Персеполь ударение: Андрей Маркелов. Персеполис

Андрей Маркелов. Персеполис

К своему ужасу я узнал, что древнюю столицу Персии теперь называют не Персеполис, а Персеполь. Да еще с ударением на первое е: Персе-е-е-еполь. С черта вдруг, а? По-гречески же написано ясно, любой русский человек прочтет: Περσέπολις. Впрочем, тогда придется говорить Константинополис.

На самом деле греческое название — выдумка. Греки часто называли восточные города другими именами. Никогда не было никакой Пальмиры: сирийский город назывался Тадмор. Никогда не было и Персеполиса: короткий промежуток времени он назывался Парса, но уже с лишком две тысячи лет называется Тахте-Джамшид.

В отличие от Пальмиры, Персеполис никогда не попадал на обложку учебника истории. Немного о нем говорилось и на страницах школьных книг. А зря. Хоть Пальмиру и основали еще в -3000 году, римские колонны и амфитеатр появились только во 2—3 веке нашей эры. Большую часть Персеполиса же построили к -500 году.

Персия существует очень много лет, и за это время поменяла десяток разных правительств. Запомнить их все может только упоротый историк. Сначала Персия была Мидийским царством. Потом пришла династия Ахеменидов, которая правила 350 лет, пока её не разгромил Александр Македонский.

Вскоре после этого Македония распалась, а Персия переходила из рук в руки. В разное время Ираном правили: Селевкиды, Парфяне, Сасаниды, Омейяды, Абассиды, Тахириды, Саманиды, Газневиды, Хулагуиды, Тимуриды, Сефевиды, Афшариды, Зенды, Каджары и, наконец, наши любимые Пехлеви.

Что все эти династии делали со страной не вполне понятно, потому что Персеполис как был основан при Ахеменидах, так и остается единственной по-настоящему крутой древней развалиной в Иране.

Читатель краем уха что-то должен был слышать про Ахеменидов, ну хотя бы про царя Ксеркса. Это тот самый главный гад из фильма «300 спартанцев». Еще на слуху должен быть царь Дарий Первый. В общем-то, эти двое весь Персеполис и построили.

Начал строительство Дарий. Персия еще до него была очень крутой и влиятельной империей. Под ней лежал весь Ближний Восток, Турция и Египет. Дарий завоевал еще кусок Индии, Тунис, часть Греции и аннексировал Крым. На полученные сверхприбыли строительство завершил Ксеркс.

Почему-то о Персеполисе сложился крепкий миф, что город был столицей Персии. Ребята, это же невообразимая глупость! Вы когда-нибудь видели столицу империи в 6 веке до нашей эры, стоящую в пустыне, без выхода к морю и реке?

Персеполис никогда даже не задумывался как столица. Город строился исключительно как пиар-ход для проведения церемоний и демонстрации могущества империи. Настоящая столица Персии была в Вавилоне, и вторая — в городе Сузы.

Персеполис достаточно компактно помещается в обзор с близлежащего холма.

Город начинается с гигантского парадного входа длиной около километра.

Весь входной ансамбль построил Ксеркс. Кроме рамок металлодетекторов, их установило уже иранское ФСБ, чтобы террористы не пронесли в кармане бомбу и не взорвали Персеполис как Пальмиру.

Лестницы возрастом 2500 лет, конечно, накрыты деревянными настилами, но сохранились идеально.

Парадный вход в Персеполис — Врата всех народов. Такие громадные входы с колоннами и статуями по-древнеархитектурски называются пропилеями.

На входных колоннах изображены Шеду — крылатые человекобыки. Типичное каменное зодчество средневековой Метопотамии. Типа, охраняют вход.

Такие скульптуры стоят симметрично с двух сторон: на входе и на выходе. Между ними стоит еще две пары круглых колонн. Запомните, скоро станет ясно, для чего они нужны.

Исторически-глюкогенный фольклор в лучших традициях Персии. Вроде, такие штуки являлись Вавилену Татарскому в «Поколении Пи», когда он обожрался мухоморов.

Первое ощущение — что врата сохранились очень хорошо, но это только кажется. На самом деле пропилеи — это почти всегда крытое помещение. И как раз крышу-то с Персеполиса и снесло. Помните, что скульптуры стоят симметрично с двух сторон? Помните, что между ними стоят еще круглые колонны? Вот на всем этом и лежала крыша.

Две с половиной тысячи лет назад вход в Персеполис выглядел так:

А еще все скульптуры и колонны были разукрашены. Да-да. И греческие храмы, и римские статуи — все когда-то было цветным, причем покрашено было абсолютно блевотно. К счастью, краска не сохранилась.

А вот что сохранилось, так это исторические надписи на вратах. Из них мы можем узнать, что Персеполис посещали: советский гражданин Ткачев в 1927 году, датчане Бакер и Брюн в 1904 году, а также рижанин Рафаэль Шахназаров (датировка устанавливается археологами).

Похоже, в начале 20-го века врата Персеполиса были чем-то вроде доски для автографов. Здесь отметились: Центральная индийская кавалерия, доверенное лицо некоего Джона Малькольма, капитан Уильям Кампбелл и прочие.

Но самая главная персона, конечно, граф Шуленбург — посол Третьего Рейха в СССР. Который одно время был также послом в Иране и очень любил посещать Персеполис.

Если читатель помнит, в первой главе рассказа про Иран я объяснял, как Гитлер признал персидский народ истинными арийцами. Поэтому такую надпись оставить на вратах Персеполиса было за честь для Ирана. Посмотрите, как ровно она высечена, в отличие от всех остальных.

Пропилея выходила к широкой улице, которая предназначалась для церемониального шествия персидской армии. Два ряда каменных плит — основания для высоких стен, обрамлявших улицу.

На заднем плане уже видна главная часть Персеполиса — гигантские колонны. Это все, что осталось от Большого дворца Ксеркса.

Колонны — главный кайф.

Стены дворца развалились, потому что были сделаны из кирпича с соломой, примерно такого, какой используется сейчас в глиняных домах старого Язда. А колонны вырезались из камня. Поэтому только колонны от Персеполиса и остались.

Колонна, к слову, состоит из 3 частей: база, ствол и капитель.

У персидских колонн интересное основание. Я только не могу понять, что на нем нарисовано. Говорят, что это нераспустившиеся цветки лилий. По-моему, это жопы танцовщиц.

Ствол персепольской колонны ничем не примечательный. Кстати, эти бороздки вдоль ствола называются каннелюрами.

А вот капитель — верхняя часть колонны — это экстракт крутизны.

Капители в Персеполисе были двух видов. Либо на макушке колонны была сложная структура из завитков, либо двойная бычья голова.

Что-то мне подсказывает, что на некоторых колоннах были и завитки, и бычьи головы. По развалинам понять сложно.

Колонны, как и ворота, кажутся хорошо сохраненными.

На самом деле это тоже не так. От дворца-то ничего не осталось. Колонны ведь не стояли сами по себе на пустом месте, они поддерживали крышу.

Быки на капителях и сами колонны, конечно же, тоже были разукрашены до вырвиглаза.

По восстановленным моделям дворца сразу понятно, что его назначение — прием делегаций и церемоний. Никакого удобства, тупо колонны и крыша.

За дворцом начинаются второстепенные развалины. Кажется, где-то здесь был банкетный зал.

Ну не просто же так на барельефах несут тарелки и барашков.

Рядом — дворец Дария.

Разные источники постоянно путают, кому какие развалины принадлежали. Долгое время считалось, что дворец Дария был как раз вот в тех больших колоннах. Потом оказалось, что колонны остались от зала церемоний, а у Дария была скромная комната.

Большие арки с дырами — двери и окна.

Барельеф на основании дворца — отвал башки.

Это древнеперсидский язык, один из редких памятников письменности тех времен. Читатель может посмотреть и сказать: клинопись! Точно, но клинопись — это способ письма, а язык, записанный клинописью — древнеперсидский.

Заключительная часть Персеполиса — Стоколонный зал. На него лучше всего смотреть с холма, который примыкает к городу.

Ой, а где зал-то, где колонны? Так рассыпались, за 2 тысячи лет-то!

Летом -331 года Александр Македонский перешел реки Тигр и Евфрат и подошел к Мидии — сердцу Персидской империи.

В том же году под войском Македонского пал древний Вавилон и Сузы — две столицы империи. До сих пор о Персеполисе греки не знали ничего; что еще раз говорит о бессмысленности этих дворцов в пустыне.

Перейдя через горы, Македонский добрался до Персеполиса. Первая попытка штурма крепости провалилась, но через недолгое время последовала вторая — и Персеполис пал. Македонская армия перезимовала в городе, дождалась наступления весны, и двинулась дальше.

Древний город Персеполис был разграблен, сожжен и уничтожен Александром Македонским в -300 году. То была его месть Ксерксу, захватившему Афины 150 лет назад.

ПЕРСЕПОЛЬ | это… Что такое ПЕРСЕПОЛЬ?

ТолкованиеПеревод

ПЕРСЕПОЛЬ

древний персидский город, основанный Дарием I Великим (правил в 522-486 до н.э.), куда он перенес столицу Ахеменидов из Пасаргад, столицы Кира Великого, основателя Персидского государства. Персеполь располагался примерно в 80 км к юго-западу от Пасаргад, недалеко от места впадения небольшой речушки Пулвар в р.Кур. Персеполь расположен на отрогах Кухе-Рахмат (горы Милосердия), возвышающейся над равниной Мерв-Дешт. Город был защищен тройной системой укреплений, в том числе линией стен и башен, проходивших по гребню горы. Основные строения располагались на большой, имеющей почти прямоугольную форму платформе, которая была сооружена Дарием Великим между 520 и 515 до н.э. Здания, развалины которых сохранились до наших дней, возведены Дарием и его преемниками: Ксерксом (правившим в 486-465 до н.э.) и Артаксерксом I (правившим в 465-424 до н.э.). У северной оконечности западной стороны платформы находилась большая лестница, которая вела на равнину. Над лестницей возвышались Ворота Ксеркса, портал которых охраняли гигантские быки из камня — деталь, характерная для большинства дворцов Ассирии. Надпись на воротах гласит: «Так сказал Ксеркс царь: Милостью Агурамазды я построил эти ворота, названные Всемирными». С правой стороны от дворца сохранились развалины огромного парадного зала, ападана, строительство которого было начато Дарием I, а закончено Ксерксом. Само здание располагалось на приподнятой платформе, к которой вели две монументальные лестницы — одна с северной стороны, а другая с восточной.
Лестницы были украшены искусными рельефными изображениями, особенно хорошо сохранившимися на восточной лестнице. На последней изображена та же самая процессия, что и на северной лестнице, но с противоположной стороны. Основные фигуры представляют посланцев 23 народов, которые сделали персидскому царю подношения по случаю Нового года. Сама ападана представляла собой большой зал, окруженный вестибюлями. Крыша сооружения, вероятно, была деревянной и поддерживалась 72 каменными колоннами, 13 из которых сохранились. Справа от ападаны находился дворец Дария I, известный как Тахара. Дворец был украшен рельефными изображениями. Во дворце имеется надпись их создателя: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец». Приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал в Персеполе. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся еще один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса.
Далее располагался стоколонный зал, начатый Ксерксом и завершенный Артаксерксом I. В центральной части этого сооружения находился зал, крыша опиралась на 100 колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами. Среди зданий, построенных в южной части платформы, были дворец Ксеркса, его гарем и царская сокровищница, украшенная прекрасными рельефными изображениями Дария и Ксеркса, такими же, как и на Трипилоне.

ПЕРСЕПОЛЬ. Один из входов в Стоколонный зал.


На месте раскопок найдено большое количество клинописных надписей и табличек, являющихся бесценными историческими свидетельствами о периоде царствования Ксеркса. В двух из них сказано: «Так сказал Ксеркс царь: Моим отцом является Дарий, отцом Дария был человек по имени Виштаспа (Гистасп), отцом Виштаспы был человек по имени Ршама (Арсам). Оба, Виштаспа и Ршама, были живы, когда по воле Агурамазды Дарий, мой отец, стал царем всей Земли»; «Так сказал Ксеркс царь: По воле Агурамазды, я стал царем стран за пределами Парсы; я повелевал ими; они платили мне дань; они выполняли то, что было приказано им мною; мой закон распространялся на них: Мидию, Элам, Арахосию, Армению, Дрангиану, Парфию, Ариану, Бактрию, Согдиану, Хорасмию, Вавилонию, Ассирию, Сатагидию, Египет, ионийцев, живущих на море и живущих за морем, жителей Маки, Аравии, Гандхары, земель по реке Инд, Каппадокии, дахов, саков-амюргиев, саков с остроконечными шапками, карийцев, кушан».
На склонах горы, за Персеполем, были найдены высеченные в скале гробницы Артаксеркса II и Артаксеркса III, а также недостроенная гробница Дария III. В нескольких километрах к северу, на другом берегу реки Пулвара, на отвесном утесе находятся гробницы Дария I, Ксеркса, Артаксеркса I и Дария II. Это место называется в настоящее время Накши-Рустем (Рисунки Рустема).

ПЕРСЕПОЛЬ. Фрагмент рельефа в Ападане.


В 331 до н.э. Персеполь был захвачен Александром Македонским, прекрасные дворцы, стоявшие на царской платформе, были сожжены, что, очевидно, должно было символизировать конец державы Ахеменидов. Согласно Плутарху, чтобы перевезти богатства, награбленные Александром в городе, потребовалось 10 тыс. пар мулов и 5 тыс. верблюдов. Во времена Сасанидов столицей вместо Персеполя стал Истахр (Техте-Таус), расположенный в нескольких километрах к северо-востоку.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

  • ПАРФИЯ
  • САКИ

Полезное


Persepolis Blue/brown-quadrille-high End Designer Decoration

  • Найти похожие товары
  • Нажмите, чтобы увеличить

Осталось всего 3 и в 1 корзине

от €128,50

Загрузка

Мало на складе

Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки

9 402 продажи |

5 из 5 звезд

Диаметр

Выберите диаметр 14×24 дюйма (128,50 евро) 18×18 дюймов (140,18 евро) 20×20 дюймов (151,86 евро)

Выберите диаметр

Внесен в список 6 февраля 2023 г.

74 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Фильм | Satrapisms- Взгляд на Персеполис

Фильм по мотивам «Персеполя» был выпущен под тем же названием в 2007 году. Он следовал художественному стилю графического романа, а все изображения воспоминаний были выполнены в черно-белом цвете. Современная Маржан надела яркий красный жакет, один из немногих цветов, использованных в фильме. Сатрапи, режиссер Винсент Паронно. Паронно также известен такими фильмами, как «Цыпленок со сливами», «Виллемоль 81» и «Буйный блюз».

Сатрапи подчеркнул важность выбора художественного направления. Она не хотела, чтобы персонажи выглядели как иностранцы в чужой стране, а скорее как люди из любой страны. Современные сцены были показаны в цвете.

Я написал «Персеполис» по-французски, потому что уже много лет живу во Франции. Мы записали голоса до производства, чтобы аниматоры могли следить за игрой актеров, им нужно было идеально понимать диалоги, что было бы невозможно, если бы фильм был на другом языке. Но я всегда верил в универсальное призвание этого фильма, и мы сразу решили, что англоязычную версию я буду снимать сам.

– Маржан Сатрапи

Маржан озвучивает Кьяра Мастроянни, а затем Габриэль Лопес, в то время как ее родителей играют французские актеры Катрин Денев и Симон Абкарян в оригинальной французской версии. Катрин Денев также озвучивала мать Маржан в английской версии. Американская актриса Джина Роуленд озвучила бабушку Марджейн в английской версии. Бюджет фильма составил 7 миллионов долларов. В первые выходные он собрал 33 687 евро и на сегодняшний день собрал более 9 миллионов долларов.

Фильм сохраняет верность общей сюжетной линии, но полностью переделывает текст в сценарии. Это подчеркивает способность фильма быть классифицированным как черная комедия или трагикомедия. Посетите сайт наших одноклассников В ожидании Годо , на котором более подробно рассказывается о трагикомедиях. Также была добавлена ​​музыка, повышающая фактор развлечения и помогающая художественному направлению оставаться верным графическому роману. Саундтрек был написан Оливье Берне — опыт Оливье Берне имеет тенденцию отражать Венсана Паронно. Он также создал музыку к таким фильмам, как «Виллемоль 81», «Буйный блюз» и «Цыплята со сливами». Он получил награду за лучшую музыку в 2007 году на Стокгольмской кинопремии.

Персеполис был дублирован на английский язык, что добавило комичности. У Сатрапи в молодости был сильный американский акцент, который начал исчезать по мере того, как она росла. Мать Сатрапи была единственным персонажем, у которого на протяжении всего фильма был сильный иранский акцент. С другой стороны, отец Сатрапи сохраняет сильный американский акцент на протяжении всего Персеполиса, что делает его еще более привлекательным как героя и положительного отца.

Фильм получил приз жюри Каннского кинофестиваля 2007 года. 900:30 Вскоре после этого фильм был распространен во Франции и Бельгии 27 июня. Сатрапи подчеркнула важность приза для иранцев, хотя и сказала: «Этот фильм универсален». «Персеполис» только что упустил премию «Оскар» за лучший анимационный фильм из-за другого французского фильма — «Рататуй».

Компания Persepolis перебралась в Соединенные Штаты на Рождество в 2007 году и вернулась обратно в апреле 2008 года. Она добилась успеха и признания на всех рынках. Часто критический агрегатор обзоров Rotten Tomatoes поставил колоссальные 97% на основе 145 просмотров. Ричард Корлисс из журнала Time назвал «Персеполис» одним из лучших фильмов 2007 года, и он занял 58-е место в рейтинге «100 лучших фильмов мирового кино» журнала Empire.

Газета New York Times также активно поддерживала:

В наш век Pixar и «Шрека» полезно напомнить, что анимация основана не на какой-либо конкретной технике, а на стремлении превратить статические изображения в жизнь. А «Персеполис», каким бы суровым он ни казался, полон тепла и удивления, полон юмора и яростной независимости духа. Его плоское, стилизованное изображение мира — особенно улиц и зданий Тегерана и Вены — превращает географию в поэзию.

Ознакомьтесь с полным обзором здесь.

Как и любой успешный фильм, «Персеполис» не обошлось без противоречий. Он затрагивает темы контрабанды (ох!), такие как проблемы, с которыми сталкиваются женщины и те, кто занимается политикой. Более 250 родителей из школьного округа Нортшор в Вашингтоне были категорически против непристойного содержания фильма и хотели исключить его из будущих учебных программ. К счастью, Комитет по принятию учебных материалов решил, что открывающий глаза литературный опыт — это именно то, что нужно ученикам, и перевешивает решение родителей.

Возможно, неудивительно, что Иран резко выступил против выхода фильма «Сатрапи». Финансирование полностью внесли европейские инвесторы, в Иране не хотели иметь ничего общего с проектом. Франция, и конкретно те, кто работал в Каннах, проигнорировали все протесты, заявив, что за выбором Персеполя для программы не стояло никаких политических эмоций. Избранные не были связаны с французским правительством. Сатрапи отказался давать интервью иранским журналистам.  Она считала, что письма, отправленные в посольство Франции в Иране, были «преувеличенными и более жестокими, чем сама (иранская) реакция. Это не дело государства». С тех пор Сатрапи отказалась вернуться в Иран, пронюхав, что, если она это сделает, с ней могут случиться ужасные вещи. Персеполь остается под запретом и по сей день.

В то время как правительственные чиновники не были самыми большими поклонниками Персеполя, более молодые иранские демографические группы оценили характер Маржан и трудности, которые ей пришлось пережить. Они видели Марджан как «…молодую женщину, которая изо всех сил пытается сохранить свою психическую стабильность, поскольку иранцы переживают неспокойные времена» — NPR.

Полный трейлер Persepolis можно посмотреть здесь:

Works Citation

  1. Satrapi, Marjane.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *