Почему вы должны меня знать: основатель «Виртуального музея резных наличников» Иван Хафизов
Люди
,
5 мин. на чтениеПочему вы должны меня знать: основатель «Виртуального музея резных наличников» Иван Хафизов
Анастасия Барышева
Мы с родителями переехали в Подмосковье из Казани, когда мне было около десяти лет. Примерно за год до этого я пошел в фотокружок. Дедушка фотографировал, у дяди была фотолаборатория, ну и мне всегда это было интересно.
Окончил МПГУ, по первому образованию я бакалавр естествознания. Это забавно звучит, потому что естествознание предполагает физику, химию, биологию… У нас ничего такого не было, я поступал на математический факультет. По второму образованию я педагог-психолог. Честно говоря, ни дня не работал по специальности.
После вуза попал в отдел обучения одной IT-компании. Периодически случались командировки. Так, в июле 2007 года по работе я оказался в Энгельсе Саратовской области и сфотографировал первый наличник. Мне просто показалось очень симпатичным это яркое окошко. Потом увидел еще одно, второе, третье…
Еще до той поездки нашел в ЖЖ открытку «Тосканские двери». Там было 32 двери. Решил сделать похожий коллаж, но из окошек. Тогда активно загружал работы на разные фотобанки. Ну сделал, загрузил, коллаж потихоньку продавался. А потом мне прислали из Германии открытку, которую кто-то там выпустил, купив мой коллаж с фотобанка. Открытка называлась «Старинные европейские окна». И смешно, и грустно.
Русские резные наличники — это уникальное культурное явление. Очень недооцененное в нашей стране и стремительно исчезающее. Как-то знакомые попросили один из моих маршрутов — хотели вживую посмотреть на кружевные окошки. Вернувшись, они рассказали, что из 36 наличников, которые я фотографировал два года назад, осталось всего 17.
Я не думал, что так быстро наличники станут историей. Поэтому, выпуская календари, пазлы, открытки и футболки с наличниками, я преследую главную цель — популяризовать традиционное зодчество, делать наличники новым туристическим символом России.В Энгельсе я был дней десять. Потом оттуда уехал в Навашино Нижегородской области. Показал жителям коллаж с окошками, а они говорят: «А у нас тоже наличники есть!» Повезли меня в деревню Дедово и рассказали про соседний Муром. Там я тоже целый день фотографировал. Через неделю поехали с друзьями в Ярославскую область. В итоге чуть больше, чем за две недели, я увидел наличники в четырех областях и понял, что они совершенно разные! Меня это поразило, и я начал искать книгу или каталог, чтобы поподробнее изучить это явление, но не нашел ничего такого. Позже пришлось создавать самому.
Это совпало с кризисом в личной жизни — тогда я расстался с девушкой и хотел чем-то занимать время — и кризисом экономическим. В нашей компании было около 270 сотрудников, а сократили штат до 50 человек.
Года через два я ушел во фриланс: снимал свадьбы, интерьеры. Количество экспедиций за наличниками заметно сократилось, потому что командировок уже не было, а весь семейный бюджет тратить на такие поездки я не мог. И тут приятель рассказал про краудфандинг. Я тогда даже слова такого не знал, хотя собирал деньги в ЖЖ на печать открыток и выпускал пробный тираж календарей с наличниками. Как-то со мной связалась представительница Cancer Research Institute, попросила сделать 100 календарей на заказ. А потом оказалось, что эти календари вручали нобелевским лауреатам по всему миру, в том числе и Горбачеву.
Прикольно.Поначалу мои эксперименты с краудфандингом были не очень удачными. Я запустил первый проект в 2012 году, когда Planeta.ru только появилась. К тому моменту у меня уже был сайт Nalichniki.com, я выяснил, что в России сохранилось 480 городов с деревянными строениями, в 65 из них я уже побывал. В ходе краудфандинга хотел собрать деньги на фотосъемку наличников в 150 городах Центрального федерального округа и выложить их в «Виртуальный музей резных наличников». Но стало понятно, что так это не работает. Потенциальные участники думали: хочешь фотографировать наличники — ну езжай и фотографируй, я тут причем? Краудфандинг — это про win-win. И я решил сделать книгу о наличниках, которой в свое время так не хватило мне. Бессмысленно говорить: я поеду, сниму наличники и выложу их на сайт, вы сможете смотреть их сколько захотите. Людям нужен осязаемый результат — книга, календарь, которые они могут получить за участие в крауд-кампании. Календари внезапно стали популярной ежегодной краудфандинговой традицией.
«Виртуальный музей резных наличников» — это не только сайт, куда любой желающий может выложить свои фотографии наличников. В моей личной коллекции чуть меньше 20 тыс. окошек из разных городов. Параллельно с ведением крауд-кампаний я стал активно развивать соцсети. Когда запускал первый проект, у меня было только небольшое сообщество в ЖЖ, а сейчас музей представлен во всех соцсетях, суммарно у него больше 80 тыс. подписчиков. Пару лет назад я начал не просто выкладывать фотографии, но и описывать истории, которые случались со мной в разных местах. Кстати, только 3–4 раза за все эти годы люди негативно реагировали, когда я фотографировал их наличники. Один мужчина вышел из дома, ни слова не сказал и начал в меня бросаться камнями. Но это скорее исключение. В основном люди очень радуются интересу и вниманию, некоторые начинают узнавать. Например, в одной деревне Ивановской области я снимал безумно красивый резной дом. Из соседнего вышла женщина и предложила зайти внутрь того резного. Оказалось, что отец ее мужа был резчиком. Она показала фотографии и отвезла меня на его могилу. На каменной плите был выгравирован этот дом, потому что резчик считал его своей лучшей работой. Такие истории начали находить большой отклик в соцсетях. Меня это очень вдохновляет! Я обожаю читать комментарии и отвечать на них. Поэтому когда меня спрашивают, сколько времени у меня отнимают соцсети, я смеюсь. Они не отнимают, а занимают время. В день обычно по 8–9 часов. Так незаметно хобби вытеснило работу и фриланс и стало основным источником дохода. Помимо полиграфии я делаю футболки и толстовки с наличниками, организовываю выставки и читаю лекции. Впрочем, все это тоже ради глобальной цели по популяризации наличников.
По наличникам можно изучать не только географию России, но и историю. Например, с точки зрения резьбы очень крутые Шуя и Борисоглебск. Это города, которые богатели в конце XIX века. Где самые красивые наличники, мне сказать сложно. Они везде красивые и разные. Красота наличников в Иркутске, Томске, кружево Вологды достаточно общеизвестны. Но, например, на меня большое впечатление произвел Новозыбков Брянской области. В Москве, несмотря на реновацию, тоже есть несколько классных домов с наличниками: дом Пороховщикова на Арбате, Погодинская изба, 5-й дом на улице Гастелло… А напротив бывшего доходного дома с наличниками по адресу Саввинский переулок, 8, стр. 5, пару лет назад построили бизнес-центр с окошками, обрамленными полуналичниками, взятыми как раз из моего виртуального музея. Крутой пример, когда старину не пытаются уничтожить, а изящно вписывают в обновленное пространство, которое и подстраивают под нее.
Мои планы на ближайшие лет десять связаны с наличниками. Книга задумана как пятитомник. Сейчас выйдет том о наличниках Центральной России, в перспективе Север, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Пока сложно спрогнозировать, смогу ли я собрать столько же материала, но я буду стараться. Главное — успеть.
Оформить предзаказ на книгу о наличниках Центральной России можно на странице нового проекта Ивана Хафизова на Planeta.ru. Там же можно предзаказать календарь на 2020 год, пазл, открытки с наличниками или сделать безвозмездный вклад в развитие «Виртуального музея резных наличников». Крауд-кампания активна до 10 ноября.
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на [email protected].
Фото: София Панкевич
Виртуальный музей резных наличниковИван ХафизовПочему вы должны меня знать
- Подписаться:
Летопись Русской Усадьбы — LiveJournal
?Из каких усадеб эти наличники?
Вчера мы отгадали с вами Кострому. Многим показался вопрос сложным, но три победителя были определены в течение 6 часов и все они из Москвы. Хотелось бы отправить календари подальше от столицы) Для тех, у кого еще нет календаря, мы устраиваем второй конкурс. Он может быть легче, может быть сложнее, но тот, кто читает мой блог, отгадает сразу. На картинке 3 наличника трех усадеб, или домов, называйте их как хотите, но нужно угадать, что это и где это.
Правильный ответ:
1) Дом управляющего, Балашихинская мануфактура
2) Усадьба Бергов, Наро-Фоминский район (Новая Москва)
3) Усадьба Меховицы, «Чистые росы», Ивановская область
Призы уходят первым трем отгадавшим:
1. Andrey Chermoshentsev 19 октября в 12.28
2. valentina_82 19 октября в 18.38
3. Ирина Молчанова (с facebook) 19 декабря в 19.55
( Из каких усадеб эти наличники?Collapse )
В каком городе я снимал эти наличники?
Многие уже знают про сайт nalichniki.com. Его создатель, Ваня Хафизов, с такой же любовью снимает деревянные наличники, как и я усадьбы. И тут неожиданно мы решили объединиться! А точнее устроить конкурс. На кону – календарь 2017 года от Виртуального музея наличников!
Ниже по ссылке — несколько фотографий наличников, сделанных мною. Но я забыл, в каком городе я их снимал. Тот, кто поможет мне вспомнить, куда я катался — тот получит вот такой, как на картинке, календарь на 2017 год с наличниками, собранными в коллажи по цветовым ассоциациям с месяцами. Так, на странице месяца мая все наличники сиреневые, а февраля — морозного светло-голубого оттенка. Фотошоп в работе не использовался, только ручная выборка из коллекции более чем 10 тысяч снимков русских деревянных домов, собранной автором за 9 лет экспедиций по России.
Для каждого месяца существует какое-то чувство, или даже ощущение, которое не повторяется затем в течение целого года, но которое объединяет очень многих людей. Именно такие ощущения консервирует и усиливает календарь, собранный из 180 наличников 12 разных цветов.
Виртуальный музей наличников обязуется отправить календарь победителю почтой в любую точку мира не позднее 1 декабря. Более подробная информация о музее наличников — на nalichniki.com. Заказать такой же календарь можно по ссылке: https://planeta.ru/campaigns/nalichniki_2017
UPDATE:
Есть трое правильно отгадавших! Правильный ответ — КОСТРОМА!
Призы уходят первым трем отгадавшим:
1. maxyki в 23.35
2. mila_taison в 00. 54
3. Елена Орлова (с facebook) в 1.37
Список тех, кто отгадал позже
4. Andrey Chermoshentsev в 8.58
( В каком городе я снимал эти наличники?Collapse )
путеводителей, обзоры отпусков, онлайн-сервисы, сообщества и блоги о путешествиях.
История комплекса
В 1770 году для строительства комплекса был приглашен итальянский архитектор Антонио Ринальди. Он предложил создать «китайскую» деревню с домами, театром и павильонами. В оформлении принимал участие и Василий Неелов. Однако работа над Китайской деревней началась только в 1780-х годах и под другим архитектором. Сейчас комплекс спроектирован Чарльзом Кэмероном. Его конечным результатом стала адаптация первоначального плана Ринальди.
Китайская деревня сверху. Фото: putidorogi-nn.ru
В этот период в Европе часто подражали китайскому стилю. В то время высоко ценились как китайский фарфор, так и китайское влияние в архитектуре и строительстве. В результате включение китайских мотивов в интерьер и экстерьер породило движение шинуазри. Он родился во Франции в 1700-х годах. В то время правитель, стремясь подражать французам, решил построить в Царском Селе комплекс в китайском стиле.
Екатерина планировала построить 18 зданий в стиле шинуазри. К сожалению, жизнь императрицы оборвалась до возведения комплекса. Смерть Екатерины, а также исчезновение средств на завершение строительства задержали строителей еще на 20 лет. В итоге комплекс был достроен, но построено всего 10 зданий вместо запланированных 18. Кстати, о средневековом замке во Владимире мы уже рассказывали ранее.
Здания в китайском стиле. Фото: account.travel
Здания комплекса
Одним из самых впечатляющих зданий является Китайский театр. Его внешний вид был довольно простым. Широкая крыша в характерном китайском стиле изогнута по углам. Единственным украшением на белых оштукатуренных стенах были глубокие орнаментальные карнизы, дверные и оконные наличники. Интерьер противоречил простому внешнему виду; это было роскошно. Украшенный яркими формами и цветами китайских орнаментов, он был подчеркнут обильными аппликациями из серебра и сусального золота.
Удивительная традиция «разговаривать с пчелами»: как Англия привлекала удачу
Китайский театр, 1897 г. Фото: culture.wikireading.ru
Кроме зрительного зала, вмещавшего 500 человек, имелись сцена и императорские ложи, вестибюль и парадная лестница, ведущая в пару гостиных. Названия Красной гостиной и Голубой гостиной отражают цвет их мягкой мебели. В этих комнатах принимали гостей и подавали обеды. Оформленные и обставленные в стиле шинуазри, они были уютными благодаря открытому огню, пылающему в каминах с фарфоровыми рамами.
Во время Великой Отечественной войны комплекс был значительно поврежден, но не полностью разрушен.