Первым достиг северного полюса: Покорение Северного полюса — урок. География, 5 класс.

Содержание

45 лет назад отечественный ледокол «Арктика» впервые достиг Северного полюса — Новости и события

45 лет назад, 17 августа 1977 года, советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.

Капитаном судна был выпускник Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова Юрий Кучиев. В составе экипажа было немало выходцев из ЛВИМУ (предшественник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова). Руководил экспедицией министр Морского флота СССР Тимофей Гуженко.

Задачей экспедиции было достичь Северного полюса. А также проверить возможности нового ледокола, спущенного на воду пять лет назад, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами.

Под командованием Юрия Сергеевича «Арктика» стала первым надводным кораблем, достигшим Северного полюса. Поход по маршруту «Мурманск — Северный полюс — Мурманск» для экипажа из 171 человека и 36 членов экспедиции занял 13 суток. Было пройдено 3824 мили, из них 1200 – во льдах.

15 августа ледокол пересек 85-й градус северной широты и вошел в приполюсный район. Участники экспедиции отметили событие торжественной церемонией поднятия государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду.

17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени корабль, преодолев мощный трехметровый ледяной покров Центрального полярного бассейна, первым в мире достиг Северного полюса.

Атомоход провел на вершине Земли 15 часов. За это время ученые успели выполнить комплекс необходимых исследований и наблюдений, а перед уходом с полюса спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением государственного герба СССР.

«Плавание во льдах – это вечный риск, – вспоминал позднее Юрий Кучиев. – Могут произойти тысячи неожиданностей: сломаться конус гребного вала, отвалиться винт. В этом случае ледокол лишается трети мощности. Может сложиться ситуация, когда, затертый льдами, он должен будет пытаться вырваться из ледового плена. Поэтому на борту был аварийный запас продовольствия, чтобы хватило всему экипажу примерно на 8 месяцев. Было все необходимое, чтобы построить аэродром. Особое беспокойство вызывали ажурные винты диаметром 5,7 метра. Но даже в самые тяжелые моменты плавания «Арктики» они выдержали. С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров – такие нам преодолевать не приходилось…».

Идея достигнуть Северного полюса возникла до появления ледокола «Арктика». Еще под руководством вице-адмирала Степана Макарова в 1899 году строился первый российский арктический ледокол «Ермак». Известен лозунг Степана Осиповича: «К полюсу напролом!». Но на тот момент невозможно было построить ледокол достаточной мощности для свободного хождения во льдах.

В 1977 году после успешного рейса ледокола «Арктика» и анализа его результатов началась работа над организацией открытия ранней арктической навигации; в районах с максимальными грузопотоками в порты Дудинка, Игарка, Анадырь была объявлена круглогодичная навигация.

В Санкт-Петербурге открыта мемориальная доска легендарному капитану Юрию Кучиеву, а сквер на Васильевском острове носит его имя.

Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью управления сотрудничества и информационной политики

«Это вечный риск» Как 45 лет назад советский корабль «Арктика» первым в мире пробился к Северному полюсу: События: 69-я параллель: Lenta.ru

17 августа 1977 года, ровно 45 лет назад, советский атомный ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Он сделал это первым в мире среди надводных кораблей в активном плавании. Поход «Арктики» стал настоящей сенсацией и позволил еще больше расширить период навигации в Северном Ледовитом океане по кратчайшим маршрутам. Празднуя свой успех прямо на льду, советские моряки получили поздравление от Леонида Брежнева, утопили герб СССР и почтили память дореволюционного полярника Георгия Седова, погибшего во время экспедиции к Северному полюсу. «Лента.ру» — об историческом достижении ледокола «Арктика».

«Внимание экипажа! В четыре ноль-ноль наш ледокол вышел в точку Северного географического полюса!» — разнеслось эхом по огромному кораблю «Арктика». Голос принадлежал вахтенному штурману Павлу Ню. В ту ночь никто не спал. Члены экипажа и исследователи выбежали на ходовой мостик, обнимались и поздравляли друг друга с уникальным достижением: ранним утром 17 августа 1977 года советский атомоход впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса в свободном плавании. До него это удавалось только атомным подлодкам, вовсю совершавшим в 1970-е подводные рейды.

Ликованию очевидцев сенсации не было предела, люди спустились с ледокола по парадному трапу и прямо на льду провели торжественный митинг. Под звуки советского гимна подняли флаг СССР, а капитан «Арктики» Юрий Кучиев поднес к металлическому флагштоку древко российского трехцветного флага Георгия Седова, который умер во время экспедиции к Северному полюсу в 1914 году. В честь полярного исследователя и других героев, погибших при освоении Северного полюса, объявили минуту молчания.

К флагштоку прикрепили капсулу с проектом новой Конституции СССР, которую Верховный Совет примет в октябре 1977-го. Прозвучал салют — 21 залп из ракетниц. В металлический футляр вложили список всех участников экспедиции и газеты, привезенные из Мурманска. Напоследок в Северный Ледовитый океан опустили чугунную доску с гербом СССР.

«Нас собрали на корме ледокола и зачитали поздравительную телеграмму от Леонида Брежнева, — вспоминал в 2012 году участник похода «Арктики» Василий Котовский. — Уже тогда очень многие относились к нему скептически, но телеграмму восприняли с гордостью. То, что поздравления прислал сам генсек, означало, что случившееся событие — действительно государственного, если не планетарного масштаба.

Единой команды не было, но мы с друзьями по экипажу достали припрятанные заранее заначки и слегка нарушили сухой закон, царивший на ледоколе. Грех было не выпить рюмочку

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

«Боялись только поломки винтов в сжатом льду»

Важнейшей задачей того времени было расширение периода навигации на Северном морском пути. До 1960-х он длился с июля по сентябрь и иногда до октября. Ввод в эксплуатацию первого в мире атомного ледокола «Ленин» позволил существенно продлить срок навигации. А рейс «Арктики», как обещал начальник администрации Севморпути Кирилл Чубаков, должен был способствовать поиску новых, еще более коротких трасс и изучению тамошнего льда.

«Арктику» построили на Балтийском заводе и спустили на воду в конце 1972 года. Это был крупнейший ледокол своего времени: 148 метров в длину, 30 метров в ширину. Высота борта составляла 17 метров, осадка — 11 метров, водоизмещение — 23 тысячи тонн. Мощность турбин — 75 тысяч лошадиных сил. «Арктика» могла с легкостью проламывать лед толщиной пять метров и развивать скорость до 18 узлов в чистой воде. Корпус ледокола изготовили из прочной легированной стали, а по бокам усилили специальным ледовым поясом. Судно имело четыре палубы, две платформы, бак и пятиярусную надстройку-площадку для посадки разведывательного вертолета. По судну были размещены 86 радиационных датчиков.

Отправить «Арктику» в поход к новым целям решили в середине июля 1977 года. Подготовка шла в сжатые сроки. По словам участника экспедиции Владимира Гулина, уже в начале августа на «Арктике» удалось устранить все неполадки.

«Оптимизма экипажу было не занимать, все верили в успех рейса, — вспоминал он. — Одного только боялись — поломки винтов в сжатом льду. В такой ситуации очень опасно работать водолазам, а без них винты не поменять»

Во время похода ремонтной бригаде приходилось работать днем и ночью: требовалось не допустить выхода из строя трубопроводов ледокола, которые больше всего страдали от ударов льдин.

«Специалисты Арктического и Антарктического НИИ начертили путь с наиболее легкой ледовой обстановкой, — вспоминал моряк Анатолий Ламехов, в ту пору старший помощник капитана «Арктики». — Поход запланировали на месяц, но мы справились гораздо быстрее, уложились примерно в половину срока. Маршрут проложили из Мурманска к северной оконечности архипелага Новая Земля, далее в сторону Диксона и до 130-го меридиана. По 130-му проходит подводный хребет Ломоносова. Там за счет разницы глубин и течений постоянно возникает разрыв ледовых полей. Поэтому наука рекомендовала продвигаться именно по 130-му меридиану. Так мы и поступили».

В состав экспедиции вошли 207 человек — высокое начальство, команда, исследователи и журналисты. Требовалось не только достичь Северного полюса, но и провести замеры и наблюдения, а также проверить возможности ледокола, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами.

Поход возглавил министр морского флота СССР Тимофей Гуженко. С собой взяли два вертолета Ми-2 с дистанционным измерителем толщины льда, бульдозер, стройматериалы, взрывчатку, запас продовольствия на восемь месяцев и различные инструменты. Моряки готовились к вынужденному дрейфу.

«Несколько раз мы «заклинивались» во льдах»

Ради успеха кампании решили использовать опыт уже ходивших в Арктику подводников. С этой целью пригласили капитана 1-го ранга Владимира Владимирова, который помогал штурманской группе ледокола. Именно по его предложению руководители экспедиции приняли решение до 84 градусов северной широты идти в обычной географической системе координат, а далее к Северному полюсу — в квазигеографической, как это делалось на подводных лодках при плавании в высоких широтах.

9 августа 1977 года атомоход под командованием капитана Кучиева после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли.

Капитан «Арктики» Юрий Кучиев

Фото: К. Толкачев / РИА Новости

Для уточнения места судна и курсоуказаний в рейсе «Арктики» использовалась система дальней радионавигации ВМФ, а также находившаяся в опытной эксплуатации космическая навигационная система «Залив» из четырех спутников. На ледоколе установили приемоиндикатор этой системы. Все это пригодилось при подходе к Северному полюсу, который встретил «Арктику» туманом и низкой облачностью. Кстати, ледокол шел под охраной атомной подводной лодки Северного флота.

«И снова «Арктика» идет сквозь льды, — писал в своем репортаже с борта ледокола известный журналист Олег Жадан. — Огромные глыбы бьются о борт ледокола, он вздрагивает и кренится. Иногда кораблю не удается с ходу пробить ледяную гряду, и тогда он отступает на минуту и снова идет вперед. На нижних палубах стоит такой грохот, как будто там включили фонограмму батального кинофильма. И все же укрепрайоны полюса один за другим падают у форштевня атомохода»

Как вспоминал капитан «Арктики» Кучиев, с отдельными скоплениями многолетнего льда его команда встречалась и в предыдущих походах, но преодолевать ледяные поля толщиной в несколько метров пришлось впервые. Он старался обходить наиболее крупные ледовые преграды, используя данные ледовой разведки. Как отмечал Гуженко, атомоход продвигался ударами: взад-вперед, взад-вперед.

Вид из кабины вертолета на атомный ледокол «Арктика»

Фото: М. Начинкин / РИА Новости

Миновав пролив Вилькицкого, «Арктика» в море Лаптевых по 130-му меридиану повернула на север. 15 августа ледокол пересек 85-й градус северной широты и вошел в приполюсный район.

«До 86-го градуса обстановка была более-менее нормальная: метровый-двухметровый лед, — отмечал старпом Ламихов. — А с 86-го пошли поля канадского многолетнего льда. Его толщина — 3-4 метра. Несколько раз мы «заклинивались» во льдах. Один раз сидели в «заклинке» четыре часа, не помогали ни креновая, ни дифферентная системы. Едва выскочили из одной — попали в другую, третью. Было четыре серьезных «заклинки», но все-таки мы прорвались».

«Это свидетельство совершенства советского кораблестроения»

Согласно данным инженера-дозиметриста Гулина, на самом деле «Арктика» вышла на точку в 03:59, когда он только-только заступил на вахту. Среди моряков возник шуточный спор, на чью вахту записывать событие: тем, кто стоял до 04:00, или их сменщикам. Поскольку по уставу вахта комсостава передается за десять минут до ее начала, в историю вписали тех, кто заступил в 04:00.

«В 4 часа утра 17 августа 1977 года по московскому времени атомный ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса, — писала «Комсомольская правда» в номере от 19 августа. — Впервые за всю историю мореплавания корабль преодолел мощный ледовый покров Центрального полярного бассейна и в активном плавании поднялся к самой вершине земного шара. Исполнена вековая мечта многих поколений моряков и полярных исследователей! Высокоширотный поход на Северный полюс самого мощного в мире ледокольного корабля под флагом СССР — новая выдающаяся победа советской науки и техники. Это свидетельство технической мощи и совершенства советского кораблестроения и морского флота, высокой степени научного, тактического и навигационного обеспечения ледовых плаваний, опыта, мастерства и мужества экипажа атомохода».

По воспоминаниям старпома Ламехова, на лед вышли почти все участники экспедиции, благо погода позволяла как следует порадоваться историческому успеху: было около нуля градусов при полном штиле. Исследователи замерили толщину льда, которая составила четыре с половиной метра, и выяснили глубину — 4220 метров. Вокруг точки Северного полюса, где был установлен флагшток, Ламехов попросил очертить круг диаметром 30 метров. Затем участники экспедиции радостно бегали по этому кругу, пересекая за несколько секунд все меридианы Земли.

Экипаж «Арктики» на Северном полюсе перед поднятием флага СССР, 17 августа 1977 года

Фото: Н. Константинов / ТАСС

Обратно «Арктика» пошла напрямую, ориентируясь на западную оконечность Земли Франца-Иосифа, и 22 августа в 20:00 прибыла в Мурманск. Научно-практический экспериментальный рейс продолжался 13 суток. За время экспедиции ледокол преодолел 3852 морских мили, в том числе 1200 — в многолетних льдах. Поход доказал возможность круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана и транзитного прохождения Севморпути.

«Плавание во льдах — это вечный риск, — отмечал позднее капитан «Арктики» Кучиев. — Могут произойти тысячи неожиданностей: сломаться конус гребного вала, отвалиться винт. В этом случае ледокол лишается трети мощности. Может сложиться ситуация, когда, затертый льдами, он должен будет пытаться вырваться из ледового плена. Поэтому на борту был аварийный запас продовольствия, чтобы хватило всему экипажу примерно на восемь месяцев. Было все необходимое, чтобы построить аэродром. Особое беспокойство вызывали ажурные винты диаметром 5,7 метра. Но даже в самые тяжелые моменты плавания «Арктики» они выдержали».

В дальнейшем к Северному полюсу подошли ледоколы «Сибирь» (в 1987 году), «Россия» (1990), «Советский Союз» (1991) и «Ямал» (1992, 1993, 1994), который 28 лет назад встретился там с американским и канадским ледоколами. Что же касается «Арктики», то в 1982 году легендарный атомоход переименовали в честь скончавшегося генсека Брежнева, а в 2018-м отбуксировали из Мурманска на утилизацию.

Фальшивая вершина, или Горячая битва за полюс холода

В сентябре 1909 года двое исследователей вернулись из арктических экспедиций, длившихся несколько лет. Оба утверждали, что были первыми людьми, достигшими Северного полюса. Одним из них был Роберт Пири. Мы представили его и одну из его книг в нашей прошлой статье. Другим был Фредерик Кук (1865-1940), который на самом деле был врачом и, как и Пири, американцем. Они хорошо знали друг друга, потому что Кук начал свою авантюрную карьеру в качестве врача в одной из экспедиций Пири. Теперь они были жестокими конкурентами.

Пири телеграфировал домой, утверждая, что достиг Северного полюса 6 апреля 1909 года, а Кук сообщил, что он уже был там 21 апреля 1908 года. Могло ли быть так, что два человека одновременно преуспели в том, что долгое время считалось невозможным? Они покорили Северный полюс? Разгорелся жаркий спор о том, кто из двух мужчин действительно первым достиг Северного полюса. Хотя Кук не отрицал, что экспедиция Пири достигла полюса — но, конечно, после того, как он это сделал — Пири яростно критиковал заявление Кука о покорении Северного полюса, потому что это был единственный способ для него стать «первым человеком на Северном полюсе». ».

Современный мультфильм о споре между Фредериком Куком и Робертом Пири из журнала Puck.

Оба быстро начали искать сторонников для своих требований. Куку в основном удалось заручиться поддержкой других полярных исследователей, таких как Руаль Амундсен, покоритель Северо-Западного прохода и, несколько лет спустя, первый человек, достигший Южного полюса. Это может звучать как солидная поддержка, но союзники его конкурента были намного лучше: Роберт Пири, у которого была отличная сеть среди нью-йоркской элиты, имел на своей стороне прессу и Национальное географическое общество. И он сделал все, что мог, чтобы дискредитировать Кука, чтобы выдвинуть свои претензии. Почему? Как говорилось в предыдущей статье, стать первым человеком, достигшим Северного полюса, принесло большую славу, но также и финансовые возможности. Карикатура из журнала Puck 19 лет.09 изображены Кук и Пири с Северным полюсом между ними, изображенными в виде человека. И есть причина, по которой Северный полюс держит два мешка с деньгами, на которых написано «Книжные гонорары» и «Доходы от лекций».

Товарищ Кука Эд Бэрилл 1906 год на вершине горы Мак-Кинли — или это было?

Fake Peak

Попытки Пири дискредитировать Кука оказались очень успешными. Его большой успех: он смог показать, что Кук допустил серьезную ошибку в прошлой экспедиции. Куку удалось удостоиться еще одного «первого» всего за несколько лет до этого: в 1906, он был первым, кто поднялся на гору Мак-Кинли (сегодняшнее название: Денали), самую высокую гору в Северной Америке, и, конечно же, опубликовал об этом книгу. В поисках способов разрушить авторитет Кука его оппоненты внимательно изучили его прошлое — здесь мало что изменилось за последние 110 лет. Изучение отчета о первом восхождении показало, что Кук достиг вершины вовсе не вершины, а только небольшой второстепенной вершины, отчего, кстати, она до сих пор носит название Фальшивая вершина. Если это была попытка мошенничества, то она была плохой, поскольку маршрут ложного восхождения был точно задокументирован. Это откровение стало роковым для репутации Кука.

Мое достижение полюса

Имея это в виду, давайте посмотрим на книгу Фредерика Кука о его экспедиции на Северный полюс. В нашей библиотеке хранится первое издание книги Кука «Мое достижение полюса», опубликованное в 1911 году. На первый взгляд 600-страничная книга напоминает книгу Пири, представленную в прошлой статье. Мы читаем о маршрутах, ежедневных дистанциях и обо всем, что испытали исследователи в пути. Книга иллюстрирована многочисленными экспедиционными фотографиями. Кук также предоставил наиболее важные данные измерений для определения положения на полюсе. И он включил соответствующие наброски, чтобы объяснить неспециалистам, как можно определить положение Северного полюса по ходу солнца и по положению теней.

Все это лишь часть его книги. Кук посвящает около 100 страниц оправданиям, защите и контратакам против Пири. Это иллюстрирует размеры спора сегодняшним читателям. Кук подробно рассказывает о том, как Пири разрывает его и других исследователей на куски. Он жалуется на нападки прессы, которые, по его мнению, были организованы Пири, и на грязные уловки, использованные для его дискредитации. Он обвиняет Пири во взяточничестве и лжи везде, где только можно. Целая глава посвящена защите его заявления о восхождении на гору Мак-Кинли. В другой главе Кук нападает на Национальное географическое общество, которое поддерживало Пири. Она носит красноречивое название: «Как географическое общество проституировало свое имя».

Мнение экспертов

При этом Кук подчеркивает, что большинство полярников поддержали его заявление. Дважды — в качестве дополнения и в виде отдельного дополнения — мы можем прочитать краткий отчет полярной исследовательницы Эвелин Бриггс Болдуин. Неудивительно, что он приходит к следующему выводу: «Доктор Кук честно достиг Северного полюса за 350 дней до того, как кто-либо еще утверждал, что был там».

Сам Кук, наконец, заканчивает свою «защиту» следующими фразами:

«Мое дело опирается не на группу кабинетных исследователей или кухонных географов, а на арктических путешественников, способных видеть сквозь туман эгоистичных интересов… В этой книге я изложил свою позицию, представил свои доказательства. Что касается относительных достоинств моего иска г-на Пири, поместите эти два документа рядом. Сравните их. Я буду доволен вашим решением».

Общественное мнение

Похоже, ему ничего из этого не помогло. Пири был победителем дебатов. Дело Маунт-Мак-Кинли настолько дискредитировало Кука, что общественность вскоре поверила, что он мошенник и что Пири, должно быть, был первым человеком, достигшим Северного полюса. Кук всю оставшуюся жизнь пытался реабилитировать свою репутацию — безуспешно. Расследование Конгресса было инициировано, но затем отменено из-за начала Первой мировой войны. Для современников решающим был вопрос, какая страна имеет право претендовать на покорение Северного полюса. А поскольку Пири и Кук оба были выходцами из США, люди довольствовались тем, что первым человеком, достигшим Северного полюса, несомненно, был американец. Большинство людей думали, что это был Пири, и так говорилось в учебниках до конца 20-го века.

Фредерик Кук в типичной рабочей одежде, фотография 1909 года.

Большой вопрос в конце: так кто же был первым человеком, достигшим Северного полюса?

С конца 1980-х годов отчеты о полярных экспедициях внимательно изучаются современными исследователями. Результат: теперь мы можем быть совершенно уверены, что Пири не достигал Северного полюса, как и Кук. Оба отчета содержат серьезные несоответствия, ошибки измерения и пробелы. Ни один из них не привел с собой свидетеля, который был бы квалифицирован для подтверждения данных. Согласно журналу его экспедиции, Пири на последних милях ежедневно преодолевал совершенно невероятные расстояния — примерно в два раза больше, чем ему и другим людям обычно удавалось проделать в арктических условиях.

Если ни Пири, ни Кук не были на Северном полюсе, то кто был первым человеком, достигшим Северного полюса? Это зависит от того, что подразумевается под этим вопросом. Засчитывается ли перелет через Северный полюс? Засчитывается ли приземлиться там на самолете? Считаете ли вы, что вы добрались до него на снегоходе, или вы должны добраться туда на собачьих упряжках? В зависимости от того, что вы спрашиваете, ответ будет разным. Единого первого человека на Северном полюсе, которого можно было бы упомянуть в учебниках истории, просто не существует. И, возможно, это даже к лучшему, поскольку такое имя несправедливо затмило бы достижения всех исследователей до него, которые в первую очередь сделали его успех возможным.

Кстати: даже если бы экспедиция Пири достигла Северного полюса, Пири не был бы первым человеком на Северном полюсе. Тогда эта честь досталась бы его компаньону Мэтью Хенсону, который предшествовал настоящей экспедиции в качестве разведчика. Конечно, это не учитывалось в дебатах того времени, поскольку Хенсон был афроамериканцем. Именно поэтому Пири оставил его с собой, а не отправил обратно за несколько дней до прибытия в пункт назначения, как он сделал со всеми белыми участниками экспедиции, чтобы гарантировать, что он будет первым белым человеком на Северном полюсе. . А уж об инуитах, которые тоже сопровождали экспедицию, и говорить не приходится. Сказав это, мы разобрали достаточно героев на сегодня.

Другие вещи, которые могут вас заинтересовать:

Здесь вы можете найти первую часть статьи о Роберте Пири.

Мы купили обе книги в антикварном книжном магазине Томаса Резека в Мюнхене.

Здесь вы можете просмотреть электронную версию всей книги.

Узнайте больше о Мэтью Хенсоне из этого короткого видео от National Geographic (да, именно они являются частью Национального географического общества, поддержавшего Пири).

Список первопроходцев в Арктике

Отправлено Thorsten 26 апреля 2019 г.

Арктика, история

Северный Ледовитый океан всегда был одним из самых сложных мест для экспедиций. Дрейфующий морской лед создает лабиринт из открытой воды, замерзших проводов и торосов, где прямая линия редко является самым быстрым путем вперед. Из-за тающего льда современным исследователям приходится переплывать открытые проходы в сухих костюмах, волоча за собой плавучие сани. На тонком льду один неверный шаг может означать почти верную гибель исследователя в ледяную воду. Если этого недостаточно, по ледяной шапке бродят белые медведи, готовые охотиться на любую добычу, включая человека.

Давайте посмотрим на великие достижения, которые произошли в этой враждебной среде, и на исследователей, которые были достаточно храбры, чтобы сражаться со льдом. Как и в случае с моей статьей о первопроходцах в Антарктике, я рассмотрю только путешествия по суше, хотя более точным термином, вероятно, будет «над льдом». Кроме того, Арктика в данном контексте означает экспедиции к Северному полюсу, потому что перечислить все возможные первенства за полярным кругом слишком сложно для меня одного, а другие направления, такие как Северный полюс недоступности или Геомагнитный Северный полюс, очень сложны. исследовать.

Британская арктическая экспедиция 1875 г. – Первая попытка достичь Северного полюса лед

Невозможно сказать, кто первым ступил на арктический паковый лед. Инуиты, вероятно, путешествовали туда за столетия до появления других людей, и ранние викинги также, вероятно, плавали и исследовали лед. Однако мы знаем о первой задокументированной попытке достичь Северного полюса, которая произошла в британской арктической экспедиции в 1875 и 1876 годах. прорвав внешнее ледовое кольцо, корабли могли беспрепятственно плыть к полюсу. Основываясь на этой идее, Королевский флот направил HMS Alert и HMS Discovery вверх по проливу Нэрс между островом Элсмир и Гренландией. Корабли быстро застряли во льдах и отправили санный отряд на поиски открытого полярного моря. Мужчины достигли 83 ° 20 ′ 26 ″ северной широты, прежде чем вернуться на свои корабли. (Источник)

После Британской арктической экспедиции многие великие исследователи постепенно приближали отметку Крайний Север к полюсу. Самым известным из них, несомненно, был Фритьоф Нансен, который, вероятно, мог достичь полюса в 1895 году, но решил развернуться и отступить к Земле Франца-Иосифа

Роберт Пири – Первый, достигший Северного полюса по суше (оспаривается)

Размер команды: 23 человека (6 для Pole Party), Пройденное расстояние: ~2400 км, Продолжительность: 55 дней, Вид транспорта: Катание на лыжах и собачьих упряжках

  • Роберт Эдвин Пири

Первым человеком, который сделал правдоподобное заявление о достижении Северного полюса, был американец Роберт Пири. Он вышел 28 февраля 1909 года из своего базового лагеря Колумбия на острове Элсмир и 1 апреля достиг «лагеря Бартлетт» на 87°45′ северной широты. Это была его последняя позиция, подтвержденная вторым опытным штурманом в группе, Робертом Бартлеттом, которого Пири отправил обратно вместе с остальной группой поддержки. Затем Пири отправился к полюсу с отрядом из шести человек, утверждая, что достиг его 6 апреля. Он вернулся в Кэмп Колумбия 23 апреля.

После его возвращения его решение отправить Бартлетта обратно было немедленно тщательно изучено, поскольку он был единственным, кто мог предоставить навигационные записи, подтверждающие собственные Пири. Если бы Пири достиг полюса, как он утверждает, он преодолел бы более 560 км всего за восемь дней, что является неслыханной скоростью для полярных путешествий и крайне маловероятно, поскольку его группа не добилась такого прогресса в своем путешествии к лагерю Бартлетт, а также не на обратный путь из лагеря Бартлетт в лагерь Колумбия. После его возвращения заявление Пири о Северном полюсе было быстро подтверждено Национальным географическим обществом, которое также было основным спонсором экспедиции. В то время его записи не были представлены на независимую проверку. NGS предоставила британскому исследователю Уолли Герберту доступ к журналам Пири в 1984, и он пришел к выводу, что Пири, вероятно, не достиг своей цели.

Сегодня вывод Герберта общепризнан. Тем не менее утверждение Пири необходимо привести здесь, потому что оно сместило фокус полярных исследований с Арктики на Антарктику, где еще можно было достичь полюса. Прошло почти 50 лет, прежде чем следующая экспедиция предприняла попытку достичь полюса по суше. (Источники: 1, 2)

Полярная экспедиция Plaisted – первая, достигшая Северного полюса по суше

Численность команды: 5 человек (4 до полюса), Пройденное расстояние: 663 км, Продолжительность: 42 дня, Вид транспорта: Снегоходы.

Ральф Плейстед спланировал и представил свою экспедицию как вторую, достигшую Северного полюса по суше, и первую на моторизованных машинах. Еще в 1966 году утверждение Пири все еще было общепризнанным, но сегодняшнее состояние исследований делает полярную экспедицию Плейстеда 1968 фактически первая в истории экспедиция, достигшая Северного полюса по суше.

Ни Плейстед, ни его спутники — Арт Ауфдерхайде, Дон Пауэллек, Уолт Педерсон, Джерри Питцль и Жан-Люк Бомбардье — не имели значительного опыта участия в полярных экспедициях, что проявилось в самом начале их попытки в 1968 году. Они начали двигаться в неправильном направлении и в первый же вечер обнаружили, что забыли необходимое оборудование в своем базовом лагере на острове Элсмир, такое как аптечка, механические инструменты и генераторы для питания их радио, поэтому им пришлось отправить один из них. человек обратно, чтобы получить его. Штормы и твердый лед мешали их продвижению, а боевой дух был низким. Однако им удалось найти свой поток после бурного старта, и утром 20 апреля 1968 ноября они связались по радио с военным самолетом, пролетевшим над головой, и тот подтвердил, что точно достиг Северного полюса. Их доставили обратно в Канаду на одном из самолетов поддержки. (Источники: 1, 2)

Британская трансарктическая экспедиция – первый арктический переход, первый вдоль самой длинной оси, первый, достигший Северного полюса без мотора

Размер команды: 4 человека, пройденное расстояние: 5987 км, продолжительность: 476 дней, вид транспорта: собачья упряжка

Одновременно с экспедицией Плейстеда к полюсу готовилась еще одна команда. Британскому исследователю Арктики Уолли Герберту было отказано в притязании на то, что он первым достиг полюса, но его 19Трансарктическая экспедиция 68/69 по-прежнему установила многочисленные рекорды. Команда Герберта, Кеннета Хеджеса, Аллана Гилла и Роя Кёрнера вышла вместе со своими 40 собаками 21 февраля 1968 года из Пойнт-Барроу, Аляска. Пройдет 476 дней, прежде чем они снова ступят на твердую землю по ту сторону Северного Ледовитого океана. В июле 1968 года, пройдя 1900 км, они разбили летний лагерь на 81°22′ северной широты, чтобы переждать период таяния. Однако ледоход был не в их пользу, и им пришлось перезимовать, дрейфуя вокруг полюса против часовой стрелки, но не завоевывая ни одной земли. Когда солнечный свет вернулся, они продолжили свой путь к полюсу, пройдя через Арктический полюс недоступности, самую удаленную точку от любой суши в Северном Ледовитом океане. 6 апреля 1969, они стали первой экспедицией, достигшей Северного полюса без мотора. Через сложные льды они достигли Шпицбергена 29 мая 1969 года. Они пересекли Северный Ледовитый океан по его самой длинной оси, пройдя почти 6000 км. Во время своего путешествия они получили припасы посредством семи дальних сбросов с парашютом Королевских ВВС. (Источники: 1, 2)

Наоми Уэмура – ​​первая, кто достиг Северного полюса в одиночку

Размер команды: одиночка, Пройденное расстояние: 775 км, Продолжительность: 54 дня, Вид транспорта: На собачьих упряжках

  • Собачья упряжка, которую использует Наоми Уэмура

Японский исследователь Наоми Уэмура сделал себе имя, добившись в одиночку того, что раньше удавалось только командам. В 1978 году он стал первым человеком, достигшим Северного полюса в одиночку. Уэмура отправился с мыса Колумбия 6 марта на своей собачьей упряжке, на которой также можно было поднять небольшой парус. Во время путешествия он пережил нападение белого медведя и едва спасся от льдины, которая откололась и грозила уплыть в открытую воду. Он достиг полюса 29 апреля.й. Удивительные фотографии экспедиции вы можете найти в этой статье.

Уилл Стегер, Пол Шурке, Брент Бодди, Ричард Вебер, Джефф Кэрролл и Энн Бэнкрофт — первые, кто достиг полюса без пополнения запасов, первая женщина, достигшая Северного полюса. Пройденное расстояние: 1600 км. Продолжительность: 56 дней. Вид транспорта: собачья упряжка. в экспедиции на Северный полюс. В то время как более ранние экспедиции всегда полагались на помощь извне, эта стала преднамеренным возвратом к золотому веку полярных исследований. Команда привезла все необходимое для них и их 49собаки с ними с самого начала, всего три тонны. Отчет об экспедиции немного похож на дневники исследователей Золотого века: команда сталкивается с такими проблемами, как падение Энн Бэнкрофт под тонким льдом, возгорание палатки из-за неисправной печи, смерть ведущей собаки, уменьшение припасов и неисправность навигационного устройства.
Маккерроу и Мантеллу пришлось прервать экспедицию из-за травм. 1 мая 1986 года, через 56 дней, оставшиеся шесть достигли полюса и, таким образом, стали первой командой, сделавшей это без пополнения запасов. Кроме того, Энн Бэнкрофт стала первой женщиной, достигшей Северного полюса. (Источники: 1, 2, 3)

Советско-канадская полярная мостовая экспедиция 1988 г. — первый переход с использованием только человеческой силы Катание на лыжах

В 1987 году советская Постоянная полярная экспедиция «Колмсомоско правда» предложила совместную советско-канадскую экспедицию пересечь Северный Ледовитый океан на лыжах из Сибири в Канаду. Если в предыдущих экспедициях использовались автомобили или собаки, то эта полагалась исключительно на человеческую силу.

Команда из девяти советских — Демтри Шпаро, Михаила Малахова, Володи Леденова, Юрия Хемелески, Василия Шишкарева, Саши Беляева, Толи Мельнихова и четырех канадцев — Ричарда Вебера, Кристофера Холлоуэя, Макса Бакстона, Лори Декстер — покинула мыс Артический в Сибири на 3 марта 1988 года. Они несли все снаряжение для 1750 км в массивных 50-килограммовых рюкзаках. Помимо обычных трудностей, связанных с обморожением и сломанными лыжами, им также пришлось столкнуться с языковым барьером внутри команды, так как ни один член команды не владел свободно ни русским, ни английским языком.

  • Вырезка из российской газеты об экспедиции
  • Прием на Северном полюсе во время советско-канадской экспедиции 88.

Прибыли на Северный полюс 26 апреля, где их встретили министры из СССР и Канады и несколько радиолюбителей, которые помогали в связи во время экспедиции. Они достигли острова Элсмир 1 июня 1988 года.

Удивительные фотографии экспедиции доступны на Flickr. (Источники 1, 2)

Бёрге Оусланд и Эрлинг Кагге – Первая самостоятельная и неподдерживаемая экспедиция на Северный полюс

Размер команды: 3 (2 для достижения полюса), Пройденное расстояние: 800 км, Продолжительность: 58 дней, Режим транспорта: Лыжный спорт

После 86-й экспедиции Уилла Стегера и советско-канадской экспедиции двумя годами позже было лишь вопросом времени, когда кто-то соединит две отличительные особенности этих экспедиций и отправится на Северный полюс как без пополнения запасов, так и полагаться только на человеческую силу. Бёрге Оусланд, Гейр Рэндби и Эрлинг Кагге отправились с острова Элсмир 8 марта 1990. Рэндби пришлось эвакуировать из-за травмы, но двое других прибыли на Северный полюс 4 мая. И Оусланд, и Кагге впоследствии стали полярными легендами, совершив еще множество успешных новаторских поездок и впервые сделав друг друга. (Источники 1, 2)

Борге Оусланд – Первая одиночная экспедиция на Северный полюс без посторонней помощи и без поддержки

После его успешных 19Совершив 90-ю попытку с Кагге, Бёрге Оусланд вернулся на Северный полюс в 1994 году. В своей фирменной манере он раздвинул границы того, что считалось возможным для человека, совершив первое одиночное лыжное путешествие к Северному полюсу без поддержки и посторонней помощи. Он стартовал из Сибири 2 марта 1994 года и прибыл на полюс 22 апреля после 52 дней катания на лыжах. (Источник)

Ричард Вебер и Михаил Малахов – Первое самостоятельное возвращение на Северный полюс

Численность команды: 2 человека, Пройденное расстояние: 1512 км, Продолжительность: 121 день, Вид транспорта: Лыжный спорт умы настроены на достижение первого обратного путешествия к Северному полюсу без поддержки и без посторонней помощи. В 1992 г. они уже прервали попытку на 89° 39′ северной широты, всего в 39 км от полюса. 14 февраля 1995 года они снова отправились в путь с острова Уорд-Хант, таща за собой около 500 кг снаряжения в санях. Они достигли полюса через 81 день 12 мая и вернулись обратно в Канаду 15 июня. Они провели на льду 121 день и установили новый рекорд полярных путешествий без поддержки в наше время.

Опять же, Ричард Вебер сделал удивительные фотографии экспедиции доступными на Flickr. (Источники 1, 2)

Руне Йельднес и Торри Ларсен – первый арктический переход без поддержки и без посторонней помощи 2 норвежца Руне Йельднес и Торри Ларсен вырвали одно из последних оставшихся первых мест сразу после рубежа тысячелетий. 16 февраля 2000 года они вышли с мыса Арктический, волоча за собой четыре 100-килограммовых пуль специальной конструкции. После 109дней они добрались до мыса Дискавери, не оставив еды и потеряв на двоих 53 кг массы тела.
(Источник)

Børge Ousland — Первый сольный пересечение Arctic

Арктическая веха в 2001 году, когда он стал первым человеком, который в одиночку пересек Северный Ледовитый океан. Он стартовал с мыса Арктического 3 марта, протаскивая по паковому льду сани массой 170 кг. В течение первых нескольких дней на его санях появились неожиданные признаки повреждения: корпус из кевлара откололся, обнажив ядро. Временный ремонт алюминиевыми листами не помог, поэтому Бёрге пришлось вызывать сани на замену или отказаться от путешествия. Он решил отказаться от своего неподдерживаемого статуса и продолжить с новыми санями, доставленными на вертолете. Во время перехода он впервые применил несколько способов навигации по арктическим льдам. Он был первым, кто использовал сухой костюм для плавания по открытой воде, и первым, кто успешно катался на змеях в арктических льдах. Он достиг Северного полюса 23 апреля и прибыл на остров Элсмир 23 мая.

Бёрге написал о своем переходе в своей книге В одиночку через Северный полюс .

Тина Шегрен — первая женщина, достигшая Северного полюса без поддержки и помощи Остров Уорд Хант вместе со своим мужем Томасом.
Она стала первой женщиной, достигшей полюса без поддержки и посторонней помощи. (Источник)

Бёрге Оусланд и Майк Хорн – первыми, кто достиг Северного полюса зимой без поддержки и без посторонней помощи одна из моих любимых полярных экспедиций, которая должна считаться одной из самых смелых попыток современных исследований. В то время как поездки в Антарктику и Гренландию обычно выигрывают от долгих часов дневного света или даже полуночного солнца, это было полной противоположностью, происходящим почти в полной темноте. И снова Бёрге Оусланд был его частью.

Вместе с исследователем Южной Африки Майком Хорном он отправился из Сибири 23 января 2006 года. После многочисленных встреч с белыми медведями, температуры ниже -40°C и инфекции, которая чуть не убила Майка Хорна, они достигли Северного полюса в марте. 23-го, как раз вовремя, чтобы увидеть первый восход арктической весны. (Источники: 1, 2)

Эрик Ларсен и Райан Уотерс – Возможно, последняя экспедиция к полюсу

Размер команды: 2, Пройденное расстояние: 675 км, Продолжительность: 53 дня, Вид транспорта: Катание на лыжах и снегоступах

Неоспоримый факт, что наша планета меняется. Экосистемы, существовавшие тысячи лет, сейчас выходят из-под контроля. Последствия глобального изменения климата для Северного Ледовитого океана огромны. Для исследования Арктики это означает, что время, в течение которого возможно путешествие по паковым льдам, становится все короче, и лед уже редко достигает двух общих отправных точек для путешествий на Северный полюс — мыса Арктического и мыса Колумбия. Эрик Ларсен и Райан Уотерс на момент написания статьи были последними исследователями, совершившими путешествие с суши на Северный полюс. К сожалению, они вполне могут войти в историю как экспедиция, положившая конец эре сухопутных путешествий в Северном Ледовитом океане.

Ларсен и Уотерс покинули остров Элсмир 15 марта 2014 года. Они тащили две пули весом 145 кг каждая, используя снегоступы и лыжи. Прямо у ворот они попали в сложные ледовые условия, и им пришлось объединиться, чтобы провести только один из своих саней по сложному льду, а затем вернуться и привести другой. 6 мая они, наконец, достигли 90° северной широты и через 42 часа были доставлены по воздуху обратно в залив Резолют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *