Первая экспедиция на северный полюс: Покорение Арктики: первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс»

«Северный полюс – 1» | Русское географическое общество

79 лет назад в Арктике начался дрейф первой в мире полярной научно-исследовательской станции «Северный полюс – 1». Четверо полярников – начальник экспедиции Иван Дмитриевич Папанин, гидробиолог и океанолог Петр Петрович Ширшов, астроном и магнитолог Евгений Константинович Федоров, а также радист Эрнст Теодорович Кренкель провели в экспедиции 274 дня – с конца мая 1937-го до 19 февраля 1938 года. За это время льдина с исследователями прошла более 2000 км от полюса до берегов Гренландии. По окончании похода ставшая знаменитой четверка полярников была  принята в Государственное географическое общество (так тогда называлось РГО) в качестве почетных членов.

Основной задачей экспедиции, организация которой заняла ровно год – с весны 1936 до весны 1937 года, было исследование метеорологических условий, морских течений и льдов в самом центре Арктики. Помимо четверки полярников, имена которых в процессе и после экспедиции узнал весь мир, экспедицию обеспечивали сотрудники управления Северного морского пути (его начальник, герой-челюскинец Отто Юльевич Шмидт, был инициатором «СП-1») и летчики полярной авиации, в том числе Герои Советского Союза Михаил Водопьянов и Василий Молоков. Внимание к дрейфу «СП-1» было всеобщим и мировым – поэтому неудивительно, что экспедиция тщательно контролировалась первыми лицами СССР.

Основное бремя подготовки, тем не менее, лежало именно на четверых полярниках. Папанин лично руководил конструированием утепленной гагачьим пухом полярной палатки на заводе «Каучук», а Кренкель наблюдал за сборкой радиостанций – основной и резервной. Ширшов осваивал медицину – именно ему в экспедиции досталась дополнительная роль врача.

Базой экспедиции был выбран самый северный из советских арктических островов – остров Рудольфа, часть архипелага Земля Франца-Иосифа. Летом 1936 года на острове построили лагерь экспедиции вместимостью около 60 человек, с аэродромом, телефоном, радиомаяком и другими необходимыми элементами.

На полюс летели, руководствуясь радиомаяком о. Рудольфа. Обустройство четверки полярников на громадной льдине площадью около 4 кв. км заняло около 16 дней. 6 июня самолеты покинули экспедицию, «Северный полюс – 1» перешел в режим автономного дрейфа.

Практически сразу после начала дрейфа «СП-1» выполнила ответственную задачу – обеспечила метеоданными рекордные трансарктические полеты Валерия Чкалова и Михаила Громова из СССР в Северную Америку.

– Никогда еще научные наблюдения в Центральном полярном бассейне не велись по такой широкой программе, с такой интенсивностью и величайшей тщательностью, – отметил в итоговой статье «Экспедиция на полюс» О. Ю. Шмидт. 

Слава папанинской четверки была оглушительной и мгновенной – после экспедиции всем четверым были присвоены звания Героев Советского Союза, в марте 1938 года Папанину, Кренкелю, Федорову и Ширшову были присвоены звания докторов географических наук.

Концепция дрейфующих полярных станций в Арктике была признана удачной: за «СП-1» в 1950 году последовала станция «СП-2» под руководством Михаила Михайловича Сомова, впоследствии основавшего первые советские станции в Антарктиде. К концу 1950-х годов дрейфующие экспедиции «Северный полюс» стали практически постоянными. Самой длительной экспедицией серии стала «СП-22», начавшая работу в сентябре 1973 года и завершившаяся 8 апреля 1982 года. С 1991 по 2003 год арктические дрейфующие станции «Северный полюс» не действовали, первая после перерыва станция «СП-32» стартовала 25 апреля 2003 года.

 

В сентябре в Арктику отправится первая экспедиция на уникальном судне

Платформа дойдет до точки назначения, вморозится в лед и будет с ним дрейфовать. Рядом разобьют лагерь. Ученые на лед будут ходить «на работу» и возвращаться на судно «домой». Запас топлива — на два года, продуктов — на год. Смены полярников и грузы доставят на вертолете: на судне есть взлетно-посадочная площадка.

Пока же платформа торжественно отошла от причала АО «Адмиралтейские верфи». Счастливого пути и долгих лет работы пожелали ей корабелы и полярники. Только расчетное время эксплуатации судна — не менее четверти века.

«Завидую тем, кто будет ездить в экспедиции на «Северном полюсе», — сказал президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров. И отметил надежность судна. Безопасность была краеугольным камнем для дрейфующих станций (их заменит платформа). Все дело в непредсказуемости льда. Чилингаров вспомнил, как дал трещину «ледяной остров» толщиной 28 метров. Именно из-за таяния льдов и потенциальной опасности для экспедиций в 2013 году свернули программу по дрейфующим станциям «Северный полюс». Их было 40. Первая — в 1937 году. Последнюю экстренно сняли со льдины. Сорок первая экспедиция состоится уже платформе.

Мощное надежное судно. Очень красивое — необычной овальной формы. Это первое впечатление. «Северный полюс» комфортабелен: каюты со всеми удобствами, спортзал, медицинский блок, где можно делать операции. Знаменательно, что новая эпоха российских дрейфующих станций начинается в год 85-летия экспедиции Ивана Папанина.

Безопасность платформы отметил и глава Минприроды России Александр Козлов: «Лаборатории смогут принимать одновременно больше тридцати ученых. Они смогут изучать Арктику, не рискуя жизнью». Лабораторий на платформе шестнадцать. Как пояснил директор Арктического и антарктического НИИ Александр Макаров, они построены по модульному принципу. В зависимости от работ их можно трансформировать. Сейчас сложно сказать, что будет актуально для науки через 30-40 лет. Кстати, полярники рассчитывают, что по крайней мере столько будет работать новое судно

В мире ему пока нет аналогов. Платформа станет ведущей мировой научной площадкой для исследований в Арктике на ближайшие десятилетия. Сейчас уже формируется состав экспедиции. Как отметил Макаров, в первом рейсе надо отработать на платформе все технологии. Исследования — самые разные, в том числе гидрометеорологические, включающие изучение свойств льда. Часть работ пройдет с участием дронов. «Северный полюс» даст возможность планировать долгосрочные исследования — на десятилетия. Это кардинально иной подход, отличный от общемирового тренда, когда упор делают на масштабные, но разовые экспедиции.

А пока корабелы проверят работу двигателей, других систем. Ранее модель судна проходила испытания в уникальном ледовом бассейне НИИ, где созданы реальные ледовые условия. Это позволило рассчитать необходимые параметры, например, толщину корпуса.

Летом на судне поднимут флаг. И «Северный полюс» будет полностью готов идти к Северному полюсу. «Крепкого льда!» — произнес традиционное для полярников пожелание Артур Чилингаров.

Прямая речь

Владимир Евсеев, полярник, участник восемнадцати экспедиций:

— Новая платформа поражает. Мы о таком и мечтать не могли. Каюты с удобствами! А у нас было печное отопление. И угля мало. Полагалось три-четыре совка на день. Бросали в печку все ненужное, что только как-то могло гореть. Даже просроченные лекарства.

Кругом лед, даже под раскладушкой. Это о быте. Если об исследованиях, то тогда даже координаты приходилось определять по звездам и солнцу. Это сейчас нажал кнопку — и все. Летно-посадочную полосу сами делали. Представьте себе море, застывшее при четырехбалльном волнении. И вот из него нужно сделать ровную поверхность — как бильярдный стол. Радуюсь за молодежь: им предстоит столько открытий!

Я же попал в полярники случайно. В блокаду потерял родителей и оказался в детдоме. После седьмого класса увидел объявление о приеме в Ленинградское арктическое училище. И пошел. На всю жизнь.

Видео «РГ» предоставил Арктический и антарктический НИИ.

Российская газета — Федеральный выпуск: №109(8757)

Поделиться:

НаукаСанкт-ПетербургСеверо-ЗападВ регионахРГ-ВидеоРГ-ФотоПервая экспедиция ледостойкой платформы «Северный полюс» в Арктику: Дневник обозревателя «РГ»

споров о Северном полюсе — кто БЫЛ первым человеком, достигшим его?

Спустя столетие после первых попыток достичь Северного полюса споры все еще живы. Читайте дальше, чтобы узнать, почему

Противоречие на Северном полюсе может похвастаться всеми отличительными чертами документального фильма Netflix: у нас есть злобный состав сомнительных персонажей с хитрым прошлым, диковинными заявлениями и неземной обстановкой, которая была бы просто потрясающей на огромном экране. . Кроме того, саге о Северном полюсе уже 100 лет, так что уже одно это должно привлекать толпы.

Было бы более чем разумно предположить, что первоначальное завоевание Северного полюса происходило так же, как и его южного аналога, однако их истории не могли быть более контрастными. Знание основных различий между Северным и Южным полюсами помогает немного лучше понять полемику, равно как и углубление в предысторию всех, кто участвовал в схватке за то, чтобы быть названными «в первую очередь».

Северный полюс и Южный полюс – основные отличия

В отличие от Южного полюса, который удобно (и довольно надежно) расположен на суше над поверхностью моря, Северный полюс этого не делает. На уровне моря точка Северного полюса находится на гигантском щите плавучего льда, который каждый год сильно перемещается. Вот почему покорение Южного полюса было намного проще (я использую термин очень расплывчато): когда Руаль Амундсен впервые достиг Южного полюса в 1911 году, он мог водрузить там свой флаг, в то время как в Арктике нет Исследователь когда-либо имел роскошь закрепить свои права флагом. Если бы он это сделал, то в конечном итоге он уплыл бы в Гренландию, что сделало бы это занятие совершенно бесполезным.

Как вообще узнать или доказать, что они вообще стоят на Северном полюсе? Ну а в 2018 году с GPS. В 1908 году с хронометром, секстаном и кучей сложных вычислений. Без фотографии, чтобы увековечить момент и расположение инструментов, просто невозможно было доказать, что вы были в определенном месте сто лет назад.

Отсюда давние споры.

Панорамный снимок географического Северного полюса – паковых льдов, дрейфующих в Северном Ледовитом океане. Кредит: Shutterstock

Кто из исследователей утверждал, что первым достиг Северного полюса?

Давным-давно, в 1909 году, два американских исследователя только что заявили, что они первыми достигли Северного полюса: один как Фредерик Альберт Кук, другой как Роберт Пири. Оба мужчины недавно совершили экспедиции на крайний север, первый в 1908 году, а второй годом позже.

Вот два исследователя, о которых идет речь.

Роберт Э. Пири

Фредерик А. Кук

Претензии были сделаны с разницей всего в неделю, в сентябре 1909 года, и между двумя мужчинами сразу же вспыхнула вражда. Наличие именитых спонсоров (а именно, Национального географического общества и «Нью-Йорк таймс») означало, что заявлению Пири доверяли гораздо больше. Со своей стороны, утверждение Кука с самого начала было воспринято с большой долей скептицизма, главным образом потому, что он утверждал, что покорил гору Кинли на Аляске (самую высокую вершину в Северной Америке, теперь известную как Денали) в 1906 году. при условии (флажка на возвышении) быстро оказался под вопросом. Мало того, что его репутация была шаткой к тому времени, когда в 1919 г.09, но у него просто не было известности Пири, чтобы воспринимать его всерьез.

Тем не менее, оба мужчины опубликовали подробные отчеты о своих экспедициях на Северный полюс по возвращении, и оба мужчины придерживались своих рассказов. В 1910 году произошёл эффект разорвавшейся бомбы (вот этот поворот Netflix): два американских альпиниста, Белмор Браун и Гершель Паркер, представили доказательства того, что заявление Кука о Денали было мошенническим. Они проследили его шаги до вершины и нашли точное место на возвышенности, где Кук сделал свою фотографию и воспроизвел ее. Это оказалось примерно в 32 км от Денали.

Фотография Кука и одного из двух его товарищей-инуитов на Северном полюсе или около него в 1908 году вошел в историю как один из крупнейших в мире мошенников-исследователей.

Что оставляет нас с Пири…

Доказательство в пудинге…

Перли вручил кучу «доказательств» успеха своей экспедиции, которые включали то, что позже будет расценено как «невероятные» отчеты о достигнутых скоростях и расстояниях покрытый. Сегодня эксперты все еще спорят о том, мог ли Пири достичь Северного полюса, учитывая маршрут, который, как он утверждал, следовал, с той скоростью, которую он, как он утверждал, достиг. По сути, его маршрут состоял из подробных объездов, которые он и его группа должны были сделать, учитывая расщелины и препятствия, но его предполагаемая скорость экспедиции означала, что этого можно было достичь, только если он шел по прямой. Достаточно сказать, что за последние 100 лет подвиг Пири никем не воспроизводился, и многие считают, что его невозможно воспроизвести, потому что все это была одна большая жирная ложь.

Несмотря на все это, а также учитывая, что сомнения в его утверждениях возникли гораздо позже, Пири купался в лучах славы первого человека, достигшего Северного полюса в течение нескольких лет. Даже сегодня есть много сторонников его утверждения.

Если есть что-то относительно Северного полюса, с которым все согласны, так это то, что Руаль Амундсен (прославившийся на Южном полюсе) был первым, кто достиг его на дирижабле в 1926 году. Его сопровождали 15 других исследователей, и, если все остальные заявления действительно мошенническим образом, группа тогда первой достигла бы Северного полюса любым путем. Можно спросить, почему Амундсен даже не потрудился добраться до него по суше? Наверное, потому, что он думал, что дело сделано. Утверждение Пири в то время еще не подвергалось сомнению, и если мы что-то узнали об эпохе полярных исследований и вовлеченных в них авантюристах, так это то, что эго и «первые» были крайне важны.

Лучшим стимулом для того, чтобы отправиться в любую экспедицию, было знание того, что никто другой не делал этого раньше.

Сумасшествие в спорах о Северном полюсе и борьбе за то, чтобы добраться до него первым, заключается в том, что это всего лишь одна история , среди нескольких других, которые продолжат разыгрываться в последующие десятилетия. Самым интересным из них был афроамериканский исследователь Мэтью Хенсон, который на самом деле был приятелем Пири по экспедиции. Он также утверждал, что был первым человеком, достигшим Северного полюса за 19 лет.09, потому что он шел впереди Пири, и они оба позже поняли, что промахнулись мимо полюса, а это означало, что Хенсон достиг полюса первым.

Мэтью Хенсон

Количество книг, написанных о полемике вокруг Северного полюса и полярных исследованиях в целом, значительно и может быть ошеломляющим. Если вас заинтриговали эти старые рассказы о грозных экспедициях в самые дальние уголки нашей планеты, я предлагаю следовать рекомендациям Роланда Хантфорда, подробно описанным здесь. Хантфорд — отмеченный наградами автор и ведущий специалист по полярным исследованиям, посвятивший этому предмету всю свою жизнь. Его собственная книга «Последнее место на Земле» представляет собой двойную биографию о гонке Скотта и Амундсена к Южному полюсу и делает чтение поистине захватывающим.

Автор: Лаура Паттара

«Лаура Паттара — современный кочевник, который последние 15 лет безостановочно скитается по миру. Она совершала наземные поездки с гидом по Южной Америке и Африке, самостоятельно путешествовала по Ближнему Востоку и совершила 6-летнее путешествие на мотоцикле из Европы в Австралию. Что больше всего нравится ей? Встречи с животными в отдаленной дикой местности, аутентичные впечатления от проторенных троп и захватывающие осенние краски в Патагонии».

Комментарии

История экспедиций на Северный полюс

Фраза «на вершине мира» несет в себе кипение и энтузиазм, как будто нет ничего лучше, чем стоять на 90° северной широты. На самом деле отдаленный Северный полюс Земли — холодный и бесплодный, негостеприимный регион изо льда и снега. Поиски этого последнего «неизведанного» места стали навязчивой идеей европейских и американских исследователей в 19 и 20 веках.

Мало кто жил у Северного полюса. Ближе всего обосновалась небольшая община инуитов, но по большей части регион веками оставался изолированным от остального мира. Несколько бесстрашных исследователей — Джон Кэбот, Мартин Фробишер, Генри Хадсон и Джеймс Кук — попытались исследовать регион в поисках Северо-Западного прохода, морского пути, который, как считается, соединяет Атлантический и Тихий океаны в водах над Северной Америкой. Северный полюс не беспокоил этих первых исследователей, но их работа заложила основу для грядущей полярной одержимости.

(Инуиты стремятся сохранить свою культуру, несмотря на таяние льда.)

Этот невыразительный знак отмечает 90° северной широты. Сам знак смещается по мере того, как полярные шапки увлекаются мощными морскими течениями.

Сью Флад/Getty Images

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

После окончания наполеоновских войн в 1815 году Великобритания, передовая колониальная держава того времени, предприняла серию арктических экспедиций, чтобы добраться до Берингова пролива, пересекая Арктику, которая в то время считалась открытым морем, окруженным пояс изо льда. Сэр Джон Росс и сэр Уильям Эдвард Парри возглавили несколько экспедиций в 1820-х и 30-х годах, но ни одна из них не обнаружила сам проход. В 1831 году Джеймс Кларк Росс, племянник Джона и офицер во время арктического путешествия своего дяди в 1829 году, достиг научной вехи.-1832. Во время прогулки на санях юный Росс стал первым европейцем, обнаружившим северный магнитный полюс планеты.

Эти первые путешествия показали, насколько опасным может быть исследование северных вод, но разожгли аппетит исследователей к открытиям. Осложнения часто возникали из-за того, что холодные воды запирали корабли во вновь образующемся льду. Если команда не могла освободить свое судно, им часто приходилось месяцами ждать либо спасения, либо таяния льда, чтобы они могли уплыть.

Исчезающие экспедиции

В мае 1845 года еще одна британская экспедиция отправилась на поиски Северо-Западного прохода. Экипаж из 133 человек во главе со знаменитым британским исследователем и морским офицером сэром Джоном Франклином отправился в плавание на корабле H.M.S. Эребус и H.M.S. Terror в арктические воды и бесследно исчез. В течение следующего десятилетия более сотни европейских кораблей отправились на поиски Франклина и его людей, исследуя лабиринт островов и бухт, составляющих канадскую Арктику.

Портрет сэра Джона Франклина работы Уильяма Дерби, который пропал со своей командой во время исследования арктических вод в 1847 году.

AKG/Album

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

(В 1845 году сэр Джон Франклин искал Северный полюс и исчез.)

Эти спасательные миссии не увенчались успехом в поисках Франклина (два его корабля не были найдены до 2014 и 2016 годов), но у них были неожиданные Результаты. В то время как у капитана военного корабля есть строгий приказ следовать по маршруту, указанному судовладельцем, в случае розыска действуют другие правила. Поскольку цель состояла в том, чтобы найти корабли и тех, кто остался в живых, капитаны пользовались свободой прокладывать свой собственный курс.

В 1852 году капитан Эдвард Инглфилд командовал одним из кораблей, участвовавших в поисках пропавших исследователей, и в середине путешествия ему пришло в голову искать их в проливе Смит, морском проходе между Гренландией и канадским Элсмиром. Остров. Он писал: «Мы входили в Полярное море, и дикие мысли добраться до полюса. . . быстро пронеслись в моем мозгу». Он не нашел потерянных кораблей и не достиг полюса — лед в проливе Смит преградил ему путь, — но Инглфилд сказал, что видел чистую воду совсем недалеко к северу.

(Остров Элсмир — суровый дом для арктических волков.)

Прорыв

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Корабль капитана Инглфилда Изабель плавала в арктических водах в 1852 году, как изображено Джорджем Чемберсом.

Национальный морской музей, Лондон/Альбом

Британский исследователь Эдвард Инглфилд в 1852 году вел судно

Isabel в пролив Смит-Саунд, разделяющий острова Гренландия и Элсмир (Канада), который до этого считался непроходимым. К тому времени, когда лед вынудил его развернуться на 78° северной широты, он продвинулся в пролив дальше, чем кто-либо до него.

Набор для льда

Пара снегоступов со Шпицбергена на норвежском архипелаге Шпицберген. Они позволяют владельцу пройти сквозь сильный снегопад, не утонув.

Murray/SPL/Age Fotostock

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Новые путешественники

Поиски кораблей Франклина и Северного полюса также захватили воображение нескольких американских исследователей. В 1850-х годах американский финансист Генри Гриннелл поддержал две экспедиции, чтобы найти корабли Франклина и всех потенциальных выживших. Каждая экспедиция столкнулась с безжалостной борьбой с холодом, истощением и, в конечном счете, со льдом. Один из их кораблей прошел около 1250 миль, но экипажу пришлось отказаться от миссии, и их спас китобойный корабль. Экспедиции Гриннелла имели небольшие успехи: один из зимовальных лагерей Франклина был обнаружен на острове Бичи, но поисковики не нашли ничего, что могло бы раскрыть судьбу Франклина. Они нанесли на карту почти 1000 миль неизведанного побережья.

После экспедиций Гриннелла в 1850-х годах американцы продолжили свои полярные исследования. В 1860 году на борту корабля United States, Исаак Исраэль Хейс, врач и исследователь, участвовавший во второй миссии Гриннелла, отправился к Северному полюсу через Баффинов залив и пролив Смит. Хейс утверждал, что путешествовал достаточно далеко на север, чтобы увидеть открытое полярное море, но более поздний анализ показал, что его расчеты были ошибочными. Его книга «Открытое полярное море», , опубликованная в 1867 году, захватила воображение американцев и подробно рассказала о суровых условиях Арктики и изобретательности инуитов, с которыми он там столкнулся.

(Таяние льдов Гренландии может повлиять на будущее каждого.)

Застрявшие во льдах

Примерно в это же время немецкие исследователи также начали поиски Северного полюса после того, как известный географ Август Петерманн призвал их принять участие в поисках. Между 1868 и 1870 годами две немецкие экспедиции отправились в путь и проложили свои маршруты на основе теорий Петермана. Он утверждал, что Гольфстрим, океанское течение, несущее теплую воду из Мексиканского залива в Северную Атлантику, проникает в самое сердце Арктики. Он считал, что наличие более теплых вод в северных районах может создать судоходную брешь во льду. Вскоре команда узнала, что течение недостаточно теплое, чтобы создать такую ​​брешь. Их миссии не увенчались успехом.

Картина 1892 года изображает, как австро-венгерский экипаж Tegetthoff был заперт во льдах в течение года и выдержал 109 дней без солнца, прежде чем в августе 1873 года приземлился на архипелаге, который они назвали Землей Франца-Иосифа. Несанкционированное использование запрещено.

Начиная с 1872 года, австро-венгерская экспедиция отправилась в путь, также используя работу Петермана в качестве ориентира. Команду возглавили Юлиус фон Пайер и Карл Вейпрехт, исследователи и офицеры австро-венгерских вооруженных сил. Их корабль,

Tegetthoff, застрял во льду на 27 месяцев. Не имея возможности плыть, лодка дрейфовала среди замерзших морей.

Исследователи наткнулись на архипелаг, который они назвали Землей Франца-Иосифа в честь своего императора. Команда была вынуждена покинуть судно и отправиться пешком, таща за собой по снегу и льду сани и спасательные шлюпки.

Паковый лед, однако, ведет себя иначе, чем суша. По мере того как они двигались на юг, морское течение толкало замерзшую массу, по которой они шли, на север. За два месяца блужданий, измученных, по льду им удалось продвинуться только на 10 миль. К счастью, экспедиция все-таки вернулась в открытое море и достигла берегов России, где ее спас рыбак.

Северный рекорд

В Англии экспедиция Франклина, о трагической судьбе которой стало известно в 1859 году, вызвала двойственное отношение общества к экспедициям на Северный полюс, но британский флот по-прежнему стремился к награде. В 1875 году британский флот начал экспедицию под командованием Джорджа Нэрса. Два корабля, Alert и Discovery, , будут плыть вдоль западного побережья Гренландии через пролив Смит. Исследователи полагали, что этот маршрут приведет их к открытому полярному морю и Северному полюсу. Discovery остановился и устроил зимние квартиры в заливе Леди Франклин у бассейна Холл, в то время как Alert отплыл дальше на север и укрылся в бухте недалеко от острова Элсмир. На сегодняшний день это была самая дальняя точка на севере, до которой добирался европейский корабль.

В этот момент Нэрс задумался об экспедиции. Его наблюдения привели его к мысли, что открытого полярного моря не существует. Несмотря на его опасения, миссия продолжалась. После зимовки в своих местах оба экипажа весной отправили несколько санных отрядов для изучения местности. Оказалось, что они плохо приспособлены для суровых арктических условий. Они смогли пройти до 83 ° 20 ‘- самое далекое, что когда-либо достигал любой западный исследователь. Но до их цели оставалось 450 миль.

Сила льда

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Участники арктической экспедиции под руководством Джорджа Нэрса работают на пиле для резки льда. На заднем плане корабль

Оповещение , окруженный паковым льдом. Гравюра конца XIX века

UIG/Album

Экипаж полярной экспедиции Джорджа Нэрса 1875–1876 годов использовал ледовые пилы для вырезания доков для своих двух кораблей. Даже в этом случае паковый лед мог быстро захватить суда, поскольку Оповещение , член экипажа, Альберт Гастингс Маркхэм, записал: «Большой плавучий айсберг сильно давил на судно, поднимая корму из воды на высоту около пяти футов. Шум треска балок и стон бревен был звуком, который однажды услышав, уже никогда не забудешь».

Команде пришлось вернуться из-за болезни и тяжелых условий. Многие заболели цингой, многие умерли. Экспедиция не достигла своей цели, и две лодки в конце концов вернулись в Великобританию в ноябре 1876 года. Британская общественность сочла эту миссию катастрофой, поскольку она не смогла достичь полюса и привела к гибели стольких людей. Миссия Нэрса станет последней крупной миссией, спонсируемой Великобританией.

Полярные годы

В 1881 году еще одна крупная американская научная экспедиция отправилась на покорение Северного полюса. Под руководством 1-го лейтенанта Адольфуса Грили из Пятого кавалерийского полка Соединенных Штатов экспедиция Леди Франклин-Бей была направлена ​​​​на создание метеостанции в рамках первого Международного полярного года (МПГ). Сотрудничество началось в 1879 году, когда 12 стран согласились объединить усилия в научном изучении Арктики.

Целью экспедиции Соединенных Штатов был не только сбор научных данных, но и установление рекорда «самого дальнего севера», установленного британцами. Несмотря на большие надежды на миссию Грили, результаты оказались трагическими. Только семеро из первоначальных 25 участников экспедиции, включая Грили, выжили. Плохое планирование в сочетании с суровой погодой задержало доставку критически важных припасов и пайков для команды, которую оставили на три сезона на острове Элсмир, чтобы терпеть голод, усталость и воздействие. Соединенные Штаты действительно установили рекорд самого дальнего севера, но дорогой ценой.

Жестокие условия

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

На гравюре изображена мрачная сцена внутри палатки лейтенанта Адольфуса Грили на острове Элсмир, которая поразила группу помощи, когда они прибыли в июне 1884 года. «Вот мы и умираем, как мужчины. Сделал то, ради чего пришел — побил рекорд». Из первоначальных 25 членов миссии выжили только семеро. Ходили слухи о мрачных условиях, в которых были найдены мужчины, в том числе о каннибализме.

Невзирая на провал миссии Грили, New York Herald решила спонсировать собственную экспедицию на Северный полюс. В 1879 году корабль

Jeannette, под командованием Джорджа Де Лонга вошел в Арктику через Берингов пролив в надежде, что его унесет теплое течение океана Куросио из северной части Тихого океана. Но Де Лонг не прислушался к совету китобоев, которые работали в этом районе и по опыту знали, что течение не будет достаточно сильным, чтобы пронести корабль. По мере продвижения корабля Жаннет застрял во льдах и затонул два года спустя. Экспедиционерам пришлось тащить свои спасательные шлюпки по огромной пустоши, пока они не нашли открытую воду. В конце концов они достигли побережья Сибири осенью 1881 года, но только треть экипажа пережила разрушительное путешествие.

В ловушке льда, Жаннет застряла на два года, прежде чем ее команда покинула корабль в поисках спасения. 1882 Гравюра

Prisma/Album

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

(Исчезающий морской лед ставит под угрозу будущее полярных экспедиций?)

Проверка теорий

Удивительно, но три года спустя обломки корабля «Жаннетт » приплыли к побережью Гренландии. Норвежский ученый и исследователь Фритьоф Нансен использовал это открытие, чтобы теоретизировать существование морского течения, протекающего через весь Северный Ледовитый океан. По его расчетам, если корабль окажется под льдом в том же районе, где затонул «Жаннет », он сможет пересечь всю Арктику. В конечном итоге он выйдет на другом конце, пройдя через Северный полюс.

Нансен решил проверить свою теорию. Он построил корабль под названием Fram («вперед») с новой конструкцией киля, способной прочно держаться на льду в арктических водах. Кораблю будет позволено застрять во льду, и Нансен полагал, что течение затем унесет его к полюсу. Он отправился в путь в 1893 году с небольшой командой из 12 человек.

Сначала все шло хорошо. Корабль смог выдержать давление льда в воде. Однако после примерно года дрейфа исследователь понял, что его водный путь может все-таки не привести его к Северному полюсу. Нансен решил покорить шест на лыжах и санях в марте 189 г.5. Он и его товарищ по команде Ялмар Йохансен смогли установить новый рекорд дальнего севера, столкнувшись с суровыми условиями, когда они двигались по Земле Франца-Иосифа. Они были вынуждены построить убежище и перезимовать на острове Джексон, названном в честь британского полярного исследователя Фредерика Джексона, человека, который нашел Нансена и Йохансена и привез их в Норвегию в 1896 году.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. . Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

1 / 5

1 / 5

Нансен (второй слева) и Йохансен (седьмой слева, на заднем плане) отправились пешком к полюсу 14 марта 1895 года с тремя санями и 28 собаками.

Отправление в путь

Нансен (второй слева) и Йохансен (седьмой слева, на заднем плане) отправились пешком к полюсу 14 марта 189 г.5, с тремя санями и 28 собаками.

Для Алана/Алами/ACI

Тем временем, все еще занимаясь проверкой теории Нансена, Fram и остальная часть ее экипажа остались в паковых льдах, дрейфующих по Арктике. Отто Свердруп командовал кораблем и следил за тем, чтобы научные наблюдения продолжались, пока Fram медленно двигался. В августе 1896 года корабль наконец нашел открытую воду и смог вернуться в Норвегию, доказав правильность теории Нансена.

Менее успешной, но не менее изобретательной была экспедиция на воздушном шаре, предпринятая шведским исследователем Саломоном Андре в 1897 году. Андре считал, что сможет достичь полюса по воздуху, а не по морю. Он вместе с Нильсом Стриндбергом и Кнутом Френкелем вылетел со Шпицбергена, Норвегия, 11 июля 1897 года. Через три дня пути воздушный шар разбился; трое мужчин пережили первоначальную посадку, но погибли в неумолимых условиях на суше.

(Эта арктическая экспедиция закончилась катастрофой, но были сняты первые кадры с полюсом.)

Северный полюс нагревается

Европейские экспедиции к Северному полюсу продолжались безуспешно. Некоторым удалось продвинуться немного дальше на север, например, итальянской миссии во главе с принцем Луиджи Амедео, а его капитан Умберто Каньи сумел продвинуться немного дальше на север, чем Нансен, но не достиг Северного полюса.

Пока европейцы продолжали стремиться к полюсу. Американские исследователи были по горячим следам. Среди них был Роберт Э. Пири, совершивший восемь путешествий в Арктику между 1886 и 1919 годами.09. Другим американским борцом был Фредерик А. Кук, который в 1891–1892 годах служил врачом в арктической миссии Пири. Кук продолжал исследовать северные районы Земли и в конце концов в одиночку отправился на Северный полюс в 1907 году. Два бывших товарища стали соперниками, каждый из которых пытался захватить приз.

6 апреля 1909 года Пири и Хенсон считали, что достигли Северного полюса.

Из всей команды только Пири знал, как производить расчеты широты, и многие исследователи ставили их под сомнение. Скорость, с которой они вернулись, вызвала дополнительные сомнения.

Getty Images

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Миссия Кука началась без особой помпы в 1907 году, когда его шхуна, John R. Bradley, , отплыла из Массачусетса в Гренландию, где он провел зиму в Анноатоке, поселении инуитов примерно в 700 милях отсюда. В феврале 1908 года он отправился на поиски Северного полюса. Два инуитских проводника, Этукишук и Ахвела, сопровождали Кука на всем пути на север, где, как он утверждал, он достиг 90° северной широты, 21 апреля 1908 года.

Пири пытался претендовать на Северный полюс в течение почти двух десятилетий, когда он отправился в путь летом 1908 года на борту

Roosevelt . Он начал свое путешествие с большой группой, но за несколько месяцев сократил ее до Мэтью Хенсона, ветерана экспедиций Пири, и четырех гидов-инуитов. 6 апреля 1909 года группа Пири считала, что достигла Северного полюса.

(Мэттью Хенсон, возможно, был первым человеком, поднявшимся на вершину мира.)

Пири и Кук ссорятся из-за своих заявлений о том, что они первыми прибыли на Северный полюс. Обложка парижского издания. Le Petit Journal 1909

UIG/Album

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Осенью 1909 года конкурирующие газеты трубили о притязаниях каждого человека на открытие, и разгорелся жаркий спор. Рассказ Кука подвергся тщательной проверке и был признан недоказанным. Национальное географическое общество после изучения документов Пири заявило, что Пири действительно достиг Северного полюса. Репутация Кука упала, а Пири взлетела.

В 1980-х Национальное географическое общество пересмотрело документы Пири и обнаружило, что он не достиг Северного полюса. Другие эксперты утверждают, что на самом деле первым к полюсу пришел Хенсон, а не Пири.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *