Александром Македонским в 330 г. до н.э. Руины не раскапывались до тех пор, пока Восточный институт Чикагского университета не спонсировал археологическую экспедицию в Персеполь и его окрестности под руководством профессора Эрнста Герцфельда из 1931 по 1934 г. и Эрих Ф. Шмидт с 1934 по 1939 г.

  • Дворцовый комплекс: конструкции, рельефы и надписи
  • Ападана
  • Тронный зал
  • Ворота Ксеркса
  • Казначейство
  • Дворец Дария
  • Дворец Ксеркса
  • Зал Совета
  • Гарем Ксеркса
  • Разные постройки в Персеполе
  • Содержимое сокровищницы и другие открытия
  • Клинописные таблички
  • Уплотнения и слепки уплотнений
  • Разные находки
  • Скульптура
  • Царские гробницы и другие памятники
  • Сасанидские наскальные рельефы в Накш-и-Рустаме и Накш-и-Раджабе
  • Кааба-и-Зардушт

Великолепные руины Персеполя лежат у подножия Кух-и-Рахмат, или «Горы Милосердия», на равнине Марв Дашт примерно в 400 милях к югу от нынешней столицы Тегерана.

Точная дата основания Персеполя неизвестна. Предполагается, что Дарий I начал работу над платформой и ее сооружениями между 518 и 516 годами до нашей эры, представляя себе Персеполь как место для показа и резиденцию своей обширной Ахеменидской империи. Он с гордостью провозгласил свое достижение; есть раскопанная надпись на фундаменте, которая гласит: «И Ахурамазда был в таком уме, вместе со всеми другими богами, что эта крепость (должна) быть построена. И (так) я построил его. И я построил его безопасным, красивым и адекватным, как и собирался». 1 Но безопасность и великолепие Персеполя длились всего два столетия. Его величественные залы для приемов и жилые дворцы сгорели, когда Александр Македонский завоевал и разграбил Персеполь в 330 г. до н.э. и, по словам Плутарха, увез свои сокровища на 20 000 мулов и 5 000 верблюдов. 2

Со времени своего варварского разрушения до 1620 года нашей эры, когда его местонахождение было впервые определено, Персеполь лежал под собственными руинами. В последующие века многие люди путешествовали и описывали Персеполь и руины его дворцов Ахеменидов. Многие из их наблюдений были позже сжаты и опубликованы Джорджем Н. Керзоном в книге «Персия и персидский вопрос» (Лондон и Нью-Йорк, 189).2). Но научная и научно спланированная работа не проводилась до 1931 года. Затем Эрнсту Херцфельду, в то время профессору восточной археологии в Берлине, Джеймс Х. Брестед, директор Восточного института Чикагского университета, поручил провести тщательное исследование. , раскопки и, по возможности, восстановление остатков Персеполя. Таким образом, Герцфельд в 1931 году стал первым полевым директором Персепольских экспедиций Восточного института. В 1931–1934 годах с помощью своего архитектора Фрица Крефтера он обнаружил на Персепольской террасе прекрасную Восточную лестницу Ападаны и маленькую лестницу Зала Совета. Он также раскопал гарем Ксеркса. Когда Херцфельд ушел в 1934 года возглавил Эрих Ф. Шмидт. Масштабные раскопки комплекса Персеполис и его окрестностей он продолжал до конца 1939 года, когда начавшаяся война в Европе положила конец его археологическим работам в Иране. В последние годы раскопок Университетский музей в Филадельфии и Музей изящных искусств в Бостоне присоединились к Восточному институту, чтобы справиться с огромной работой. 3

Персонал экспедиции Шмидта, хотя и менялся из года в год, состоял в основном из его помощника Дональда Э. МакКауна, архитектора Джона С. Боллеса и помощника Эллиота Ф. Нойеса (позже оба были заменены в 1919 г.).37 Ричарда С. Хейнса), фотограф Борис Дубенский и различные чертежники, регистраторы, механики и тому подобное. Бригада землекопов, набранная из крестьян, колебалась от 200 до 500 человек. Развивая это, Шмидт писал, что в начале каждого сезона из Дамгана прибывало от 20 до 30 рабочих, старых рабочих, честных крестьян и проверенных рабочих, обученных тонкой работе по раскопкам. Они, в свою очередь, набрали большую часть землеройной бригады.

Персеполис — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Персеполис, чьи великолепные руины покоятся у подножия Кух-е Рахмат (Горы Милосердия) на юго-западе Ирана, является одним из величайших археологических памятников в мире. Известный как жемчужина ахеменидских (персидских) ансамблей в области архитектуры, градостроительства, строительных технологий и искусства, царский город Персеполис входит в число археологических памятников, не имеющих аналогов и являющихся уникальным свидетельством древнейшей цивилизации. Огромная терраса города была начата около 518 г. до н.э. Дарием Великим, царем империи Ахеменидов. На этой террасе сменявшие друг друга короли возводили ряд великолепных дворцовых зданий, среди которых массивный дворец Ападана и Тронный зал («Стоколонный зал»).

Вдохновленные месопотамскими моделями, цари Ахеменидов Дарий I (522–486 гг. до н. э.), его сын Ксеркс I (486–465 гг. до н. э.) и его внук Артаксеркс I (465–424 гг. до н. э.) построили великолепный дворцовый комплекс на огромной половине -натуральная, полуискусственная терраса. Этот ансамбль величественных подходов, монументальных лестниц, тронных залов (ападана), приемных и подсобных помещений площадью 13 га классифицируется как один из величайших археологических памятников мира. Терраса представляет собой грандиозное архитектурное творение с двойным лестничным пролетом, стенами, покрытыми скульптурными фризами на разных уровнях, случайными ассирийскими пропилеями (монументальными воротами), гигантскими скульптурными крылатыми быками и остатками больших залов. Тщательно спроектировав более легкие крыши и используя деревянные перемычки, ахеменидские архитекторы смогли использовать минимальное количество удивительно тонких колонн для поддержки крыш открытых площадок. Колонны были увенчаны замысловатыми капителями; типичным был капитель с двойным быком, где, опираясь на двойные волюты, передние конечности двух коленопреклоненных быков, поставленных спиной к спине, вытягивают свои соединенные шеи и две головы прямо под пересечением балок потолка.

Персеполис был резиденцией правительства Империи Ахеменидов, хотя он был задуман в первую очередь как зрелищный центр приемов и фестивалей королей и их империи. Терраса Персеполя продолжает оставаться, как того желал ее основатель Дарий, образом самой ахеменидской монархии, вершиной, где непрестанно вновь появляются образы царя, то победителя чудовища, то возносимого на троне угнетенными врага, и где длинные когорты скульптурных воинов и гвардейцев, сановников и подателей дани бесконечно маршируют.

Критерий (i) Терраса Персеполя с двойным лестничным пролетом, стенами, покрытыми скульптурными фризами на разных уровнях, случайными ассирийскими пропилеями, гигантскими крылатыми быками и остатками больших залов, представляет собой грандиозное архитектурное творение. Продуманное облегчение кровли и использование деревянных перемычек позволили ахеменидским архитекторам использовать на открытых площадках минимальное количество удивительно тонких колонн (диаметром 1,60 м при высоте около 20 м). Они увенчаны типичными капителями, где, опираясь на двойные волюты, передние конечности двух коленопреклоненных быков, поставленных спиной к спине, вытягивают свои соединенные шеи и свои двойные головы прямо под пересечением балок потолка.

Критерий (iii) Этот ансамбль величественных подходов, монументальных лестниц, тронных залов (ападана), приемных и пристроек классифицируется как один из величайших мировых археологических памятников, среди тех, которые не имеют аналогов и имеют свидетельство уникального качества самой древней цивилизации.

Критерий (vi) Терраса Персеполя продолжает оставаться, как и желал ее основатель Дарий, образом самой ахеменидской монархии, вершиной, где снова и снова появляются образы царя, здесь как победителя чудовище, возносимое на своем троне поверженным врагом, где бесконечно маршируют длинные когорты скульптурных воинов и гвардейцев, сановников и подателей дани.

Целостность

В границах объекта расположены известные элементы и компоненты, необходимые для выражения выдающейся универсальной ценности объекта, включая археологические остатки террасы и связанных с ней королевских дворцов и зданий.

Самая серьезная выявленная проблема целостности объекта и его буферной зоны заключается в контроле его границ и границ с целью предотвращения сельскохозяйственной, промышленной и строительной застройки. Основными потенциальными угрозами являются рост города Марвдашт, строительство новых поселков и появление предприятий, загрязняющих окружающую среду. Считается, что эти угрозы возрастают.

Подлинность

Археологические руины в Персеполе аутентичны с точки зрения их местонахождения и обстановки, материалов и материалов, а также форм и дизайна. Нынешнее расположение террасы Персеполя и связанных с ней построек не изменилось с течением времени. Реставрационные работы тщательно соблюдали подлинность памятников, используя традиционные технологии и материалы в гармонии с ансамблем. Никаких изменений в генеральный план Персеполя внесено не было. Более того, в Персеполе нет современных реконструкций; остатки всех памятников являются подлинными.

  Требования по охране и управлению

Ансамбль Персеполис внесен в национальный список иранских памятников под номером . 20 24 числа месяца Шахривар, 1310 SAH (15 сентября 1931 г.). Соответствующие национальные законы и постановления, касающиеся объекта, включают Закон об охране национального наследия (1930 г., обновленный в 1998 г. ) и Законопроект 1980 г. о предотвращении тайных раскопок и незаконных раскопок. Объект всемирного наследия, принадлежащий правительству Ирана, и его буферная зона находятся под правовой защитой и управлением Иранской организации культурного наследия, ремесел и туризма (которая находится в ведении и финансируется правительством Ирана). Имущество и буферная зона также находятся в соответствии с региональным генеральным планом с собственными правилами. В 2001 году был представлен план управления, охватывающий определение границ, буферной зоны, землевладения, природоохранных приоритетов и запланированных мероприятий по управлению. консервация, реставрация, реорганизация и презентация имущества. Обучение и повышение квалификации предлагаются офисом в сотрудничестве с университетами и научными институтами в Иране и за рубежом. Финансовые ресурсы для Персеполя предоставляются из национального и провинциального бюджетов, а также за входные билеты.

Поддержание выдающейся универсальной ценности собственности с течением времени потребует создания систем мониторинга и оценки загрязнителей воздуха, погодных условий и факторов окружающей среды; контроль границ и границ собственности в отношении сельскохозяйственной, промышленной и строительной застройки; разработка индикаторов для измерения эффектов потенциального роста и развития города Марвдашт и новых сел; а также исследование, оценка и устранение любого негативного влияния такого роста и развития, которое может оказать на выдающуюся универсальную ценность, целостность или подлинность объекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *