Как появилась семидневная неделя? | Культура
По-видимому, обычай измерять время семидневной неделей пришёл к нам из Древнего Вавилона и связан с изменениями фаз Луны. Люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней — увеличение до первой четверти, примерно столько же — до полнолуния и т. д.
В своё время древневавилонские астрологи обнаружили, что на небе есть «блуждающие» светила, названные планетами. Предполагалось, что эти светила вращаются вокруг Земли в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Каждый час суток находился у древневавилонских астрологов под покровительством определённой планеты.
Счёт был начат с субботы, первым её часом «управлял» Сатурн (следующие часы — в обратном порядке планет). В итоге первым часом воскресенья управляло Солнце, первым часом третьего дня (понедельника) — Луна, четвёртого — Марс, пятого — Меркурий, шестого — Юпитер, седьмого (пятницы) — Венера.
Эти названия дней недели именами богов перекочевали к римлянам, а затем в календари многих народов Западной Европы. «Разночтения» в английском языке объясняются тем, что названия вторника, среды, четверга и пятницы англичане взяли из скандинавской мифологии, в которой Тиу — бог, аналогичный Марсу, Водан — Меркурию, Тор — Юпитеру, а Фрейя — Венере. Названиями планет пользуются для обозначения дней недели и многие народы Азии — индийцы, монголы, корейцы, таиландцы.
Во многих языках некоторые дни недели (а иногда и все) пронумерованы. Но не везде первый день недели — понедельник. Вавилоняне перенесли субботу на конец недели, т.к. день Сатурна считался несчастливым. В этот день предписывалось не заниматься никакими делами, а сам он получил название «шаббат» — покой.
Такое название перешло в некоторые языки, например, в еврейский и арабский.Пронумерованы некоторые дни недели и в славянских языках, но счёт ведётся «после воскресенья». Решение о праздновании воскресенья принял ещё римский император Константин в 321 г. Когда-то воскресенье у славянских народов называлось неделей (днём, когда отдыхают от дел, ничего не делают). Это название сохранилось во всех славянских языках, кроме русского. В русском языке понедельник — это (первый) день после недели, вторник — второй и т. д. А среда — действительно средний день.
В СССР использовалась 5- и 6-дневная неделя. В 1929−30 гг. неделя была 5-дневной, каждый работник имел один нефиксированный выходной. 1 сентября 1931 она была заменена 6-дневной неделей с фиксированным днем отдыха. Обычная 7-дневная неделя была введена 26 июня 1940 года.
Возможно, неделя, состоящая из семи дней — это оптимальное сочетание труда и отдыха, напряжения и праздности. Как бы то ни было, жить нам всё равно приходится по тому или иному, но распорядку. Так пусть же в вашем распорядке будет побольше оплачиваемых выходных. Берегите себя!
По материалам:
1. И. А. Климишин. Календарь и хронология. — М.: Наука, 1990. — 480с.
2. Статьи с calendarium.narod.ru/lib/articles.html
Теги: времяпрепровождение, время, традиции, астрономия, отдых, работа, история, дни недели
Вы когда-нибудь задумывались, почему неделя состоит ровно из 7 дней?
Общие знания05. 09.20213 511
Мы выросли, планируя свою жизнь, свое расписание в соответствии с семью днями недели. Для большинства из нас понедельник-пятница — это дни суеты, потом вечер пятницы кажется вечером вечеринки, а затем наступают суббота и воскресенье, и начинаются ленивые выходные. Но вы когда-нибудь задумывались, почему этот цикл повторяется ровно 7 дней? Почему не 6 или 8? Почему наш недельный распорядок состоит только из 7 дней, кто установил эти правила, почему и как была создана неделя?
День и год
Земле требуется примерно 24 часа (23 часа 56 минут, если быть точным), чтобы совершить полный оборот вокруг своей оси, и именно этому соответствует продолжительность суток. Кроме того, один оборот вокруг Солнца мы совершаем примерно за 365 дней (опять же 365 дней, 5 часов, 59 минут и 16 секунд, если быть точным), и именно этому соответствует наше восприятие года. Почти все наши представления о различных мерах имеют астрономическое значение, связанное с ними. Поэтому есть очевидная причина полагать, что представление о неделе длиной в 7 дней также должно иметь какую-то астрономическую связь.
Происхождение концепции 7 дней в неделе
Космические явления всегда по-разному направляли человечество. В древние времена некоторые цивилизации были заядлыми созерцателями неба, и одной из таких цивилизаций были вавилоняне — древнее общество, люди которого жили в Месопотамии (современный Ирак). Наблюдая за космическими чудесами, вавилоняне придумали свой оригинальный календарь, который демонстрировал движение Луны. Календарь также должен был демонстрировать переход Луны от одной фазы к другой: от полной к убывающей половине, к новой и, в конце концов, к растущей.
Кроме этого, существует еще несколько историй, объясняющих продолжительность 7-дневной недели. Вавилоняне были не только любопытными астрономами, но и известны своими познаниями в астрологии. Говорят, что вавилоняне составляли гороскоп, в котором каждому дню недели соответствовала одна из классических планет. Классические планеты — это семь небесных тел, видимых невооруженным глазом. К ним относятся Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Конечно, называть Солнце и Луну планетами неправильно.
Вавилоняне отнесли каждый из 7 дней к 7 планетам, видимым невооруженным глазом, что сделало число 7 важным в нескольких отношениях. Более того, считается, что семидневная структура недели имеет некоторую связь с Книгой Бытия в еврейской и христианской Библии, согласно которой Бог сотворил мир за семь дней, где за шестью днями работы последовал один день отдыха. Однако среди этих распространенных представлений наиболее распространенной является концепция фаз Луны.
Другие структуры недели
Хотя в наши дни идея недели с 7 днями распространена почти повсеместно, число 7 не было единственным числом, связанным с количеством дней в неделе в истории. Вавилоняне придерживались 7-дневной структуры. Существовали и другие цивилизации, для которых определение недели было иным. Например, у египтян был свой собственный египетский календарь, в котором неделя длилась 10 дней, а у римлян неделя длилась 8 дней по римскому календарю.
Однако вавилоняне были настолько доминирующей частью общества с точки зрения культуры, что постепенно их представление о неделе распространилось по всему миру. Сегодня почти каждый континент, каждая страна, каждый город, поселок и деревня перешли на семидневную неделю.
Раз за разом предпринимались попытки изменить концепцию семидневной недели, но похоже, что семидневная неделя останется здесь надолго.
Подпишитесь на нас:Дзен.Новости / Вконтакте / Telegram Back to top buttonПочему в неделе семь дней?
Ожидание выходных часто может показаться невыносимым, целых шесть дней между субботами. Семь дней в неделе существовали уже очень давно, и поэтому люди не часто останавливаются, чтобы спросить, почему.
Большая часть нашего отсчета времени связана с движением планет, Луны и звезд. Наши сутки равны одному полному обороту Земли вокруг своей оси. Наш год — это оборот Земли вокруг Солнца, который занимает 365 и ¼ дня, поэтому мы добавляем дополнительный день в феврале каждые четыре года, чтобы получить високосный год.
А вот с неделей и месяцем немного сложнее. Фазы Луны не совсем совпадают с солнечным календарем. Цикл Луны составляет 27 дней и семь часов, и в каждом солнечном году есть 13 фаз Луны.
Некоторые из самых ранних цивилизаций наблюдали за космосом и записывали движения планет, Солнца и Луны. Вавилоняне, жившие на территории современного Ирака, были проницательными наблюдателями и толкователями небес, и во многом благодаря им наши недели длятся семь дней.
Причина, по которой они приняли число семь, заключалась в том, что они наблюдали семь небесных тел — Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Так что это число имело для них особое значение.
Другие цивилизации выбрали другие числа — как египтяне, у которых неделя была 10 дней; или римляне, чья неделя длилась восемь.
Вавилоняне делили свои лунные месяцы на семидневные недели, причем последний день недели имел особое религиозное значение. 28-дневный месяц, или полный цикл Луны, — это слишком большой период времени, чтобы им можно было эффективно управлять, поэтому вавилоняне делили свои месяцы на четыре равные части по семь.
Число семь не особенно подходит для совпадения с солнечным годом или даже с месяцами, поэтому оно создало несколько несоответствий.
Однако вавилоняне были настолько доминирующей культурой на Ближнем Востоке, особенно в шестом и седьмом веках до нашей эры, что это и многие другие их представления о времени, такие как 60-минутный час, сохранились.
Семидневная неделя распространилась по всему Ближнему Востоку. Его переняли евреи, бывшие пленниками вавилонян на пике могущества этой цивилизации. Другие культуры в прилегающих районах присоединились к семидневной неделе, включая персидскую империю и греков.
Столетия спустя, когда Александр Македонский начал распространять греческую культуру по всему Ближнему Востоку вплоть до Индии, распространилась и концепция семидневной недели. Ученые считают, что, возможно, позже Индия ввела семидневную неделю в Китай.
Наконец, когда римляне начали завоевывать территорию под влиянием Александра Македонского, они тоже со временем перешли на семидневную неделю. Именно император Константин постановил, что семидневная неделя является официальной римской неделей, и сделал воскресенье государственным праздником в 321 году нашей эры.
Выходные не были приняты до наших дней в 20-м веке. Хотя в последнее время предпринимались попытки изменить семидневную неделю, она существует так давно, что кажется, что она останется.
Кристин Хайнеман — преподаватель истории в Университете штата Колорадо. Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочтите оригинальную статью здесь.
Почему в неделе семь дней?
Семья
Семидневная неделя существует на протяжении тысячелетий, несмотря на попытки сделать ее менее хаотичной. 16 ноября 2021 г. луна и солнце.
Недели, однако, гораздо более странные и неуклюжие. Продолжительность в семь дней не согласуется ни с какими естественными циклами и точно не укладывается в месяцы или годы. И хотя неделя имела большое значение для иудеев, христиан и мусульман на протяжении веков, люди во многих частях мира счастливо обходились без нее или любых других циклов аналогичной продолжительности примерно 150 лет назад.
Теперь семидневная неделя стала глобальным стандартом, и, по словам Дэвида Хенкина, историка из Калифорнийского университета в Беркли, она стала доминировать в нашем понимании того, где мы находимся в потоке времени. В его новой книге « Неделя: история неестественных ритмов, которые сделали нас теми, кто мы есть» прослеживается эволюция и анализируется удивительная стойкость того, что он с любовью называет «непокорной календарной единицей».
Неделя, как мы ее знаем, — повторяющийся цикл, состоящий из семи отдельных дней и отделяющий работу от отдыха, — существует уже около 2000 лет, со времен Древнего Рима. Сама римская неделя соединила в себе два отдельных прецедента: одним из них была иудейская (а позже и христианская) суббота, которая наступала каждые семь дней. Другой представлял собой чередование семи дней, отслеженное хронометристами в Средиземном море; каждый день был связан с одним из семи небесных тел (солнце, луна и пять планет).
С тех пор неделя сохранила свою форму, но Хенкин утверждает, что за последние 200 лет она приобрела новую силу, поскольку стала инструментом для координации социальных и коммерческих планов с постоянно расширяющимся кругом знакомых и незнакомцев. Недавно я разговаривал с Хенкином о том, как неделя формирует наше восприятие времени и почему она сохранилась, даже несмотря на все попытки ее изменить. Далее следует отредактированная версия нашего разговора.
Джо Пинскер: Семидневная неделя существует уже давно, но вы утверждаете, что в 19века в том, как это было воспринято. Что изменилось?
Дэвид Хенкин: Неделя стала гораздо более важной для повседневной жизни людей, не говоря уже о том, воскресенье сегодня, выходной день или нет. Это стало в каком-то смысле самой стабилизирующей календарной единицей, которая у нас есть: когда вы думаете, что сегодня вторник, а оказывается, что это среда, вы чувствуете себя дезориентированным, чего обычно не чувствуете, если думаете, что сегодня 26-е число, а сегодня среда. оказывается 27-го. Это изменение: реальная власть над нашим сознанием времени, которую оказывает неделя.
Пинскер: Как и почему это произошло?
Хенкин: Если выделить один фактор, я бы назвал урбанизацию. Это действительно социальный феномен: речь идет о людях, которые хотят иметь возможность составлять графики с другими, особенно с незнакомцами, либо в потребительском контексте, либо в социальном плане. Когда большинство людей жили на фермах или в небольших деревнях, им не нужно было координировать многие действия с людьми, которых они не видели регулярно.
Стало гораздо важнее знать, какой сегодня день недели. Сегодня многое меняется от одного дня недели к другому — расписание развлечений, уроки игры на скрипке, договоренности об опеке или любой из миллионов вещей, которые мы связываем с семидневным циклом.
Пинскер: Как это изменение изменило ощущение времени?
Хенкин: Мне как историку трудно доказать, но я действительно думаю, что когда мы более настроены на этот цикл, поскольку он короче месяца, кажется, что время движется намного быстрее. Когда наши понедельники отличаются от наших вторников и наших сред, это действительно похоже на то, что вдруг снова понедельник?! В дневниковых записях XIX века можно увидеть, что все чаще и чаще люди описывают это чувство, ссылаясь на то, как прошла еще одна неделя.
Пинскер: Вы пишете об усилиях, предпринятых 100-150 лет назад, чтобы «реформировать» годовой календарь и сделать недели более упорядоченными. На какие проблемы были направлены эти усилия?
Хенкин: Цель состояла в том, чтобы «приручить» неделю — сделать ее более осмысленной. Неделя — это причудливая единица времени, единственная, которая не вписывается в долю какой-либо более крупной единицы, как и все остальное, от секунд до столетий. Одна из проблем заключается в том, что для предприятий это приводит к нарушениям бухгалтерского учета, когда у вас разное количество недель в месяце, квартале или году.
Реформы также преподносились как решение более широкой проблемы, заключающейся в том, что утверждение, что сегодня вторник, 16 ноября 2021 года, технически является излишним — 16 ноября 2021 года не существует, это тоже не вторник. И когда люди путают дни недели и даты — скажем, они по ошибке назначают что-то на , среду , 16 ноября, чего может и не быть в данном году, — это может привести к разного рода путанице.
Пинскер: Так каких же изменений хотели реформаторы?
Хенкин: Их решением было изменить календарь, чтобы 16 ноября всегда было вторником. Самое популярное предложение по реформе календаря состояло в том, чтобы год состоял из 364 дней, к которым всегда был привязан один и тот же день недели, а затем в конце года была пара «пустых дней», которые не учитывались как часть календарного года. любая семидневная неделя.
Подобные реформы активно поддерживались деловыми кругами США, а также научным сообществом. Это был период, когда была установлена международная линия перемены дат и установлены часовые пояса. Движениям за реформы удалось заставить правительства согласиться со средним временем по Гринвичу. Просто неделю не получалось.
Пинскер: И почему это движение за реформы потерпело неудачу?
Хенкин: Основной ответ — религиозный ответ, потому что ни один христианин, мусульманин или иудей, приверженный идее о том, что можно считать семидневные недели вплоть до сотворения, не подумает, что можно просто двигаться это вокруг. Кроме того, я практикующий еврей, и моя жизнь действительно испортилась бы, если бы то, что я должен был соблюдать как субботу или среду, не было тем, что другие люди считали субботой или средой.
Но многие люди привязаны к еженедельному календарю по нерелигиозным причинам, несмотря на то, что знают, что это ненастоящее. Как только люди привыкли думать о вторниках или средах как о реальных вещах, неудивительно, что они не решались отказаться от этого представления.
Пинскер: Несмотря на то, что неделя не связана с какими-либо естественными циклами, кажется странным образом идеальным количеством времени для того, чтобы отделить определенные повторяющиеся действия, такие как уборка пылесосом или звонок члену семьи. Как вы думаете, есть ли что-то в наших естественных ритмах, что на самом деле захватывает неделя?
Хенкин: Думаю, это вполне правдоподобно. Вы предложили одну гипотезу: причина, по которой неделя сохранилась, заключается в том, что она действительно хорошо сочетается с событиями. Я сомневаюсь, что вещи, с которыми это хорошо сочетается, кажутся настолько исторически сложившимися — например, вопрос о том, как часто вы должны разговаривать с мамой, не стоял так же в эпоху до появления телефона. Одно неврологическое объяснение, которое было предложено, состоит в том, что семидневная неделя возникла — или, что более правдоподобно, сохранилась — потому что люди хорошо запоминают числа до семи. Таким образом, семидневная неделя может быть просто хорошей когнитивной подгонкой.
И есть еще одна гипотеза, к которой я больше склоняюсь, потому что я историк: наше представление о приемлемом времени ожидания между действиями обусловлено неделей.
Пинскер: В своей книге вы отмечаете, что круглосуточная, постоянная природа современной жизни подорвала некоторые из общих ритмов недели, потому что Интернет позволяет людям устанавливать свое собственное расписание для просмотра телевизора, покупок или проверка новостей. Как вы думаете, неделя теряет свое значение?
Хенкин: Когда я начинал этот проект, у меня было ощущение, что, возможно, я документирую современный опыт недели, когда он вот-вот должен был развалиться.