Петербург Достоевского
Петербург — город молодости Достоевского, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и утрат. Он всегда необходим был ему для творчества, город присутствует во многих его произведениях. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Петербург – лучшая иллюстрация к его романам. У Достоевского в Петербурге есть любимые места, любимое время, любимый сезон. Больше всего в Петербурге он не любил лето. Это всегда пыль, вонь, духота. Хорошее время – весна, пробуждение природы. Но «самое интересное во всех отношениях время – осень, особенно если не очень ненастна. Осенью закипает новая жизнь на весь год, начинаются новые предприятия, приезжают новые люди, являются новые литературные произведения…»
Героям Достоевского был ближе больной и холодный вид Петербурга. Раскольников, например, любил, «как поют под шарманку, в холодный, темный и сырой вечер, непременно сырой, когда у всех похожих бледно-зеленые, больные лица; или еще лучше, когда снег мокрый падает совсем прямо, без ветру… а сквозь него фонари с газом блистают…». Слякоть, грязь, туман, морось – обычные состояния петербургской природы – придают городу соответственное настроение, Достоевский «разгадывает» его, пытается понять, всматриваясь в город, как в случайного прохожего. Его город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет… «Было сырое туманное утро. Петербург встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал».
В Петербурге Достоевского происходят фантастические в своей прозаичности события многих его произведений, зреют безумные идеи, совершаются преступления . Особенно таинственны набережные Петербурга – Екатерининский канал, Фонтанка, Нева… Водная стихия Петербурга как бы усиливает его мрачный колорит, доводя ситуацию порой до абсурда. Рисуя свои картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывает все в мельчайших подробностях, следя за тончайшими изменениями в их «общении». В показе города и его влияния на человека он похож на режиссера с камерой в руках: он любит крупные планы, любит смену этих планов, часто представляет нам героя с разных сторон и в различных ракурсах.
Чувство Петербурга у Достоевского многогранно и довольно противоречиво. Наверно, это заложено в самом городе – двоящемся и растворяющемся в тумане. В его описаниях редко мы встретим обычные для Петербурга красоты – Невский проспект, дворцы, роскошные здания: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»
Если соединить высказывания самого Достоевского и его героев о Петербурге, можно представить себе монолог Федора Михайловича о нашем городе:
«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге… Вы замечали, что в Петербурге улицы все угрюмые? Это самый отвлеченный и умышленный город в мире…»
«Я всегда был фантазером и мистиком, и, признаюсь вам, Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною. Я ходил по улицам, присматривался к иным, совсем незнакомым прохожим, изучал их лица и угадывал, кто они, как живут, чем занимаются и что особенно их в эту минуту интересует… И многие лица мне казались какими-то странными… Это город полусумасшедших. ., и это действительно так!»
«Этот фантастический город весь насыщен существующими и вымышленными историями. Он как-то неожиданно, почти мгновенно возник. Но так же внезапно ведь может и исчезнуть? Искуриться паром к темно-синему небу…»
«Мне так грустно смотреть иногда на его сырые, огромные стены, на его мраморы, барельефы, статуи, колонны, которые тоже едва сводят зуб об зуб от сырости, на обнаженный мокрый гранит тротуаров, как будто со зла растрескавшийся под ногами прохожих… Черный купол петербургского неба почти всегда залит тушью, весь горизонт петербургский смотрит так кисло, так кисло… К тому же адский туман, и видно кругом лишь на сажень.»
«Сто раз мне среди этого тумана задавалась странная, но навязчивая греза: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?»
«Петербуржцы так рассеяны, у них столько удовольствий, дел, службы, сплетен и разных других развлечений и, кроме того, столько грязи, что вряд ли есть время осмотреться кругом, вглядеться в Петербург внимательнее, изучить его физиономию и прочесть историю города и всей нашей эпохи в этой массе камней, в этих великолепных зданиях, дворцах, монументах… Да и вряд ли кому придет в голову убить дорогое время на такое вполне невинное и не приносящее дохода занятие…»
«Есть такие петербургские жители, которые не выходили из своего квартала лет по десяти и более, и знают хорошо только одну дорогу в свое служебное ведомство. Есть такие, которые не были ни в Эрмитаже, ни в Ботаническом саду, ни в музее, ни на одной выставке…»
А, между прочим, изучение города, право, не бесполезная вещь!
Жизнь Петербурга так эфемерна… А ну как он и вправду исчезнет?
Петербург Достоевского: маршрут по следам писателя и его героев
https://ria.ru/20211111/peterburgdostoevskogo-1758197941.html
Петербург Достоевского: маршрут по следам писателя и его героев
Петербург Достоевского: маршрут по следам писателя и его героев — РИА Новости, 11.11.2021
Петербург Достоевского: маршрут по следам писателя и его героев
«Это город полусумасшедших. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге» — так Федор Достоевский отзывался… РИА Новости, 11.11.2021
2021-11-11T08:00
2021-11-11T08:00
2021-11-11T08:02
туризм
достопримечательности
литература
ресторан
санкт-петербург
федор достоевский
маршруты — туризм
нева (река)
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21. img.ria.ru/images/149266/59/1492665989_0:181:2997:1867_1920x0_80_0_0_ddfc2c8f27df1e63321744c778da5cfd.jpg
МОСКВА, 11 ноя — РИА Новости, Ольга Кабанова. «Это город полусумасшедших. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге» — так Федор Достоевский отзывался о Северной столице. Тем не менее здесь он провел большую часть жизни и тут разворачивается действие его главных произведений. В день двухсотлетия великого писателя — маршрут по Петербургу Достоевского.
санкт-петербург
нева (река)
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria. ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149266/59/1492665989_134:0:2865:2048_1920x0_80_0_0_ccfb36d315e44707e635f49eff12504f.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
достопримечательности, литература, ресторан, санкт-петербург, федор достоевский, маршруты — туризм, нева (река), туристы, маршруты, туризм, фото, новости — туризм, впечатления — туризм
Туризм, Достопримечательности, Литература, Ресторан, Санкт-Петербург, Федор Достоевский, Маршруты — Туризм, Нева (река), туристы, маршруты, Туризм, Новости — Туризм, Впечатления — Туризм
Культурная память Достоевского в современном городе – Блогеры Карамазовы
Ксении Степкиной
Санкт-Петербург сыграл центральную роль в творчестве Достоевского: Двойник имеет подзаголовок «Петербургская поэма», а Преступление и наказание обычно называют «Петербургским текстом». Город помог Достоевскому донести до читателей свои идеи. Через яркие описания живого города Достоевский демонстрирует роль окружающей среды на душу и психологическое состояние человека.
Достоевский сыграл жизненно важную роль в создании существенной части коллективной символико-культурной мифологии города, которую Владимир Топоров называет «петербургским текстом русской литературы». 1 Петербургский текст представляет собой совокупность описаний и символов города, представленных в литературных произведениях с 19 по век. Каждый текст добавляет новый слой к изображению, сохраняя при этом смысл прошлых накопленных слоев. В результате петербургский текст превратился в массу символов, тем, представлений о городе, которые продолжают формировать наше понимание и опыт Санкт-Петербурга сегодня.
Однако, прибыв в современный Санкт-Петербург, путешественница чувствует, что город и его миф застыли во времени, а Достоевский и его наследие стали простым музейным экспонатом. Красота, роскошь и величие «Северной столицы» России поражают:
Однако город подвергается критике за «избирательную память», при которой на память выбираются только идеологически вдохновляющие образы славы прошлого города. быть сохранены и выделены, что приводит к санированному, неестественному образу города. 2 Санкт-Петербург по-разному называют «городом в фарфоровой табакерке» или «городом-музеем». 3
Путешественник может также подозревать, что реалистические идеи Достоевского и вызов, который они бросали статус-кво, теперь утратили свое значимое влияние, став источником, главным образом, коммерческой ценности. Ведь Достоевский продается очень хорошо! Он стал популярным продуктом городского «бренда».
Великий писатель Достоевский стал артефактом, и многие достопримечательности Достоевского стали музеями: квартира Достоевского превращена в музей, писатель увековечен памятником возле его бывшей квартиры, и даже дом Раскольникова отмечен с гранитной плитой.
Таким образом, стороннему наблюдателю может показаться, что город застыл во времени, а память о Достоевском бережно сохранена в неприкосновенности, сделав петербургский текст пережитком прошлого. Однако истинный читатель Достоевского лучше знает, чем смотреть на поверхность. Итак, поскольку оригинальный петербургский текст XIX -го -го века не акцентирует внимания на безукоризненной роскоши царских дворцов, а скорее представляет контрасты и парадоксы бурлящей городской жизни, давайте выйдем за пределы красивых фасадов, на улицы Петербург Достоевского. И как только мы снимаем поверхностные туристические очки, перед нашими глазами предстает истинный, более сложный мир. Это контрастный, противоречивый, живой Петербург, скрепляющий петербургский текст и вдохновляющий Достоевского. В поездке в Петербург я с радостью обнаружил, что Петербург Достоевского жив и здоров, а культурное наследие Достоевского образует новый пласт петербургского текста, который, оглядываясь на прошлое, переосмысливает и наполняет новыми смыслами.
Приглашаю вас поближе познакомиться с тремя наиболее яркими примерами того, как культурная память Достоевского сохраняет жизнь петербургскому тексту в современном городе: музей, уличный фестиваль и театральный проект.
Ф.М. Достоевского Литературно-мемориальный музей
Хотя первый в России Музей Достоевского был открыт в Москве и может похвастаться богатой коллекцией личных вещей писателя, именно петербургский музей стал центром его литературного наследия. Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского был открыт в 1971 – 150 лет со дня рождения Достоевского – в доме по Кузнечному переулку. Писатель дважды в жизни снимал квартиру в этом доме, там же он и умер в 1881 году. Этот адрес связывает начало и конец его творческого пути: в этом доме Достоевский работал над своим ранним произведением «» «Двойник » (1846 г.), и написал свой последний роман «Братья Карамазовы » (1880). Квартира реконструирована по воспоминаниям жены и современников – музеефикация по преимуществу ! Но не будем судить слишком быстро.
Музей Достоевского — не просто мемориал памяти писателя, а уникальный центр современной литературы и искусства. Состоит из следующих частей:
- Мемориальная квартира писателя – основная, центральная часть музея:
- Литературная выставка, посвященная биографии и творчеству писателя:
- Выставочные залы, в которых представлены экспонаты современного искусства
- Театр, где расположен Белый театр музея Достоевского, а также театры-партнеры музея: театры «Формат кукол» и «Театр такой», а также принимающие спектакли других российских и зарубежных театральных трупп
За годы существования коллекция музея многократно увеличилась. В настоящее время он включает в себя большую коллекцию графического и прикладного искусства и значительную коллекцию фотографий. Библиотека музея насчитывает около 24 000 томов и небольшую коллекцию рукописей. Эти коллекции постоянно пополняются, во многом благодаря дарам посетителей, друзей музея, исследователей Достоевского.
В бывшую квартиру Достоевского в Кузнечном переулке стекаются туристы, чтобы почтить наследие любимого писателя. Это правда, что, насколько позволяют воображение и финансовые ресурсы, можно сделать очень мало, чтобы сделать литературную выставку захватывающей и захватывающей. Тем не менее, я столкнулся с другими любителями литературы, осматривая скромную квартиру покойного писателя.
Это не обычный туристический план. Литературный экспонат, темное холодное пространство, по праву можно назвать подземельем. Кроме того, по моему опыту, музейная двухчасовая пешеходная экскурсия по Петербургу Достоевского под атмосферным дождем и последующий холод, длящийся более месяца, убедительно показывает реальность жизни в этом городе, вне комфортных условий жизни. туристический автобус.
Вера Бирон, заместитель директора музея, говорит, что музей Достоевского не стремится к массовости за счет разбавления сложности жизни и творчества писателя, чтобы сделать его более доступным для среднего читателя , которые могут быть знакомы с творчеством Достоевского лишь поверхностно, но слабо понимать глубину его идей. Помимо сохранившейся квартиры, выставки и экскурсий, музей бесстрашно экспериментирует с формами искусства, чтобы донести до публики наследие писателя, а реализуемые им проекты привлекают широкую и благодарную аудиторию. Я расскажу о двух таких проектах: первый — это набирающий популярность «День Достоевского», а второй — театральный проект 2004 года «На пути к свободе».
День Достоевского : Карнавал Достоевского в 21 st Век
Отмечая в этом году 8 год, День Достоевского стал главным ежегодным городским праздником, который проходит каждую первую субботу июля. в Петербурге, примерно в то время, когда происходили события Преступления и Наказания . Фестиваль, организованный Музеем Достоевского, растет с каждым годом. В 2016 году в 7 9 приняли участие несколько музеев, библиотек и театральных трупп.0015-й -й ежегодный День Достоевского, который прошел одновременно на нескольких площадках. Праздничные мероприятия включали в себя парад, театральные представления, кинопоказы, лекции, мастер-классы, экскурсии и поиски сокровищ — все эти разнообразные мероприятия придавали особое значение наследию Достоевского.
Фестиваль получил неоднозначные отзывы. Хотя некоторые настроены скептически, воспринимая фестиваль как издевательство или шутку, никто не остался равнодушным. Все были тронуты так или иначе. И интеллигенция, и далекие от больших достоевских вопросов бытия нашли что-то для себя.
«Персонажи Достоевского живые, они везде — присмотритесь!» Об этом сообщает журнал «Огонёк».
«Трио Катерина Ивановна — Мармеладов — Достоевский встретили тишиной, столь восхваляемой в театре и столь редкой для уличных спектаклей. Аплодисменты были искренними», — пишут «Санкт-Петербургские Ведомости».
На мой взгляд, описание в Преступление и наказание точно описывает ощущения посетителей фестиваля: «было ужасно жарко, не говоря уже о духоте, тесноте людей». Фестиваль представляет собой веселое зрелище для стороннего наблюдателя, а преданный читатель Достоевского сможет распознать достоевские темы, актуальные и сегодня, которые пронизывают фестиваль. Как и Достоевский, да и сам Петербург, фестивальный опыт полон контрастов и парадоксов (напоминая этому Достоевскому студенту бахтинского карнавала): серьезные мысли изображались на улицах, через юмор, а главное театральное представление разыгрывалось без слов!
Театральный проект «На пути к свободе»: «Обретение человеческого в человеке»
В 2004 году исполнилось 150 лет со дня освобождения Достоевского из заключения в Омском остроге . В ознаменование этого дня Музей Достоевского инициировал театральный проект по мотивам романа Достоевского « Записки из мертвого дома » (1862 г.) с участием ряда известных городских сценаристов, режиссеров, художников, актеров, музыкантов… а также 16 подростков-заключенных. из Колпинской колонии в Санкт-Петербурге. Инициатором этого проекта была Вера Бирон, в которой также участвовала ее семья. Она не вполне осознавала, во что ввязывается, и многие весьма скептически относились к ее идеям. Она описывает этот опыт как чрезвычайно сложный. Она попала в совершенно другой мир, живущий по своим правилам. Ей приходилось работать с малолетними заключенными, тяжкими преступниками (к их преступлениям относятся вооруженные ограбления, изнасилования, убийства), чья работа в колонии заключалась в изготовлении гробов. В ходе проекта Бирон часто подвергалась нецензурной брани, а ее сыну, участвовавшему в спектакле в качестве скрипача, неоднократно угрожали.
На постановку ушло 6 месяцев напряженной работы и репетиций с мальчиками, которые никогда не были в театре. Более того, в финальной части был пересказ рассказа «Ребенок на рождественской вечере» (1876) с куклами, и, что неудивительно, подростки восстали против «игры в куклы». Тем не менее, разногласия были преодолены, и проект продолжился. По мере подготовки все заметили резкое преображение подростков. Отражая идею Достоевского о важности свободы для человеческой души, актеры-заключенные, участвующие в проекте, смогли уйти от реалий своей повседневной жизни и, возможно, испытать форму нравственной трансформации. Достоевский отвергал мысль о том, что преступнику может быть присуща склонность к совершению преступления в Записки из Дома Мертвых . Байрон приписывает успех проекта тому факту, что все, кто работал с молодыми правонарушителями, всегда относились к ним с уважением и достоинством. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что высшая миссия Достоевского «найти в человеке человека» успешно выполнена в этом проекте. Это настоящее преображение отразилось на сцене: в начале спектакля мальчики были одеты в грубую тюремную одежду, а в финале — в белых халатах и со свечами в руках.
Постановка производилась как в колонии, так и в музее. Публика, поначалу настроенная скептически, была глубоко тронута выступлением.
—
Я приехал в Санкт-Петербург и увидел город-музей, где по улицам бродят призраки прошлого. Здесь все говорит о славе имперского прошлого: красивые, реконструированные фасады императорских дворцов, величественные памятники и хранители богатого культурного наследия. В мемориальных музеях и музеях-квартирах заключено наследие известных писателей города: Пушкина, Некрасова, Блока, Ахматовой, Набокова, Зощенко. Я визжу от восторга, когда вижу в известном книжном магазине в Зингерском доме полку с произведениями Достоевского с роскошными обложками, и покупаю иррациональное количество сувениров Достоевского. Литературное наследие Достоевского хранится в блестящей банке с плотной крышкой и продается по премиальной цене. Я бунтую: Достоевский не продается! смотрю дальше.
Петербург Достоевского по-прежнему существует, одновременно искусственно сохраненный, но в то же время органически преображенный. Наследие Достоевского намного больше, чем кажется на первый взгляд. Кажется, довольно натянуто экстраполировать каждый из (реальных) примеров в отдельности на репрезентации петербургского текста и идей Достоевского. Как можно интерпретировать опыт посещения музея или посещения городского фестиваля? Это вызов, чтобы перевести или найти скрытый смысл в повседневных событиях. Но не к этому ли привык преданный поклонник Достоевского? Есть смысл найти. И не только потому, что эти переживания раскрывают другую, контрастную, скрытую сторону «музеефицированного» Петербурга и «попсового» Достоевского. Культурная память Достоевского, сохраняя прошлое, выстраивает новый виток наследия писателя – наслоения петербургского текста. Музей хранит память о писателе, но постоянно изобретает способы донесения идей Достоевского до более широкой аудитории. День Достоевского, помимо того, что является причудливым, веселым туристическим аттракционом, экспериментирует с идеями, с персонажами, добавляя новые глубины и слои в оригинальные тексты Достоевского. Интересно, что эти события продолжают происходить – и их становится все больше – и они превращают Петербург из города музеев в город живых текстов. Пока это не 19-й век, а Достоевский не написал ничего нового за последние 100+ лет, тем не менее, Достоевский продолжает играть нашим сознанием, ворошить идеализированный образ, обнажая правду, временами безобразную, хотя и необходимую для того, чтобы чувствовать пульс, пульс живого города, живого петербургского текста. Стоит только снять туристические очки – и не забудьте надеть резиновые сапоги!
Изображения: Изображения Санкт-Петербурга © Ксения Степкина. Все остальные изображения находятся в открытом доступе. Изображения Музея Достоевского — интерьер квартиры и выставочное пространство — взяты с сайта музея. В соцсетях Музея появляются изображения театрального проекта «На пути к свободе», Дня Достоевского и некоторых атрибутов Достоевского.
Примечания:
[1] Топоров Владимир. Петербургский Текст Русской Литературы: Избранные труды. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2003, 23.↩
[2] Госцило, Хелена и Норрис, Стивен М. Сохранение Петербурга: история, память, ностальгия. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2008, xvii.↩
[3] Стайтс, Ричард. «Культурная столица и культурное наследие: Санкт-Петербург и искусство императорской России». Сохранение Петербурга: история, память, ностальгия. Изд. Хелена Госцило и Стивен М. Норрис. Bloomington: Indiana University Press, 2008: 182-196, 183.↩
Автор выражает благодарность:
доктору Кэтрин Бауэрс, доценту Университета Британской Колумбии, Ванкувер, за то, что она открыла двери в захватывающий мир Достоевского и постоянная поддержка на пути, на пути новых захватывающих открытий и судьбоносных откровений,
Вера Бирон, заместитель директора ФМГУ имени Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург, за радушный прием в доме Достоевского,
Екатерина Ковина, научный сотрудник Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург, за то, что пошла по стопам Раскольникова в пешеходной экскурсии Преступление и наказание ,
И ее маме за то, что она была лучшим партнером в Преступление (и наказание) в путешествии Открывая Петербург Достоевского.
Ксения Степкина получила степень бакалавра международных отношений в Университете Британской Колумбии в мае 2017 года. Ее любимый роман Достоевского — «Братья Карамазовы». В настоящее время она работает в области импакт-маркетинга и корпоративной социальной ответственности в местной компании по производству фильмов и видео, постоянно размышляя над вопросами Достоевского о существовании и спасении человечества, которые она надеется решить в ближайшем будущем, изучая политику и социологию в аспирантуре.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Петербург Федора Достоевского
Книга Достоевского | © Pixabay
Анастасия Ильина
12 ноября 2017 г.
Хотя Федор Достоевский родился в Москве, большую часть своей жизни он провел в Санкт-Петербурге, который стал фоном для его многочисленных романов. Персонажи Достоевского обитают на улицах Петербурга и оживают на страницах его книг. Вот некоторые из реальных вдохновений, которые Санкт-Петербург дал автору.
Портрет Достоевского | © WikiCommons
Раскольников — один из самых узнаваемых персонажей русской литературы, вымышленный герой книги «Преступление и наказание ». Бывший студент, живущий в крошечной комнатке, на которую у него едва хватало денег, он идет по улицам Санкт-Петербурга, и в его голове формируется заговор с целью убить пожилого ростовщика. Он выполняет план, но затем чувство вины за преступление овладевает его разумом, доводя его до грани рассудка. Считается, что дом, в котором Достоевский предполагал жить Раскольникову, находится на углу 19-й улицы.Гражданская улица и Столярный переулок, дом 5.
Дом Раскольникова, Гражданская ул., 19, Санкт-Петербург, Россия, 1
Дом Раскольникова | © f-andrey/Flickr
Во времена Достоевского Сенная площадь (ныне Сенная площадь) была печально известным местом криминала и всяких отверженных. Сам Достоевский много лет жил рядом с этим районом. Площадь также является символическим местом в романе «Преступление и наказание ». Главный герой Раскольников строит свой замысел совершить убийство, подслушивая сплетни на площади. Здесь же Раскольников решает сознаться в содеянном и отбыть наказание.
Сенная площадь, Санкт-Петербург, Россия
Последняя квартира Достоевского в Санкт-Петербурге теперь превращена в музей, посвященный жизни известного писателя. Достоевский жил в этой квартире со своей семьей до дня своей смерти. Здесь можно узнать о самых известных произведениях автора, о его жизни в атмосферном декоре квартиры, воссозданном по воспоминаниям современников. Писатель работал в этих стенах и среди многих заметных произведений выполнил Братья Карамазовы . Музей был открыт к 150-летию со дня рождения Достоевского.
Музей Достоевского, Кузнечный пер., 5/2, Санкт-Петербург, Россия, 191002, +7 921 977 4300
В музее Достоевского | © Fruitsofkarma/Flickr
Ничто на современной Семеновской площади не намекает на зловещие события ее прошлого; теперь здесь театр юных дарований и памятник писателю Чернышевскому. Но в 19 веке здесь был расстрельный полигон. Среди публично казненных здесь были и вольнодумцы из литературного кружка Петрашевского. Достоевский был членом этой группы и был приговорен к смертной казни вместе с другими членами. За несколько мгновений до казни их проступок был прощен, а писателя приговорили к ссылке в Сибирь. Этот драматический перелом в жизни автора впоследствии был изображен в сновидении Рогожина от Идиот .
Семеновский мост, р., наб. р. Фонтанки, Санкт-Петербург, Россия, 191180