Племя яномами: В тропических лесах Амазонки коренное племя борется за выживание

Экспедиция в Венесуэльскую Амазонию 2021. Тур в Венесуэлу к яномами с MZUNGU EXPEDITIONS

СРОКИ И СТОИМОСТЬ:


Даты
путешествия: с 12 по 27 февраля 2021

Продолжительность 16 дней / 15 ночей

Количество участников: 6 – 10

ЭКСПЕДИЦИЯ ЗАВЕРШЕНА

ПРОГРАММА ПУТЕШЕСТВИЯ: ТУР В АМАЗОНИЮ В ВЕНЕСУЭЛУ
День 1. 12 февраля 2021. ПРИБЫТИЕ В БОГОТУ (КОЛУМБИЯ)

Ранний прилет в Боготу – столицу Колумбии. Трансфер в отель Casa Deco 3* или аналогичный. После короткого отдыха экскурсия с гидом на микроавтобусе в Музей золота. После обеда выезд на станцию канатной дороги, подъем на гору Монсеррат, откуда открывается отличный обзор города Богота.
Во второй половине дня возвращаемся в отель, вечером ужин в хорошем ресторане неподалеку. Ночь в отеле Casa Deco 3* или аналогичном.

* Рекомендуемый рейс AM-717 из Мехико (MEX) авиакомпанией AeroMexico, вылет 12 февраля в 1:15 ночи, прибытие в Боготу (BOG) в 6:50 утра или
рейс ТК-800 из Стамбула авиакомпанией Turkish Airlines, вылет 12 февраля в 0:55 ночи, прибытие в Боготу (BOG) в 6:30 утра или
другой рейс из любого города с прибытием в Боготу (BOG) до 8 часов утра 12 февраля.
Питание включено: нет
Размещение включено: отель Casa Deco 3* или аналогичный

День 2. 13 февраля 2021. БОГОТА – ПУЭРТО-ИНИРИДА

Завтрак и трансфер в аэропорт, перелет в Пуэрто-Инирида. По прибытии трансфер в отель La Cabanha Guainiana. Заселение. Отдых и обед. После обеда прогулка в порт, посмотрим как живут местные. Также мы посетим место, где местные продают золото из реки Аитабапо.
Ужин в местном ресторане и возвращение в отель. Ночь в отеле.
Питание включено: завтрак
Размещение включено: Отель La Cabanha Guainiana или аналогичный

День 3. 14 февраля 2021. ПУЭРТО-КАРРЕНЬО – САН-ФЕЛИПЕ

Завтрак в отеле. Трансфер в аэропорт и перелет чартерным маленьким самолетом на юг в Сан-Фелипе, большую деревню, расположенную на реке Рио-Негро. По прилете в Сан-Фелипе, заселение в местный отель. Посетим старый испанский форт Сан Фелипе. Также сегодня у нас будет возможность купить подарки для индейцев, такие как табак.
Ужин и ночь в гостевом доме.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: гостевой дом в Сан-Фелипе

День 4. 15 февраля 2021. САН-ФЕЛИПЕ – САН-КАРЛОС-ДЕ-РИО-НЕГРО (ВЕНЕСУЭЛА) – РЕКА КАСИКЬЯРЕ

После завтрака мы спускаемся в порт и пересекаем реку, попадая в Сан-Карлос-де-Рио-Негро, городок расположенный на территории Венесуэлы. Регистрация и разрешительные процедуры в органах Национальной Гвардии Венесуэлы и продолжаем нашу экспедицию до пересечения реки Гуайния и Касикьяре. Река Касикьяре является типичным примером бифуркации. – Она соединяет две великие реки – Амазонку (через реку Рио-Негро) и Ориноко. Это место считается началом реки Рио-Негро. Отсюда, преодолевая пороги, мы плывем по Касикьяре до небольшой общины у больших речных порогов. Вечером можно искупаться в реке Касикьяре.
Ночевка в палатках или гамаках под большой пальмовой крышей.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: палатки или гамаки

День 5. 16 февраля 2021. РЕКА КАСИКЬЯРЕ – НИНЬЯЛ – БЕРЕГ РЕКИ

После завтрака продолжаем путешествие по реке Касикьяре. Остановимся посмотреть петроглифы на скалах посреди реки. Далее проплываем мимо большой скалы Кулимакерэ. Через час (зависит от уровня воды в реке) мы прибываем в маленький индейский городок Ниньял. Остановка и прогулка, знакомство с поселением индейцев курипако.
После этого продолжим путешествие до реки нашего финального назначения. Разобьем лагерь на белом песчаном пляже. Здесь можно искупаться и отдохнуть. Черная речная вода на самом деле чистая, в ней не содержится паразитов, и она не привлекает комаров и других насекомых.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: палатки или гамаки

День 6. 17 февраля 2021. БЕРЕГ РЕКИ – ОБЩИНА ЯНОМАМО

После завтрака плывем вверх по течению реки, где наконец встречаем индейцев яномамо в шабоно.
Традиционно яномамо всегда жили в деревнях, с населением в среднем от 40 до 300 человек. Все жители занимали одно огромное овальное жилище под названием «шабоно» с открытым центром. Под крышей шабоно помещения разделены опорными колоннами. Так как все строительные материалы имеют растительное происхождение, такой дом постепенно разрушается из-за проливных дождей, ветра и насекомых; каждые 4-6 лет яномамо делились на группы и основывали новые деревни. Культура строительства шабоно претерпела значительные преобразования: с 90-х годов прошлого века яномамо массово прекратили строительство шабоно и стали расселяться в отдельные традиционные хижины. Такие хижины часто строятся вокруг деревенской площади, имитируя концепцию шабоно.
Те яномамо, которых мы посетим, живут в традиционном шабоно постоянно или во время охоты и сбора фруктов в джунглях. Здесь проживают 15-20 семей, в которых, помимо взрослых, есть дети, старики и несколько шаманов.
Сегодня мы узнаем о традициях и образе жизни яномамо в сельве. Побываем в разных семьях, понаблюдаем за их повседневными делами. Мы познакомимся и обсудим планы на ближайшие дни. После обеда яномамо покажут плантации, где выращивают культуры методом подсечно-огневого земледелия. Огород является предметом их безусловной гордости. Мы будем изучать растения, которые индейцы выращивают недалеко от деревни. Прежде всего, это плантан и обычные бананы, маниок и папайя. Мы разобьем лагерь прямо в шабоно. Ночь в палатках или гамаках.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: шабоно (традиционное жилище яномамо) в палатках или гамаке

День 7. 18 февраля 2021. ОБЩИНА ЯНОМАМО

После завтрака отправимся с индейцами на рыбалку в ближайшую лагуну. Для этого надо вернуться к главной реке и проплыть немного вверх по реке на лодке.
Способ ловли рыбы, будь то пиранья или павлиний окунь, зависит от уровня воды в реке. Если уровень воды очень низкий (каким он должен быть в этом сезоне), они будут ловить рыбу корзинами.
Яномамо также знают методы ловли с использованием корня барбаско, когда они «отравляют» воду вниз по течению реки. Некоторые эндемичные растения при попадании в воду оказывают нервно-паралитическое действие на рыбу. Однако, в целях охраны природы, этот метод используется редко и всегда зависит от решения общины и от сезона.
После деревня готовится к танцам, яномамо наносят макияж. Женщины специально окрашивают тело натуральной краской «Рохо де Оното» (делают из помадного дерева).
Ужин и ночь в шабоно в палатках или гамаках.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: шабоно (традиционное жилище Яномамо) в палатках или гамаке.

День 8. 19 февраля 2021. ОБЩИНА ЯНОМАМО

После завтрака поход в джунгли с индейцами. Они расскажут нам о лечебных растениях. Посмотрим, как яномамо взбираются на пальму Ceje, чтобы собрать фрукты. Они взбираются на дерево особым способом, при помощи двух деревянных палок, это позволяет собрать урожай, не срубая дерево.
Яномамо славятся своим вспыльчивым нравом и твердым характером, поскольку они постоянно жили в состоянии войны между поселениями. Мы узнаем о материальной и духовной жизни этих людей. В своих ритуалах мужчины из племени яномамо используют галлюциногенный порошок йопо, получаемый из семян растения анаденантера, которое вдувается через нос. Традиционно яномамо не курят табак, они сворачивают свежие табачные листья в трубочку, кладут ее за нижнюю губу и постепенно потягивают сок.
После обеда – самая главная церемония. Мужчины вдыхают порошок йопо через нос. Впечатляющее зрелище, — шаманы впадают в транс и вступают в контакт со своими «хекура», от которых они получают силы для исцеления больных людей! Хекура – это маленькие призраки, которых индейцы видят во время транса. Призраки имеют обличие животных или карликов, и они помогают шаманам исцелять больных. Для участников экспедиции будет возможность попробовать порошок йопо. Тем не менее, это очень непростое упражнение и может иметь последствия для организма. Поэтому рекомендуем этого не делать.
Ночь в шабоно в палатках или гамаках.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: шабоно (традиционное жилище яномамо) в палатках или гамаке.

День 9. 20 февраля 2021. ОБЩИНА ЯНОМАМО – ОХОТНИЧИЙ ЛАГЕРЬ В ДЖУНГЛЯХ

После завтрака мы понаблюдаем как женщины яномамо пекут традиционный индейский хлеб из корня маниока. Они делают тесто из измельченного маниока, а затем пекут лепешки на огне. Это исключительно женская работа.
После обеда мы возьмем самые необходимые вещи и отправимся в джунгли на одну ночь. По пути яномамо покажут пальму, из которой они добывают так называемое «пальмито». Это съедобная мякоть из сердцевины дерева. Индейцы добудут нам мякоть, чтобы мы попробовали это местное лакомство.
Мы зайдем глубоко в джунгли и разобьем лагерь где-нибудь у небольшой речушки. За несколько минут индейцы организуют ночевку. Спать можно в гамаке или в палатке, на ваш выбор.
У вечернего костра послушаем истории яномамо об охоте. После ужина пойдем с индейцами на охоту в джунгли. В джунглях они двигаются очень быстро, нам придется стараться держаться за ними, что чрезвычайно сложно. Многие животные здесь очень активны по ночам, так что, если повезет, вернемся с добычей.
Традиционно яномамо охотятся на пекари, тапиров, обезьян и других животных. Для охоты они используют тугие луки и очень длинные стрелы из тростника. Ночью яномамо охотятся на кайманов с помощью света и мачете, и часто хватают маленьких крокодилов голыми руками.
Поздно ночью мы вернемся в лагерь на ночевку.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: охотничий лагерь в джунглях в палатках или гамаке

День 10. 21 февраля 2021. ОХОТНИЧИЙ ЛАГЕРЬ В ДЖУНГЛЯХ – ОБЩИНА ЯНОМАМО

После завтрака продолжаем трекинг по джунглям. В ручьях попробуем наловить крабов. Яномамо покажут нам фрукты, которые можно собирать в джунглях. Фруктов тут огромное разнообразия, и о ни составляют значительную часть рациона яномамо.
Возвращение в шабоно к обеду. Женщины здесь уже раскрашивают тела в традиционный красный цвет, и черным цветом наносят особые знаки. Вечером будут традиционные танцы яномамо.
Мужчины и женщины яномамо практикуют раскрашивание лица и тела, а в некоторых общинах женщины все еще вставляют в нос и нижнюю губу палочки. Для ритуалов и фестивалей яномамо делают традиционный раскрас лица, используя красную краску (полученную из растения оното или, как его называют, помадного дерева) и черную краску (из древесного угля). Также они носят яркие украшения из перьев.
Раньше у яномамо была традиция эндоканнибализма, поедания праха кремированных родственников. Процесс заключается в следующем: тело заворачивают в листья и помещают в лесу на некотором расстоянии от шабоно; после того, как насекомые съедят мягкие ткани (обычно около 30-45 дней), кости собирают и кремируют. Фрагменты костей из охлажденного пепла, которые через неделю измельчаются в муку, а затем смешиваются с супом из плантанов, едят все жители деревни. Ночь в шабоно в палатках или гамаках.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: шабоно (традиционное жилище яномамо) в палатках или гамаке.

День 11. 22 февраля 2021. ОБЩИНА ЯНОМАМО – МЕСТНАЯ ОБЩИНА НА БЕРЕГУ РЕКИ КАСИКЬЯРЕ

Ранний завтрак, сборы. Мы возвращаемся к месту у реки, где мы оставили лодку. Отсюда мы будем плыть весь день вниз по течению реки и далее по реке Касикьяре до местной общины дальше порогов на реке.
Ночевка в палатках или гамаках под пальмовой крышей.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: палатки или гамаки

День 12. 23 февраля 2021. МЕСТНАЯ ОБЩИНА НА БЕРЕГУ РЕКИ КАСИКЬЯРЕ – ОСТРОВ НА РЕКЕ РИО-НЕГРО

После завтрака продолжим путешествие по реке до слияния Касикьяре и Гуайния, а затем по Рио-Негро до Сан-Карлос-де-Рио-Негро. Перед тем, как мы приплывем в Сан-Карлос, будет остановка на красивом острове, где мы пообедаем и разобьем наш последний в этой экспедиции лагерь.
После обеда у нас будет время, чтобы отдохнуть на берегу и искупаться в приятной темной воде реко Рио-Негро.
Ночь в палатках или гамаке.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: палатки или гамаки

День 13. 24 февраля 2021. ОСТРОВ НА РЕКЕ РИО НЕГРО – САН-КАРЛОС – САН-ФЕЛИПЕ (КОЛУМБИЯ) – ПУЭРТО-ИНИРИДА

После завтрака выезд на лодке в Сан-Карлос-де-Рио-Негро, где мы пройдем необходимые разрешительные процедуры в Национальной Гвардии Венесуэлы и пересечем снова границу с Колумбией. Прибытие в Сан-Фелипе и чартерный рейс в Пуэрто-Инирида.
Прибытие в Пуэрто-Инирида и трансфер в отель La Cabanha Guainiana. Ужин и ночь в отеле.
Питание включено: завтрак, обед, ужин
Размещение включено: отель La Cabanha Guainiana или аналогичный

День 14. 25 февраля 2021. ПУЭРТО-ИНИРИДА – БОГОТА

После завтрака мы отправимся в аэропорт городка Пуэрто-Инирида. Регистрация на регулярный рейс а/к Satena. Перелет в Богоду. По прилете трансфер в отель 109 Sutes 4* или аналогичный. Отдых в отеле.
Питание включено: завтрак, обед
Размещение включено: Отель 109 Sutes 4 * или аналогичный

День 15. 26 февраля 2021. БОГОТА

Это буферный (резервный) день в Боготе. После завтрака у нас будет время сделать ПЦР тест на Covid, который нам понадобится, чтобы вернуться в Европу или другое место назначения. Мы также можем продолжить осмотр Боготы, например отправиться в Zipaquira, где мы можем посетить подземную церковь в большой соляной шахте.
Питание включено: завтрак, обед
Размещение включено: Отель 109 Sutes 4 * или аналогичный

День 16. 27 февраля 2021. БОГОТА – ВЫЛЕТ ДОМОЙ

После завтрака можно прогуляться, посмотреть другой центр Боготы, так как в этот раз наш отель расположен в другой части города. До обеда трансфер в аэропорт, вечером вылет домой.
Или дополнительная ночь в Боготе, если планируется утренний рейс Turkish Airlines на следующий день (дополнительная ночь в отеле оплачивается отдельно).

* Рекомендуемый рейс AM-762 в Мехико (MEX) авиакомпанией AeroMexico, вылет из Боготы в 15:35, прибытие в Мехико (MEX) в 19:50 или
рейс ТК-800 в Стамбул авиакомпанией Turkish Airlines, вылет 28 февраля в 7:55 утра, прибытие в Стамбул в 7:25 утра 1 марта или
другой рейс из Боготы (BOG) в любой город с вылетом в любое время 27 февраля.
Питание включено: завтрак
Размещение включено: нет

* В ходе экспедиции маршрут может быть изменен по решению руководителя группы в интересах участников, в связи с погодными и полетными условиями или по соображениям безопасности.
Расписание мероприятий на 6 – 10 дни может быть изменено или выполнено в ином порядке в зависимости от занятий общины яномамо и их решения.

** Участник экспедиции к яномамо должен уважительно относиться к культуре яномамо, понимать цели экспедиции и возможные изменения программы, быть в хорошей форме и способным адаптироваться к новым условиям и культуре.

Первая жертва коронавируса среди амазонского племени яномами

Общество

12 апреля 2020, 07:00

Читать 360tv в

Первый случай заражения коронавирусом обнаружен у подростка из племени яномами, проживающего в Амазонии. Бразильские власти беспокоятся за судьбу племени, ведь для его членов инфекция особенно опасна.

В больнице города Боа-Виста штата Рорайма на севере Бразилии сегодня умер пациент — 15-летний юноша из племени яномами, у которого был диагностирован COVID-19. В последние дни он находился в отделении интенсивной терапии. Это первый зафиксированный случай заражения коронавирусом среди племени яномами.

Это вызвало серьезное беспокойство у бразильских властей. Министр здравоохранения заявил, что племя теперь под угрозой вымирания, поскольку их организм крайне уязвим перед эпидемиями.

Кто такие яномами?

Индейцы яномами живут в лесах Амазонии на территории Венесуэлы и Бразилии. Правда, сами они себя не идентифицируют как граждан какой-либо страны. Да и принадлежность к племени у них очень относительная. Яномами — это этническая группа численностью примерно 35 тысяч человек, но живут они небольшими общинами приблизительно по 30 человек. И каждая община живет сама по себе, не имея с другими общей организации.

Их деревни находятся в труднодоступных дебрях Амазонии, поэтому большинство яномами живут в полной изоляции от внешнего мира и ведут первобытный образ жизни, занимаются собирательством и охотой. Для этого, кстати, используются исключительно стрелы и деревянные копья. Но некоторые из них, как отмечает этнограф Юрий Березкин, все же контактируют с соседними поселениями.

При этом они вполне гостеприимны и неоднократно принимали у себя латиноамериканских и европейских исследователей и путешественников. Из русскоязычных исследователей к ним ездил, например, украинский журналист Дмитрий Комаров (его документальный фильм про них показывали на телеканале «Пятница»), а также путешественник Виталий Сундаков. Хотя некоторые западные исследователи называют яномами воинственными и даже жестокими.

В последние годы население яномами серьезно сократилось — в том числе из-за кори и малярии, к которым их организм оказался не приспособлен. А также из-за столкновений с гаримпейрос — местными золотодобытчиками, которые часто посягают на территории яномами. Возможно, именно они и занесли коронавирус в амазонские леса.

Этнических болезней не существует?

Сейчас в Бразилии обсуждают, насколько велика вероятность распространения коронавируса среди яномами и может ли это привести к их вымиранию. Но почему, собственно, для яномами коронавирус опаснее, чем для остальных бразильцев?

Большинство специалистов утверждают, что инфекционных заболеваний, которые были бы опасны только для представителей определенных национальностей, нет. Говорить так о коронавирусе не позволяет хотя бы тот факт, что им заражаются люди и в Азии, и в Европе.

Биолог Георгий Базыкин утверждает, что инфекционные заболевания распространяются во всем мире одинаково и национальность тут не играет никакой роли.

Не существует ни одного вируса, к которому у какой-то нации была бы генетическая предрасположенность. Это точно не касается инфекционных заболеваний

Георгий Базыкин

При этом, по словам генетика Светланы Боринской, у разных народов может быть разная устойчивость к инфекциям, но она определяется не столько по этническому признаку, сколько по географическому. Это происходит в том случае, если вирус распространился по определенной территории. Тогда у жителей этого района вырабатываются мутации на генетическом уровне, которые делают организм невосприимчивым к инфекции. Потом эти мутации передаются по наследству.

Так произошло, например, с малярией. Европейцы, уже давно пережившие эпидемию, завезли эту болезнь южноамериканским индейцам, которые никогда ей не болели, в результате чего их организмы оказались неспособны противостоять малярии.

Однако человеческий организм достаточно быстро приспосабливается к инфекциям, и индейцы яномами в этом плане не исключение. Поэтому Юрий Березкин уверен, что яномами переживут и коронавирус.

Предки индейцев 16 тысяч лет назад пришли из Африки, но каким-то образом они же приспособились к местным болезням. И до сих пор живут без всяких прививок

Юрий Березкин

Опасение скорее вызывает другое: все-таки в поселениях яномами нет подходящего медицинского оборудования. Поэтому если коронавирус быстро распространится среди них, многие индейцы рискуют остаться без необходимой помощи. Тем более что живут они зачастую в отдаленных местах.

Но надо понимать, что один зараженный — это пока что угроза только его деревне. А поселений яномами в Амазонии достаточно много, они занимают обширную территорию и находятся далеко друг от друга. Так что пока тотальное вымирание яномами точно не грозит.

Авторы:

Екатерина Земская

Кирилл Тодоров

Коронавирус в России и в мире

COVID-19 в других странах

Яномами

Горнодобывающая промышленность, скотоводство и здравоохранение угрожают яномами хаосом

На протяжении тысячелетий яномами процветали в тропических лесах Южной Америки.

Теперь они борются с трудностями, так как правительство не может защитить их от преступных вторжений, нападений и болезней.

Яномами

Яномами — крупнейшее относительно изолированное племя в Южной Америке. Они живут в тропических лесах и горах северной Бразилии и южной Венесуэлы.

Дави Копенава, лидер яномами и шаман в окружении детей, Демини, Бразилия. © Фиона Уотсон/Survival

Как и большинство племен на континенте, они, вероятно, мигрировали через Берингов пролив между Азией и Америкой около 15 000 лет назад, медленно продвигаясь в Южную Америку. Сегодня их общая численность составляет около 38 000 человек.

Территория яномами в Бразилии, превышающая 9,6 млн га, вдвое превышает площадь Швейцарии. В Венесуэле яномами живут на территории биосферного заповедника Альто-Ориноко — Касикьяре площадью 8,2 млн га. Вместе эти районы образуют самую большую лесную территорию коренных народов в мире.

Впервые яномами вступили в устойчивый контакт с чужаками в 1940-х годах, когда бразильское правительство направило отряды для делимитации границы с Венесуэлой.

Вскоре там обосновались правительственная Служба защиты индейцев (как она тогда называлась) и религиозные миссионерские группы. Этот наплыв людей привел к первым эпидемиям кори и гриппа, от которых погибло много яномами.

Яномами мать и дитя на берегу реки. © Стив Кокс/Survival

В начале 1970-х военное правительство решило построить дорогу через Амазонку вдоль северной границы. Без предварительного предупреждения бульдозеры проехали через поселок Опиктери. Две деревни были уничтожены болезнями, к которым у них не было иммунитета.

Яномами продолжают страдать от разрушительных и длительных воздействий дороги, которая привела к колонистам, болезням и алкоголю. Сегодня скотоводы и колонисты используют дорогу как точку доступа, чтобы вторгнуться в район Яномами и вырубить его.

Золотая лихорадка и геноцид

В 1980-х годах яномами сильно пострадали, когда до 40 000 бразильских золотодобытчиков вторглись на их землю. Шахтеры расстреляли их, разрушили множество деревень и заразили болезнями, к которым у них не было иммунитета. Двадцать процентов яномами умерли всего за семь лет.

После длительной международной кампании под руководством Дэви Копенавы Яномами, организации Survival и CCPY (Комиссия за Яномами), земля яномами в Бразилии была окончательно обозначена как «Парк Яномами» в 1992 и шахтеры изгнаны.

Золотодобытчики незаконно работают на земле яномами, Бразилия, 2003 г. © Colin Jones/Survival

Однако после демаркации золотоискатели вернулись в район, что вызвало напряженность. В 1993 году группа шахтеров вошла в деревню Хаксиму и убила 16 яномами, в том числе младенца.

После национального и международного протеста бразильский суд признал пятерых шахтеров виновными в геноциде. Двое отбывают тюремные сроки, остальные сбежали.

Это одно из немногих дел в мире, когда суд признал людей виновными в геноциде.

Вторжение золотоискателей в земли яномами продолжается. Ситуация в Венесуэле очень серьезная, и яномами были отравлены и подвергались жестоким нападениям в течение нескольких лет. Власти мало что сделали для решения этих проблем.

Коренные жители Бразилии до сих пор не имеют надлежащих прав собственности на свою землю – правительство отказывается признавать племенную собственность на землю, несмотря на то, что подписало международный закон (Конвенция МОТ 169) гарантирует это. Более того, многие деятели в бразильском истеблишменте хотели бы, чтобы территория яномами уменьшилась в размерах и открылась для добычи полезных ископаемых, скотоводства и колонизации.

Что еще хуже, бразильская армия построила казармы в сердце яномами, что усилило напряженность. Солдаты занимались проституцией с женщинами яномами, некоторые из которых были заражены венерическими заболеваниями.

Образ жизни

Малока яномами. Яномами живут в больших круглых общественных домах, называемых яно или шабоно. Некоторые могут вместить до 400 человек. Центральная часть используется для таких мероприятий, как ритуалы, праздники и игры. © Деннисон Бервик/Survival

Яномами живут в больших круглых общественных домах, называемых яно или шабоно. Некоторые могут вместить до 400 человек. Центральная часть используется для таких мероприятий, как ритуалы, праздники и игры.

В каждой семье есть свой очаг, где в течение дня готовится и готовится пища. Ночью возле костра подвешивают гамаки, которые топят всю ночь, чтобы согреть людей.

Яномами твердо верят в равенство людей. Каждая община независима от других и не признает «вождей». Решения принимаются на основе консенсуса, часто после долгих дебатов, в которых каждый имеет право голоса.

Как и у большинства амазонских племен, задачи распределяются между полами. Мужчины охотятся на таких животных, как пекари, тапиры, олени и обезьяны, и часто используют кураре (растительный экстракт), чтобы отравить свою добычу.

Яномами из Демини готовят яд тимбо из виноградной лозы, используемый для оглушения рыбы, Демини, Бразилия. © Fiona Watson/Survival

Хотя охота составляет лишь 10% еды яномами, среди мужчин она считается самым престижным занятием, а мясо высоко ценится всеми.

Ни один охотник не ест добытое им мясо. Вместо этого он делится этим с друзьями и семьей. Взамен ему даст мясо другой охотник.

Женщины ухаживают за садами, где они выращивают около 60 культур, которые составляют около 80% их пищи. Они также собирают орехи, моллюсков и личинок насекомых. Дикий мед высоко ценится, и яномами собирают 15 различных сортов.

Мальчик яномами в тропическом лесу, Бразилия. © Клаудия Андухар/Survival

И мужчины, и женщины ловят рыбу, а тимбо или рыбий яд используется в коллективных поездках на рыбалку. Группы мужчин, женщин и детей толкают связки лиан, которые плывут по воде. Жидкость оглушает рыбу, которая поднимается к поверхности воды и зачерпывается в корзины. Они используют девять видов виноградной лозы только для отравления рыбы.

Яномами обладают огромными познаниями в ботанике и используют около 500 растений для еды, лекарств, строительства домов и других артефактов. Они частично обеспечивают себя охотой, собирательством и рыбной ловлей, но также выращивают урожай в больших садах, расчищенных от леса. Поскольку амазонская почва не очень плодородна, каждые два-три года расчищают новый сад.

Шаманизм и пиршества

Вы видите вещи, вы мечтаете, вы знаете шапирипэ [духов]. Шаманы могут лечить болезни леса.

Дави Копенава о шаманизме

Мир духов является фундаментальной частью жизни яномами. Каждое существо, скала, дерево и гора имеют дух. Иногда они злонамеренны, нападают на яномами и, как полагают, вызывают болезни.

Шаманы управляют этими духами, вдыхая галлюциногенный табак под названием якоана. В своем трансе, подобном видениям, они встречаются с духами или шапирипе. Дави Копенава, шаман, объясняет:

‘Только те, кто знает ксапирипе, могут их видеть, потому что ксапирипе очень маленькие и яркие, как свет. Есть много, много шапирипэ, тысячи ксапирипэ, подобных звездам. Они красивы, украшены перьями попугая и расписаны урукумом (аннатто), у других есть орайкок, у других есть серьги и они окрашены в черный цвет, и они очень красиво танцуют и поют по-другому».

«>

Шаман яномами. Духовный мир является фундаментальной частью жизни яномами. Каждое существо, скала, дерево и гора имеют дух. © Клаудия Андухар/Survival

Как это типично для охотников-собирателей и сменных земледельцев, яномами требуется в среднем меньше четырех часов работы в день, чтобы удовлетворить все свои материальные потребности. Много времени остается для досуга и общественной деятельности.

Частые межобщинные посещения. Церемонии проводятся в ознаменование таких событий, как сбор плодов персиковой пальмы и реаху (поминки), посвященные смерти человека.

Последние угрозы

Тысячи золотодобытчиков сейчас незаконно работают на землях яномами, распространяя смертельные заболевания, такие как малярия и корь, и загрязняя реки, рыбу и леса ртутью. Некоторые яномами, живущие в населенных пунктах вблизи горячих точек добычи полезных ископаемых, имеют опасно высокий уровень ртути в организме.

Владельцы скотоводческих ранчо вторгаются и вырубают леса на восточной окраине своих земель.

Состояние здоровья яномами ухудшается, и им не оказывается необходимая медицинская помощь, особенно в Венесуэле.

Конгресс Бразилии в настоящее время обсуждает законопроект, который, в случае его одобрения, разрешит крупномасштабную добычу полезных ископаемых на территориях коренных народов. Это будет крайне вредно для яномами и других отдаленных племен Бразилии.

«Наша земля — наше наследие».

Шаман Дэви Копенава Яномами рассказывает о том, что будет означать предложенный законопроект о добыче полезных ископаемых для его народа.

С яномами должным образом не консультировались по поводу их взглядов, и у них мало доступа к независимой информации о последствиях добычи полезных ископаемых.

Дави Копенава, ведущий представитель яномами и президент ассоциации яномами хутукара, предупреждает об опасностях.

‘Люди яномами не хотят, чтобы национальный конгресс одобрил закон или чтобы президент его подписал. Мы не хотим принимать этот закон».

‘Нашу землю нужно уважать. Наша земля — это наше наследие, наследие, которое нас защищает».

‘Добыча полезных ископаемых только уничтожит природу. Он только уничтожит ручьи и реки, убьет рыбу, убьет окружающую среду и убьет нас. И занести болезни, которых никогда не было на нашей земле».

Неконтактный яномами

Яномами сообщили, что видели на территории яномами неконтактного яномами, которого они называют Моксихатетеа . Считается, что моксихатетеа живут в той части территории яномами, где больше всего нелегальных золотодобытчиков. Хутукара опубликовала аэрофотоснимки и видео своего яно — их общего дома.

Неконтактные Яномами Яно (коммунальный дом) в бразильской Амазонии, фото с воздуха в 2016 г. © Guilherme Gnipper Trevisan/FUNAI/Hutukara

Моксихатетеа живут в районе территории яномами с самой высокой концентрацией нелегальных золотодобытчиков, некоторые из которых работают всего в нескольких километрах от яно.

Мальчик яномами плывет на каноэ обратно в свою деревню в бразильской Амазонии. © Выживание

Контакт с горняками может быть очень опасен для Моксихатетеа, так как может вспыхнуть насильственный конфликт. Шахтеры также распространяют малярию и другие болезни, которые могут быть смертельными для моксихатетеа, у которых не выработался иммунитет к распространенным заболеваниям. В 2018 году яномами потребовали от властей расследования сообщений об убийстве горняками двух Моксихатетеа. Но ни один майнер не был привлечен к ответственности.

Из-за правительственных сокращений FUNAI — правительственный департамент по делам коренных народов Бразилии — закрыл свою базу рядом с Moxihatetea. Прокуратура приказала FUNAI вновь открыть дело.

Дави Копенава сказал: «Существует много неконтактных яномами. Я их не знаю, но я знаю, что они страдают так же, как и мы… Я хочу помочь своим неконтактным родственникам, у которых одна с нами кровь. Для всех коренных народов, в том числе для тех, кто не контактировал с ними, очень важно оставаться на земле, где мы родились».

Сопротивление и организация яномами

В результате увеличения контактов и взаимодействия с посторонними и столкнувшись с серьезными посягательствами на свои права, яномами сформировали региональные организации для защиты своих прав. В 2004 году яномами из 11 регионов Бразилии собрались, чтобы сформировать Хутукару (что означает «часть неба, из которой родилась земля»), защитить свои права и запустить собственные проекты. Яномами в Венесуэле создали свою собственную организацию под названием Хоронами в 2011 году, а яномами в других регионах обеих стран создали аналогичные организации.

Чем помогает Выживание?

Survival поддерживает яномами на протяжении десятилетий. Мы возглавили международную кампанию по демаркации территории яномами вместе с Дави Копенавой и Комиссией сторонников яномами (CCPY), бразильской организацией. Мы также поддерживали их проекты в области здравоохранения и образования. Мы боремся вместе с яномами и коренными народами по всей Бразилии, чтобы #StopBrazilsGenocide. Пожалуйста, присоединяйся к нам!

Присоединяйтесь к нам:

— Электронное письмо правительству Бразилии с требованием прекратить добычу полезных ископаемых и уничтожить территорию яномами

— Подпишите глобальную петицию #StopBrazilsGenocide

— Активизируйся! Используйте этот комплект, чтобы распространять информацию и настаивать на переменах

— Примите участие в глобальном движении многими другими способами

Семья Яномами собралась вокруг гамака, сделанного из волокон бананового дерева. © Victor Englebert/Survival

Присоединяйтесь к списку рассылки

Более ста пятидесяти миллионов мужчин, женщин и детей в более чем шестидесяти странах живут в племенных сообществах. Узнайте больше о них и трудностях, с которыми они сталкиваются: подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать периодические обновления.

Яномами — великие наблюдатели за природой

Доктор Уильям Милликен, этноботаник из Королевского ботанического сада в Кью, Лондон, рассказывает Survival International об использовании яномами лесных растений, навязчивых звуках обезьян-ревунов на рассвете в тропическом лесу и почему важно придавать большее значение ботаническим знаниям племенных народов.

Яномами ежедневно используют около 500 различных видов растений. Для каких целей?

Яномами полагаются на большое разнообразие лесных растений в большинстве аспектов своей повседневной жизни.

Дикие пищевые растения, например, регулярно используются в качестве дополнения к растениям, выращенным в их садах, и становятся особенно важными, когда они уезжают из своих деревень.

Лесная древесина используется для строительства домов, изготовления инструментов и оружия, в качестве топлива и для многих других целей. Различные волокнистые породы используются для плетения и связывания, для плетения корзин и изготовления временных гамаков. Другие служат красителями, ядами, лекарствами, красками для тела, соломой, духами, галлюциногенными препаратами и так далее.

В самом деле, за исключением урожая, хлопка, дичи, рыбы и, в настоящее время, некоторых промышленных товаров, таких как сковороды и ножи, практически все, что они используют, происходит из лесных растений.

Яномами из Демини готовят яд тимбо из виноградной лозы, которым оглушают рыбу, Демини, Бразилия. © Фиона Уотсон/Survival

Какие медицинские проблемы лечат растениями и травами?

Представления яномами о болезни и ее причинах не совпадают с представлениями западной медицины, поэтому в некоторых случаях довольно сложно точно интерпретировать, для чего используются их лекарства.

Но большинство распространенных болезней, от которых страдают яномами, лечатся особыми растениями. Существует широкий спектр видов, используемых, например, для лечения лихорадки, болей в животе, мышечных болей, диареи, респираторных заболеваний и конъюнктивита. Другие применяются против зубной боли, укуса змеи, проблем с кожей, инфекций и глистов.

Можете ли вы привести примеры знаний яномами об экологии леса?

Да, это фундаментальный аспект знаний для успешного охотника, но он в равной степени относится и к собирательству.

Они знают, например, на каких деревьях прячутся личинки съедобных жуков, когда они падают и начинают гнить (и яномами иногда валят их специально для этой цели). Они также знают, какие виды поддерживают популяции съедобных гусениц в определенное время года и какие цветы посещают многочисленные виды диких медоносных пчел, которые они узнают.

Однако это не все практические знания: яномами — великие наблюдатели за природой и на протяжении всей своей жизни продолжают накапливать знания о сложных взаимоотношениях между растениями и животными на основе собственного опыта.

Охотник яномами в тропических лесах Венесуэлы. © Джерри Кэллоу/Выживание

Чему яномами и другие племена могут научить нас жизни в гармонии с природой?

Безусловно, влияние яномами на окружающую среду является устойчивым только потому, что оно является частью устоявшейся системы, разработанной для предотвращения исчерпания ресурсов.

Когда игровые запасы заканчиваются, это часто побуждает сообщество двигаться дальше, оставляя свои лесные поляны и возвращаясь к ним только тогда, когда лес начинает восстанавливаться.

Они используют рыбий яд в реках, сокращают популяции млекопитающих, вырубают деревья и иногда обдирают целые популяции пальм, чтобы крыть их дома, но важно то, что они берут из леса только то, что им нужно для выживания. И делать это обдуманно, основываясь на глубоком понимании того, что он может и чего не может дать.

В этом, на мой взгляд, основное отличие, из которого мы можем извлечь уроки. Это, а также тот факт, что их окружающая среда и земля настолько укоренились в их материальной и духовной культуре, что идея разрушения их является полной анафемой.

В общем, у каждой болезни есть свои лекарства, за исключением некоторых инфекционных болезней, которые были принесены чужаками и с которыми у яномами мало опыта.

Некоторые растения можно использовать для обеспечения успеха в охоте на определенных животных или для придания силы и выносливости, нося их на шее в виде маленьких связок или ожерелий. Другие играют роль в колдовстве, принося врагам бесплодие, зуд, болезни или даже смерть. Когда мне приносили образцы для их идентификации, мне часто говорили, чтобы я был особенно осторожен в обращении с этими растениями.

Если, как было предложено, многие виды растений до сих пор не задокументированы западными учеными, и многие из них исчезают, не имеет ли смысл придавать гораздо большее значение ботаническим знаниям племенных народов?

Необходимость в этом растет по разным причинам, поэтому с чисто утилитарной точки зрения имеет смысл использовать знания коренных народов. В любой сфере жизни, как правило, быстрее, эффективнее и дешевле попросить кого-нибудь узнать ответ, чем пытаться выработать что-то из первых принципов.

И, честно говоря, было бы безумием и высокомерием со стороны ученых отвергать существующие знания, полученные за тысячи лет опыта, только потому, что они не обязательно были получены с помощью «научного» подхода!

Какое самое важное открытие дало вам общение с племенами?

Что ж, это может показаться очевидным, но это научило меня многому о важности оценки различных точек зрения. Размышляя, это также дало мне представление о нашей собственной культуре, образе жизни и отношении к другим, что не всегда было полностью комфортным.

Мальчик яномами плывет на каноэ обратно в свою деревню в бразильской Амазонии. © Выживание

Что вы узнали о том, как они сосуществуют с окружающей их природой?

Я узнал, что они уважают и ценят их так, как, я подозреваю, мало кто из нас. В целом, они гораздо больше едины со своим естественным окружением, чем мы, и гораздо лучше осведомлены о нем, и это отражается на том, как они им управляют.

У вас есть любимое время суток в тропическом лесу?

Если бы мне пришлось выбирать, я бы, наверное, выбрал час до захода солнца, когда низкий ясный свет освещает стволы сквозь ветви, цикады начинают «петь», а пары ара и попугаев целеустремленно летают к своим насестам, каркая и болтая о событиях дня.

Может быть, он и не тихий, но в нем есть что-то удивительно умиротворяющее.

Ночь тоже может быть прекрасной, особенно в деревне яномами. Приглушенные разговоры, треск и искры костров, когда на угли бросают свежие поленья, пение шамана и скорбный крик ночных птиц вдали в лесу.

Обезьяны-ревуны тоже ревут перед рассветом.

Интерьер малоки яномами ночью, Тутоби, Бразилия. © Виктор Энгельберт/Survival

Чего «мы» не знаем об Амазонке и почему это важно?

Это зависит от того, кого вы считаете «мы». Коллективно, включая коренные народы, которые там живут, мы знаем огромное количество. Однако, с точки зрения западного ученого, мы все еще только царапаем поверхность. Очень важно свести их вместе – на самом деле важнее, чем когда-либо.

Возьмем, к примеру, изменение климата. Мы все еще только начинаем понимать, что может произойти с Амазонкой, когда мир потеплеет, но его последствия будут далеко идущими. Знания коренных народов могут сыграть жизненно важную роль в улучшении этого понимания и помощи в управлении и адаптации к грядущим изменениям.

В равной степени научные знания могут помочь сообществам коренных народов подготовиться: сохранить средства к существованию и управлять своими ресурсами в меняющемся мире. Постепенно мир осознает ценность амазонских лесов как поставщика жизненно важных «экосистемных услуг» не только для их жителей, но и для всех нас.

Чем раньше мы их поймем, тем лучше.

Какие проблемы ставят под угрозу богатство знаний, накопленных племенными народами?

В некоторых случаях это исчезновение самих народов или утрата ими доступа к традиционным землям и ресурсам.

Если, например, лесные жители потеряют свои леса, их знания о лесных растениях будут потеряны в течение одного-двух поколений. В других случаях это связано с более масштабной культурной эрозией, иногда в результате преднамеренной дестабилизации общества коренных народов.

До сих пор существует множество ложных представлений о племенах. Колониальная идея о том, что племенные народы в чем-то отстали, до сих пор используется для оправдания их лишения своих земель. Как, по-вашему, их можно навсегда изменить?

Для этого нет простого ответа или быстрого решения, но я думаю, что восприятие значительно изменилось за последние десятилетия.

Когда я впервые приехал в Бразилию, я отчетливо помню, как мне сказали, что индейцы, живущие вверх по реке, — опасные животные, которые «поедают людей». Хотя это мнение, вероятно, все еще существует в некоторых кругах, по ряду причин оно менее распространено. Растущее осознание бедственного положения коренных народов и активная внешняя поддержка их прав сыграли важную роль, но во многих случаях именно сами коренные народы, действуя конструктивно, но решительно, помогли изменить мнения и сформировать свои отношения. с «внешним» миром.

С ростом осознания международным сообществом важности биоразнообразия пришло уважение к ценности знаний коренных народов и жизненно важной роли народов, ведущих племенной образ жизни, как хранителей и защитников окружающей среды.

Уильям Милликен — этноботаник из Королевского ботанического сада, Кью, Лондон © Уильям Милликен

Хотя все это может звучать немного оптимистично: я хорошо знаю, что во многих частях мира отношение к коренным народам так же примитивно, как и всегда, и что в результате они продолжают страдать от несправедливости.

Движение за выживание племенных народов верит в мир, в котором права племенных народов уважаются и признается их образ жизни.

И слава богу. Мы могли бы сделать больше с такими организациями, как Survival, чью работу я очень уважаю.

Сопутствующее

Поражение и некоторые успехи с…

Статьи

Самоизоляция — почему не связывайтесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *