Первое русское кругосветное путешествие крузенштерна и лисянского: Первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского

Первое русское кругосветное плавание — экспедиция Крузенштерна и Лисянского

Содержание

  • 1 Цель экспедиции
  • 2 Состав экспедиции
  • 3 Итоги экспедиции
  • 4 Фильм о первом кругосветном путешествии русских

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов. Плавание Крузенштерна и Лисянского — это начало новой эры в истории русского мореплавания

Маршрут и карта кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Совершить первое кругосветное плавание в истории российского флота. Доставить-забрать товары из Русской Америки. Установить дипломатические контакты с Японией. Показать выгодность прямой торговли мехами из Русской Америки в Китай. Доказать выгоду морского пути из Русской Америки в Петербург в сравнении с наземным. Провести различные географические наблюдения и научные исследования по маршруту экспедиции.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года.

под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда», водоизмещением 450 тонн, длиной 35 метров. Приобретен в Англии специально для экспедиции. Корабль был не новый, однако вынес все трудности кругосветного плавания. Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева», водоизмещение 370 тонн. Куплен там же специально для экспедиции. Вынес все трудности кругосветного плавания, после был первым российским кораблем, посетившим Австралию в 1807 г. Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

Император Александр I лично осмотрел оба шлюпа и разрешил поднять на них военные флаги Российской империи. Содержание одного из кораблей император принял на свой счет, а расходы по эксплуатации другого взяла на себя Российско-Американская компания и один из основных вдохновителей экспедиции граф Н.П.Румянцев.

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна

А в июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней. Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба. Исследования, проведенные Крузенштерном и Лисянским, не имели аналогов.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

Слева — Иван Фёдорович Крузенштерн. Справа -Юрий Фёдорович Лисянский

Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

А вот дальнейшая судьба парусников «Надежды» и «Невы» сложилась не очень удачно. О «Неве» известно лишь то, что судно в 1807 году посетило Австралию. «Надежда» же погибла в 1808 году у берегов Дании. В честь шлюпа «Надежда» названо российское учебное парусное судно — фрегат «Надежда». А имя ее по истине великого капитана носит легендарный барк «Крузенштерн».

Фильм «»Нева» и «Надежда». Первое русское плаванье кругом света». Канал «Россия»

Съемки фильма проходили в местах, связанных с экспедицией. Это 16 географических точек — от Аляски до мыса Горн. Зритель получит наглядную возможность оценить масштабность свершения русских мореходов. Съемки проходили и на парусном судне «Крузенштерн». Приборы, предметы быта, морские традиции, — каждый сможет представить себя в роли участника похода, ощутить тяготы, которые выпали на их долю.

Впервые будут показаны гравюры, сделанные членами экспедиции и ожившие с помощью компьютерной графики. Некоторые сцены сняты в специально построенных павильонах и стилизованы под кинофильм начала ХХ века. Впервые прозвучат и дневники участников плавания: их в фильме читают ровесники героев — известные актеры.
Повествование о путешествии не ограничивается рамками жанра исторического фильма. Описание плавания перемежается рассказом о сегодняшнем дне важнейших пунктов остановки экспедиции.

Онлайн-лекция №1. Первое русское кругосветное плавание — Фонд им. Миклухо-Маклая

Справка об Океании
Океания представляет собой собирательное название более 25 тысяч островов общей площадью более 8 млн. кв. км в южной части Тихого океана. Несмотря на то, что изначально масштабы Океании кажутся сравнительно небольшими, сам регион простирается от берегов Австралии до Южноамериканского континента. Говоря о масштабах региона, для более детального представления важно отметить, что самое крупное государство Океании, Папуа-Новая Гвинея, сопоставимо по размерам с Германией.
В Океании расположены 13 независимых государств, куда входит Папуа-Новая Гвинея, Вануату, Соломоновы Острова, и примерно столько же несамоуправляющихся территорий, принадлежащих Австралии, Новой Зеландии, Франции и США.
Считается, что еще 60 тыс. лет назад острова Океании практически не были заселены, но ученые сходятся во мнении, что происхождение океанийских народов берет свое начало из Юго-Восточной Азии.
Океанию принято делить на три культурных ареала: Меланезию, Микронезию и Полинезию.

Описание плавания
В начале XIX в. Россия организовала первую кругосветную экспедицию (1803–1806 гг.) под командованием двух капитанов – Ивана Федоровича Крузенштерна на судне «Надежда» и Юрия Федоровича Лисянского на корабле «Нева». Это плавание ознаменовало выход российского флота в открытый океан и положило начало российским научным исследованиям и открытиям на просторах мирового океана. Целью плавания было связать морским путем Русскую Америку с портами Балтики, а также установить торговые отношения с Японией и Китаем.

Известные участники экспедиции
В первом российском кругосветном плавании также приняли участие ряд мореплавателей и ученых, которые в будущем обретут большую известность – это старший лейтенант (будущий адмирал) Макар Ратманов; мичман Фаддей Беллинсгаузен, который в 1820 г. откроет Антарктиду, будущий руководитель двух кругосветных плаваний (1815–1818 и 1823–1826 гг.) Отто Коцебу, врач Карл фон Эспенберг, астроном Иогнанн Горнер, натуралисты Вильгельм Тилезиус и Григорий Лангсдорф.

Маршрут экспедиции
7 августа 1803 г. корабли «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта и прошли через Англию, Канарские о-ва, Бразилию, откуда через южноамериканский мыс Горн направились в Океанию. Затем корабли разделились: «Надежда» Крузенштерна отправилась к Маркизским о-вам на о-в Нуку-Хива, а «Нева» Лисянского – к о-ву Пасхи.

Ю.Ф. Лисянский на о-ве Пасхи

При выходе в Тихий океан через мыс Горн в марте 1804 г. из-за шторма корабли потеряли друг друга из вида. Предвидя подобную ситуацию, капитаны условились встретиться у о-ва Нуку-Хива. К середине апреля Ю. Ф. Лисянский успешно добрался до о-ва Пасхи, где где русские моряки смогли увидеть живописный остров и знаменитые статуи о-ва Пасхи – «моаи», которые по сей являются главной достопримечательностью острова. При встрече с островитянами русские мореплаватели обратились к ним со словом «теео» – что на местном языке означало «друг». Это сразу расположило местных жителей к русским морякам и обе стороны отнеслись друг к другу очень тепло. Этнографическую ценность представляют подсчеты Лисянским численности населения о-ва Пасхи, которое, по его мнению, составляло 1,5 тыс. человек. Как известно, спустя 70 лет, к 1877 г., число жителей сократилось до 111 человек, а в 2010-е гг. коренные островитяне составляли менее половины от примерно 6 тыс. общего населения острова.

Свидетельства об о-ве Нуку-Хува
После того как запасы воды и продовольствия были пополнены, 21 апреля 1804 г. «Нева» отправилась к Маркизским островам для предполагаемого воссоединения с Крузенштерном на острове к о-ву Нуку-Хива, где его уже ждал И. Ф. Крузенштерн. Шлюп «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна прибыл к о-ву Нуку-Хива 7 мая 1804 г. Остров пробудил в русских мореплавателях поистине мальчишескую радость. Когда туман рассеялся, и шлюп «Надежда» проплыл вдоль южного берега острова, Нуку-Хива предстал во всей своей «грозной красоте»: «суровые лысые скалы черно-серого цвета […] были оживлены многочисленными белоснежными водопадами, сияющими как серебро, падающими с высоких утесов в зеленые долины».
Первым из островитян, поднявшимся на борт корабля, как оказалось, стал англичанин Эдвард Робартс который прожил на острове почти семь лет. Согласно записям натуралиста Тилезиуса, он даже выпутал из своих волос в стиле своеобразные «рога» как и все жители о-ва Нуку-Хива. Стоит отметить, дневник, который Робартс в конце концов напишет много лет спустя в Индии, останется забытым на десятилетия, но всё же будет опубликован.
Затем прибыло каноэ самого короля Нуку-Хивы, но, прежде чем он вступил на борт шлюпа «Надежда», из каноэ выпрыгнул человек, подплыл к кораблю, вскочил на палубу и поприветствовал экипаж русской экспедиции словом «бонжур». Оказалось, это был еще один европеец, но на этот раз француз Жан-Битист Кабри. Согласно свидетельствам из этой экспедиции, Кабри забыл свой родной язык и даже смеялся как местный житель.
Наконец, вслед за Кабри на борт «Надежды» поднялся король Киатонуи. Благодаря участникам первой русской кругосветной экспедиции до нас дошли ценные изображения короля Киатонуи. На двух изображениях авторства Ермолая Левенштерна мы видим, что сначала король изображен стоя на лодке и держа в руках ветвь как символ мира, а затем с той же ветвью, но более крупным планом.
Согласно свидетельствам участника экспедиции Федора Шемелина: «Королю, казалось, было уже за пятьдесят, он был статен и велик ростом […] Всем практичным вещам он предпочитал большое зеркало в капитанской каюте; он подходил к нему с радостным видом и разглядывал себя в нем с головы до ног, вытягивая руки, наклоняясь то туда, то сюда, поворачиваясь боком и т. д.»
Для церемонии вручения подарков король Киатонуи, его брат и свита были приглашены в капитанскую каюту, где они получили кусок красной ткани, обычно изготовляемой русскими крестьянами на дому. Свита короля получила куски новой парусины и ножи, сделанные корабельным кузнецом. Крузенштерн также подарил королю топор и зеркало, чему он чрезвычайно обрадовался. Когда Киатонуи вернулся на берег, он продемонстрировал свои дары своему народу.
На рассвете следующего, когда солнце еще стояло за высокими вершинами острова, и птицы только пробудились, громкие голоса сотен добродушных островитян вокруг корабля пробудили русских моряков и так возвестили о своем втором прибытии, после чего начался обмен товарами, а некоторое время спустя и процесс исследования острова.
9 мая 1804 г. на Нуку-Хиву прибыл шлюп «Нева» под командованием Ю.Ф. Лисянского. Русские моряки пробыли на Нуку-Хиве около 12-ти дней, за это время они установили дружественные отношения с островитянами, выучили несколько настоящих слов Нуку-Хивы, что облегчало общение, подробно описали остров Нуку-Хива, уникальную культуру и быт местных жителей и природные богатства острова, которые запечателены в работе Иоганна Горнера.  На протяжении нескольких дней после отбытия «Надежды» и «Невы» с острова, участники экспедиции добавляли в свои дневники новые записи о Нуку-Хиве, которые у них не было времени дополнить, пока они был там.

Гавайские острова
От Маркизских о-вов корабли «Надежда» и «Нева» проследовали на Гавайи (в то время – Сандвичевы о-ва) и прибыли туда в июне 1804 г. Пополнив запасы еды, Крузенштерн отбыл на Камчатку всего через два дня, а Лисянский задержался на неделю, поскольку провизии еще не было достаточно для дальнего плавания к Алеутским островам. За это время Лисянский посетил место убийства английского капитана Джеймса Кука, который открыл Гавайи в 1778 г. и погиб в стычке с островитянами в 1779 г.

Заключение
Шлюп «Надежда» пробыл в Японии около полугода, пока длилось посольство Н. Н. Резанова, а «Нева» направилась к о-ву Кадьяк у южного побережья Аляски в ожидании «Надежды», после чего «Надежда» и «Нева» встретились в Макао, а затем вернулись в Кронштадт 5 августа 1806 г.  Экспедиция И. Крузенштерна и Ю. Лисянского имела большую научную значимость. Неподалеку от Гавайских островов Ю.Ф. Лисянским был открыт одноименный остров Лисянского, который носит это название и по сей день. В то же время были удалены с карт несуществующие острова, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, а также были проведены исследования температуры и солености воды в разных частях Мирового океана. Труды И. Крузенштерна и Ю. Лисянского, изданные по итогам экспедиции, были переведены на многие европейские языки.

Лекция составлена на основе материалов научно-популярного издания «Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI вв.», подготовленных кандидатом исторических наук, научным сотрудником Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения РАН С.Е. Пале, в рамках образовательно-просветительского проекта «Россия и Океания (XIX-XXI вв.)» при поддержке Фонда президентских грантов, реализуемого Фондом им. Миклухо-Маклая.

Научно-популярное издание утверждено к печати Ученым советом Института востоковедения РАН (ФГБУН ИВ РАН).
Ответственный редактор: Н.Н.Миклухо-Маклай-младший
Научный редактор: д.и.н. профессор А.Я.Массов

Юрий Лисянский (1773–1837) — Кругосветное плавание в 1803, 4, 5, 6 годах: совершено по приказу Его Императорского Величества Александра Первого, Императора России, на корабле Нева

Юрий Лисянский (1773–1837) был украинским офицером Российского императорского флота, который на корабле «Нева » участвовал в первом русском кругосветном плавании в 1803–1806 годах. Отправляясь в августе 1803 года из Кронштадта под Санкт-Петербургом, целью плавания было установление дипломатических отношений между Россией и Японией, а также открытие китайских портов для русских торговцев мехом. Лисянский командовал вторым из двух судов, руководителем выставки был Адам Иоганн фон Крузенштерн (1770–1846), который был капитаном головного корабля,  Надежда .

Делая остановки в Дании, Тенерифе и Бразилии перед переходом в Тихий океан, штормы разделили два корабля, и Лисянский повел Неву на остров Пасхи (Рапа-Нуи), где он подготовил важный отчет о населении острова. Затем Лисянский отплыл в Нуку-Хива, крупнейшие острова Маркизских островов, где он перегруппировался с Крузенштерном. Затем корабли направились на север, к Гавайям, и прибыли туда в конце мая 1804 года. 15 июня в 9 часов утра прибыла группа американских рыбаков.0003 Нева и сообщил Лисянскому о нападении тлинкитов на русский форт в Ситке на Аляске, что является частью продолжающегося конфликта между русскими поселенцами и коренным населением. Через пять дней Лисянский отплыл на Аляску, а Крузенштерн начал подготовку к посольству в Японию.
Прибыв в столицу колонии Кадьяк в июле 1804 г., Лисянский вскоре получил от губернатора Александра Баранова (1747–1819) поручение возглавить нападение на тлинкитский клан Киксади, который, ожидая репрессий со стороны русских в Ситке, построил укрепление, Shís’gi Noow (Крепость молодых саженцев) в этом районе. В конце сентября Лисянский высадился поблизости, и Баранов отправил послов для переговоров о капитуляции тлинкитов. Руководство Kiksádi надеялось задержать русских, чтобы они могли тайно занять Shís’gi Noow . Однако российские войска заметили группу тлинкитов, несущих боеприпасы, и после непродолжительной перестрелки переговоры сорвались. 1 октября Баранов отдал приказ «Нева » обстрелять форт.
В результате бой длился четыре дня, Баранов был ранен в первый день боя, в результате чего Лисянский принял на себя командование. Несмотря на силу тлинкитского форта, не позволяющего русским боеприпасам проникнуть через его оборону, 2 октября лидеры Kiks.ádi начали планировать, чтобы все население покинуло Shís’gi Noow под покровом темноты отправляется в долгий переход на Старую Ситка ( G aaja Héen ) и оттуда на остров Чичагоф ( Shee Kaa x ). Когда планы были готовы, вечером 4 октября были проведены церемонии, и форт был заброшен. Обнаружив пустой форт, Лисянский отправил разведчиков обыскать окрестности, но никаких следов Киксади найти не удалось. Лисянский посетил Шисги Ноу 8 октября. Позже он сообщил в своем отчете, что все, что осталось, это тела детей, убитых во время битвы, заявив вместо этого, что они были убиты своими родителями, «чтобы их крики… не привели к обнаружению отступления». На самом деле старики, женщины и дети уехали из Шисги Ноу перед рассветом 4 октября. Он приказал разрушить форт, и в следующем месяце Невы покинули Аляску, встретив Крузенштерна в Макао в 1805 году. Битва при Ситке была последним вооруженным конфликтом между русскими поселенцами и группами тлинкитов. После переселения на остров Чичагоф Киксади предупредил другие кланы тлинкитов, чтобы они максимально избегали контактов с русскими. Ситка несколько раз укреплялась в девятнадцатом веке и служила самым важным русским поселением на Аляске до покупки колонии американцами в 1867 г.

Лисянский вернулся в Россию в июле 1806 года и за свои действия был награжден царем Александром I орденом Святого Владимира. Затем он приступил к написанию своего отчета о путешествии и опубликовал его на русском языке в 1812 году.

Этот экземпляр английского издания, опубликованного Джоном Бутом в 1814 году, был приобретен принцем-регентом, позднее Георгом IV, для своей библиотеки в Карлтон-Хаусе. . Одной из сильных сторон библиотеки принца-регента были путешествия и исследования, что может объяснить этот превосходно оформленный том о кругосветном путешествии Лисянского. Книга в переплете из красной козьей кожи с золотыми и слепыми инструментами, с изображением значка принца Уэльского в виде перьев и морских мотивов (якорей, дельфинов и трезубцев) в углах каймы.

К 250-летию со дня рождения Ивана Федоровича Крузенштерна

Мировая история знает немало примеров великих людей, появление которых как бы предопределяет их высокое предназначение в жизни и, как следствие, то великое наследие, которое они оставляют потомкам. Таков, безусловно, штурман и адмирал Иван Федорович Крузенштерн (при рождении он был назван Адамом Иоганном фон Крузенштерном). Сама фамилия Крузенштерн, если представить и разложить ее на составляющие Крузен-Штерн, означает «звезда кругосветного путешествия» или «кругосветное плавание», т.к. Крузен можно перевести как «путешествие по замкнутому кругу» , а слово Stern переводится как «звезда».

Иван Федорович Крузенштерн родился в 1770 году в Эстонии в местечке Хагуди (Раплаский уезд в Эстонии), в семье ровесников немецких дворян. Иоганн Фридрих Крузенштерн, отец будущего путешественника, был управляющим соседней усадьбы, старался дать своим детям хорошее образование, и, несмотря на скромный, а иногда и скромный образ жизни, в имении всегда было несколько учителей. Такое воспитание, безусловно, сказалось на становлении Ивана Федоровича как личности, поскольку, по отзывам современников, он имел «характер ливонского немца, был честен, требователен к себе и другим, пунктуален и целеустремлен.

Будущему штурману было всего 14 лет, когда он поступил в Морской кадетский корпус, располагавшийся тогда на острове Котлин в Кронштадте. Из-за войны со Швецией он проучился всего три года, вместо 6 лет был произведен в гардемарины и направлен служить на парусник «Мстислав» в звании прапорщика. Именно в годы учебы в кадетском корпусе юный Крузенштерн стал мечтать о плавании в дальние страны, бескрайние моря и океаны. Здесь он подружился с Юрием Федоровичем Лисянским, с которым впоследствии отправился в первую русскую кругосветку на двух кораблях «Нева» и «Надежда». Произошло это только в далеком 1803 году, а до этого Иван Федорович отличился в морских сражениях против шведской эскадры, а после Гогландского сражения получит повышение.

В 1793 году, уже в чине лейтенанта, он отправился служить Британской Короне, служа на различных кораблях в Атлантическом и Индийском океанах, завоевав заслуженные воинские звания. Вернувшись в 1799 г. в Петербург, он получил скромную должность командира небольшого корабля в Ревеле (ныне Таллинн). Накопленный опыт и знания, а также наблюдения побудили его написать императору записки о своем кругосветном путешествии.

Идея проекта нового морского пути между Россией и Азией не давала ему покоя, ведь Иван Федорович прекрасно осознавал преимущества такой перевозки грузов. Помимо экономической выгоды такая экспедиция явилась бы ценным вкладом в океанографические, естественнонаучные, этнографические и лингвистические исследования.

Долгожданная экспедиция состоялась в 1803-1806 годах, открыв тем самым новую эру в развитии русского мореплавания. В первой половине 19 в.Состоялось 39 кругосветных и полукругосветных плаваний, в том числе плавание другого уроженца Эстонии: в 1819 г. Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, отправившегося в экспедицию и открывшего Антарктиду. Именно такие мореплаватели, как Крузенштерн и Беллинсгаузен, внесли большой вклад в мировые географические познания русского мореплавания.

⠀⠀

К 1816 году Иван Федорович приобрел имение Килтси (Ляне-Вирумааский уезд, современная Эстония), принадлежавшее ранее другому не менее известному роду фон Бенкендорф, чей герб красуется на портале. Здесь Крузенштерн написал одно из важнейших своих произведений о Тихом океане — «Атлас Южного моря», который был лучшим для своего времени и содержал наиболее точные географические, астрономические, этнографические и биологические наблюдения.

Атлас долгие годы использовался другими моряками, а его трехтомник «Вокруг света» был переведен и издан во многих странах Европы. С 1827 г. Крузенштерн заведовал Морским кадетским корпусом, где внес много нововведений, среди которых создание высших офицерских классов, на базе которых позднее была образована Морская академия. В 1842 г. он оставил должность адмирала и удалился в свое имение в Эстонии, но продолжал свою научную деятельность. В 1845 году вместе с другими крупными путешественниками он стал одним из основателей Русского географического общества.

⠀⠀

Адмирал Иван Федорович Крузенштерн умер в 1846 году и был похоронен в Домском соборе в Таллинне. Имя адмирала навсегда увековечено в названиях островов, проливов, ледоколов и даже кратеров на Луне. О таких людях принято говорить, что это был великий человек, оставивший настолько впечатляющий след в истории, что без его открытий трудно представить современную метеорологию и океанологию. Тем приятнее осознавать, что, открывая для себя такую ​​знакомую Эстонию, каждый раз открываешь ее заново с помощью таких замечательных людей, на которых мы хотели бы равняться в свое время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *