На Северном полюсе (1937)
Авторский фильм Марка Трояновского посвящен экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс — 1» под руководством И.Д. Папанина, воздушной экспедиции по организации «СП-1» под руководством О.Ю. Шмидта.
21 мая 1937 года при помощи самолёта в районе Северного полюса была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1» (СП-1) под руководством Ивана Папанина. Участники экспедиции гидробиолог Петр Ширшов, геофизик Евгений Федоров, радист Эрнст Кренкель и руководитель Иван Папанин в течение девяти месяцев вели научные наблюдения на станции. За это время она прошла в результате дрейфа 2850 км до восточного побережья Гренландии, откуда 19 февраля 1938 года полярников сняли ледоколы «Таймыр» и «Мурман».
По сталинскому заданию, для победы социализма во славу нашей Родины, летели на Северный полюс сыны великого русского народа — посланцы культуры нового мира.
.. Цитируется с экрана
В фильм вошли кинокадры: доставка членов экспедиции и оборудования самолетами, развертывание лагеря, бытовые съемки, строительство аэродрома, проводы самолетов на «Большую землю»; деятельность членов воздушной экспедиции: полет, приземление, старт самолетов, в том числе в зимних условиях в Холмогорах, Нарьян-Маре, на Новой земле, острове Рудольфа. Пейзажи Арктики. Митинг в Москве в честь возвращения экспедиции О. Ю. Шмидта. Среди членов экспедиций Шмидта-Папанина: летчики Водопьянов, Молоков, Мазурик, Алексеев; Э. Кренкель, П. Федоров, В. Ширшов.
ПРОИЗВОДСТВО: Московской студии «Союзкинохроники»
Фильм перешёл в разряд «Общественное достояние»
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Автор-оператор и участник экспедиции: Марк Трояновский
Ассистенты режиссёра: М. С. Спандарьян, С.И. Каплун
Текст песни: П. Герман
Композитор: Д. Блок
Звукооператор: И. Ренков
СПРАВКА
1. Советская экспедиция 1937 года состояла из 34 человек, включая четвёрку папанинцев.
2. Начальником экспедиции был назначен О.Ю. Шмидт, а его заместителем М.И. Шевелёв.
3. Подготовка экспедиции началась весной 1936 года и проходила в режиме секретности. Базой экспедиции был выбран остров Рудольфа, часть архипелага Земля Франца-Иосифа, самый северный из советских арктических островов.
4. 24 марта 1937 года учатники экспедиции вылетели на 4-х больших четырёхмоторных самолётах:
- Командир лётного отряда — Герой Советского Союза
- Н-171 — лётчик В. С. Молоков, второй пилот — Г.К. Орлов;
- Н-172 — лётчик А.Д. Алексеев, второй пилот — Я.Д. Мошковский;
- А-169 — лётчик И.П. Мазурук, второй пилот — М.П. Коалов;
- Н-166 — самолёт-разведчик — лётчик Павел Георгевич Головин, вылетевший двумя — тремя часами раньше;
- На этапе разведки экспедиции (последняя стартовая точка перед полюсом) помогали два лёгкоматорных самолёта П-5 (лётчик Л. Г. Крузе) и П-6.
6. Официально о полёте мир узнал только в мае 1937 года. Из дневника Марка Трояновского: «23 мая 1937 года. Нам сообщили, что сегодня газеты вышли с опозданием и полны материалов о полёте. Итак, наконец-то мы официально существуем».
7. Обустройство четверки полярников на льдине площадью около 4 кв. км заняло около 16 дней. 6 июня самолеты покинули экспедицию, «Северный полюс – 1» перешел в режим автономного дрейфа.
8. Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км.
10. Вторая советская научно-исследовательская дрейфующая станция была открыта 12 лет спустя. Работала со 2 апреля 1950 года до 11 апреля 1951 года. Начальник станции — Сомов М. М., впоследствии основавший первые советские станции в Антарктиде.
Использована информация открытых интеренет-источников, а также дневниковых записей Марка Трояновского «…С веком наравне. Дневники. Письма. Записки» (Изд. —М; РОССПЭН, 2004)
Там, где дрейфует лед. Как платформа «Северный полюс» изменит полярную науку
В стране мехов
Покорение Арктики в СССР было делом не меньшим по масштабу и вниманию, чем полет человека в космос. Любой ребенок в СССР знал об Отто Шмидте — легендарном полярнике, герое экспедиции на «Челюскине».
Именно Шмидту принадлежит идея создать дрейфующую научную станцию. Впрочем, с этим могут поспорить поклонники… приключенческих романов! В 1873 году Жюль Верн написал роман «В стране мехов», который рассказывает историю британской экспедиции, оказавшейся на дрейфующей льдине. Мог ли основоположник научной фантастики Верн предположить, что спустя чуть более чем 60 лет такие дрейфующие льдины станут реальностью?
Читайте также
Легендарный «Челюскин»: триумф или трагедия
А они стали. 6 июня 1937 года первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс — 1» начала работу в 20 км от Северного полюса на большой льдине. Девять месяцев станция под руководством исследователя Ивана Папанина шла по льдам Северного Ледовитого океана, пройдя более двух тысяч километров.
Первая станция принесла множество интересных научных результатов, укрепила статус СССР как первой арктической державы. Участники станции — Иван Папанин, Евгений Федоров, Эрнст Кренкель, Петр Ширшов и их верный пес Веселый — получили награды и вошли в историю мировой науки.
Участники экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс-1» Петр Ширшов, Эрнст Кренкель, Иван Папанин и Евгений Федоров
© Hulton-Deutsch/Hulton-Deutsch Collection/Corbis via Getty Images
Таких «Северных полюсов» было сорок. «С 1950-х годов дрейфующие станции отправлялись практически ежегодно. На ледовые поля завозили научное оборудование и разворачивали небольшие модульные городки. Но зачастую льдины раскалывались, на эвакуацию исследователей расходовали большие ресурсы, срывались планы, терялось дорогостоящее научное оборудование», — рассказывает директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров.
В 2013 году ученые обнаружили, что из-за глобального потепления в Арктике уже практически невозможно найти льдину нужных размеров и прочности. Экспедиция «Северный полюс — 40» была экстренно эвакуирована, а последняя станция, «Северный полюс — 2015», проработала всего 114 суток. Так, 9 августа 2015 года завершилась легендарная история дрейфующих станций.
Возрождение легенды
Когда станции прекратили работу, данные об атмосферных, океанологических и ледовых условиях в Арктике стало возможно получать только со спутников. Но для глубокого понимания изменений в Арктике исследовать ее нужно «в поле», изнутри. И решение было найдено.
В 2018 году Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) подписала контракт на проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) с «Адмиралтейскими верфями», и в Петербурге началось строительство огромного судна со множеством лабораторий на борту. После завершения строительства платформа станет частью флота петербургского Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Сейчас она построена на 95%. Планируется, что в сентябре этого года, спустя 85 лет после открытия первой экспедиции на дрейфующей льдине, ученые на ЛСП выйдут в экспедицию.
«Первый этап экспедиции продлится до февраля-марта. Мы рассчитываем провести тестирование и отладку всех процессов. Второй будет более длительным», — говорит директор ААНИИ.
Платформа, как планируется, дойдет до Арктики, где будет вморожена в подходящую льдину. Полярники разобьют вокруг ЛСП научный лагерь, а если возникнет опасность разрушения льдины, его можно быстро свернуть и продолжить исследования прямо на борту.
Уникальные разработки
Быть особенным всегда непросто, а быть единственной в мире ледостойкой самодвижущейся платформой с уникальным комплексом лабораторий — непросто вдвойне. Для такого судна требуются самые передовые технологии.
По словам директора ААНИИ, многие технические решения при строительстве платформы — отечественного производства. Их аналогов в мире просто нет. «Вот один из примеров: на платформе применен пропульсивный комплекс (силовой комплекс судна, состоящий из корпуса, двигателя, валов и гребных винтов), который обеспечивает судну требуемую автономность, — поясняет Макаров. — Придумать такое решение зарубежные компании не смогли. Работу выполнила российская компания «МСС». Автономность у платформы большая: судно сможет дрейфовать до двух лет, а после самостоятельно вернуться в порт.
© Александр Демьянчук/ТАСС
Ученые на платформе смогут проводить исследования воздуха, воды, мерзлоты… Весь комплекс исследований обеспечат современные лаборатории. Их, по словам Макарова, на борту будет 15. Платформа станет ключевым звеном между российским научно-исследовательским стационаром «Ледовая база Мыс Баранова», Российским научным центром на архипелаге Шпицберген и гидрометеорологической обсерваторией Тикси. Ученые смогут проводить исследования всей природной среды Арктики.
Программа экспедиции и состав ее участников сейчас формируются. Одновременно на платформе будут работать 34 научных сотрудника и 14 членов экипажа. Капитаном уже назначен Сергей Нестеров, проработавший в Арктике и Антарктике 12 лет. Основные исследования начнутся на второй фазе экспедиции, с апреля следующего года. Макаров добавил, что тогда участие в экспедиции, как предполагается, примут и ученые из других стран.
«Далеко у полюса, где дрейфует лед…»
Работа на дрейфующих станциях была по-настоящему опасной и тяжелой. По свидетельствам историков, наиболее сложной была экспедиция «Северный полюс — 11» в 1962 году. Из-за трещин на льдине самолеты более полугода не могли приземляться на станцию, сбрасывая письма и провизию с Большой земли прямо во время полета.
Далеко у полюса, где дрейфует лед,
Мы живем, работаем, не страшась невзгод,
Но, бывает, станется,
Сердце затуманится,
Если долго телеграмму милая не шлет.
Эти строки написал один из полярников одиннадцатой станции — Владислав Пигузов. Тогда ученые благополучно прибыли на Большую землю, преодолев все невзгоды и проведя множество исследований. В экспедиции «Северный полюс — 41» на ЛСП полярники будут работать на самом современном оборудовании, в комфортных каютах.
Сейчас на платформе готовятся жилые и служебные помещения, устанавливается оборудование научных лабораторий, прокладываются кабели, завершаются испытания. На судне оборудуют даже спортивный зал с тренажерами.
В июле готовую платформу передадут заказчику — Росгидромету. «ЛСП «Северный полюс» станет наглядной демонстрацией технического и научного потенциала России и ведущей научной площадкой в арктических широтах на ближайшее десятилетие. Водоизмещение 80-метровой платформы — около 11 тыс. тонн. Срок службы платформы — не менее 25 лет», — рассказывает Макаров. Но специалисты допускают, что платформа сможет проработать почти 40 лет.
ЛСП не требуется сопровождение ледокола, чтобы добраться до северных вод. Платформа к месту проведения работ сможет добираться самостоятельно, что очень выгодно. На одной из палуб предусмотрена вертолетная площадка. Приземляться на судно в случае необходимости смогут Ми-8 и Ми-38.
Наука для экономики
Почему же платформа так важна для России? Как поясняет Макаров, помимо уникальных геологических, химических, гравитационных исследований, которые возможно провести только в таких «дрейфующих» условиях, ЛСП способна повлиять и на экономику. Платформа позволит полярникам работать в Арктике круглый год, и ученые смогут делать более точные прогнозы ледовой обстановки на Северном морском пути.
«Мы сможем оценить влияние последствий изменения климата на площадь льда и улучшить ледовые прогнозы для безопасной навигации на Северном морском пути, исследовать ледовые нагрузки и механику разрушения льда в современных условиях, провести экологический и биологический мониторинг акватории Северного Ледовитого океана», — говорит Макаров.
© ААНИИ
Исследовать ледяной покров невозможно без серьезных натурных экспериментов, добавляет директор института. Северный морской путь обеспечивает Северный завоз для 20 млн человек на Крайнем Севере, и успех завоза напрямую зависит от качественных прогнозов ледовой обстановки.
«Для совершенствования прогнозов нужны глубокие знания физических процессов, протекающих в ледяном покрове, в океане, с которым он взаимодействует, в атмосфере, которая существенным образом на него влияет, — объясняет Макаров. — Исследования на платформе позволят развить и углубить эти знания, создать модели, которые воспроизводят динамику ледяного покрова, — нарастание, таяние — и остальные процессы — значит, будут способствовать улучшению качества прогнозов».
Не менее важная задача — сбор данных для создания инфраструктуры Северного морского транзитного коридора (СМТК). Это глобальный проект по созданию комплексной транспортно-логистической системы для международных транзитных морских грузоперевозок на маршруте Азия — Европа через Северный морской путь. И эти данные будут собраны учеными с помощью уникальной платформы.
Суровый, но хрупкий край
Прекращение работы дрейфующих станций стало большой потерей не только для российской, но и для мировой науки в целом. Можно ли покорить Арктику, исследуя ее только на стационарных арктических станциях и с помощью спутников?
Ученые утверждают, что нет. Особенно платформа необходима сейчас, когда глобальное потепление с каждым годом проявляется все сильнее и оказывает влияние на все сферы жизни общества.
© Лев Федосеев/ТАСС
Запуск платформы, говорит Макаров, очень важен для изучения изменений климата. В Арктике следы глобального изменения климата наиболее заметны по сравнению с другими частями света. Тающая тысячелетняя мерзлота, изменение океанических течений… Сколько тайн хранит Арктика. На данных о ее природной среде базируются глобальные модели климата и прогнозы погоды, которые российские метеорологи используют для подготовки прогнозов, важных для разных сфер экономики.
Плавучая обсерватория позволит осуществлять мониторинг большей части Арктического бассейна, своевременно получать достоверные научные данные о природных процессах в северных полярных районах Земли.
Изучая природу Арктики, важно не вредить экологии этого сурового, но хрупкого уголка планеты. Платформа проектировалась специально для организации дрейфующих станций, поэтому на ней были использованы технологии, которые позволяют исключить, например, тепловой или магнитный фон судна. Она отправится в экспедицию на топливе с улучшенными экологическими свойствами, которое оказывает минимальное воздействие на экосистему Северного Ледовитого океана.
Программа экспедиции будет очень разнообразной, полярники смогут меняться, возвращаясь на Большую землю на вертолетах.
«Платформа «Северный полюс» выведет исследования Арктики на новый уровень, — утверждает Макаров. — Прочная конструкция и возможность самостоятельного передвижения расширят список решаемых научных задач, повысят качество получаемых результатов, а также существенно обезопасят работу людей в суровых условиях Арктики».
Анастасия Стрепенюк
Теги:
Папанин, Иван ДмитриевичАрктика сегодняРоссийская наукаШмидт, Отто Юльевич
Первым на вершине мира?
Был ли это Роберт Пири или его почти забытый партнер Мэтью Хенсон, кто первым достиг географического Северного полюса?
На протяжении более века полярные историки в целом соглашались с тем, что инженер американского флота Роберт Пири был первым человеком, достигшим географического Северного полюса. Но исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, утверждают, что на самом деле это был афроамериканский коллега Пири, Мэтью Хенсон, который опередил его, несмотря на то, что он потерял восемь пальцев на ногах из-за обморожения.
Широко изученная и оспариваемая экспедиция Пири на Северный полюс 1909 года была последней из восьми и единственной, которая достигла своей конечной цели. И хотя заявление этого человека о том, что он первым добрался до полюса (или вообще добрался до полюса), с самого начала оспаривалось, только совсем недавно полярники начали ставить Хенсона на его место.
Некоторые из этих ученых, такие как британский исследователь Уолли Герберт, научный журналист Джон Ноубл Уилфорд и редактор City Journal Джон Тирни, сосредоточились главным образом на правдивости заявления Пири о достижении полюса, ссылаясь на отсутствие важных данных в его записной книжке. . Но некоторые последующие исследования показывают, что Пири сознательно украл славу у Хенсона.
Эти исследования, включающие книгу Джеймса Миллса под названием The Adventure Gap 2014 года и статью того же автора в National Geographic, подтверждают точку зрения Хенсона, а не Пири. По словам Хенсона, он пролетел над районом, который Пири позже определил как Северный полюс, во время разведывательной миссии на заключительном этапе их путешествия. Когда он и Пири вернулись в этот район и убедились, что это была их цель, они уже увидели там следы Хенсона.
Тем не менее, Пири вернулся домой, чтобы считать себя первым человеком на Северном полюсе. И хотя он награждался медалями, повышениями по службе и щедрой военно-морской пенсией, Хенсон исчез в относительной безвестности. Фактически, он получит заслуженное признание только в последние годы своей жизни, более чем через три десятилетия после того, как их партнерство закончилось.
Каким бы возмутительным этот результат ни казался нашему современному восприятию, к сожалению, он был обычным явлением во времена расцвета полярных исследований и открытий. Чтобы лучше понять исторический контекст экспедиции Пири-Хенсона, а также сложную динамику между двумя мужчинами, полезно заглянуть в прошлое.
Изображение Национального архива в Колледж-Парке
Мэтью Александр Хенсон родился 8 августа 1866 года в округе Чарльз, штат Мэриленд, всего через год после окончания Гражданской войны и вступления в силу Прокламации об освобождении. В детстве он осиротел и ушел в море в возрасте двенадцати лет, став способным юнгой на борту трехмачтового парусника.0013 Кэти Хайнс .
Он останется на корабле в течение следующих шести лет, оттачивая свои навыки мореплавания, получая образование у капитана и посещая такие отдаленные районы, как Северная Африка, Черное море и различные регионы Азии. Когда его капитан умер в 1887 году, Хенсон устроился клерком в меховой магазин в Вашингтоне, округ Колумбия. Именно здесь он познакомился с Робертом Эдвином Пири.
Впечатленный морскими познаниями Хенсона и стремлением к приключениям, Пири немедленно нанял его в качестве личного камердинера в его экспедицию 1888 года в Никарагуа, в результате чего Хенсон попал в Корпус инженеров-строителей ВМФ. В основные обязанности Хенсона входило картографирование никарагуанских джунглей вместе с Пири, который пытался исследовать маршрут канала, который мог бы соединить Тихий океан с Атлантическим. Но этот канал так и не был построен, и после двух лет рыскания по тропическим лесам Центральной Америки партнерство Пири и Хенсона временно прекратилось.
В тот момент, когда Пири получил финансирование для другой экспедиции, Хенсон был его первым нанятым человеком. Но новая экспедиция будет проходить в совершенно другом районе мира, чем Никарагуа, и отправится в самые дальние уголки Арктики с целью достижения географического Северного полюса. Эта многоэтапная миссия, охватывающая период с 1891 по 1909 год, станет вершиной их карьеры и останется предметом споров на долгие годы.
Изображение Bain News Service
В ходе их восьми арктических экспедиций сложилась тенденция, когда Хенсон лидировал в полевых условиях, а Пири лидировал на публике. В отличие от Пири, Хенсон свободно говорил на языке своих соратников-инуитов, среди которых он был известен как «Мэттью Добрый». Кроме того, в отличие от Пири, Хенсон был почти так же хорош, как инуиты, в строительстве, обслуживании и вождении саней компании, их основного средства передвижения по арктическим паковым льдам.
Хенсон изучил и перенял различные навыки инуитов, чтобы справляться с суровыми арктическими условиями, став опытным кинологом, рыбаком и охотником. В конце концов, он стал тренировать даже самых опытных членов экипажа Пири, и даже Пири позже утверждал, что во многом общий успех его экспедиций был обязан Хенсону.
После семи предыдущих попыток достичь Северного полюса, почти все из которых приближали их к цели, последний рывок был нанесен, когда обоим мужчинам было далеко за сорок. Напряженность предстоящей задачи и потери, которые понесли их предыдущие экспедиции, вынудили Хенсона и Пири согласиться, что эта попытка будет их последней.
Изображение Frederick Cook & The Smithsonian
Они отплыли на Roosevelt из гавани Нью-Йорка 6, 19 июля. 08 с тщательно подобранной командой. К 5 сентября 1908 года они прибыли на мыс Шеридан, после чего провели долгую темную арктическую зиму, запасаясь мясными запасами, пока жены их товарищей-инуитов шили одежду. В феврале они перебрались в свой передовой базовый лагерь на мысе Колумбия.
Официальный путь к полюсу начался 1 марта 1909 года, когда Хенсон повел по льду первую упряжку на санях. В течение следующих пяти недель гонка продолжалась.
Сказать, что исследователи столкнулись с жестокими условиями, значит ничего не сказать. Температура часто опускалась до 65 ° F (54 ° C) ниже нуля, а паковый лед под их санями дрейфовал и трескался, создавая предательские участки открытой воды, называемые поводьями, которые угрожали преградить им путь вперед и назад. Мы должны помнить, что большая часть Арктики — это просто морская вода, покрытая движущимся льдом, а Северный полюс находится прямо в ее центре. Хенсон и Пири, по сути, мчались на санях по черному безжалостному океану.
Отчет Хенсона об их последнем походе подробен и недвусмыслен. Вместе с Пири и четырьмя помощниками-инуитами по имени Сиглу, Ута, Оокеа и Эгингва он гнал их сани в изнурительном темпе по 12–14 часов в день. Опасаясь, что зацепки могут открыться и застрять на льду, они двигались быстро, ориентируясь по счислению и пономарям.
Вечером 5 апреля, преодолев более 170 миль (275 км) изнурительного пути, они остановились, чтобы построить свои иглу среди густого тумана. Согласно его резюме, Хенсон был в тот день ведущим саней и далеко опередил Пири. Но когда команда легла спать, туман был слишком густым, чтобы определить их местонахождение. Они не знали, что они — то есть Хенсон — уже достигли географического Северного полюса и фактически прошли мимо него.
На следующее утро, 6 апреля, Пири встал рано и, не разбудив своего напарника, как это было обычно, поспешил покинуть лагерь по крайней мере с одним из своих товарищей-инуитов, решив достичь полюса первым.
Когда Хенсон проснулся, его сердце было разбито. Но вскоре он догнал Пири и позже в газетной статье сообщил: «Я лидировал, промахнувшись на пару миль… и я мог видеть, что мои следы были первыми на месте». Это место представляло собой глыбу льда в 413 морских милях от побережья Гренландии.
Пири, который до этого момента был настолько напряжен, что почти не разговаривал с Хенсоном, как сообщается, почти отрекся от него после того, как их цель была достигнута. Опечаленный тем, что двадцать два года дружбы могут так быстро испариться, Хенсон был еще более подавлен, вернувшись домой и обнаружив, что Пири получает все признание за их совместные усилия.
В то время как Пири был провозглашен героем, Хенсону отводилась роль верного помощника. Пири получил звание контр-адмирала, комфортную пенсию и многочисленные признания и награды. Хенсон, с другой стороны, был почти забыт, получив небольшую должность клерка в таможне США в Нью-Йорке по рекомендации президента Тафта и время от времени читая небольшие лекции о своем опыте.
Изображение Bain News Service
Ученые оспаривают заявления Пири о достижении Северного полюса по нескольким основным причинам. Во-первых, никто из сопровождавших его на заключительном этапе экспедиции не обучался навигации, поэтому никто не мог подтвердить его заявления о достижении полюса. Во-вторых, его отчеты о скорости и расстоянии, пройденном после того, как его группа поддержки вернулась в лагерь, были почти в три раза выше, чем он достиг до этого момента, что полностью бросало вызов вере. В-третьих, отчет Пири о прямом пути к полюсу противоречит описанию Хенсона о многочисленных обходах открытых ходов и гребней давления.
В своей книге « Девяносто градусов северной широты: В поисках Северного полюса » автор Фергюс Флеминг пишет о возвышающемся эгоизме Пири, его потребности восторжествовать над окружающими и его нежелании разделить славу своей экспедиции с черным человек — даже тот, кто спас ему жизнь в предыдущей экспедиции и который, несмотря на печально известное высокомерие Пири, остался с ним, в то время как многие другие его соратники покинули его.
Только после ухода Хенсона на пенсию с должности таможенного служащего, которую он занимал 23 года, пришло его долгожданное признание. В 1944 года он был награжден Серебряной медалью Конгресса, той же самой медалью, которую Пири получил более тридцати лет назад. А в 1947 году Хенсон опубликовал книгу о своих экспедициях под названием « Негр на Северном полюсе », в которую включен форвард Букера Т. Вашингтона.
Изображение New York World Telegram & The Sun Newspaper
Вскоре после публикации этой книги Клуб исследователей Нью-Йорка сделал Хенсона почетным членом. А в 1954 года он был приглашен в Белый дом президентом Эйзенхауэром, чтобы получить особую благодарность за его работу в качестве исследователя.
Даже после его смерти признание Хенсона продолжалось. В 1996 году океанографическое судно было названо USNS Henson , а в 2000 году Национальное географическое общество посмертно наградило его медалью Хаббарда, своей самой престижной наградой. Есть предположения, кто первым получил эту награду, когда она была учреждена в 1906 году?
Мэтью Хенсон умер 9 марта 1955 года в Бронксе. 6 апреля 1988 года, ровно через 79 лет после того, как Хенсон достиг географического Северного полюса, его останки были перенесены рядом с останками Пири на Арлингтонском национальном кладбище в Вашингтоне, округ Колумбия. Несмотря на воинские почести, связанные с этим событием, кажется справедливым задаться вопросом, насколько Хенсон согласился бы с этим решением.
Левое изображение: dctim1, CC BY-SA 2.0 и правое изображение: Tim1965, CC BY-SA 3.0 с Wikimedia Commons
Но кто бы технически ни достиг Северного полюса первым, Хенсон и Пири были частью одного экспедиция. Если заслуга принадлежит кому-либо из них, то она принадлежит им обоим и, по крайней мере, в равной степени принадлежит их товарищам-инуитам – ни один из которых, кстати, не получил формального признания за свою тяжелую работу и мужество.
К сожалению, многие исторические экспедиции заканчивались именно так. И жесткая конкуренция в этих начинаниях, и этническая динамика той эпохи, в которую они велись, в значительной степени препятствовали справедливому разделению заслуг. Помимо слов похвалы или помощи своим послушным помощникам в получении скромной работы, большинство белых мужчин просто не могли терпеть разделение значительной части своей славы с цветными людьми.
Как бы это ни было трагично, мы рады признать таких забытых исследователей в нашей собственной скромной манере. Все, кто участвовал в гонке за географическим северным полюсом, преодолели огромные препятствия, как внешние, так и внутренние, чтобы достичь своей цели. За это и за то вдохновение, которое их достижения до сих пор придают миру арктических путешествий, мы считаем, что эти отважные исследователи заслуживают нашей памяти, признания и уважения по сей день.
Может быть, у некоторых чуть больше, чем у других.
Основное изображение: © Неизвестный автор. Это изображение доступно в отделе печати и фотографий Библиотеки Конгресса США под цифровым идентификатором cph.3g07503
Мэтью Хенсон был первым чернокожим, ступившим на Северный полюс
Это карусель.
Используйте кнопки «Далее» и «Назад» для навигации по. 1of8Мэтью Хенсон держит фотографию, на которой он был участником экспедиции адмирала Перри на Северный полюс.
New York Daily News Archive/NY Daily News via Getty ImagesПоказать большеПоказать меньше2 из 8Февраль – месяц черной истории появляется в телевизионной программе вместе с Питером Фройхеном (слева), известным датским исследователем и корреспондентом. Они держат флаг Американского клуба исследователей.
Bettmann/Bettmann ArchiveПоказать большеПоказать меньше5из809. Пара помогла президенту Эйзенхауэру найти точку на земном шаре во время визита в Белый дом. В центре миссис Мэтт Хенсон, его жена. Хенсон — единственный американец, оставшийся в живых из команды из шести человек, которая достигла вершины мира 6 апреля 1909 года. На снимке (слева направо) Укуа держит флаг Военно-морской лиги, Ута держит флаг братства Дельта Каппа Эпсилон, Мэтью Хенсон держит флаг США, Эгингва держит флаг мира DAR и Сиглу с флагом Красного Креста.Знаете ли вы…
Был ли афроамериканец первым, кто открыл Северный полюс? Есть несколько противоречивых «открытий» Северного полюса.
Во многих книгах напечатано, что Роберт Пири был первым человеком, открывшим Северный полюс. Другие отдают должное Роальду Амундсену за открытие, пролетевшее над Северным полюсом. Однако бесспорно, что Мэтью Хенсон был первым чернокожим, ступившим на Северный полюс 19 февраля.09.
Мэтью Александр Хенсон родился в Мэриленде 8 августа 1866 года, сразу после Гражданской войны. Его родители были свободными издольщиками, потомками рабов. Они перевезли семью в Вашингтон, округ Колумбия.
Мэтью осиротел в 11 лет, и с его авантюрным духом он прошел весь путь до Балтимора и был нанят на торговое судно в возрасте 12 лет в качестве юнги. Около шести лет он ходил в море, учась читать, писать и ориентироваться. Его путешествия привели его в Европу, Африку и Азию.
Когда Хенсон вернулся на сушу, он нашел работу в магазине одежды в Вашингтоне, округ Колумбия. Именно там он познакомился с командующим ВМС США Робертом Э. Пири. Когда Пири услышал о морских приключениях молодого человека, он нанял его в качестве помощника в своем путешествии и поручил ему исследовать Никарагуа.
Хенсон, штурман и ремесленник, стал известен как «первый человек» Пири. Они путешествовали и исследовали Гренландию и Арктику с 1891 по 1909 год, совершив семь экспедиций, прежде чем достигли Северного полюса. Хенсон и Пири выучили инуитский язык, а также изучали и подражали тому, как инуиты выживали в ледяных ветрах и пустошах. Он научился строить и жить в иглу и носил свободные парки из тюленьей кожи, которые позволяли испаряться поту, не охлаждая его. У инуитов остались теплые воспоминания о Хенсоне как о единственном неинуите, который мог построить сани и мчаться по снегу вслед за собаками. Они были поражены тем, что он смог научить собак тянуть сани по-инуитски.
В 1905 году президент Теодор Рузвельт поддержал Пири и Хенсона, и у них было современное судно, способное рассекать лед. Они проплыли в пределах 175 миль от Северного полюса, но им пришлось повернуть назад, потому что растаявший лед заблокировал их проход. После шести неудачных попыток достичь Северного полюса в апреле 1909 года они, наконец, добились успеха.
В 1912 году Хенсон опубликовал мемуары «Негр-исследователь на Северном полюсе». Он сделал заявление: «Я думаю, что я первый человек, который сядет на вершину мира».
Он был очень популярен среди местных жителей. В своих мемуарах он писал: «Я полюбил этих людей». Он также заявил: «Они мои друзья и считают меня своим». На последней странице своих мемуаров Хенсон записал все 218 имен инуитов из залива Смит на канадском острове Элсмир.
Пири получил много наград, но его экспедиция подверглась резкой критике, потому что в ней участвовал чернокожий. Многие считали, что из-за этого невозможно проверить, действительно ли Пири и Хенсон достигли Северного полюса. Хенсона по-прежнему не замечали, настолько, что они с Пири поссорились.
Только в конце своей жизни, в 1937 году, в возрасте 70 лет, Хенсон был наконец принят в элитный Клуб исследователей. В 1944 году он и другие участники экспедиции получили медаль Конгресса за полярные исследования.
Мэтью Хенсон умер 9 марта 1955 года в возрасте 88 лет. Похоронен на кладбище Вудлон. Чтобы почтить память Хенсона, в 1987 году президент Рональд Рейган одобрил транспортировку Хенсона и его жены Люси для повторного захоронения на Арлингтонском национальном кладбище. Национальное кладбище также является местом захоронения Пири и его жены Жозефины.