Первые храмы на Руси посвящались Успению Богородицы и Софии, Премудрости Божией, почему?
Протоиерей Константин Костромин, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии:
Мать, преодолевшая смертьВопрос, почему в центре внимания древнерусского человека были не ключевые вопросы богословия, а вопросы аскетики и церковной практики, почему переводили не современных ему византийских авторов, а писателей прошлого, имеет примерно один ответ: в центре внимания было то, что проще и «монолитнее» сообщает об Истине.
Мысль о воскресении мертвых в христианском учении в обществе, где еще недавно бытовали представления о переселении души в мир мертвых (отсюда языческие захоронения в «позе эмбриона»), переход покойных в царство мертвых или «Валгалу» (отсюда захоронения в курганах) или иные формы посмертного существования (которым не противоречила и практика трупосожжения), – была не особенно понятной.
А вот Успение Матери Бога, Богородицы как образ передавало представления о загробной участи и вообще представление о смерти в новой вере лучше всего.
Повышенный интерес (чуть позднее он станет почитанием) к Божией Матери на Руси исторически может быть объясним связью с древнейшим славянским культом Рода и Рожаниц. В его основе лежало почитание материнства, самого факта рождения, который и противопоставлялся, и одновременно становился преемственным по отношению к смерти.
Поэтому Богородице храмы посвящали на Руси очень часто. Причина, конечно, не только в понятности, близости народу образа материнства как рождения, как заступничества, но и в церковной педагогике – заместить образом Божией Матери культ Рожаниц.
Идея «замещения» языческих героев, языческих праздников христианскими известна.
Так, первый храм Киева еще до крещения города был посвящен пророку Илии, замещавшему Перуна (оба в какой-то степени «громовержцы»), а первый храм Киева, построенный св. Владимиром, был посвящен Богородице.
Позднее, к 16 веку, русские летописцы отождествляли посвящение Десятинного храма – древнейшего храма на Руси – именно с праздником Успения, ведь просто «праздника Богородицы» у православных нет.
Но сегодня первая мысль, возникающая на кладбище — мысль не об Успении, а о Воскресении. Современный нам православный христианин намного ближе по мировоззрению к апостольским временам, чем к Средневековью. Появилась даже благочестивая традиция петь после литии на могиле пасхальный тропарь.
Это говорит о том, что свою «пропедевтическую», подготовительную и воспитательную роль праздник Успения Пресвятой Богородицы выполнил — воспитал русскую православную культуру, которая наконец-то уходит от страха перед смертью к благоговению перед жизнью, Жизнью после Воскресения.
В поиске Премудрости БожиейКиев. Софийский собор. Оранта «Молящаяся матерь» (XI век). Фото Алексея Поддубного /Фотохроника ТАСС/Замечу: Успенских храмов в Древней Руси, конечно, много, но, во-первых, не подавляющее большинство, а во-вторых, на первом месте был все-таки Господь: в Киеве, Новгороде, Полоцке, некоторых других городах главными храмами были Софийские соборы, а ведь София — это Премудрость Божия.
В позднем Средневековье, в 15-17 веках, здесь появилась путаница.
Кто-то отождествлял храмовый праздник Софийского собора с днем Преображения, кто-то — Рождества Христова, кто-то — Пасхи, а вот новгородцы одно время праздновали престольный праздник своего Софийского собора в день Успения, и отголоски этого спора слышны до сих пор.
Несколько позднее в Пскове главный храм посвящают уже Святой Троице. Известны и посвящения храмов известным святым —святителю Клименту, папе Римскому, святителю Николаю Чудотворцу, св, Параскеве Пятнице и многим другим. Благодаря распространению почитания свв. Бориса и Глеба, с 14 века появляются первые храмы, посвященные этим первым русским святым.
Кому посвящают храмы сегодня и о чем это говорит?Протоиерей Константин Костромин. Фото izdat-spbda.ruВообще, начиная с 16 века и к нашим дням можно заметить некую тенденцию: все большее количество храмов посвящается русским святым. Так оформляется и выражается национальная идея или, если ее выразить церковным языком, — идея Святой Руси.
Сама по себе идея «Святой Руси» — поздняя, сложилась окончательно в императорский период, в 19 веке, преобразовавшись из идеи «Москвы — Третьего Рима». И если в «Москве — Третьем Риме» основное внимание уделялось, помимо традиционных господских и богородичных праздников, – святым, почитавшимся в Москве, то с 19 века храмы все чаще посвящают общерусским святым.
Прославление преп. Серафима Саровского в начале ХХ века дало резкий всплеск посвящения ему храмов — в одном Петербурге в считанные три-четыре года после его прославления появилось 4 или 5 алтарей, ему посвященных. А ведь раньше такого никогда не было.
Сейчас «в моде» (извините за это слово, но оно хорошо отражает суть происходящего) храмы, посвященные соборам святых (храм «всех святых», «всех святых, в земле русской просиявших», «новомучеников и исповедников Церкви Русской»). В древности такого мы не встретим. О чем это говорит? Хорошо бы о понимании важности единства, собирании вокруг Христа.
Протоиерей Константин Костромин
Кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории, проректор по научной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви, Клирик храма священомученника Исидора Юрьевского в Санкт-Петербурге.
Первые храмы – ГородТ
Хронограф • 22.03.2023
22.03.1944
Марии (Марите) Мельникайте присвоено звание Героя Советского Союза
События • 22.03.2023
Фестиваль «Всемирный день поэзии»
Труженики тыла: «Боевое искусство»
Выставка Николая Домашенко «Диалоги с классикой»
Выставка авторских кукол Натальи Григорьевой
Художественная выставка «Непосредственность»
«Увидел. 2.0»: фотовыставка Сергея Елесина
Дополнительное меню
- Главная
- Первые храмы
Предлагаемый маршрут начинается с Церкви Всех Святых по улице Свердлова, д. 29 и заканчивается у Храма Михаила Архангела, по улице Ленина, д. 22. Протяженность маршрута составляет 3 км 200 метров. Прогулка предполагает осмотр 5 церквей, 4 из которых действующие. Примерное время прогулки – от 40 минут.
1
Храм Всех Святых
Храм Всех Святых в Тюмени местные жители называют «круглой церковью». Церковь Всех Святых изначально строилась деревянной. Открылась она в 1779 году. Так как в данном районе в то время находилось кладбище, на планах церковь обозначалась кладбищенской. К началу XIX века здание сильно обветшало. В 1833 году началось строительство каменного сооружения. Освящение церкви состоялось в 1838 году.
При советской власти он очень долго оставался единственным действующим культовым учреждением города.
Храм святого праведного Симеона Богоприимца
В 1885 году при Владимирском сиропитательном заведении была построена и освящена церковь в честь святого праведного Симеона Богоприимца. До 1887 года Свято-Симеоновская церковь была приписана к Успенскому храму, а затем возведена в самостоятельную, с собственным священником и псаломщиком. Ее дубовый иконостас с резными колоннами был исполнен художниками и мастерами Москвы. Стены и купол храма были выкрашены масляной сиреневой краской и расписаны изображениями, в миниатюре напоминающими храм Христа Спасителя.
2
3
Спасская церковь
Первое упоминание о Спасской церкви в Тюмени относится к первой четверти XVII века. В 1687 году первый деревянный храм был уничтожен пожаром, после чего он был отстроен и вновь неоднократно уничтожался огнем на протяжении XVII и XVIII веков. Из-за столь частых пожаров встал вопрос о строительстве каменной церкви.
Спасская церковь считается одной из самых интересных с архитектурной точки зрения и богато украшенных. Другое название – храм в честь Образа Нерукотворного Спаса. Это был единственный в Тобольской губернии собор с 13 крестами. Название «Спасская» закрепилось за церковью, поскольку на верхнем ее этаже располагался иконостас с чудотворной иконой Нерукотворного Спаса, которая была безвозвратно утеряна после революции.
Знаменский кафедральный собор
Точная дата основания церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение», к сожалению, остается неизвестной, она колеблется между 1624 и 1659 годами. Первая деревянная церковь сгорела в пожаре 1697 года, затем была восстановлена и вновь уничтожена огнем в 1766 году. В 1768 году на средства прихожан на месте сгоревшей деревянной была заложена каменная церковь. Основные этапы строительства были завершены в 1786 году. Существующий облик церковь приобрела в 1901 – 1906 годах, после реконструкции.
4
5
Церковь Михаила Архангела
Первое упоминание о храме во имя Архангела Михаила относится к 1616 году. Храм был деревянным, и в 1697 году он был уничтожен огнем.
В 1781 году на месте деревянной церкви Михаила Архангела была заложена каменная двухъярусная церковь. В 1824 году была закончена реконструкция всего храма, строившегося около сорока трех лет. Он простоял без изменения до конца XIX века. В 1898 году к северной (левой) стороне придела Архистратига Божия Михаила начался пристрой одноэтажного придела во имя святого Симеона Верхотурского.
31 октября 2017
2599
Назад
10 самых древних храмов в мире (и как они выглядят сейчас)
Фото: Марк Даффи/Getty Images
Архитектура
В поисках следующего приключения? Откройте для себя эти невероятные древние храмы со всего мира и узнайте об их увлекательной истории
org/Person»> Стефани Страсник
Храм Хатшепсут
Местонахождение: Египет. Построен: около 1470 г. до н.э. Эта древняя погребальная святыня в Египте, также известная как Джесер-Джесеру, была спроектирована королевским архитектором фараона Хатшепсут Сененмутом, и ее можно узнать по длинной колоннаде и множеству террас. Хотя многие из оригинальных статуй и украшений этого места были украдены или уничтожены с годами, его рельеф, изображающий божественное рождение женщины-фараона, все еще не поврежден. Монастырь был построен на вершине храма в седьмом веке нашей эры. Первые масштабные раскопки на этом месте были проведены в 189 году.0s и египтолог Герберт Э. Винлок из Метрополитен-музея руководил раскопками и реставрацией этого места с 1923 по 1931 год.
Построен: 18-я и 19-я династии (между 1550 и 1189 годами до н.э.) Первоначально построенный на восточном берегу Нила, этот храм, который является старейшим храмом в Нубии, был перенесен в 1960-х и 70-х годах на новое, более высокое место на озере Насер, чтобы защитить его от наводнения. Усилия под руководством французского египтолога Кристианы Дерош Ноблекур включали в себя ряд нубийских храмов и исторических мест. Наиболее примечательные особенности храма включают хорошо сохранившийся рельеф и две важные надписи, описывающие военные достижения фараонов, построивших храм, Тутмоса III и его сына Аменхотепа II.
Фото: Марк Даффи/Getty Images
Гёбекли-Тепе
Местонахождение: Турция. Построен: 10 000 лет до н.э. Считается, что за 6000 лет до того, как был построен Стоунхендж, доисторические люди возвели замечательный каменный храм на вершине холма на юго-востоке Турции. Это место, известное как Гёбекли-Тепе, ранее отвергалось антропологами, которые считали его средневековой могилой. Однако в 2008 году немецкий археолог Клаус Шмидт определил, что Гёбекли-Тепе на самом деле является старейшим из известных храмов в мире. Это место было специально закопано около 8000 г. до н.э. по неизвестным причинам, хотя это позволило сохранить структуры для будущих открытий и исследований.
Getty Images/Perspectives
Луксорский храм
Местонахождение: Египет. Построен: между 1100 и 1600 г. до н.э. Этот древнеегипетский храм на восточном берегу Нила служил местом поклонения почти 3500 лет. Это место известно своей аллеей сфинксов и возвышающимся пилоном Рамзеса II.
Структура была построена во время правления нескольких фараонов, в том числе Аменхотепа III, Рамзеса II и Тутанхамона, которому приписывают большую часть украшения храма. Луксорский храм считается крупнейшим и наиболее важным местом в древнем Египте и был посвящен Амону, царю богов, а также богине-матери Мут и Хонсу, богу луны и времени.
Это содержимое защищено авторским правом.
Гипогей Чал-Сафлиени
Местонахождение: Мальта. Построен: около 2500 г. до н.э. В отличие от других храмов в нашем списке, Гипогей на Мальте был построен под землей. В этом огромном подземном лабиринте, включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, есть ложные окна, дверные проемы из трилита, декоративные картины красной охрой и резные каменные потолочные акценты, имитирующие каменную кладку. Гипогей был обнаружен в 1902 году во время строительства и впервые раскопан в начале 19 века.03. Это место было закрыто в период с 1990 по 2000 год на консервацию, и, хотя оно вновь открылось для публики, в день разрешено только 80 посетителей.
Стоунхендж
Местоположение: Англия.
Построен: начало 3000 г. до н.э.
Стоунхендж, один из самых известных и загадочных памятников в мире, появился примерно 5000 лет назад, когда был установлен ранний памятник, состоящий из круглого рва с внутренним и внешним берегами. Каменное сооружение, которое мы знаем сегодня, было построено около 2500 г. до н.э. Хотя его первоначальная функция остается неизвестной, вполне возможно, что Стоунхендж был построен как храм для поклонения древним земным божествам. Состоящая из симметричного расположения голубых камней (некоторые весом до четырех тонн), конструкция считается главным достижением инженерной мысли. Памятник находился в частной собственности до 1918, когда он был передан стране. Стоунхендж и его окрестности были объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году.Данита Делимонт
Храмы Джгантия
Местонахождение: Мальта. Построен: между 3600 и 3200 г. до н.э. Жители острова Гозо когда-то считали, что эти два храма были построены расой великанов, отсюда и их название, которое происходит от мальтийского слова «великан». Храмы построены из кораллового известняка, а некоторые камни весят более 50 тонн. Внутри для декоративных элементов использовался более мягкий глобигериновый известняк. Храмы, а также пять других храмов на Мальте были включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1980.
Самые популярные
Де Агостини/Г. Dagli Orti
Храм Аполлона
Местоположение: Дельфы, Греция. Построен: 330 г. до н.э. Храм Аполлона расположен в Дельфах, центре древнегреческого мира, и был построен на месте двух более ранних храмов. Архитекторы Спинтар, Ксенодор и Агафон построили периптеральный дорический храм по тому же плану, что и предыдущий храм, разрушенный землетрясением в 373 г. до н.э. Афинские скульпторы Андротенес и Праксиас создали работы, украсившие фронтон. Деревня Кастри была построена на этом месте в седьмом веке нашей эры и позже снесена в 189 году.
1 для длительных раскопок. Дельфы были названы объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году.B.SCHMID/a.collectionRF
Чога Занбил
Местонахождение: Иран. Построен: 1250 г. до н.э. Чога Занбил был основан эламским правителем Унташ-Галом как религиозный центр древнего Элама, который сейчас является частью провинции Хузестан. В священном городе есть зиккурат (прямоугольная ступенчатая башня), храмы и три дворца. Зиккурат в Чога-Занбиле является крупнейшим за пределами Месопотамии и лучше всего сохранившимся сооружением в своем роде. Город так и не был достроен, и около 640 г. до н.э. он подвергся нападению и повреждению ассирийского царя Ашшурбанипала. Он был обнаружен в 1935 старателями нефтяной компании и раскопан в период с 1946 по 1962 год археологом Романом Гиршманом.
HomoCosmicos
Зиккурат Ура
Местонахождение: Ирак.
Построен: 21 век до н.э. Зиккурат Ура был построен королем Ур-Намму и посвящен богу Нанне. Сегодня остался только фундамент, а часть конструкции, включая лестницу и нижний фасад, была перестроена Саддамом Хусейном в 1980-х годах. Он был закрыт для публики с 2003 года, хотя военнослужащие США смогли получить доступ к этому месту благодаря его близости к авиабазе Таллил.
ExploreArchitecturetravelИдеи для путешествий
Читать дальшеКультура и образ жизни
9 очаровательных воздушных потоков и кемперов на Airbnb
Эти крошечные дома на колесах от Кейп-Кода до Калифорнии предлагают уникальный способ посетить новые места
900h03Кэтрин МакКэтрин Мак Загляните внутрь древнего храма!
11 мая 2020 г.
Ана Матисс Донефер-Хики, научный сотрудник отдела европейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства; и Вольфрам Кёппе, Марина Келлен, старший куратор отдела европейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Дизайн Томаса Ньюберри (Англия, Бирмингем, 1811–1901). Архитектурная модель храма царя Соломона в Иерусалиме, девятнадцатый век , 1883 год. Золоченое дерево, пьер из позолоченного картона; позолоченное серебро, позолоченная бронза; эмаль, лен, 26 х 46 х 48 дюймов (66 х 117 х 122 см). Музей Метрополитен, Нью-Йорк, подарок Альберта Калимяна в честь Виктории Калимян и в память о Рухолле Калимян, 2019 г. (2019.66.1a–o–.95)
Сегодня мы можем использовать Интернет для изучения искусства, культуры и религии со всего мира. Давным-давно люди были ограничены тем, о чем они могли узнать из книг, журналов или, что еще лучше, лично. В викторианскую эпоху в Англии (после королевы Виктории, правила с 1837 по 19 января01) стали популярными крупные публичные выставки. Эти выставки, как Лондонская Большая выставка произведений промышленности всех наций 1851 года, представили публике художественные и научные достижения различных культурных групп.
В 1883 году библеист (человек, изучающий Библию) по имени Томас Ньюберри спроектировал модель или маленькую трехмерную копию древнего храма в Иерусалиме на основе описаний его архитектуры, которые он нашел в Библия. Четыре года спустя модель стала центральным элементом одной из таких крупных публичных выставок: Англо-еврейской исторической выставки. Эта выставка была первой публичной демонстрацией еврейского религиозного искусства под названием «Иудаика», и то, что ее увидели тысячи посетителей из разных культур и религий, вызвало у людей больший интерес к еврейскому искусству, чем раньше.
Храм Соломона
Согласно еврейской традиции, Храм Соломона, также известный как «Первый Храм», был построен царем Соломоном (около 990–931 гг. до н. э.) давным-давно на том месте, где Бог создал Адама. , первый мужчина. Но спустя четыреста лет здание было разрушено. Его заменил Второй Храм, построенный группами изгнанных евреев, вернувшихся в Иерусалим. Место Храма считается одним из самых святых мест в мире и имеет большое значение для евреев, мусульман и христиан всего мира.
Благодаря усилиям отдела визуализации Метрополитена (людей, чья работа заключается в создании изображений произведений искусства) мы можем использовать цифровые технологии, чтобы заглянуть внутрь модели Ньюберри! Посмотрите видео ниже:
youtube.com/embed/GLG0X4FjkPg?rel=0″ frameborder=»0″ allow=»autoplay; encrypted-media»>Сегодня библеисты используют археологию для поиска следов древней постройки. Однако Ньюберри основывал дизайн своей модели на описаниях архитектуры и обстановки Храма, написанных в Библии. Он считал, что каждая часть конструкции Храма, от материала, используемого для возведения стен, до техники, используемой для укладки камней, имеет духовное значение. Масштабная модель Newberry максимально соответствует этим описаниям. Давайте поближе посмотрим на некоторые из комнат внутри.
Святое место
Самая большая комната в Храме называется Святое место. Это главный зал Храма. Согласно традиции, вход был разрешен только священникам, ответственным за содержание Святилища.
Как и описано в Библии, стены и полы в модели Ньюберри выложены золотыми листами, украшенными пальмами и херувимами (произносится как стул-ру-луч , прообраз ангела). Внутри находятся десять золотых светильников, которые, как говорят, освещали Святое Святых и постоянно горели в Храме в течение дня и ночи. Для Ньюберри постоянный свет ламп символизировал Божье послание благодати человечеству.
Возле каждого светильника есть золотой стол для буханки хлеба. Эти хлебы, называемые хлебами предложения, символизируют Божий дар питания для народа Израиля.
В конце зала находится жертвенник из кедрового дерева, покрытый золотом, называемый жертвенником благовоний. Возжигание благовоний каждый вечер было одной из обязанностей священников, которым разрешалось входить в Святилище.
Святая Святых
В западной части Святилища, за жертвенником воскурений, находится дверь в самую священную комнату в храме: Святая Святых или Святое Святых. Говорят, что внутрь никого не пускали… кроме одного раза в год на Йом-Кипур, еврейский праздник, когда прихожане постятся и искупают свои грехи. В тот день первосвященнику было позволено войти, чтобы принести жертвы Богу.
В синагогах по всему миру есть специальный шкаф, называемый ковчегом, для хранения свитков Торы. Согласно еврейской традиции, каждый ковчег считается уменьшенной копией этой комнаты.
Ковчег Завета
Согласно Библии, Ковчег Завета хранился во Святом Святых. Сундук сделан из особого дерева и покрыт золотом и, как говорят, был подарен Моисею Богом. Внутри находились две каменные скрижали, на которых Моисей записал Десять Заповедей. Ковчег Завета символизировал постоянное присутствие Бога среди Своего народа.
Модель храма Ньюберри, представленная на Англо-еврейской исторической выставке, не только рассказала людям о его конструкции, но и о его символическом значении. Мы можем многому научиться из виртуального опыта и глядя на картинки, но иногда личный опыт просто не может быть лучше. Вспомните случай, когда вы узнали, исследуя что-то самостоятельно. Как ваш опыт помог вам лучше понять то, о чем вы узнали? И если бы вы могли сделать модель чего угодно, что бы это было?
Комментарии / 4 комментария
Оставить комментарий
Мы приветствуем ваше участие! Обратите внимание: несмотря на то, что живое обсуждение и твердые мнения приветствуются, Музей оставляет за собой право удалять комментарии, которые он сочтет неуместными по любой причине.