Петербург достоевского: Петербург Достоевского

Содержание

Петербург Достоевского

Петербург — город молодости Достоевского, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и утрат. Он всегда необходим был ему для творчества, город присутствует во многих его произведениях. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Петербург – лучшая иллюстрация к его романам. У Достоевского в Петербурге есть любимые места, любимое время, любимый сезон. Больше всего в Петербурге он не любил лето. Это всегда пыль, вонь, духота. Хорошее время – весна, пробуждение природы. Но «самое интересное во всех отношениях время – осень, особенно если не очень ненастна. Осенью закипает новая жизнь на весь год, начинаются новые предприятия, приезжают новые люди, являются новые литературные произведения…»

Героям Достоевского был ближе больной и холодный вид Петербурга. Раскольников, например, любил, «как поют под шарманку, в холодный, темный и сырой вечер, непременно сырой, когда у всех похожих бледно-зеленые, больные лица; или еще лучше, когда снег мокрый падает совсем прямо, без ветру… а сквозь него фонари с газом блистают…». Слякоть, грязь, туман, морось – обычные состояния петербургской природы – придают городу соответственное настроение, Достоевский «разгадывает» его, пытается понять, всматриваясь в город, как в случайного прохожего. Его город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет… «Было сырое туманное утро. Петербург встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал».

В Петербурге Достоевского происходят фантастические в своей прозаичности события многих его произведений, зреют безумные идеи, совершаются преступления . Особенно таинственны набережные Петербурга – Екатерининский канал, Фонтанка, Нева… Водная стихия Петербурга как бы усиливает его мрачный колорит, доводя ситуацию порой до абсурда. Рисуя свои картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывает все в мельчайших подробностях, следя за тончайшими изменениями в их «общении». В показе города и его влияния на человека он похож на режиссера с камерой в руках: он любит крупные планы, любит смену этих планов, часто представляет нам героя с разных сторон и в различных ракурсах.

Чувство Петербурга у Достоевского многогранно и довольно противоречиво. Наверно, это заложено в самом городе – двоящемся и растворяющемся в тумане. В его описаниях редко мы встретим обычные для Петербурга красоты – Невский проспект, дворцы, роскошные здания: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»

 

Если соединить высказывания самого Достоевского и его героев о Петербурге, можно представить себе монолог Федора Михайловича о нашем городе:

 

«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге… Вы замечали, что в Петербурге улицы все угрюмые? Это самый отвлеченный и умышленный город в мире…»

«Я всегда был фантазером и мистиком, и, признаюсь вам, Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною. Я ходил по улицам, присматривался к иным, совсем незнакомым прохожим, изучал их лица и угадывал, кто они, как живут, чем занимаются и что особенно их в эту минуту интересует… И многие лица мне казались какими-то странными… Это город полусумасшедших. ., и это действительно так!»

«Этот фантастический город весь насыщен существующими и вымышленными историями. Он как-то неожиданно, почти мгновенно возник. Но так же внезапно ведь может и исчезнуть? Искуриться паром к темно-синему небу…»

«Мне так грустно смотреть иногда на его сырые, огромные стены, на его мраморы, барельефы, статуи, колонны, которые тоже едва сводят зуб об зуб от сырости, на обнаженный мокрый гранит тротуаров, как будто со зла растрескавшийся под ногами прохожих… Черный купол петербургского неба почти всегда залит тушью, весь горизонт петербургский смотрит так кисло, так кисло… К тому же адский туман, и видно кругом лишь на сажень.»

«Сто раз мне среди этого тумана задавалась странная, но навязчивая греза: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?»

«Петербуржцы так рассеяны, у них столько удовольствий, дел, службы, сплетен и разных других развлечений и, кроме того, столько грязи, что вряд ли есть время осмотреться кругом, вглядеться в Петербург внимательнее, изучить его физиономию и прочесть историю города и всей нашей эпохи в этой массе камней, в этих великолепных зданиях, дворцах, монументах… Да и вряд ли кому придет в голову убить дорогое время на такое вполне невинное и не приносящее дохода занятие…»

«Есть такие петербургские жители, которые не выходили из своего квартала лет по десяти и более, и знают хорошо только одну дорогу в свое служебное ведомство. Есть такие, которые не были ни в Эрмитаже, ни в Ботаническом саду, ни в музее, ни на одной выставке…»

А, между прочим, изучение города, право, не бесполезная вещь!

Жизнь Петербурга так эфемерна… А ну как он и вправду исчезнет?

Санкт-Петербург Достоевского

Санкт-Петербург Достоевского
  • 92

    39769

  • mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/event/otkryitie-programmyi-lektoriya-yarmarki-iskusstva-1703/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/event/otkryitie-programmyi-lektoriya-yarmarki-iskusstva-1703/» data-featured-path=»/spb/best/»>

    1 328

  • mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/stendap-kontsertyi-v-stage-stand/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/stendap-kontsertyi-v-stage-stand/» data-featured-path=»/spb/best/»>

    4 27261

Фото: darkermagazine.ru

Дом старухи-процентщицы

Фото: culture.

ru

Дом Сони Мармеладовой

Фото: yandex.ru

Дом Родиона Раскольникова

Фото: ru.wikipedia.org

На Кокушкином мосту

Фото: ru.wikipedia.org

Памятник Достоевскому

Фото: yandex.ru

Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Яндекс. Дзен. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.

Самые интересные события в городе.

Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.

Посмотреть

Михайловский замок

Входит в состав Русского музея

В XIX столетии в здании Михайловского замка располагалось военно-инженерное училище, где в течение трёх лет (с 1838 по 1841 год) Фёдор Достоевский постигал азы военных наук. Проживал будущий писатель в одной из комнат на втором этаже здания, где практически всё свободное время проводил за чтением произведений Пушкина, Гоголя, Шиллера и Бальзака. Сразу же после окончания училища Фёдор Михайлович подал в отставку, не желая связывать свою жизнь с военной службой.

 ул. Садовая, д. 2
Дом Пряничникова

В одной из квартир дома Пряничникова обитал Фёдор Достоевский. Здесь он жил вместе со своим братом, а когда тот съехал на другую квартиру, соседом писателя стал доктор Ризенкампф. Общение с его пациентами, людьми из бедных слоёв общества, повлияло на Достоевского и во многом определило его творческий путь. В это же доме писатель создал свой первый роман «Бедные люди».

 просп. Владимирский, д. 11
Дом Котомина

Весной 1846 года в доме купца Котомина, в кондитерской «Вольф и Беранже», изысканно оформленной в китайском стиле, произошла встреча Достоевского с известным революционером Петрашевским. В 1849 году это знакомство чуть было не стало для писателя роковым — за связь с революционером он был приговорён к смертной казни, однако, к счастью, приговор был заменён двумя годами каторги.

 просп. Невский, д. 18
Дом Шиля

Дом на Вознесенском проспекте несколько раз за свою долгую и богатую историю менял владельцев и назначение. Когда-то это была гостиница «Париж», а затем здание стало доходным домом Шиля, где в середине XIX века одну из комнат снимал Достоевский.

Здесь же писателя арестовали по делу петрашевцев.

 просп. Вознесенский, д. 8
Пионерская площадь

Место, которое современным жителям Санкт-Петербурга известно как Пионерская площадь, в XIX столетии называлось Семёновским плацом и служило для строевых учений и парадов военнослужащих. Также здесь приводились в исполнение смертные приговоры лицам, нарушившим закон. За связь с петрашевцами в число преступников попал и Достоевский, но его помиловали.

 пл. Пионерская
Дом Родиона Раскольникова

Дом на пересечении Гражданской улицы и Столярного переулка по праву называют «началом начал»: именно здесь начинается действие романа «Преступление и наказание». Каморка Раскольникова находилась под самой крышей и по размерам больше походила на шкаф, чем на комнату.

 ул. Гражданская, д. 19
Кокушкин мост

Мост через канал Грибоедова находится в нескольких шагах от Сенной площади — одного из самых упоминаемых мест в «Преступлении и наказании». По нему пролегал путь Раскольникова к дому старухи-процентщицы. Какое-то время недалеко от Кокушкина моста жил и сам Достоевский.

 Кокушкин мост
Дом старухи-процентщицы

Ровно 730 шагов насчитал Раскольников от своих ворот до двери старухи-процентщицы. Алёна Ивановна с сестрой занимала две комнаты в простом доходном доме: квартиры тут сдавались мелким чиновникам, ремесленникам, кухаркам. В жилище старухи Раскольников её и убил. После злодейства он ещё раз пришёл в дом на набережной.

 наб. канала Грибоедова, д. 104
Дом Сони Мармеладовой

По одной из версий, героиня «Преступления и наказания» Сонечка Мармеладова жила на Екатерининском канале (сейчас он называется канал Грибоедова) в доме № 73. Это здание сильно отличается от того, что описал Достоевский: в советские годы надстроили два этажа, поменяли отделку фасада. Соня снимала комнату на последнем этаже, её окна выходили на набережную.

 наб. канала Грибоедова, д. 73
Вознесенский мост

Вознесенский мост пересекает Екатерининский канал, который Достоевский называет «канавой», и расположен по соседству с Кокушкиным. С него бросилась в воду мещанка Афросиньюшка, здесь же сумасшедшая Катерина Ивановна заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.

 Вознесенский мост
Сенная площадь

Все места, где происходило действие романа «Преступление и наказание», сгруппированы вокруг Сенной площади. Во времена Достоевского здесь находился самый дешёвый в городе рынок, где торговали сеном, соломой и дровами, а кроме того — предлагали выпивку и продажную любовь. Это центр мира униженных и оскорблённых, и именно тут Раскольников кается в своём грехе.

 пл. Сенная
Полицейская контора

На следующий день после совершения преступления Раскольникова вызывают в полицейскую контору. С убийством это не связано — на героя пожаловалась хозяйка квартиры за неуплату. Спустя 13 дней Раскольников приходит сюда снова — уже с повинной. Исследователи расходятся во мнении, где именно Достоевский разместил учреждение. Многие утверждают, что точное местоположение определить невозможно: то описание, которое даёт писатель, не сходится с расположением улиц в Петербурге. Наиболее правдоподобным выглядит вариант с доходным домом всё на той же «канаве». Здесь и правда располагалась полицейская контора 3-го квартала Казанской части.

 наб. канала Грибоедова, д. 67
Музей Достоевского 0+

В музее сохранились вещи, которые принадлежали Фёдору Михайловичу и его семье. В доме в Кузнечном переулке Достоевский провёл последние годы жизни и скончался. Похоронили литератора на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

 пер. Кузнечный, д. 5/2
Памятник Достоевскому

Недалеко от мемориального музея установлен памятник писателю. Фёдор Михайлович сидит с задумчивым видом на лавочке и словно прислушивается к звону колоколов Владимирского собора. Говорят, что прозаик действительно любил гулять в этом районе.

 ул. Большая Московская, д. 2

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Выберите рассылку:

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.

Подписка оформлена

Спасибо!

Пешеходная экскурсия по Санкт-Петербургу Достоевского

Время: примерно 3,5 часа

Федор Достоевский (1821-1881) — один из самых важных писателей России и Преступление и наказание , в котором измученный пожилой молодой интеллигент убивает Отвратительный ростовщик — одна из его самых захватывающих работ. В этой книге отчетливо чувствуется петербургская атмосфера, но не царские дворцы, классические архитектурные ансамбли и прогулки по аристократическому Невскому проспекту. Скорее, Достоевский сосредоточился на Бедняки и Оскорбленные и униженные (так назывались две его ранние работы) и на многолюдных улицах, грязных переулках, дешевых тавернах и полуразрушенных комнатах, в которых обитали эти изгои.

Кем был Федор Достоевский?

Один из величайших авторов мира, Достоевский известен своими проницательными психологическими прозрениями, благодаря которым он углубился в такие сложные вопросы, как бедность, эксплуатация, мораль, самоубийство, свобода воли, сущность добра и зла и существование Бога. Его работы отмечены большим сочувствием к бедным и угнетенным.

Фёдор Михайлович Достоевский:
  • родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве, где и провёл первые шестнадцать лет своей жизни.
  • переехал в Петербург в 1837 г. по настоянию отца для поступления в Военно-инженерный институт в Инженерном (Михайловском) замке, который окончил в 1843 г.
  • оставил свою стабильную должность военного инженера в 1844 году, чтобы посвятить себя писательству и опубликовал свой первый роман, Poor Folk в 1846 году, получивший всеобщее признание критиков.
  • думал, что его жизнь закончилась в 1849 году, когда он был приговорен к расстрелу за свои связи с тайным обществом социалистов-утопистов. Его вывезли из камеры в Петропавловской крепости для расстрела на Семеновской (ныне Пионерской) площади, но когда гвардейцы поднимали винтовки, прибыл гонец от царя, смягчавший приговор четырьмя годами каторжных работ в Сибири, которые Затем последовала пятилетняя впечатляющая служба солдатом в сибирском гарнизоне.
  • наконец разрешили вернуться в Петербург в 1859 году, где он продолжил свою литературную карьеру с «Мертвый дом » (1861), первым опубликованным романом о русских тюрьмах.
  • страдал эпилептическими припадками, что оказало значительное влияние на его философию и мировоззрение. Персонажи с эпилепсией появляются в четырех его романах.
  • часто попадал в опасную нехватку средств и провел годы в Европе, скрываясь от кредиторов, где он предавался своей катастрофической в ​​финансовом отношении зависимости от рулетки — в какой-то момент он даже заложил обручальное кольцо своей терпеливой жены.
  • написал ряд классиков мировой литературы, в том числе Преступление и наказание и Братья Карамазовы . Его творчество включает пятнадцать романов и новелл, семнадцать рассказов и множество статей, а его произведения переведены более чем на 170 языков.
  • умер 9 февраля (28 января по старому стилю) 1881 года, всего через два месяца после завершения своего шедевра Братья Карамазовы . На его похоронную процессию пришли десятки тысяч скорбящих.

Начнем нашу экскурсию с биографического направления, посетив музей-квартиру, где Достоевский провел последние годы своей жизни. Оттуда можно быстро добраться на метро до Сенной площади («Сенной рынок»), где он и его мучимый убийца бродили, размышляя над философскими вопросами, вызванными ужасающей бедностью этого района. Затем мы проследим шаги последнего, когда он отправляется из своей арендованной комнаты к квартире ростовщика с мыслями об убийстве.

Начинаем экскурсию с Станция метро Владимирская , рядом с которой находится статуя нашего великого писателя, погруженного в философские размышления, со сложенными руками и скрещенными коленями. Эта внушительная статуя, воздвигнутая в 1997 году, напоминает нам о том, что территория вокруг Владимирской площади, хотя и менее ассоциируемая с Достоевским, чем Сенная площадь, является местом, где Достоевский провел последние годы своей жизни и написал свой последний роман «» «Братья Карамазовы».0008 .

А теперь заглянем в его последнюю квартиру. Сворачивая в Кузнечный переулок , который проходит между станцией метро и пышной луковичной церковью Владимирской иконы, мы проходим мимо героев Достоевского, большинство из которых бабушкиного возраста, принося разношерстный ассортимент грибов, огурцов. , ягоды и букеты для того, чтобы приумножить свои скудные пенсии. Проезжая Кузнечный рынок справа от нас (стоит заглянуть внутрь, чтобы уловить слабое эхо рыночной атмосферы, которая пронизывает Преступление и наказание ) сразу попадаем в Мемориальный музей Достоевского по адресу Кузнечный переулок 5/2.

Достоевский снимал квартиры примерно в двадцати разных домах Петербурга, не проживая на одном месте более трех лет. Большинство этих квартир находилось в недорогих районах вокруг церкви Владимирской иконы и Сенной площади, и причины этих постоянных переездов обычно были материальными: наш автор испытывал постоянные проблемы с деньгами на протяжении большей части своей взрослой жизни. Интересно, что одна из первых его квартир в Петербурге находилась в том самом доме, о котором мы сейчас говорим, и он вернулся сюда лет через тридцать, в октябре 1878 года, со второй женой Анной Сниткиной и двумя детьми. Его квартира на втором этаже иллюстрирует склонность Достоевского к угловым квартирам, имеющим балкон и вид на церковь.

Давайте спустимся на несколько ступенек в музей, купим билеты и поднимемся на второй этаж . Здесь мы находим справа две большие комнаты с экспонатами, посвященными жизни и творчеству писателя, и слева настоящую квартиру Достоевского, восстановленную в том виде, в каком она была во времена проживания здесь великого писателя. Давайте не торопимся, прогуливаясь по комнатам, где мы можем полюбоваться его детскими игрушками, маленьким столиком, за которым умелая Анна занималась делами, и, что самое впечатляющее, кабинетом Достоевского, фокусом которого является большой письменный стол, за которым он работал допоздна. ночь при свечах, написав большую часть великолепных Братья Карамазовы . Это также комната, в которой он скончался, и напольные часы остановились в час его смерти: 20:36. Особенно трогательны слова, нацарапанные на спичечном коробке его юной дочерью: «Сегодня умер папа».

Познакомившись со всем, что есть в музее, давайте вернемся обратно по Кузнечному переулку и заглянем в храм Владимирской иконы Божией Матери , прихожанином которого был наш глубоко верующий автор. . Это желтое полубарочное полуклассическое здание было построено в 1769 году.и славится искусным иконостасом, спроектированным Бартомолео Растрелли, архитектором Зимнего дворца, и вырезанным в середине восемнадцатого века.

Теперь , давайте проследим наши шаги назад, мимо станции метро Владимирская и через оживленный Владимирский проспект к несколько неуместному гиганту бизнес-центра , завершенному в 2006 году, со словами «Зал Возрождения», украшенными латинскими буквами на его стеклянном фасаде с колоннами. . Под ней мы находим станцию ​​метро «Достоевская», названную в честь нашего уважаемого автора. Относительно новая станция, открытая в последние дни 19 декабря.91, отметим, что архитекторы попытались передать атмосферу Достоевского, применив старинные фонари и декоративные кованые ограждения, напоминающие перила на петербургских каналах. Проедем на метро одну станцию ​​до Спасской , последней остановки оранжевой ветки, и по указателям выхода на Сенную площадь , то есть до площади Сенного рынка. Таким образом, мы, моргая, появляемся в центральном сеттинге «Преступление и наказание ».

Сенная площадь и ее окрестности сильно изменились со времен Достоевского, поэтому нам придется включить воображение на полную катушку, чтобы представить себе площадь, по которой когда-то бродил наш автор и его вымышленные персонажи. Давайте перейдем через оживленную Садовую улицу и сядем на место на одной из недавно установленных скамеек с наклонными колесами на обоих концах, чтобы напомнить о рыночном прошлом площади, и сделаем несколько замечаний о Петербурге и Сенной площади в эпоху Достоевского. .

Цитаты

Боль и страдания всегда неизбежны для большого ума и глубокого сердца. По-настоящему великие люди должны, я думаю, иметь великую печаль на земле.

Я убежден, что ни один из наших писателей, ни прошлых, ни ныне живущих, не писал в тех условиях, в которых постоянно пишу я.

Когда Достоевский был сослан в 1849 году, Санкт-Петербург все еще сохранял большую часть аристократической, упорядоченной, имперской атмосферы великой пушкинской столицы. К тому времени, когда он вернулся десять лет спустя, город переживал первоначальные потрясения российской промышленной революции со всеми сопутствующими городскими упадками. Ситуация усугублялась Манифестом об освобождении, подписанным Александром II в марте 1861 года, который освободил около двадцати трех миллионов частных крепостных по всей России. Эта давно назревшая перестройка российского общества, тем не менее, вызвала много потрясений и перемещений. Когда тысячи только что освобожденных крепостных бежали в Петербург в поисках работы, население города росло. Даже в 1859 г.В год возвращения Достоевского в Петербурге проживало почти полмиллиона человек, и он был третьей по величине столицей Европы после Лондона и Парижа. К 1869 году население увеличилось более чем на двадцать пять процентов до 667 000 человек. Многие из этих новых жителей толпились в нищей местности вокруг Сенной площади.

Эта площадь, основанная в 1737 году как место продажи сена, овса, дров и крупного рогатого скота, быстро стала известна как самый дешевый рынок в городе. Во времена Достоевского великолепная барочная Успенская церковь, воздвигнутая на краю площади между 1753 и 1765 годами (и, к сожалению, разрушенная советскими войсками в 1961, чтобы освободить место для станции метро), возвышался над обширным многолюдным рынком. С утра до ночи торговцы громко расхваливали всевозможные продукты и продукты на фоне хриплых звуков и тухлых запахов. Район кишел фермерами, крестьянами и купцами, местными бедняками, мелкими ворами и проститутками, изгоями, пьяницами и обездоленными. Хаотичная и многолюдная, грязная и неблагозвучная Сенная площадь представляла собой антитезу имперскому великолепию Дворцовой площади неподалеку. И именно в этом подбрюшье города Достоевский поставил Преступление и наказание , первоначально опубликованный двенадцатью ежемесячными выпусками в 1866 году. На первых страницах романа он отмечает: «Рядом с Сенным рынком, застроенным домами с дурной репутацией, район кишел населением торговцев и мастеров. — всеторговцы, которые толпились на тех центральных улицах и переулках Петербурга, создавая такую ​​панораму пестрых персонажей, что почти ничто и никто не мог вызвать удивления».

Прежде чем отправиться на поиски юного убийцы, давайте заглянем в единственное здание, уцелевшее со времен пребывания Достоевского в этом районе: Гауптвахта , одноэтажное желтое здание с четырехколонным белым портиком , расположенное прямо напротив Садовой улицы от станции метро «Сенная площадь» . Это небольшое, но самоуверенное сооружение было возведено между 1818 и 1820 годами для поддержания присутствия полиции на растущем рынке. Интересно, что этот последний остаток старого Сенного рынка имеет отношение к нашему автору. Арестованный за нарушение правил цензуры, он провел здесь два дня в заключении в 1874 году, которые он провел, читая 9 книг Виктора Гюго.0007 Отверженные .

А теперь познакомимся с нашим главным героем, двадцатитрехлетним Родионом Романовичем Раскольниковым. Наш человек — нельзя сказать «герой» — имеет утонченное лицо и замечательно красив, выше среднего роста, стройный, хорошо сложенный, с красивыми темными глазами и густыми каштановыми волосами. Сам Раскольников говорит, что он бедный ученик, больной и разбитый бедностью. В самом деле, Достоевский отмечает, что его одежда в лохмотьях, и что даже человеку, привыкшему к убогости, было бы стыдно увидеться на улице в таком лохмотьях. У него всего одна пара носков.

Приключения Раскольникова начинаются с разговора, подслушанного в одном из многочисленных местных пивных баров, где страстный студент поднимает утилитарный вопрос о жизни подлой, беспощадной ростовщицы, пожилой Алены Ивановны:

«С одной стороны у нас есть глупая, бессмысленная, никчемная, злобная, больная старуха, никому не нужная, напротив, всем вредная, сама не понимающая, для чего она живет и которая все равно умрет через день-два. .. с другой стороны, свежие молодые жизни гибнут за неимением помощи тысячами и со всех сторон!Сто тысяч добрых дел и начинаний можно было бы совершить на деньги этой старухи, которые она хочет оставить монастырю!Сотни Тысячи, быть может, человеческих существ могли бы направить на путь истинный, десятки семей спасены от нужды, от разврата, от разорения, от венерологических больниц — и все на ее деньги. Убейте ее, возьмите ее деньги и с их помощью посвятите себя к служение человечеству и всеобщее благо. Как вы думаете, не сгладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь тысячи жизней спасены от тления и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — простая арифметика! Кроме того, какое значение имеет на балансе существования жизнь этой болезненной, глупой, злой старухи! Не больше, чем жизнь вши, черного жука».0105

Это философская предпосылка, которую пытается исследовать Преступление и наказание . Раскольников размышляет над этическим предложением студента, так близко перекликающимся с его собственными размышлениями, и предпринимает пробный заезд на квартиру ростовщика, чтобы заложить первые шаги к убийству женщины, но тем не менее сомневается, что он действительно найдет в себе силы совершить поступок. . «Боже!» он плачет. «Неужели, неужели, что я в самом деле возьму топор, что я ударю ее по голове, раскрою ей череп… что я буду топтать липкую теплую кровь, ломать замок, красть и дрожать, прятаться, весь в крови… топором… Боже мой, неужели?

Затем, после блужданий по невыносимо жаркому городу, когда он направляется обратно в свою арендованную комнату, случайное событие на роковом углу Сенного рынка склоняет чашу весов. Предполагается, что этот угол находится на въезде в переулок Гривцова, , до которого мы добираемся, направляясь налево от Дома охраны мимо множества оживленных небольших магазинов, торгующих мобильными телефонами, сигаретами и шавермой, до следующего перекрестка . Здесь усталый Раскольников подслушивает, как наивная, простая сестра ростовщика соглашается на следующий вечер встретиться с мещанином на том же месте:0005

«Хорошо, я приду», — сказала Лизавета. Первое изумление нашего главного героя медленно сменилось ужасом, словно мурашки побежали по его спине. Он узнал, узнал вдруг и совершенно неожиданно, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, сестры старухи и единственной спутницы, не будет дома и что, следовательно, ровно в семь часов в к вечеру старуха будет дома одна.

И с чувством, что у него нет больше ни свободы мысли, ни воли и что все решено вдруг и бесповоротно, Раскольников, спотыкаясь, бредет обратно в свою квартиру, как приговоренный к смерти.

Пойдем за ним туда. Двигаясь по переулку Гривцова, мы вскоре достигаем канала Грибоедова, ныне приятного, извилистого, обсаженного деревьями водного пути. Как и Сенной рынок, канал во времена Достоевского представлял собой радикально менее благоустроенный вид, и хотя его формальное название тогда было Екатерининским, в честь Екатерины Великой, местные жители прозвали его Стоком, так как стоки заводов и дворовых выгребных ям лились в его мутную воду. воды, производя отвратительный запах, который навис над местностью, как ядовитое облако. Ужасная антисанитария в сочетании с перенаселенностью жилья, скудным питанием, сырым климатом и общей загазованностью превратили Петербург в самый нездоровый крупный город Европы с самой высокой смертностью. Такие болезни, как холера, дифтерия, оспа, туберкулез, тиф и сифилис, не говоря уже о хроническом алкоголизме, свирепствовали и к 9На 0007 Преступление и наказание приходится половина всех смертей в черте города.

Подробнее об этих ужасных условиях жизни мы поговорим позже, а сейчас нам нельзя терять времени — наш главный герой ускользает от нас, все еще поглощенный обрывком разговора, который он подслушал на Сенном рынке. Итак, переходим Демидов мост, после этого делаем первый поворот налево на улицу Гражданскую и едем один длинный квартал до переулка Столярный . Там на углу напротив мы видим 5 Столярный переулок (также ул. Гражданская, 19), куда устало направляется наш главный герой, и где мы можем полюбоваться большим бронзовым рельефом нашего автора (установлен в 1999 г.), с нахмуренным лбом и сжатыми руками, под которым табличка читает

ДОМ РАСКОЛЬНИКОВА

ТРАГИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ НАРОДА
ЭТОЙ ЧАСТИ ПЕТЕРБУРГА
обслуживается
ДОСТОЕВСКИЙ
КАК ОСНОВА ДЛЯ ЕГО СТРЕМИТЕЛЬНЫХ ПРОПОВЕДЕЙ
НА ДОБРО ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Раскольников уже скрылся в доме и стал подниматься по лестнице в свое скромное жилище под навесом. Достоевский описывает ее так:

Чердак его находился под крышей высокого пятиэтажного доходного дома и больше походил на чулан, чем на комнату… Она была шагов шести в длину и вида самого жалкого, с пыльными, желтоватыми обоями, отслаивающимися от стен, и такой низкий, что человеку выше среднего роста было в нем неудобно, так как казалось, что он вот-вот ударится головой о потолок. На самом деле комната нашего главного героя была настолько мала, что он мог открыть дверную защелку, не вставая с кровати.

К сожалению, доступ к лестнице, ведущей на эту мансарду, закрыт металлической дверью со стороны Столярного переулка и калиткой со стороны Гражданской улицы (если вам повезет преодолеть эти препятствия, то на лестницу можно попасть через первую дверь справа Столярного подъезда). Поэтому мы должны довольствоваться общим видом улицы, поскольку мы созерцаем условия жизни во времена Раскольникова, когда в районе Сенного рынка на один дом приходилось в среднем 247 человек. Такая поразительная плотность была достигнута за счет размещения жильцов во всех возможных местах, включая чердаки, чуланы, подвалы и под лестницей. Предприимчивые домовладельцы превратили квартиры в ночлежки, забитые рядами нар. Для достижения максимального использования эти помещения сдавались в аренду посменно, так что на одной койке могли находиться два или три человека в течение суток. Как ни несчастен был Раскольников в своей скромной каморке, но, кажется, условия могли быть и хуже!

Ну, в этом рабочем квартале было не только множество людей, но и множество забегаловок и кабаков, что неудивительно в городе, где потребление водки на душу населения было выше, чем где-либо еще в России. На самом деле в газетной статье 1865 года улица, на которой жил наш герой, описывается так:

«В Столярном переулке шестнадцать домов. духам вообще не нужно смотреть на вывески. Войдите в любой дом, и вы повсюду найдете спиртное».

А Раскольников в свое время отмечает невыносимую вонь из кабаков, особенно многочисленных в этой части города, и пьяниц, с которыми он постоянно сталкивался в любой час.

Такова была общая атмосфера, которую наш автор наблюдал с балкона своей квартиры на втором этаже дома по Казначейской улице, 7, , угловой дом , в одном квартале левее по Столярному переулку, если смотреть на дом Раскольникова . Достоевский жил здесь с августа 1864 г. по январь 1867 г.Казначейская улица, и его старший брат Михаил тоже некоторое время жил на этой улице), и именно здесь он написал роман, действие которого мы прослеживаем. Именно здесь он завел одно из самых важных знакомств в своей жизни. Столкнувшись с почти невыполнимым сроком для своего короткого романа «Игрок », он отчаянно искал стенографистку, которая помогла бы ему выполнить гигантскую задачу, и, таким образом, в октябре 1866 года умелая, способная и терпеливая Анна Григорьевна Сниткина, стенографистка в руку, вошла в его жизнь. С ее квалифицированной помощью срок был соблюден, и менее чем через шесть месяцев она стала его женой. Благодаря этой замечательной женщине тяжелое финансовое положение Достоевского в конце концов уладилось, и Анна оказала Достоевскому неоценимую помощь в его творчестве, помогая ему как в написании, так и в издании его книг. Мир литературы многим ей обязан.

А теперь вернемся к нашему главному герою, который, проведя ночь в тяжелом, тягостном сне и следующий день в летаргической дремоте, вдруг осознает поздний час и впадает в необыкновенную, лихорадочную, рассеянную спешку. Ведь он должен успеть совершить страшное дело до того, как Лизавета вернется с Сенного базара. Он мчится вниз по многочисленным лестницам из своей чердачной квартиры во двор внизу и крадет из темной, тесной комнаты привратника топор, который прячет под своим широким, крепким летним пальто. Проследим за ним сейчас, пока он идет по Столярному переулку , и разделим его поспешность, когда он заметит, заглянув в магазин и увидев часы на стене, что время уже десять восьмого вечера.

Торопясь по Столярному переулку, Раскольников пересекает Кокушкин мост через канал Грибоедова и некоторое время идет прямо, пока не доходит до Садовой улицы. Здесь он поворачивает направо в сторону заросшего деревьями Юсуповского сада , одного из немногих зеленых пятен в переполненном районе Сенного рынка. Он отмечает, что вопреки его ожиданиям, совсем не боялся. Его разум был занят даже не относящимися к делу делами. И вот, взглянув на срединную летнюю зелень, он глубоко поглощен мыслью о сооружении больших фонтанов и о их освежающем влиянии на атмосферу на всех площадях. Через Сад поворачивает направо на проспект Римского-Корсакова, по которому идет по двум перекресткам, и дойдя до третьей, Средней Подьяческой, останавливается : Здесь был дом, здесь были ворота…

У Расконикова есть благополучно прибыл к месту назначения, Средней Подьяческой, 15 (тоже 104 по набережной канала Грибоедова, въезды с обеих сторон шлагбаумы), описанному во время рекогносцировочного визита как огромное здание, которое одной стороной выходило на канал, а другой — в улица. Этот дом состоял из тесных квартир и был населен всякого рода рабочим людом — портными, слесарями, поварами, разными немцами, девками, зарабатывающими чем могли, мелкими приказчиками и пр.

В очередной раз туннелеобразная арка, ведущая в обветшалый двор, перекрыта металлическими воротами, так что нам придется подождать снаружи, пока Раскольников проскальзывает в дверь справа от ворот, поднимается по темной узкой лестнице к четвертый этаж и звонит в квартиру ростовщика. Нет ответа. Он снова звонит. Опять нет ответа. Только с третьего звонка пожилая женщина отпирает дверь и впускает Раскольникова в свою маленькую, безупречно чистую квартирку.

Через несколько минут наш протагонист вытащил топор и:

Едва сознавая себя, взмахнул им обеими руками, почти без усилий, почти машинально, обрушив тупую сторону на голову… Ее тонкая, легкая, седые волосы, по обыкновению густо намазанные жиром, были заплетены в крысиный хвост и скреплены сломанным роговым гребнем, торчавшим на затылке. Поскольку она была такой маленькой, удар пришелся ей в самую макушку черепа. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг рухнула на пол, хотя успела еще поднять обе руки к голове… Тогда он со всей силы нанес ей еще удар, и еще, тупой стороной и по той же место. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, тело упало навзничь. Он отступил назад, дал ей упасть и тотчас склонился над ее лицом; она была мертва.

Увы, из-за позднего старта Раскольникова Лизавета возвращается со встречи на Сенной прежде, чем он успевает покинуть квартиру, и она тоже оказывается убитой его окровавленным топором. Таким образом, не только женщина, чья жизнь стоила не больше, чем жизнь черного жука, но и ее наивная, невинная сестра зарезаны, а «простая арифметика» студенческого трактирного спора с самого начала сбивается с толку.

Что ж, у нас была довольно напряженная прогулка. Предлагаю продолжить движение по до конца Средней Подьяческой, где мы снова встречаемся с каналом Грибоедова и, повернув направо, следовать по каналу для спокойной прогулки обратно на Сенную площадь, 9.0008 , возможно, заново обдумывая предложение, сделанное студентом в таверне. Кстати, мы прошли только одну пятую из «Преступление и наказание ». Большая часть остальной части романа размышляет именно об этом предположении, справедливость которого Достоевский в конечном счете отрицает, и к концу романа Раскольников тоже возвращается по каналу на Сенной рынок, где выходит на середину площади, кланяется и целует землю. Потом продолжает свой путь в полицейский участок и с белыми губами и вытаращенными глазами тихо и отрывисто, но отчетливо говорит: «Это я. .. Это я топором зарубил старуху ростовщицу и сестру ее Лизавету их.»

Уместна минутная пауза…

Что ж, мы не хотим оставлять нашего главного героя барахтаться в жуткой петербургской трясине, где мы наблюдали его большую часть нашей прогулки, так что закончим мыслью о том, что в В эпилоге романа, как и у Достоевского несколькими десятилетиями ранее, Раскольников приговорен к годам каторжных работ в Сибири. В этом отдаленном месте, которое изображено как естественное, чистое и нетронутое преступностью и нищетой, наводнившими Сенной рынок, нашему убийце с топором дарована надежда на постепенное обновление, постепенное возрождение и окончательное искупление через великие усилия, великие страдания.

Дополнение для заядлых поклонников Достоевского

Купите розу в одном из киосков на Сенной площади и садитесь на метро до площади Александра Невского (опять же на оранжевой ветке, три остановки на восток от Спасской). Выйдя из метро, ​​перейдите площадь и войдите в Александро-Невский монастырь через главные ворота. Поверните направо на Тихвинское кладбище (вход платный). Здесь похоронен ряд выдающихся личностей, в том числе Чайковский, Рубинштейн, Муссгорский, Римский-Корсаков и Глинка. И здесь тоже можно возложить свою розу на надгробную плиту Федора Михайловича Достоевского, на которой написан стих из Евангелия от Иоанна, в котором Иисус говорит: «Истинно, истинно говорю вам, если пшеничное зерно не упадет на землю и не умрет, то останется один; а если умрет, то принесет много плода».

Исследуйте Санкт-Петербург по следам Федора Достоевского

В русском языке есть поговорка, которая гласит, что есть три типа людей – поклонники творчества Толстого, поклонники творчества Достоевского и поклонники обоих. В этой статье мы продолжим исследовать места, связанные с некоторыми из этих известных русских писателей. Теперь настала очередь исследовать Санкт-Петербург по следам Федора Достоевского.

По многочисленным просьбам милые Александра и Карина из Carusel Tours написали очередную статью для Культурного Туриста. После истории яиц Фаберже и мест, связанных со Львом Толстым в Москве, они подготовили интересный пост, который поможет вам исследовать Санкт-Петербург по следам Федора Достоевского.

Мы оставим позади старую и очаровательную Москву Толстого и прогуляемся по бедным районам и узким темным переулкам Санкт-Петербурга Достоевского.

Федор Достоевский в Санкт-Петербурге

Федор Достоевский родился и вырос в Москве, но большую часть своей плодотворной жизни провел в Санкт-Петербурге. Достоевскому это никогда не нравилось. Но город стал неисчерпаемым источником историй и персонажей для его произведений.

Если вы читали какие-нибудь романы Достоевского, то у вас уже есть в воображении нарисованный им портрет города.

С Достоевским связано невероятное количество домов и площадей в Петербурге. За свою жизнь он переезжал из одной ветхой квартиры в другую почти тридцать раз. Это не говоря уже о других важных местах, которые могут помочь вам исследовать Санкт-Петербург по следам Федора Достоевского.

В основном это угловые квартиры в обычных жилых домах города. Санкт-Петербург того времени сильно отличался от Москвы, где многие люди по-прежнему жили в одно-двухэтажных особняках и могли позволить себе сдавать небольшие дома, как это делал Лев Толстой. В Петербурге в отдельном доме могли жить только состоятельные и знатные семьи.

⤷ Подробнее: Путеводитель по Санкт-Петербургу

Места, связанные с Достоевским в Санкт-Петербурге

В этом посте мы не будем перечислять все дома, в которых жил Достоевский в Петербурге. Вместо этого мы сосредоточимся на самых важных местах, связанных с Достоевским в Санкт-Петербурге. И дам вам несколько советов, как исследовать Санкт-Петербург по следам Федора Достоевского.

⤷ Нажмите здесь, чтобы посмотреть карту с достопримечательностями Достоевского в Санкт-Петербурге

Остановка 1 – Замок Святого Михаила

* Адрес :

Садовая улица, 2

Федор Достоевский переехал в Санкт-Петербург из Москвы, когда ему было шестнадцать. Он приехал учиться в Инженерное училище, которое в то время располагалось в красивом Михайловском замке. Поэтому другое название этого замка, которое часто можно услышать среди местных жителей, — Инженерный замок.

Достоевский приехал вместе со своим любимым братом Михаилом, который тоже учился в Инженерном училище. Михаил, как и Федор, посвятил свою жизнь литературе и до конца жизни прожил в Петербурге.

Любимым местом Достоевского в замке была угловая комната у окна, выходящего на Пантелеимонов мост. С этого момента и до конца жизни он предпочитал угловые квартиры.

Некоторые считают, что Достоевский снимал почти исключительно угловые квартиры, потому что они были дешевле, так как требовалось больше дров, чтобы согреться в холодное время года.

Однако мы с этим не согласны! Мы уверены, что это не было основной причиной.

Из окна угловой квартиры открывается чудесный вид на происходящее на близлежащих улицах, чем, на наш взгляд, и привлекал Достоевский. Должно быть, через эти окна он наблюдал за множеством прототипов своих будущих персонажей.

После окончания Михайловского замка и до ссылки в Сибирь за политические взгляды Достоевский сменил несколько комнат и квартир в разных концах города. Район Хеймаркет оказался для него самым вдохновляющим — там он написал Белые ночи , Неточка Незванова и Елка и свадьба .

И стал известным писателем.

Остановка 2 – Кондитерская Wolf & Beranget

* Адрес : Невский проспект, 18, угол реки Мойки

Это была лучшая кондитерская города во времена Пушкина и Достоевского, которую посещали многие писатели.

Здесь Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, первооткрывателем идей утопического социализма. Именно это знакомство едва не стоило Достоевскому жизни.

Достоевский увлекся идеями, продвигаемыми Петрашевским и его тайным кружком. Когда император узнал об этом революционном движении, он приказал посадить в тюрьму всех участников кружка, а впоследствии казнить их руководителей.

Это кафе существует и сегодня. Сейчас оно известно как «Литературное кафе», но с таким же успехом его можно назвать «Кафе Зла».

Это было последнее место, где Александр Пушкин, все в русской литературе, побывал утром перед своей роковой дуэлью.

Спустя девять лет Федор Достоевский встретил здесь Петрашевского. А в 1893 году Петр Чайковский заразился холерой после того, как выпил за обедом в этом ресторане некипяченую воду. Через несколько дней он умер от холеры. Вы все еще хотите посетить его?

Остановка 3 – Петропавловская крепость

* Адрес : Петропавловская крепость

Достоевский и другие члены Петрашевского кружка были заключены в одиночные камеры тюрьмы Петропавловской крепости. Там он провел полгода и написал рассказ «9».0003 Маленький герой . К тому времени он глубоко разочаровался в своих прежних политических взглядах. Незадолго до Рождества 1849 года Достоевский и пять других членов Петрашевского кружка, включая самого Петрашевского, были приговорены к смертной казни через расстрел.

⤷ Читайте мой путеводитель по посещению Эрмитажа в Санкт-Петербурге здесь

Остановка 4 – Имитация казни на Семеновском месте

* Адрес : Ныне Пионерская площадь, на пересечении Гороховой улицы и Загородного проспекта

Семеновское место — площадь публичных казней в царское время. Большевики переименовали ее в Пионерскую, потому что в дальнем ее конце открылся Театр юного зрителя. И действует по сей день.

На площади Вы увидите памятник другому русскому писателю А. Грибоедову. Он не был приговорен к смертной казни Российским императорским правительством. Однако судьба его не менее трагична, чем у Достоевского. Его памятник был создан еще в советское время и поставлен просто для того, чтобы заполнить пространство на площади.

За минуту до казни пришло срочное сообщение от императора. В нем Николай I даровал помилование всем осужденным и велел сменить расстрел каторжных работ на в Сибири.

Это помилование было фактически согласовано накануне, но с условием, что оно будет объявлено только в последнюю минуту.

Во время инсценировки казни один из осужденных потерял рассудок. И, конечно же, это оказало огромное влияние на Достоевского. Позже он описал ужасающий опыт ожидания казни в своем знаменитом романе 9.0003 Идиот .

Возвращение из Сибири

В 1859 году, при либеральном императоре Александре II, Достоевскому было разрешено вернуться в Петербург. С помощью своего брата Михаила, который был редактором литературного журнала, были опубликованы некоторые произведения Достоевского. В него вошли воспоминания из дома мертвых , и он снова стал известным писателем.

В то время Достоевский арендовал множество недорогих ночлегов, в основном в районе Сенной у канала Грибоедова, где впоследствии разместил всех персонажей своей Преступление и наказание .

СОВЕТ : Если вы хотите увидеть некоторые из этих мест, взгляните на экскурсию Достоевского в Санкт-Петербурге , которую организуют Александра и Карина.

Остановка 5 – Достоевские локации в Санкт-Петербурге из «Преступления и наказания»

* Адрес :

, ул. Казначейская, 1,7,9 Улица

Казначейская, где происходит большая часть сюжета «Преступления и наказания», — это место, где жил сам Достоевский. Жил в домах № 1, 7 и 9., всегда в угловых квартирах с видом на перекресток Казначейской и других улиц.

На доме по ул. 7, где он завершил «Преступление и наказание». Там же он познакомился со своей второй женой Анной Григорьевной. Она была стенографисткой, которая помогла ему закончить «Игрока» за один месяц и тем самым спасла его от долговой тюрьмы.

⤷ Подробнее о посещении Петергофского дворца из Санкт-Петербурга читайте здесь

Остановка 6 – памятник Достоевскому и дом Раскольникова 902:30

* Адрес :

, ул. Гражданская, 19

В минуте ходьбы находится угол Гражданской улицы и Столярного переулка, где можно увидеть памятник Достоевскому. Там же находится табличка о том, что это дом Раскольникова, главного героя «Преступления и наказания».

Некоторые заядлые поклонники Достоевского пишут свои послания писателю и Раскольникову на внутренних стенах дома, что приводит местных жителей в бешенство.

Одному британскому поклоннику Достоевского удалось занять чердак под крышей дома Раскольникова, и он жил там все лето, пытаясь приблизиться к пониманию души Раскольникова.

Остановка 7 – Гауптвахта на площади Хеймаркет

* Адрес :

Садовая улица, 3

Во времена Достоевского Сенная площадь (или Сенная площадь) была центром оживленного квартала и главной торговой площадью города.

Многие приезжие снимают квартиры и комнаты в этом районе. Многие женщины были вынуждены работать в близлежащих публичных домах, так как не могли найти других способов заработка.

Достоевский часто бывал на рынке и в церкви на площади, как и Раскольников из «Преступления и наказания». Со времен Достоевского сохранилось лишь несколько зданий на площади. Но она продолжала служить рыночной площадью вплоть до 2000-х годов, и вы все еще можете почувствовать ее дух сегодня.

Сразу видно, что это не самая гостеприимная часть города, да и во времена Достоевского она была куда менее привлекательной.

Желтая гауптвахта с колоннами — одно из редких зданий, сохранившихся со времен Достоевского. Там располагалась небольшая тюрьма. В ней пару раз сидел Достоевский, за неточные высказывания о царской семье и из-за своих долгов.

Достоевский провел эти дни, перечитывая свою любимую Les Miserables Виктора Гюго и ест еду, приготовленную его второй женой. Так что ему очень понравилось то время.

Второй уцелевший времен Достоевского — старый фонтанчик, где извозчики покупали воду для своих лошадей.

Остановка 8 – Троицкий собор

* Адрес :

Измайловский проспект, 7А

По нашему скромному мнению, это один из самых красивых соборов города. Его большие купола, расписанные голубым небом с золотыми звездами, видны из многих уголков города.

Здесь 15 февраля 1867 года Федор Достоевский женился на своей второй жене Анне.

Собор был посвящен Измайловскому полку. Они носили синюю форму, поэтому основной цвет куполов — синий.

Центральный купол собора сгорел во время реставрационных работ 2006 года. Потушить пожар было сложно, так как оказалось, что купол деревянный. Три меньших купола уцелели при пожаре, а главный и четвертый малый купола были построены новыми.

СОВЕТ : Троицкий собор, как и все действующие храмы города, вход бесплатный. Женщинам следует покрыть голову, прежде чем войти внутрь.

Остановка 9 – Музей Достоевского

* Адрес :

Кузнечный переулок, 6

В этом доме Федор Достоевский провел последние годы своей жизни. Он переехал туда со своей второй женой и растущей семьей в 1873 году, когда он уже стал всемирно известным писателем.

Это был, пожалуй, самый счастливый период в его жизни, и он, наконец, смог позволить себе снять пятикомнатную угловую квартиру на третьем этаже, в которой достаточно места для всей семьи.

По иронии судьбы, он уже снял крохотную квартирку в том же доме в 1846 году, вскоре после окончания Инженерного училища. Сегодня в этом здании находится музей Достоевского, один из лучших музеев Санкт-Петербурга.

У них замечательные аудиогиды, и мы обязательно рекомендуем вам их посетить! Даже 30 минут хватило бы, чтобы увидеть квартиру, в которой жил знаменитый писатель.

Ежегодно в первые выходные июля в Санкт-Петербурге отмечается День Достоевского. И праздник всегда начинается в этом месте.

Памятник Достоевскому

* Адрес : ул. Большая Московская, 2, у входа на ст. м. Владимирская

Прежде чем войти в музей, посмотрите на памятник Достоевскому рядом. Открыт в 1997 году на углу Кузнечного переулка и Большой Московской улицы.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

* Адрес :

Владимирский проспект, 20

Рядом с ним церковь Владимирской иконы Божией Матери. Недавно отреставрированная, это одна из старейших действующих церквей в городе. К счастью, его не разрушили ни большевики, ни нацисты.

Это также одно из мест, где можно пройтись по следам Федора Достоевского в Санкт-Петербурге. Его часто посещал и Достоевский с семьей. И это по-прежнему одна из самых популярных церквей среди местных жителей, всегда полная людей.

СОВЕТ : Вход бесплатный, но перед входом женщины должны покрыть голову.

Остановка 10 – Могила Достоевского в Александро-Невской Лавре

* Адрес : Площадь Александра Невского

Достоевский умер на пике своей славы от легочного кровотечения. Климат Санкт-Петербурга и годы в каторга в Сибири ухудшили его здоровье.

Его растущая популярность также не помогла ему восстановить здоровье, так как он продолжал усердно работать над завершением своего последнего романа «Братья Карамазовы» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *