Самые знаменитые женщины-пилоты в истории мирового
За всю историю мирового автоспорта наберется не более сотни женщин-пилотов. Немногим удавалось на равных состязаться с мужчинами, а в «Формуле-1» приняли участие всего пять представительниц прекрасного пола. Их, пусть и редкие, победы – это в то же время и триумф миллионов женщин, мечтавших избавиться от ярлыка «слабая половина человечества».
Камилла дю Гас
Годы карьеры: 1901–1905
Соревнования: автопробеги из Парижа в Мадрид, Вену, Берлин
Стала единственной женщиной, принятой во французский клуб автолюбителей
Зеленоглазая пышногрудая блондинка, вошедшая в состав участников гонки Париж – Берлин в 1901 году, была весьма неординарной личностью. Камилла дю Гас с юности привыкла ломать сложившиеся о женщинах стереотипы и уже в 1895 году привлекла к себе внимание общественности, поднявшись в небо на воздушном шаре. Жена одного из самых богатых парижан, владельца супермаркета Dufayel Жюля Креспана, Камилла отлично фехтовала, прыгала с парашютом, стреляла из пистолета и винтовки. После того как в семье появились автомобили, эта «амазонка» сразу села за руль и уже через год стала первой в истории женщиной-автогонщицей, подав заявку на участие в гонке Париж – Берлин. Она старалась вести автомобиль скорее безопасно, чем быстро, и пришла к финишу 33‑й из 47. В 1903‑м мощный по тем временам 30‑сильный de Dietrich Камиллы составил серьезную конкуренцию участникам пробега Париж – Мадрид. Эта гонка едва не положила конец подобным состязаниям из-за невероятного количества аварий: из 216 машин и 59 мотоциклов до финиша добрались только половина, погибли не менее восьми человек, в том числе один из основателей компании Renault Марсель Рено. Камилла шла восьмой, когда заметила разбитый de Dietrich Фила Стеда. Несмотря на уговоры пострадавшего в аварии англичанина, дю Гас пробыла с ним до приезда медиков – и, возобновив гонку, приехала 45‑й. После этого пробега автоспортивное руководство приняло решение запретить женщинам участвовать в гонках. Камилла переключилась на катера – в 1905 году лодка мадам Креспан стала единственной добравшейся до финиша в заплыве Алжир – Тулон. Остепенившись, Камилла дю Гас помогала бедным, кормила бродячих собак, выступала на концертах в качестве пианистки, и после смерти ее именем вполне заслуженно была названа улица в Париже.
Элишка Юнкова
Годы карьеры: 1923–1928
Соревнования: Гран-при Франции, Гран-при Германии
Родилась под именем Альжбета Поспишилова, стала известна как Элизабет Юнек
Родилась в чешском Оломоуце, там же поступила на работу в банк. Жизнь улыбчивой девушки круто поменялась после заключения брака с сотрудником этого же банка. Винценц Юнек увлекался автомобилями и гонками, в которых принимал участие, несмотря на травмированную во время службы в армии руку. Двадцатидвухлетняя Элишка сначала ездила с мужем в качестве механика, но так как Винценцу было трудно переключать передачи, все чаще занимала место водителя. Уже на следующий год муж передал ей только что купленный Bugatti Type 30, на котором молодая чешка начала активно участвовать в гонках. Через пару лет уже вся автомобильная Европа знала Элизабет Юнек (Элишка решила сменить имя на более респектабельное английское), и ее воспринимали как серьезного конкурента лучшие гонщики того времени. В 1926‑м Bugatti Элишки первым пересек финишную черту на Гран-при в Нюрбургринге, вписав в историю имя своей хозяйки как первой женщины, победившей в этих престижных гонках. Но через два года муж, сменив ее за рулем автомобиля, вылетел с трассы и погиб в аварии. Элизабет Юнек, к тому времени сумевшая обойти в гонках таких пилотов, как Рене Дрейфус, Эрнесто Мазерати и Тацио Нуволари, ушла из автоспорта и продала все машины, принадлежавшие семье.
Мария-Тереза де Филиппис
Годы карьеры: 1948–1958
Соревнования: чемпионат Италии, «Формула-1» (5 этапов, 3 старта)
Выступала за команды Maserati и Behra-Porsche
Первой женщиной, покорившей «Формулу‑1», стала аристократка Мария-Тереза де Филиппис. В ее семье автомобиль не был роскошью, и будущая спортсменка научилась водить еще в раннем детстве, а к гонкам пристрастилась после спора с братьями. Молодая неаполитанка уверяла, что женщины могут составить конкуренцию мужчинам, и уже в 28 лет выиграла пари, став вице-чемпионом Италии по кольцевым гонкам. После этого успеха ее пригласили в Maserati, откуда в 1958‑м она отправилась в «Формулу‑1». По совету Луиджи Муссо, своего партнера по Maserati, Мария-Тереза сначала опробовала силы в незачетной гонке в Сиракузах, где финишировала пятой, а потом заявилась на четыре Гран-при чемпионата. Дебют первой в истории женщины в королевских гонках состоялся в Монако. Гонка не задалась: де Филиппис не прошла квалификацию. Интересно, что в ней она опередила нынешнего главу F1 Берни Экклстоуна.
В том же 1958‑м де Филиппис еще трижды выходила на старт, а лучшим результатом стало 10‑е место в Спа. В 1959‑м Мария-Тереза перешла в команду Porsche, за рулем которого вновь не прошла квалификацию в Монако. Эта неудача стала последней в формульной карьере гонщицы: вскоре погиб пилот Жан Бера, с которым Мария-Тереза была дружна, и Филиппис ушла из гонок.
Пэт Мосс
Годы карьеры: 1953–1974
Соревнования: Tulip Rally, Deutschland Rally, Acropolis Rally, Rally Monte-Carlo, чемпионаты Европы среди женщин
Отец семейства Мосс также был гонщиком – Альфред Мосс выступал в Indy 500
Младшая сестра самого, пожалуй, знаменитого британского гонщика Стерлинга Мосса в детстве была совершенно равнодушна к автомобилям – она увлекалась верховой ездой. Но уже к тринадцати годам девочка уверенно разъезжала по родительской ферме на Land Rover, а в семнадцать – впервые побывала на гонке благодаря менеджеру своего брата. «Выглядело это интересно, и я решила попробовать», – вспоминала она впоследствии. Росла популярность брата, автопроизводители доверяли ей все более мощные машины – и Пэт начала побеждать. В 1960‑м девушка выиграла ралли в Льеже. К 34 годам за плечами Пэт Мосс были победы в голландском Tulip Rally, немецком Deutschland Rally и в пяти чемпионатах Европы по ралли среди женщин. Пэт была бы не прочь посостязаться и со своим знаменитым братом, но тот не выступал в ралли, а ей были неинтересны кольцевые гонки: «Все движешься и движешься по кругу как белка в колесе, и если не сделаешь ошибки, то ничего и не почувствуешь». В 1963 году Пэт вышла замуж за шведского раллиста Эрика Карлссона, но замужество ничуть не повлияло на ее образ жизни – супруги часто жестко конкурировали на одной трассе. Помимо упомянутых трофеев на счету Пэт Мосс – вторые места в ралли Сан-Ремо и East African Safari Rally, третье место в ралли Монте-Карло и семь первых мест в женском Coupe des Dames.
Ширли Малдоуни
Годы карьеры: 1958–2003
Соревнования: дрэг-рейсинг
В 2004 году Ширли была включена в Международный зал славы автоспорта
Ширли Малдоуни для США – примерно то же, что Камилла дю Гас для Европы. Выйдя замуж за автомеханика, Ширли должна была стать одной из миллионов примерных американских домохозяек. Но ее Джек увлекался дрэг-рейсингом и однажды привел свою молодую супругу на гонки. После этого жизнь Ширли круто изменилась: из скромной сотрудницы газеты она превратилась в настоящую звезду, фотографии которой помещали на обложки местных изданий. Вскоре с серийного Corvette Малдоуни пересела на более мощный Funny Car, а в 1973‑м стала первой женщиной, получившей лицензию на выступление в официальных гонках NHRA в классе Top Fuel – самых быстрых машин, способных за несколько секунд разгоняться до 400 км/ч. В те годы большинство мужчин воспринимали женщину, сидящую за рулем такого болида, как личное оскорбление. Но Малдоуни доказала себе и сотням тысяч своих фанаток, что американка может добиться успеха не только у кухонной плиты. В 1977 году она выиграла первый чемпионат NHRA по дрэг-рейсингу, затем последовали победы в 1980 и 1982 годах. В 1983‑м на экраны США вышел художественный фильм «Сердце как колесо», основанный на биографии «Первой леди дрэг-рейсинга».
Лелла Ломбарди
Годы карьеры: 1965–1988
Соревнования: «Формула-1» (17 этапов, 12 стартов), NASCAR, DTM, «24 часа Ле-Мана»
В «Формуле-1» выступала за команды March, RAM, Williams
Как уже упоминалось, в истории «Формулы‑1» было лишь пять пилотов женского пола. И лишь одной из них удалось получить призовые очки. Результат 0,5 балла принадлежит итальянке Лелле Ломбарди. В гонки она попала уже будучи профессиональной гандболисткой и некоторое время ездила на ралли в качестве штурмана. Затем однажды упросила друга-пилота поменяться местами в гоночном Alfa-Romeo и… выиграла первый же заезд. Вскоре Ломбарди уже выступала в кузовных чемпионатах. На смену кузовам пришли машины с открытыми колесами: «Формула-3», «Формула-5000». В 1974‑м Лелла впервые села за руль болида «Формулы‑1», завершив тем самым 17‑летний перерыв в участии женщин-пилотов в королевских гонках. Хотя итальянка выступила в общей сложности в 17 Гран-при, самым удачным для нее стал этап чемпионата мира в Испании 1975 года. Он также вошел в историю «Формулы‑1» как один из самых трагичных: организаторы не приняли должных мер безопасности, и на 26‑м круге потерпевший поломку Hill-Ford Рольфа Штоммелена вылетел на трибуну, погибли пять человек. Тем не менее гонку остановили только через три круга, и Ломбарди оказалась шестой. Так как было пройдено менее 66 процентов трассы, ей присудили всего пол-очка. Этот показатель до сих пор самый низкий среди результатов пилотов, набравших больше нуля, – и самый высокий из тех, которых удалось добиться в «Формуле‑1» женщинам.
Мишель Мутон
Годы карьеры: 1973–2010
Соревнования: «24 часа Ле-Мана», WRC, различные ралли-соревнования
В настоящее время Мутон работает в FIA, возглавляя женскую комиссию и выступая менеджером в WRC
Превзойти Мишель Мутон до сих пор не может никто: она – единственная женщина, которой удалось выиграть несколько этапов чемпионата мира по ралли. Темноволосая француженка из Грасса села за руль автомобиля уже в 14 лет, а в 22 года приятель пригласил ее на рекогносцировку местности для ралли Tour de Corse. Проехав пять или шесть соревнований на месте штурмана, Мутон решила попробовать себя в качестве пилота. Благо, что ее поддержали близкие: раллийный Renault Alpine Berlinette стал подарком отца. Уже в 1974 году она выиграла чемпионат Франции по ралли, пришла первой к финишу и в 1975 году, а в 1976‑м стала победительницей женского кубка на ралли Монте-Карло. В 1981‑м Мутон подписала контракт с малоизвестной тогда Audi и уже через несколько месяцев открыла шампанское на крыше своей Audi quattro, празднуя сенсационную победу в этапе чемпионата мира по ралли. Прежде считалось, что победа для женщины в WRC невозможна. Следующий год подтвердил, что победа Мутон не была случайностью: она выиграла три этапа чемпионата мира, заняла призовые места и в следующих, шла практически на равных с Вальтером Рерлем. Увы, на последнем, решающем этапе гонщицу подвела техника – только поломка КПП удержала Мутон от чемпионского титула. В 1985 году Мишель снова произвела фурор среди любителей автоспорта, став победительницей в известнейшем ралли Pikes Peak в США. В 1987‑м Мутон ушла из большого спорта, чтобы родить дочь, но уже через год вернулась с оригинальной концепцией соревнований. Благодаря ей с 1988 года проводится Race of Champions – гонка чемпионов, в которой на одинаковых машинах выступают чемпионы мира по автоспорту в разных категориях, – только здесь на одной трассе можно было увидеть Шумахера и Лёба, Култхарда и Гронхольма.
Ютта Кляйншмидт
Годы карьеры: 1987 – настоящее время
Соревнования: Rally Dakar, FIA Cross Country Rally World Cup
52-летняя Ютта продолжает выступления – в прошлом году она финишировала на суточной гонке в Нюрбургринге
Изучив биографию «железной немки», невозможно сказать, что она занялась «не своим» делом: родившуюся в Кельне девочку с раннего возраста привлекали автомобили, в школе Ютта увлекалась физикой и математикой. Получив диплом инженера-разработчика, девушка устроилась на работу в BMW. Но в 1985 году Кляйншмидт впервые услышала о марафоне Париж – Дакар – и заболела им. В 1987‑м она отправилась в Дакар в качестве зрителя на собственном мотоцикле, фактически проехав маршрут ралли наравне с участниками. В 1988‑м состоялся ее первый старт в «Дакаре» на мотоцикле родного завода. Мотоцикл ей предоставил BMW, но готовила его Кляйншмидт сама, в домашних условиях: рядом с посудой на ее кухонном столе можно было увидеть детали двигателя. В 1992 году Ютта отказалась от работы в BMW и полностью посвятила себя автоспорту, правда, пересев на четыре колеса. В конце 1993‑го она дебютировала как штурман Жана-Луи Шлессера, через год стартовала в ралли Туниса уже как пилот. В 1998‑м перспективную немку пригласили в заводскую команду Mitsubishi, и она создала «дамскую» команду Ladies Team с Кристиной Тернер. Результат – третье место на «Дакаре» 1999 года. Но еще более правильным оказалось решение сменить штурмана. В 2001‑м с опытнейшим Андреасом Шульцем Ютта Кляйншмидт осуществила давнюю мечту: стала первой женщиной – победительницей «Дакара»! Неудивительно, что немцы признали Ютту спортсменкой 2001 года, оценив ее выше Михаэля Шумахера.
Эллен Лор
Годы карьеры: 1981–настоящее время
Соревнования: «Формула-3», DTM, Rally Dakar, гонки на грузовиках
В прошлом году Эллен перешла в команду Buggyra, где ее напарницей выступает россиянка Наталья Гольцова
Родившаяся в немецком Менхенгладбахе Эллен Лор прошла путь любого мальчишки, увлекающегося гонками. С 14 лет — картинг, затем успешные выступления в классах «Формулы» Ford и 1600, а также в немецком чемпионате «Формулы‑3», где ее высшим достижением стало второе место в Монако. На Эллен стали обращать внимание, и в 1991 году компания Mercedes-Benz предложила ей выступать в серии DTM. И не прогадала: в 1992‑м молодая немка оказалась быстрее всех на трассе в Хоккенхайме. До настоящего момента победа Лор остается единственным успехом женщины в гоночной серии высшего дивизиона. При этом соперники у нее были более чем достойные: в DTM в то время выступали бывший чемпион «Формулы‑1» Кеке Росберг и ветеран «туринга» Клаус Людвиг.
Эллен Лор также известна своей универсальностью. В 1997–1998 годах она неожиданно пересела на грузовики и выступала за Mercedes в европейском чемпионате гонок, заняв седьмое место по итогам чемпионата 1998 года. В 2004‑м Лор полностью посвятила себя ралли, признавшись, что всегда была очарована «Дакаром». Нынче 49‑летняя Эллен выступает на чемпионате Европы по гонкам грузовиков.
Сара Фишер
Годы карьеры: 1990–2010
Соревнования: картинг, IndyCar, Indy 500, NASCAR
К 14 годам Сара выиграла пять титулов чемпионата США по картингу
В 2000 году 19‑летняя американка Сара Фишер стала самой молодой женщиной-пилотом в истории Indianapolis 500 – ежегодной автомобильной гонки болидов с открытыми колесами (в 1950‑е она была этапом чемпионата «Формулы‑1»). Этому предшествовала весьма успешная карьера в гонках на мини-багги и картах: c 1991 по 1994 год она три раза выигрывала чемпионат Всемирной ассоциации картинга. Придя в 1999 году в IndyCar, Фишер установила несколько рекордов. В 2000‑м Сара закончила гонку третьей, став первой женщиной, взошедшей на подиум этой престижной гонки. Через два года Фишер не только стала первой женщиной-пилотом, выигравшей поул-позишн в гонке болидов с открытыми колесами в главной лиге, но и установила рекорд по средней скорости в квалификационном заезде: 369,246 км/ч! Юного вундеркинда три года подряд признавали самой популярной гонщицей серии IndyCar. В 2008 году Сара Фишер создала собственную гоночную команду Sara Fisher Racing, став первой и единственной женщиной-владельцем в IndyCar. В конце 2010 года она решила отойти от дел и посвятить себя семье. Одновременно с уходом Сара представила книгу «99 вещей, которые должна знать женщина, прежде чем сесть за руль и осуществить мечту всей своей жизни».
Даника Патрик
Годы карьеры: 1992–настоящее время
Соревнования: картинг, IndyCar, Indy 500, NASCAR
Несмотря на протекцию Берни Экклстоуна, Данику не взяли в состав Haas F1 – американской команды, планирующей дебют в «Формуле-1»
Как и Сара Фишер, Даника Патрик начала с картинга. Уже к 16 годам за плечами девочки были победы в нескольких национальных чемпионатах. Затем Даника тренировалась на европейских трассах – в Великобритании она принимала участие в гонках болидов с открытыми колесами серий Formula Ford и Formula Vauxhall. Наивысшим ее достижением стало второе место в британском Formula Ford Festival – рекорд не только для женщины-пилота, но и для гонщика из США.
После возвращения в Америку в 2002 году Патрик с переменным успехом участвовала в гонках серий Barber Dodge Pro и Toyota Atlantic. В 2005‑м Даника стала четвертой женщиной-пилотом в гонках серии IndyCar. Уже в свободных заездах она показала лучшую скорость (369,956 км/ч), а в гонке заняла четвертое место – лучший результат для женщины-пилота в Indy 500 с 1978 года, когда Джанет Гутри пришла 11‑й. Но спустя три года Даника побила собственный рекорд: 20 апреля 2008 года на трассе Twin Ring Motegi она вошла в историю как первая женщина – победительница гонки серии IndyCar.
Сейчас Данику Патрик, выступающую в NASCAR, активно сватают в «Формулу‑1», а сама гонщица с удовольствием снимается в эпизодах сериалов, клипах и мужских журналах, за что давно получила прозвище «американская Анна Курникова».
Мария де Вильота
Годы карьеры: 1996–2012
Соревнования: картинг, «Формула-3», Euroseries 3000, Spanish GT, WTCC, Superleague Formula
По иронии судьбы в день смерти гонщица планировала представить свою книгу «Жизнь – дар».
Фамилия де Вильота известна в «Формуле‑1» еще с 1970‑х. Тогда в королевских гонках засветился отец Марии Эмилио, который 15 раз выходил на старт Гран-при, но ничем особенным не отметился. Лучшим результатом
де Вильоты-старшего можно считать четвертое место в «24 часах Ле-Мана» в 1986‑м.
Немудрено, что дочь пошла по стопам отца, с раннего детства не расставаясь с картом. В 21 год к Марии пришел первый успех: молодая гонщица первенствовала в одной из гонок Formula Toyota 3000. Карьера талантливой спортсменки развивалась по нарастающей – в 2005‑м Мария, как когда-то ее отец, выступила на 24‑часовой гонке (в Дейтоне). В 2011‑м появилась на радарах «Формулы‑1» – сначала ей доверили свой болид в Lotus, а затем испанка стала тест-пилотом команды Marussia. К сожалению, это назначение стоило гонщице жизни.
3 июля 2012 года Мария участвовала в тестах российской команды, но рядовая ситуация на трассе обернулась столкновением с грузовиком. Несмотря на сравнительно небольшую скорость болида (около 60 км/ч), де Вильота серьезно пострадала, получив черепно-мозговую травму и лишившись правого глаза. Оправившись от полученных повреждений, она получила разрешение вернуться за руль, но в октябре 2013‑го ее нашли мертвой в отеле. Как сообщила семья, кончина Марии оказалась следствием полученных травм.
В Волгоград прилетела одна из немногих женщин-пилотов. Олеся Шелаева — командир лайнера Boeing-737, работающая в авиакомпании «Победа» — 25 июня 2021
Все новостиШтурмуют парламент и сносят баррикады: в Грузии тысячи людей вышли на митинг против закона об иноагентах
Для нее ничего не жалко: смотрим, какие букеты выбирают заботливые мужчины Волгограда для своих любимых
«Как же вы так, парни»: три машины столкнулись на Второй продольной в Волгограде, одна перевернулась
«Яблоко» предложило амнистировать осужденных за фейки о ВС РФ — в Госдуме предложили закрыть «Яблоко»
Образцово-показательный бомжатник: в Волгограде сняли на видео свалку в развалинах кинотеатра «Юбилейный»
На парковке в Волгограде нашли арестованный джип «гардемарина» Сергея Жигунова
Еще кусочек? 2 простые привычки, из-за которых вы едите больше, чем хотите на самом деле
Антисептик не виноват: всё, что известно о ЧП в школе после просмотра 3D-фильма в Волгограде
«Я полетела вместе с подарками на 8 Марта»: выпавшая из маршрутки в центре Волгограда девушка попала в больницу
Обвиненный в терроризме советник генерала Бастрыкина выступит в суде с последним словом
Лучше наличкой: в Волгограде массовый сбой в работе банковских карт
Посуду моют в тазике. Как семья из 4 человек с доходом 95 тысяч в месяц каждый год ездит на море и купила квартиру
«Он будет в кресле сидеть, а мы — воевать»: треш-стример из Волгограда обругал Бога, русский народ и Владимира Путина
«Проращивать не стоит»: как подготовить семена на рассаду и в каких растворах их нужно замочить
Зато принцесса — прекрасная: смотрим прогноз погоды в Волгограде на Международный женский день
Шойгу рассказал о потерях украинской армии за февраль
В России запретили раскрывать имена владельцев недвижимости. Объясняем, кто от этого пострадает
Недовыживший. Изучаем корейский KIA Sportage за 4 миллиона, который бросает вызов китайцам
«Среди раненых — оба водителя»: количество пострадавших в аварии с автобусом из Волгограда увеличилось до семи человек
«Не хотела общаться с сексуально озабоченными»: почему люди уходят с новой работы в первый день после обеда — пять историй
«Главное — распределить по мужчинам и заранее показать»: что хотят девушки Волгограда в подарок на 8 Марта?
Автобус из Волгограда попал в аварию под Тамбовом. Пять человек ранены
Девушка выпала из маршрутки в центре Волгограда — видео
На юге Волгограда ставят светофор, чтобы побороть пробку на федеральной трассе
Собака — русское слово? А богатырь? Тест: сможете ли вы отличить исконно русские слова от заимствованных
Мэрия Волгограда пообещала отремонтировать старые фонари на Гоголя
В Волгоградской области за год не нашлось ни одного беженца
Пассажир отсудил у перевозчика моральный вред за опоздание автобуса — теперь так может делать каждый
Песков рассказал, что обсуждал Путин на закрытом заседании Совбеза: новости СВО за 6 марта
«Мы устроим революцию в музыке»: волгоградец выиграл шоу «Конфетка» на ТНТ
Шла кровь из носа и кружилась голова: медики рассказали о состоянии детей, пострадавших в школе Волгограда
Ищите пути объезда: в Волгограде в глухую пробку встал мост на Третьей Продольной
«Это будет извержение вулкана»: Хирург проведет в Волгограде байк-шоу за переименование в Сталинград
В Волгоград экстренно привезли на вертолете 100-летнюю пенсионерку
Под Волгоградом найдены отравленные подростки. Один умер
Дети всё еще в токсикологии: в Волгограде выписали мать отравившихся угарным газом детей
Под Волгоградом вешние воды затопили дорогу к кладбищу и хутору
«Увезли прямо с сеанса»: в Волгограде школьникам массово стало плохо при просмотре 3D-фильма
Приставал к детям и показывал половые органы: в центре Волгограда разыскивают неуловимого педофила
Все новости
Олеся Шелаева, одна из немногих женщин — командиров авиалайнера
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Многих ли лично вы знаете пилотов? А пилотов-женщин, тем более с четырьмя нашивками на погонах, означающих, что перед вами командир воздушного судна? Нет? Тогда знакомьтесь: Олеся Шелаева, командир самолета Boeing-737–800, пилот авиакомпании «Победа». В пятницу, 25 июня, она доставила 183 пассажира из Санкт-Петербурга в Волгоград.
Олеся прилетела в Волгоград из Санкт-Петербурга
org/Person»>Фото: Алексей ВолхонскийПоделиться
Над взлетно-посадочной полосой — жаркое марево. Восходящие потоки разогретого воздуха от полосы поднимаются в небо. Самолет кажется небольшой размытой точкой. Вот лайнер всё ближе, уже видны посадочные фары, шасси… Проходит торец полосы, касание, пробег… Оживает рация в машине аэродромной службы: «Вышка — «Победа-517», вам стоянка № 13».
Грациозный бело-голубой лайнер заруливает на стоянку, подкатываются трапы и пассажиры покидают прохладный салон Boeing. Вместе с клиентами выходит и она — хрупкая молодая девушка, которую можно принять скорее за бортпроводника, нежели за пилота, тем более сидящего слева, в кресле командира. Пилот «Победы» Олеся Шелаева. Короткое приветствие:
Лайнер разместился на стоянке № 13 — ничего суеверного в этом нет
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
— Извините, у нас очень мало времени, но я обязательно к вам вернусь, — улыбается Олеся и убегает к топливозаправщику, попутно нежно проведя рукой по носовому обтекателю Boeing. К слову, на обслуживание лайнеров «Победы» в аэропорту Волгограда уходит всего полчаса.
После общения с заправщиком — обязательный послеполетный осмотр. Быстро, но очень внимательно. Не пропуская ничего. Носовая стойка, остекление кабины пилотов, правый двигатель, правая основная стойка, хвост, левая стойка шасси, левый двигатель — всё по инструкции. Ничего не должно ускользнуть от внимательного взгляда пилота. Наконец осмотр закончен, замечаний не выявлено, можно и поговорить.
Из Санкт-Петербурга в Волгоград прилетели 183 человека
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
— Еще в детстве я поняла, что хочу летать, — рассказывает Олеся. — Я сидела в песочнице, смотрела на небо. Там пролетали самолеты, и уже тогда я понимала, что хочу так же летать. Но тогда я еще не совсем понимала механизмы реализации этой мечты. Мне просто хотелось в небо, туда, где летают птицы и самолеты.
После школы Олеся поступила в Краснокутское летное училище. Затем — стажировка в «Победе», кресло второго пилота, экзамены — и вот, наконец, четыре нашивки на погонах и рукавах форменного кителя и фраза: «Вас приветствует командир корабля Олеся Шелаева».
От бдительного взгляда командира не укроется ничего
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
— Олеся, почему именно Boeing? Некоторые считают его больше мужским самолетом, чем Airbus?
— Boeing-737 — сейчас единственный самолет, который дает ощущение пилотирования, управления самолетом. Ни один другой лайнер сейчас этого не позволяет. У Boeing есть штурвал, у него есть возможность всё отключить и именно пилотировать, применить различные режимы набора, снижения. То есть почувствовать себя не оператором, а пилотом. Многие думают, что пилот нажал одну кнопку — и самолет пошел в набор высоты. Нажал другую — начал снижение. Нет. Мы можем творчески подходить к управлению этой машиной даже в автоматических режимах. Плюс пилотирование «на руках» — это дает именно тот кайф, который мы получаем при взаимодействии с Boeing. Для меня это очень важно — летать, чувствовать самолет, чувствовать, что я им управляю и мы летим вместе. Это здорово!
Пилотировать Boeing-737 — это кайф!
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
К слову, люди на женщину-пилота реагируют вполне нормально:
— Когда клиенты выходят в аэропорту прилета, то очень многие машут, показывают большой палец, оттопыренный вверх, — рассказывает Олеся. — Главное, чтобы все были счастливы и довольны. Я знаю, что летает очень много аэрофобов, и когда читаю приветственную информацию, стараюсь всем поднять настроение, настроить людей на приятный полет, чтобы клиенты нашей авиакомпании получили удовольствие от полета и не задумывались, кто за штурвалом — мужчина или женщина. Главное — профессионализм, и мы делаем всё максимально возможное, чтобы все были рады, а полет прошел хорошо и безопасно.
Дальнейшую свою судьбу Олеся также связывает с «Победой»:
— Плох тот лейтенант, который не хочет стать генералом, кажется, так звучит пословица, — говорит Олеся. — Очень хочется дальнейшего профессионального роста вместе со своей любимой командой, подниматься вверх, к новым высотам, к новым достижениям. Ведь когда перестаешь профессионально расти — начинаешь деградировать.
«Вас приветствует на борту капитан Олеся Шелаева»
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
А вот переучиваться на другие типы самолетов, в том числе на широкофюзеляжник Boeing-777, Олеся пока не хочет:
— То, что дает Boeing-737, не дает ни один самолет, — говорит Олеся. — И именно на крыльях этой замечательной машины мы полетим дальше, к профессиональным успехам.
Короткая пауза закончилась. К самолету подъехали автобусы с вылетающими в Санкт-Петербург, Олеся спешит на свое рабочее место. Но минутку для фото из окна лайнера всё же нашла.
Главное — чтобы все были счастливы и довольны!
Фото: Алексей Волхонский
Поделиться
Еще через несколько минут в эфире послышится ее голос — «Волгоград-вышка, «Победа-518», разрешите занять исполнительный», а еще через пару минут с торца полосы 24 донесется свист турбин двигателей Boeing, выходящих на номинальный режим взлета, и после короткого разбега лайнер оторвется от земли, взяв курс на Санкт-Петербург. Этот полет будет очень приятным, ведь управляют многотонной махиной нежные женские руки командира Олеси Шелаевой.
Андрей Петров
Заместитель главного редактора
Авиакомпания ПобедаПилот самолетаОлеся Шелаева
- ЛАЙК50
- СМЕХ1
- УДИВЛЕНИЕ0
- ГНЕВ1
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ18
Читать все комментарии
Гость
Войти
Новости СМИ2
Новости СМИ2
Остерегайтесь ночных ведьм: женская команда пилотов, которая вселяла страх в нацистов
Истории о героях, обладающих почти сверхчеловеческими способностями, — это не новый воздушный бой. Во время Второй мировой войны немецкие солдаты на Русском фронте рассказывали о сверхъестественных женщинах-пилотах, которые терроризировали их на передовой.
В то время женщинам запрещалось участвовать в боевых действиях. Однако, когда Адольф Гитлер начал наступление на Россию, майор Марина Раскова — первая женщина в Советском Союзе, получившая всеобщее внимание как летчик, штурман и авиационный рекордсмен, — обратилась к Иосифу Сталину с предложением обучать женщин воздушному бою. . 588-й ночной бомбардировочный авиаполк, позднее известный как 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк «Тамань», ВВС СССР был создан в октябре 1941. Эти воздушные подразделения состояли из женщин позднего подросткового возраста и начала 20-летнего возраста. Все были добровольцами. Их миссия: преследование и тактические бомбардировки.
Поликарпов ПО-2, в опознавательных знаках 46-го гвардейского Таманского полка, он же «Ночные ведьмы» [Фото из архива: Shutterstock]Женщины летали с открытой кабиной на бипланах Поликарпов По-2. Конструкция эпохи 1920-х годов предназначалась для использования в качестве уборочной машины и никогда не предназначалась для использования в бою. Сделанные из фанеры и ткани, они плохо защищали женщин от холода или пуль. Они также были строго ограничены по весу, поскольку им не суждено было нести бомбы. Женщины большую часть времени летали без парашютов, чтобы сэкономить вес. Они летели низко и не имели раций. Навигация осуществлялась с помощью карты, компаса и часов.
Личное снаряжение женщин было ненамного лучше; они летали в огромной униформе, предназначенной для мужчин. Носки ботинок набивали тканью, чтобы они подходили по размеру.
Поскольку самолеты были сделаны из дерева и ткани и не имели радиоприемников, их нельзя было отследить на радаре, поэтому их появление ночью казалось внезапным и сверхъестественным. Обычная стратегия атаки заключалась в том, что пилот выключал двигатель, пикировал над войсками и бросал вручную бомбы или гранаты из кабины.
- ЧИТАЙТЕ ДАЛЬШЕ: Призрак Киева: легенда, рожденная социальными сетями, но настоящий ли он?
Немцы естественно стреляли в приближающийся самолет. Иногда женщины притворялись, что их самолет сильно поврежден, выключали двигатель и скользили над войсками, как будто летели на крушение. Немцы прекращали стрелять, думая, что крушение неизбежно, чтобы не тратить боеприпасы. Затем пилот запускал двигатель и с ревом удалялся.
В итоге один из них был сбит. Когда немцы добрались до обломков и сняли шлем с погибшего летчика, то увидели длинные волосы и поняли, что пилотом была женщина. Это их нервировало, поскольку в Германии роли женщин были четко определены: быть домохозяйками, женами, секретарями и матерями. Мысль о том, что женщины могут летать в бою, была ужасающей, и солдаты решили, что это не нормальные женщины. Это, в сочетании со свистящим звуком, издаваемым самолетом, похожим на звук метлы, дало начало названию «die Nachthexen» 9.0021 или « Ночные ведьмы».
Ночные ведьмы: Удивительная история русских женщин-пилотов во Второй мировой войне Брюс Майлз и бомбардировщики, пока Россия спала. Эти атаки дали Германии почти полный контроль над воздухом, но Полибюро в Москве все еще думало, что они могут читать вместе с Гитлером и заставить его отменить дальнейшие авиаудары.
Советские военные были совершенно не готовы. Поскольку большая часть их сэра была уничтожена, а многие советские бомбардировщики сбиты, Россия понесла большие потери. Поскольку обученных пилотов не хватало, у власть имущих не было другого выхода, кроме как призвать женщин-пилотов в своей стране приехать и служить своей стране. На этот призыв откликнулись тысячи женщин, многие из которых никогда раньше не покидали дома, но теперь будут обучать мужчин летать, а также летать на бомбардировщиках и истребителях.Впервые я услышал об этих женщинах в вымышленной книге Охотница Охотница. Эта книга посвящена расширению прав и возможностей женщин, женщины, многие из которых еще в подростковом возрасте, продемонстрировали готовность и храбрость, которые внушали благоговейный трепет. Помимо истории, политической ситуации, мы познакомились со многими из этих женщин. Отличительные черты характера, манера одеваться, поведение, их надежды и мечты сделали их личными для меня. Есть доля юмора, когда вся униформа и ботинки, сделанные для мужчин, были слишком велики для этих меньших тел.
В постскриптуме автор обновляет информацию, разговаривая с некоторыми женщинами, которые прошли через это. На момент написания этой статьи многим было за шестьдесят. Держали в секрете долго, их больше не было.
- 5000-2019 лор-2019
Хочу прочитать
9 августа 2013 В недавнем Экономисте был удивительный некролог русской летучке Наде Поповой. Она была одной из «ночных ведьм» и только что умерла в возрасте 91 года. См. некролог на … http://www.economist.com/news/obituar…- a-history-bio-memoir
15 октября 2017 г.
Брюс Майлз проделал замечательную работу, объединив все интервью, которые он взял, в захватывающий портрет России времен Второй мировой войны.
До того, как наткнулась на эту работу, никогда не знала, что женщины летали за Россию во время Второй войны! Это исторически важная история, и она должна стать более известной!
- фавориты авиации
19 февраля 2016 г.
Захватывающий рассказ о российских женщинах-пилотах во Второй мировой войне. И действительно, в этой стране кто знал? Автор провел исследование и лично побеседовал с несколькими женщинами. До войны русские девушки и молодые женщины участвовали во многих частных аэроклубах, а в первые дни боевых действий женщины участвовали в обучении мужчин пилотированию, навигации и прыжкам с парашютом. Наконец пришло известие, что им тоже будет позволено летать в бою, и три полка женщин поднялись в небо. Все участники были женщинами, за исключением высшего командного уровня: женщины-механики, штурманы, радисты, наземные бригады и многие другие. Командирами эскадронов тоже были женщины. Один полк летал на истребителях, яках, самых передовых русских кораблях, и летал как вольные охотники.
Меган
62 отзыва1 подписчик
13 марта 2017 г.Мне очень понравилось это интересное чтение о необычной группе женщин, но я прочитал «Танец со смертью» позже, и несколько женщин упомянули, что большая часть этого было выдумано или преувеличено.
16 июня 2012 г.
Вот еще одна книга, которую я люблю о полетах, потому что она о малоизвестной группе российских женщин-пилотов. В отличие от WASP (к которым я отношусь с огромным уважением, и многие из этих женщин погибли, таща живые мишени за своими самолетами для стрельбы по ним пилотов-курсантов), эти женщины выполняли боевые задачи. Они считались более «расходным материалом», чем их коллеги-мужчины, поэтому их отправляли на ночные полеты. Враги назвали их «Ночными ведьмами», настолько хорошо они умели вселять ужас в сердца своих врагов на земле. Две эскадрильи летчиков-истребителей и одна эскадрилья летчиков-бомбардировщиков.
Много лет назад я имел удовольствие встретить одну из этих женщин на собрании Девяносто девяток.
Невероятная история.
Лаура
6 841 отзыв554 подписчика
8 ноября 2009 г.Доступно на BBC Radio 4.
Люси Эш рассказывает необычную, но малоизвестную историю о трех российских полках, состоящих исключительно из женщин, которые совершили более 30 000 боевых вылетов на Восток. Фронт во время Второй мировой войны. Дома их прославляли как сталинских соколов, но напуганные немецкие войска называли их ночными ведьмами.
Люси едет в Москву и Ростов-на-Дону, чтобы встретиться с несколькими этими грозными женщинами, которые сейчас являются бабушками в возрасте 80-90 лет. Она обнаруживает, что их храбрость вдохновила чемпионов по высшему пилотажу, художников комиксов и даже голландскую хэви-металлическую группу.
- аудиокниги hf-world-war-ii read-2009
22 марта 2020 г.
Я не очень разбираюсь в военной истории, но это хорошая книга о малоизвестной части истории. Я никогда бы не прочитал ее, если бы кто-то не сунул ее мне в руку и не ожидал, что я скажу ему, что я о ней думаю. Я не мог этого избежать, поэтому просто прочитал и покончил с этим.
Холли
436 отзывов33 подписчика
20 октября 2017 г.Лили Литвак — моя новая любовь! Эта книга больше похожа на повествование, чем на список фактов из учебника, что было приятно. Я уверен, что «Ночные ведьмы» пользуются большей известностью в России, но я почти ничего о них не знал, да и англоязычных материалов о них не так много. Их истории так вдохновляют, что о них нужно рассказать больше.
- научно-популярная ww2
1 ноября 2021 г.
июнь 1941 г. Германия напала на Россию — без провокации и объявления войны — они вторглись. План Гитлера состоял в том, чтобы сокрушить русских в молниеносной десятинедельной летней кампании, как и многие до него, он не смог оценить просторы страны и дух ее народа.
До войны многие женщины учились в летных школах, а в начале войны они занимались обучением мужчин полетам и прыжкам с парашютом. Немецкие люфтваффе превосходили российскую авиацию по мощи, и вскоре поступил вызов. Было создано 3 полка женщин-летчиц, и всем было предложено написать самой известной женщине-летчице России Марине Расковой. Три полка будут полностью состоять из женщин — летчиков, инженеров, штурманов, все, кроме высшего командного состава, будут женщинами.
Вскоре враг называет их ночными ведьмами в их летающих швейных машинах.
Писатель подробно описывает ход Второй мировой войны в России глазами этих женщин, через интервью с выжившими, книги, которые женщины написали, и переписку на родине во время их отсутствия, рассказывают их военные истории. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на лишениях и зверствах войны, основное внимание уделяется тому, как людям удалось выжить, и их стремлению сражаться на равных, чтобы выбросить захватчиков из своей страны.
Конечно, были книги о роли женщин во Второй мировой войне, шпионов, осведомителей, иногда убийц и, конечно же, во французском подполье, вклад женщин всегда отмечался. Однако до тех пор, пока я не нашла эту книгу, я не знала, что это были женщины, которые на самом деле сражались, как солдаты, за освобождение своей страны.
Фантастическая находка для тех, кто любит романы о Второй мировой войне.
Коллин
178 отзывов4 подписчика
3 октября 2017 г.Книга 38 моего #2017readingchallenge — «Ночные ведьмы Брюса Майлза: удивительная история российских женщин-пилотов во Второй мировой войне». Он невероятно мощный, эмоциональный, ужасающий и чертовски крутой. Эти молодые женщины поступили на военную службу после того, как научились летать в клубах своего родного города, и стали национальными героями. И когда я говорю «молодые», я имею в виду 17, 18, 20-летних, сражающихся с нацистами в воздухе. Они НАСТОЛЬКО вдохновляют.
Эта книга была написана в 1981 году и написана мужчиной, так что местами она немного сексистская, но суть книги в том, что автор благоговеет перед этими действительно сильными женщинами. Некоторые травмы вызывают тошноту, некоторые истории заставили меня плакать на публике в автобусе, не все выживают. Чёрт возьми, война — это ад. И я рада, что в этой книге рассказывается обо всем этом ужасном — ВСЕ ужасном быть женщиной на войне.
Это уже фильм!?!?!?
19 мая 2012 г.
Написано не очень хорошо, но истории об этих женщинах настолько удивительны, что их определенно стоит прочитать. Я решила прочитать это после того, как сходила с Джей в еще один музей самолетов и увидела один из ПО-2, на которых летали русские женщины во время Второй мировой войны.
25 декабря 2020 г.
Невероятно познавательно о патриотичных женщинах, которые помогли своей стране, пролетев над вражеской территорией. Некоторым из женщин было всего 16 лет, но они решили поселиться в кабине и относиться к ним одинаково! Очень рекомендую эту книгу.
13 июля 2016 г.
В какой-то момент, где-то по ходу дела, я пришел к самонадеянному предположению, что в современной истории мало что может меня заинтересовать. В средней школе было несколько кистей с историей Второй мировой войны, особенно с учетом Британии и подъема нацистской Германии, которые я с радостью исследовал, когда определенные области привлекли мое внимание… Затем мое научно-историческое чтение перескочило в далекое прошлое, когда я влюбился в археологию и верхний палеолит.
Итак, когда я читал научно-фантастический роман «Ночные ведьмы», я не мог поверить, что в послесловии говорится о реальном вдохновении для книги. Я не сталкивался с этими женщинами, даже шепотом не встречал, хотя в свое время я читал кучу внеклассного чтения, не меньше, в девичьей среде, и год занимался русским языком, чтобы Ботинок… Да, я знал о женщинах-авиаторах вообще, Амелия Эрхарт — имя нарицательное. Но Лили Литвак ничего для меня не значила, не говоря уже о других пилотах или даже о существовании 9-й0139 три эскадрильи советских летчиц-истребителей. Это то же самое, что зайти в любимый книжный магазин детства и обнаружить, что там был верхний этаж!
Небольшой поиск в Интернете дал мне краткий список из трех книг, но в конце концов я сузил его до этой… Брюс Майлс — журналист, его текст очень читабелен (проверено), и это делает его отличной отправной точкой для погружения. ваши зубы в (проверить). Он явно провел большое исследование, включая интервью с некоторыми из выживших, что позволило внести личные штрихи, которые действительно делают книгу такой, какая она есть.
Сладко-горький, временами смешной (например, плохо сидящая униформа, бедная мышь, гнездящаяся не в том сапоге, и непродолжительное усыновление несироты волчонка), а временами исключительно душераздирающий. Это, по своей сути, странно вдохновляющее чтение. Эти женщины, по сути, были девушками, когда отправились воевать за свою страну, они рассказывают, как поначалу это казалось не совсем реальным, как они столкнулись со своими коллегами-мужчинами, которые изначально не уважали их, с сильным холодом, страхом, потерей… Они брались за все с поразительной силой характера.
В общем, с этой прекрасной книгой можно свернуться калачиком. После того, как я наткнулся на фотографии, включенные в центр, зная, что закончу его в течение дня, мне пришлось ограничиться всего несколькими страницами за раз, чтобы его хватило. Я искренне жалею, что не столкнулся с этим, когда был моложе, наполненным позитивными, уверенными в себе и полностью человеческими образцами для подражания. Если в семье появятся еще девочки, они найдут копию в своих руках и, возможно, перейдут к фальшивым идолам реалити-шоу (во всяком случае, я надеюсь)… Но сначала у меня есть друг. кому это понравится; это будет под ее елкой на это Рождество, и я знаю, что она будет мне благодарна.
- 5 звезд история история-современность
20 апреля 2018 г.
Эта история «Ночные ведьмы» автора Брюса Майлза — яркий отчет о том, чего добились несколько русских женщин, которые научились летать в авиаклубах по всей России, когда поступил вызов для женщин-летчиков-добровольцев. Несмотря на то, что нацистская Германия подписала мирный договор с Россией, гарантировавший мирное сосуществование, Адольф Гитлер в мгновение ока нарушил его, объявив тотальную войну миру и России. Адольф Гитлер хотел господствовать над миром, поэтому в 3:15 утра 22 июня 1941 Операция «Барбаросса» была начата без предупреждения ужасающим артиллерийским обстрелом по всему фронту от Балтийского до Черного морей. Адольф Гитлер недооценил волю к борьбе русского народа на всех уровнях общества. Он думал, что это будет легкая прогулка и все закончится, когда через несколько месяцев арктические ветры пронесутся по всей Родине России. Но благодаря миру и этим храбрым русским летчицам; Адольф Гитлер ужасно ошибался. Эта мощная и смелая история начинается с того, что Советский Союз отчаянно нуждается в женщинах-летчицах. История показывает, как смело, как умело эти женщины приняли вызов и продемонстрировали свое мастерство в воздушном бою с опытными немецкими летчиками. Не обошлось и без жертв, и многие из этих женщин на старинных самолетах сделали невозможное. Но, как и во всех войнах, многие также отдали свою полную меру преданности и были потеряны. В этой исчерпывающей книге рассказывается о том, чего добились эти женщины-летчики, чтобы быть принятыми летчиками-мужчинами, и насколько хорошо им удалось поразить свои цели, что в конечном итоге вытеснило нацистскую армию и военно-воздушные силы из их страны до самого Берлина. Героические подвиги могли бы быть забыты, если бы эта история не была написана. Мне очень понравилась эта история, и я приветствую всех смелых и мужественных летчиц, которые сыграли важную роль в спасении своей родины от тиранической орды захватчиков, возглавляемой беспощадным лидером. Итак, как гласит старая поговорка, «Что посеешь, то и пожнешь», и именно это в конце концов сделал Адольф Гитлер. Теперь, если вы ищете отличную историю; Я очень рекомендую «Ночных ведьм» автора Брюса Майлса — хорошее чтение. 9
444 рецензии35 подписчиков рассказ о женских бомбардировочных и истребительных полках. Истории полка ПО-2 — бипланы, участвовавшие в ночных рейдах и высадках на вражескую территорию — вызывают мурашки. Два других женских полка, летающие на истребителях Як-1 и штурмовиках Пе-2, показали себя смелыми и способными пилотами, а несколько женщин набрали впечатляющее количество немецких самолетов. Все три полка будут участвовать в крупнейших сражениях войны — Крымском, Сталинградском, Курском, Берлинском — и один, бипланный, будет перенумерован в гвардейский полк, высшая награда части, и ряд женщин во всех трех полках награжден медалью Героя Советского Союза, высшей индивидуальной наградой. Полезно для людей, интересующихся военной историей, советской историей и женскими исследованиями. Наилучшие рекомендации для этой уникальной книги.
(Типы самолетов: Яковлев Як-1, Петляков Пе-2, Поликарпов ПО-2.)
ДОПОЛНЕНИЕ: Я вижу в этом два основных фильма, один о полку бипланов «Ночные ведьмы» и, возможно, один о лейтенанте Лили Литвак , ас-истребитель и Белая роза Сталинграда.
- авиационная история военно-историческая
8 марта 2015
Подлинная история русских летчиц во время Великой Отечественной войны. Когда Германия вторглась в Россию и всех мужчин призвали на фронт, русские женщины массово отвечали «да», когда слышали, что для спасения страны нужны добровольцы. Курсы, которые могли длиться до 2 лет, были сокращены до 6 месяцев, и они учились летать ночью, ориентироваться с помощью самых элементарных инструментов и без какой-либо радиосвязи с землей. Женщины были меньше мужчин и нуждались в подушках, чтобы видеть сквозь лобовое стекло. Другим требовались специальные блоки, надетые на резиновые педали, чтобы можно было дотянуться до них ногой. Они приблизились к своей цели примерно на 300 футов, заглушили двигатели своих самолетов (которые были базовыми учебно-тренировочными самолетами, поставленными на боевую службу), скользнули вниз в темноте и сбросили бомбы на врага. Летавших ночью с характерным треском двигателей и лишавших немцев отдыха, русских летчиц прозвали «ночными ведьмами».
Многие Ночные Ведьмы погибли в бою. Как жаль, что их история не известна и не изучена!
- история
17 декабря 2014 г.
Как и в случае с такими книгами, как «Высший зов», «Ночные ведьмы» читаются весело и интригующе. В основном это достигается за счет справедливого баланса исторических данных в сочетании с интервью, чтобы получилась красивая история, которую интересно читать всем, независимо от ваших взглядов на историю. В этой книге собраны рассказы о русских женщинах-пилотах времен Второй мировой войны, или, как их прозвали немцы, «Ночных ведьмах». В книге большое внимание уделяется сексизму, который изначально существовал в отношении этих женщин-пилотов, и их путешествию, чтобы проявить себя как опытные пилоты, штурманы и механики. В этой книге также удается передать чувства женщин и мужчин, вовлеченных в войну, создавая впечатление, будто вы действительно видите мир их глазами, и поэтому эта книга заслуживает каждой из своих 5 звезд.
Эмили
45 отзывов2 подписчика
5 октября 2015 г.Это совершенно невероятная книга, хорошо проработанная и взятая из первых рук оставшихся пилотов. Он рассказывает интересную, вдохновляющую и душераздирающую историю.
Единственным минусом является то, что временами трудно уследить — рассказан линейно и бывает трудно вспомнить, кто есть кто.
История этих женщин, однако, невероятна. В нем подробно рассказывается, как они тренировались, совершали ошибки, добивались успеха, любили, терпели неудачи, теряли. .. их невероятный талант, мастерство, храбрость и моменты разбитого сердца…
Любой, кто интересуется историей, войной или крутыми женщинами, должен сделать себе одолжение и прочитать это.
12 августа 2018 г.
Это солидная история, и любая из историй, рассказанных здесь, могла бы стать невероятным фильмом, наполненным ужасающими подвигами и напуганными нацистами. Это, кстати, окно в Советский Союз середины 20-го века и тогдашнюю гендерную политику (и насколько она была одновременно прогрессивной и отсталой). Спасибо подкасту Дэна Карлина «Hardcore History» за то, что он познакомил меня с «Ночными ведьмами». Некоторые формулировки в книге немного устарели, но сегодняшних читателей это не отталкивает. Эта тема заставила меня задуматься во многих разных направлениях, и я думаю, что здесь есть что исследовать.
20 ноября 2012 г.
Отличная книга о женских полках ВВС СССР в годы ВОВ. Название относится к ночным бомбардировщикам, которые летали на невооруженных бипланах над немецкими позициями и бомбили их в темноте, но книга охватывает все различные полки (ночные бомбардировщики, дневные бомбардировщики и истребители). Среди пилотов есть единственные в истории две женщины-аса-истребителя, обе из которых летали на Яках над Сталинградом во время той эпической битвы. Многие истории исходят от выживших, у которых автор брал интервью в 80-х годах. Рекомендуемые.
30 августа 2017 г.
Захватывающий взгляд на жизнь русских женщин-пилотов во время Второй мировой войны, основанный на интервью с выжившими.
Общий отчет об их многочисленных драках перемежается забавными махинациями (иногда с алкоголем, неуместными и цветистыми дополнениями к их боевому снаряжению и, однажды, волчонком), любовными историями, а также ужасами войны. Упомянутые ужасы, к счастью, не перегружают все повествование, а скорее напоминают читателю об опасностях, с которыми сталкивались гражданские лица и солдаты в этих конфликтах.
Поистине замечательно.
- автор-м документальная литература
6 августа 2012 г.
Проза немного проста, но иногда лучшее, что писатель может сделать с таким рассказом, это уйти с дороги. Я не могу поверить, что они не сделали фильм или три из этого. Там есть и романтика, и драка, и трагедия, и одна из величайших историй неудачников, которые я когда-либо видел, нарисованная из реальной жизни. Большая часть отрывков взята из рассказов очевидцев, и это видно как по скудости, так и по невероятно красноречивым деталям.
- История полета феминизма
26 января 2015 г.
Отличная книга. Это научно-популярная книга, но истории этих смелых женщин рассказывается с таким количеством деталей и чувств, что некоторые ее части читаются как большой приключенческий роман. Это заставило меня почувствовать, что я был прямо в кабине с некоторыми из этих очаровательных персонажей. Эта книга была рекомендована Могучей девушкой, и я понимаю, почему.
Хайди
553 отзыва1 подписчик
3 июня 2015 г. Мне понравилась эта книга. Я никогда ничего не читал о русской стороне войны, и было очень интересно посмотреть на вещи с их точки зрения. Меня также поразило, насколько сильными были эти женщины. Они никогда не отклонялись от своей цели и, казалось, становились все более увлеченными своей ролью в защите своей родины по мере того, как война продолжалась.- 2015-reading-challenge book-club-books
Leanna
498 отзывов6 последователей их, чтобы подчеркнуть человечность и индивидуальность этих женщин. Сюжетные линии временами становились немного громоздкими, но я думаю, только потому, что Майлз работал с такими большими ресурсами и так много замечательных историй, которые можно было рассказать.
Кат
84 отзыва1 подписчик
28 июля 2018 г.Честно говоря, обычно я не люблю историческую документальную литературу. И мне всегда требуется очень много времени, чтобы прочитать их; это заняло у меня почти год, чтобы пройти, время от времени. Но это было в высшей степени интересно и достаточно — ну, литературно? сюжетный? — поймать и удержать мое эмоциональное внимание так же, как и интеллектуальное.