Первое кругосветное путешествие крузенштерна: Что важно знать о первом русском кругосветном путешествии?

Иван Федорович Крузенштерн. Биография, первое русское кругосветное путешествие

Крузенштерн Иван Федорович – уникальная историческая личность, легендарный мореплаватель, адмирал, почётный член Петербургской Академии Наук и один из ведущих основоположников отечественной океанологии.

Он оказал значительное влияние на историю русских морских экспедиций и на всё мореплавание в целом.

Биография Крузенштерна

Крузенштерн родился в Хагудисе в Эстонии 8 ноября 1770 года. Выходец из дворянской семьи, в восьмидесятых годах он обучался в Кадетском корпусе, откуда впоследствии был послан Русско-шведскую войну, где поучаствовав в нескольких сражениях, был в 1790 произведён в звание лейтенанта. Биография Крузенштерна изобилует примечательными фактами, позволяющими понять, что мы имеем дело с незаурядной личностью, судьба которой изначально обещала быть нетривиальной.

В период 1793–1799 он служил на английских судах, воевал с французами и успел побывать на Бермудах и Барбадосе. Досрочно был выпущен из корпуса и переведён в мичманы на 74-пушечное судно «Мстислав». По возвращению на родину, уже капитан-лейтенант, Крузенштерн Иван Федорович представил на суд императора Александра I свой первый экспедиционный проект, который был непосредственно вдохновлён актуальной на тот момент идеей о возможности выгодной пушной торговли с Китаем.

Изначально воззрения его были под сомнением у многих критиков, и не слишком серьёзно воспринимались властью. Однако позже, когда очевидной оказалась неэффективность торговых путей по сухопутным маршрутам, задумку стали понимать иначе, и её перспективы были оценены по заслугам.

Казалось, биография Крузенштерна готовила ему особенный путь. В 1802 году этот замысел обрёл новое измерение в свете необходимости налаживания сообщения между портами Балтики и Аляски, и император поручил мореплавателю возглавить первое кругосветное путешествие с целью развития внешних отношений государства российского. Впоследствии именем первопроходца назовут множество географических объектов, а вот само событие, которое послужило началом великих свершений, это уже абсолютно новая история.

Первое русское кругосветное путешествие

Славное путешествие Крузенштерна началось в августе 1803, два парусных шлюпа: «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта, чтобы отправиться в далёкий и непростой путь. Первый корабль возглавил Н.П. Резанов, а второй Ю.Ф. Лисянский. Основной задачей их стало исследование мест в устье Амура для нахождения новых маршрутов, которые были заветной целью русского Тихоокеанского флота. Крузенштерн и Лисянский были давними знакомыми и однокашниками, с этого момента им многое пришлось пережить вместе.

Достигнув бразильского острова Санта-Катарина, экспедиция обнаружила, что на «Неве» требуется замена двух мачт, после небольшой стоянки корабли отправились дальше и пересекли экватор. С этого момента Крузенштерн и Лисянский уже могли гордиться своими заслугами перед отечеством. Соратники восприняли с ликованием этот факт, поскольку русский флаг впервые попал в Южное полушарие, что на тот момент стало действительно революционным моментом.

20 февраля 1804 флотилия обогнула мыс Горн, после чего ввиду экстремальных погодных условий разделилась. К концу апреля Крузенштерн добрался до Маркизских островов. 28 апреля кругосветное путешествие Крузенштерна вновь воссоединило своих участников: «Нева» и «Надежда» встретились в порту Анна-Мария на известном впоследствии острове Нукагива. По пути было зафиксировано ещё несколько островов, в частности Фетуга и Уагуга.

Пройдя через Вашингтоновы острова первое русское кругосветное путешествие продолжилось в северном направлении. 26 мая близ Гавайских островов «Нева» и «Надежда» опять разошлись: первый корабль отправился в сторону Аляски, а второй пустился к берегам Камчатки и Японии. Эскимосский остров Ингалик, принадлежащий США, до сих пор имеет официальное название — остров Крузенштерна.

Корабли вернулись на родину разными путями: «Нева» прибыла в Кронштадт в июле, в то время как «Надежда», которая пошла Японским морем, вернулась лишь в августе. Так обрело своё успешное завершение легендарное кругосветное путешествие Ивана Крузенштерна.

Крузенштерн, Иван Фёдорович — биография, что открыл и карта кругосветного путешествия — Природа Мира

Содержание

  1. Краткая биография
  2. Военная служба и иностранная стажировка
  3. Первое кругосветное путешествие и его цели
  4. Морской корпус, заслуги и кончина

На протяжении веков выдающиеся люди творили историю нашей страны. Многих из них потомки по праву называют великими. Их величие в любви к Родине, к делу, которое избрали, в верности себе, своим идеалам и присяге. К таким людям относится Иван Фёдорович Крузенштерн. Русский мореплаватель, совершивший первую русскую кругосветную экспедицию, адмирал флота.

Краткая биография

Иван Фёдорович родился 19 ноября (8 по старому стилю) в 1770 году, в родовом имении Хаггуд, недалеко от городка Рапла, находящегося в Эстонии, тогда входившей в состав Российский империи, в семье балтийских немецких дворян он был шестым ребёнком. Отец Ивана Фёдоровича-Иоганн Фридрих фон Крузенштерн (1724-1791) служил судьёй и являлся правнуком Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, первого представителя этой семьи, поселившийся в России. Мать-Кристина Фридерика, до замужества фон Толь.

Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, он получив домашнее образование, он поступил в церковную школу в Ревель (сейчас Таллин), в которой проучился три года. После окончания школы учился в Кронштадте, в Морском кадетском корпусе. Писецкий В. М., посвятил Крузенштерну книгу, в которой описывает, как кадеты жили в ужасающих условиях. Внутри казарм всегда было очень холодно, окна разбиты. Кормили учеников очень плохо.

Военная служба и иностранная стажировка

В 1787 году Иван Фёдорович получил чин гардемарина и поступил во флот, служил на корабле «Мстислав», которым командовал Г. И. Муловский. В 1789 году Крузенштерн стал мичманом, поучаствовав в Гогландском сражении, которое состоялось в 1788 году, во время войны между Россией со Швецией в 1788-1790 годах. Продолжая службу на «Мстиславе» Крузенштерн получил свой следующий, лейтенантский чин участвуя в Выборгском сражении и взятие шведского корабля. При отступлении шведского флота «Мстиславом» была сбита мачта на шведском корабле «София Магдалина», корабль сдался, а Иван Фёдорович был отправлен на него для перевозки адмирала Лайонанкера.
В 1793 году лейтенанта военно-морского флота Ивана Фёдоровича Крузенштерна среди прочих офицеров отправили в Англию, в командировку сроком на шесть лет. В составе английской эскадры Крузенштерн плавал к берегам Северной Америки, был вместе с другими офицерами с визитом у президента США Джорджа Вашингтона.

В 1796 году фрегат «Клеопатра» на котором служил Крузенштерн возвращаясь в Англию, чуть борт о борт не встретился с французским кораблём «Кастор», в условиях тумана они поздно заметили друг друга. «Кастор» в числе прочих фрегатов вёз в Ирландию французские войска. Как только растерянная команда пришла в себя, на «Клеопатре» были готовы к бою пушки, люди были готовы к смерти, они готовы были сжечь свой фрегат, чтобы не отдать его в плен, так как силы были не равны. «Кастор» значительно превосходил «Клеопатру» в артиллерии. Как позже говорил сам Иван Фёдорович, французам хватило бы и пятнадцати минут для сражения. Вместо этого «Кастор» просто шёл параллельно «Клеопатре» на протяжении четырёх часов, пока не пропал из виду. Команда «Клеопатры» ещё долгое время не могла прийти в себя от того, что чудом избежала смерти или плена.

Вернувшись в Англию Крузенштерн познакомился со многими выдающимися людьми, он легко сходился с интересными и увлечёнными деятелями, такими же как и он сам. Современник писал о нём, как о скромном и гуманном, добром и пунктуальном, высокоинтеллектуальном и искренне любящем море человеке. Этими качествами он притягивал подобных себе людей. Отличные мореплаватели, истинные учёные, историки. Многие из них до конца жизни оставались его друзьями.

В 1796 году Иван Фёдорович отправился в Индию, где провёл год. Откуда отправился в Кантон. Будучи в Каттоне он увидел английское торговое судно, которое везло меха из Америки. Узнав, что плавание в обе стороны у них занимает пять месяцев Крузенштерн был ошеломлён. Дело в том, что Россия продавала мех в Китай. Добывая его на Амуре, мех отправлялся морем в Охотск, а далее по суше. Часто такая транспортировка занимала более двух лет. Он так загорелся идеей перевозки напрямую в Кантон из России, что был намерен оказавшись в России сразу же сообщить об этом правительству.

Вернувшись в Англию в 1796 году, Крузенштерн узнал, что Павел первый призывает всех командированных в Англию морских офицеров вернуться в Россию. По возвращении он отправил почтой свои соображения, изложенные в записке адмиралу Г. Г. Кушелеву, но тот отказал Крузенштерну в такой форме, что по словам самого Ивана Фёдоровича, лишил его всякой надежды. Не смотря на это он пробовал найти единомышленников среди частных лиц, что ему, к сожалению, не удалось.

Находясь в России, Крузенштерн собирал ценные сведения, по интересующим его вопросам и дополнял ими свои записки, отрывки из которых были помещены в «Путешествие вокруг света». Книгу, оригинал которой был найден сравнительно недавно в эстонском историческом архиве, подписан он рукой капитан-лейтенанта Крузенштерна.

В записках он много рассуждает о России, её экономике, торговле. Но особенно поражает смелость его суждений о простых моряках. Крузенштерн описывает, что сотни новобранцев гибнет по дороге к месту службы, о том, как тщеславные генералы приносят в жертву жизни простых людей на алтарь своих будущих побед. Рассказывает о том, что на флоте не хватает тёплой одежды и медикаментов, о плохой пище. Иван Фёдорович написал труд «О сохранении жизни матросов на кораблях», который издали только через 32 года.

В 1802 году новый управляющий русским флотом Н. С. Мордвинов заинтересовался проектом Крузенштерна, но отметил, что из-за своей резкости его в некоторых местах, императору нельзя предоставить его целиком. Зато Мордвинов показал проект министру коммерции, которым тогда являлся Н. П. Румянцев. Ознакомившись с проектом, он тут же вызвал его автора в столицу, с этого момента пути министра и морского офицера связались на 23 года.

Первое кругосветное путешествие и его цели

Карта с маршрутом первой русской кругосветной экспедиции. Синим изображен маршрут «Надежды», красным — «Невы». Изображение: Kaidor / Wikimedia Commons

В августе того же года Крузенштерна официально назначили руководителем первой русской кругосветной экспедиции. Перед составом экспедиции стояло множество вопросов. Среди них налаживание торговли морем с Китаем, Индией, Америкой, Японией и странами Юго-Восточной Азии. На корабле экспедиции «Надежда» располагалось дипломатическое посольство в Китай и Японию. Среди научных целей было исследование российской территории на Американском континенте и в тех местностях, которые посетит экспедиция. Этнографическое исследование народов, которые проживают в Америке. Медицинские исследования болезней и методов их лечения. Исследовать район Тихого океана, где по сообщениям испанских мореплавателей находится остров, на котором много золота и серебра.
Экспедиция продолжалась с 1803 по 1806 годы.

Морской корпус, заслуги и кончина

В 1827 году Ивана Фёдоровича назначили директором морского кадетского корпуса. 16 лет он занимал этот пост и сумел сделать очень многое. Учредил класс для офицеров, ввёл дисциплины, которые ранее не преподавались, пополнил библиотеку корпуса и многое другое.

За свою долгую жизнь Иван Фёдорович заслужил орден Св. Георгия 4-й степени, орден Александра Невского с бриллиантами и орден Pour le Mrite «за заслуги в науке и искусстве». Множество научных работ, значимых как для его современников, так и для потомков вышли из-под его пера.

Умер Иван Фёдорович 12 (24 по старому стилю) августа в 1846 году, когда ему было 75 лет в своём имении Асс, недалеко от Ревеля.

Гугломаг

Спрашивай! Не стесняйся!

Задать вопрос

Не все нашли? Используйте поиск по сайту

Search for:

Русский мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн

« Сергей Витте – талантливый государственный деятель

Иосиф Дик – советский писатель »

Русский мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн

Интерес человека к дальним морям и неведомым берегам неукротим. В начале XIX века русские моряки впервые отправились в кругосветное путешествие, чтобы узнать, какие страны скрываются за горизонтом. Экспедицию возглавил Иван Федорович Крузенштерн.
Адам Иоганн фон Крузенштерн родился в семье судьи. Мальчик мечтал о море и дальних странах и прочитал все книги о путешествиях, которые ему удалось найти в домашней библиотеке. Отец поддержал энтузиазм сына и, когда пришло время, отправил Ивана в Морской кадетский корпус в Кронштадт.
По свидетельствам современников, в конце XVIII века корпус представлял собой довольно мрачное учреждение, напоминающее семинарию. Из предметов, указанных в расписании, на достойном уровне преподавалась только математика, и очень мало наук. Кроме того, учителя были грубы, а телесные наказания в корпусе были абсолютно нормальными.

Неизвестно, чем закончится для Ивана такое воспитание, но над Петербургом нависла серьезная угроза: началась русско-шведская война. Воспитанники морской пехоты были спешно мобилизованы для участия в боевых действиях, а Крузенштерн был призван мичманом. В Готландском сражении капитан корабля отметился его храбростью, а за участие в боях под Ревелем и Красной Горкой Крузенштерн получил звание лейтенанта флота.

В целях поощрения молодых офицеров их направляли в Англию для обучения морскому искусству в стране, имевшей титул «владычицы морей».
В Британии каждого офицера прикрепляли к конкретному кораблю, чтобы на практике улучшить знание моря. Крузенштерн вместе с остальной командой отплыл к берегам Северной Америки. Иван побывал в Бостоне, Филадельфии, Нью-Йорке, даже встречался с президентом Джорджем Вашингтоном. Однако плавание не всегда было мирным: команде неоднократно приходилось ввязываться в стычки с кораблями французского флота, и знания Крузенштерна, уже прошедшего один боевой поход, как раз пригодились. За несколько лет «английской практики» Ивану пришлось побывать в Бенгальском заливе, Бермудских островах, Суринаме и Барбадосе — словом, он успел накопить массу впечатлений и опыта.

В свободное время молодой моряк думал о торговле мехами с Китаем. Для доставки грузов использовался длинный сухопутный путь через Охотск в Кяхту. Изучив «меховой вопрос» в Кантоне, Иван пришел к выводу, что гораздо быстрее и дешевле будет отправить товар по морю. Дальние морские походы давали возможность России напрямую сообщаться со своими американскими территориями, чтобы обеспечивать их необходимыми припасами из империи.
Крузенштерн постепенно пришел к мысли о своевременности кругосветки. Он показал бы, готовы ли русские корабли к систематическим дальним плаваниям, и способствовал бы развитию колониальной торговли с труднодоступными по суше странами.

Морской кадетский корпус

Вернувшись в Петербург после шестилетнего путешествия, Иван Федорович направил все свои предложения в морское ведомство. Там отнеслись очень скептически и закопали записку среди офисных бумаг на три года. Вспомнили об этом только в 1802 году, когда то же самое предложила русско-американская компания. Тогда Александр I окончательно утвердил проект и назначил начальником экспедиции Крузенштерна.
Для похода были выделены два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева». Крузенштерн руководил всей экспедицией и командовал «Надеждой». Капитаном Невы был друг и однокашник Ивана Федоровича по кадетскому корпусу капитан-лейтенант Юрий Лисянский.

Предлагалось включить более опытных в дальних плаваниях англичан, но Крузенштерн считал, что в первое кругосветное плавание под Андреевским флагом должны идти только русские моряки. На обоих судах путешествовали этнографы, врачи, зоологи, художники и даже один астроном. Как потом выяснилось, все они вели интенсивную научную деятельность.
Путешественники отправились в плавание в июле 1803 года – их ждало много трудностей. Холодильников у моряков не было, «еду» приходилось перевозить живыми. Итак, животных на борту было много, и они были хорошо накормлены и содержались в чистоте.

Корабль Надежда в море

Маршрут плавания был разработан заранее и строго соблюдался. Путешественники пересекли Атлантику и направились в Бразилию, затем обогнули мыс Горн и двинулись к Сандвичевым островам. Там экспедиция разделилась: Нева плыла к Алеутским островам, а Надежда отправилась к берегам Камчатки и оттуда в Нагасаки. На обратном пути из Японии моряки осмотрели север и восток Сахалина, после чего, взяв в Китае большой груз различных товаров на борт, вернулись в Россию.

Первое русское кругосветное плавание длилось три года и принесло империи большую научную пользу. Достижения научной группы Крузенштерна оценили и в Европе: материалы экспедиции были переведены на семь иностранных языков и стали чрезвычайно популярны в научном мире.
В 1811 году Иван Федорович был назначен инспектором в Морской кадетский корпус, но прослужил в этой должности лишь до 1814 года, когда вернулся к научным занятиям. Он лично занимался подготовкой второго кругосветного плавания под руководством Отто Коцебу. Кстати, он даже ездил в Англию, чтобы заказать необходимые для поездки инструменты и приспособления. А затем он подготовил свой Атлас Южного моря, уникальное картографическое произведение, дополненное гидрографическими примечаниями, поясняющими карты. Атлас был переведен на все европейские языки, а на родине получил Демидовскую премию.

Успешный русский навигатор

В 1827 году Крузенштерн вернулся в кадетский корпус. Он пробыл директором этого учреждения 16 лет и сделал все возможное, чтобы полностью изменить его. Иван добавил новые предметы, закупил новейшие книги и учебные пособия, основал при академии собственную обсерваторию. Адмирал личным примером воспитывал курсантов. Иван Федорович был известен как спортсмен и сторонник спорта.
Знаменитый мореплаватель скончался в августе 1846 года и был с почестями похоронен в Домском соборе Таллина. Его именем названы географические объекты по всему миру: остров в Беринговом проливе, риф и пролив в Тихом океане, горы на Новой Земле и Сахалине, мыс на Аляске, губа на Ямале и другие живописные места.

Следует признать, что Иван Федорович Крузенштерн был одним из тех исторических персонажей, которые достойно прожили свою жизнь и сумели принести неоценимую пользу Отечеству.

Иван Федорович Крузенштерн – знаменитый русский мореплаватель

Четырехмачтовый барк «Крузенштерн»

Монета, посвященная первой русской кругосветке

Памятник Крузенштерну

Россия взаимодействует с миром — NYPL



Правление Императора Александр I (1801-1825): Краткий обзор истории России
Введение
В духе его бабушки
Правовое государство
Наполеоновская Войны
Правление императора Александра I (1801-1825): Краткое изложение всемирной истории
Европа
Евразия

Глобализация России:
Ключ

Отмеченные события характерные для внутреннего развития Московии/России.
Отмечены важные мировые исторические или культурные события.
указывает конкретные точки социокультурного или военного взаимодействия между Московией/Россией и иностранными державами или отдельными лицами.


 

 


  Сайт последнего изгнания Наполеона
 
   Фотографический Услуги и разрешения
 
Иван Федорович Крузенштерн (1770–1846), также известный как Адам Иоганн фон Крузенштерн
Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах [Вояж Вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах]
СПб. : Морская типография, 1809 г.–13
NYPL, Славянско-Балтийский дивизион

Совершено первое русское кругосветное плавание организовал и возглавил Адам Иоганн фон Крузенштерн, балтийский Немецкий дворянин из провинции Эстляндия (современный Эстония). Его корабль достиг Тихого океана, плывя на юг. по Атлантике и вокруг мыса Горн и вернулся через Индийский океан и вокруг мыса Доброй Надежды. Атлантический океан. Он описал своим русским читателям свою основные порты захода, в том числе остров Св. Елены, где он остановился по возвращении. Он нашел остров безопасным порт, где он мог легко получить припасы. «Каждый здесь можно получить какое-то обеспечение, в частности лучшие виды огородных растений….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта