Пещерный храм аджанты: Пещерные храмы Аджанты — информация, фото, описание

Пещерные храмы Аджанты — информация, фото, описание

Пещерные храмы Аджанты — преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа — чайтья (молельные залы, продолговатые в плане, с двумя рядами столбов, апсидой в торце) и вихара (квадратных в плане залов, окруженных с трех сторон кельями или святилищами со статуями Будды, имеют при входе портик-террасу) — общежитие буддийских монахов. Настенная роспись пещер всемирно известна. Живопись, сохранившаяся во фрагментах, — иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни во всем её разнообразии. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий — со II века до н. э. по V век н. э. Наиболее интенсивное строительство велось в V веке при Харишене (462—483 годы), правителе центральной Индии. В это время созданы наиболее совершенные образцы скульптур и росписей Аджанты.

После смерти Харишены строительство в пещерах велось менее интенсивно. В XIII веке буддизм теряет своё значение в Индии.


Монахи, численность которых к этому времени значительно снизилась, постепенно покинули Аджанту. В 1983 году храмовый комплекс «Аджанта» был объявлен памятником Всемирного наследия.
Пещеры Аджанты нумеруются с востока на запад. Древнейший храм – под номером 10. Сооружение номер 9 примечательно арочными окнами, пропускающими тонкие лучи солнечного света в пещеру. Там также находится большая ступа. Огромную статую лежащего Будды вы найдете в пещере номер 26. Под номером 17 находится монастырь Махаяны, расписанный наскальными рисунками, которые очень хорошо сохранились и изображают музыкантов, танцующих дев, богинь, Будд, свитки и лепестки лотоса. Крупнейший храм-монастырь Аджанты находится под номером 4. Пещеры 1 и 2 стали самыми популярными среди туристов, так как находятся ближе к стоянке такси. Туристы, путешествующие в Аджанту, также часто посещают близлежащие пещерные храмы Эллоры с знаменитой обителью Шивы — Кайлаш.

Cвятилища расписаны пещерной живописью и украшены скульптурами, которые являются шедеврами буддийского искусства. Особенно ценными являются фрески, полностью покрывающие стены, потолки и колонны. Только в одном из храмов живопись занимает более 1000 квадратных метров…

Информация

  • Страна: Индия
  • Клифтонский подвесной мост в Бристоле(Англия)
  • Неймеген. Фотографии, информация, туры, отдых и достопримечательности Неймегена(Нидерланды)
  • Гвадалахара.
    Фотографии, информация, туры, отдых и достопримечательности Гвадалахары(Мексика)
  • Солончак Уюни — информация, фото, туры, отдых
  • Акведук Агуаш-Либриш в Лиссабоне — фото, информация, описание

Пещерные храмы Аджанты | Мир Чудес

Индийский храмовый комплекс Аджанта — это крутой утес, в котором вырублены три десятка пещер. Сотни лет здесь находили покой и уединение буддийские монахи, возносившие молитвы богам среди могучих колонн.

А в перерывах между молитвами монахи украшали стены пещер красочной настенной росписью.

Индийский храмовый комплекс Аджанта

РОЖДЕНИЕ И ЗАКАТ БУДДИЙСКИХ ПЕЩЕР

Храмы Аджанты высекали в скалах в течение веков, но энтузиазм строителей пошел резко на убыль, когда буддизм утратил ведущее значение в Индии.

Пещерные храмы Аджанты в течение веков создавались в центральной части Индии. Этот в значительной части буддийский храмовый и монастырский пещерный комплекс находится на территории штата Махараштра.

На южном склоне изогнутого утеса, вытянувшегося вдоль речки Вагур, сделано почти три десятка рукотворных пещер. Они разделяются на две группы, согласно буддийским традициям.

Пять пещер-чайтья представляют собой молельные залы, уходящие вглубь утеса. Вход в пещеру без дверей, высота входа равняется высоте сводов. Вдоль стен пещеры-чайтья выстроились два ряда колонн. В самой глубине, фактически в торце пещеры, устроена апсида.В 24 пещеры-вихара ведут изящно оформленные проходы в виде портика или террасы. Внутри находится квадратный зал. С трех сторон в стенах каждой пещеры вырублены кельи и ниши-святилища, в некоторых из них установлены статуи Будцы. Пещеры-вихара — монастырская обитель, жилье буддийских монахов.

Сейчас вдоль пещер проложены дорожки, но в древности к каждой из них приходилось подниматься по отдельной деревянной лестнице или каменным ступеням от берега речки на высоту до 35 м. Для простоты описания все пещеры пронумерованы с востока на запад — от 1 до 29.

Принято выделять два периода строительства.

Первому периоду — от 100 г. до н. э. до 100 г. — соответствуют пять пещер: две из них представляют собой храмы-чайтья, в трех расположены обители-вихара. Считается, что строительство велось под покровительством правившей в Южной Индии династии Сатавахана. Это были воины и верные последователи буддизма, потратившие огромные средства на буддийское искусство и архитектуру.

Первый период строительства Аджанты также именуют «периодом Хинаяны»: под Хинаяной, или Малой колесницей, подразумевается этап раннего буддизма, когда Будду считали преимущественно образцом совершенства, которому следовало подражать. Будда воспринимался как символ, и поэтому в пещерах периода Хинаяны нет его изваяний в камне. На рисунках в пещерах Будда всегда в одиночестве. Иногда встречаются небольшие иллюстрации, на которых изображены сцены из жизней Будды.

Второй период соответствует V в. — эпохе правления всесильного махараджи Харишены, одного из самых могущественных правителей державы Ватаков второй половины V в. Он покровительствовал всему, что касалось буддизма. Не без основания можно считать, что, поощряя создание новых храмов-пещер в Аджанте и повелев устанавливать в них как можно больше изваяний Будды, Харишена тем самым утверждал в верующих мысль, что он сам и есть земное воплощение Будды. Темы рисунков на стенах храмов расширились: все больше их воспевало победоносного Харишену — могучего воина.

Второй период принято именовать «периодом Махаяны»: Махаяна, или Великая колесница, — освобождение от страданий и достижение нирваны, в котором изображения Будды играют важную роль. За это время было создано более двадцати пещерных храмов.

Когда Харишена утратил влияние и был низвергнут, никто более не захотел поощрять и оплачивать строительство новых храмов. На склоне утеса осталось несколько незавершенных и едва начатых пещер, а также несколько небольших святилищ Будды. В период 480-650 гг. храмы были заброшены и их поглотили джунгли.

ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЬ «ЛИЦ» ХРАМА

Каждая пещера — это особый мир, созданный только для этого уголка Аджанты.

Внешний вид всего комплекса пещер чаще всего сравнивают с подковой. Но в индийской мифологии Аджанту также называют «подписью Будды». Действительно, с высоты кажется, что кто-то провел по земле громадным инструментом, оставив черный росчерк на зеленом фоне и обнажив дугообразный утес.

В разное время в пещерах жили от двух-трех монахов до нескольких сотен.

В 1819 г. пещеры заново открыл офицер английского колониального корпуса в Махараштре Джон Смит. Занимаясь любимым развлечением английских военных в Индии — охотой на тигра, капитан-кавалерист случайно обнаружил вход в одну из пещер (это была пещера №10 по современной классификации). Оказалось, что местные жители тайно навещали пещеры, чтобы вознести молитвы богам при свете коптилок. Это удавалось делать далеко не во всех пещерах: во многих поселились дикие животные — обезьяны, тигры и медведи, выводившие здесь потомство.

В 1822 г. шотландский востоковед Уильям Эрскин (1773-1852 гг.) сообщил об открытии на своей лекции в Бомбее и пещеры стали всемирно известны.

Самые впечатляющие пещеры Аджанты — № 1 и № 2. Первая — она же и одна из последних построенных, потому и лучше всего сохранилась. Она отличается самым сложным оформлением фасада с изображениями резных фигур, каждая стена зала внутри составляет почти 12 м в ширину и 6 м в высоту. Вторая пещера поражает огромными мощными колонами.

Роспись пещер и изваяния Будды считаются всемирной исторической и художественной ценностью, шедевром буддийского религиозного искусства. В особенности это относится к иллюстрациям к джатакам — разновидности буддийского фольклора. Особенность росписи Аджанты заключается в том, что сюжеты некоторых из них отражают быт народа на время создания рисунка. Причем росписями покрыты не только стены, но и потолки пещер.

Сюжеты рисунков традиционны для буддийских храмов: бодхисаттва Падмапани — воплощение бесконечного сострадания всех Будд, бодхисаттва Ваджрапани — защитник Будды и символ его могущества. Но встречаются рисунки с совсем приземленными сюжетами: танцующие девушки, влюбленные пары, слоны и всадники.

Безымянные художники с особой тщательностью прописывали детали каждого рисунка. На иллюстрации к сюжету «Будда укрощает бешеного слона» изображена торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, посуда и инструменты, тележки, полотняные навесы от солнца на бамбуковых шестах и, разумеется, люди, в панике разбегающиеся кто куда перед взбешенным слоном.

Стиль, в котором выполнены фигуры Будды, характерен только для этого района Индии, но сами изваяния стали символом всей страны и имеются в каждом учебнике по истории и культуре Индии. Среди них — изображения восьми фигур Будды в белых и розовых одеждах на черном фоне, восьми счастливых влюбленных пар, а также монументальные скульптуры богинь священных рек — Ганга и Джамны, стоящих на каменной черепахе и крокодиле в обрамлении густой листвы.

В Индии пещеры Аджанты носят официальный статус охраняемого памятника. В 1983 г. они были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Исторические:

■ Пещеры №№ 1-29.

■ Рисунки.

■ Каменные изваяния.

■ Кельи.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

■ Капитан английской кавалерии Джон Смит понятия не имел, с какой ценностью столкнулся, когда открыл пещеры Аджанты. И не придумал ничего лучше, как нацарапать на бесценных настенных рисунках свое имя и год: «Джон Смит. 1819». Надпись находится довольно высоко, так как Смит стоял на полутораметровом слое мусора, за века скопившемся на полу пещеры.

■ Пока Низам аль-Мульк (правитель) Хайдарабада не построил в конце XIX в. хорошую дорогу к ставшим всемирно известным пещерам Аджанты, поездка к ним была сопряжена со смертельной опасностью. Путников подстерегали ядовитые змеи, скользкие от ливней тропы на крутых склонах и вооруженные до зубов воины народа бхилы, настроенные крайне недружелюбно.

■ Пещеры Аджанты находятся в 100 км от не менее известных пещер Эллоры с буддийскими, индуистскими и джайнскими храмами VI—IX вв.

■ Рисунки в храмах Аджанты выполнены в технике фреско-секко, или сухая фреска, предполагающей роспись по сухой штукатурке.

■ Копии рисунков из пещер Аджанты, сделанные в период с 1844 по 1863 г., показывают, насколько поблекли их цвета после открытия пещер для посещения туристами.

■ Пещеры сделаны в утесе, сложенном из вулканической породы — базальта: Аджанта находится в пределах траппов плато Декан — большой магматической провинции на западе плоскогорья Декан.

■ Рисунки на стенах пещерных храмов Аджанты оказали значительное влияние на формирование особого стиля живописи в храмах и монастырях Тибета, Шри-Ланки и индонезийского острова Ява. Также они помогли развить свой уникальный стиль известным индийским художникам Абаниндранату Тагору (1871-1951 гг.) и Нандалапу Босу (1882-1966 гг.).

■ Некоторые рисунки на стенах светятся в темноте. До сих пор ученые не смогли с точностью вычислить состав светящейся краски, изготовленной живописцами древности.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Местонахождение: центр полуострова Индостан.
  • Административная принадлежность: округ Аурангабад, штат Махараштра, Индия.
  • Ближайшие города: Аурангабад — 1 137 426 чел. (2011 г.), Джалгаон — 460 468 чел. (2011 г.).
  • Языки: маратхи, английский, хинди, урду, гуджарати, каннада.
  • Этнический состав: маратхи — большинство, бихарцы, гуджаратцы, панджабцы, парсы, каннара, тамилы.
  • Религии: индуизм, ислам, буддизм, джайнизм, христианство (католицизм).
  • Денежная единица: индийская рупия.
  • Река: Вагур.
  • Ближайший аэропорт: международный аэропорт Мумбай Чатрапати Шиваджи (Мумбай).

ЦИФРЫ

  • Количество пещер: 29.
  • Возраст пещер: от II в. до н. э. до 480-650 гг.
  • Длина пещерного комплекса: более 500 м.
  • Высота утеса: 75 м.
  • Максимальная высота пещеры: до 6 м.
  • Расстояние до пещер от берега реки Вагур: от 10 до 35 м.
  • Удаленность: 52 км от города Джалгаона, 104 км от города Аурангабад.

КЛИМАТ

  • Тропический муссонный.
  • Средняя температура января: +20°С.
  • Средняя температура июля: +25°С.
  • Среднегодовое количество осадков: 750 мм.
  • Относительная влажность воздуха: 60%.

ЭКОНОМИКА

  • Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Пещеры Аджанты — Документы — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Ваш браузер не поддерживает джаваскрипт.

настроить фильтр

Список Пещеры Аджанты

  • Описание
  • Карты
  • Документы
  • Галерея
  • Видео
  • Индикаторы

Оценка консультативных органов
1983 г. Консультативный орган по оценке (ИКОМОС) / Консультативная оценка организации (ИКОМОС)
Карты
2012 Пещеры Аджанты — Карта внесенной собственности
Решения
2021 44COM 8E — Принятие ретроспективных Заявлений о выдающейся универсальной ценности
2012 36COM 8D — Уточнения границ и территорий собственности государствами-участниками в ответ на Ретроспективную инвентаризацию
2002 г. 26BUR XII. 84-86 — Пещеры Аджанта / Пещеры Эллора (Индия)
2002 г. 26COM 21B.50 — Пещеры Аджанта / Пещеры Эллора (Индия)
1997 г. 21BUR IVB.43 — Пещеры Аджанта, Эллора и Элефанта (Индия)
1983 г. Отчет 7-й сессии Комитета
1983 г. 07COM VIII.29 — Номинации в Список всемирного наследия (объекты, включенные в список)
1983 г. 07COM VIII — Надпись: Пещеры Аджанты (Индия)
Отчеты миссии
2001 г. Отчет миссии WHC, пещеры Эллора и Аджанта, июль 2001 г.
2001 г. Отчет миссии оперативного наблюдения ИККРОМ в пещерах Аджанта и Эллора, 1-9 декабря 2001 г.
Периодическая отчетность
2012 Цикл периодической отчетности 2, Раздел II
2003 г. Цикл периодической отчетности 1, раздел II (резюме)
2003 г. Цикл периодической отчетности 1, раздел II
Отчеты о состоянии сохранности
2002 г. Отчеты о состоянии сохранности
2001 г. Отчеты о состоянии сохранности
1997 г. Отчеты о состоянии сохранности

топ

запомнить мой профиль

Забыли имя пользователя или пароль?
Стать участником

Пещеры Аджанты – Smarthistory

Пещеры в Аджанте, Индия, ок. 200 г. до н. э. – 650 г. н.э. (общественное достояние)

В холмах северо-западной Индии, примерно в 200 милях от оживленных улиц Мумбаи, спрятана великолепная жемчужина искусства и религии: пещеры Аджанты.

Аджанта, пещера 26, (фото: Ариан Цвегерс, CC: BY 2. 0)

Пещеры, вырезанные в скале, образуют подковообразную форму вокруг реки Вангора. Они являются примером одной из уникальных художественных традиций Индии, известной как каменные храмы. Аджанта состоит из тридцати пещер, каждая из которых посвящена жизни Будды.

Каждая пещера заполнена скульптурами, фресками на стенах и потолками. Хотя большая часть этого места рухнула, то, что осталось в Аджанте, позволило заглянуть в художественные традиции древней Индии.

Монастыри и святилища

Пещеры в Аджанте датируются вторым веком до н.э. до 650 г. н.э. и были врезаны в склон горы в две отдельные фазы. Случайно обнаруженные в 1819 году британскими солдатами во время охоты, пещеры Аджанты стали иконой древнеиндийского искусства и оказали влияние на последующих художников и стили. Пещеры на стоянке не пронумерованы в хронологическом порядке. Вместо этого их нумерация основана на местоположении, начиная с пещеры 1 на северной стороне подковы. Все пещеры в Аджанте относятся к категории вихар (монастыри с общежитиями) или чайтья-грихи (святилища/монументальные залы ступы). Тем не менее, каждая пещера имеет свои уникальные особенности, что затрудняет описание Аджанты в целом.

План пещеры 1 (схема Erik128, CC: BY-SA 3.0)

Пещеры Аджанты окутаны тьмой. Фактически, это отсутствие света имеет решающее значение для опыта в Аджанте; требуя времени зрителя, усиливая ощущение таинственности. Возможно, в прошлом было тусклое искусственное освещение, создаваемое масляными лампами. Однако даже сегодня большинство пещер остаются почти полностью темными и без помощи искусственного освещения пещеры остаются в своем первоначальном состоянии.

Пещера 1 представляет собой великолепно расписанную Вихару (монастырь), наполненную настенными росписями, скульптурами и потолочными росписями, датируемыми пятым веком. Первоначально в пещере 1 также было крыльцо, ведущее в главный зал, однако с тех пор оно обрушилось.

​Главный зал Пещеры 1 представляет собой квадрат в плане с проходами по всем четырем сторонам. К этим проходам примыкают дверные проемы, ведущие в четырнадцать небольших комнат. Пещера 1 содержит двадцать раскрашенных и резных столбов. Над колоннами расположены барельефы, изображающие сказки из жизни Будды (джатаки). В задней части зала находится большой храм Будды. Первоначально стены были покрыты картинами, но сегодня сохранилось всего девять изображений, самым известным из которых является Бодхисаттва Падмапани (Падмапани на санскрите буквально переводится как «тот, кто держит лотос»).

Вид на заднюю часть пещеры 1 с Бодхисатвой Падмапани слева от храма Будды (фото: Кристиан Лучанитс, CC: BY-SA 3.0)

Авалокитешвара

Эту картину можно найти слева от главного храма . На ней изображен один из самых любимых бодхисаттв, Авалокитешвара. Термин «бодхисаттва» относится к человеку, который был пробужден буддийским духом. Согласно учению Махаяны, Алавокитешвара отложил свое вознесение в состояние будды до тех пор, пока не поможет каждому существу достичь нирваны. Авалокитешвара принимает самое большое количество форм в Азии. Первоначально мужская форма, Авалокитешвара также известна как женская Гуаньинь в Китае и Гуань Инь в Японии.

Бодхисаттва Падмапани (фрагмент), Пещера 1

На картине его загорелое тело, затемненное только прядями вьющихся волос, изящно и элегантно. Он украшен жемчугом, амифистом и прочими атрибутами традиционных индийских украшений. На его голове сидит великолепная корона, которая в какой-то момент, скорее всего, была раскрашена в мельчайших деталях, но со временем выцвела. Его глаза опущены в медитативное состояние. Его спокойное, одухотворенное лицо задает тон и настроение залу. В правой руке он держит цветок лотоса, который может символизировать его духовное пробуждение.

Роспись потолка

Если вы посмотрите на красивые настенные росписи, вы увидите геометрические узоры и мотивы, украшающие потолок. Встречаются также изображения павлинов, тонко расписанные синей краской из лазурита. На одной из панелей изображен декоративный растительный мотив, похожий на современный зеленый сладкий перец. В дополнение к этому есть существо с головой быка, тело которого превращается в закрученные изогнутые линии, которые сливаются с цветочным декором следующей панели.

Штамп Аджанты, 1949 г.

Потолочные росписи настолько красивы, что одна из панелей, на которой изображен бегущий слон в окружении цветов, была выбрана в качестве официального логотипа Департамента туризма Индии. Слон игриво скачет, его хобот приближается к телу.

Техника живописи в Аджанте похожа на технику европейской фрески. Основное отличие состоит в том, что слой штукатурки при покраске был сухим. Сначала к грубым стенам пещеры прижимали грубую штукатурку из глины, коровьего навоза и рисовой шелухи. Затем его покрыли известковой пастой, чтобы создать гладкую рабочую поверхность. Затем были добавлены темные контуры фигур, а затем палитра всего из 6 цветов. Пигменты, которые использовали художники, были получены из природных ресурсов: красная и желтая охра, измельченный зеленый малахит, синий лазурит и т. д.

Лежащий Будда, пещера 26 (фото: Шрирам Раджагопалан, CC: BY 2.0)

В 1983 году Центр всемирного наследия ЮНЕСКО выбрал пещеры Аджанты в качестве объекта своей деятельности по сохранению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *