Пещера аджанта: Пещерные Храмы Аджанты

Пещерные Храмы Аджанты

Аурангабад (Махараштра), Индия

   

Пещерные Храмы Аджанты — один из самых известных пещерно-храмовых комплексов Индии, в 1983 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «шедевр буддистского религиозного искусства». Пещеры Аджанты расположены в штате Махараштра, в 107 километрах к северу от города Аурангабад. В общей сложности 30 пещер были вырублены буддистскими монахами на высоте 75 метров в подковообразной базальтовой скале, расположенной на берегу реки Вагхора. Пять пещер (9, 10, 19, 26 и 29) представляют из себя чайтьи (продолговатые в плане храмы, центральный неф которых разделён двумя рядами колонн, а боковые проходы ведут в апсиду с расположенной в ней ступой), остальные пещеры — это вихары (квадратные в плане залы, окружённые с трёх сторон кельями и святилищами). Первые пещеры (№№ 9, 10, 12, 13 и 15А) появились здесь во II веке до нашей эры, ещё в дохристианскую эпоху, во время правления династии Сатавахана. Историки предполагают, что первоначально в этих пещерах монахи укрывались во время муссонных дождей, а со временем стали жить постоянно.

Наибольшего расцвета Аджанта достиг в V веке, во время правления императора Харишены из династии Вакатаков. Аджанта в это время пользовался особым покровительством императорской семьи, получал щедрые дары как от самого Харишены, так и от его царедворцев и военачальников. За короткий промежуток времени, с 460 года по 480 год, в скале были вырублены около 20 вихар. В это время в Аджанте работали лучшие каменотёсы, скульпторы и живописцы со всей Индии. Созданные ими храмы поражали своим великолепием — монументальные столбы-опоры, изящные колонны, арочные окна, скульптуры, барельефы, декоративная резьба по камню и великолепная настенная роспись. Именно благодаря настенной живописи, которую не без основания называют «энциклопедией жизни всего индийского общества», пещеры Аджанты и получили мировую известность. Росписи пещер изобилуют изображениями индийских богов, людей, мифических существ, животных и растений, сценами из жизни Будды и обычных людей. Расписывали эти храмы не монахи, а специально приглашённые художники, которые следовали строгим правилам древнего трактата «Читрасутра», содержавшего более тысячи советов по живописи.
По технике исполнения настенные и потолочные росписи в Аджанте отличаются от традиционных фресок. Предварительно на поверхность каменной стены наносился слой из смеси глины, песка и растительных волокон (для росписи потолков в раствор добавляли рисовую шелуху), сверху накладывался очень тонкий слой известковой штукатурки, на которой сначала рисовали коричневые или чёрные контуры будущей росписи, затем заполняли красочным слоем и тщательно полировали. В отличие от фресок, где краска наносится на мокрую штукатурку, в настенных росписях Аджанты главным связующим элементом является клей. Учёные до сих пор не разгадали секрет изобретённой древними художниками светящейся краски, которая спустя много веков сохранила свои люминесцентные свойства. После падения династии Вакатаков пещерный храмовый комплекс Аджанта стал приходить в упадок, а в IX веке был покинут монахами (предположительно, из-за набегов мусульман) и со временем забыт. Почти тысячу лет пещеры Аджанты, расположенные в труднодоступном месте и спрятанные посреди непроходимых джунглей, были скрыты от людей, пока в 1819 году не были обнаружены британским офицером Джоном Смитом, отправившимся в эти места на охоту.
Первым исследователем храмов Аджанты стал английский археолог Джеймс Фергюссон. В 1843 году он представил в Королевское Азиатское общество отчёт с детальным описанием пещер, вывод учёного был следующим: «Аджанта является уникальным памятником, где сохранились росписи, уступающие по количеству произведений только помпейским фрескам». До наших дней настенная роспись сохранилась лишь в шестнадцати из тридцати пещер, наиболее полно она представлена в пещерах №№ 1, 2, 9, 10, 11, 16, 17, 19 и 21. Были предприняты несколько попыток скопировать настенную роспись пещерных храмов — в 1844 году в Аджанту прибыл английский художник Роберт Гилл, который на протяжении целых 20 лет в мельчайших подробностях копировал на холст настенные росписи храмов Аджанты. К сожалению, все его работы, выставленные в 1866 году в Хрустальном дворце Лондона, сгорели во время пожара, вспыхнувшего во дворце. Местные жители верят, что художник, потревожив покой богов, вызвал их гнев и был наказан — спустя 5 лет после пожара Роберт Гилл снова отправился в Аджанту, но тяжело заболел и вскоре умер.
Плачевная участь постигла и копии настенных росписей, сделанные группой бомбейских художников — их работы тоже были выставлены в одном из музеев Лондона и тоже были уничтожены огнём во время пожара. Но, несмотря на мифы о проклятии пещер Аджанты, сюда приезжают тысячи туристов со всего мира, чтобы увидеть величественные пещерные храмы и знаменитые настенные росписи Аджанты.

Фотографии:

  • Группа Храмов в Кхаджурахо
  • Храм Кришны в Гуруваюре
  • Пещеры Элефанта
  • Сваминараян Акшардхам

Отзывы:

Отзывов еще нет. Станьте первым!

 

  •  

Аджанта, Индия – тайны пещерных монастырей

Пещеры Аджанты – одна из самых загадочных и интересных достопримечательностей Индии. Найденные случайно в 19 веке, они до сих пор не открыли миру всех своих тайн. Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч туристов, которые говорят о невероятно сильной энергетике этого места.

Общие сведения

Аджанта – древний буддийский монастырский комплекс, расположенный в штате Махараштра. Уникальность этого места заключается в том, что религиозные постройки (а их здесь 29) выбиты прямо в скале. Первые пещеры появились здесь ещё в 1 веке до нашей эры, а последние – в 17 столетии.

Древний комплекс находится в очень живописном, но труднодоступном месте. Расстояние до ближайшего города Кулдабад – 36 км.

Интересно, что рядом с пещерами Аджанты находится Эллора – ещё один подземный монастырский комплекс.

Историческая справка

Первые упоминания о монастырском комплексе датируются 1 веком до н. э. В то время здесь жили монахи, которые и строили новые храмы. Однако это продлилось лишь до 10-11 столетия – в то время на территорию современной Индии пришли мусульмане, а индийский буддизм перестал пользоваться популярностью у местных жителей (даже сегодня его исповедуют менее 2% населения). Уникальный пещерный храм оказался заброшен, и о нём забыли на долгие 800 лет.

Второе дыхание эта достопримечательность обрела лишь в середине 19 века – простые английские солдаты, охотившиеся за тигром, случайно обнаружили это удивительное сооружение. Внутри пещер им открылась удивительная картина: фрески на стенах и колоннах, каменные ступы и статуи Будды.

С этого момента начались регулярные паломничества учёных и туристов в Аджанту. Наиболее серьёзным исследованием считается экспедиция Джеймса Фергюсона, который описал все фрески и объяснил всему миру культурную ценность данного места.

После в деревню не раз наведывались художники, чтобы перерисовать некоторые фрески. Завершились их старания неудачей – все картины сгорели во время выставок. Местные считают, что это месть богов за вмешательство в их мир.

Большая часть загадок, связанная с пещерами, до сих пор не разгадана. Например, учёные не могут понять, как освещались подземные строения. Многие полагают, что монахи “ловили” солнце с помощью зеркал, однако это версия до сих пор не нашла подтверждений.

Вызывает вопросы и краска, которой монахи красили стены – она светится в темноте, и даже спустя 800 лет не потускнела. Современные учёные так и не смогли определить её точный состав.

Структура комплекса

Комплекс Аджанты в Индии состоит из 29 пещер, в каждой из которых есть, что посмотреть.

Пещеры №1,2,3

Это одни из самых новых (12-13 век) и хорошо сохранившихся пещер в Аджанте. Их практически идеальное состояние объясняется тем, что доступ сюда имели только монахи, а простые люди имели право заходить только в соседние постройки.

Уникальность этой части храма заключается в удивительно чётких наскальных рисунках. Например, на одной из стен было найдено изображение детей в школе, а на соседних – силуэты женщин. Здесь же можно увидеть яркие фрески на религиозную тему и высокие резные колонны, придающие храму торжественный вид. Наиболее известные изображения:

  • фреска короля-аскета;
  • царь Сиби Джатака;
  • Ваджрапани.

Пещера №4

Это самая большая (970 кв. м.) и наименее глубокая пещера в Аджанте. Состоит из святилища, веранды и главного зала. В центре помещения восседает каменный Будда, а по бокам – небесные нимфы.

Интересно, что раньше пещера была более глубокой, но после землетрясения, произошедшего в 6 веке, индийские мастера были вынуждены поднять потолок, чтобы скрыть большую трещину в скале.

Пещеры № 5

Одна из недостроенных пещер Аджанты. Её начали возводить в 3 веке, однако вскоре забросили. Фрески и скульптуры здесь отсутствуют, зато есть двойная рама, украшенная искусной резьбой.

Пещеры №6, 7

Это двухэтажный монастырь, на стенах и потолках которого можно найти многочисленные изображения Будды. Одно из главных святилищ всего комплекса, куда приходили молится верующие.

Пещера №8

По мнению историков, это самая древняя пещера, которая, при этом, отлично сохранилась. Находится на большей глубине, чем соседние. Здесь туристы могут увидеть статую “Запоздалая мысль” и несколько наскальных изображений. Интересно, что историки полагают, будто раньше эта часть храма была полностью окрашена в красный цвет.

Пещеры № 9, 10

Пещеры № 9 и 10 – это небольшие молитвенные залы, на стенах которых сохранилась уникальная роспись: фрески с Буддой, изображения нимф. Главным украшением помещений являются высокие колонны и резные арки.

Пещеры № 11, 12

Это 2 небольших монастыря, построенных примерно в 5-6 веке. Внутри помещения стоит длинная каменная скамья, а на стенах можно увидеть фрески с изображением Будды и монахов. Небольшая часть храма повреждена, из-за чего не пользуется большой популярностью у туристов.

Пещеры № 13, 14, 15

Это 3 небольших монастыря, которые из-за природных факторов не были достроены. Историки говорят, что ранее здесь точно были картины, однако сейчас можно увидеть лишь голые стены.

Пещеры №16, 17

Это две наиболее изученные пещеры Аджанты. Историки провели здесь не один год, и говорят, что это центральные, а значит, главные части комплекса. В этих помещениях действительно очень много картин и фресок: чудо Шравасти, сон Майи, история Трапуши и Бхаллики, праздник пахоты. На правой стене можно увидеть изображения сцен из жизни Будды.

Пещера №18

Это совсем небольшая, но очень красивая пещера с колоннами и аркой. Её функция пока до конца не понятна.

Пещера № 19

Главная достопримечательность зала – фигура Нага, которой защищает Будду. Ранее, по мнению учёных, здесь также можно было увидеть мандалы и изображения Якши. Вход в эту часть храма богато украшен цветочными узорами и резными фигурами богов.

Пещеры № 20-25

Это небольшие пещеры, построенные одними из последних. В этой части комплекса жили и работали монахи, периодически помещения выполняли роль святилищ. В некоторых комнатах были мансарда и кельи.

Подземелья были украшены следующим образом:

  • изображения цветов на стенах:
  • фрески с Буддой;
  • надписи на санскрите;
  • резные орнаменты на стенах и потолке.

Пещера №26

Пещера под номером 26 – место для поклонения Будде и длительных молитв. Скульптуры в этой части комплекса являются наиболее сложными и изысканными. Так, здесь можно увидеть Махапаринирвану (лежащий Будда), а у его подножия – силуэты дочерей Мары. В центре апсиды находится высеченная в скале ступа. На стенах храма – масса надписей на санскрите.

Пещеры №27-2929

Пещеры № 27, 28 и 29 вместе являлись небольшим, но часто посещаемым монастырём. Здесь нет большого количества украшений, поэтому туристы не часто заглядывают в эту часть комплекса Аджанта.

Как добраться

На автобусе

В деревушку Аджанта регулярно ходят автобусы из города Аурангабада (расстояние – 90 км). Время в пути составит чуть менее 3 часов. Стоимость билета – 30 рупий.

Добраться до самого Аурангабада можно из любого большого города Индии на поезде или автобусе.

На такси

Поездка на такси по Индии будет гораздо более комфортной и быстрой. Главное, чтобы таксист точно знал дорогу. Стоимость из Аурангабада – 600-800 рупий.

Практическая информация

Расположение: Ajanta Caves Road, Ajanta 431001, Индия.

Время работы: 08.00 – 19.00, понедельник – выходной.

Стоимость посещения: 250 рупий – для иностранцев, 10 – для местных. Также можно приобрести единый билет на посещение Аджанты и Эллоры в Индии за 350 рупий.

Цены на странице указаны на октябрь 2019.

Полезные советы
  1. В разных частях комплекса Аджанта установлены краны, из которых течёт водопроводная вода.
  2. В подземных храмах с наиболее красивыми фресками достаточно слабое освещение, поэтому туристы рекомендуют взять с собой фонарик, чтобы рассмотреть все детали.
  3. Планируйте путешествие в тёплую, но не жаркую погоду – место очень интересное, но при палящем солнце вы вряд ли всё сумеете обойти. Также не стоит приезжать сюда вечером – за день камни сильно нагреваются.
  4. Перед входом в пещерные храмы Аджанты необходимо снимать обувь.
  5. В храмах запрещено фотографировать со вспышкой.
  6. Поскольку дорога до Аджанты достаточно долгая, туристы советуют или ехать с турагентством, или самостоятельно нанять экскурсовода в Индии (многие знают несколько языков).

Пещеры Аджанты – одно из самых энергетически сильных мест в Индии.

Пещеры Аджанты — восьмое чудо света:

Автор: Мария Протасеня

Пещеры Аджанты – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Пещеры Аджанты выкопаны в отвесной скале над левым берегом реки Вагора на холмах Аджанты. Их всего тридцать, включая незавершенные, из которых пять (пещеры 9, 10, 19, 26 и 29) являются чайтьягрихами (святилищами), а остальные — сангхарамами или вихарами (монастырями). Пещеры соединены с рекой вырубленными в скале лестницами. Раскопки проводились в два разных этапа, разделенных интервалом около четырех столетий. Первая фаза совпадает с правлением династии Сатавахана примерно со 2 века до н.э. по 1 век до н.э., а вторая фаза соответствует ветви Басим династии Вакатака с их феодальными владениями Асмака и Ришика в 5-6 веках н.э.

Всего шесть пещер (пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и 15А) были раскопаны на первом этапе последователями буддизма Хинаяна/Тхеравадин, где Будде поклонялись в аниконической/символической форме. Эти пещеры просты и строги, в них почти нет фресок. Чайтьягрихи характеризуются сводчатым потолком и апсидальным концом, на фасаде преобладает окно в форме подковы, известное как окно чайтья. Внутри они разделены колоннадами на центральный неф и боковые проходы, последние продолжаются за апсидой для обхода. В центре апсиды стоит объект поклонения в виде чайтьи или ступы, также высеченной в скале. Монастыри состоят из астиларного зала, предназначенного для собрания, и ряда келий с трех сторон, служащих жилыми помещениями (вихарами) для монахов.

На втором этапе в рупестральной деятельности доминировали последователи буддизма Махаяны, где Будде поклонялись в форме иконы/идола. Были повторно использованы более ранние пещеры, и было раскопано несколько новых. Однако архитектурные формы более ранней фазы сохранились с новым архитектурным и скульптурным рвением. Стены были украшены изысканными росписями, выполненными в технике темпера; а колонны, кронштейны, дверные косяки, алтари и фасады были богато украшены скульптурным великолепием. Незаконченные пещеры (пещеры 5, 24, 29).) предоставляют отличные доказательства методов и методологии, используемых при раскопках горных пород.

Пещеры Аджанты являются примером одного из величайших достижений древней буддийской скальной архитектуры. Художественные традиции Аджанты представляют собой важный и редкий образец искусства, архитектуры, живописи, социокультурной, религиозной и политической истории современного общества Индии. Развитие буддизма, проявляющееся в архитектуре, скульптуре и живописи, уникально и свидетельствует о важности Аджанты как крупного центра такой деятельности. Кроме того, эпиграфические записи, найденные в Аджанте, дают хорошую информацию о современной цивилизации.

Критерий (i): Аджанта – уникальное художественное достижение.

Критерий (ii): Стиль Аджанты оказал значительное влияние в Индии и других странах, особенно на Яве.

Критерий (iii): С его двумя группами памятников, соответствующих двум важным моментам в истории Индии, этот рупестральный ансамбль является исключительным свидетельством эволюции индийского искусства, а также определяющей роли буддийского сообщества, интеллектуальных и религиозные фойе, школы и приемные центры в Индии во времена династий Сатавахана и Вакатака.

Критерий (vi): Аджанта напрямую и материально связана с историей буддизма.

Целостность

Пещеры Аджанты включают в себя все элементы, необходимые для выражения их выдающейся универсальной ценности, включая ансамбль этих пещер в естественной обстановке, скульптуры, картины и эпиграфы. Он имеет достаточный размер, чтобы обеспечить полное представление особенностей и процессов, которые передают интенсивную художественную и архитектурную деятельность, которая продолжалась в течение 800 лет, отражая буддийскую философию. Он не страдает от неблагоприятных последствий развития и/или запущенности. Вмешательства, предпринятые на протяжении многих лет, были направлены на укрепление структуры пещер. Выявленные потенциальные угрозы целостности объекта включают давление посетителей в окрашенных пещерах, общее управление охраняемым участком, структурную стабильность пещер, включая рыхлые валуны, и возможности персонала объекта.

Подлинность

Подлинность пещер Аджанты выражается в архитектурных формах чайтьягрих и вихар, а также в схемах, используемых для украшения этих пространств, таких как скульптуры и расписные панели, изображающие различные буддийские традиции. Его местонахождение и обстановка, а также материалы и содержание также достоверно связаны с историей буддизма и с двумя важными эпохами в истории Индии.

Требования к защите и управлению

Управление пещерами Аджанты находится в ведении Археологической службы Индии (ASI), в то время как управление буферной зоной находится в ведении заинтересованных сторон, включая ASI, Департамент лесного хозяйства и правительство Махараштры, посредством различных законодательных актов, таких как Древние памятники и археологические раскопки. Закон об объектах и ​​остатках (1958 г.) и Правила (1959 г.), Закон об индийских лесах (1927 г.) и Закон об охране лесов (1980 г.). Они регулируют любой вид деятельности в запрещенных и регулируемых зонах, которые простираются на 100 м и 200 м соответственно от охраняемой территории. В настоящее время осуществляется комплексный план управления консервацией объекта.

Поддержание выдающейся универсальной ценности собственности в течение долгого времени потребует решения жизненно важных вопросов, таких как контроль потока посетителей в раскрашенных пещерах; общее управление охраняемым сайтом; структурный мониторинг в пещерах, мониторинг рыхлых валунов; и наращивание потенциала персонала на объекте.

Пещеры Аджанты | Расположение, история, карта и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *