Перу инки: История Перу

История Перу

Всемирно известная выставка


в Российском Этнографическом Музее, Санкт-Петербург

Из коллекции Музея Золота Перу
(Museo Oro Del Peru)

Fundación Miguel Mujica Gallo. Lima.

Всемирно известная выставка


в Российском Этнографическом Музее, Санкт-Петербург

Из коллекции Музея Золота Перу
(Museo Oro Del Peru)

Доинкские культуры

До того как инки достигли могущества и построили империю, равноценную Римской империи, древние жители Южной Америки уже создали целый ряд примечательных цивилизаций. Ведь люди заселили территорию от долин Анд до Тихого океана более десяти тысяч лет назад. Древнеперуанским цивилизациям удалось достичь впечатляющих успехов в области сельского хозяйства и орошения земель, в обработке металлов (таких как золото, серебро, медь и бронза), производстве керамики, строительстве дорог, архитектуре. Многие из этих достижений были переняты инками и эффективно использованы ими для развития и укрепления собственного могущества.

Важнейшими доинкскими культурами являются следующие: Фриас, Викус, Моче, Наска, Тиауанако, Уари, Ламбайеке, Чиму, Чирибайя, Инка.

На выставке «Золото империи инков — Бог. Власть . Вечность» будут представлены экспонаты всех этих цивилизаций.

Каждый слышал об империи Инков, особенно о поклонении божествам, которым они приносили в жертву золото и человеческие жизни. Инки относятся, несомненно, к самым известным и самым значимым цивилизациям Южной Америки и, бесспорно, к одной из самых таинственных цивилизаций в мировой истории. Империя Инков, которая мистическим образом возникла как наследница прошлых цивилизаций, существовала с 1200 до 1532 года нашей эры, с центром в городе Куско. Куско был столицей этой сказочной империи, за короткое время распространившейся на огромную территорию и объединившей почти 7 миллионов человек.

Инков можно сравнить с древними римлянами в Европе. Так же, как и римляне, инки не заботились о культурной идентичности захваченных племен. Они перенимали лучшие достижения завоеванных цивилизаций, а затем истребляли любые следы и признаки, которые могли напоминать о предшествующих цивилизациях.

Империя Инков была высокоорганизованным и строго ведомым обществом, с стабильным государственным устройством, высокоразвитой политической структурой, передовой архитектурой, чётким распределением собственности. За счет этого, инкам удалось расширить границы своей империи и, в конце концов, охватить территории вплоть до границ Колумбии, Чили, Аргентины, Боливии и Эквадора.

По сей день инки поражают своей технологией строительства, своими городами и крепостями , которые возводились в гармонии с природой. Известными примерами являются: Мачу-Пикчу, Чокекирао и Саксайуаман. Кроме того, инки обладали очень богатым опытом предшествующих высокоразвитых культур, которыми умели эффективно пользоваться.

Каждый политический предводитель государства считался божеством, сыном матери Земли (Пачамама) и бога Солнца (Инти), которым поклонялись инки. Поклонение богу Солнца сочеталось с поклонением императору. Человеческим воплощением бога Солнца был царь инков, украшенный, разумеется, с головы до ног золотом.

Корона, диадема, нагрудные украшения, ожерелье, серьги или другие украшения: в высшем сословии золото присутствовало повсюду. Это был символ могущества при жизни и после смерти. В Андах человека хоронили так, как он жил: умершие уходили в другой мир со своими золотыми предметами. Большинство предметов, найденных при раскопках, были найдены в гробницах.

В то время, когда в Европе уже многие века чеканились деньги, золото и серебро не имели для инков никакого коммерческого значения. Они обладали лишь духовной ценностью: инки считали золото «капельками Солнечного пота», а серебро — «слезами Луны». Золото и серебро были символами богов и их могущества и представляли для инков исключительно религиозную, ритуальную ценность. Душой религиозного ритуала было использование этих культовых металлов. Ими покрывали статуи божества, из них изготавливали ритуальную посуду, военную амуницию и тысячи других предметов, посвященных богу Солнца.

Когда в 16-м столетии в столицу великой империи Инков — святой город Куско — прибыли конкистадоры, их взору предстала поразительная картина. По свидетельствам документов испанских архивов, в величественном храме Кориканча (буквально «Золотой храм») можно было увидеть литой диск из чистого золота, размером с колесо, как символ бога Солнца, а также золотые фигуры людей и лам в полный рост. Все стены храма были покрыты листами из чистого золота.

В конце концов, золото, его манящая привлекательность и «доступность» стали одними из основных причин разрушения одной из самых фасцинирующих и удивительных высокоразвитых культур мировой истории — культуры инков.

Конкистадоры

До 1532 года продолжалась экспансия инков, до тех пор, пока снизу, с берега, не пришел Писарро со своими 200 воинами, скорее разбойниками, чем солдатами, так как он слышал, что вверху, в Андах, находится таинственная империя, в которой можно добыть несметные богатства.

Тогда, как для инков золото не представляло никакой материальной ценности, для испанцев оно имело магическую привлекательность и было предметом, ради которого они были готовы сражаться и умирать.

The Royal Danish Library, Felipe Guaman Poma de Ayala «Nueva corónica y buen gobierno, 1615»

В 1532 году, в империи Инков, друг другу противостояли две непримиримые системы ценностей. Испанские конкистадоры из окружения Франсиско Писарро, одержимые жаждой золота и богатства, и самая могущественная империя Америки — империя Инков, богатая и прекрасно организованная. Испанцы победили в этом противостоянии, поработили империю Инков и большей частью истребили высокоразвитую культуру, процветавшую многие тысячи лет. Материалистическое мировоззрение взяло верх.

Писарро удалось невероятное. Со своими 200 воинами он нейтрализовал пятидесятитысячное войско горного народа. Царящие в то время в Перу эпидемии и внутренний раскол империи, вследствие борьбы за корону империи Инков, оказались для искателя приключений Франсиско Писарро счастливым случаем. Писарро хитростью захватил в плен инкского царя Атауальпу и вымогал у него непомерно высокий выкуп — самый большой, который когда-либо выплачивался чистым золотом. За свою свободу, Атауальпа должен был наполнить золотом помещение, в котором его держали, площадью 5 на 8 метров до уровня 2,5 метров, а еще две комнаты наполнить серебром. Инка велел доставить много тонн искусно изготовленных ценных предметов из золота и серебра (по сегодняшним расценкам, для освобождения инкского царя было доставленно золота и серебра примерно на сумму в 740 миллионов долларов), а Писарро, нарушив свое слово, убил Атауальпу, переплавил золото и отправил его в Испанию.

The Royal Danish Library, Felipe Guaman Poma de Ayala «Nueva corónica y buen gobierno, 1615»

Со смертью Атауальпы умерла и восхитительная цивилизация инков.

Десятки тонн золота и серебра, которые были найдены завоевателями в храмах, поселениях и гробницах, были беспощадно переплавлены в большие слитки и отправлены в Испанию.

The Royal Danish Library, Felipe Guaman Poma de Ayala «Nueva corónica y buen gobierno, 1615»

Внезапно прибывшее из Перу баснословное количество золота породило в то время золотую инфляцию в Европе. Многие из загруженных под завязку кораблей затонули под собственным весом. Существует легенда, согласно которой, индейские вожди накладывали проклятье на всех, кто пользовался их богатством. Сотни людей отправлялись на поиски оставшихся сокровищ империи инков в Перу и погибали.

Кстати, это проклятие не потеряло своей страшной силы и поныне. Многие из искателей приключений, которые и сегодня отправляются в поисках сокровищ инков, продолжают исчезать загадочным образом.

Несмотря на все напасти, в период между 1531 и 1540 годами из Перу было отправлено около 181 тонны золота и 16 800 тонн серебра в Испанию, где, всегда пустая императорская казна наполнилась благородным металлом из Нового Света и обеспечила далеко идущую европейскую политику испанского императора Карла V.

Золото — Очарование Вечности

Золото и серебро представляли для инков исключительно религиозную, магическую и ритуальную ценность и, кроме этого, указывали на социальное положение их обладателей. Инки отождествляли золото с «капельками Солнечного пота», а серебро — со «слезами Луны».

Золото было в доколумбовом Перу символом Солнца, серебро — символом Луны. Золото означало мужское начало, ассоциировалось с дневным светом и символизировало жизнь. Серебро, напротив, означало женское начало, ассоциировалось с ночью и было символом соединения с загробным миром, с миром предков. В империи Инков ношение или владение золотом было разрешено только членам племени инков и жрецам. Для инков, золото было символом власти и высокого общественного положения, а жрецы использовали его для выполнения религиозных ритуалов.

Все испанские хроники повествуют о диковинных сокровищах инков. Сообщается о целых садах с цветами из золота, с кукурузными початками из золота, на золотых стеблях с серебряными листьями, о золотых фигурах, размером с ребенка и об огромных золотых дисках, изображающих Солнце.

В ходе археологических работ, которые проводились во второй половине 20 столетия в Перу, было найдено много тонн предметов, захороненных в могилах. 80 % этих предметов были сделаны из золота! Невероятное количество золота! Если учесть, что испанские конкистадоры переплавили большую часть золота инков и отправили сотни тонн благородного металла в Испанию, можно только представить количество желтого металла, которым владела империя во времена инкских правителей. Археологические раскопки в Перу — государстве, которое занимает шестое место среди крупнейших производителей золота в мире, ведутся до сих пор. Подземные «сейфы» до сих пор заполнены так, как это было во времена инков. В них находится спрятанное золото, притягивающее человеческую жадность с магической силой, точно так же, как и предметы, которые будут представлены на выставке «Золото Империи Инков — Бог. Власть. Вечность».

Как и во времена прославленной империи Инков, золото остается и сегодня символом могущества и богатства. В Индии, золото до сих пор является неотъемлемой частью культуры: мы видим это в сезон свадеб. То же самое в Китае, во время «Золотой недели», когда китайцы отмечают свой праздник Нового года и весны и дарят друг другу так много золота, что цены на благородный металл резко взлетают.

А что в остальном мире? Каждая страна стремится накопить как можно больше золота. Многие страны сейчас стараются возвратить домой свои золотые запасы из хранилищ США. Мы недалеко ушли от фасцинации инков. Даже если (в данный момент) золоту и не поклоняются, божество по имени «финансы» не дремлет. Как в высшей степени надежная пристань перед лицом системного кризиса и продолжительных кризисов в сфере недвижимости, золото не теряет своей привлекательности и своего значения.

И, в конце концов, разве каждый из нас не мечтает иметь как можно больше этого благородного металла!? Разве золото утратило свое значение!? Мы пока ничего об этом не слышали!

Священная Долина Инков возле Куско в Перу. Писак, Ольянтаитамбо, Морай, Марас, Чиваи, Урубамба

Священная Долина Инков в Андах — долина реки Урубамба — это место зарождения инкской цивилизации. Благодаря удачному расположению эта долина отличалась плодородием и хорошим климатом даже во времена, когда другие регионы современного Перу страдали от многолетней засухи. Исследователи считают, что именно легкость, с которой долина обеспечивала свое население продовольствием, позволила племени Инков в XI веке освободить часть людей от земледелия, начать завоевывать близлежащие территории и создать Великую Империю Тауантисуйю (на языке кечуа Tawantin Suyu, Tawantinsuyu, Тауантинсуйу, Тавантинсуйу, означает “четыре стороны света, соединенные вместе”).

 

Достопримечательности Священной Долины

Писак (Pisac, Pisaq)

Археологический комплекс города Писак один из самых важных в Долине. Он расположен в 33 километрах от Куско на хребте Вилькабамба. По архитектурной традиции инков города строились в форме священного животного или птицы — очертания Писака напоминают куропатку. Писак состоит из двух частей: собственно города и храмовых и земледельческих террас. Этот город также известен своей астрономической обсерваторией. В скале рядом с городом Инки хоронили своих умерших — здесь были найдены мумии, сидящие в позе зародыша (в такую позу умерших помещали для рождения в другой жизни).

Помимо части города, сохранившейся от Инков и расположенной высоко на горе, есть колониальная часть Писака. Это город, построенный испанцами в долине реки Вильканота (которая в нижнем течении известна под названием Урубамба). Он был построен в качестве резервации, куда завоеватели поселили индейцев, чтобы удобней было их контролировать и обращать в христианство.

Ольянтаитамбо (Ollantaytambo)

Этот город находится в 90 километрах от Куско. Инка Пачакутек завоевал это поселение, разрушил старые постройки и построил новые дома и церемониальный центр. Город находится на пути в джунгли и отсюда вождь инкского сопротивления Манко Инка Юпанки отступал со своими сокровищами и мумиями предков в легендарный город Вилькабамба (который так и не был найден).

Ольянтаитамбо знаменателен тем, что это один из очень немногих городов времен Инков, в котором до сих пор живут жители. Часть построек в современном городе датируется концом 15 века. Интересна также планировка города и организация быта: основная часть города имела трапециевидную планировку с четырьмя продольными улицами, которые пересекали семь более коротких параллельных улиц.

Все здания в южной половине города представляли собой нечто вроде общежитий: четыре однокомнатные «квартиры», соединенные общим патио (внутренним двором). Здесь жило по нескольку семей. В городе до сих пор действует система водоснабжения, построенная при Пачакутеке.

Рядом с городом находятся террасы для земледелия, а на склонах гор вокруг Ольянтаитамбо располагались зернохранилища, которые можно увидеть и сейчас. Их строили на большой высоте, где, благодаря сильному ветру и более низкой температуре, продукты и зерно лучше сохранялись и были защищены от гниения.

Чинчеро (Chinchero)

В этом городе во времена Инкской Империи находилась королевская резиденция Тупак Инки Юпанки. Сейчас Чинчеро интересно посетить, чтобы посмотреть на интереснейший колониальный храм, построенный прямо сверху стен инкского Храма Солнца. Этот католический храм представляет собой удивительный симбиоз испанской колониальной и инкской культуры. Внутри он весь покрыт росписью на классические христианские сюжеты, в которых, меж тем, нашли отражение культура и религия Инков. Снаружи храма на ступенчатом постаменте, символизирующем Пачамаму (Мать-Землю), стоит христианский крест с инкской символикой. На площади рядом с храмом расположен рынок с большим выбором товаров ручной работы.

Марас (Maras)

Террасные бассейны соляных копей Марас служили и служат для добычи соли. Вода здесь содержит большое количество минералов и при испарении выделяет соль. Наполненные водой бассейны оставляют, чтобы вода испарилась, а затем их наполняют повторно раз за разом, чтобы получить достаточное количество соли.

Морай (Moray)

Это удивительно красивый комплекс террас для земледелия, построенный в форме расширяющихся колец, похожих на амфитеатр. Комплекс расположен на высоте 3500 метров над уровнем моря.

Каждый уровень террас имеет свой микроклимат: отличается температура, сила ветра. Разница между двумя соседними уровнями террас примерно равна 1000 метров в обычных условиях земледелия. Здесь можно встретить до 20 разных типов микроклимата. Считается, что во времена Инков здесь проводились агрокультурные исследования: выяснялось, как разные виды растений и культур ведут себя на разных высотах. Лучшие семена и клубни посылались в регионы с наиболее благоприятным для них климатом. Таким образом инкам удавалось повышать урожайность.

Урубамба (Urubamba)

На окраине города Урубамба располагалась загородная резиденция Верховного Инки Уайны-Капака. Здесь особый микроклимат — теплый и солнечный, сильно отличающийся от микроклимата Куско. Ради постройки резиденции Киспигуанка и расчистки места для кукурузы, хлопка, арахиса и перца чили рабочим пришлось передвинуть русло реки Урубамба в южную часть долины, осушить болота и сравнять с землей холмы. Размер резиденции настолько огромен, что даже когда Уайна-Капак и его гости хотели поохотиться, им не требовалось покидать территорию!

Мачу Пикчу (Machu Picchu)

Мачу-Пикчу (на языке кечуа machu pikchu означает “Старая Гора”) — таинственный город Инков, построенный в середине XV века. Он находится примерно в 100 км от столицы Империи Инков города Куско и настолько укромно спрятан в Андах, что до него не смогли добраться испанские колонизаторы. Нам об этом городе стало известно в 1911 году благодаря американскому ученому из Йеля Хайрему Бингхему. Хотя справедливости ради надо заметить, что местные жители всегда знали о Мачу Пикчу, но не спешили делиться информацией с чужаками.

С 1983 года Мачу-Пикчу входит в список Памятников наследия человечества Юнеско, а с 2007 года — в список Новых Чудес Света.

Подробнее о Мачу-Пикчу

Религия инков | Боги, жертвоприношения и храмы

Руины храма инков

Смотреть все медиа

Категория: История и общество

Похожие темы:
уака Мама Квилла Иллапу Хоча Манко Капак

Посмотреть весь связанный контент →

Религия инков , Религия инков, религия цивилизации инков в Андских регионах Южной Америки. Это была смесь сложных церемоний, практик, анимистических верований, различных форм веры в объекты, обладающие магической силой, и поклонения природе, кульминацией которого стало поклонение солнцу, которым руководили жрецы инков.

Хотя у инков существовала государственная религия солнца, основные религиозные верования и обычаи доинкских народов оказывали влияние на Андский регион до и после завоевания большей части Южной Америки испанцами в 16 веке.

Боги

Виракоча

Виракоча был богом-создателем инков и доинкских народов. Создатель земли, людей и животных, Виракоча имел длинный список титулов, в том числе Лорд-Наставник Мира, Древний и Небесный Старец. Некоторые говорят, что он также был создателем цивилизации Тиуанако, культурными наследниками которой были инки. Виракоча претерпел несколько трансмогрификации (часто с гротескными или юмористическими эффектами). Он создал людей, уничтожил их и воссоздал из камня; когда они были воссозданы, он рассеял человечество в четырех направлениях. Он также был культурным героем и обучал людей различным приемам и навыкам. Он много путешествовал, пока не достиг берегов Манты (Эквадор), откуда отправился в Тихий океан — одни говорят в лодке, сделанной из его плаща, другие говорят, что он шел по воде.

Эта часть мифа была подхвачена современными создателями мифов, и, как говорят, Виракоча, как Кон-Тики, принес культуру инков в Полинезию.

Еще из Британники

доколумбовые цивилизации: религия инков

Виракоча был божественным защитником правителя инков Пачакути Инки Юпанки; он явился Пачакути во сне, когда силы инков осаждали чанка, группа из земель к западу от территории инков. После победы Пачакути воздвиг храм Виракоча в Куско. Он был представлен золотой фигурой «размером с 10-летнего ребенка».

Инти

Инти, бог солнца, был главным божеством в пантеоне инков. Его тепло охватило андскую землю и созревшие посевы, и он был любим фермерами. Инти был представлен с человеческим лицом на диске с лучами. Он считался божественным предком инков: «мой отец» был титулом, данным Инти одним правителем инков.

Апу Иллапу

Апу Иллапу был подателем дождя, сельскохозяйственным божеством, к которому простые инки обращались со своими молитвами о дожде. Храмы Иллапу обычно возводились на высоких строениях; во время засухи к ним совершались паломничества и молитвы сопровождались жертвоприношениями — часто человеческими, если кризис был достаточным. Люди верили, что тень Иллапу была в Млечном Пути, откуда он черпал воду, которую проливал дождем.

Мама Куилла

Мама Куилла (Мама-Килья) была женой бога солнца. Она была Матерью-Луной и регулятором женских менструальных циклов. Растущая и убывающая луна использовались для расчета месячных циклов, на основании которых были установлены периоды времени для фестивалей инков. Серебро считалось слезами луны. Звезды имели второстепенные функции. Созвездие Лиры, которое, как считалось, имело вид ламы, просили о защите. Считалось, что созвездие Скорпиона имеет форму кошки. Плеяды называли «маленькими матерями», и по случаю их нового появления на небе отмечались празднества. Землю называли Пачамама (Пака Мама), или Мать-Земля. Море, которое было относительно удаленным от инков до 1450 года, называлось Кочамама (Мама Кока), Мать Моря.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Храмы и святилища

Храмы и святилища, в которых хранились фетиши культа, занимали жрецы, их служители и Избранные женщины, которые жили в храмовых монастырях по обету целомудрия и выполняли такие обязанности, как приготовление ритуальной пищи , поддержание священного огня и плетение одежды для ритуального использования. В целом храмы не предназначались для укрытия празднующих, поскольку большинство церемоний проводилось за пределами самого храма. Однако руины храма Виракоча в Сан-Педро-Кача (Перу) имели план земли размером 330 на 87 футов, что указывает на то, что он был предназначен для других целей, кроме хранения священнических регалий.

Самый известный храм инков — Храм Солнца в Куско. Другой, в Вилкашуамане (который считался географическим центром империи), представляет собой большой храм, который все еще существует. Рядом с горой Аконкагуа в Аргентине, на южной границе империи инков, был храм, где приносились жертвы. На острове Титикака (Исла-дель-Соль), одном из крупнейших из нескольких островов озера Титикака, находился храм солнца.

По мере того, как инки завоевывали новые территории, на новых землях возводились храмы. В Каранки, Эквадор, один из таких храмов, по описанию летописца, был наполнен большими сосудами из золота и серебра. В Латакунге (Llacta cunga) в Эквадоре был храм солнца, где совершались жертвоприношения; часть храма все еще была видна, когда немецкий исследователь и географ Александр фон Гумбольдт зарисовал руины в 1801 г.

Храм Солнца в Куско, построенный из камней, имел окружность более 1200 футов. Внутри храма было изображение солнца, а на другом участке, Золотом ограждении (Коринканча), были золотые модели стеблей кукурузы, лам и комков земли. Части земли, которые содержали храмы, жрецов и избранных женщин, были отведены солнцу и управлялись жрецами.

Наряду со святилищами и храмами широкое распространение получили уакас (священные места). Уака может быть рукотворным храмом, горой, холмом или мостом, например великим huacachaca через реку Апуримак. Уака также могла быть узлом мумии, особенно если это была мумия лорда-Инки. На высоких точках прохода в Андах были сооружены умилостивительные пирамиды ( apacheta , «груды камней»), к которым каждый человек, проходя мимо, добавлял небольшой камень и молился, чтобы его путешествие было легче. Идея huaca была тесно связана с религией, сочетая в себе магию и очарование.

Жречество

Жрецы жили во всех важных святилищах и храмах. Летописец предполагает, что титул священника был umu , но в использовании его титул был связан с его функциями предсказателя легких, колдуна, исповедника и целителя. Титул главного жреца в Куско, имевшего благородное происхождение, был villac umu , пожизненный пост. Он был женат, имел власть над всеми святынями и храмами, мог назначать и смещать священников. Предположительно жрецы выбирались молодыми, воспитывались более опытными и на практике усваивали богато развитую обрядность.

Гадание

Гадание было предпосылкой для всех действий. Ничего важного не предпринималось без обращения к гаданию. Его использовали для диагностики болезней, предсказания исхода сражений и раскрытия преступлений, что наделяло его судебной функцией. Гадание также использовалось, чтобы определить, какую жертву следует принести какому богу. Считалось, что жизнью управляют всепроникающие невидимые силы, и для определения этих знамений жрецы прибегали к сверхъестественному. Оракулы считались самым важным и прямым средством доступа к своенравным богам. Один оракул уака недалеко от моста Уака-Чака через реку Апуримак недалеко от Куско был описан летописцем как деревянная балка толщиной с толстяка, с золотым поясом вокруг нее и двумя большими золотыми грудями, похожими на женщина. Эти и другие идолы были окроплены кровью жертвоприношений, как животных, так и людей. «Через этого большого идола, — писал летописец, — разговаривал с ними речной демон». Другой известный оракул находился в храме в большом глинобитном комплексе Пачакамак недалеко от Лимы.

Гадание также осуществлялось другими способами, например, наблюдением за извилистыми пауками и расположением листьев коки в неглубоком блюде. Другой метод гадания заключался в том, чтобы пить аяхуаску, психоделик, приготовленный из растений, оказывающих глубокое воздействие на центральную нервную систему. Считалось, что это позволяет общаться со сверхъестественными силами.

Огонь также считался средством духовного контакта. Пламя раздувалось до красна через металлические трубы, после чего практикующий ( yacarca ), который сам себя одурманил жеванием листьев коки, вызывал духов огненным заклинанием, чтобы они говорили — «что они и делали, — писал летописец, — посредством «чревовещания». Гадание по изучению легких принесенной в жертву белой ламы считалось эффективным. Легкие надувались путем вдувания в рассеченную трахею (об этом свидетельствует керамика инков), и жрецы предсказывали будущее, внимательно следя за соответствием вен. При прочтении этого предсказания предпринимались политические или военные действия.

Исповедь была частью жреческого ритуала гадания. Если не шел дождь или без причины прорывался водопровод, считалось, что такое происшествие могло произойти от несоблюдения кем-то строго соблюдаемых обрядов. Это называлось хоча , ритуальная ошибка. Индивидуальные правонарушения ранят ayllu , основную социальную единицу, отождествляемую с общинной землей. Преступления должны были быть исповеданы и искуплены покаянием, чтобы не вызвать гнев Божий.

Жертвоприношение

Жертвоприношение человека или животного приносилось по каждому важному поводу; морские свинки (точнее cui ), ламы, некоторые продукты, листья коки и чича (опьяняющий напиток из кукурузы) использовались в жертвоприношениях. Многие жертвоприношения были повседневными для ритуала появления солнца. Разожгли костер, бросили на угли кукурузу и поджарили. «Съешь это, Владыка Солнце, — сказали священнослужители, — чтобы ты знал, что мы — твои дети». В первый день каждого лунного месяца 100 белоснежных лам выгоняли на Большую площадь Уаяка Пата в Куско; их перемещали к различным изображениям богов, а затем прикрепляли к 30 служителям-жрецам, каждый из которых представлял день месяца. Затем лам приносили в жертву; куски мяса бросали в огонь, а кости измельчали ​​в порошок для ритуального использования. При жертвоприношении сжигали пончо или миниатюрные облачения. Правитель инков надевал свое пончо только один раз: его каждый день торжественно приносили в жертву огню.

Люди также были принесены в жертву. Когда нужда была крайней, например, когда новый правитель инков брал на себя королевскую окраину, 200 детей могли быть принесены в жертву. Поражения, голод и эпидемии требовали человеческой крови. Даже Избранная женщина из Храма Солнца может быть принесена в жертву. Дети перед принесением в жертву пировали, «чтобы не войти в присутствие богов голодными и плачущими». В человеческом жертвоприношении было важно, чтобы приносимый в жертву человек был без порока. Многие были выбраны из завоеванных провинций в рамках регулярных налогов; «кровавые деньги» вряд ли были метафорой.

Фестивали

30-дневный календарь был религиозным, и каждый месяц имел свой праздник.

Религиозный календарь очень подробно объясняется перуанским писателем и иллюстратором Фелипе Гуаман Пома де Аяла. В El primer nueva corónica y buen gobierno (в сокращении переведенном как Письмо королю ) Филиппу III он предложил две разные версии, одна из которых посвящена государственным церемониям и жертвоприношениям, совершаемым в Куско, а другая описывает сельскохозяйственные методы в местный уровень в высокогорье. На орошаемом побережье господствовали совсем другие календари, но сохранившиеся источники не фиксируют их сколько-нибудь подробно.

Месяцы и праздники календаря инков
Декабрь
Капак Рэйми, Капак Куилла
праздник лорда; месяц отдыха
январь Зарап Тута Каваи Митан время наблюдать за растущей кукурузой
февраль Паукар Вараи время носить набедренные повязки
Маршировать Пача Пюкуи Куилья месяц созревания земли
апрель Camai Quilla [Инти Райми в государственном календаре] месяц урожая и отдыха
Может Зара Мухуи Куилла Айморай Куилла сухая кукуруза для хранения
Июнь Papa Allai Mitan Pacha
Haucai Cusqui
урожай картофеля
остаток от уборки
Июль Чакра Конаки Куилья месяц передела земли
Август Чакра Япуи Куилла Хейли месяц, чтобы открывать земли, вступающие в возделывание, с песнями триумфа
Сентябрь Zara Tarpuy Quilla Coia Raymi Quilla месяц посадки; также Фестиваль Королевы
Октябрь Чакраманта Писко Каркой время отпугивать птиц от только что посаженных полей
ноябрь Чакра Паркей время поливать поля

Виктор Вольфганг фон Хаген Джон В. Мурра Редакторы Британской энциклопедии

Inca | История, достижения, культура и география

Мачу-Пикчу

Смотреть все СМИ

Категория: География и путешествия

Ключевые люди:
Франсиско Писарро Атауальпа Уаскар Диего де Альмагро Пачакути Инка Юпанки
Похожие темы:
доколумбовые цивилизации Религия инков амаута Андская цивилизация Календарь инков

Просмотреть весь связанный контент →

Инка , также пишется Инка , южноамериканские индейцы, которые во время испанского завоевания в 1532 году правили империей, которая простиралась вдоль побережья Тихого океана и Андского нагорья от северной границы современной Эквадор до реки Мауле в центральной части Чили. Далее следует краткое описание инков; для полной обработки

см. доколумбовых цивилизаций: Инки.

Общество инков было сильно стратифицированным. Император правил с помощью аристократической бюрократии, осуществляя власть с жестким и часто репрессивным контролем. Технологии и архитектура инков были высокоразвиты, хотя и не отличались поразительной оригинальностью. Их ирригационные системы, дворцы, храмы и укрепления до сих пор можно увидеть в Андах. Экономика была основана на сельском хозяйстве, основными продуктами которого были кукуруза (кукуруза), белый и сладкий картофель, кабачки, помидоры, арахис (арахис), перец чили, кока, маниока и хлопок. Они разводили морских свинок, уток, лам, альпак и собак. Одежду шили из шерсти ламы и хлопка. Дома были каменными или глинобитными. Практически каждый мужчина был фермером, производившим себе еду и одежду.

Инки построили обширную сеть дорог по всей империи. Он состоял из двух дорог с севера на юг, одна из которых проходила вдоль побережья примерно на 2250 миль (3600 км), а другая вглубь страны вдоль Анд на сопоставимом расстоянии со многими соединительными звеньями. Было построено множество коротких каменных туннелей и подвесных мостов, поддерживаемых виноградной лозой. Использование системы было строго ограничено государственным и военным бизнесом; хорошо организованная служба ретрансляции передала сообщения в виде завязанных узлов веревок, называемых кипу (кечуа кипу ) со скоростью 150 миль (240 км) в день.

Сеть значительно облегчила испанское завоевание империи инков.

Узнайте о культурном значении золота для цивилизации инков

Посмотреть все видео к этой статье

Религия инков сочетала в себе черты анимизма, фетишизма и поклонения богам природы. Пантеон возглавлял Инти, бог солнца, и в него входили также Виракоча, бог-творец и культурный герой, и Апу Иллапу, бог дождя. В империи инков религия была высокоорганизованной государственной религией, но, хотя поклонение богу солнца и оказание услуг требовалось от подчиненных народов, к их исконным религиям относились терпимо. Ритуалы инков включали сложные формы гадания и жертвоприношения людей и животных. Эти религиозные учреждения были уничтожены кампанией испанских завоевателей против идолопоклонства.

Потомки инков — современные крестьяне Анд, говорящие на языке кечуа, которые составляют примерно 45 процентов населения Перу. Они сочетают земледелие и скотоводство с простой традиционной технологией. Сельские поселения бывают трех видов: семьи, живущие посреди своих полей, настоящие деревенские общины с полями за пределами населенных центров и сочетание этих двух моделей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *