Пещера рук: Пещера Рук в Аргентине (Куэва-де-лас-Манос)

Пещера Рук в Аргентине (Куэва-де-лас-Манос)

На юге Аргентины, в провинции Санта-Крус находится удивительная Куэва-де-лас-Манос, если в переводе, то «Пещера рук». Название это очень точно описывает ее, ведь в данной пещере находятся сотни изображений ладоней, оставленных древними людьми. Удивляет, что люди древности, прямо как мы в детстве, любили обводить свои руки и делать их изображения.

Основные моменты

На самом деле Пещера Рук не одна, она состоит из нескольких пещер расположенных в долине реки Пинтурас. Их общая протяженность составляет 160 километров, здесь есть где заблудиться. Но, конечно, не во все пещеры пускают туристов, открыты только самые безопасные и интересные. Вход туристам доступен и в самую главную пещеру. Ее высота составляет 10 метров, а глубина достигает 24 метров. При этом пещера довольно широка, и в самом широком месте имеет 15 метров. Раньше здесь жили местные племена. Причем проживали они в этой пещере довольно долго, вплоть до 8 века, хотя использоваться пещера начала еще в 10 веке до н. э.

Рисунки и их цвета

Именно в главной пещере Куэва-де-лас-Манос находится больше всего изображений человеческих ладоней. В основном изображения негативные, но есть и позитивные, появляющиеся немного позже. Цвета отпечатков ладоней в пещере могут быть красными, желтыми, белыми, черными. Самые старые отпечатки датированы 9 тысячелетием до н.э., а самые последние относятся к 10 веку.

Рисунки в пещере сохранились благодаря использованию минеральных красок. Для их нанесения использовались костяные трубочки, которые были найдены здесь же, в пещере. С помощью этих трубочек и удалось определить возраст рисунков. Чтобы получить пурпурный цвет в трубочку заливалась краска с окисью железа, для белого цвета использовали белую глину, черный цвет получался благодаря окиси марганца, а желтый – натроярозита. Непонятно, по какому принципу для нанесения выбирался тот или иной цвет, но отпечатки рук в пещере имеют разный окрас.

Кому принадлежат ладони?

После исследования отпечатков, было выяснено, что в основном они принадлежат мальчикам-подросткам. Причем для создания отпечатка использовали левую руку. По мнению ученых, левая рука была выбрана потому, что правой было удобнее держать трубочку и рисовать, тот, кто мог выполнить рисунок левой рукой, оставлял отпечатки своей правой руки. Такие данные позволили предположить, что нанесение отпечатков своих ладоней входит в ритуал инициации. То есть когда подросток готовился стать мужчиной, он проходил обряды, в которые обязательным пунктом было включено нанесение его ладони на пещеру, в которой жило племя.

О том, что пещера была не только священным местом, но и местом жительства племени, свидетельствуют предметы быта, найденные в этом месте, и рисунки, нанесенные на пещеры. Было определено, что в основном здесь жило племя «техуэлчес», они-то и создали такую интересную традицию, и поддерживали ее в течение тысячелетий.

Туристам

Побывав в Куэва-де-лас-Манос, есть возможность не только увидеть ладони людей древности, но и их рисунки, которые изображают аспекты быта племени. В основном это сценки охоты. По таким рисункам не сложно определить, на кого охотились жители древней Патагонии. Здесь изображены страусы-нанду, гуанако, некоторые виды кошачьих и другие животные. В пещерах также можно увидеть отпечатки лап этих животных. Есть здесь и геометрические фигуры, начертанные жителями пещеры.

Для Аргентины «Пещера рук» — важная достопримечательность. В 1999 году она даже была внесена в список ЮНЕСКО. Чтобы добраться до главной пещеры путешественникам следует ехать по грунтовой дороге PR 41 или асфальтированной Рута 40. Пещеры находятся в парке Франциско Морено. Уже на месте можно будет договориться об экскурсии с опытным экскурсоводом, который сможет доходчиво объяснить значимость каждого рисунка.

Местоположение Пещеры рук:

Патагония, неподалеку от города Бахо Караколес, на берегу реки Рио-Пинтурас.

Как добраться:

Автомобилем по грунтовой дороге RP 41, которая сворачивает с маршрута Ruta 40 неподалеку от города Бахо Караколес. Далее она уходит на 46 километров к южному берегу каньона реки Пинтурас.

Смотрите также: Рынок Бокерия, Самоа, Андорра, Синт-Эстатиус, Ришон-ле-Цион, Пхимай, Карибское море, Золочевский замок

✈ Древняя Пещера рук Куэва-де-лас-Манос и её уникальная наскальная живопись

В 1941 году в Аргентине была обнаружена удивительная Пещера рук (Куэва-де-лас-Манос, Cueva de las Manos). Находка вызвала живой интерес у исследователей и туристов, поскольку на её стенах было найдено около 800 отпечатков ладоней древних людей, оставленных от 9 до 13 тысяч лет назад. Цветные силуэты раскрытых ладоней наложились друг на друга и образовали яркую настенную мозаику.

Наскальная живопись в Пещере рук

  • Чёрный дьявол и Шаман Золотого ручья: мистические обитатели Кашкулакской пещеры
Наскальные рисунки и их цвета

Древние художники рисовали натуральными минеральными пигментами жёлтого, пурпурного, красного, белого и чёрного цвета. Из окиси железа они получали красный краситель, из белой глины — белый, из марганца — чёрный, а из минерала натроярозит — жёлтый пигмент. Люди прикладывали ладонь к каменной стене и распыляли на неё цветные красители через костяные трубочки. Несколько таких трубочек, обнаруженных в пещере, позволили определить возраст рисунков на стенах скалы.

Стена пещеры с многочисленными отпечатками ладоней

Кому принадлежат отпечатки ладоней в Пещере рук

Учёные заметили, что в пещере преобладали отпечатки левых рук. Следовательно, люди создавали свои маленькие шедевры без посторонней помощи: одну руку они прикладывали к скале, а другой придерживали трубочку для разбрызгивания краски.

Также учёные заметили, что отпечатки были меньше ладоней взрослого человека. Вероятнее всего, у древних людей существовала традиция оставлять контуры своих ладоней на стенах пещеры во время обряда инициации.

Этот обряд означал переход подростка во взрослую жизнь. По другой версии, с помощью «языка пальцев» древние люди общались с духами. Так или иначе, но истинное значение отпечатков остаётся загадкой.

Древние наскальные рисунки

Другие рисунки в Пещере рук

Образцы наскальной живописи, обнаруженные на сводах пещеры, появлялись здесь постепенно. Сначала древние люди создали разноцветную мозаику из ладоней. Через некоторое время к мозаике добавились сцены охоты, изображения людей, контуры геометрических фигур, отпечатки лап диких животных, а также фрагменты использования метательного оружия болас. В последнюю очередь на стены были нанесены иероглифы, которыми пользовались в древности жители Южной Америки.

Пещера была сухой, а пласты её породы очень прочными, поэтому рисунки сохранились до наших дней в первозданном виде.

Фото пещеры с изображением животных

Люди Пещеры рук: когда они здесь жили

Предметы быта, обнаруженные в пещере, позволили сделать вывод о том, что в ней долгое время проживали древние люди. Вероятнее всего, это были предки теуэльче, коренных индейцев Патагонии. Именно они создали необычную традицию и чётко следовали ей на протяжении тысячелетий. Учёные выяснили, что пещера была обитаема вплоть до VIII века нашей эры, а затем ещё много лет пользовалась для проведения ритуальных обрядов.

Фрагмент наскальной живописи на стене пещеры

Где находится Пещера рук

Пещера рук расположена на территории национального парка Лос-Гласьярес, в южной аргентинской провинции Санта-Крус, в 163 км от города Перито-Морено, в окрестностях посёлка Бахо Караколес. Добраться до неё можно на автомобиле по асфальтированной трассе Рута-40. В окрестностях посёлка Бахо Караколес нужно будет свернуть на грунтовую дорогу PR-41 и ехать 46 км к южному берегу каньона реки Рио-Пинтурас. Машину придётся оставить на стоянке и пройтись пешком до пещеры. Уже на месте можно будет нанять экскурсовода, который проведёт увлекательную двухчасовую экскурсию по каньону и объяснит значение каждого рисунка.

Скалы, в которых расположена пещера

Ещё о Пещере рук

Куэва-де-лас-Манос входит в состав сложного пещерного комплекса, совокупная длина которого составляет 160 км. Однако, путешественники могут попасть не во все проходы и гроты, а только на самые безопасные и интересные участки, в том числе и в главную залу — Пещеру рук. Глубина этой части пещеры составляет 24 м, ширина до 15 м, высота сводов 10 м.

Наскальные рисунки

Пещера рук сегодня

Пещера с древней наскальной росписью привлекает туристов из разных уголков Земного шара. Представители Федерации спелеологов Аргентины (FADE) считают, что человечество может утратить уникальные наскальные изображения из-за существенного потока туристов и проводимых по соседству горных разработок. В 1999 году ЮНЕСКО включило Куэва-де-лас-Манос в список объектов всемирного наследия, после чего пещера прочно закрепила за собой статус одного из самых ценных памятников древней культуры.

Фото пещеры с отпечатками ладоней

Присмотритесь к отпечаткам на скале. С каменных сводов пещеры нас приветствуют руки давно умерших людей. Но от этого не становится страшно. Напротив, рисунки заставляют задуматься о скоротечности бытия и о том, какой след мы оставим на Земле для своих потомков.

Фото: wikiway.com

Куэва-де-лас-Манос, Рио-Пинтурас

Выдающаяся универсальная ценность

Краткий обзор

Куэва-де-лас-Манос, Рио-Пинтурас, содержит исключительное собрание наскальных рисунков со множеством расписных каменных убежищ, включая пещеру, с великолепными пиктограммы, окруженные выдающимся пейзажем, с рекой, протекающей через глубокий каньон, которые были выполнены между 9300 и 1300 лет назад.

Свое название (Пещера Рук) она получила от трафаретных очертаний человеческих рук в пещере, но есть также много изображений животных, таких как гуанако ( Lama guanicoe  ), до сих пор часто встречающийся в этом регионе, а также сцены охоты, изображающие животных и человеческие фигуры, взаимодействующие в динамичной и натуралистической манере. Вход в Куэву закрыт каменной стеной, покрытой множеством ручных трафаретов. Внутри самого скального убежища есть пять концентраций наскального искусства, более поздние фигуры и мотивы часто накладываются на фигуры и мотивы более ранних периодов. Картины были выполнены с использованием природных минеральных пигментов — оксидов железа (красный и фиолетовый), каолина (белый) и натроярозита (желтый), оксида марганца (черный) — измельченных и смешанных с каким-либо связующим.

Художественная последовательность, включающая три основные стилистические группы, началась еще в 10-м тысячелетии до н.э. [До настоящего времени]. Последовательность длинная: археологические исследования показали, что последний раз это место было заселено около 700 г. н.э. возможными предками первых людей теуэльче из Патагонии. Международное научное сообщество считает Куэва одним из наиболее важных мест проживания первых групп охотников-собирателей в Южной Америке в период раннего голоцена, который до сих пор хорошо сохранился и имеет уникальное природное образование, уникальное для провинции Санта-Крус. .

Наскальные рисунки, окружающая среда и археологические раскопки в этом регионе являются одними из очень важных причин, по которым этот район был центром археологических исследований на протяжении более 25 лет. Они производили впечатление на наблюдателя не только глубокими стенами ущелья, окруженными привилегированным ландшафтом, но и художественными композициями, разнообразием мотивов и их полихромией. Эти сцены представляют собой уникальное свидетельство поведения первых патагонских охотников и их методов охоты. Куэва-де-лас-Манос, Рио-Пинтурас, содержит исключительное собрание наскального искусства, уникальное в мире по своему возрасту и преемственности во времени, красоте и условиям сохранности картин, великолепию коллекции трафаретных очертаний человеческих рук и сцены охоты, а также окружающая среда захватывающей красоты и за то, что она является частью культурной ценности самого места.

Критерий (iii):  В Куэва-де-лас-Манос хранится выдающаяся коллекция доисторических наскальных рисунков, свидетельствующих о культуре первых человеческих обществ в Южной Америке.

Целостность

Зарегистрированная собственность охватывает 600 га с буферной зоной 2338 га. Атрибуты собственности, представленные археологическим памятником, окружающей обстановкой и его художественными изображениями, которые передают выдающуюся универсальную ценность Куэва-де-лас-Манос, Рио-Пинтурас, полностью присутствуют как в ядерной, так и в буферной зонах и не были изменены и не сталкиваются с непосредственными угрозами из-за разработки или небрежности.

Среда обитания, окружающая место археологических раскопок, остается нетронутой и содержит те же виды животных, что и наскальные рисунки примерно 10 000 лет назад. Это относится и к видам растений. Как упоминалось выше, это особое, уникальное и типичное место как на провинциальном, так и на региональном уровне, имеющее большое значение для сохранения природных систем Аргентины. Благоприятные условия (очень низкая влажность, отсутствие просачивания воды, стабильные слои горных пород) в каменном убежище обеспечили превосходную сохранность всех картин, кроме наиболее выставленных. Однако рост туризма в Патагонию в последние годы привел к ущербу от человеческого вандализма. К ним относятся граффити, удаление фрагментов окрашенного камня, прикосновение к окрашенным поверхностям, скопление пыли и мусора и т. д., хотя принятые меры позволили снизить воздействие этих факторов.

Подлинность

Подлинность наскальных рисунков Куэва-де-лос-Манос не подлежит сомнению. Он пережил несколько тысячелетий нетронутым, и реставрация не проводилась с тех пор, как он стал широко известен научному сообществу во второй половине 20 века. Археологические раскопки были очень ограничены, чтобы получить максимум культурной информации для датировки искусства с минимальным нарушением археологических слоев или внешнего вида каменного убежища.

Научные раскопки позволили связать пещерные изображения, расположенные на этом участке, с сообществами, проживающими в регионе с 10 го  тысячелетия до настоящего времени. Свидетельства раскопок, произведенных в районе пещеры, привели к установлению контекстных связей между культурными уровнями и росписями. Подлинность последовательности изображений также была подтверждена тщательным исследованием. Художественная последовательность Куэва-де-лас-Манос основана на подробном изучении перекрытия, различного использования оттенков, различных состояний его сохранности и расположения изображений в разных определенных секторах. Его связь с различными культурными уровнями памятника подтверждается углеродным датированием и индикаторами, указывающими на прямую связь с ними, такими как минеральные пигменты или остатки окрашенных фрагментов, которые оторвались от стены и были найдены при раскопках.

Эти элементы, наряду с данными исследований и междисциплинарным анализом, убедительно подтверждают подлинность места Куэва-де-лас-Манос как уникального примера одной из самых ранних общин охотников-собирателей, живших в южноамериканском регионе в раннем голоцене.

Требования по охране и управлению

В 1975 году провинция Санта-Крус издала закон № 1024 о сохранении исторического, археологического и палеонтологического наследия. На провинциальном уровне правительство провинции Санта-Крус объявило город Перито-Морено археологической столицей Санта-Крус из-за важности археологических раскопок Куэва-де-лос-Манос Указом № 133 от 13 мая 19 г.81. Национальный конгресс Аргентинской Республики объявил Куэва-де-лос-Манос историческим национальным памятником на основании закона № 24.225 от 20 июля 1993 года. В 1997 году правительство провинции Санта-Крус обнародовало закон № 2472 об охране культурное наследие провинции. В 2003 г. был обнародован Национальный закон № 25743 об охране археологического и палеонтологического наследия.

В 1997 году был представлен план управления для глобального управления сайтом. В нем предлагалось множество конкретных действий, которые были предприняты за последние 10 лет управления: местная постоянная опека, стратегии управления посетителями и центр перевода в приемной. Кроме того, были проведены оценки состояния сохранности участка и причин естественного износа, а также геоморфологические и геотехнические исследования территории и исследования по сохранению наскального искусства.

Комитет Зоны Куэвас-де-лас-Манос был сформирован в марте 2006 года. Он нуждается в укреплении для осуществления своей деятельности и обеспечения его работы и непрерывности. Было бы очень важно иметь постоянное присутствие Комитета в Перито-Морено, ближайшей деревне. Это облегчило бы принятие решений, когда это необходимо для решения конкретных задач.

Куэвас-де-лас-Манос, Аргентина

СПИСОК ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО

Куэва-де-лас-Манос был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999. Объект всемирного наследия — это достопримечательность или территория, находящиеся под правовой защитой международной конвенции, административную часть которой выполняет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Объекты всемирного наследия определяются ЮНЕСКО как имеющие культурное, историческое, научное или иное значение. Считается, что эти места содержат «культурное и природное наследие всего мира, которое считается имеющим выдающуюся ценность для человечества».

© Pablo A. Gimenez
Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Универсальная лицензия

Куэва-де-лас-Манос, Аргентина (по-испански «Пещера рук»), имеет невероятную панель с наскальными рисунками от руки, наскальные рисунки от руки, сделанные коренными жителями (возможно, предками Теуэльче) около 9000 лет назад. Руки в основном нарисованы по трафарету. В пещере также есть наскальные изображения людей, гуанако (верблюд, обитающий в Южной Америке, ростом до 4 футов), нанду (нелетающая птица, обитающая в Южной Америке, ростом до 5,6 футов), кошачьих и других животных, а также геометрические фигуры, зигзагообразные узоры, красные точки, изображения солнца и сцены охоты.

Наскальные рисунки Куэва-де-лас-Манос существуют в пяти скоплениях, при этом более поздние фигуры и мотивы часто накладываются на более ранние периоды. Художественная последовательность, основанная на детальном изучении наложений, различного использования оттенков, различных состояний их сохранности и расположения изображений в разных определенных секторах, включает три основные стилистические группы, первая из которых начинается еще в 10-м тысячелетии.

БП. Картины были выполнены с использованием природных минеральных пигментов — оксидов железа (красный и фиолетовый), каолина (белый) и натроярозита (желтый), оксида марганца (черный) — измельченных и смешанных с каким-либо связующим.

Археологические исследования показали, что в последний раз это место было заселено примерно в 700 году нашей эры. Оно считается одним из самых важных мест, представляющих самые ранние группы охотников-собирателей в Южной Америке в раннем голоцене. Подлинность наскального искусства Куэва-де-лос-Манос была подтверждена научными раскопками, которые позволили связать наскальные изображения, расположенные на этом месте, с общинами, проживающими в этом регионе с 10-го тысячелетия до нашей эры. Это также было подтверждено углеродным датированием.

Отец Альберто Мария де Агостини, итальянский миссионер и исследователь, хотя и известен местным жителям на протяжении многих поколений, впервые написал об этом месте в 1941 году. Де Агостини жил как миссионер на Огненной Земле и в Патагонии, между Чили и Аргентиной, где он был первый человек, достигший нескольких горных вершин, ледников и морских звуков; и обнаружил другие, некоторые из которых были названы в его честь. Затем его исследовала экспедиция музея Ла-Плата в 1949 году. Аргентинский геодезист и археолог Карлос Градин и его команда начали наиболее основательные исследования этого места в 1964, положив начало 30-летнему изучению пещер и их искусства. Именно работа Градина помогла определить различные стилистические последовательности пещеры.

Альберто Мария де Агостини

© Public Domain

Сцены охоты изображают различные приемы охоты, в том числе использование «бола» — метательного оружия, состоящего из грузов на концах соединенных между собой шнуров, предназначенных для захвата животных путем запутывания их ног. На одной панели трещина в скале используется для обозначения оврага, в который охотники загоняют животных. Гуанако были основным источником пищи. Большинство нарисованных рук — левые руки, и по размеру они напоминают руки 13-летнего мальчика; возможно, это была церемония инициации.

Что касается цели искусства, остается много споров. Некоторые исследования показали, что он мог иметь религиозную или церемониальную цель, а не просто декоративную. Другие, такие как Мерри Визнер-Хэнкс, предположили, что отпечатки ладоней свидетельствуют о желании человека запомниться или зафиксировать свое присутствие. Некоторые исследователи утверждают, что доисторический шаманизм является наиболее правдоподобным объяснением цели произведения искусства. Другая гипотеза утверждает, что искусство служило пограничными маркерами между народами, демонстрируя территориальность и обеспечивая сотрудничество других, выступая в качестве мест скопления. Есть также гипотезы, что произведения были частью охотничьей магии, и Алан Торн предположил, что они могли быть созданы как часть усилий по влиянию на количество животных, доступных для охоты. Несмотря на это, тот факт, что многие люди собрались в одном месте, чтобы внести свой вклад в наскальное искусство в течение такого длительного периода, показывает большое культурное значение или, по крайней мере, полезность для тех, кто участвовал.

Что касается защиты и управления, в 1975 году провинция Санта-Крус издала закон «Номер 1024 о сохранении исторического, археологического и палеонтологического наследия». На уровне провинции в 1981 году правительство провинции Санта-Крус своим указом объявило город Перито-Морено археологической столицей Санта-Крус из-за важности археологических раскопок Куэва-де-лос-Манос. Национальный конгресс Аргентинской Республики объявил Куэва-де-лос-Манос историческим национальным памятником в 1993. В 1997 г. был представлен план управления для глобального управления участком. В нем представлены конкретные действия, предпринятые в течение предыдущих 10 лет управления: местная постоянная опека, стратегии управления посетителями и центр перевода.

Кроме того, были проведены оценки состояния сохранности участка и причин естественного износа, а также геоморфологические и геотехнические исследования территории. В 1999 году место наскального искусства стало объектом Всемирного наследия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *