Тема 4. Событие 3. 1803–1806 – Первое кругосветное плавание моряков Российского флота
Впервые мысль об отправке военных судов на Дальний Восток из Балтийского или Белого моря была высказана в 1732 году президентом Адмиралтейств-коллегии адмиралом Н. Ф. Головиным.
В 1785 году основатель Российско-американской компании Г. И. Шелихов обратился к русскому правительству с проектом, в котором предлагалось «для избежания дороговизны и убытков, и вообще худого доставления… тяжелых, в цене же дешевых вещей… отправление сие делать морем, кругом света…»
На этот проект правительство Екатерины II выделило необходимые средства. Начальником экспедиции был назначен капитан 1-го ранга Г. И. Муловский, однако из-за войн, которые в это время вела Россия, осуществить замысел не удалось, а сам Г. И. Муловский погиб во время Русско-шведской войны 1787–1790 годов.
В 1800 году лейтенант И. Ф. Крузенштерн, будущий адмирал и один из основателей отечественной океанографии, представил в Адмиралтейств-коллегию свой проект кругосветного плавания. В 1802-м он вновь представил по команде доклад с обоснованием необходимости кругосветной экспедиции, и на этот раз его предложение было принято.
Для экспедиции были приобретены два трехмачтовых военных транспорта – шлюпы «Надежда» (430 т) и «Нева» (370 т). Юридически они принадлежали Российско-американской компании, но император Александр I разрешил поднять на них Андреевские флаги. Команды обоих судов набирались только из добровольцев. Командование всем отрядом и первым судном было возложено на И. Ф. Крузенштерна, командиром второго шлюпа был назначен Ю. Ф. Лисянский.
На Дальний Восток и далее в Северную Америку экспедиция должна была проследовать по так называемому западному маршруту, разработанному И. Ф. Крузенштерном.
Кроме военных моряков, в экспедиции приняли участие ученые – астрономы и естествоиспытатели. При содействии Г. А. Сарычева экспедиция была снабжена самыми лучшими астрономическими и навигационными приборами и инструментами. Перед выходом экспедиции в море ее начальнику была поставлена новая задача – доставить в Японию дипломатическую миссию графа Н. П. Резанова.
26 июля (7 августа) 1803 года оба судна вышли из Кронштадта. После непродолжительной стоянки в Копенгагене они перешли в английский порт Фалмут, из него – в Санта-Крус-де-Тенерифе на Канарских островах, откуда направились к берегам Южной Америки. 14 (26) ноября 1803 года суда под российскими флагами впервые пересекли экватор.
В конце 1803-го «Надежда» и «Нева» подошли к острову Святой Екатерины у побережья Бразилии, где провели больше месяца из-за ремонта рангоута «Невы». В начале 1804 года, обогнув мыс Горн, шлюпы вышли в Тихий океан, где во время шторма потеряли друг друга. Соединившись у острова Нуку-Хива (архипелаг Маркизские острова), они проследовали к Сандвичевым (Гавайским) островам, откуда «Надежда» направилась в Петропавловск, а «Нева» – к острову Кадьяк.
Шлюп «Надежда» прибыл в Авачинскую губу 3 (15) июля 1804 года и сдал в порт привезенные из европейской части России грузы. Завершив ремонт и пополнив запасы продовольствия и воды, он направился к берегам Японии и 26 сентября (8 октября) стал на якорь в гавани Нагасаки. Миссия Н. П. Резанова успехом не увенчалась: японцы даже не приняли подарков, предназначавшихся их императору. Весной 1805 года «Надежда» покинула Нагасаки, Японским морем проследовала вдоль западного побережья острова Хоккайдо и через пролив Лаперуза вошла в Охотское море. Следуя по этому пути, И. Ф. Крузенштерн проводил гидрографические работы, предусмотренные планом экспедиции. 23 мая (4 июня) 1805 года «Надежда» прибыла в Петропавловск, где Н. П. Резанов со своими спутниками сошел на берег, и командир «Надежды» смог целиком посвятить время научным исследованиям.
До осени 1805-го «Надежда» находилась в Охотском море, где участники экспедиции занимались гидрографическими работами, описанием восточного побережья Камчатки и северного побережья Сахалина.
Попытка И. Ф. Крузенштерна войти в Амурский лиман не удалась. Наткнувшись на малые глубины, он не рискнул идти дальше, а времени на производство промеров у него уже не оставалось.
23 сентября (5 октября) 1805 года «Надежда» из Петропавловска отправилась в Макао (Аомынь), где была назначена встреча судов экспедиции перед возвращением в Россию.
«Нева», в соответствии с полученными Ю. Ф. Лисянским инструкциями, сначала проследовала к Алеутской гряде. Выполнив описание острова Кадьяк и ряда других островов, она зашла Новоархангельск, где приняла на борт товары компании, предназначавшиеся для отправки в Китай, и также направилась в Макао. На переходе судно едва не погибло на рифе, получившем его имя, у острова, названного в честь Лисянского. Затем в том же районе был обнаружен еще один риф, названный рифом Крузенштерна. Затем «Нева» оказалась на пути сильнейшего тайфуна, получив повреждения корпуса, рангоута и такелажа, а также потеряв часть предназначавшейся для продажи в китайском порту пушнины.
Соединившись в Макао, суда вместе перешли в Кантон (Гуанчжоу) и здесь задержались до начала 1806 года, занимаясь продажей мехов, после чего пересекли Индийский океан, а на подходах к мысу Доброй Надежды во время дождевого шквала опять разлучились.
И. Ф. Крузенштерн направился к острову Святой Елены – месту встречи, назначенному для такого случая. Здесь он узнал о войне между Россией и Францией и во избежание захвата судна сразу ушел от острова и проследовал в Балтийское море, обходя Британские острова с севера. Не дождавшись Лисянского на рейде датского города Хельсингера, Крузенштерн перешел в Копенгаген, а затем проследовал в Кронштадт, куда пришел 7 (19) августа 1806 года.
«Нева», потеряв из вида «Надежду», проследовала в английский Портсмут, не заходя на остров Святой Елены. Здесь Ю. Ф. Лисянский ожидал И. Ф. Крузенштерна до начала июля 1806-го, после чего направился в Кронштадт и прибыл в Россию 22 июля (3 августа) 1806 года.
Первое кругосветное плавание русских моряков не было научной экспедицией, однако вклад его участников в исследование Мирового океана значителен.
Первое русское кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803–1806 гг.) — Русские географические названия: история открытий
«Мостиком» к взаимопониманию с островитянами послужили два европейца, которые уже прожили на Нуку-Хиве около семи лет, – англичанин Эдвард Робертс и француз Жан-Батист Кабри, которые люто ненавидели друг друга, как бы повторяя вражду Англии и Франции в единичном масштабе. Оба они были женаты на родственницах местных вождей и вели такой же образ жизни, что и местные жители.
С французом Жан-Батистом Кабри произошла из ряда вон выходящая история: прощаясь с русскими моряками вечером на борту «Надежды», он изрядно напился и уснул, а когда проснулся и понял, что он все еще на корабле, «Надежда» была уже далеко от берегов Нуку-Хивы. Сам он утверждал, что Крузенштерн «украл» его – татуированного с ног до головы француза – как местный артефакт, хотя сам капитан, безусловно, отрицал это. Прибыв с экспедицией на Камчатку, француз вернулся на родину во Францию по суше через Сибирь и Санкт-Петербург.
От Маркизских о-вов корабли «Надежда» и «Нева» проследовали на Гавайи (в то время – Сандвичевы о-ва) и прибыли туда в июне 1804 г. Пополнив запасы еды, Крузенштерн отбыл на Камчатку всего через два дня, а Лисянский задержался на неделю, поскольку провизии еще не было достаточно для дальнего плавания к Алеутским островам.
Лисянский посетил место убийства английского капитана Джеймса Кука, который открыл Гавайи в 1778 г. и погиб в стычке с островитянами в 1779 г.
Набрав на Гавайях достаточное количество свиней – самого востребованного источника белка для экипажа – в обмен на ткани и парусину, Лисянский решил не заходить на о-в Оаху, где располагался флот местного гавайского короля, из-за вспышки там венерических заболеваний, и «Нева» отчалила от Гавайев, взяв курс на Алеутские о-ва.
Экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского внесла неоценимый вклад в развитие науки – картографии, гидрографии, климатологии, географии, океанографии, ботаники и др., а также этнографии: участниками экспедиции были сделаны уникальные описания народов Океании и собраны предметы культуры и быта островитян, хранящиеся сегодня в фондах Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.
В ходе экспедиции были исправлены ошибки в предыдущих картах; обнаружены межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих географических объектов. Были проведены исследования температуры воды в разных частях Мирового океана, ее солености, течений, приливов и отливов, что в дальнейшем легло в основу океанографии, а наблюдения за погодой впоследствии внесли свой вклад в становление климатологии по данному региону. Была также выяснена причина свечения моря, которое, как оказалось, происходило в результате деятельности крошечных организмов. Во время путешествия были составлены чукотский и айнский словари. Посол России в Японии Н. Резанов создал первый русско-японский словарь объемом 5 тысяч слов. Были записаны слова и ноты музыкального произведения «Песнь людоеда» на о-ве Нуку-Хива, из которого следует, что каннибализм был – пусть даже в прошлом – частью культурной традиции жителей Океании. Труды И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, изданные по итогам экспедиции, были вскоре переведены на все основные западноевропейские языки. Позднее, в 1823–1826 гг., И. Ф. Крузенштерн издал самый точный для того времени «Атлас Южного моря» на основании карт, составленных им самим, а также его предшественниками – Дж. Куком, Ж.-Ф. де Лаперузом, Л. А. де Бугенвилем и последователями – О. Е. Коцебу, В. М. Головниным и др.
Литература
Крузенштерн И. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева»: По повелению е. и. в. Александра Первого. Под начальством флота кап.-лейт., ныне кап. 2-го ранга, Крузенштерна, Гос. адмиралтейского деп. и Имп. акад. наук члена. СПб.: Морская типография, 1809–1812. Ч. 1–3. http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/4877-kruzenshtern-i-f-puteshestvie-vokrug-sveta-v-1803-4-5-i-1806-gg-na-korablyah-nadezhda-i-neva-spb-1809-1812
Лисянский Ю. Ф. Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах. М., 1947. http://az.lib.ru/l/lisjanskij_j_f/text_0030.shtml
Федорова И. К. Восточная Полинезия: Эволюция татуировки // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. 2006. С. 193. https://docplayer.ru/39565870-Vostochnaya-polineziya-evolyuciya-tatuirovki. html
Очерки: первое-русское-кругосветное-кругосветное-путешествие-Крузенштерна-(1803-1806) — Барри Лоуренс Рудерман Antique Maps Inc.
Введение:
кругосветных плаваний, совершенных другими странами, в том числе Джорджа Энсона, Джеймса Кука и Луи-Антуана де Бугенвиля. Все это также расширило географические и этнографические знания о Тихом океане, океане, с которым Россия граничила и который она рассматривала как возможное место для имперской экспансии. Россия также искала Северо-Восточный проход для торговли с Китаем.
В конце 1740-х годов вслед за экспедициями Витуса Беринга на западном побережье Америки были созданы русские фактории по торговле пушниной. К 1790-м годам некоторые из них стали постоянными поселениями. Стремясь защитить и расширить эту торговлю, в 1787 г. было запланировано кругосветное плавание, но оно было отменено из-за войн с турками (1787 г.) и шведами (1788 г.).
Спустя десятилетие Россия стала крупной морской державой, и их взоры снова обратились на восток и Тихий океан. Вновь созданная Русско-Американская компания и император Александр I утвердили план кругосветного плавания и назначили его руководителем тогдашнего капитан-лейтенанта Крузенштерна, вернувшегося в Россию в 179 г.9 после шести лет службы в Королевском флоте Великобритании. Находясь с британцами, Крузенштерн посетил Северную Америку, Южную Африку, Ост-Индию и Китай. Этот опыт и три его письменных предложения о кругосветном плавании по России дали ему право на это назначение.
Рейс должен был переправить дипломатический контингент в Японию в поисках привилегированного торгового статуса. В этом ключе граф Николай Петрович Резанов был назначен сокомандующим вместе с Крузенштерном; он также должен был быть послом России в Японии. Корабли также предназначались для доставки припасов и получения грузов от поселенцев на побережье Северной Америки. «Надежда» и «Нева», , переименованные в английские корабли, закупленные специально для кругосветного плавания, вышли из Кронштадта 7 августа 1803 г. с Крузенштерном под командованием первого и Юрия Лисянского во втором.
Корабли направились на запад к Копенгагену, Хельсингору и Фалмуту, затем вошли в открытую Атлантику. Они остановились на Тенерифе, а затем в Бразилии, прежде чем обогнуть мыс Горн. В опасных водах мыса два корабля разошлись. Нева ждала Крузенштерна на острове Пасхи, но
013 Надежда уже уплыла на Маркизы. Там Лисянский присоединился к Крузенштерну в мае 1804 года. Они вместе отплыли на Гавайи, а затем в русские поселения на территории современной Аляски.
На Аляске Лисянский пришел на помощь русским поселенцам на Ситке, осажденным индейцами тлинкитами. Крузенштерн подобрал груз товаров и доставил их на Камчатку, прежде чем отправиться в Японию. Он шесть месяцев стоял на якоре в гавани Нагасаки, пока переговорщики пытались добиться одобрения открытия посольства России на японской земле. Переговоры провалились, и Надежда вернулась на север, на Камчатку, куда Резанов отправился служить имперским инспектором и полномочным представителем Российско-Американской компании в Северной Америке. Затем Крузенштерн исследовал побережье Сахалина, пытаясь понять, остров это или нет.
Корабли воссоединились в Макао, где провели три месяца, продавая меха и покупая чай. Из Китая корабли пересекли Индийский океан, обогнули мыс Доброй Надежды и вышли в Атлантику. Лисянский отплыл прямо домой, а Крузенштерн ненадолго остановился на острове Святой Елены. Вернулся в Кронштадт 19 августа., 1806.
Наследие путешествия
Это было не только первое русское кругосветное плавание, но и одно из первых научных путешествий по заказу империи. Сопровождающие натуралисты собрали много новых и редких образцов, а мореплаватели добились важных успехов в океанографии. Например, Лисянский доказал существование экваториального противотечения в Атлантическом океане. Этнографические описания, особенно с Маркизских островов, имели решающее значение для изучения тихоокеанских народов. Два человека, участвовавшие в экспедиции, Отто фон Коцебу и Фабьен Готлиб фон Беллинсгаузен, позже возглавили свои собственные путешествия: кругосветное плавание Коцебу и первое успешное исследование Антарктики Беллинсгаузеном с Лазаревым.
Крузенштерн и его люди были отличными моряками, которые обследовали многие места с большей точностью, чем предыдущие попытки; в их число входили остров Пасхи, Маркизские острова, Сахалин, Хоккайдо, острова Цусима, западное побережье Японии и другие места. Они также открыли проходы через Курильские острова. В море Крузенштерн полагался на карты пятнадцати разных авторов на разных языках. Его собственные карты известны своей точностью, а его расчеты широты отклоняются от современных данных не более чем на две угловые минуты, а по долготе — не более чем на четыре минуты — монументальный подвиг.
Публикация о путешествии
Вернувшись в Европу, Крузенштерн занялся проверкой своих документов и подготовкой отчета о путешествии. Он был не один, Лисянский и другие участники плавания тоже в итоге опубликовали свою версию событий. Крузенштерн, однако, был самым плодовитым.
В 1809 г. он опубликовал трехтомный отчет о путешествии на русском языке, а немецкая версия появилась в 1810 г. в трех томах с сопровождающим атласом. Reise um die Welt, in den jahren 1803, 1804, 1805, und 1806 оказался популярным и был быстро переиздан в Лейпциге и Берлине и переведен на голландский, шведский, итальянский, французский и датский языки. В 1813 году английский перевод был опубликован Джоном Мюрреем, который специализировался на публикации книг о путешествиях и исследованиях.
В Англии книга нашла отклик у читающей публики, которая тогда была одержима Северо-Западным (или Северо-Восточным) проходом и Арктикой. Крузенштерн был обязательным чтением для полярных исследователей, отправившихся на север в 1820-х годах, включая Джона Росса, Уильяма Эдварда Парри и Джона Франклина. Фактически, Джон Росс отредактировал мемориал Крузенштерну в 1856 году, переведенный с немецкого и написанный дочерью Крузенштерна.
Кругосветное плавание в 1803, 1804, 1805, 1806 годах: по повелению Его Императорского Величества Александра I на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитана А.
Я. фон Крузенштерн | Библиотека Электронные коллекции Кругосветное плавание в 1803, 1804, 1805, 1806 годах: по повелению Его Императорского Величества Александра I на кораблях «Надежда» и «Нева», под командованием капитана А.Я. фон Крузенштерн | Электронные коллекции библиотеки | Библиотека Калифорнийского университета в Сан-Диего Цифровые коллекции библиотекиЭлектронные коллекции библиотеки
Поиск в цифровых коллекциях
Размер файла |
|
Формат файла |
Скачать файл Просмотр файла Скачать файл
- Дата создания
- 1813
- Создатели
- Хоппнер, Ричард Белгрейв
- Крузенштерн Иван Федорович, 1770-1846 гг.
- Физическое описание
- Информация о материалах
текст
- Примечание
Впервые опубликовано одновременно на русском и немецком языках.
Копия из специальной коллекции, ранее принадлежавшая Кеннету Э. Хиллу.
Выходные данные Special Collections v.2 различаются: напечатано Т. Дэвидсоном для Джона Мюррея.
Название корешка: Кругосветное путешествие Крузенштерна
Это первое английское издание; Холм I, с. 167. «Крузенштерн был недоволен переводом, считая, что переводчику не хватало знаний о морской информации …» — Хилл.
Без прилагаемого к русско-немецкому изданию атласа и французских переводов
«Капитан Крузенштерн, назначенный командовать первой русской кругосветной экспедицией, служил с ним… Лисянский, Лангсдорф и Коцебу. [Он] должен был попытаться установить отношения с Японией и Сандвичевыми островами, чтобы облегчить торговлю в Южной Америке, чтобы изучить Калифорнию на предмет возможной колонии, а также тщательно изучить и составить отчет о северо-западном побережье, его торговле и будущем ». — Хилл
Серия- Хилл Коллекция тихоокеанских путешествий
- Корпоративные наименования
- Надежда (судно)
- Нева (Корабельная)
- Тема
- Кругосветное путешествие
Формат
Просмотр форматов в этой коллекции
- текст
- Языки
- Английский
- немецкий
- Русский
- Библиография
Коллекция тихоокеанских путешествий Хилла, 952 г.
- Публикация
Лондон, напечатано К. Ровортом для Дж. Мюррея.
- Авторское право
Общественное достояние (США)
Использование: Эта работа доступна в библиотеке Калифорнийского университета в Сан-Диего. Эта цифровая копия работы предназначена для поддержки исследований, преподавания и частного изучения.