Пещерные Храмы Аджанты
Аурангабад (Махараштра), Индия
Пещерные Храмы Аджанты — один из самых известных пещерно-храмовых комплексов Индии, в 1983 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «шедевр буддистского религиозного искусства». Пещеры Аджанты расположены в штате Махараштра, в 107 километрах к северу от города Аурангабад. В общей сложности 30 пещер были вырублены буддистскими монахами на высоте 75 метров в подковообразной базальтовой скале, расположенной на берегу реки Вагхора. Пять пещер (9, 10, 19, 26 и 29) представляют из себя чайтьи (продолговатые в плане храмы, центральный неф которых разделён двумя рядами колонн, а боковые проходы ведут в апсиду с расположенной в ней ступой), остальные пещеры — это вихары (квадратные в плане залы, окружённые с трёх сторон кельями и святилищами). Первые пещеры (№№ 9, 10, 12, 13 и 15А) появились здесь во II веке до нашей эры, ещё в дохристианскую эпоху, во время правления династии Сатавахана. Историки предполагают, что первоначально в этих пещерах монахи укрывались во время муссонных дождей, а со временем стали жить постоянно.
Фотографии:
- Группа Храмов в Кхаджурахо
- Храм Кришны в Гуруваюре
- Пещеры Элефанта
- Сваминараян Акшардхам
Отзывы:
Отзывов еще нет. Станьте первым!
Аджанта, Индия – тайны пещерных монастырей
Пещеры Аджанты – одна из самых загадочных и интересных достопримечательностей Индии. Найденные случайно в 19 веке, они до сих пор не открыли миру всех своих тайн. Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч туристов, которые говорят о невероятно сильной энергетике этого места.
Общие сведения
Аджанта – древний буддийский монастырский комплекс, расположенный в штате Махараштра. Уникальность этого места заключается в том, что религиозные постройки (а их здесь 29) выбиты прямо в скале. Первые пещеры появились здесь ещё в 1 веке до нашей эры, а последние – в 17 столетии.
Древний комплекс находится в очень живописном, но труднодоступном месте. Расстояние до ближайшего города Кулдабад – 36 км.
Интересно, что рядом с пещерами Аджанты находится Эллора – ещё один подземный монастырский комплекс.
Историческая справка
Первые упоминания о монастырском комплексе датируются 1 веком до н. э. В то время здесь жили монахи, которые и строили новые храмы. Однако это продлилось лишь до 10-11 столетия – в то время на территорию современной Индии пришли мусульмане, а индийский буддизм перестал пользоваться популярностью у местных жителей (даже сегодня его исповедуют менее 2% населения). Уникальный пещерный храм оказался заброшен, и о нём забыли на долгие 800 лет.
Второе дыхание эта достопримечательность обрела лишь в середине 19 века – простые английские солдаты, охотившиеся за тигром, случайно обнаружили это удивительное сооружение. Внутри пещер им открылась удивительная картина: фрески на стенах и колоннах, каменные ступы и статуи Будды.
С этого момента начались регулярные паломничества учёных и туристов в Аджанту. Наиболее серьёзным исследованием считается экспедиция Джеймса Фергюсона, который описал все фрески и объяснил всему миру культурную ценность данного места.
После в деревню не раз наведывались художники, чтобы перерисовать некоторые фрески. Завершились их старания неудачей – все картины сгорели во время выставок. Местные считают, что это месть богов за вмешательство в их мир.
Большая часть загадок, связанная с пещерами, до сих пор не разгадана. Например, учёные не могут понять, как освещались подземные строения. Многие полагают, что монахи “ловили” солнце с помощью зеркал, однако это версия до сих пор не нашла подтверждений.
Вызывает вопросы и краска, которой монахи красили стены – она светится в темноте, и даже спустя 800 лет не потускнела. Современные учёные так и не смогли определить её точный состав.
Структура комплекса
Комплекс Аджанты в Индии состоит из 29 пещер, в каждой из которых есть, что посмотреть.
Пещеры №1,2,3
Это одни из самых новых (12-13 век) и хорошо сохранившихся пещер в Аджанте. Их практически идеальное состояние объясняется тем, что доступ сюда имели только монахи, а простые люди имели право заходить только в соседние постройки.
Уникальность этой части храма заключается в удивительно чётких наскальных рисунках. Например, на одной из стен было найдено изображение детей в школе, а на соседних – силуэты женщин. Здесь же можно увидеть яркие фрески на религиозную тему и высокие резные колонны, придающие храму торжественный вид. Наиболее известные изображения:
- фреска короля-аскета;
- царь Сиби Джатака;
- Ваджрапани.
Пещера №4
Это самая большая (970 кв. м.) и наименее глубокая пещера в Аджанте. Состоит из святилища, веранды и главного зала. В центре помещения восседает каменный Будда, а по бокам – небесные нимфы.
Интересно, что раньше пещера была более глубокой, но после землетрясения, произошедшего в 6 веке, индийские мастера были вынуждены поднять потолок, чтобы скрыть большую трещину в скале.
Пещеры № 5
Одна из недостроенных пещер Аджанты. Её начали возводить в 3 веке, однако вскоре забросили. Фрески и скульптуры здесь отсутствуют, зато есть двойная рама, украшенная искусной резьбой.
Пещеры №6, 7
Это двухэтажный монастырь, на стенах и потолках которого можно найти многочисленные изображения Будды. Одно из главных святилищ всего комплекса, куда приходили молится верующие.
Пещера №8
По мнению историков, это самая древняя пещера, которая, при этом, отлично сохранилась. Находится на большей глубине, чем соседние. Здесь туристы могут увидеть статую “Запоздалая мысль” и несколько наскальных изображений. Интересно, что историки полагают, будто раньше эта часть храма была полностью окрашена в красный цвет.
Пещеры № 9, 10
Пещеры № 9 и 10 – это небольшие молитвенные залы, на стенах которых сохранилась уникальная роспись: фрески с Буддой, изображения нимф. Главным украшением помещений являются высокие колонны и резные арки.
Пещеры № 11, 12
Это 2 небольших монастыря, построенных примерно в 5-6 веке. Внутри помещения стоит длинная каменная скамья, а на стенах можно увидеть фрески с изображением Будды и монахов. Небольшая часть храма повреждена, из-за чего не пользуется большой популярностью у туристов.
Пещеры № 13, 14, 15
Это 3 небольших монастыря, которые из-за природных факторов не были достроены. Историки говорят, что ранее здесь точно были картины, однако сейчас можно увидеть лишь голые стены.
Пещеры №16, 17
Это две наиболее изученные пещеры Аджанты. Историки провели здесь не один год, и говорят, что это центральные, а значит, главные части комплекса. В этих помещениях действительно очень много картин и фресок: чудо Шравасти, сон Майи, история Трапуши и Бхаллики, праздник пахоты. На правой стене можно увидеть изображения сцен из жизни Будды.
Пещера №18
Это совсем небольшая, но очень красивая пещера с колоннами и аркой. Её функция пока до конца не понятна.
Пещера № 19
Главная достопримечательность зала – фигура Нага, которой защищает Будду. Ранее, по мнению учёных, здесь также можно было увидеть мандалы и изображения Якши. Вход в эту часть храма богато украшен цветочными узорами и резными фигурами богов.
Пещеры № 20-25
Это небольшие пещеры, построенные одними из последних. В этой части комплекса жили и работали монахи, периодически помещения выполняли роль святилищ. В некоторых комнатах были мансарда и кельи.
Подземелья были украшены следующим образом:
- изображения цветов на стенах:
- фрески с Буддой;
- надписи на санскрите;
- резные орнаменты на стенах и потолке.
Пещера №26
Пещера под номером 26 – место для поклонения Будде и длительных молитв. Скульптуры в этой части комплекса являются наиболее сложными и изысканными. Так, здесь можно увидеть Махапаринирвану (лежащий Будда), а у его подножия – силуэты дочерей Мары. В центре апсиды находится высеченная в скале ступа. На стенах храма – масса надписей на санскрите.
Пещеры №27-2929
Пещеры № 27, 28 и 29 вместе являлись небольшим, но часто посещаемым монастырём. Здесь нет большого количества украшений, поэтому туристы не часто заглядывают в эту часть комплекса Аджанта.
Как добраться
На автобусе
В деревушку Аджанта регулярно ходят автобусы из города Аурангабада (расстояние – 90 км). Время в пути составит чуть менее 3 часов. Стоимость билета – 30 рупий.
Добраться до самого Аурангабада можно из любого большого города Индии на поезде или автобусе.
На такси
Поездка на такси по Индии будет гораздо более комфортной и быстрой. Главное, чтобы таксист точно знал дорогу. Стоимость из Аурангабада – 600-800 рупий.
Практическая информация
Расположение: Ajanta Caves Road, Ajanta 431001, Индия.
Время работы: 08.00 – 19.00, понедельник – выходной.
Стоимость посещения: 250 рупий – для иностранцев, 10 – для местных. Также можно приобрести единый билет на посещение Аджанты и Эллоры в Индии за 350 рупий.
Цены на странице указаны на октябрь 2019.
Полезные советы
- В разных частях комплекса Аджанта установлены краны, из которых течёт водопроводная вода.
- В подземных храмах с наиболее красивыми фресками достаточно слабое освещение, поэтому туристы рекомендуют взять с собой фонарик, чтобы рассмотреть все детали.
- Планируйте путешествие в тёплую, но не жаркую погоду – место очень интересное, но при палящем солнце вы вряд ли всё сумеете обойти. Также не стоит приезжать сюда вечером – за день камни сильно нагреваются.
- Перед входом в пещерные храмы Аджанты необходимо снимать обувь.
- В храмах запрещено фотографировать со вспышкой.
- Поскольку дорога до Аджанты достаточно долгая, туристы советуют или ехать с турагентством, или самостоятельно нанять экскурсовода в Индии (многие знают несколько языков).
Пещеры Аджанты – одно из самых энергетически сильных мест в Индии.
Пещеры Аджанты — восьмое чудо света:
Автор: Мария Протасеня
Пещеры Аджанты – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение
Пещеры Аджанты выкопаны в отвесной скале над левым берегом реки Вагора на холмах Аджанты. Их всего тридцать, включая незавершенные, из которых пять (пещеры 9, 10, 19, 26 и 29) являются чайтьягрихами (святилищами), а остальные — сангхарамами или вихарами (монастырями). Пещеры соединены с рекой вырубленными в скале лестницами. Раскопки проводились в два разных этапа, разделенных интервалом около четырех столетий. Первая фаза совпадает с правлением династии Сатавахана примерно со 2 века до н.э. по 1 век до н.э., а вторая фаза соответствует ветви Басим династии Вакатака с их феодальными владениями Асмака и Ришика в 5-6 веках н.э.
Всего шесть пещер (пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и 15А) были раскопаны на первом этапе последователями буддизма Хинаяна/Тхеравадин, где Будде поклонялись в аниконической/символической форме. Эти пещеры просты и строги, в них почти нет фресок. Чайтьягрихи характеризуются сводчатым потолком и апсидальным концом, на фасаде преобладает окно в форме подковы, известное как окно чайтья. Внутри они разделены колоннадами на центральный неф и боковые проходы, последние продолжаются за апсидой для обхода. В центре апсиды стоит объект поклонения в виде чайтьи или ступы, также высеченной в скале. Монастыри состоят из астиларного зала, предназначенного для собрания, и ряда келий с трех сторон, служащих жилыми помещениями (вихарами) для монахов.
На втором этапе в рупестральной деятельности доминировали последователи буддизма Махаяны, где Будде поклонялись в форме иконы/идола. Были повторно использованы более ранние пещеры, и было раскопано несколько новых. Однако архитектурные формы более ранней фазы сохранились с новым архитектурным и скульптурным рвением. Стены были украшены изысканными росписями, выполненными в технике темпера; а колонны, кронштейны, дверные косяки, алтари и фасады были богато украшены скульптурным великолепием. Незаконченные пещеры (пещеры 5, 24, 29).) предоставляют отличные доказательства методов и методологии, используемых при раскопках горных пород.
Пещеры Аджанты являются примером одного из величайших достижений древней буддийской скальной архитектуры. Художественные традиции Аджанты представляют собой важный и редкий образец искусства, архитектуры, живописи, социокультурной, религиозной и политической истории современного общества Индии. Развитие буддизма, проявляющееся в архитектуре, скульптуре и живописи, уникально и свидетельствует о важности Аджанты как крупного центра такой деятельности. Кроме того, эпиграфические записи, найденные в Аджанте, дают хорошую информацию о современной цивилизации.
Критерий (i): Аджанта – уникальное художественное достижение.
Критерий (ii): Стиль Аджанты оказал значительное влияние в Индии и других странах, особенно на Яве.
Критерий (iii): С его двумя группами памятников, соответствующих двум важным моментам в истории Индии, этот рупестральный ансамбль является исключительным свидетельством эволюции индийского искусства, а также определяющей роли буддийского сообщества, интеллектуальных и религиозные фойе, школы и приемные центры в Индии во времена династий Сатавахана и Вакатака.
Критерий (vi): Аджанта напрямую и материально связана с историей буддизма.
Целостность
Пещеры Аджанты включают в себя все элементы, необходимые для выражения их выдающейся универсальной ценности, включая ансамбль этих пещер в естественной обстановке, скульптуры, картины и эпиграфы. Он имеет достаточный размер, чтобы обеспечить полное представление особенностей и процессов, которые передают интенсивную художественную и архитектурную деятельность, которая продолжалась в течение 800 лет, отражая буддийскую философию. Он не страдает от неблагоприятных последствий развития и/или запущенности. Вмешательства, предпринятые на протяжении многих лет, были направлены на укрепление структуры пещер. Выявленные потенциальные угрозы целостности объекта включают давление посетителей в окрашенных пещерах, общее управление охраняемым участком, структурную стабильность пещер, включая рыхлые валуны, и возможности персонала объекта.
Подлинность
Подлинность пещер Аджанты выражается в архитектурных формах чайтьягрих и вихар, а также в схемах, используемых для украшения этих пространств, таких как скульптуры и расписные панели, изображающие различные буддийские традиции. Его местонахождение и обстановка, а также материалы и содержание также достоверно связаны с историей буддизма и с двумя важными эпохами в истории Индии.
Требования к защите и управлению
Управление пещерами Аджанты находится в ведении Археологической службы Индии (ASI), в то время как управление буферной зоной находится в ведении заинтересованных сторон, включая ASI, Департамент лесного хозяйства и правительство Махараштры, посредством различных законодательных актов, таких как Древние памятники и археологические раскопки. Закон об объектах и остатках (1958 г.) и Правила (1959 г.), Закон об индийских лесах (1927 г.) и Закон об охране лесов (1980 г.). Они регулируют любой вид деятельности в запрещенных и регулируемых зонах, которые простираются на 100 м и 200 м соответственно от охраняемой территории. В настоящее время осуществляется комплексный план управления консервацией объекта.
Поддержание выдающейся универсальной ценности собственности в течение долгого времени потребует решения жизненно важных вопросов, таких как контроль потока посетителей в раскрашенных пещерах; общее управление охраняемым сайтом; структурный мониторинг в пещерах, мониторинг рыхлых валунов; и наращивание потенциала персонала на объекте.
Пещеры Аджанты | Расположение, история, карта и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.