Первооткрыватель южного полюса: Открытие Южного полюса — урок. География, 5 класс.

Сто лет назад человек впервые достиг Южного полюса

14 декабря 2011 17:05

14 декабря 1911 года нога человека впервые ступила на Южный полюс. Роль первооткрывателей принадлежит норвежской экспедиции Руаля Амундсена. Добраться до самой южной точки Земли пытались и прежде. Однако суровые погодные условия заставляли предшественников Амундсена отступить.

14 декабря 1911 года нога человека впервые ступила на Южный полюс. Роль первооткрывателей принадлежит норвежской экспедиции Руаля Амундсена. Добраться до самой южной точки Земли пытались и прежде. Однако суровые погодные условия заставляли предшественников Амундсена отступить.

Англичанин Роберт Скотт вместе с двумя спутниками в 1902 году почти добрался до Южного полюса, но, потеряв всех ездовых собак, вынужден был вернуться на борт экспедиционного судна «Дискавери». Через 6 лет другой англичанин, Эрнст Шеклтон, тоже потерпел неудачу.

Он повернул обратно, не дойдя до заветной цели всего 179 километров.

Амундсен поначалу и не собирался в Антарктику, он планировал отправиться совсем в другую сторону – к Северному полюсу. Но во время подготовки к этой экспедиции стало известно, что американец Фредерик Кук первым добрался до этой точки земли. Еще год спустя о том же заявил американец Роберт Пири, который решил оспорить первенство Кука.

Амундсен, видимо, решил, что на Северном полюсе ему делать нечего, и поменял свои планы. В августе 1910 года отправился в Антарктику. 13 января 1911 года судно «Фрам» причалило к ледяному барьеру Росса. Команда Амундсена начала готовиться к экспедиции. Подготовка непосредственно переходу на полюс заняла немало времени. Только 19 октября 1911 года Амундсен и его отряд, всего пять человек, отправились в путь на собачьих упряжках.

14 декабря путешественники достигли своей цели и водрузили на Южном полюсе норвежский флаг. На полюсе они пробыли три дня – производили астрономические вычисления, чтобы установить его точное местоположение.

На обратный путь экспедиция потратила 40 дней.

Норвежцы на месяц опередили англичан, которые снова попытались покорить Южный полюс. В том же 1911 году добраться дотуда решил уже упомянутый капитан английского королевского военно-морского флота Роберт Скотт. И он даже добился успеха – 18 января 1912 года экспедиция достигла Южного полюса. Но найдя там норвежский флаг, оставленный Амундсеном еще в декабре, англичане, видимо, до того разочаровались, что сил на обратный путь им не хватило.

Несколько месяцев спустя английские поисковые отряды англичан обнаружили в антарктических льдах палатку с замерзшими телами капитана и его спутников. Исследователи не дошли до лагеря, где было запасено продовольствие, всего 20 километров.

Южный полюс располагается в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте 2800 метров. Толщина льда в этом районе составляет 2840 метров. Среднегодовая температура воздуха здесь составляет почти что минус 50 градусов (максимальная – минус 14,7, минимальная – минус 74,3 градуса).

День на Южном полюсе (так же, как и на Северном) длится около 187 суток, ночь – 178 суток.

общество новости

Биография Руаля Амундсена — РИА Новости, 13.07.2012

16 июля 2012 года исполняется 140 лет со дня рождения Руаля Амундсена.

Национальный герой Норвегии, полярный путешественник, покоритель Северо‑Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 года в городе Борге в семье капитана, владельца судоверфи Вервен Йенса Амундсена.

С детства Руаль Амундсен мечтал стать полярным исследователем, зачитывался книгами об экспедиции британского полярника Джона Франклина, который в 1845 году не вернулся из экспедиции по поиску Северо‑Западного прохода между Атлантическим и Тихим океанами.

В 1890‑1892 годах Амундсен по настоянию матери учился на медицинском факультете в университете города Кристиания (ныне ‑ Осло).

В 1893 году, после смерти матери, он оставил учебу и поступил младшим матросом на судно «Магдалена», совершавшее плавания по Северному Ледовитому океану. В 1895 году Амундсен сдал экзамен на штурмана, в 1900 году получил лицензию капитана судна.

В 1897‑1899 годах Амундсен в качестве первого помощника капитана корабля «Бельжика» совершил свою первую экспедицию в Антарктику. Возглавлял экспедицию бельгийский морской офицер лейтенант Адриен де Жерлаш.

Целью мероприятия было изучение берега Антарктики, но экспедиция чуть не закончилась трагедией, когда корабль по неопытности руководителя сковал лед около острова Петра I. Прошло 13 месяцев, прежде чем судно освободилось из ледяного плена, и вышло в открытое море. По инициативе Амундсена, который во время дрейфа фактически принял командование на себя, чтобы выжить, команда занялась ловлей пингвинов и тюленей, изготовляя из кожи животных теплую одежду и употребляя их мясо в пищу.

17 июня 1903 года Амундсен отправился на судне «Йоа» в Арктику с шестью членами экипажа. Целью экспедиции было отыскать Северо‑Западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске, а также определить текущие координаты северного магнитного полюса (они со временем меняются).

Амундсен пересек Атлантический океан, обогнул западную часть Гренландии, вошел в море Баффина, далее — в пролив Ланкастера. Через лабиринт островов канадского побережья судно медленно двигалось к цели сквозь плавучие льдины, сильные ветры, туман и мелководье. К концу лета экспедиция нашла естественную гавань на острове Короля Вильяма вблизи Северного полюса, что позволило произвести точные научные наблюдения. В гавани, названной «Йоа», Амундсен с командой пробыл два года, построив наблюдательные пункты, оборудованные точными измерительными приборами. Результаты изучений дали большую работу многим ученым на 20 лет вперед. В это время Амундсен изучил быт эскимосов и научился управлять собачьими упряжками.

В августе 1905 года научная работа закончилась, и судно «Йоа» продолжило свой путь между Атлантическим и Тихим океанами. Через три месяца следования экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из Сан‑Франциско, — Северо‑Западный проход был впервые пройден.

Вскоре после открытия морского пути судно вмерзло в лед и осталось на третью зимовку.

Чтобы сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с американским компаньоном в октябре 1905 года отправился на собачьих упряжках в 500‑мильное путешествие через 3‑километровые горы в Игл‑Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. 5 декабря мир узнал об открытии Северо‑Западного морского пути между Атлантическим и Тихим океанами.

Следующей целью Амундсена было первым достичь Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это совершил Роберт Пири, он решил первым достичь Южного полюса.

9 августа 1910 года Руаль Амундсен отправился в Антарктику на «Фраме» — знаменитом корабле норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена. Во время подготовки экспедиции стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовится к своей второй попытке открыть Южный полюс. Амундсен решил попасть на полюс первым, тщательно скрывая свой замысел и от норвежского правительства, так как он опасался, что из‑за экономической и политической зависимости Норвегии от Великобритании его экспедиция к Южному полюсу будет запрещена. Об экспедиции Амундсена к Южному полюсу, мир узнал, когда «Фрам» достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма об этом настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.

Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками.

14 декабря 1911 года Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса. Скотт дошел до полюса только 18 января 1912 года.

15 июля 1918 года Амундсен отправился к Северному полюсу из Аляски на судне «Мод» Северо‑Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда он решил исследовать Арктику с воздуха.

11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь‑промышленник Линкольн Элсуорт, итальянский конструктор, капитан дирижабля Умберто Нобиле и штурман Ялмар Риисер‑Ларсон с командой из 12 человек стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье» («Норвегия»).

12 мая дирижабль достиг Северного полюса, а 14 мая — Аляски, где снизился и был разобран. Перелет протяженностью 5,3 тысячи километров продолжался 71 час.  Во время перелета на Северный полюс были сброшены норвежский, американский и итальянский флаги. Маршрут «Норвегии» был проложен над неизвестными ранее территориями — последние белые пятна на карте мира были заполнены.

18 июня 1928 года Амундсен вместе с пятью членами экипажа французского гидросамолета «Латам» вылетел из норвежского города Тромсе на поиски итальянского конструктора Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике на дирижабле «Италия». Через три часа «Латам» потерпел крушение в Баренцевом море, Руаль Амундсен погиб вместе с экипажем самолета.

Умберто Нобиле и его спутников обнаружили всего через пять дней после гибели Амундсена.

Руаль Амундсен никогда не был женат.

В честь Руаля Амундсена названы море, гора и американская научная станция Амундсен‑Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.

2011 год в Норвегии был посвящен Руалю Амундсену и Фритьофу Нансену.

14 декабря 2011 года, к 100‑летию покорения Антарктики Руалем Амундсеном, на Южном полюсе премьер‑министром Норвегии Йенсом Столтенбергом был открыт ледяной памятник‑бюст норвежскому путешественнику. 

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Топ-10 самых известных и интригующих полярников

Имена и достижения знаменитых полярников хорошо известны, а история полярных исследований полна историй мужества и стойкости, а также триумфов и трагедий. От сэра Эрнеста Шеклтона, чья храбрость и преданность своим людям были образцовыми, до вековой тайны злополучной экспедиции Франклина, полярные исследователи продолжают интриговать.

Современные путешественники могут пройти по стопам этих легендарных личностей, но с гораздо большим комфортом и безопасностью благодаря Quark Expeditions®. Многие из наших поездок приведут вас к местам самых драматических событий в полярной истории, познакомив вас с достижениями некоторых из следующих известных исследователей.

Сэр Джеймс Кларк Росс

Британский военно-морской офицер сэр Джеймс Кларк Росс обнаружил северный магнитный полюс в 1831 году. Позже он командовал антарктической экспедицией на своих кораблях HMS Erebus и HMS Terror, , во время которой он нанес на карту большую часть Береговая линия Антарктиды. Он открыл море Росса и назвал 2 вулкана в честь своих кораблей. Позже Росс опубликовал мемуары «: Путешествие открытий и исследований в южные и антарктические регионы».

Сэр Эрнест Шеклтон

Одна из непреходящих историй победы, вырванной из пасти поражения, — это история сэра Эрнеста Шеклтона и его команды из 27 человек, которые отправились в путь в 1914 году с надеждой стать первыми исследователями, пересекшими Антарктиду. континент. Когда их судно Endurance, застряло во льдах, Шеклтон и его люди разбили лагерь на льдинах; в конце концов они достигли необитаемого Острова Слонов. Шеклтон и небольшой экипаж проплыли на спасательной шлюпке 800 миль (1287 км) и вернулись, чтобы спасти других людей без человеческих жертв.

Роберт Фалкон Скотт

Будучи руководителем двух крупных экспедиций в Антарктиду, Роберт Фалкон Скотт открыл, что Антарктида является континентом. Он достиг Южного полюса 17 января 1912 года, на месяц позже, чем норвежский исследователь Руаль Амундсен. Измученные неделями марша при встречном ветре со скоростью не менее 30 узлов и температуре -40°F (-40°C), Скотт и четверо его товарищей погибли, попав в ловушку снежной бури. Прошло больше года, прежде чем новость дошла до семьи Скотта.

Фритьоф Нансен

У норвежского исследователя Фритьофа Нансена были довольно нестандартные представления об полярных исследованиях: он чувствовал, что специально сконструированный корабль, вмерзший в паковые льды, в конце концов окажется на Северном полюсе, и в 1893 году решил это доказать. . Его корабль, Fram, , имел специальный закругленный корпус и особенности, которые позволяли ему выдерживать давление льда. Корабль действительно замерз во льдах, но когда он не достиг полюса через 18 месяцев, Нансен и его спутник отправились в путь с собаками и санями. Они не достигли Северного полюса, но установили рекорд дальнего путешествия на север.

Роберт Пири

Американский исследователь Роберт Пири проехал большую часть Арктики на собачьих упряжках, и он наиболее известен своим заявлением о том, что он был первым человеком, достигшим географического Северного полюса. Пири сказал, что достиг полюса 6 апреля 1909 года, но Фредерик Кук, врач, сопровождавший Пири в экспедициях, утверждал, что достиг полюса годом ранее. Расследование Конгресса подтвердило заявление Пири, но сомнения остаются.

Сэр Джон Франклин

В 1845 году сэр Джон Франклин и его команда покинули Англию в поисках легендарного Северо-Западного прохода. Больше их никто не видел, и судьба 129мужчин был объектом многих поисков и многих спекуляций. В 1857 году на острове Кинг-Уильям были обнаружены пирамида из камней и несколько тел, где в записке говорилось, что корабли были заморожены во льдах в 1847 году. Во второй записке, обнаруженной экспедицией, указывалось, что суда были брошены год спустя.

Судьба Франклина и его команды остается загадкой.

Эрик Рыжий

Рыжий Эрик был буйным исландским юношей, и, по иронии судьбы, именно эти проблемы заставили его стать исследователем. Будучи сослан на 3 года в 9В 83 году Эрик отправился исследовать большой участок суши к западу от Исландии. Он назвал ее Гренландией, а когда его изгнание закончилось, он вернулся в Исландию, где убедил более 400 человек присоединиться к нему в заселении новой земли.

Сэр Эдмунд Хиллари

Сэр Эдмунд Хиллари увлекся скалолазанием, когда еще учился в средней школе. 29 мая 1953 года он и непальский альпинист-шерп Тенцинг Норгей стали первыми альпинистами, достигшими вершины Эвереста. Хиллари была членом Трансантарктической экспедиции Содружества в 1958 и достиг Южного полюса по суше в 1958 году; Позже он достиг Северного полюса, что сделало его первым человеком, поднявшимся на Эверест и достигшим обоих полюсов.

Ричард Вебер

С 1986 года исследователь Арктики Ричард Вебер побывал на Северном полюсе 7 раз; в 1995 году он был членом первой команды из двух человек, достигшей Северного полюса без поддержки. Вебер, недавно награжденный Орденом Канады, является вашим хозяином в лодже Arctic Watch Wilderness Lodge, где он делится своим опытом и знаниями, пока вы исследуете Крайний Север Канады.

Семья Вебер из Arctic Watch. Ричард Вебер на фото второй справа.

Руаль Амундсен

Руаль Амундсен — первый человек, достигший одновременно Южного и Северного полюсов. Он возглавлял антарктическую экспедицию 1910–1912 годов, которая первой достигла Южного полюса 14 декабря 1911 года, на месяц раньше американской экспедиции под руководством Роберта Фалькона Скотта. Амундсен был руководителем первой воздушной экспедиции на Северный полюс в 1926, а также возглавил первую экспедицию, прошедшую через Северо-Западный проход.

Бонус: ВЫ!

Теперь каждый может пройти по пути этих знаменитых исследователей на борту одного из экспедиционных кораблей Кварка. Каждое судно имеет специальный ледостойкий корпус для превосходной навигации в покрытых льдом полярных водах, исключительный уровень комфорта и вкусную еду, приготовленную бортовым шеф-поваром.

Не ждите ни секунды, чтобы пройти по стопам легендарного полярного исследователя. Ознакомьтесь с нашими многочисленными разнообразными вариантами экспедиций и , свяжитесь с консультантом Polar по телефону , чтобы приступить к работе!

ОТКРЫТАТЕЛЬ ЮЖНОГО ПОЛЮСА: КАПИТАН РУАЛЬ АМУНДСЕН, НОРВЕЖСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, ВЕРНУЛСЯ ИЗ УСПЕШНОЙ АНТАРКТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ. | Рекорд

Посмотреть оригинал