Началась первая русская кругосветная экспедиция
Первая русская кругосветная экспедиция под руководством Ивана Крузенштерна и Николая Резанова началась 7 августа 1803 года, 26 июля по старому стилю. Путешествие осуществлялось на двух шлюпах, получивших название «Надежда» и «Нева». Русских мореплавателей, отправляющихся в первое свое кругосветное путешествие, из Кронштадта торжественно провожали местные жители и команды кораблей, стоящих на рейде.
Через десять дней экспедиция дошла до Копенгагена, где в обсерватории были откорректированы хронометры. «Надежда» и «Нева» 26 сентября остановились в Англии, в Фалмуте, где задержались до 5 октября, чтобы проконопатить корпуса. Следующая остановка была сделана на Канарских островах, где русские мореплаватели запаслись провизией и пресной водой. После этого отправились к берегам Южной Америки.
Русскими кораблями 26 ноября 1803 года впервые пересечен экватор. Это событие отметили торжественным подъемом Андреевского флага и салютом из орудий. В декабре экспедиция подошла к острову Святой Екатерины у берегов Бразилии и остановилась там. Шлюп «Нева» нуждался в замене мачты, и ремонт затянулся до конца января. За это время участники экспедиции ознакомились с природой тропической страны.
Многое вызывало удивление, ведь в южных тропических широтах январь является самым жарким месяцем, и перед путешественниками предстало все разнообразие животного и растительного мира. Было составлено детальное описание острова, внесены поправки в карту побережья, собраны десятки образцов различных видов тропических растений.
Наконец, ремонт был закончен, поэтому первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского продолжилось. Корабли обогнули мыс Горн 20 февраля 1804 года и продолжили свой путь уже по Тихому океану. Тут не обошлось без происшествий: из-за сильного ветра, дождей и тумана корабли потеряли друг друга из виду.
Но командование экспедицией предусмотрело подобную возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «неистовых пятидесятых» и «ревущих сороковых» широтах. В случае подобного развития событий было решено встретиться на острове Пасхи. «Нева» подошла к острову и, подождав там три дня, отправилась к Маркизским островам, где и встретилась с «Надеждой» возле острова Нукагива.
Выяснилось, что, потеряв из виду корабль Лисянского, Крузенштерн направился на север, чтобы обследовать тамошнюю часть океана, но так и не нашел новой суши. Сам остров был детально описан, была собрана коллекция неизвестных науке растений, а Лисянский составил краткий словарь туземного языка. После этого корабли покинули Нукагиву, в мае вторично пересекли экватор и взяли курс на Гавайские острова, где разделились. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» — к северо-западным берегам Америки.
На пути к Камчатке на одном из островов экспедиция рассталась с одним из членов экипажа, Федором Толстым. Он был известнейшим представителем русского дворянства тех годов, причем славу свою получил за эксцентричное и провокационное поведение. Не изменил своему характеру он и в путешествии. В конце концов, Крузенштерну надоели выходки Толстого, поэтому он высадил его на берег. Оттуда Толстой добрался до Алеутских островов и Аляски, после чего вернулся обратно на Камчатку и через Дальний Восток, Сибирь и Урал прибыл в Петербург.
В начале июля «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский. К этому времени отношения между Крузенштерном и послом Резановым накалились до предела. Конфликт между ними возник еще в начале путешествия и был обусловлен тем, что, хотя Крузенштерн являлся командиром корабля, формально начальником экспедиции считался Резанов, причем о его статусе стало известно только после отбытия из Кронштадта.
Такое двоевластие просто не могло не сказаться во время первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского на дисциплине экипажа. Дело почти дошло до бунта, и посол был вынужден до прибытия в Петропавловск-Камчатский проводить все время в каюте. Сойдя на берег, он сразу же подал жалобу губернатору на действия Крузенштерна и экипажа. Впрочем, все разрешилось благополучно, и «Надежда» вышла в море и отправилась к берегам Японии.
Корабль прибыл в порт Нагасаки 26 сентября 1804 года. Но местные власти оказали русским морякам довольно холодный, даже враждебный прием. Сначала от них потребовали сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие, только после этого кораблю было позволено зайти в бухту. «Надежда» простояла в гавани полгода, все это время морякам не разрешалось даже сойти на берег. В конце концов, послу сообщили, что император не может принять его. Более того, русским кораблям впредь запрещалось показываться вблизи японских берегов.
Попытка установить дипломатические отношения закончилась провалом. Впрочем, это неудивительно, ведь Япония в тот период строго придерживалась политики изоляции и не собиралась от нее отказываться. Корабль вернулся в Петропавловск-Камчатский, где Резанова освободили от дальнейшего участия в плавании.
Впрочем, плавание в Японию не было напрасным. Европейцам был плохо известен тот регион, карты пестрели неточностями и ошибками. Крузенштерн составил описание западной береговой линии Японских островов, внес некоторые поправки в карты.
В июле 1805 года «Надежда» совершила еще одно плавание, на этот раз к берегам Сахалина. Пройдя с юга на север острова и попытавшись обогнуть его, экспедиция столкнулась с туманами и мелководьем. Крузенштерн ошибочно решил, что Сахалин — это полуостров, соединенный с материком перешейком, и повернул обратно на Камчатку.
Пополнив запас провизии, совершив необходимый ремонт и загрузившись пушниной, шлюп в конце сентября отправился в Китай. По пути с карт были убраны несколько несуществующих островов, а сама «Надежда» несколько раз попадала в шторм. Поздней осенью корабль наконец бросил якорь в Макао и стал ждать прибытия Лисянского.
После разделения на Гавайских островах «Нева» отправилась к побережью Северной Америки. Там экспедиция в первую очередь занялась гидрографическим описанием побережья. Кроме того, осенью 1804 года Лисянский вынужден был прервать научные исследования на острове Кадьяк и оказать помощь русским поселенцам в Америке, которые подверглись нападению туземцев. Разрешив проблемы поселенцев и выполнив необходимые астрономические наблюдения в тех местах, корабль вернулся на Кадьяк.
Кроме гидрографических и астрономических наблюдений, осуществлялось наблюдение за погодой, а также была составлена карта Кадьякского архипелага. После зимовки в 1805 году исследования побережья продолжились. Летом «Нева» бросила якорь в поселении Ново-Архангельске. Здесь экспедиция провела около двух месяцев, исследуя этот район. Проводилась разведка берегов и вылазки вглубь островов, было составлено их детальное описание.
В частности, Лисянский поднялся на гору Эчком, которая являлась потухшим вулканом. Были сделаны наблюдения о растительности, смене температуры с высотой, собраны образцы вулканических пород. Лисянский обнаружил горячие источники на острове Баранова, вода которых имела лечебные свойства. Им же было собрано множество сведений о жизни индейцев и коллекция их бытовых предметов.
После завершения всех необходимых исследований «Нева» приняла груз пушнины, принадлежавшей Российско-американской компании, и 1 сентября отправилась к берегам Китая. Перед отплытием было заготовлено несколько десятков ведер дикого щавеля, который являлся проверенным средством от цинги. Случаев заболевания в дальнейшем пути не было.
Лисянский надеялся обнаружить неисследованную сушу и прокладывал маршрут через те участки океана, по которым до этого суда не ходили. Но эти поиски чуть не обернулись неприятностями: ночью 3 октября «Нева» села на мель. Как оказалось утром, это спасло корабль от столкновения с маленьким островом, находящимся в центре мели. Острову дали имя Лисянского. Он был необитаемым и весьма низким, в темноте тропической ночи его очень просто не заметить, а столкновение с каменистым берегом может окончиться гибелью корабля.
«Нева» успешно снялась с мели и продолжила путь. Тем не менее плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского затягивалось, корабль не успевал к намеченному сроку, и Лисянский решил сместиться на юг, чтобы паруса наполнил попутный ветер. Возле Филиппин «Неву» сильно потрепал тайфун, пришлось даже выбросить за борт часть груза. Наконец, в середине ноября мореплаватели встретили первый китайский корабль. «Нева» прибыла в Макао 21 ноября 1805 года, где ее уже ожидала «Надежда».
По прибытии в Макао Крузенштерн известил губернатора о цели визита и убедил его разрешить «Надежде» остаться в порту до прибытия «Невы», даже несмотря на то, что военным кораблям там стоять запрещалось. Но уговорить местные власти на заход обоих суден ему сразу не удалось. Поэтому, когда «Нева» подошла к Макао, он перешел на нее и вместе с Лисянским отправился в порт. С продажей мехов возникли определенные трудности, так как китайские купцы ждали разрешения правительства на то, чтобы вступить в торговые отношения с русскими.
Наконец, при помощи местного английского торгового представительства удалось сбыть груз. Закупив китайские товары — чай, шелк, фарфор, и завершив торговые дела, экспедиция готовились к отправке, но тут вновь вмешались китайские чиновники, запретив кораблям покидать порт до получения разрешения. Спустя месяц разрешение наконец было получено, и 28 января 1806 года русские мореплаватели отправились в путь.
Во время плавания через Полинезию, Индийский и Атлантический океан каких-либо географических открытий сделано не было, так как этот маршрут был широко известен и давно исследован. Впрочем, несколько интересных событий все же случилось. До берегов Африки корабли шли вместе, но, проходя мимо мыса Доброй Надежды, попали в туман и 3 апреля потеряли друг друга из виду.
По договоренностям на такой случай предполагалось вновь встретиться на острове Святой Елены. По прибытии туда Крузенштерн получил известие, что Россия и Франция находятся в состоянии войны. Это заставило его изменить дальнейший маршрут экспедиции кругосветного путешествия, и «Надежда» пошла вдали от европейских берегов, обогнув Британские острова. Лисянский же решил возвращаться самостоятельно, не заходя на остров Святой Елены. Бросив якорь в Портсмуте и узнав о войне, он все же продолжил плавание через Ла-Манш.
Первое кругосветное путешествие завершилось 6 августа 1806 года прибытием в порт Кронштадта шлюпа «Нева», 19 августа в порт прибыла «Надежда». Первое русское кругосветное путешествие открыло новую страницу географических исследований. Экспедицией были открыты новые острова и стерты с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих точек на карте. Обновленные карты малоизученных мест земного шара упростили дальнейшие экспедиции.
После первого кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского было получено множество сведений о населении дальних земель, о его обычаях, культуре и быте. Собранный материал был передан Академии наук и послужил ценным источником информации.
Во время путешествия также были составлены чукотский и айнский словари. Исследования температуры воды в океанах, ее солености, течений, приливов и отливов не прекращались за все время путешествия, в дальнейшем полученные сведения станут одной из основ океанографии.
Наблюдения за погодой в разных уголках земного шара впоследствии будут иметь значение для становления такой науки, как климатология. Ценность исследований и наблюдений русской экспедиции в том, что они проводились систематически, с помощью самых современных приборов, подобный подход на тот момент был новаторским.
Сведения, полученные в кругосветном путешествии, были опубликованы в книгах Крузенштерна и Лисянского. К сочинениям прилагались атласы с новейшими картами и иллюстрациями природы и городов дальних стран. Данные труды, содержавшие множество сведений о малоисследованных землях, вызвали сильный интерес в Европе и были переведены на многие языки.
Экспедиция стала первым русским кругосветным путешествием, матросами и офицерами впервые был приобретен опыт дальних плаваний, тем самым сформировалась основа для дальнейших географических открытий под русским флагом. В частности, в экипаж «Надежды» входили Фадей Беллинсгаузен — будущий первооткрыватель Антарктиды, и Отто Коцебу, совершивший в дальнейшем еще одно кругосветное путешествие.
Ципоруха М. И. Первая российская кругосветная
14 ноября 1803 г. отдаленный район Тропической Атлантики огласил артиллерийский салют. Свершилось знаменательное событие в истории Российского флота: впервые два корабля под андреевским флагом пересекли земной экватор.
Залпы орудий сопровождало трехкратное раскатистое «ура” поднявшихся по вантам моряков. Событие ознаменовали праздником в честь Нептуна и торжественным обедом. А кораблям еще предстоял тяжелейший переход через три океана…
Трехмачтовые шлюпы «Надежда» и «Нева». С картины П. Лесникова.
Это первое кругосветное плавание отечественных судов возглавлял опытный офицер капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846), его помощником был капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Ратуя за развитие российской внешней торговли, укрепление позиций страны на севере Тихого океана, за проведение морских научных исследований, И. Ф. Крузенштерн несколько лет добивался разрешения на экспедицию. Ему помог выдающийся государственный деятель того времени граф Н.
Маршрут плавания трехмачтовых шлюпов «Надежда» и «Нева», разработанный до мельчайших подробностей, должен был сначала пролегать через Балтийское и Северное моря, затем предполагалось пересечь Атлантику и, обогнув Южную Америку, подойти к Гавайским островам. Оттуда «Неве» следовало направиться к острову Кадьяк у побережья Северной Америки, где находилось Главное управление Российско-Американской компании, взять груз — пушнину — и доставить его в южнокитайский порт Кантон (ныне Гуанчжоу). В это время «Надежде» предписывался визит в Японию с русским посольству, возглавляемым камергером* Н. П. Резановым, одним из директоров-учредителей Российско-Американской компании, после идти на Камчатку, взять пушнину и тоже завезти в Кантон. А затем обоим кораблям предстоял обратный путь — через Тихий, Индийский и Атлантический океаны – в Россию.
Кроме торговых и политических, перед экспедицией стояли и чисто научные задачи. Для их решения в ее состав включили астронома И. К. Горнера и двух естествоиспытателей — В. Г. Тилезиуса фон Тиленау и Г. И. Лангсдорфа. Им поручалось провести подробные описания земель по пути следования, в первую очередь российских владений в Америке, собрать коллекции образцов геологических пород, флоры и фауны. Важное значение придавалось и этнографическим исследованиям.
Экипажи шлюпов укомплектовали матросами российского военного флота, и особенно тщательно Крузенштерн и Лисянский подбирали офицеров. Не случайно в их числе оказались руководители будущих кругосветных плаваний, командиры экспедиционных кораблей, авторы выдающихся научных трудов. А тогда это были еще молодые лейтенант Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778-1852), кадет О. Е. Коцебу (1788-1846) и др.
26 июля 1803 г. «Надежда» (под командованием Крузенштерна) и «Нева» (капитан — Лисянский) покинули Кронштадт и уже 24 сентября вышли в Атлантику. С первых дней плавания командиры обоих судов организовали регулярные метеорологические и гидрологические наблюдения. 1 октября, воспользовавшись безветрием, Крузенштерн приказал спустить шлюпку, с которой Горнер и Лангсдорф взяли пробу воды с глубины 174 м. Так было положено начало наблюдениям российских ученых за температурой морской воды на различных горизонтах.
В районе островов Зеленого Мыса (у западного побережья Африки) натуралисты занялись выяснением причины свечения морской воды. Они установили, как писал позднее Крузенштерн, что «…вода светится не от движения и трения частиц оной, но что действительною виною того суть органические существа». Это был новый для того времени вывод. В плавании через Атлантический океан обнаружили сильное течение, увлекавшее корабли на восток с заметной скоростью — до 0,85 узла (около 1,5 км/ч). Им оказалось тогда еще неизвестное Межпассатное противотечение.
Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн.
Гравюра Ф. С. и Л. С. Бычковых по рисунку худ. Н. А. Шишловского.
После стоянки и ремонта в гавани на острове Св. Екатерины у берегов Бразилии корабли в середине февраля 1804 г. достигли широты мыса Горн — южной оконечности Америки. Теперь им предстояло первым из россиян обогнуть с юга Американский континент, преодолеть один из самых опасных районов плавания и выйти в Тихий океан. И мыс Горн, действительно, оправдал свою недобрую славу. Шквал налетал за шквалом. С трудом пробиваясь сквозь сплошную завесу снега и града, корабли получили повреждения и едва не лишились шлюпок… Наконец, к утру 20 февраля суровый мыс Горн остался позади.
После трехнедельного плавания по Тихому океану из-за дождливой и пасмурной погоды корабли разошлись и встретились вновь лишь у Маркизских островов. (До этого «Нева» прошла вблизи острова Пасхи с его загадочными исполинскими каменными статуями — памятниками древних цивилизаций**). У Гавайского архипелага корабли расстались вновь, и на этот раз надолго. «Нева», как и предполагалось по плану, направилась к острову Кадьяк, в Русскую Америку, а «Надежда» — в Петропавловскую гавань на Камчатке. Выгрузив доставленные для Российско-Американской компании товары, моряки отремонтировали судно, изрядно потрепанное штормами, погрузили на него солидный запас продовольствия, и 26 августа 1804 г. «Надежда» вышла из Авачинской губы Петропавловского форта к берегам Японии.
Там корабль попал в сильнейшую бурю. Она неуклонно несла его на прибрежные скалы. Лишь перемена ветра в самые последние мгновения отвела беду…
На пути в Японию Крузенштерн продолжил научные исследования. Он прокладывал курсы корабля с таким расчетом, чтобы проверить имеющиеся карты этого района, составленные иностранными моряками. И командир «Надежды» убедился, что многие указанные на них острова просто не существуют. Он уточнил данные французских карт о положении одного из проливов у южных берегов острова Кюсю и определил точные координаты ряда островов и мысов японского побережья.
27 сентября 1804 г. «Надежда» бросила якорь в Нагасаки. Здесь состоялись длительные переговоры посольства Резанова с японским правительством, закончившиеся, к сожалению, неудачей: японцы отказались налаживать торговые отношения с Россией.
Затем «Надежда» взяла курс на Камчатку. Она прошла мимо входа в Сангарский пролив, разделяющий острова Хоккайдо и Хонсю; оказалось, его ширина составляет здесь всего 9 миль (вместо 110 миль, указанных на некоторых европейских картах того времени). Корабль проследовал вдоль западного берега Хоккайдо до пролива Лаперуза и приблизился к Сахалину. Были уточнены положения островов у его побережья. Российские моряки посетили на Сахалине селения коренных жителей — айнов, о жизни и обычаях которых Крузенштерн оставил интересные записки.
Вскоре путь «Надежде», продвигавшейся по Охотскому морю к северу, преградили льды. Обойти их не удалось, и Крузенштерн приказал повернуть на восток — к Курилам. Там экспедиция открыла четыре малых, едва выступавших из воды каменных острова. Характерное для этого места сильное течение, а также штормовая погода и туманы создавали огромную опасность для плавания. И Крузенштерн назвал эти острова Каменными ловушками.
Через месяц после прибытия на Камчатку «Надежда» вновь направилась к Сахалину (к тому времени посольство Резанова покинуло шлюп) и, пройдя неизвестным тогда проливом на севере Курильской гряды — теперь он называется проливом Крузенштерна, — корабль оказался в Охотском море. Подошли к сахалинскому мысу Терпения и точно определили его положение, после чего направились в южную часть Сахалинского залива, а затем в пролив между Сахалином и материком. Крузенштерн считал: он находится неподалеку от устья Амура и попытался подойти к берегу, но помешала слишком малая глубина.
Поскольку Крузенштерн не смог пройти из Охотского моря в Японское нынешним Татарским проливом (именно там и делали промеры глубин со шлюпки) на основании своих наблюдений он заключил: «не оставляет теперь ни малейшего сомнения, что Сахалин есть полуостров…». (Кстати, такой же вывод сделал и французский мореплаватель Ж. Ф. Лаперуз, предпринявший еще в XVIII в. неудачную попытку пройти через этот пролив с юга на север.) Эту ошибку, к чести Российского флота, исправил в 1849 г. исследователь Дальнего Востока Г. И. Невельской (1813-1876), доказав, что Сахалин — остров. В конце сентября «Надежда» возвратилась в Авачинскую губу, а затем направилась в Кантон для встречи с «Невой».
А на долю последней выпали и опасные приключения, и важные открытия. Разойдясь с «Надеждой» у Гавайских островов, «Нева» 1 июля 1804 г. прибыла на Кадьяк, где ее уже давно ожидали. Правитель русских поселений в Америке А. А. Баранов сообщил Лисянскому, что еще два года назад местное индейское племя разгромило русскую укрепленную факторию — крепость Архангельскую — и разграбило склады Российско-Американской компании. «Нева» отправилась к крепости, и объединившись с командой Баранова, который прибыл туда на судне «Ермак», россияне отвоевали ее. Здесь заложили другую крепость — Ново-Архангельскую, усилив ее оборону шестью пушками. Впоследствии она стала главным центром русских поселений в Америке.
За время плавания в местных водах Лисянский, пользуясь любой возможностью, делал описи побережий. Во время зимовки судна на Кадьяке он со штурманом Д. И. Калининым описал всю группу прилегающих к нему островов, составил подробный план Чиниатского залива с гаванями Павловской и Трех Святителей, детально описал Ситхинский залив. Неподалеку были открыты еще два острова, названные в честь русских адмиралов — Круза и Чичагова.
В августе 1805 г., взяв пушнину в Ново-Архангельске, «Нева» отправилась в Кантон. В один из дней плавания судно село на коралловую мель. Чтобы сняться с нее, пришлось сбросить за борт часть балласта. А утром следующего дня впереди по курсу моряки увидели неизвестный доселе коралловый остров. С большим трудом удалось подойти к нему и высадиться на берег. По желанию экипажа судна остров (он входит в Гавайский архипелаг) назвали именем Лисянского.
Через несколько месяцев корабли экспедиции наконец встретились в Кантоне. Крузенштерн и Лисянский выполнили поручение Российско-Американской компании — выгодно продали меха и закупили китайские товары. А в феврале 1806 г. шлюпы отправились в обратный путь — снова через три океана. В середине апреля у мыса Доброй Надежды (Южная Африка) корабли в тумане потеряли друг друга из виду. «Надежда» подошла к острову Святой Елены в Атлантике, где была назначена их встреча, но «Невы» там не оказалось: Лисянский решил проплыть в европейские воды без захода в промежуточные порты. Впервые в истории судоходства он совершил безостановочный рейс из Южного Китая в британский Портсмут. После короткой стоянки «Нева» взяла курс к родным берегам и 22 июля 1806 г. вошла на Кронштадтский рейд. Через две недели туда прибыла и «Надежда». Так закончилась первая российская кругосветная экспедиция.
Все ее участники удостоились наград и пожизненных пенсий, а матросов освободили от дальнейшей службы, длившейся в ту пору четверть века. В честь этого события по велению императора Александра I на столичном монетном дворе отчеканили оригинальные памятные медали.
Памятные медали, отчеканенные в честь кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
Российская академия наук отдала должное результатам экспедиции. В обращении к Крузенштерну сказано: «Ожидания Академии были оправданы самым блистательным образом, и это столь же смелое, сколько и счастливое плавание, совершенное под Вашим благоразумным управлением, не только возвысило славу русского флота в глазах всей Европы, но и обогатило науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими пределы естествознания и географии». Крузенштерн был избран почетным членом Академии.
В 1809-1812 гг. вышли из печати три тома его книги «Путешествие вокруг света в 1803-1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева», а в 1813 г. – «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». Позднее книгу опубликовали почти на всех европейских языках, а сам Крузенштерн стал членом академий и научных обществ Англии, Франции, Данин, Германии.
Неоценимы результаты научных исследований, проведенных в кругосветном плавании двух российских шлюпов. Ведь в течение трех лет на огромных океанских акваториях систематически. фиксировали метеорологические и гидрологические параметры: температуру, давление и влажность воздуха, силу и направление ветра, состояние облаков, характер осадков. Измеряли глубины океана, состояние поверхности и динамику океанских вод (последнее позволило Крузенштерну сделать ряд важных выводов о границах и силе экваториальных течений). Международное признание получили и этнографические исследования: описание жизни и обычаев жителей Маркизских островов, Сахалина и других уголков Земли считаются классическими и до сих пор не потеряли своего значения.
Первая российская кругосветная экспедиция стала важным этапом на пути познания нашей планеты.
* Камергер — с XVIII в. придворное звание старшего ранга в Российской империи и некоторых других монархических государствах (прим. ред.).
** См.: Е. В. Викторова, С. В. Сергеев. Ключ к тайнам острова Пасхи. — Наука в СССР, 1991, № 6 (прим. ред.).
Барк Крузенштерн-Впечатляющее прибытие Гонконг
Sail-World Cruising/ИТАР-ТАСС, 17 апреля 2006 г.
Крузенштерн С.В.
Гонконг, 16 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/. «Крузенштерн», прекрасный старинный русский четырехмачтовый барк, совершающий кругосветное плавание, в воскресенье утром прибыл в Гонконг. Барк представлял собой захватывающее зрелище, когда он входил в оживленную современную гавань Гонконга, останавливая движение и затмевая паромы и контейнеровозы.
Экипаж корабля, построенного в Германии 80 лет назад, состоит из курсантов рыбохозяйственных и военно-морских училищ и членов клубов юных моряков из ряда городов России. Плавание приурочено к 60-летию Победы и 200-летию первого кругосветного плавания русских моряков под руководством Ивана Крузенштерна.
Моряки Крузенштерна © SW
Предыдущую остановку теплоход сделал во Владивостоке. Он вышел из морского порта 6 апреля в сопровождении двух малых противолодочных кораблей Тихоокеанского флота. Корабли сопроводили «Крузенштерн» до кромки территориальных вод России.
«9 апреля экипаж «Крузенштерна» почтил память моряков, погибших в Цусимском сражении», — сообщил ИТАР-ТАСС член оргкомитета рейса Владимир Кирюхин. «Погода была довольно хорошей, но ранним утром 10 апреля барка прошла через бурное море».
Кирюхин рассказал, что члены экипажа почувствовали себя настоящими моряками и наслаждались своим первым штормовым морем. 11 апреля «Крузенштерн» прошел сквозь густой туман в районе промысла кальмаров. Видимость сократилась с десяти до двух миль, поблизости было много рыболовных судов. «Они посылали сигналы в пути в течение нескольких часов. Позже в тот же день экипаж научили взбираться на мачты и управлять парусами», — рассказал Кирюхин.
Sail-World Cruising находит интересным тот факт, что цитируется не капитан, а «член организационного комитета». Старые привычки в России, кажется, не умирают!
ИСТОРИЯ:
Затянувшаяся загробная жизнь глубоководного паруса каким-то образом запечатлена в истории «Крузенштерна». Она начала свою жизнь как Padua, когда ее спустили на воду в 1926 году, чтобы присоединиться к Flying P Line в качестве перевозчика нитратов, работающего вокруг мыса Горн в Южную Америку. С окончанием торговли нитратами она перешла на торговлю зерном и совершила несколько поездок в Порт-Линкольн в Австралии. Как и все большие стальные барки Flying P Line, она была построена так, чтобы ее можно было эксплуатировать в тяжелых условиях — действительно, шкиперам этих великолепных судов было приказано выискивать штормы, чтобы совершать самые быстрые переходы! С этой целью «Падуя» однажды прошла 351 морскую милю с полудня до полудня и вышла в Порт-Линкольн из Гамбурга за 67 дней. После войны она была передана СССР и переименована в честь известного русского мореплавателя и гидрографа адмирала Ивана Крузенштерна. (1770-1846) —
Адмирал Иван Федорович Крузенштерн © SW
Мореплаватель, член-корреспондент (1803 г.), почетный член СПб АН, адмирал. Он был основоположником океанографии, руководителем первой кругосветной экспедиции (1803-1806) на кораблях «Надежда» (командир И. Ф. Беллинсгаузен) и «Нева» (командир Ю. Ф. Лисянский). В 1827-1842 годах он был директором Военно-морского училища.
Корабль перевозит грузы уже несколько дней, и с тех пор он используется в качестве учебного судна для кадетов, готовящихся к карьере в Совете по рыболовству.
Крузенштерн на закате © SW
www.sail-world.com/send_message.cfm!Click_Here!то же самое, чтобы написать нам об этой статье
Если вы хотите сделать ссылку на эту статью, используйте этот URL-адрес: www. sail-world.com/23150.
Важнейшие кругосветные путешествия в истории человечества
Эпоха Великих географических открытий — период в развитии человеческой цивилизации, который трудно переоценить. Особый вклад в развитие географии внесли экспедиторы, снаряжавшие и совершавшие кругосветные путешествия.
Кто был первым путешественником, совершившим кругосветное путешествие?
Считается, что первенство в деле кругосветных экспедиций принадлежит испанской флотилии, которой командовал португалец Фернан Магеллан. Под предводительством моряка находилось 5 кораблей, на каждом из которых было от 260 до 280 человек экипажа: из исходного пункта они вышли 20 сентября 1519 года. Экспедиция вернулась через 3 года назад, но из 5 кораблей добрался только один обратно, и то без руководителя экспедиции.
Установлено, что основной причиной такой непростой судьбы путешествия стали не только обычные трудности, возникающие во время длительных экспедиций, но и мятежи на кораблях. Из 5 кораблей, вышедших из порта с Магелланом, 3 находились под командованием капитанов из испанской знати. Они не были счастливы подчиняться португальскому иммигранту. Также Магеллан не поделился с остальными капитанами маршрутом путешествия, что не побудило моряков доверять ему.
Мятеж начался в апреле следующего года, и Фернан узнал о предательстве только утром, когда 3 из 5 кораблей вышли из-под его контроля. Магеллан находился на корабле «Тринидад», а экипаж корабля «Сантьяго», который не был боевым, остался ему верен. Магеллан начал подавлять мятеж, напав на «Виктория», по иронии судьбы единственный корабль, который смог вернуться домой. Путешественнику удалось подавить мятеж и восстановить контроль над флотом, жестоко наказав бунтовщиков. Он четвертовал двух капитанов повстанцев и повесил их, оставив их тела на веревках на несколько месяцев в назидание команде. Представителя короля Испании и священника, участвовавшего в восстании, Магеллан выбросил на необитаемый остров, а восставших моряков заковал в кандалы.
Следующей трудностью, с которой пришлось столкнуться экспедиторам, стала стычка с жителями Филиппинских островов. Магеллан прибыл на остров Мактан и приказал местному вождю подчиниться короне, на что тот получил отказ и решил напасть на аборигенов. Моряки имели численное преимущество и огнестрельное оружие, но жители острова умело использовали ландшафт и победили европейцев. В ходе битвы погиб сам Магеллан.
В сентябре 1522 года корабль «Виктория» вернулся в гавань, и на его борту было всего 18 человек, хотя в экспедицию отправилось более тысячи европейцев. Через некоторое время в Санлукар-де-Баррамеда вернулись еще 18 моряков — они были освобождены из плена португальцами.
Первое кругосветное плавание заняло у моряков 1081 день, и в ходе него удалось доказать, что Земля круглая, и большую часть планеты занимает не суша, а океаны и моря. Подчиненные Магеллана привезли в Испанию данные об открытых Филиппинах, Марианских островах, а также о проливе между архипелагом Огненная Земля и Южной Америкой, который был назван в честь Фернана Магеллана. Несмотря на то, что почти все участники экспедиции погибли от болезней, сражений или во время восстания, ее результаты признаны успешными и прибыльными для короля Испании, ведь изначально Магеллан собирал экспедицию для поиска кратчайшего пути на Молуккские острова. и объявить их территорией, подчиненной испанцам.
Русское кругосветное плавание
В начале августа 1803 года из Кронштадта вышли два экспедиционных шлюпа под командованием Юрия Лисянского и Ивана Крузенштерна. Корабли «Нева» и «Надежда» имели на борту приборы для проведения исследований и новейшее оборудование, которое моряки получали от императора. На двух кораблях находилось 105 членов экипажа, также на борту находились немецкие ученые.
К ноябрю 1803 года русским морякам удалось впервые пересечь экватор, и на кораблях был устроен праздничный день. Когда пара кораблей вышла в Тихий океан, экспедиция разделилась: «Надежда» ушла к берегам Полинезии, а «Нева» продолжила бороздить воды. После этого корабли встретились и вместе взяли курс на Гавайи: «Надежда» стала осваивать воды у Камчатки, а «Нева» двинулась к Аляске.
В ходе экспедиции корабли прошли у берегов Японии, южную часть Камчатки, открыли остров Сахалин, описали на картах Японские и Курильские острова. Команды также высаживались на Дальнем Востоке, где общались с местными жителями и изучали их быт, привычки, традиции и нравы. Впечатлял и научный результат поездки: ученые собрали множество данных о флоре и фауне мест, где они побывали, занялись составлением этнографического атласа изучаемых территорий.
Вся экспедиция Лисянского и Крузенштерна заняла 3 года и 12 дней. Чтобы добраться из сибирских городов к берегам Японии, раньше нужно было потратить 4-5 лет, сменив на переправах несколько сотен лошадей. За 3 года пути никто из членов экипажа не погиб, а сами экспедиторы установили рекорд того времени — они не заходили в порт для пополнения припасов и ремонта корабля целых 142 дня.
Как была открыта Антарктида
Знаменитый мореплаватель Джеймс Кук, совершивший также несколько кругосветных путешествий, не смог добраться до Антарктиды и заявил, что этого континента не существует. Ошибочное мнение развеяли экспедиторы Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, моряки, совершившие первое морское путешествие в Антарктиду.
Путешествие началось летом 1819 года, когда из Кронштадта вышли «Мирный» и «Восток» — шлюпы экспедиторов с землепроходцами на борту. Пока корабли плыли к Антарктиде, Лазарев и Беллинсгаузен открыли острова Свечения, Траверс, Лескова, Анненкова и Завадовского. Также путешественники составили уточненное описание островов Южной Георгии, открытых ранее Куком.
Корабли подошли к Южному материку 28 января 1820 года. Моряков встретила огромная ледяная стена, протянувшаяся так далеко, что невозможно было разглядеть ее края. Корабли решили плыть по континенту с восточной его части, но не смогли продвинуться дальше на юг, даже войдя в Индийский океан.
Деревянным «Востоку» и «Мирному» пришлось пройти сложнейшие условия — чтобы не разбиться, им приходилось лавировать между глыбами льда. Когда экспедиция достигла теплых вод Индийского океана, моряков встретил сильный шторм.