Наскальные рисунки древних людей — Мир наскальной живописи
Содержание
- Первые наскальные рисунки
- О чем говорят наскальные рисунки
- Техника выполнения и материалы
- Знаменитые наскальные рисунки
Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.
Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.
Первые наскальные рисунки
Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.
Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.
О чем говорят наскальные рисунки
Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.
Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.
Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.
Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.
Техника выполнения и материалы
Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.
Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.
Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.
Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.
После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.
Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.
Знаменитые наскальные рисунки
Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.
Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.
Быки пещеры АльтамираВ разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.
Капова пещераС каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.
Петроглифы — писаницы или наскальные изображения
Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — это нарисованные краской или выбитые изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.
Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.
Топ 35 — наскальные рисунки первобытных людей
Человек тяготел к искусству всегда. Доказательством этого являются многочисленные наскальные рисунки по всей планете, созданные нашими предками десятки тысяч лет назад. Первобытное творчество является свидетельством того, что люди жили повсюду – от жаркой африканской саванны до полярного круга. Америка, Китай, Россия, Европа, Австралия – везде древние художники оставили свои знаки. Не следует думать, что первобытная живопись совсем примитивна. Встречаются среди наскальных шедевров и весьма искусные работы, удивляющие красотой и техникой исполнения, раскрашенные яркими красками и несущие в себе глубокий смысл.
Пещера Куэва-де-лас-Манос
Пещера находится на юге Аргентины. Долгое время здесь обитали предки индейцев Патагонии. На стенах пещеры найдены рисунки, отображающие сцену охоты на диких животных, а также множество негативных изображений рук мальчиков-подростков. Ученые сделали предположение, что нанесение контура руки на стену – часть обряда инициации. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Национальный парк Серра-да-Капивара
После обнаружения множества памятников наскальной живописи, местность, расположенная в бразильском штате Пиауи, была объявлена национальным парком. Еще во времена доколумбовой Америки парк Серра-да-Капивара был густонаселенной территорией, здесь концентрировалось большое количество общин предков современных индейцев. Наскальные рисунки, созданные при помощи угля, красного гематита и белого гипса, датируются 12-9 тысячелетием до нашей эры. Они относятся к культуре Нордести.
Пещера Ласко
Памятник периода позднего палеолита, один из наиболее хорошо сохранившихся на территории Европы. Пещера находится во Франции в долине реки Везер. В середине XX века в ней были обнаружены рисунки, созданные 18-15 тысяч лет назад. Они относятся к древней солютрейской культуре. Изображения располагаются в нескольких пещерных залах. Наиболее внушительные 5 метровые рисунки животных, напоминающих зубров, находятся в «Зале быков».
Национальный парк Какаду
Местность располагается на севере Австралии примерно в 170 км от города Дарвин. На протяжении последних 40 тысяч лет на территории нынешнего национального парка проживали аборигены. Они оставили любопытные образцы первобытной живописи. Это изображения сцен охоты, шаманские обряды и сюжеты сотворения мира, выполненные в особенной «рентгеновской» технике.
Найн-Майл-Каньон
Ущелье в США на востоке штата Юта длиной почти 60 км. Его даже прозвали самой протяженной художественной галереей из-за серии наскальных петроглифов. Некоторые созданы с помощью природных красок, другие выбиты прямо в породе. Большинство изображений создали индейцы фремонтской культуры. Помимо рисунков, интерес представляют пещерные жилища, дома-колодцы и старинные хранилища зерна.
Капова пещера
Археологический памятник, расположенный в Башкортостане на территории заповедника Шульган-Таш. Длина пещеры более 3 км, вход в виде арки 20 метров в высоту и 40 метров в ширину. В 1950-х годах в четырех залах грота были обнаружены первобытные рисунки эпохи палеолита – около 200 изображений животных, антропоморфных фигур и абстрактных символов. Большинство из них созданы с использованием красной охры.
Долина Чудес
Национальный парк Меркантур, который называют «Долиной Чудес», находится неподалеку от Лазурного Берега. Помимо природных красот, туристов привлекает гора Бего – настоящий археологический памятник, где были обнаружены десятки тысяч древних картин бронзового века. Это геометрические фигуры непонятного назначения, религиозные символы и прочие загадочные знаки.
Пещера Альтамира
Пещера находится на севере Испании в автономном сообществе Кантабрия. Она прославилась своими наскальными рисунками, которые выполнены в полихромной технике с использованием множества естественных красителей: охры, гематита, угля. Изображения относятся к мадленской культуре, существовавшей 15-8 тысяч лет до нашей эры. Древние художники были настолько искусны, что сумели придать изображениям бизонов, лошадей и кабанов трехмерный облик, используя естественные неровности стены.
Пещера Шове
Исторический памятник Франции, расположенный в долине реки Ардеш. Около 40 тысяч лет назад пещеру населяли древние люди, оставившие после себя более 400 рисунков. Самым старым изображениям более 35 тысяч лет. Росписи прекрасно сохранились благодаря тому, что долгое время до Шове не могли добраться, ее обнаружили только в 1990-х годах. К сожалению, доступ туристов в пещеру запрещен.
Тадрарт-Акакус
Когда-то на территории жаркой и практически бесплодной Сахары была плодородная и зеленая местность. Тому есть много свидетельств, в том числе – наскальные рисунки, обнаруженные в Ливии на территории горного массива Тадрарт-Акакус. По этим изображениям можно изучать эволюцию климата в этой части Африки, и проследить превращение цветущей долины в пустыню.
Вади-Метхандуш
Еще один шедевр наскального искусства на территории Ливии, расположенный на юго-западе страны. Рисунки Вади-Метхандуш изображают сцены с животными: слонами, кошачьими, жирафами, крокодилами, быками, антилопами. Считается, что самые древние были созданы 12 тысяч лет назад. Наиболее известная картина и неофициальный символ местности – две крупные кошки, сошедшиеся в поединке.
Лаас-Гааль
Пещерный комплекс в непризнанном государстве Сомалиленд с прекрасно сохранившимися древними рисунками. Эти росписи считаются наиболее уцелевшими среди всех на Африканском континенте, они датируются 9-3 тысячелетиями до нашей эры. В основном, они посвящены священной корове – культовому животному, которому поклонялись в этих местах. Изображения были обнаружены в начале 2000-х годов французской экспедицией.
Скальные жилища Бхимбетка
Находятся в Индии, в штате Мадхья Прадеш. Считается, что в пещерном комплексе Бхимбетка жили еще эректусы (Homo erectus — человек прямоходящий) непосредственные предки современных людей. Рисунки, обнаруженные индийскими археологами, относятся к эпохе мезолита. Интересно, что многие обряды жителей окрестных деревень похожи на сцены, изображенные древними людьми. Всего в Бхимбетке около 700 пещер, из которых хорошо изучены более 300.
Беломорские петроглифы
Рисунки первобытных людей находятся на территории археологического комплекса «Беломорские петроглифы», куда входит несколько десятков стоянок древних людей. Изображения расположены в месте под названием Залавруга на берегу Белого моря. Всего коллекция состоит из 2000 объединенных в группы иллюстраций, изображающих людей, животных, сражения, ритуалы, сцены охоты, также есть любопытная картина человека на лыжах.
Петроглифы Тассилин-Адджер
Горное плато в Алжире, на территории которого расположены самые масштабные рисунки древних людей, обнаруженные на севере Африки. Петроглифы стали появляться здесь с 7 тысячелетия до нашей эры. Основной сюжет – сцены охоты и фигуры животных африканской саванны. Иллюстрации выполнены в разных техниках, что свидетельствует об их принадлежности к разным историческим эпохам.
Цодило
Горный массив Цодило находится в пустыне Калахари в Ботсване. Здесь на площади более 10 км² были обнаружены тысячи изображений, созданных древними людьми. Исследователи утверждают, что они охватывают временной период 100 тысяч лет. Самые древние творения – примитивные контурные изображения, более поздние представляют собой попытку художников придать рисункам трехмерный эффект.
Томская писаница
Природный музей-заповедник в Кемеровской области, созданный в конце 1980-х годов с целью сохранения наскальной живописи. На его территории располагаются около 300 изображений, многие из них созданы примерно 4 тысячи лет назад. Самые ранние датируются X веком до нашей эры. Помимо творчества древнего человека, туристам будет интересно посмотреть на этнографическую выставку и музейные коллекции, входящие в состав Томской писаницы.
Пещера Магура
Природный объект находится на северо-западе Болгарии неподалеку от города Белоградчик. Во время археологических раскопок в 1920-х годах здесь были найдены первые свидетельства пребывания древнего человека: орудия труда, керамика, украшения. Также были обнаружены более 700 образцов наскальных рисунков, созданных предположительно 100-40 тысяч лет назад. Помимо фигур животных и людей, на них изображены звезды и солнце.
Заповедник Гобустан
Заповедная территория включает в себя грязевые вулканы и древнюю наскальную живопись. Более 6 тысяч изображений создавали люди, жившие на этой земле с первобытной эпохи и до Средних веков. Сюжеты довольно просты – сцены охоты, религиозных обрядов, фигуры людей и животных. Гобустан находится в Азербайджане примерно в 50 км от Баку.
Онежские петроглифы
Петроглифы были обнаружены на восточном берегу Онежского озера в Пудожском районе Карелии. Рисунки, датируемые 4-3 тысячелетиями до наше эры, размещены на скалах нескольких мысов. Некоторые иллюстрации имеют довольно внушительные 4 метровые размеры. Помимо стандартных изображений людей и животных, есть и мистические символы непонятного назначения, которые всегда пугали монахов расположенной неподалеку Муромской Свято-Успенской обители.
Наскальные рельефы в Тануме
Группа петроглифов, открытая в 1970-х годах на территории шведской коммуны Танум. Они располагаются вдоль 25-километровой линии, которая в бронзовом веке, предположительно, была берегом фьорда. Всего археологи обнаружили примерно 3 тысячи рисунков, собранных в группы. К сожалению, под влиянием неблагоприятных природных условий петроглифы находятся под угрозой исчезновения. Постепенно становится все сложнее различить их очертания.
Наскальные рисунки в Альте
Первобытные люди обитали не только в комфортном теплом климате, но и около Полярного круга. В 1970-х годах на севере Норвегии у города Альта ученые обнаружили большую группу доисторических рисунков, состоящую из 5 тысяч фрагментов. На этих картинах изображена жизнь человека в суровых погодных условиях. Некоторые иллюстрации содержат орнаменты и знаки, которые ученым не удалось расшифровать.
Археологический парк долины Коа
Археологический комплекс, созданный на месте обнаружения доисторической живописи, которая относится к периодам палеолита и неолита (так называемая солютрейская культура). Здесь есть не только древние изображения, некоторые элементы были созданы в Средние века. Рисунки расположены на скалах, протянувшихся на 17 км вдоль реки Коа. Также в парке есть Музей искусства и археологии, посвященный истории местности.
Ньюспейпер-Рок
В переводе название археологического памятника означает «Газетный камень». Действительно, петроглифы, покрывающие скалу, напоминают характерную типографскую печать. Гора располагается в американском штате Юта. Доподлинно не установлено, когда были созданы эти знаки. Считается, что на утес их наносили индейцы как до прихода на континент европейских завоевателей, так и после этого.
Пещеры Эдаккал
К одному из археологических достояний Индии и всего человечества можно отнести пещеры Эдаккал в штате Керала. В эпоху неолита на стены гротов были нанесены доисторические петроглифы. Эти символы еще не удалось расшифровать. Местность является популярным туристическим объектом, посещение пещер возможно только в составе экскурсии. Самостоятельный вход запрещен.
Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы
Урочище Тамгалы находится примерно в 170 км от Алма-Аты. В 1950-х годах на его территории было обнаружено около 2 тысяч наскальных рисунков. Большая часть изображений была создана в бронзовом веке, также есть современные творения, появившиеся в эпоху Средних веков. Основываясь на характере рисунков, ученые выдвинули предположение, что в Тамгалы располагалось древнее святилище.
Петроглифы монгольского Алтая
Комплекс наскальных знаков, расположенный на территории Северной Монголии, занимает площадь 25 км² и тянется в длину на 40 км. Изображения были созданы в эпоху неолита более 3 тысяч лет назад, есть рисунки и подревнее, возрастом в 5 тысяч лет. На большинстве из них фигурируют олени с колесницами, также есть фигуры охотников и сказочных животных, напоминающих драконов.
Наскальная живопись в горах Хуа
Китайские наскальные художества были обнаружены на юге страны в горном массиве Хуа. Они представляют собой фигуры людей, животных, кораблей, небесных тел, оружия, окрашенные в цвет насыщенной охрой. Всего здесь насчитывается около 2 тысяч изображений, которые условно разделены на 100 групп. Некоторые картинки складываются в полноценные сюжеты, где можно разглядеть торжественную церемонию, ритуал или шествие.
Пещера Пловцов
Грот располагается в Ливийской пустыне на границе Египта и Ливии. В 1990-х годах там были обнаружены древние петроглифы, возраст которых превышает 10 тысяч лет (эпоха неолита). Они изображают плавающих в море или в ином водоеме людей. Именно поэтому пещеру назвали ее современным именем. После того, как грот стали массово посещать люди, многие рисунки начали портиться.
Хорсшу-Каньон
Ущелье входит в состав национального парка Кaньонлeндс, который находится в американском штате Юта. Хорсшу-Каньон стал знаменитым благодаря тому, что в 1970-х годах здесь обнаружили древние рисунки, созданные кочевыми охотниками-собирателями. Изображения нанесены на панели около 5 метров в высоту и 60 метров в ширину, они представляют собой 2-метровые человекоподобные фигуры.
Петроглифы Валь-Камоники
В первой половине XX века в итальянской долине Валь-Камоника (область Ломбардия) было обнаружено самое большое собрание наскальных изображений в мире – более 300 тысяч рисунков. Основная их часть была создана в железном веке, самые поздние относятся к культуре камунов, о которой пишут еще древнеримские источники. Любопытно, что, когда у власти в Италии находился Б. Муссолини, эти петроглифы считали доказательством зарождения высшей арийской расы.
Долина Твифелфонтейн
Самые древние поселения появились в намибийской долине Твифелфонтейн более 5 тысяч лет назад. Примерно в это же время были созданы наскальные рисунки, изображающую типичную жизнь охотников и кочевников. Всего ученые насчитали более 2,5 тысяч фрагментов, большинству из них около 3 тысяч лет, самым молодым – около 500 лет. В середине XX века кто-то украл внушительную часть плит с петроглифами.
Чумашская расписная пещера
Национальный парк в штате Калифорния, на территории которого располагается небольшой грот из песчаника с настенной росписью индейцев-чумашей. Сюжеты картин отражают представления аборигенов о мироустройстве. По разным оценкам, рисунки были созданы в период от 1 тысячи до 200 лет назад, что делает их вполне современными по сравнению с доисторической наскальной живописью в других местах мира.
Петроглифы Торо-Муэрто
Группа петроглифов в перуанской провинции Кастилья, которые были созданы в VI-XII веках во времена культуры Уари. Некоторые ученые предполагают, что к ним приложили руку инки. На рисунках изображены животные, птицы, небесные тела, геометрические орнаменты, а также люди в танце, вероятно, исполняющие какой-то ритуал. Всего удалось обнаружить около 3 тысяч разрисованных камней вулканического происхождения.
Петроглифы острова Пасхи
Одно из самых загадочных мест планеты, остров Пасхи, может удивить не только гигантскими каменными головами. Древние петроглифы, нанесенные на скалы, валуны, стены пещер вызывают не меньший интерес и считаются важным археологическим наследием. Они представляют собой то ли схематические изображения технического процесса, то ли несуществующих животных и растения – ученым только предстоит разобраться в этом вопросе.
7 самых важных доисторических наскальных рисунков в мире
Доисторическое наскальное искусство (картины и резьба на постоянных скальных участках, таких как пещеры, валуны, скалы и каменные убежища) от самых первых открытий в Европе 19-го века до революционной находки в Индонезии 21-го века являются одними из самых известных в мире. самые завораживающие произведения искусства. Они представляют собой самые ранние из сохранившихся свидетельств художественного инстинкта у раннего человечества и были найдены почти на каждом континенте.
Несмотря на различия от места к месту — мы не должны предполагать, что все доисторические культуры были идентичными — наскальные рисунки часто изображают стилизованных животных и людей, отпечатки ладоней и геометрические символы, выгравированные на камне или нарисованные природными пигментами, такими как охра и древесный уголь. Без помощи исторических записей для этих ранних, дописьменных обществ понимание наскального искусства является большой проблемой. Однако чаще всего предлагаются интерпретации охотничьей магии, шаманизма и духовных/религиозных ритуалов. Вот семь самых захватывающих наскальных рисунков и мест наскального искусства со всего мира.
Наскальные рисунки в Альтамире, Испания, были первыми в мире, которые были признаны доисторическими произведениями искусства, но потребовались годы, чтобы этот факт стал общепризнанным. Первыми исследователями Альтамиры были археологи-любители, в том числе испанский дворянин Марселино Санс де Саутуола и его дочь Мария. На самом деле именно 12-летняя Мария посмотрела на потолок пещеры и обнаружила серию больших и живых изображений бизонов.
Впоследствии было найдено множество других реалистичных картин и гравюр животных. У Дона Саутуолы было достаточно дальновидности, чтобы правильно связать эти грандиозные и сложные наскальные рисунки с мелкими доисторическими объектами (единственное доисторическое искусство, известное в то время). Однако изначально эксперты не согласились. В то время археология была совершенно новой областью исследований и еще не дошла до того момента, когда считалось, что доисторические люди способны заниматься каким-либо сложным искусством. Так было до тех пор, пока подобные сайты не начали обнаруживаться позже в 19 веке.века, в первую очередь во Франции, специалисты окончательно признали Альтамиру подлинным артефактом ледникового периода.
2. Ласко, Франция
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Пещеры Ласко, обнаруженные в 1940 году детьми и их собакой, на протяжении многих десятилетий представляли собой кладезь европейского наскального искусства. Французский священник и историк-любитель аббат Анри Брей назвал это « Сикстинская капелла Предыстория» . Несмотря на открытие в 1994 году пещеры Шове (также во Франции) с ее потрясающими изображениями животных, датируемыми более 30 000 лет назад, наскальные рисунки в Ласко до сих пор, вероятно, являются самыми известными в мире. Этим статусом он обязан своим ярким изображениям животных, таких как лошади, бизоны, мамонты и олени.
Ясные, изящные и сильно выразительные, они часто предстают в монументальном масштабе, особенно в знаменитом «Зале быков» Ласко. Кажется, что каждый из них способен двигаться, и это чувство, вероятно, усиливается их положением на волнистых стенах пещеры. Ясно, что эти доисторические художники были мастерами своего искусства. Их воздействие ощущается даже во время виртуальных туров по воссозданным пещерам. Существует также загадочная гибридная фигура человека и животного, которую иногда называют «человеком-птицей». Его коннотации остаются неуловимыми, но могут относиться к религиозным верованиям, ритуалам или шаманизму.
В отличие от Альтамиры, пещеры Ласко с самого начала привлекли внимание общественности, несмотря на то, что были обнаружены в разгар Второй мировой войны. К сожалению, несколько десятилетий интенсивного движения посетителей поставили под угрозу картины, которые сохранились на протяжении стольких тысячелетий, будучи защищенными от человеческого фактора и факторов окружающей среды внутри пещер. Вот почему, как и многие другие популярные места наскального искусства, пещеры Ласко теперь закрыты для посетителей в целях их собственной безопасности.
Наскальное искусство изобилует в Африке, по крайней мере, 100 000 памятников, обнаруженных с доисторических времен до 19 века, но до сих пор они плохо изучены. Несмотря на это, было сделано несколько замечательных находок, что неудивительно, если учесть, что Африка считается родиной всего человечества. Одной из таких находок являются камни пещеры Аполлона-11, найденные в Намибии. (Не поймите забавных идей, камни «Аполлона-11» не прибыли из космоса. Они получили такое название, потому что их первоначальное открытие совпало с запуском «Аполлона-11» в 1969.) Эти картины находятся на гранитных плитах, отделенных от какой-либо постоянной каменной поверхности. Всего есть семь небольших плит, и вместе они представляют шесть животных, нарисованных углем, охрой и белым пигментом.
Есть зебра и носорог рядом с неопознанным четвероногим, состоящим из двух частей и еще трех камней со слабыми и неопределенными образами. Они были датированы примерно 25 000 лет назад.
Другие важные африканские находки включают пещеру Бломбос и наскальные рисунки Дракенсбурга в Южной Африке. На Бломбосе нет сохранившихся наскальных рисунков, но сохранились свидетельства изготовления красок и пигментов — мастерской раннего художника, датируемой 100 000 лет назад. Между тем, на территории Дракенсбурга есть бесчисленное множество изображений людей и животных, сделанных народами сан за тысячи лет, пока они не были вынуждены покинуть земли своих предков сравнительно недавно. Такие проекты, как Фонд африканского наскального искусства и Проект изображения африканского наскального искусства в Британском музее, в настоящее время работают над записью и сохранением этих древних памятников.
Люди жили в районе, который сейчас является Национальным парком Какаду, в регионе Арнем-Ленд на северном побережье Австралии, около 60 000 лет. Сохранившимся там наскальным рисункам не более 25 000 лет; последняя картина перед тем, как этот район стал национальным парком, была сделана в 1972 художника-аборигена по имени Найомболми. В разные периоды существовали разные стили и сюжеты, но в картинах часто используется способ изображения, который получил название «рентгеновский стиль», в котором как внешние черты (например, чешуя и лицо), так и внутренние (такие как кости) и органы) появляются на одних и тех же рисунках.
Имея такую невероятно долгую историю искусства, Какаду представляет некоторые фантастические доказательства тысячелетнего изменения климата в этом районе — на картинах появляются животные, ныне вымершие в этом районе. Подобное явление наблюдалось в таких местах, как Сахара, где растения и животные на наскальных рисунках являются реликвиями того времени, когда местность была пышной и зеленой, а вовсе не пустыней.
Наскальное искусство особенно распространено в Австралии; одна оценка предполагает 150 000–250 000 возможных участков по всей стране, особенно в регионах Кимберли и Арнем-Ленд. Сегодня он остается важным компонентом религии коренных народов, особенно в том, что касается основной концепции аборигенов, известной как «Сновидение». Эти древние картины продолжают иметь огромную духовную силу и значение для современных коренных народов.
5. Наскальные рисунки Нижнего Пекоса в Техасе и Мексике
Несмотря на то, что они довольно молоды по доисторическим меркам (самым старым образцам четыре тысячи лет), наскальные рисунки Нижнего каньона Пекос на границе Техаса и Мексики содержат все элементы лучшего наскального искусства в мире. Особый интерес представляют многочисленные «антропоморфные» фигуры — термин, который исследователи дали сильно стилизованным человекоподобным формам, которые появляются в пещерах Пекоса. Появляясь в сложных головных уборах, атлатлах и других атрибутах, эти антропоморфы, как полагают, изображают шаманов, возможно, записывая события из шаманских трансов.
Также появляются животные и геометрические символы, а их образы предположительно связаны с мифами и обычаями местных культур окрестностей, включая ритуалы с участием галлюциногенных пейота и мескаля. Однако нет убедительных доказательств того, что пещерные художники, называемые народами пекос, придерживались тех же верований, что и более поздние группы, поскольку связи между наскальным искусством и нынешними традициями коренных народов здесь не так сильны, как те, которые иногда встречаются в Австралии.
Отпечатки ладоней или обратные отпечатки ладоней (голые каменные силуэты рук, окруженные облаком цветной краски, распыляемой через паяльную трубку) — обычная черта пещерного искусства, обнаруженная во множестве мест и периодов времени. Они часто появляются рядом с другими животными или геометрическими изображениями по всему миру.
Картины были датированы 9000 лет назад. Изображения Куэва-де-лас-Манос с красочными отпечатками ладоней, покрывающими каждую поверхность, динамичны, увлекательны и довольно трогательны. Напоминая толпу возбужденных школьников, поднимающих руки, эти тени древних человеческих жестов, кажется, еще больше приближают нас к нашим доисторическим предкам, чем другие примеры наскальной живописи или гравировки в других местах.
7. Сулавеси и Борнео, Индонезия: новые претенденты на древнейшие наскальные рисунки
В 2014 году было обнаружено, что наскальные рисунки в пещерах Марош-Пангкеп на индонезийском острове Сулавеси датируются периодом 40 000–45 000 лет назад. Эти картины, изображающие формы животных и отпечатки ладоней, стали претендентами на звание древнейших наскальных рисунков в мире.
В 2018 году на Борнео были найдены рисунки людей и животных примерно одного возраста, а в 2021 году в пещере Леанг Тедоннге, опять же на Сулаваси, была обнаружена картина местной индонезийской бородавчатой свиньи. В настоящее время некоторые считают, что это самая старая известная репрезентативная картина в мире. Эти находки 21-го века впервые заставили ученых серьезно отнестись к возможности того, что первое искусство человечества не обязательно родилось в пещерах Западной Европы.
История пещерного искусства | Ресурс
Наскальные рисунки и рисунки были первым использованием искусства в доисторические времена. Здесь мы смотрим на эти художественные интерпретации мира Homo sapiens .
Знакомство с пещерным искусством
Источник: © Heritage Image Partnership Ltd / Alamy
- Опишите, что вы видите.
- Как вы думаете, на чем она была нарисована?
- Как вы думаете, сколько ему лет?
- Как вы думаете, почему это было нарисовано и раскрашено?
Мы называем это пещерным искусством. Он был нарисован на стенах пещер в Европе и Азии в период палеолита от 325 миллионов до 10 000 лет назад. Чтобы было легче говорить о событиях, период разбит на три периода.
Период палеолита и человек
Первый — нижний палеолит. В нем преобладали люди типа человека, а затем неандертальцы. Затем около 300 000 лет назад мы называем это средним палеолитом, за которым последовал верхний палеолит (таблица 1).
Таблица 1: Хронология периода палеолита от 325 миллионов до 10 000 лет назад.
Лет назад | Период | Люди | Образ культуры |
3 500
30 000 | Верхний палеолит | Человек разумный
Появляется наскальный рисунок с животными | © Джованни Казелли |
30 000
35 000 | Переход От среднего до верхнего палеолита | Homo sapiens распространился по Европе
Homo neanderthalensis исчезли | Предоставлено NASA/JPL-Caltech |
35 000 40 000 200 000
300 000 | Средний палеолит | Первое наскальное искусство Человек разумный прибывает в Европу
Homo neanderthalensis появляются в Европе | Christian Jegou Publiphoto Diffusion / Science Photo Library |
300 000 1,6 миллиона 1,9 миллиона
2,3 миллиона 3,4 миллиона | Нижний палеолит | Появляются ручные топоры Homo erectus (Африка) Человек умелый (Африка) | Т. Госкар и К. Николс, авторское право Wessex Archeology |
Период верхнего палеолита сильно отличается от среднего и нижнего периодов. Люди выглядят по-разному, и культура (идеи, обычаи и социальное поведение) у людей разные. В разные периоды люди, как правило, были охотниками-собирателями, которые использовали инструменты и огонь, и, начиная с Нижнего периода, они, кажется, хоронили своих мертвецов.
Различия между неандертальцами и
Homo sapiensБыло бы неправильно пытаться объяснить успех Homo sapiens в верхнем палеолите, полагая, что они были более разумными, чем неандертальцы ( Homo neanderthalensis ) из нижнего палеолита. и средние периоды.
Возможно, это было связано с развитием языка, поскольку из свидетельств ясно, что неандертальцы занимались изготовлением инструментов и жили группами. Неясно, был ли у них язык, но их мозг был примерно такого же размера, как 9 человек.0149 Человек разумный .
Источник: Питер Булл. ) предположили, что, возможно, неандертальцы могли производить и другие вещи, помимо инструментов. На самом деле развитие мозга неандертальцев указывает на повышенное развитие сенсорных, особенно зрительных и моторных центров, прежде всего в задней половине мозга. Homo sapiens демонстрируют другой тип развития, прежде всего в лобных долях. Это высшие мыслительные центры мозга, указывающие на развитие речи, воображения и этических центров.
Свидетельства раннего искусства
Ясно, что одно отличие состоит в том, что верхнепалеолитические люди создавали сложные коммуникации и искусство. Однако даже в этой области необходимо соблюдать осторожность, и сложность этой области исследований может быть проиллюстрирована булыжником Макапансгат из Южной Африки.
Этот булыжник представляет собой красноватую яшму (силикатный минерал, содержащий оксид железа), камень, имеющий форму головы. Кажется, что на нем вырезаны характерные «пристально смотрящие глаза» и «рот». Во-первых, мы знаем, что яшма не могла появиться естественным путем в доломитовой пещере, где она была найдена, поэтому ее, должно быть, принесли туда.
Во-вторых, отметины не кажутся естественными, они несут на себе отпечаток резьбы.
Источник: © Роберт Г. Беднарик
Яшмовая галька красноватого цвета, найденная в 1925 году в Макапансгате, Южная Африка.
В-третьих, из-за места, где он был найден, и материалов вокруг него было высказано предположение, что он был помещен в пещеру Australopithecus africanus . Они доминировали в период нижнего палеолита почти 3 миллиона лет назад. [i] Это задолго до Homo neanderthalensis , не говоря уже о Homo sapiens .
Беднарик, изучавший этот булыжник, утверждает, что где-то около 850 000 лет назад люди нижнего палеолита занимались поведением, которое можно интерпретировать как «искусство». Свидетельства показывают, что они украшали себя бисером, собирали экзотические камни, а также есть свидетельства сбора и использования охры в качестве украшения.
- Является ли это свидетельством духовного развития?
Более существенным свидетельством этого духовного характера, который мог привести к пещерному искусству, являются захоронения периода нижнего палеолита около 350 000 лет назад. Эти захоронения содержат погребальный инвентарь, и люди наносили на свое тело краску в виде татуировок.
Эти татуировки наносятся с использованием таких минералов, как охра, оксид марганца или древесный уголь. Позже они рисовали на стенах пещер, используя линии, круги и V-образные знаки. Позднее, в эпоху верхнего палеолита, происходит появление резных антропоморфных (животных и человеческих) изображений со странными символами и знаками и создание наскальных рисунков.
Все эти данные свидетельствуют о том, что палеолитические люди рано начали верить в сверхъестественные или духовные существа. [ii] Действительно, Льюис-Уильямс [iii] утверждает, что такое поведение имеет эволюционное происхождение в Африке как фактор человеческого сознания.
Важность наскального искусства и человеческого развития
Можно утверждать, что мы всегда собирали вещи и рисовали, так как же это связано с наскальными рисунками?
Археологи утверждают, что коллекционирование связано с ритуалом (серией действий, выполняемых в соответствии с предписанным порядком) и является показателем системы верований или религиозного поведения. Таким образом, ритуал и религия являются неотъемлемыми признаками современного человеческого поведения. Было сказано, что он отображает появление современного ума.
На основании имеющихся данных предполагается, что этот аспект человеческого поведения возник примерно 40-50 000 лет назад. Если это правда, то это переход от среднего к верхнему палеолиту и появление современного человека.
Пещерная живопись считается одним из первых выражений человеческого животного восприятия красоты и представлением мистической или священной стороны жизни. Сотни изображений животных в ярких цветах и поразительных позах можно увидеть в галерее доисторического искусства на скалах по всему миру. Есть много примеров во Франции и Испании.
Эти наскальные рисунки, известные как пиктограммы, встречаются по всему миру вместе с петроглифами (вырезанными, выбитыми или вырезанными рисунками на каменных поверхностях).
Наскальные рисунки — это искусство?
Разве они не использовались для обучения молодых охотников?
Слово «искусство» не появлялось до 15 го века, поэтому палеолитические люди не знали его как искусство. Использование слова искусство из 15 го века означает, что у египтян, греков и римлян не было слова для обозначения искусства.
На самом деле искусство — среднеанглийское слово, происходящее от латинского ars (навык или техника). Первое использование слова art было, когда оно использовалось для обозначения достижений человека в первых университетах, и оно существует сегодня в степень бакалавра искусств (BA) или степень магистра искусств (MA) , присуждаемую университеты.
И все же искусство — это больше, чем умение или техника. У него есть цель, выходящая за рамки создания чего-либо. Какая-либо связь с нашим современным использованием слова «искусство» не появлялась до конца 1600-х годов.
Возможно, некоторые изображения использовались для обучения молодых охотников, но многие из них имеют другие характеристики, которые означают, что они должны быть связаны с какой-то системой верований.
Были ли все наскальные рисунки животных?
Нет, в пещере Эль-Кастильо, на севере Испании, есть палеолитические рисунки. Это трафареты рук и дисков, сделанные выдуванием краски на стену и датированные возрастом не менее 40 800 лет». Это делает их старейшим известным наскальным искусством в Европе . [iv] Во Франции наскальные рисунки Шове датируются 33 000 лет назад; картины, найденные в Ласко 17 000 лет назад; и в Нио между 14 500 и 13 500 лет назад. Каждый набор картин показывает различия и развитие стиля изображения.
В Шове рисунки изображают животных. Предполагается, что они представляют животных, которые снабжали людей пищей и сырьем, а также хищников, которые подвергали их опасности или конкурировали с ними. Картины Ласко, с другой стороны, показывают изображения странных зверей, таких как получеловек-полуптица, а также получеловек-полулев. Те, что в Нио, изображены в виде огромного фриза с изображением бизонов, оленей, горных козлов и лошадей, а также есть резные фигурки, изображающие лосося или форель и медвежьи когти. [v]
Следовательно, некоторые археологи рассматривают эти изображения как признаки развития формы религии. Картины в Нио были сделаны, когда последний ледниковый максимум начал нагреваться, и, похоже, они представляют собой оттиск животных, окружающих людей, что указывает на духовное выражение существования.
Источник: JAVIER TRUEBA/MSF/SCIENCE PHOTO LIBRARY
Chauvet, изображение различий в изображениях животных
Источник: Life Premium Collection / Getty Images
LASCAUX с изображением различий в инфрпрессах животных
Источник: © Hemis / Alamy
Niaux Dificting Divicting. в каждой пещере очень разные рисунки, но были ли картины единственными вещами, которые люди производили, и были ли Франция и Испания единственными местами?
Наскальные рисунки распространены по всему миру, но в Евразии они наиболее многочисленны в районах, которые также богаты декоративными предметами, включая:
- Перигор, французские Пиренеи и Кантабрийская Испания;
- Португалия, где есть украшенные палеолитом пещеры;
- самый юг Испании на север Франции;
- юго-запад Германии, где обнаружены следы;
- Италия и Сицилия, имеющие некоторую концентрацию;
- Словения, Румыния, Болгария и Россия.
Текущее общее количество для Евразии составляет около 280 сайтов. В некоторых, таких как Creswell Crags, Англия, на стенах есть только одна или несколько фигур, в других, таких как Lascaux или Les Trois Frères, их сотни.
На следующей карте показаны пределы последнего ледникового максимума. Он также показывает основные места наскального искусства в Евразии, и, хотя он не включает полностью все наскальные рисунки, он является хорошим индикатором распространения.
Распределение первичных палеолитических наскальных рисунков в Евразии. Питер Булл.
Интересно отметить, что так много памятников пещерного искусства находятся группами, а некоторые представляют собой отдельные участки. Тем не менее, было бы несправедливо делать слишком много выводов из этой карты, поскольку существует очень много факторов, влияющих на наличие наскальных рисунков. Наиболее важным является климат местности. Итак, поскольку лишь некоторые из них были найдены в умеренно-влажном климате Британии, значит ли это, что люди на Британских островах мало рисовали наскальные рисунки, или большинство было разрушено эрозией?
Поразительной особенностью многих из этих наскальных рисунков является тот факт, что они часто находятся в больших пещерах с интересными звуковыми характеристиками.
- Итак, пение или пение было еще одним аспектом художественного опыта палеолитических народов?
Доказательствами могут служить музыкальные инструменты, а флейты 42-40 000 лет назад, сделанные из птичьих костей, были найдены и реконструированы.