Русская Коса. Русские строили косы в Море и заливах и спасали укреплениями Флот от шторма и гостей: viktoriiako — LiveJournal
Морская «Коса»– это форма рельефа в виде русской косы, сформированная сооружениями из камней и нанесённого на них песка встречается довольно часто. Косы обычно узкие и удлинённые, один из концов косы связан с материком, откуда и наносили гранитные камни и блоки, а другой находится в открытых водах на конце обычно устанавливали маяк. Коса образуется тогда, когда волны ударяют о берег по наклонной плоскости, утаскивая часть осадочных пород с гряды в открытые воды, где они и откладываются в виде узкой полосы. По мере своего роста, коса может стать стабильной, плодородной и даже может поддерживать среду обитания.
Канонерская Коса в Питере — сооружена при Петре Великом и открывала «Золотые ворота» в порт Санкт-Петербурга.
При Петре Первом было построено Много Кос, например эта
«Разгром шведских войск на Толбухинской косе. 1705 год»
Огромное количество кос осталось на территории ушедшей Финляндии, много в Архангельске. ..
Что же ещё успели оставить наши предки на радость людям?
1. Коса Бактушская Дюна (La Dune de Bouctouche), Канада
Тут есть возможность заниматься пешими прогулками и кататься по велосипедным трассам, где раньше были мостки и ловили рыбу.
Коса представляет собой 12 километров рассыпчатых песков, видом на которые можно насладиться гуляя по дощатому настилу, тянущемуся вдоль зоны заповедника под названием «Irving Eco Center».
Длина Бактушской Дюны составляет 9,78 километра. Сама коса состоит из гряды дюн, сформированных за долгие века ветром и морскими штормами. Между косой и материком находится почти полностью закрытый залив, лишь в самом конце косы есть проход шириной в 1,7 километра, и дюна всё ещё продолжает расти.
Коса является средой обитания для широкого разнообразия водных растений и животных, а также для прибрежных и перелётных птиц, что делает её важным экологическим местом. Коса также защищает спокойные воды залива, солончаковые болота и песчаные пляжи, омываемые тёплыми водами залива и тянущиеся вдоль всей косы.
2. Золотой Рог (Zlatni Rat), Хорватия
Коса Золотой Рог это узкий белый галечниковый пляж, находящийся недалеко от посёлка Бол, в двух километрах от залива Бол, на южном побережье Брача (Brač), Хорватия.
Коса меняет форму в зависимости от изменения приливов, течений и ветра и вдаётся в море на 634 метра. Надежный западный полуденный ветер, известный как мистраль, а также чистые и немного прохладные воды, делают косу излюбленным местом для виндсерфингистов.
Несмотря на свое немного непривлекательное название, Золотой Рог это на самом деле кусочек рая.
Вдающаяся в прибрежные воды острова Брач и окружённая пышными сосновыми рощами коса завораживает контрастом между её снежно-белыми песками и голубыми водами вокруг берегов.
3. Ла-Манга-дель-Мар-Менор (La Manga del Mar Menor), Испания
Коса Ла-Манга-дель-Мар-Менор (название которой переводится с испанского языка как «песчаная коса меньшего моря») это прибрежная коса в Мурсийском Регионе (Region of Murcia), Испания. Длина косы составляет 22 километра, а ширина в среднем равна 100 метрам. Она отделяет Средиземное море от лагуны Мар Минор (Mar Menor) и тянется от мыса Палос (Cabo de Palos) до мыса Пунта дель Мохон (Punta del Mojón).
На протяжении всей истории её названия часто менялись, римляне называли её Палус (Palus), а мавры знали её как Аль Бухайрат Аль Ксаранд (Al Buhayrat Al Qsarand). В 17 веке её название было изменено на Мар Чико (Mar Chico), что означает «маленькое море», а ещё позже её переименовали в Эль-Мар Менор (El Mar Menor).
Первоначально это было местом, где залив выходил в Средиземное море. На обоих концах косы находятся вулканические рифы, где постепенно накапливаются песок и осадочные породы, которые приносятся морскими течениями. Таким образом, тут образовались песчаные дюны, появилась скальная растительность, и сформировались длинные пляжи, связывающие два моря.
Коса Ла-Манга отрезана природными каналами, которые связывают два моря между собой и позволяют водам Средиземного моря смешиваться с водами лагуны Мар Минор. Это место сохраняло свою девственную красоту вплоть до 1960-ых годов, когда был открыт её потенциал в качестве туристического курорта. За последующие несколько десятилетий коса претерпела значительное человеческое вмешательство, так как здесь прошла урбанизация области и постройка туристической инфраструктуры.
В лагуне Мар Минор есть пять островов, и её неглубокие и хорошо защищённые воды стали местом проведения международных соревнований по водным видам спорта.
4. Оушен Сити (Ocean City), США
Коса Оушен Сити, также известная как ОС, это курорт на берегу Атлантического океана в округе Вустер (Worcester County), штат Мэриленд, США. Оушен Сити широко известен в Срединно-Атлантическом регионе США и является популярным местом отдыха в этой области.
По состоянию на 2010 год на косе Оушен Сити жило 7 102 человека, хотя в летний период, особенно по выходным, сюда съезжаются от 320 000 до 345 000 отдыхающих и ежегодно этот курорт посещает до 8 миллионов человек. В летний период Оушен Сити становится вторым по численности городом в штате Мэриленд.
По данным бюро переписи населения США (United States Census Bureau), общая площадь города составляет 94,2 квадратных километра, из которых 11,42 квадратных километра это суша и 82,78 квадратных километра — вода.
Коса Оушен Сити это аккумулятивный барьерный остров, соединённый перешейком с берегом, который простирается вдоль городка Оушен Сити, города Саус Бетани (South Bethany) и острова Фенвик (Fenwick Island), которые относятся к штату Делавэр. Самой южной точкой косы Оушен Сити является маленькая бухта, сформированная ураганом Чисапик-Потомак (Chesapeake — Potomac) 1933 года. Из-за проливных дождей и приливов, реки и заливы, окружающие Оушен Сити, вышли из берегов, а после того, как воды схлынули, образовался перешеек, отделяющий островок от косы, протянувшийся от залива к океану.
К тому моменту деловые люди Оушен Сити уже давно искали средства на постройку небольшой бухты, которая служила бы портом, поэтому жители Оушен Сити ухватились за представившуюся возможность и построили пристань, чтобы удостовериться в том, что земля, принадлежащая городу, будет отделена от того, что сейчас называют островом Ассатиг (Assateague Island).
5. Балтийская коса (Vistula Spit), Польша/Россия
Балтийская коса, также известная как Вислинская коса, является необычайным песчаным полуостровом, образованным отложениями песка, нанесённого морскими течениями и рекой Висла. Коса протянулась от польского города Гданьск (Gdańsk) к российскому городу Балтийск.
Балтийская коса расположена на северо-восточном побережье Гданьского залива, она отделяет Калининградский залив от открытых вод Гданьского залива, а со стороны Вислянских Жулав она отделена системой каналов. Коса простирается на 60 километров, вплоть до Собешевского острова, ширина косы варьирует от 600 метров до 2 километров.
Граница между Польшей и Калининградской областью, эксклавом России, делит косу пополам между двумя странами, как географически, так и политически.
Самая западная точка России расположена на Балтийской косе. На польской части косы расположен ряд туристических курортов, административно объединённых статусом города под названием Крыница-Морска (Krynica Morska).
Этот специфический туристический регион был сформирован дюнами, на которых в течение многих лет высаживались смешанные деревья. Здесь были образованы три природных заповедника, а именно Птичий Рай (Ptasi Raj), также известный как Мевя Лаха (Mewia Łacha), Уголок Рыбака (Kąty Rybackie) и Дубы Балтийской Косы (Buki Mierzei Wiślanej).
Находясь в этой области, стоит обязательно посетить рыболовецкие курорты Пески (Piaski), Янтарь (Jantar) или Микожево (Mikoszewo). Стоит также заехать в город Крыница-Морска, который является местом прекрасных климатических условий благодаря содержанию йода в воздухе, высокой степени инсоляции и влажности воздуха. Будучи самым тёплым местом региона, в летний период Крыница-Морска привлекает огромное количество туристов.
6. Хельская коса (Hel Peninsula), Польша
Длина Хельской косы составляет 35 километров. Она представляет собой песчаный полуостров, расположенный в северной части Польши, который отделяет Пуцкий залив от открытого Балтийского моря. Коса находится в Пуцком повяте Поморского воеводства.
Ширина полуострова варьирует от примерно 300 метров в районе курорта Журата (Jurata), до 100 метров в самой узкой части и на самом конце превышает 3 километра.
Из-за того, что полуостров был полностью сформирован из песка, зимние бури зачастую превращают его в остров. До 17 века полуостров представлял собой цепь островов, которые сформировывали полосу земли только в летний период.
C материка до популярного туристического курортного города Хель, расположенного на самом конце косы, можно добраться по железной дороге, или по сети дорог, которые протянулись вдоль полуострова. Среди других городов, портов и туристических курортов, расположенных на косе, можно выделить Журату (Jurata), Ястарню (Jastarnia), Кужницу (Kuźnica), Халупы (Chałupy), и Владыславово (Władysławowo).
7. Куршская коса (Curonian Spit), Литва/Россия
Куршская коса это узкая, изогнутая коса, состоящая из песчаных дюн, длина которой составляет 98 километров. Коса отделяет Куршский залив от побережья Балтийского моря. Южная часть косы находится в Калининградской области, Россия, а северная часть расположена на юго-западе Литвы. Это место Всемирного наследия ЮНЕСКО, которое расположено сразу в двух странах.
Куршская коса тянется от города Зеленоградск, Калининградской области на юге до северного конца, находящегося рядом с узким проливом, на другой стороне которого, на материковой части Литвы, расположен портовый город Клайпеда. Северный 52-километровый участок полуострова Куршской косы принадлежит Литве, в то время как остальная часть — Калининградской области, Россия. Ширина косы варьирует от минимума в 400 метров на части принадлежащей России (у посёлка Лесной) до максимума в 3800 метров на территории Литвы (чуть севернее Ниды (Nida)).
На Куршской косе находятся самые быстро движущиеся (дрейфующие) песчаные дюны в Европе. В среднем их высота составляет 35 метров, но некоторые из них достигают 60 метров. На косе и в её окрестностях расположены несколько экологических сообществ, которые можно найти на внешних пляжах, грядах дюн, водно-болотных угодьях, лугах и лесах. Благодаря тому, что Куршская коса расположена на восточно-атлантическом перелётном пути (East Atlantic Flyway), здесь часто останавливаются перелётные водоплавающие птицы. Во время весенних и осенних миграций над косой пролетает от 10 до 20 миллионов птиц, многие из которых останавливаются на ней, чтобы отдохнуть и размножиться.
Куршская коса — узкая и длинная песчаная полоса суши (коса) саблевидной формы, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. Простирается от города Зеленоградск Калининградской области до города Клайпеда (Смильтине, порта построенного русскими в незапамятные врмена — теперь это Литва.
Название косы происходит от названия древних племён куршей, живших здесь до колонизации Пруссии немцами.
Длина косы — 98 километров, ширина колеблется от 400 метров в районе посёлка Лесной) до 3,8 километра в районе мыса чуть севернее Ниды. Самым крупным городом на Куршской косе является древне-русский город Нида. Теперь Это популярный курорт, который чаще всего посещают туристы из Литвы и Германии. Северное побережье Куршской косы является местонахождением туристических пляжей. Обе части косы, как российская, так и литовская, являются национальными парками.
8. Спурн Пойнт (Spurn Point), Великобритания
Спурн Пойнт это узкая песчаная коса, расположенная в самом конце побережья графства Восточный райдинг Йоркшира (East Riding of Yorkshire), Англия, вдаётся в Северное море и образует северный берег устья эстуария Хамбер (Humber). Её длина составляет 4,8 километра, а это почти половина длины самого эстуария. Ширина Спурн Пойнт варьирует и местами достигает лишь 46 метров.
Самая южная точка косы известна как Спурн Хэд, тут находится морская спасательная станция Национальной Королевской Организации Спасателей (Royal National Lifeboat Institution) и вышедший из пользования маяк. Эта часть косы является частью административного участка графства Изингтон (Easington).
Площадь косы составляет 113 гектаров земли находящейся выше уровня воды и 181 гектар береговой полосы, затопляемой во время прилива. Начиная с 1960 года, коса находится во владении Йоркширского Фонда Охраны Диких Животных (Yorkshire Wildlife Trust) и ей было присвоено звание Национального Природного Заповедника. Эта береговая зона, находящаяся под охраной, также является частью особо охраняемой территории берега и прибрежных болот Хамбер Флэтс (Humber Flats).
9. Миннесота Пойнт (Minnesota Point), США
Коса Миннесота Пойнт также известная как область Парк Пойнт (Park Point), соседствующая с городом Дулут (Duluth), штат Миннесота, США – это длинная и узкая песчаная коса протянувшаяся из района туристических развлечений под названием Кэнал Парк (Canal Park) города Дулут. Коса отделяет озеро Верхнее (Lake Superior) от залива Верхний (Superior Bay) и портового бассейна Дулут (Duluth Harbor Basin).
Проспект Саус Лэйк/Миннесота (Lake Avenue South/Minnesota) служит главной дорогой в городе. Длина косы Миннесота Пойнт составляет примерно 11 километров, а когда она включала в себя смежный с ней полуостров Висконсин Пойнт (Wisconsin Point), который простирался на пять километров из озера Верхнее, штат Висконсин, она была самой крупной пресноводной песчаной косой в мире и её длина составляла 16 километров.
10. Коса Дандженесс (Dungeness Spit), США
Коса Дандженесс это песчаная коса длиной в 8,9 километра, которая выступает из северного края полуострова Олимпик (Olympic Peninsula) на северо-востоке округа Клэллам (Clallam County), штат Вашингтон, США, в пролив Хуан-де-Фука (Strait of Juan de Fuca).
Водоем, который она окружает, называется залив Дандженесс (Dungeness Bay). Коса Дандженесс полностью входит в Национальный Заповедник Дандженесс (Dungeness National Wildlife Refuge) и на ней расположен Маяк Дандженесса (Dungeness Lighthouse).
Это самая длинная природная песчаная коса в Соединенных Штатах. По данным бюро переписи населения США её площадь составляет 1271454 квадратных метра.
Маяк когда-то обслуживался Береговой охраной Соединённых Штатов (United States Coast Guard), но после того как на нём было установлено автоматическое освещение, им заведует Организация по сохранению маяков Нью-Дандженесса. Коса открыта для публики на протяжении всего года.
11. Прощальная коса (Farewell Spit), Новая Зеландия
Прощальная коса это узкая песчаная коса, находящаяся в северном конце Южного острова Новой Зеландии. Маори (Māori) назвали эту косу Тухуроа (Tuhuroa). Прощальная коса расположена в восточном направлении и выступает из мыса Фэруэлл (Cape Farewell), самой северной точки острова. Она расположена примерно в 50 километрах к северу от города (Takaka) и в 20 километрах от Коллингвуда (Collingwood).
Она образует северную сторону залива Голден Бэй (Golden Bay) и является самой длинной песчаной косой в Новой Зеландии, протяженностью примерно в 26 километров над уровнем моря и ещё в 6 километров под водой. Коса расположена в направлении с запада на восток и состоит из мельчайшего золотистого песка. Здешний песок обладает таким приятным цветом и размером благодаря тому, что мыс Фэруэлл в основном состоит из кварцевого песчаника, другими словами – из кремния, но в нём также есть примеси других тяжёлых минералов, граната, ильменита, магнитного железняка и пироксена. Эрозия скал, заставляющая их постепенно осыпаться в мелкий песок, который затем уносится морскими течениями, позволяет Прощальной косе расти всё дальше на восток.
Северная сторона дюн более отвесная и нестабильная, так как дюны постоянно подвергаются воздействию преобладающих ветров, дующих в среднем со скоростью более 25 километров в час. Южная сторона, обращённая к заливу Голден-Бей (Golden Bay), более стабильна и покрыта пышной растительностью. Во время отлива вода может отступить на целых семь километров, открывая примерно 80 квадратных километров илистого дна, являющегося богатым местом кормления для многих морских птиц этой области, и ловушкой для китов, которые часто застревают на мели.
12. Коса Хомер (Homer Spit), США
Коса Хомер это географическая достопримечательность, расположенная в городе Хомер, шата Аляска, на южном конце полуострова Кенай (Kenai Peninsula). Длина косы составляет 7,2 километра, и она вдаётся в залив Качемак (Kachemak Bay). На косе также находится шлюпочная гавань Хомера (Homer Boat Harbor) сделана так же русскими моряками. В гавани есть мелководные и глубоководные причалы, и она обслуживает до 1 500 коммерческих и частных лодок в разгар летнего сезона. Здесь также можно найти такие места для развлечений как «Рыбацкая Лагуна Ника Дудяка» (The Nick Dudiak Fishing Lagoon), являющаяся искусственным местом рыбной ловли, кемпинги, гостиницы, рестораны, а также «Таверна Морского Дружбана» (Salty Dawg Saloon), которая построена из нескольких исторических зданий Хомера.
Зимой тут собираются сотни орлов, которых кормит Джин Кини (Jean Keene) «Орлиная Леди» (Eagle Lady). На косе расположена самая длинная в мире дорога, выступающая в океан, по которой можно проехать на машине не меньше чем за 10-15 минут.
13. Коса Кадис (Cadiz Peninsula), Испания
Кадис это испанский город, относящийся к автономной области Андалусия, расположенный в юго-восточной части европейского континента, на побережье Атлантического океана. Город с населением в 157 000 жителей расположен на небольшой, узкой косе, длина которой составляет всего 10,58 километра.
Наиболее выдающейся характеристикой Кадиса является то, что он полностью окружён морем, и единственным исключением является его юго-восточная часть, где коса соединена с городом Сан-Фернандо (San Fernando).
На косе расположена большая набережная с пляжами вдоль всего побережья, которая является частью залива с его многочисленными пирсами, доками и судостроительными заводами.
14. Федотова коса, теперь уже расположена на территории отколотой от России Украины.
Длина Федотовой косы составляет более 20 километров. Она расположена между Азовским морем и Утлюкским лиманом. В самом начале Федотовой косы находится Кирилловка — небольшой городок на юге Запорожской области, Украина, где проживает около 1500 жителей.
На этой косе находятся более 150 курортов и две базы отдыха для детей. Курорты сильно отличаются друг от друга по вместимости и форме, а также в предоставлении услуг для туристов.
Обилие развлекательных центров, магазинов, рынков, кафе, а также удобные транспортные средства, циркулирующие по всей длине косы и к её центру – Кирилловке, делают Федотову косу настоящим раем для тех, кто любит весёлый и в то же время расслабляющий отдых в туристическом центре.
15. Остров Преск (Presque Isle), США
Остров Преск является загнутым в обратном направлении песчаным полуостровом, который вдаётся в озеро Эри (Lake Erie), в 6,4 километра к западу от города Эри, в местечке Милкрик (Millcreek Township), округа Эри (Erie County), штат Пенсильвания, в США. С французского языка название острова буквально переводится как «почти остров» (presque-isle).
На самом деле Остров Преск большую часть времени был островом и лишь в короткие промежутки времени становился полуостровом. С 1819 года он уже четыре раза отделялся от материка. Самый длительный период, в течение которого Прекс был островом, составил 32 года, с 1832 по 1864 год, и каждый раз инженерный корпус вооружённых сил США присоединял его обратно к материку.
Полуостров разделялся пять раз между 1917 и 1922 годами, через год после того как остров Преск стал государственным парком. Брешь обычно залатывали тюками сена и стволами деревьев, но в 1950-х годах в ходе совместной государственной и федеральной программы была построена бетонная дамба.
Пятьдесят восемь волноломов, построенных в 1992 году, чтобы замедлить эрозию, укрепили пески и значительно замедлили их движение на восток. Однако, несмотря на наличие волноломов, новый песок ежегодно привозится, чтобы пополнить местные пляжи.
Остров Преск защищает природный залив острова Преск, который является глубокой и широкой гаванью для города Эри. Залив часто заполнен как прогулочными суднами, так и грузовыми суднами со всего мира, которые используют порт отгрузки Великих Озёр (Great Lakes).
Подробнее тут http://funpress.ru/travel/964-15-neveroyatnyh-kos-nashey-planety.html
Я вчера была на нашей Питерской Петровской Косе — древние гранитные глыбы разворочены совсем совсем недавними взрывами. Наши предки умели сооружать косы уходящие в море, которые спасали судоходный Фарватер от стихий.
Надо будет наснимать наши гранитные косы.
Самый западный. Балтийская (Вислинская) коса
Многие знают, что огромнейшая территория России простирается от Атлантического до Тихого океана. Да, побережья открытой Атлантики у нас нет, однако мы имеем возможность прикоснуться к своим водам в Чёрном, Азовском и Балтийском морях, которые принадлежат этому океану. Ещё из учебника по географии России (как помню из школы) мы заучивали, что крайней западной точкой является точка на границе между Россией и Польшей, и находится эта точка на побережье, омываемом водами Балтийского моря. А на деле оказалось, что это не просто «точка» на карте, а побережье уникального творения природы — Вислинской косы, северная часть которой находится в самом западном регионе России — Калининградской области.
Практически все путеводители по Калининградской области одной из главных достопримечательностей региона отмечают Куршскую косу. Что это, мол, памятник природы, наследие Юнеско, национальный парк, да и просто уникальное место. Всё верно, но почему-то забывают рассказать ещё про один подобный, но по-своему уникальный объект — двойняшку Куршской косы — Вислинскую косу.
Зато если Вы захотите попасть на эту самую Вислинскую косу из Калининграда и начнёте спрашивать прохожих, каким образом туда можно попасть, то подавляющее большинство людей просто не поймут куда всё-таки Вы хотите. .. И в общем-то это можно объяснить. Ведь даже популярные поисковые системы и посещаемые энциклопедии при запросе «Вислинская коса» перенаправят на совсем другое название — Балтийская коса. А дело всё в том, что этот географический объект имеет двойное название: на российской части — Балтийская коса, а на Польской — Вислинская. Кроме того, в те времена, когда коса была территорией другого государства, то она носила совсем иное название — Frische Nehrung, что с немецкого дословно можно перевести как «свежая коса». Поэтому, чтобы никого не обидеть, так и будем писать Балтийская (Вислинская) коса.
Образование косы. Глубоко не вдаваясь в проблему образования (а для учёных это проблема) Балтийской (Вислинской) косы, отмечу, что существует несколько гипотез образования этого природного объекта. По наиболее распространенной версии, коса образовалась в процессе взаимодействия волновой деятельности моря и вдольбереговых течений, которые взмучивают и перемещают песок со дна, а также ветра, перемещающего песок на саму косу, образуя эоловые наносы в виде дюн.
Итак. Как же добраться до этого уникального места. С этого момента начинает проясняться почему путеводители обходят Балтийскую (Вислинскую) косу своим вниманием. Ехать нужно в самый западный город Калининградской области — город Балтийск (который по праву можно считать западными воротами России).
Балтийск до некоторого времени был закрытым городом для посещения даже российскими гражданами.
Потом сделали некоторое послабление и можно было проехать по российскому паспорту. Как сейчас ещё помню моё первое впечатление лет так 10 назад: едешь на рейсовом автобусе, он останавливается на подступах к городу, заходит милая бабушка и начинает проверять документы, или просто на входе в автобус кричит: «Все русские?». Мы дружно отвечаем: «Все!». Едем дальше. Сейчас уже такого нет, и КПП работает только в особых случаях. Однако вот попасть на Балтийскую (Вислинскую) косу иностранным гражданам даже сейчас (а сейчас в особенности) можно лишь по специальным пропускам. Только так…Коса от материка отделена проливом, который образовался в самом начале XVI века, в результате бушевавшего шторма. Этот пролив дал существенный толчок экономическому развитию, расположенного близ него городу Пиллау. Сейчас пролив по какой-то причине не имеет названия, но для его обозначения повсеместно в обиходе используется Балтийский пролив (по названию города). Ширина его чуть более 400 метров. Не очень широкий, и одна моя знакомая даже перебиралась через него вплавь.
Паромная переправа накладывает свой отпечаток на жизнь людей, проживающих на косе. Конечно на пароме можно переправиться самому, на велосипеде или автомобиле, но всегда нужно подстраиваться под расписание паромов, а они могут задерживаться или вообще не ходить. Такое случается не часто, но всё-таки случается, например из-за погодных капризов.
Про погоду стоит сказать отдельно. Здесь есть такая поговорка: «Не нравиться погода? Подожди полчаса и она обязательно поменяется» (хотя я подобную слышал и на других побережьях). Это действительно так, особенно летом. Дождь, солнце, ветер (кому что нравиться) — всё это может меняться в очень короткие промежутки времени.
Что же все-таки здесь уникального? Да сама коса. Представьте себе сушу, поверхность которой полностью состоит из песка. Суша, которая на западе омывается солёными водами моря, а на востоке — пресными водами залива. Краснокнижные растения буквально преграждают путь. Остатки немецкой военной инфраструктуры разбросаны по всему северу косы. Кроме того, какой из курортов России может похвастаться настоящими песчаными пляжами? А вот тут они действительно песчаные. Песчаные и широкие.
Море. На самом деле здесь не совсем Балтийское море — Балтийскую (Вислинскую) косу омывают воды Гданьского залива, который и есть часть Балтийского моря (а собственно открытой Балтикой считается акватория намного севернее — к северу от мыса Таран). Море здесь бывает всякое: милое и ласковое (и даже тёплое, летом), а бывает так, что приходят шторм за штормом. И тогда на берег лучше не выходить, ведь в это время волны могут захлёстывать через весь пляж.
От штормового моря на Балтийской (Вислинской) косе защищают естественные преграды — дюны.
Дюны представляют собой песчаные валы, образованные перевиваемым ветром песком. Но не смотря на то, что дюны способны сдерживать натиск сурового моря, это очень уязвимая часть ландшафта, и они легко разрушаются. Главной причиной разрушения дюн является человек. Конечно никто здесь специально не копает песок экскаваторами или даже лопатой, но достаточно лишь протоптать узенькую тропку через вал, и поверхность дюн, сдерживаемая естественной растительностью, начнёт постепенно разрушаться тем же ветром (который их и создал) и морем.Растительность косы тоже особенная. Очень тонкий почвенный слой, образованный на песках, накладывает отпечаток и на растения. Из древесных преобладают сосны, чёрная ольха, берёзы. Особенно интересны сосны: близ морского побережья они низенькие и кривые, а возле залива их высота существенно увеличивается, но благодаря сильным западным ветрам практически везде эти деревья наклонены в сторону от моря. Вершины дюн закреплены собачьим шиповником (ботаническое название — роза морщинистая), фактически стелющемся по поверхности.
Есть ещё такой факт, что на морском побережье возникают «блуждающие дюны», которые наступают на лес. Они появляются, когда песок не закреплён травянистой и кустарниковой растительностью, и ветер начинает перевивать его вглубь косы, а он завевает нижнюю часть леса и деревья могут погибнуть. В истории косы существуют факты, когда дюны достигали посёлков и засыпали дома. Ещё десятилетие назад этого не было, а вот сейчас (в результате неконтролируемого туризма) дюны вновь угрожают косе.
Животный мир представлен, в основном, птицами — бакланами, вездесущими чайками, утками, цаплями, есть и хищники — коршуны и сапсаны. Из зверья — лисы, кабаны, зайцы…
Что же находится на другой (восточной) стороне косы? А там берег омывают воды залива. Залив этот, подобно самой косе, имеет двойное название — российская часть носит название Калининградского залива, а польская — Вислинского. Эта акватория представляет собой лагуну, бывшей некогда эстуарием реки Вислы (отсюда и название), соединённой с морем тем самым проливом на севере Балтийской (Вислинской) косы. На побережье залива очень узкие пляжи, и порой высокие (до нескольких десятков метров) отвесные обрывы.
Наиболее старинным сооружением, находящимся на Балтийской (Вислинской) косе, является Западный форт, который находится на севере морского побережья. Несмотря на всю историческую значимость этого форта, внимание со стороны властей ему не перепадает и крепость разрушается — всё больше после каждого проходящего шторма.
Северная часть косы побережья, обращенная к заливу, сильно изменена человеком. Ещё в те времена, когда эта территория была в составе Германии и являлась Восточной Пруссией, коса служила плацдармом для немецкой гидроавиации — база Neutief (Нойтиф). Для этого была создана соответствующая инфраструктура — слипы, ангары для самолётов, взлётные и рулёжные полосы и т.п.
Вместе с сооружением инфраструктуры на суше немецкие инженеры спроектировали и построили специальную гавань для взлёта и посадки гидросамолётов. Её берега со всех сторон забетонированы, вход закрыт молами, а вся акватория защищена от ветра и волн. По периметру гидроавиационной гавани расположены ангары для самолётов, находится башня управления полётами.
Даже сейчас практически везде можно встретить следы войны: воронки от бомб в бетонных плитах,
щербины на стенах домов от пуль, отработанные гильзы.
По окончании Великой отечественной войны территория осталась милитаризированной и стала исправно служить нашей армии. Здесь также базировались военные самолёты и инфраструктура совсем не простаивала. Однако в 90-х годах воздушные войска покинули эту территорию, и сегодня практически все сооружения находятся в свободном доступе. И на полуразрушенных стенах некогда грандиозных строений соседствуют немецкие и русские надписи… Мой друг, впервые попавший на косу и увидевший всё, что осталось, сравнил это с ландшафтами «Сталкера».
В здании, расположенном рядом с башней управления полётами, сегодня находится детско-юношеская парусно-спортивная школа, где ребята практически всё лето занимаются в гидроавиационной гавани и в заливе.
Там же проводятся соревнования.
На севере Балтийской (Вислинской) косы сейчас находится посёлок с простым названием Коса — продолжатель немецкого Нойтифа.
Сейчас одни местные жители работают на той стороне пролива — на материке (собственно и паромная переправа призвана, в основном, обеспечивать доступ «косовских» к большой земле). Другие занимаются рыбной ловлей, третьи сдают жильё приезжающим отдохнуть.
Летом на косе наступает туристический сезон. Туризм здесь имеет практически дикий неконтролируемый характер. Десятки автомобилей (в основном внедорожников и грузовиков) переправляются через пролив и начинают расползаться по всей обеспеченной и необеспеченной дорогами территории, с подъездами к морю и заливу.
С одной стороны, это не так уж и плохо когда можно отдыхать, сближаясь с природой, а с другой стороны, эта самая природа (а с ней и коммунальные службы небольшого посёлка) просто не способна переварить такое количество людей на ограниченном пространстве, оставляющих после себя мусор на месте стоянки и плохо пахнущие лесопосадки в отсутствие отхожих мест.
Однако, коса — это отличное место для активного отдыха. По значительной территории можно погонять на велосипеде (благо машин не много), по заливу и в море пройти на яхте, на волнах покататься на виндсёрфоре или кайтсёрфоре.
Находят себе здесь место парапланеристы, и даже скалолазы отрабатывают технику на полуразрушенных ангарах. Вот так-то…
В заключении хотелось бы сказать, что в месте, про которое я сегодня написал, сочетаются уникальность его положения, природа и историческое наследие. И пусть Балтийскую (Вислинскую) косу обходят путеводители, всё же стоит сюда добраться и посмотреть самому.
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации.
Почему снежинки имеют разную форму?
Почему снежинки имеют разную форму?
Как появляются снежинки и почему среди них не найдешь одинаковых? Мы попросили ответить эксперта из Института оптики атмосферы
Юлия Скопич
8 января 2023
22 205
Продукты под запретом: иван-чай, ревень и прочие. За что их так?
Продукты под запретом: иван-чай, ревень и прочие. За что их так?
Детективные истории о еде
Евгения Шмелева
7 января 2023
42 900
Почему изображение в зеркале отличается от фотографии?
Почему изображение в зеркале отличается от фотографии?
Когда зеркала врут и что врет меньше: зеркало, фотоаппарат или видеокамера?
Юлия Скопич
6 января 2023
27 649
Запах шоколада помогает меньше есть: неожиданное исследование
8 января 2023
Самолет застрял в сугробе во время взлета
8 января 2023
Несси переехала: в США заметили огромное змееподобное существо
7 января 2023
Названы забавные различия между кошатниками и собачниками
7 января 2023
Где растут фисташки
Почему кошки умываются?
Животные Красной книги России
Самые глубокие станции метро в мире: топ-10
Топ-10 объектов кулинарного наследия ЮНЕСКО
Самые невозможные города
Самое большое водное растение
Гданьский залив и Балтийская коса
Гданьский залив, который во все времена был важным стратегическим объектом, на заре ХХ века превратился в зону отдыха. Вот, например, один из крупнейших польских курортов — Сопот.
Балтийская коса Гданьского залива
Песчаный полуостров, называемый Балтийской косой, создан самой природой. Этот естественный вал обязан своим появлением морским течениям и пескам Вислы. Балтийская коса занимает пространство между Гданьском и Прибалтикой – польскими и российскими городами. Территориально Балтийская коса расположена на юго-восточном побережье Гданьского залива и заканчивается у острова Собешевского.
Природный курорт
Этот особенный, сформировавшийся за долгие годы район давно облюбовали отдыхающие. Здесь расположены четыре природных заповедника: «Птичий рай», «Мевья Лаха», «Рыбацкие уголки» и «Буки Высляной косы».
Балтийская песчаная коса Гданьского залива привлекает туристов открытыми чудодейственными термальными соляными источниками и сосновыми лесами.
Не менее популярны у путешественников рыбацкие поселки Пяски, Янтарь и Микошево. Насыщенный йодом и влагой воздух в сочетании с солнечным светом делает эти места климатической здравницей. Именно здесь находится знаменитая Крыница-Морска – самое теплое место в этих краях.
Красота местных пейзажей
Чтобы добраться до Гданьского залива (Гданьской бухты), нужно сначала добраться до побережья Балтийского моря из России или Польши. Свое название залив получил из-за близлежащего населенного пункта — города Гданьск.
Балтийское море считается самой молодой, самой мелководной и самой соленой водой в Мировом океане. Ландшафт морского дна равнинный, а почва, покрытая глинистыми отложениями в Балтийском проливе, состоит в основном из прибрежного песка. Чем ближе к берегу, тем мельче и светлее песок.
Этот район также известен своими природными пляжами. Песок здесь мягкий и такой легкий, что в погожий день кажется снежным.
Гданьский залив испещрен подводными впадинами, самая глубокая — северная (более 100 м). В других частях залива глубина колеблется в основном от 50 до 70 м, но местами достигает 90 м.
В теплых (нехарактерных для Балтики) водах Гданьского залива рыба на глубине более 10 м. Здесь можно увидеть косяки балтийской трески, круассанов, камбал, баджа, палтуса, салаки и кильки. Особо удачливым путешественникам удалось встретить балтийских лососей, морских форелей и сигов, а также местных млекопитающих: балтийских тюленей и морских свиней.
Форма и направленность течений Гданьского залива предопределяют расположение двух прилегающих к нему песчаных полуостровов: в западной части залива находится коса Хелна, а в восточной — Балтийская.
Историческое прошлое и настоящее
Исторические события, происходящие в Европе, не раз затрагивали Гданьский залив.
Первые люди, по мнению археологов, появились в этих местах в начале бронзового века, а поселения потомков древних славян, найденные при регулярных раскопках, относятся к V веку.
Первым документом, в котором указан Гданьский залив, координаты Гданьска и Вислы, была историческая справка, датированная 997 годом, когда эти места посетил епископ Пражский Адальберт. Целью миссионера было обратить местных язычников в христианскую веру. Здесь его убили.
Славянские князья, правившие Гданьском в XI веке, превратили город в торговый центр. Торговые суда из Голландии и Шотландии пришвартовались к большому пирсу. Эти земли видели и фламандские, французские и восточные купцы, а торгово-морской «Янтарный путь», протянувшийся от Гданьска до Балкан, затерялся у берегов Византии и вновь «вынырнул» далеко на восток.
Балтийская коса сегодня
Сегодня Гданьский залив омывают берега одного из старейших и крупнейших польских городов. Гданьск выделяется среди других курортных зон состоянием экологии. Это, пожалуй, самый зеленый и экологически чистый портовый город, куда приезжают туристы из Швеции, Дании и других стран Европы.
По-немецки Балтийская коса называется «Фрише Нерунг», то есть «суша, вышедшая из моря у пресноводного залива». От пристани идет дорога к Западному форту — старинному зданию, построенному во времена правления Вильгельма Первого. Но главной достопримечательностью Балтийской косы является аэродром Ноитиф, построенный немецкими инженерами. В 1937 это была одна из самых современных, оснащенных по последнему слову техники объектов, а позднее — одна из лучших авиабаз фашистов.
Аэродром Ноитиф как исторический памятник является своеобразным свидетельством компетентности и профессионализма специалистов, работавших над его возведением. Вышка управления полетами, которую неоднократно атаковали советские бомбардировщики, хорошо сохранилась до наших дней.
Равнина дельты Вислы — Coastal Wiki
- Войти
- Страница
- Обсуждение
- Чтение
- Посмотреть исходный код
- Посмотреть историю
Навигация
- Главная страница
- Содержание
- Портал сообщества
- Недавние изменения
- Случайная страница
- Полночь
- ГЛОССАРИЙ
- СТАВИЛИ
- ГЛОССАРИЙ
- СТАВЛЕНИЯ
- ГЛОССАРИЙ
- .0052
- Связанные изменения
- Специальные страницы
- Печатная версия
- Постоянная ссылка
- Информация о странице
- Просмотр Свойства
от прибрежного Wiki
Прыжки. города был построен в районе депрессии. Гданьский залив (Затока Гданьска) расположен в юго-восточной части Балтийского моря и простирается от мыса Розеве (Польша) до мыса Таран (Россия, Калининградская область). Гданьский залив характеризуется большим разнообразием окружающей среды (различные типы – охраняемые и не охраняемые, 6 территорий, охваченных NATURE 2000, 19заповедники, 3 ландшафтные парки, расположенные в заливе и на прилегающей к нему территории), хозяйственные (промышленность, порты, рыболовство, сельское хозяйство), так и социальные (городские агломерации, зоны отдыха, в том числе сельскохозяйственные, быстро развитие жилищной и транспортной инфраструктуры). На побережье залива расположены две очень длинные песчаные косы: полуостров Хель и Вислинская коса. Первая составляет северо-восточную границу Пуцкой бухты (открытой в юго-восточной части), а вторая один почти полностью отделяет Вислинский залив (Zalew Wislany) от Гданьского залива. вестерн часть Гданьского залива образована мелководной внутренней частью Пуцкого залива. Типы береговая линия разнообразна: скалы, дюны, пляжи, а также гидротехнические сооружения (порты, набережные, набережные). Также различаются методы консервации – от оплавления до использования бетона. Порты, расположенные в Гданьском заливе, выполняют различные экономические функции и обслуживают различные типы виды деятельности. Основные функции порта — морские перевозки грузов, управление рыболовецкими судами, пассажирские перевозки. и морской прогулочный катер. Гданьск является крупным городом в регионе и важным промышленным портом. город с верфями. Вместе с Сопотом и Гдыней они образуют агломерацию Труймясто. население почти 800 000 человек. Район Гданьска очень урбанизирован, и количество застроенных территорий вокруг города по-прежнему увеличивается, что вызывает значительное снижение задержки воды. Экстремальные наводнения были одним из наиболее частая опасность, ответственная за множество смертей и экономических потерь в Гданьске. Самые большие угрозы для город и его окрестности: штормовые нагоны на южном побережье Балтийского моря, особенно при ледовые заторы в эстуарии (более 70%), большие паводки на реке Висла и местных реках, паводки из-за технических сбоев, т. е. прорывы дамб, повреждение насосной станции или шлюза в депрессивный квартал города.
Планируемое землепользование в Гданьске, проект ASTRA
Население полуострова Хель составляет около 10 000 человек (313 жителей на 1 км2, что примерно в 2,5 раза больше). чем средняя плотность населения в Польше), в то время как в летний сезон. Полуостров Хель защищен мощными волнорезами и волнами, а также искусственными насыпями. пляжи и дюны. В прошлом некоторые материалы для искусственной насыпи пляжей доставлялись из залива Пак (район внутренняя сторона полуострова Хель). Глубокие подводные раскопки в Пуцкой бухте вызвали серьезные экологические проблемы, так что дальнейшие дноуглубительные работы там пришлось прекратить. Опасность наводнений увеличится (проекты SEAREG, ASTRA) из-за ускоренного подъема уровня моря и учащение сильных штормов. За последние 100 лет средний уровень моря в Гданьске поднялся примерно на 1,5 мм/год. Начиная с 50-х гг. эта скорость увеличилась до 5 мм/год. Частота опасных штормов увеличилось в Гданьском заливе с 11 инцидентов в 60-х до 38 в 80-х. В неблагоприятных условиях подъем уровня моря может превышать 1,5 м. Одно из самых катастрофических наводнений в Гданьске произошло в апреле 1829 г., когда 75% площади современного города находились под водой. До настоящего времени пять марок высшей на стенах зданий в Старом городе сохранились водостойки, указывающие на высоту 3,36 м над средним уровнем моря. Также после Второй мировой войны часть города была затоплена из-за повреждений дамб и дамб в районе Равнина дельты Вислы. В настоящее время Гданьск является одним из наиболее защищенных от наводнений городов в Польше. сеть инфраструктуры защиты от наводнений, т. е. дамбы, канавы, водопропускные трубы, шлюзы, насосные станции и накопительные резервуары. Повторяющиеся наводнения с серьезными последствиями привели к анализу существующих наводнений. политики защиты, а также анализ технического состояния и модернизация инфраструктуры, однако последствия изменения климата до сих пор не учитывались в комплексном подходе в управление рисками воды и наводнений.