Заповедник музей «Танбалы»
Экскурсии и услуги
Туристические маршруты
Экспозиция заповедника-музея «Танбалы» состоит в подавляющем…
Читать
Могильники
Могильники комплекса располагаются как в холмистой…
Читать
Петроглифы
Петроглифы Танбалы были выбиты в технике пикетажа каменными…
Читать
Поселения
Читать
Новости
- Все новости
- Новости
- Статьи
- СМИ о нас
- Новости министерства культуры и спорта
Республиканский фестиваль «Бабалар мұрасы» и научно-практическая конференция «Кенесары өмірі мен ерлігі және қилы тағдыры»
01 Ноября 2022
В музей-заповеднике «Таңбалы» прошла традиционная международная научно-методическая конференция «XIV Оразбаевские чтения»
29 Октября 2022
В г. Кунаев прошли курсы подготовки экскурсоводов для представителей туристских фирм, ГНПП, заповедников, организованные Управлением туризма Алматинской области
14 Октября 2022
Вакансия
04 Октября 2022
В рамках фестиваля «Ұлы даланың дана арулары» музей-заповедник «Таңбалы» представил передвижную выставку
21 Сентября 2022
В прямом эфире радио «Шалкар» директор музея-заповедника «Таңбалы»20 Сентября 2022
В рамках акции «Дар музею» Сакиев Асхат из села Карабастау подарил Непальский нож
19 Сентября 2022
В археологическом комплексе «Танбалы-тас» прошли съемки программы «Қонаев қазыналары» телеканала «Жетысу»
16 Сентября 2022
Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник «Таңбалы» посетил министр культуры и спорта РК Д. Абаев
10 Сентября 2022
Музей-заповедник «Таңбалы» представил доклад «Петроглифы Танбалы как бренд Казахстана».
09 Сентября 2022
Республиканский фестиваль «Бабалар мұрасы» и научно-практическая конференция «Кенесары өмірі мен ерлігі және қилы тағдыры»
01 Ноября 2022
В музей-заповеднике «Таңбалы» прошла традиционная международная научно-методическая конференция «XIV Оразбаевские чтения»
29 Октября 2022
В г. Кунаев прошли курсы подготовки экскурсоводов для представителей туристских фирм, ГНПП, заповедников, организованные Управлением туризма Алматинской области
14 Октября 2022
Вакансия
04 Октября 2022
В рамках фестиваля «Ұлы даланың дана арулары» музей-заповедник «Таңбалы» представил передвижную выставку
21 Сентября 2022
В прямом эфире радио «Шалкар» директор музея-заповедника «Таңбалы»
20 Сентября 2022
В рамках акции «Дар музею» Сакиев Асхат из села Карабастау подарил Непальский нож
19 Сентября 2022
В археологическом комплексе «Танбалы-тас» прошли съемки программы «Қонаев қазыналары» телеканала «Жетысу»
16 Сентября 2022
Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник «Таңбалы» посетил министр культуры и спорта РК Д. Абаев
10 Сентября 2022
Музей-заповедник «Таңбалы» представил доклад «Петроглифы Танбалы как бренд Казахстана».
09 Сентября 2022
Тарихы терең Таңбалы
13 Марта 2021
Таңбалы тастары – көне дәуірден сыр шертетін тарихи дерек
12 Марта 2021
Жамбыл Жабаевтың туғанына 175 жыл
01 Марта 2021
«Тасқа жазылған тарих» — Жетісу газеті 04.09.2021
04 Сентября 2021
Природный заповедник-музей «Таңбалы» открылся в Алматинской области
14 Января 2021
Петроглифы эпохи бронзы в Танбалы
06 Сентября 2019
Наскальные надписи Танбалы
01 Апреля 2017
Пандемия еліміздің туризм саласына тың серпін берді
21 Января 2021
Министр культуры и спорта Республики Казахстан
Абаев Даурен Аскербекович
Читать блог
Директор заповедника
Амиргалиев Мадияр Орынтаевич
Читать блог
О Заповеднике
История открытия. Петроглифы Таңбалы были обнаружены археологическим отрядом под руководством А.Г. Максимовой в 1957 г. С 1970-х гг. изучением петроглифов занимался А.Н. Марьяшев, позже экспедиция под его руководством, а также А.Г. Медоев, внесший значительный вклад в изучение петроглифов Казахстана. С 1990-х гг. экспедицией, которая продолжала археологические исследования, руководил А.Е. Рогожинский. Свой вклад внесло огромное количество ученых, краеведов, волонтеров.
Подробнее
Партнеры
Петроглифы Тамгалы-Тас в Казахстане.
Урочище Тамгалы-Тас (в переводе – «камни со знаками) находится на юге Казахстана, у реки Или, в 120 км от Алматы, и знаменито своими
Тамгалы-Тас – настоящий буддийский храм под открытым небом. Здесь имеется более тысячи наскальных рисунков (XIV – XVI вв.), самые значительные из которых – изображения Будды Шакьямуни, Будды Безграничного Света Амитабха и Бодхисаттвы Бесконечного Сострадания Арья Авалокитешвара, с которым связана знаменитая мантра с глубоким сакральным смыслом «Ом Мани Падме Хум». Наскальная живопись также изображает различных животных (быков, верблюдов, лошадей, козлов) и сцены охоты.
Кроме древних рисунков, здесь есть и высеченные буддийские мантры, а также древнетюркские рунические письмена, которые датируются VIII-IX вв. и оставлены, предположительно, половцами (кипчаками).
Скопление петроглифов Тамгалы-Тас признано культурным памятником и находится под защитой государства.
Фотографии:
смотреть все фото »»
© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала — только с разрешения автора.
×
Название тура *
ФИО контактного лица *
Гражданство
Telegram
E-Mail *
Планируемые
даты путешествия:
Количество
участников:
Проживание по маршруту:
Отели класса люкс 4-5 ☆
Отели 2-3 ☆
Гостевые дома
Бюджетный вариант проживания
Предпочтительная форма связи:
По E-mail
По телефону
Комментарии, пожелания по программе:
Я согласен на обработку моих персональных данных
Оставляя свои данные в этой форме, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных
×
Название экскурсии *
ФИО контактного лица *
Гражданство
Контактный телефон *
Telegram
E-Mail *
Выберите даты экскурсии:
Количество
участников:
Предпочтительная форма связи:
По E-mail
По телефону
Комментарии, пожелания:
Я согласен на обработку моих персональных данных
Оставляя свои данные в этой форме, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных
Петроглифы археологического ландшафта Танбалы
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение
Ближе к западной оконечности гор Тянь-Шаня на юго-востоке Казахстана Чу-Илийский горный отрог образует каньон вокруг ущелья Танбалы. Обилие родников, богатая растительность и укрытие отличают этот район от засушливых гор, окаймляющих границу Казахстана с Кыргызстаном на юге, и от плоских сухих равнин центрального Казахстана на севере. Ущелье и окружающий его скалистый ландшафт, где блестящие черные камни ритмично поднимаются ступенями, привлекали скотоводческие общины с бронзового века и прониклись сильными символическими ассоциациями.
Археологический ландшафт Танбалы представляет собой замечательную концентрацию около 5000 петроглифов, связанных с ними поселений и могильников, которые в совокупности свидетельствуют о земледелии, социальной организации и ритуалах скотоводческих народов с бронзового века вплоть до начала 20-го века. Большой размер ранних петроглифов, их уникальные изображения и качество их иконографии выделяют их среди богатства наскального искусства Средней Азии.
Собственность занимает примерно круглую площадь в 900 га и включает 982-метровую вершину горы Танбалы. Река Танбалы протекает через центр и выходит на равнину внизу, на севере. Участок окружает большая буферная зона площадью 2900 га, которая к северо-западу и юго-востоку от участка включает остатки петроглифов, курганы и древние поселения.
Петроглифы на незащищенных склонах скал, которые были сформированы с использованием техники пикетирования каменными или металлическими орудиями, являются наиболее многочисленными памятниками на территории. Изображения были зарегистрированы в 48 различных комплексах, из которых наиболее важными являются пять комплексов, отображающих около 3000 изображений. Безусловно, самые исключительные гравюры относятся к самому раннему периоду и характеризуются крупными фигурами, глубоко вырезанными и острыми, с широким репертуаром изображений, включая уникальные формы, такие как солнечные божества, зооморфные существа, одетые в меха, синкретические сюжеты, замаскированные люди и т. широкий спектр животных.
Разграничение собственности на священное ядро и внешнюю жилую периферию в сочетании со священными изображениями солнечных голов, алтарями и закрытыми культовыми помещениями обеспечивает уникальное собрание, которое поддерживает устойчивые священные ассоциации с бронзового века до наших дней. день.
Критерий (iii): Плотная и связанная группа петроглифов со священными изображениями, алтарями и культовыми местами, вместе с соответствующими поселениями и местами захоронения, дают существенное свидетельство о жизни и верованиях скотоводческих народов центральной Азиатские степи от эпохи бронзы до наших дней.
Целостность
Природный ландшафт создает дискретную и ограниченную среду для наскального искусства. Вся сосредоточенная центральная часть и ближайшая периферия были включены в границы собственности.
Петроглифы в археологическом ландшафте Танбалы до сих пор сохраняют свой первозданный вид и основные природные и культурные особенности. Он также имеет хорошо сохранившиеся культурные слои, представляющие свидетельства всех этапов развития этого важного культового центра большого региона.
Однако дорога, проходящая через северную часть участка, построенная в советское время, создает визуальную помеху, которую необходимо устранить. Бетонные столбы бывшей линии электропередач и некоторые современные овчарни были удалены после внесения объекта в Список всемирного наследия. Поскольку застройка и заселение соседних владений идет быстрыми темпами, для защиты целостности ландшафта необходимо будет ввести строгие правила планирования и контроля, регулирующие дизайн, высоту и масштаб новых зданий и городской инфраструктуры.
Основными элементами культурного ландшафта являются петроглифы разного уровня видимости (от иссиня-черных бронзового и раннего железного века до светло-серой резьбы позднейшего времени), невысокие каменно-земляные курганы и каменные гробницы едва заметные на поверхности развалины каменных жилищ и оград. Несмотря на то, что отдельные части массивов скал имеют следы древнего разрушения (группы II-III) и современные граффити (группы IV-V), в целом галерея петроглифов сохранила целостность и репрезентативность. Следы прошлых археологических раскопок (отвалы, неглубокие раскопки могильников) незначительны, частично удалены и не заметны в общем контексте других памятников и ландшафта.
Основные угрозы физической целостности объекта исходят от выветривания в сочетании с геологическим образованием горных пород. Попадание воды и расслоение коренной породы параллельно поверхности делают поверхность скалы уязвимой для отслоения. Высокий уровень грунтовых вод и их соленость также влияют на кости и артефакты (погребальный инвентарь), которые можно найти в погребениях. Эти факторы распада также усугубляются резкими колебаниями температуры в течение дня и сезона. Также существует угроза сейсмической активности в Алматинской области, пожаров в степях. С точки зрения человеческого фактора неконтролируемое посещение и граффити представляют угрозу целостности составных частей.
Подлинность
Природные и культурные особенности объекта, петроглифы в археологическом ландшафте Танбалы сохраняют высокую степень достоверности. Все важные компоненты культового центра присутствуют и хорошо читаются.
Требования к охране и управлению
Петроглифы в пределах археологического ландшафта Танбалы являются достоянием национального значения, внесены в Список памятников истории и культуры в 2001 году. Они принадлежат государству и охраняются в соответствии с 1992 Закон об охране и использовании историко-культурного наследия. Объект и его охранная зона являются территорией Государственного археологического заповедника Танбалы, заповедника-музея, созданного при Министерстве культуры Республики Казахстан в 2003 году в качестве постоянного органа управления объектом. Орган управления имеет офисы в визит-центре на территории, прилегающей к охранной зоне, и состоит из пяти отделов: администрации, научных исследований, архива, логистики и службы безопасности. Представительство музея-заповедника находится в районном административном центре Усын-Агаш.
Деятельность сотрудников заповедника-музея направлена на обеспечение надлежащей охраны и сохранения объекта и охранной зоны, ее культурной и природной составляющей. Эти мероприятия основаны на Плане управления объектом, который обновляется каждые пять лет, и на Общей концепции развития государственных музеев-заповедников (2009 г.). Деятельность также направлена на развитие сотрудничества между всеми заинтересованными учреждениями в области охраны природы, научных исследований, туризма, образования и т. д.
Среди текущих приоритетов музея-заповедника – актуализация плана управления, разработанного совместным проектом ЮНЕСКО, Норвегии и Казахстана на период 2012-2017 гг. Наиболее важные вопросы, касающиеся защиты и сохранения объекта, будут рассмотрены в контексте этого проекта.
Петроглифы в археологическом ландшафте Танбалы
Впечатляющая коллекция наскальных рисунков создает ощущение художественной галереи под открытым небом в Танбалы (также известном как Тамгалы), но эти тысячи петроглифов представляют собой нечто большее, чем просто творческое выражение. Это истории древних культур, которые на протяжении тысячелетий использовали ущелье в качестве убежища, а относительно плодородную землю — для питания и ведения сельского хозяйства. Высококачественные произведения искусства, найденные в различных группах вокруг этого места, изображают то, как менялась жизнь за тысячелетия в засушливых ландшафтах Казахстана, включая традиционные формы экономики, землепользования и социальной организации, а также духовные верования. Эта высеченная на скалах история особенно значима, поскольку Танбалы расположен на перекрестке древних среднеазиатских коммуникаций. Это означало, что многие цивилизации и кочевые племена прошли и оставили свой след. Мало того, что люди выражали свои ценности через резьбу, они часто меняли прошлые образы, чтобы отразить эволюцию культур и идей.
© https://tanbaly.kz/
Танбалы был не просто местом отдыха жителей окрестных пастбищных степей, но и духовным и культурным пространством. Резные изображения и археологические находки уникальны тем, что связаны с культовым центром на этом месте. Это началось в бронзовом веке около 1500 г. до н.э. и проявляется до сих пор, с четким различием между священным ядром и жилым районом. В частности, церемониальная зона уникальна своей коллекцией алтарей, священных изображений солнечных голов и огороженных культовых зон. Посещение Танбалы предлагает исследование археологического ландшафта, который объединяет культурные, природные и духовные атрибуты этого места с более глубокими значениями, которые люди придавали им на протяжении всей истории.
© https://tanbaly.kz/
Священное через историюВ засушливых горах Чу-лли изобилие растительности, родников и укрытий Танбалы послужило благоприятными условиями для длительного проживания. На всех этапах исторического развития памятник сохранил свою структуру, состоящую из трех отдельных зон: священного ядра в долине, жилой зоны на горной периферии и буферной зоны между ними, не содержащей остатков. Это было особенно важно в раннем железном веке, во время экономического развития, приведшего к значительному росту жилой площади. Пять основных групп петроглифов расположены в пределах культовой зоны, полностью лишенной жилищ.
© https://tanbaly.kz/
На памятнике обнаружено множество древних захоронений. Самыми ранними были каменные ограждения с ящиками и кистами, но, начиная с железного века, большинство гробниц состоят из насыпей (карганов) из камня и земли, построенных над гробницами. В средние века количество поселений сократилось, и начался процесс демистификации сакральной зоны. Он ускорился в последние века, хотя местные жители все еще уважают его, проводя свои фестивали, чтобы возродить древние традиции.
Местонахождение было обнаружено археологами в 1957 году Анной Георгиевной Максимовой, положившей начало обширным исследованиям под руководством доктора Рогожинского. В 2004 году он стал первым памятником наскального искусства в Центральной Азии, признанным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Археологические исследования продолжаются, так как многие вопросы о памятниках и истории Танбалы остаются без ответа.
© https://tanbaly.kz/
Рисунки на археологическом памятнике Танбалы представляют разные эпохи: средний бронзовый век, поздний бронзовый век, ранний железный век и средневековье. Эпохой, в которой представлено наименьшее количество глифов, является Средневековье, на которое приходится только почти 300 резных фигурок. В эпоху средней бронзы гравюры глубоко вырезались в скалах и изображали, как правило, солярных божеств, переодетых людей, зооморфных существ, животных и синкретические мотивы.