ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АБХАЗИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МИРОПОРЯДКА
Предлагаем вниманию читателей Апсныпресс доклад директора Центра стратегических исследований при Президенте Республики Абхазия, доктора филологических наук, академика АНА Вячеслава Чирикба «Геополитическое положение Абхазии в контексте современного миропорядка», представленный им на круглом столе «Абхазия в современном мире – вызовы и угрозы» (20 сентября 2022 г., Сухум).
***
Приближается к концу первая четверть ХХI века, однако мировая ситуация пугающе напоминает первую четверть ХХ века. Мир вошел в фазу повышенной и чрезвычайно опасной турбулентности. Дуга активной нестабильности простирается от Афганистана, Таджикистана, Киргизии, и далее на Ирак, Иран, Южный Кавказ, Украину, Балканы. Резко обострились противоречия между мировыми державами – Россией и Китаем, с одной стороны, и Западом, с другой. Бушует война санкций. Сложнейшая ситуация на Украине довела все эти противоречия до точки кипения. Вновь, как во время Карибского кризиса, замаячил призрак глобальной ядерной войны.
Одну из главных причин нынешнего глобального противостояния назвать можно – это маниакальное намерение Запада окружить Россию военными базами и втянуть в военный блок НАТО наибольшее число стран, особенно по периметру России. Со всеми странами бывшего советского блока, с целым рядом стран бывшей Югославии, и даже с тремя постсоветскими балтийскими странами это удалось осуществить. Однако стремление втянуть в североатлантический альянс две другие постсоветские страны – Украину и Грузию уже рассматривается Россией как экзистенциальная угроза и является той красной линией, переступление которой может открыть путь к прямому военному конфликту с блоком НАТО.
На фоне этого стремительно меняется ситуация на Южном Кавказе. Особенно большие и драматические изменения за последние два года произошли в зоне Нагорно-Карабахского конфликта. Азербайджан сумел отвоевать захваченные ранее Арменией территории и грозит теперь уже оккупацией исконно армянских земель. Его цель – пробить коридор в Нахичевань через т.н. Зангезурский коридор, который соединит Турцию через Нахичевань с западными регионами Азербайджана и далее со странами Центральной Азии. Так может быть реализована идея Ататюрка о создании коридора Туркестан-Центральная Азия и о построении Великого Турана. Вся эта ситуация привела к беспрецедентному усилению роли Турции, практически вернувшейся в Закавказье, потеснив там Россию, США и ЕС.
Однако не все страны региона такая повестка устраивает. На встрече с Эрдоганом в Самарканде в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 15-16 сентября президент Ирана Ибрахим Раиси прямо заявил, что Иран отвергает любые изменения международно-признанных границ в регионе Южного Кавказа. Для большей убедительности накануне саммита ШОС Иран стянул к границам Армении войска. Не вызывают восторга действия азербайджано-турецкого альянса и у Франции и США. Именно в этом плане следует рассматривать недавний визит в Армению спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси, что было призвано послужить демонстрацией поддержки Армении со стороны США.
На всем этом фоне не исключено, что Армения наконец решится признать независимость Нагорного Карабаха и обратиться к мировому сообществу с призывом эту независимость поддержать. Не исключено также в этом случае, что некоторые близкие Армении страны, включая Францию, хотя сейчас это и кажется невероятным, присоединятся к признанию Нагорного Карабаха по аналогу Косова, как единственный способ его спасения от полного военного разгрома и аннексии со стороны поддерживаемого Турцией Азербайджана. Альтернативным сценарием может стать размещение в зоне конфликта в дополнение к силам РФ также миротворческих контингентов из других стран, что станет некоторым аналогом кипрского сценария.
Все это говорит о сломе сложившегося после распада СССР статуса-кво, о еще более ожесточенной борьбе великих и региональных держав за гегемонию в регионе Южного Кавказа, об опасности разгорания долговременных и еще недавно замороженных военных конфликтов.
Что же на этом крайне тревожном и динамично меняющемся фоне может ожидать нашу страну? Появились ли у Абхазии новые вызовы, усилились ли прежние угрозы?
Самым главным дестабилизирующим фактором для ситуации с безопасностью в Абхазии, конечно же, остается никуда не девшийся и не урегулированный конфликт с Грузией, который наши некоторые не очень проницательные политологи поспешили после 2008 года объявить завершенным. Нет, конфликт никуда не делся, Грузия все еще нацелена на военный реванш, на возвращение под ее контроль территории Абхазии и на возвращение грузинских беженцев. Целью Грузии все еще остается ликвидация независимой абхазской государственности.
Несомненно и то, что после признания Российской Федерацией Республики Абхазия 26 августа 2008 года ситуация коренным образом изменилась. При новом руководстве Россия нашу страну уже не рассматривает как часть Грузии, через которую можно влиять в ту или иную сторону на политику этой страны, а как самостоятельного актора, с которым Российская Федерация установила близкие партнерские и союзнические отношения.
Главная цель Абхазии – ввиду грузинского реваншизма – нейтрализовать военную угрозу со стороны Грузии. Какие для этого у Абхазии существуют механизмы? Прежде всего, это тесный военный союз с Российской Федерацией, опирающийся на основополагающий абхазско-российский договор 2008 года, расположение в Абхазии российских военных баз, совместная охрана границы Абхазии с Грузией абхазскими и российскими пограничниками, укрепление боеспособности абхазской армии, овладение современными методами ведения военных действий, наличие современного и эффективного вооружения. Это – самая главная составляющая безопасности Абхазии, поскольку адекватным ответом на военную угрозу может быть лишь военный ответ.
Другим, параллельным механизмом является проведение с Грузией переговоров, что дает очень много для лучшего понимания намерений Грузии, о настроениях ее политического истеблишмента. Женевский формат именно тем и хорош, что, не предполагая каких-либо дипломатических прорывов, предоставляет для всех участников процесса урегулирования удобный канал коммуникации, где можно транслировать свой взгляд на урегулирование конфликта и выяснять намерения противника и помогающих ему стран.
Естественно, наших граждан волнует вполне законный вопрос – насколько возросла угроза со стороны Грузии в нынешний период, характеризующийся усилением противостояния Запада и России, дестабилизацией в зоне армяно-азербайджанского конфликта, военного конфликта на Украине, тесного взаимодействия грузинских военных структур со структурами НАТО?
Все мы знаем о призывах украинских политиков к Грузии открыть второй фронт в Абхазии и Южной Осетии. Например, 12 сентября депутат Верховной рады Федор Вениславский заявил, что у грузинского народа есть уникальная возможность заставить власти «предпринять конкретные шаги и освободить Абхазию и Южную Осетию», поскольку Россия сейчас полностью сосредоточена на Украине. О том, что Грузия должна «подниматься и защищать свою страну», заявил секретарь Совета безопасности и обороны Украины Алексей Данилов. Со схожими высказываниями выступали также советники главы офиса президента Украины Михаил Подоляк и Алексей Арестович. И российский, и абхазский МИД охарактеризовали эти заявления как провокационные.
В ответ на призывы из Киева, в Тбилиси ответили, что позиция властей Грузии неизменна: они выступают против открытия в стране второго фронта против России. Генеральный секретарь правящей партии «Грузинская мечта», мэр Тбилиси Каха Каладзе заявил: «Грузия не втянется в санкции, в Грузии не будет и открытия второго фронта». Председатель правящей партии Ираклий Кобахидзе заявил, что «происходит шантаж со стороны представителей киевского режима, которые требуют включить страну в войну», однако Киеву это не удастся. На фоне призывов со стороны Киева Кобахидзе даже в шутку сказал, что Тбилиси готов провести референдум, чтобы узнать, согласен ли с ним народ. Как он позднее отметил, «В этом заявлении был сарказм и доля иронии».
Действительно, анализ ситуации показывает, что поведение Грузии в последний период очевидно нацелено на то, чтобы не раздражать и не провоцировать Россию. Так, Грузия не присоединилась к антироссийским санкциям, не отменила безвизовый режим с гражданами Российской Федерации, в целом ведет себя подчеркнуто нейтрально, официально отвергая, как было сказано, призывы Украины открыть второй фронт в Абхазии и Южной Осетии.
Интересно отметить, что доходы Грузии от международных туристов за восемь месяцев 2022 года составили более 2 млрд долларов, при этом наибольшую сумму за этот период потратили гости из России – 467,9 млн долларов. Кроме того, стремясь избежать санкций, российский бизнес массово регистрируется в Грузии, чему власти не препятствуют. Из всего сказанного становится ясно, что от новой конфронтации с Россией, к чему ее призывают и Украина, и Запад, Грузия только пострадает, и весьма существенно, при этом ничего не получив взамен.
Можно ли верить миролюбивым высказываниям тбилисских властей? Конечно, нет. И Абхазия, и Южная Осетия в этом уже не раз убеждались. Грузия отказывается подписать с Абхазией соглашение о неприменении военной силы. Это говорит о том, что военный путь решения проблемы Абхазии для нее все еще открыт. Естественно, Абхазии нужно всегда быть начеку, и неожиданностей здесь допустить мы не можем. Тем не менее, нынешняя военная ситуация в Грузии, ее поведение, тщательно отслеживаются как в России, так и нашими структурами. Анализ ситуации как внутри Грузии, так и вовне, лично меня убеждает в том, что на данный момент непосредственной угрозы новой военной агрессии Грузии против Абхазии нет.
Повторяю, это не означает, что следует верить миролюбивой риторике властей Грузии. Мы никогда не должны расхолаживаться, и следует продолжать заниматься укреплением своей обороноспособности. Это для нас жизненная необходимость. Однако у нашего народа есть все основания для сохранения спокойствия. Пока в Абхазии размещены военные базы Российской Федерации, пока нашу границу с Грузией охраняют совместно абхазские и российские пограничники, пока действует абхазо-российский договор 2008 года о дружбе и взаимной помощи, согласно которому стороны предпринимают военные действия в случае нападения на одну из сторон, особых причин для беспокойства я не вижу.
При каких условиях мы сможем говорить о реальной угрозе возобновления военного конфликта со стороны Грузии? Таких условий несколько. Это может быть глобальный ядерный конфликт и, в связи с этим, значительное ослабление России. Другим фактором может быть смена руководства в России, смена курса в отношении Абхазии и Грузии и вывод российских войск из Абхазии. Однако все эти сценарии ныне неактуальны. Глобальный ядерный конфликт не выгоден ни одной из ядерных держав и потому опасность его невысока. Смена политического курса России в отношении Абхазии также маловероятна в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Принятие позиции грузинской стороны, что было при Ельцине, весьма сомнительно: грузинское общество, и, прежде всего политическая элита, настроены резко прозападно. Неизменной и постоянно декларируемой целью Грузии является членство в Евросоюзе и в НАТО, и это стремление никто не отменял. Более того, можно сказать, что в результате конфликта на Украине членство в ЕС как Грузии, так и самой Украины и Молдовы, становится намного более вероятным, чем это было до конфликта. Ввиду всего этого России смена курса в отношении Абхазии ничего не даст – Грузию она уже не приобретет, а Абхазию может потерять. В условиях захода в регион Южного Кавказа Турции, а также Ирана, активности здесь НАТО, ЕС и США, потеря для России ценнейшей территории Абхазии с ее акваторией, географически буферной позицией, вывод из нее своих военных структур представляется весьма маловероятным и невыгодным для России сценарием.
Главные цели внешней политики Абхазии неизменны. Это – это укрепление позиций Республики Абхазия на международной арене, усилия по устранению международной изоляции Абхазии, расширение списка признавших Абхазию стран, укрепление партнерских, взаимовыгодных и союзнических отношений с Российской Федерацией, а также укрепление связей с признавшими Абхазию государствами, а это, помимо России, 6 стран-членов ООН, с братскими Республикой Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республикой, Нагорно-Карабахской Республикой, с абхазской диаспорой во всем мире.
С точки зрения расширения круга признавших Абхазию стран, на мой взгляд, наиболее перспективным на данный момент видится ближневосточное направление – Иран, Ирак, Ливан, Йемен, демонстрирующие определенную самостоятельность во внешней политике арабские страны Персидского залива (Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн), Египет, такие страны севера Африки, как Тунис и Алжир. Важным вспомогательным фактором здесь являются хорошие отношения всех этих стран со стратегическим партнером Абхазии – Россией, а также Сирии с Ираном. Я бы не сбрасывал со счетов также Северную Корею и Мьянму, несмотря на их сложное внутреннее и международное положение.
Нынешнее временное отсутствие широкого международного признания Абхазии, имеющей длительную историю самостоятельной государственности, основано, как отмечается целым рядом международных экспертов, не на международном праве, а исключительно на навеянных новой холодной войной политических предубеждениях и политике двойных стандартов. Как представляется, лучшее знакомство мирового сообщества с Республикой Абхазией, с историей и культурой ее народа, будет иметь своим неизбежным результатом изменение отношения ведущих стран мира к независимой Абхазии.
Следует особенно подчеркнуть, что международное непризнание Абхазии консервирует ситуацию нестабильности и конфронтации и чревато опасностью возобновления широкомасштабного конфликта, тогда как широкое дипломатическое признание Абхазии явится окончательным решением долговременного грузино-абхазского конфликта по модели Бангладеш, что станет важным фактором мира и стабильности на Южном Кавказе.
Как это ни парадоксально звучит, международное признание Абхазии выгодно и самой Грузии, так как избавит ее от непосильного бремени недостижимой цели возврата контроля над Абхазией и позволит сосредоточиться на решении внутренних проблем. Признание Абхазии и на этой основе урегулирование отношений между Абхазией и Грузией будет способствовать также восстановлению отношений Грузии с Россией, приведет к установлению мира и стабильности в регионе Южного Кавказа и реализации его значительного экономического потенциала, в частности, открытию в настоящее время заблокированных конфликтом международных транспортных коридоров Север-Юг и Запад-Восток через территории Абхазии и Грузии. Это в полной мере отвечает интересам стран Южного Кавказа и всех соседящих с этим регионом государств (России, Турции, Ирана), а также международного сообщества в целом.
Кстати, я убежден, что разблокирование транспортных коммуникаций Север-Юг вполне возможно и до окончательного урегулирования грузино-абхазского конфликта. Я считаю важной последнюю абхазскую инициативу по обсуждению модальностей и условий открытия подобного коридора. В этом заинтересованы прежде всего Россия и находящаяся в изоляции Армения. Однако открытие коридора сулит немало экономических, да и политических выгод и для Абхазии, и для Грузии, а также для Турции и Ирана. Пока на пути согласия Грузии для открытия транзитного коридора стоят политические причины. Ведь для этого придется официально признать субъектность Абхазии. И тем не менее, пример ИнгурГЭС, которая успешно управляется при тесном взаимодействии специалистов Абхазии и Грузии, является наглядным примером возможности прагматического сотрудничества, не затрагивающего проблемы политического статуса партнеров. Точно так же, прагматично, и без особой бюрократии, можно было бы решить и вопрос совместного участия Абхазии и Грузии, наряду с Россией и другими региональными и международными акторами, в открытии сквозного транспортно-грузового сообщения через территории Абхазии и Грузии.
Участие делегации Республики Абхазия в Международных женевских дискуссиях по ситуации в Закавказье, являющихся важной международной площадкой, обеспечивает прямой канал связи Абхазии с грузинской стороной, а также возможность донесения своей позиции по основным аспектам грузино-абхазского конфликта участвующим в переговорах высоким представителям важнейших международных структур – ООН, ОБСЕ и ЕС, а также делегации США.
Ключевым и неизменным фактором безопасности, стабильности и экономического процветания страны, укрепления ее международных позиций являются отношения с Российской Федерацией. Без помощи и содействия России реализация проекта независимого Абхазского государства невозможна. Кроме Российской Федерации ни одна региональная страна, ни одна великая держава этот проект не поддерживает. Об этом мы все должны хорошо помнить.
Российская Федерация оказывает финансово-экономическое содействие в восстановлении разрушенной войной и блокадой экономики Абхазии. На фоне сохраняющейся военной угрозы и политики реваншизма со стороны Грузии, претендующей на территорию Абхазии, для сохранения мира и стабильности абхазо-российские соглашения в области безопасности имеют особую значимость.
Со своей стороны, Абхазия играет важную роль с точки зрения обеспечения безопасности южных флангов России. Абхазия поставляет в Россию экологически чистые продукты субтропического сельского хозяйства, а также вина. Большое число российских туристов ежегодно посещает знаменитые курорты Абхазии. Таким образом, отношения между Россией и Абхазией имеют взаимовыгодный характер и отвечают долгосрочным интересам обеих стран.
Несколько слов о других угрозах, помимо внешних, которые для Абхазии являются экзистенциальными. Абхазский политический истеблишмент должен ясно понимать, что стратегической слабостью и уязвимостью Абхазии являются не только, и не столько небольшие размеры ее территории, сколько малочисленность населения Абхазии, и в первую очередь малочисленность государствообразующего этноса. Вот то, на что в первую очередь должны быть направлены ресурсы государства – на всемерное улучшение демографической ситуации как важнейшей стратегической задачи. Ситуация здесь вполне недвусмысленная – если мы не сможем демографически освоить Абхазию, то ее освоят другие. Демография – это и оружие выживания малочисленного этноса и, как мы все хорошо помним из недавней истории, орудие вытеснения и маргинализации малочисленного этноса. К сожалению, именно такого понимания одной из главнейших государственных стратагем в нашей фрагментированной и, к сожалению, настроенной в основном лишь на получение сиюминутных материальных благ политической элите пока не видится. Однако без решения важнейшей демографической проблемы государственность Абхазии будет всегда оставаться уязвимой.
Второй сложнейшей государственной задачей является укрепление стремительно теряющего свои позиции государственного языка. Принимаемые меры, а скорее полумеры, не адекватны остроте ситуации и, опять-таки, к сожалению, свидетельствуют об отсутствии у абхазской политической элиты ясного видения экзистенциальных угроз для абхазского этноса.
Целью поколений абхазских политиков, и особенно Владислава Ардзинба, было достижение субъектности Абхазии как международного актора, по крайней мере, в сфере региональной политики. Как показывает богатая история Абхазии, роль объекта политики других региональных или международных акторов для Абхазии губительна и чревата тяжелыми последствиями.
В государственной политике надо следовать лишь той повестке, которая приносит пользу гражданам, народу, стране. Поиск врагов народа, пятой колонны, шпиономания, ксенофобия – все это реально вредит абхазскому обществу, раскалывает его, размывает его единство. Нужна национальная программа действий, направленная на укрепление единства народа, на формирование позитивного образа будущего нашего государства. Такое позитивное видение будущего нужно в первую очередь нашей молодежи, которая не должна думать о том, куда бы мигрировать в поисках лучшей жизни, а находить применение своим талантам на Родине, иметь доступ к экономическим и социальным лифтам, не покидая свою страну, как это происходит в других странах.
Ценой неимоверных жертв и усилий абхазский народ сумел осуществить свою вековую мечту – восстановить независимое государство. Абхазия развивает свой экономический потенциал, совершенствует институты государственности и демократии, укрепляет международные позиции. Несмотря на все препоны, сложности и попытки международной изоляции, существование независимого и динамично развивающегося абхазского государства является неоспоримым фактом международной жизни.
Нужно укреплять обороноспособность страны, укреплять демографию и государственный язык, развивать экономику, повышать благосостояние граждан, качество образования, медицинских услуг, социальной сферы. Нам нужно создать максимально комфортную среду обитания для граждан страны и для ее гостей. Если мы добьемся на этих направлениях успехов, а для этого у нас есть все возможности, то тогда мы можем сказать, что проект независимого абхазского государства успешен, жизнеспособен и долговечен. А иначе и быть не должно!
Иаҳҭаххар, иҳалымшо акгьы ыҟаӡам!
Полезная информация | Министерство иностранных дел Республики Абхазия
Древняя Абхазия
История Абхазии уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Плодородные земли Абхазии люди начали активно обживать в эпоху позднего палеолита — 35 тысяч лет назад. Хорошо известны мезолитические стоянки, возникшие в XII-VII тысячелетии до н.э. Люди селились в пещерах недалеко от рек, занимались собирательством и рыболовством, о чем свидетельствуют найденные вблизи их жилищ костяные гарпуны и рыбьи кости.
В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и первые возведенные человеком жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. На рубеже IV-III тысячелетий до н.э. население Абхазии уже обрабатывало металл, сначала медь, затем — бронзу. В конце III — начале II тысячелетия до н.э возникает дольменная культура. Каменные гробницы — дольмены — встречаются по всей территории Абхазии. Самая большая их концентрация — в районе села Отхара (Гудаутский район), где найдены 15 гробниц, весом от 60 до 110 тонн. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.
Первые города
В VIII веке до н.э. абхазское побережье Черного моря начали осваивать приплывшие из материковой Греции мореходы. В тихих и удобных бухтах в VI-I веках до н.э. они основали первые города — Диоскурию (ныне Сухум), Питиунт (Пицунда), Триглит (Гагра), Гюэнос (Очамчыра) и другие. Вскоре города-колонии превратились в культурно-исторические центры черноморского побережья, в которых развивались ремесла и шел активный товарообмен.
Диоскуриада
Вместе с тем территория, где греки основали Диоскуриаду, носила древнеабхазское название Акуа. О древности местного топонима может говорить и надпись «Акой» (Акуа) на золотых монетах (статерах), отчеканенных в 90-80 гг. до н.э. в подражание статерам фракийского царя Лисимаха. Кроме того, замок Баграта, расположенный в окрестностях современного Сухума и названный так краеведами в конце ХIX — начале XX веков, именовался ранее замком Агуа (Акуа). В начале VI-V вв. до н.э. греческое и местное поселения представляли собой две замкнутые и автономные структуры, связанные только экономическими узами.
Затем, в эпоху эллинизма (особенно в IV-III вв. до н.э.), произошло их взаимное интегрирование и население Диоскуриады стало смешанным — греко-местным.Римляне сменили греков и укрепились в Абхазии в I веке н.э. при римском императоре Августе Октавиане. Тогда же античная Диоскуриада была переименована в Себастополис. Это было начало нового, римско-византийского периода истории Сухума, который продолжался до VII в. н. э.
Ранее христианство
Согласно церковному преданию, в 55 году н.э. в Абхазию пришли проповедовать христианство ученики Иисуса Христа — апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный. Симон Кананит принял мученическую смерть на берегу реки Псырдзха и был здесь погребен. Христианство проникало в Абхазию вместе с римскими солдатами, три когорты (когорта — отряд численностью до 500 воинов) которых квартировали в Питиунте (Пицунда), Себастополисе (Сухум) и в Зиганисе (ныне село Гудава Очамчырского района). К концу III — началу IV вв. в Питиунте образовалась самая древняя христианская община на Кавказе. В 325 году епископ питиунтский Стратофил представлял ее на 1-м Вселенском соборе в Никее.
С начала VI века Абхазия оказалась под властью Византийской империи. В это время апсилы, абазги и мисимиане образовали племенной союз, в общественном строе начали возникать феодальные отношения. Их развитию способствовало принятие христианства в 548 году. В VII веке Абасгия, Апсилия и Мисимиания оставались в зависимости от Византийской империи, являясь ее северо-восточной провинцией. В начале VII века была возведена Анакопийская крепость — крупнейшее оборонительное сооружение на Кавказском побережье Черного моря.
Анакопийское сражение
В конце VII века в Западное Закавказье вторглись арабы. Они дошли до Апсилии и разместили в ней свои гарнизоны. В 738 году арабское войско во главе с Мерваном Кру (Глухим) вторглось в Закавказье. Мерван разрушил Цхум (современный Сухум) и дошел до Анакопии (ныне — Новый Афон), стены которой защищали две тысячи абасгов и одна тысяча бежавших в Абасгию вместе с царями Миром и Арчилом картлийцев. Правитель абасгов Леон I в это время отправился к аланам за помощью.
Войско Мервана представляло «темную тучу саранчи и комаров», оно было в несколько раз больше войска, защищавшего Анакопию. Это неравенство компенсировалось мощностью стен Анакопийской крепости. Ее южная стена, протяженностью 450 м, включала в себя семь башен четырехугольной и полукруглой формы. Эти башни отстояли друг от друга на расстоянии 30-50 м. На стенах и башнях стояли катапульты и другие метательные машины, засыпавшие врагов стрелами и камнями. За круглой многоярусной угловой башней скрывались ворота, подходы к которым были тщательно защищены. Между башнями в стене существовали калитки, через которые защитники крепости совершали вылазки.
Кровопролитной битвы или длительной осады у арабов не получилось. Грузинский историк XI в. Джуаншер сообщает, что «бог послал на сарацин зной южный, и они заболели кровяной холерой». Большинство арабских воинов погибли от болезни. Абасги и картлийцы упорно защищали крепость.
Мервану пришлось отступить.Абхазское царство
В конце VIII века на территории Абхазии сложилось раннефеодальное государство — Абхазское царство, где жили адыгские и абхазские племена. Границы царства простирались от современного Туапсе до Сурамского перевала. В летописи Грузии XI века так описано это важное в истории Закавказья событие: «Когда ослабели греки, отложился от них эристав по имени Леон, племянник эристава Леона, которому была дана в наследственное владение Абхазия. Этот второй Леон был сыном дочери хазарского царя и (воспользовавшись) силой их (хазар) отложился от греков, завладел Абхазией и принял на себя имя царя абхазов». Абхазское царство уже тогда получило «международное признание», а Леон II перенес столицу из Анакопии в Кутаиси.
В период существования Абхазского царства интенсивно развивались экономика и культура, возводились дворцы, храмы, архитектурные ансамбли.
Абхазское царство просуществовало 200 лет, его упадок начался со смертью бездетного царя Феодосия Слепого.
Итальянцы в Абхазии
Во второй половине XIII века в прибрежных водах Абхазии появляется генуэзский торговый флот. Торговые поселения генуэзцев — фактории — возникают во многих местах Абхазии: Какари (современная Гагра), Пецонда (современная Пицунда), Каво ди Буксо (современная Гудаута), Никоффа (современный Новый Афон), Севастополис или Сан-Себастьян (современный Сухум), Каво Зизибар (близ современной Адзюбжи), Сан-Томмазо (современный Тамыш) и другие. Центром генуэзских поселений был Севастополис, здесь размещалась резиденция главы всех итальянских поселений на Кавказе.
Основным занятием генуэзцев была торговля, а главным товаром, который поступал через черноморские порты с Востока в Западную Европу, был шелк. Через Абхазию проходили три транскавказских ответвления Великого шелкового пути, соединявшие Геную с Золотой Ордой.
Абхазское княжество и Османская империя
Во второй половине XV, века после взятия турками Константинополя, в Абхазии появился турецкий флот, а некоторое время спустя генуэзцы покинули черноморское побережье.
К этому времени владетелями Абхазии были представители абхазского рода Шервашидзе (Чачба), которые стремились освободиться от зависимости мегрельских князей. 30 лет длилась междоусобная война абхазских и мегрельских феодалов. Она завершилась тем, что была установлена граница между абхазами и картвелами по реке Ингур, которая сохраняется уже более 300 лет. В первой половине XVII века турки осадили Севастополис с моря. Абхазские феодалы были вынуждены согласиться на уплату дани. В 1634 году турецкий десант высадился в районе Кодорского мыса, турки опустошили и разграбили прилегающую территорию, обложили феодалов данью. В 1724 году на побережье Севастополиса была выстроена крепость, которую назвали Сухум-кале. Так же стал называться и город.
Политические и экономические контакты с Османской империей привели к тому, что на территории Абхазии преимущественно в среде правящего сословия стал распространяться ислам.
Абхазия под покровительством России
Конец XVIII – начало XIX вв. на Западном Кавказе характеризовался военно-политическим соперничеством двух империй – Российской и Османской. С конца XVIII века, после ряда русско-турецких войн, влияние Османской империи на Западном Кавказе неуклонно понижается, в то время как расширявшая свои границы Российская империя подошла вплотную к Закавказью, стремясь прочно закрепиться на Черноморском побережье, в том числе в Абхазии.
Российско-османское противостояние непосредственно отразилось и на политической ситуации в Абхазском княжестве, где к началу XIX в. на почве нерешенного вопроса наследования княжеского престола обозначились два политических лагеря, один из которых, возглавляемый владетельным князем Абхазии Келешбеем ориентировался на Петербург, другой – руководимый одним из сыновей Келешбея – Асланбеем, пользовался покровительством Стамбула. В то время как владетель Абхазии Келешбей сделал выбор в пользу своего младшего сына Сефербея, его старший сын Асланбей воспротивился решению отца, намереваясь во что бы то ни стало стать следующим правителем Абхазского княжества. Подогреваемые извне придворные интриги внутри правящей династии привели к убийству владетеля Келешбея в мае 1808 г. и временному занятию Сухума Асланбеем.
Вынужденный временно покинуть Абхазию, Сефербей направляет Императору Александру IПросительные пункты, содержащие просьбу князя взять Абхазское княжество под покровительство и защиту Российской империи. В феврале 1810 г. был издан Манифест, в соответствии с которым российский император признал Сефербея (христианское имя – Георгий) «наследственным князем абхазского владения под верховным покровительством, державою и защитою Российской империи». При российской военной поддержке Сефербей укрепляет свои позиции и становится правителем Абхазского княжества.
По мнению ряда историков, одной из отличительных черт Абхазского княжества, являлось то, что в отличие от грузинских княжеств (Картли-Кахетии, Иметерии, Гурии, Мегрелии) с вхождением в Россию оно не утеряло полностью своей государственности.
При поддержке российской военной администрации на Кавказе происходит укрепление власти абхазского владетеля, который занимает достаточно высокое место в российской военной иерархии. В частности, последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе (1823-1864) имел чины генерал-лейтенанта, генерал-адъютанта и орден св. Александра Невского.
Пользовавшиеся определенным авторитетом абхазские владетели способствовали продвижению российского влияния в абхазские вольные горские общества и земли соседних убыхов и шапсугов.
К моменту окончания Кавказской войны (1864 г.) Абхазское владетельное княжество утратило свое военно-политическое значение и было ликвидировано. На его территории был образован Сухумский военный отдел, позднее переименованный в Сухумский округ.
Вторая половина XIX стала одним из наиболее трагических периодов в истории абхазского народа. Вследствие драматических событий русско-турецкой войны 1877-1878 годов значительная часть абхазов была вынуждена покинуть Родину (т.н. «махаджирство»). Несмотря на то, что отдельным группам переселенцев позже удалось вернуться, следствием махаджирства стало кардинальное изменение этнической картины Абхазии. Опустевшие земли стали заселяться представителями других народов – немцами, армянами, эстонцами и, прежде всего, колонистами из Грузии. Если в 1886 г. абхазы составляли 85,7% населения Абхазии, то к 1897 только 55,3%. Эта динамика сохранялась в последующие десятилетия.
В то же время привнесенная Россией политическая стабилизация и безопасность от внешних угроз способствовали переходу к новому этапу в развитии Абхазии. Происходит оживление экономической, общественной и культурной жизни края. Абхазия привлекает все большее количество предпринимателей, ученых, деятелей науки и искусства. Формируется абхазское духовенство, происходит возрождение церковной жизни края. В 1888 году, во время посещения Нового Афона Императором Александром III с императрицей был заложен первый камень в фундамент будущего известного во всем православном мире Новоафонского монастыря св. Симона Кананита. Афон становится крупным религиозным центром на Черноморском побережье.
Было положено начало лечебно-курортному строительству. Среди первопроходцев в этой деле был принц Александр Ольденбургский, заложивший в 1901 году в Гагре знаменитый курорт, составивший конкуренцию многим европейским курортам того времени.
Во второй половине XIX века была начата научная разработка абхазского языка. Одним из основоположников создания абхазской письменности стал русский генерал, лингвист-кавказовед, барон Петр Услар. Он явился автором капитальной работы, посвященной грамматике абхазского языка.
В этот же период происходит формирование абхазской культурной элиты, сыгравшей выдающуюся роль в преобразовании родного края. Появляются первые абхазские литераторы, учителя, врачи, инженеры, юристы.
Абхазы в составе «Кавказской конной дивизии» приняли активное участие в Первой мировой войне 1914-1918 гг., в частности, на русско-австрийском фронте. Войны из «Абхазской сотни» были удостоены боевых Георгиевских крестов.
Новое время и советская власть в Абхазии
В 1917 г. после распада Российской империи часть общественно-политических сил Абхазии выступила за интеграцию с Союзом объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, который впоследствии объединился с Юго-Восточным Союзом казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей. Это объединение должно было стать частью Российской демократической республики, однако разразившаяся гражданская война нарушила эти планы.
В ноябре 1917 г. был создан Абхазский Народный Совет (АНС) – первая абхазская национально-политическая организация. Одной из важнейших целей АНС была провозглашена «работа по самоопределению абхазского народа». При этом окончательную форму самоопределения предполагалось определить на Учредительном собрании всех народов России.
В мае 1918 г. в Батуме была провозглашена Горская республика, составной частью которой, по замыслам ее сторонников, должна была стать и Абхазия. Однако в июне того же года территория Абхазии была занята войсками только что образованной Грузинской Демократической Республики. Правительство последней проводило политику подавления политических и национальных прав народа Абхазии. Неслучайно значительная часть местного населения поддержало свержение власти грузинского правительства в Абхазии, осуществленное частями Красной армии 4 марта 1921 г.
После установления советской власти, с марта 1921 по февраль 1922 гг. Абхазия обладала статусом, схожим со статусом других союзных республик и именовалась Советской Социалистической Республикой Абхазия. Однако уже в декабре 1921 г. между ССР Абхазией и ССР Грузией был подписан союзный договор, по которому Абхазия передавала часть своих полномочий в ведение Грузии. Это касалось внешней политики, внешней торговли, транспорта и ряда других областей.
В 1925 году III съезд Советов Абхазии принял первую Конституцию ССР Абхазии. В соответствии с проектом данной Конституции Абхазия объявлялась суверенным государством. В том же году по указанию партийных органов данный проект был отвергнут. В результате была принята Конституция, детально отразившая договорные отношений между ССР Абхазией и ССР Грузией.
В апреле 1930 г. было принято решение о преобразовании ССР Абхазии из договорной в автономную республику в составе ССР Грузии. В феврале 1931 года съезды советов Абхазии и Грузии утвердили принятое решение о преобразовании ССР Абхазии в автономную республику в составе Грузинской ССР. Произведенные изменения в тексте Конституции были утверждены на VII съезде Советов Абхазии в январе 1935 г. В принятой съездом новой редакции Конституции Абхазской АССР, слова «Социалистическая Советская Республика Абхазия» были заменены словами «Автономная Социалистическая Советская Республика Абхазия».
Вместе с тем, несмотря на понижение конституционного статуса Абхазии, в первые годы советской власти – в 1920-30-е годы республика получила мощный импульс для хозяйственно-экономического и социально-культурного развития. Абхазия мыслилась союзным руководством как высокостатусный общесоюзный курорт. С этой целью была развернута программа превращения республики во «всесоюзную здравницу». Внедрялись новые субтропические культуры, создавались новые отрасли фабрично-заводского производства. Проводилась кампания по ликвидации неграмотности, внедрялось массовое школьное образование. Значительные усилия были брошены на подготовку местных специалистов различного профиля. В эти годы формируется новая поросль абхазской интеллигенции – инженеров, врачей, педагогов, ученых, литераторов.
С 1937 годом многие народы Советского Союза, в том числе и абхазский народ, связывают начало одного из самых тяжелых страниц в общей советской истории. Вслед за трагической гибелью в декабре 1936 г. председателя ЦИК Абхазии Нестора Лакоба и развернувшимися репрессиями, уничтожившими цвет абхазской интеллигенции и управленческой элиты, была начата кампания, направленная на форсированную этническую ассимиляцию абхазов и заселение Абхазии переселенцами из Грузии.
Эта кампания не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в которой абхазы приняли активное участие. Более 55 тысяч воинов из Абхазии встали на защиту Отечества, героически защищали советскую Родину в Брестской крепости, на Кавказе, на подступах к Москве, у стен Ленинграда и Сталинграда, под Севастополем, Новороссийском и Одессой, освобождали страны Европы. Двадцати двум уроженцам республики было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, трое были награждены орденами Славы трех степеней.
После 1953 года и с наступлением «оттепели» происходит пересмотр прежней репрессивной политики по отношению к Абхазии. Наиболее вопиющие нарушения национальной политики были осуждены. Однако напряжение в грузино-абхазских ассиметричных отношениях по-прежнему сохранялось.
Протесты представителей интеллигенции Абхазии и широких слоев населения против дискриминационной политики партийного руководства Грузии, принимавшие форму письменных обращений в высшие органы власти СССР, а также митингов и народных сходов, имели место в 1947, 1957, 1967, 1977, 1978, 1988, 1989 годах.
Одним из наиболее важных этапов в абхазском национальном движении стал 1978 год. В мае 1978 г. в Сухуме состоялся один из самых масштабных митингов за всю историю советской Абхазии. В этот период в союзных и автономных республиках шел процесс обсуждения и утверждения новых конституций. Одним из основных требований абхазской общественности было внесение в текст новой конституции положения о возможности свободного перехода автономных республик из одной союзной республики в другую. Данное положение фактически подразумевало закрепление права Абхазии на выход из состава Грузии. Однако пойти на пересмотр сложившегося национально-территориального устройства СССР союзное руководство не могло. Вместо этого Абхазская АССР получила определенные статусные преимущества – был создан Абхазский государственный университет, начало работать Абхазской телевидение, начат выпуск журналов на абхазском языке и т.д. Конституция 1978 года подтверждала автономный статус республики в составе Грузинской ССР.
Подъем национально-освободительного движения
К концу 80-х годов, когда во всех республиках начался подъем национально-освободительного движения, Абхазия боролась за повышение своего административного статуса. Верховный Совет Грузии в одностороннем порядке стал принимать решения (постановления 1989-1990 гг.), которые игнорировали межгосударственный характер отношений Абхазии и Грузии и по существу вели к упразднению абхазской государственности. В ответ на это, 25 августа 1990 г. Верховный Совет Абхазской АССР принимает «Постановление о правовых гарантиях защиты государственности Абхазии» и «Декларацию о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики».
Пришедший к власти в результате вооруженного переворота в Тбилиси Военный совет Грузии в феврале 1992 г. принял решение об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 г. и о переходе к Конституции Демократической Республики Грузия 1921 г., в которой Абхазская АССР как субъект государственно-правовых отношений не значилась. В целях преодоления правовой неурегулированности между республиками, Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 года принял решение восстановить действие на территории Абхазии Конституции Абхазии 1925 года, в соответствии с которой Абхазия объявлялась суверенным государством. Одновременно Верховный Совет Республики Абхазия обратился к властям Грузии с предложением о восстановлении равноправных межгосударственных отношений.
Отечественная война народа Абхазии
14 августа 1992 года только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии. Грузинские войска при поддержке авиации, бронетехники, артиллерии вторглись в Абхазию и оккупировали часть ее территории. Помимо физического истребления народов, населяющих Абхазию, проводилась и политика культурного геноцида. Уничтожались памятники истории и культуры абхазского народа, погибли ценнейшие исторические документы, редчайшие книги и рукописи.
Вооруженное сопротивление агрессору возглавил председатель Верховного Совета Абхазии Владислав Григорьевич Ардзинба, ставший председателем Государственного совета обороны.
30 сентября 1993 года вся территория Абхазии была освобождена. Победа досталась дорогой ценой — около трех тысяч человек отдали свои жизни за свободу и независимость Абхазии. Среди погибших за свободу и независимость Абхазии были представители всех национальных общин, проживавших в республике. Огромную поддержку сражающейся Абхазии оказали добровольцы из Северного Кавказа и Юга России, казачество, представители абхазской диаспоры из стран Ближнего Востока и Турции.
В мае 1994 г. в соответствии с подписанным в Москве абхазской и грузинской стороной Соглашением о прекращении огня и разъединении сил, в зону конфликта в приграничные районы Абхазии и Грузии были введены миротворческие силы России под эгидой СНГ.
Республика Абхазия сегодня
26 ноября 1994 г. Парламент Республики Абхазия принял новую Конституцию, в соответствии с которой Абхазия объявлялась суверенным, демократическим государством, созданным на основе реализации народом Абхазии права на свободное самоопределение. Парламент также избран Первого Президента Республики Абхазия. Им стал Владислав Ардзинба.
С декабря 1994 года по сентябрь 1999 года с подачи руководства Грузии Абхазия и ее народ подвергались политической, экономической и информационной блокаде. Молодой республике пришлось восстанавливать мирную жизнь в условиях разрушенной войной экономики и наложенных на нее санкций.
В октябре 1999 г. многонациональное население Абхазии на общенародном референдуме проголосовало за независимость страны, приняв соответствующий государственный акт. С приходом к власти в России Владимира Путина стала меняться к лучшему и политика Москвы в отношении многонациональной Абхазии. Российское руководство усилило поддержку Абхазии, установило для непризнанной республики безвизовый режим, начало предоставлять российское гражданство.
В январе 2005 г. президентом Абхазии был избран Сергей Васильевич Багапш (1949–2011 гг.).
После вооруженной агрессии режима М.Саакашвили в Южной Осетии и осуществленной Россией операцией по принуждению Грузии к миру, 26 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.
Признание со стороны России стало поворотным событием в истории народа Абхазии, получившего возможность для безопасного мирного развития и гарантии сохранения независимой государственности.
В сентябре 2008 г. между Абхазией и Россией был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заложивший договорно-правовой фундамент абхазо-российских межгосударственных отношений.
В 2008 году Абхазию признала Никарагуа, в 2009-ом — Науру и Венесуэла, а в 2011 году — островные государства Вануату и Тувалу.
В связи со смертью 29 мая 2011 г. президента Сергея Багапш Парламент назначил досрочные выборы главы государства.
В августе 2011 г. в ходе внеочередных президентских выборов президентом Республики Абхазия был избран Александр Золотинскович Анкваб.
В 2014 г. после майского политического кризиса в Абхазии, результатом которого стала отставка президента Александра Анкваб и назначение Парламентом досрочных выборов главы государства, ведущая оппозиционная партия «Форум народного единства Абхазии», на состоявшемся 1 июля съезде поддержала кандидатуру Рауля Хаджимба на пост Президента Республики Абхазия. На пост Вице-президента в паре с Хаджимба была выдвинута кандидатура председателя общественной организации ветеранов Отечественной войны народа Абхазии «Аруаа» Виталия Габния.
24 августа 2014 г. президентом Республики Абхазия был избран Рауль Джумкович Хаджимба. Официально вступил в должность 25 сентября 2014 года.
24 ноября 2014 г. в Сочи президентами Абхазии и России Раулем Хаджимба и Владимиром Путиным был подписан Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Абхазия.
Договор выводит отношения между Абхазией и Россией на качественно новый уровень стратегического партнерства. Он предусматривает создание общего пространства обороны и безопасности, проведение скоординированной внешней политики, формирование общего социального и экономического пространства, содействие социально-экономическому развитию Абхазии, создание условий для полноценного участия республики в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, реализуемых по инициативе и при содействии России, сохранение культурного, духовного и гуманитарного пространства.
22 декабря 2014 г. Договор был ратифицирован Парламентом Республики Абхазия, а 23 января 2015 г. его ратифицировала Государственная Дума Российской Федерации. 5 марта 2015 г. в МИД Российской Федерации состоялась церемония обмена ратификационными грамотами по договору между Россией и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнёрстве. Договор вступил в силу.
Россия традиционно является ключевым торговым партнером Абхазии. В 2018 году товарооборот России с Абхазией составил 258,6 миллиона долларов, в том числе российский экспорт – 192,4 миллиона долларов, импорт – 66,2 миллиона долларов.
По итогам января-марта 2019 года объем взаимного товарооборота составил 49,9 миллиона долларов, в том числе российский экспорт – 38,9 миллиона долларов, импорт – 10,9 миллиона долларов.
Успешно реализуется инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2017-2019 годы.
В сентябре 2019 года в Абхазии разразился политический кризис.
12 января 2020 года Президент Рауль Хаджимба ушёл в отставку.
Внеочередные выборы Президента Республики Абхазия состоялись 22 марта 2020 года.
По итогам выборов Президентом Республики Абхазия в первом туре избран Аслан Георгиевич Бжания.
29 мая 2018 года независимость Республики Абхазия признала Сирийская Арабская Республика.
6 октября 2020 года в Дамаске состоялось торжественное открытие Посольства Республики Абхазия в Сирийской Арабской Республике.
Бывший город-курорт, ставший ставленником России, — поучительная история для Крыма
Протестующие оппозиции собрались у штаб-квартиры президента в Сухуми. Томсон РейтерЧУБУРХИНДЖИ Абхазия (Рейтер) — Преодолев мост длиной в сотни метров, учительница английского языка Натия Аблотиа с трудом добирается до дома в палящую жару, нагруженная товарами, которые дешевле купить за рекой в Грузии, чем в Абхазии, где она живет.
После почти шести лет эффективного протектората России жизнь многих жителей отколовшегося грузинского региона по-прежнему тяжела. На прошлой неделе в приступе недовольства коррупцией и плохими условиями жизни протестующие ворвались в штаб-квартиру президента, вынудив его бежать, а затем уйти в отставку.
История Абхазии — как некогда популярная и богатая курортная зона отделилась от бывшей советской республики, искала защиты под крылом Москвы, но с трудом сводила концы с концами — имеет резонанс для другого Черноморского региона, Крыма, который отделился от Украины, чтобы стать аннексирован гораздо более богатой Россией в марте.
39-летний Аблотиа — один из сотен людей, которые каждый день пересекают мост из Чубурхинджи в Абхазии, чтобы купить более дешевые продукты и товары, что позволяет им еще больше увеличить свою скромную месячную зарплату.
«Здесь тяжело», — сказала она, ставя свои покупки — три сумки с покупками и зеленую пластиковую лейку — на абхазский конец двухполосного автомобильного моста через широкую зеленую долину реки Ингури.
«Там все дешевле», — добавила она, указывая на грузинскую сторону де-факто границы, которая до сих пор закрыта для автомобилей военными блокпостами. «Дорога тяжелая. Вам нужно пройти 800 метров по мосту».
Отвернувшись от Грузии, как Крым от Киева, Абхазия подорвала торговлю и транспорт и привязала свою экономику к нефтяному рублю, в основном импортируя из России, где заработная плата и цены намного выше, чем в Грузии или Украине.
Абхазия впервые вышла из-под контроля Грузии в результате кровавого конфликта в начале 1990-х годов, когда этнические абхазы не хотели, чтобы ими управляли независимые грузины в постсоветском Тбилиси, а не из Москвы. Шрамы войны и этнических чисток до сих пор видны на руинах покрытых оспинами зданий.
Но разрыв стал окончательным только в 2008 году. Когда Россия победила Грузию в короткой войне за другой повстанческий регион, Южную Осетию, Москва признала независимость обоих сепаратистских правительств, что почти не последовало ни одному другому государству.
В то время как критики России увидели стратегию Владимира Путина по обеспечению военного и территориального преимущества и подрыву бывших советских республик, настроенных на разрыв с Москвой и сближение с Западом, Кремль представил свою помощь Абхазии, Южной Осетии и Крыму в гуманитарной форме. условия.
Но борьба Абхазии с бедностью может заставить некоторых крымчан задуматься о приверженности Москвы их процветанию.
РОССИЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ
Абхазия, где проживает всего 240 000 человек из коктейля этнических групп, — это не Крым: у последнего в три раза больше территории и более 2 миллионов населения, большинство из которых — этнические русские.
Россия заявила, что только в этом году она может потратить до 7 миллиардов долларов на интеграцию экономики Крыма в свою собственную – непростая задача, когда у них нет сухопутной границы [ID:nL6N0OE2ES].
В Абхазии, напротив, Россия инвестировала лишь десятую часть этой суммы за пять лет, с 2009 по 2013 год. Чуть больше половины пошло на строительство, в том числе детских садов, двух театров и стадиона, а остальное – на пенсии и бюджетники. заработная плата.
Но протестующие на прошлой неделе жаловались, что местное правительство потратило большую часть денег впустую — обвинения в коррупции широко распространены — и не использовало помощь для повышения занятости.
«Мы не можем отрицать, что что-то было сделано. Но они действуют как бригадиры для начальства. Великая Россия дала им деньги, а они только отчитываются о расходах: «Это сделано, это сделано». Но проблема в том, что ничего не было построено там, где люди могли бы устроиться на работу», — сказал активист оппозиции Беслан Авидзба.
Официальных данных по безработице нет. треть из них в России.
«Двадцать лет прошло. Мы могли бы жить припеваючи 20 лет», — сказал Дмитрий, безработный мужчина лет 30, сидящий на заборе с видом на море в областной столице Сухуми и размышляющий о постсоветском упадке Абхазии9. 0003
«Если люди выживают, борются за жизнь и за деньги, а просыпаются только для того, чтобы заработать немного денег и прокормить семью, они становятся жесткими и грубыми, как кактус.»
КРЕМЛЕВСКИЙ ИССЛЕДОВАНИЕ
Недовольство вырвалось наружу на прошлой неделе, когда оппозиция захватила пост президента Александра Анкваба и вынудила его бежать на российскую военную базу в Абхазии. Анкваб подал в отставку в воскресенье, заявив, что хочет избежать насилия.
В разгар кризиса ближайший помощник президента России Владимира Путина Владислав Сурков посетил Абхазию и провел несколько встреч с Анквабом и оппозицией, призывая их — как оказалось успешно — избежать кровопролития.
Хотя Кремль настаивал на том, что он не принимает чью-либо сторону, есть признаки того, что Москва недовольна Анквабом. Чиновник, курирующий российско-абхазские отношения, на условиях анонимности сообщил Рейтер, что Анкваб придерживается «социалистического» подхода, тогда как Москва больше заинтересована в стимулировании экономики, чем просто в предоставлении пособий.
«Разногласие между Москвой и Анквабом по поводу инвестиционного плана заключалось в том, что Анкваб хотел восстановить социальную инфраструктуру, а политика Москвы заключается в том, чтобы вместо рыбы раздавать удочки», — сказал чиновник9.0003
После отставки Анкваба Сурков похвалил его решение и заявил, что Россия и впредь будет оказывать финансовую и военную поддержку Абхазии. Новые президентские выборы состоятся в августе.
ТУРИСТИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ
С экономической точки зрения регион больше всего надеется привлечь больше туристов из России.
Абхазия, известная своим субтропическим климатом, чистым морем и заснеженными горами, была излюбленным местом отдыха советского диктатора грузинского происхождения Иосифа Сталина и популярным местом отдыха для поколений рабочих со всего СССР.
Сегодня новая широкая прибрежная магистраль проходит в нескольких милях от границы с Абхазией от роскошного Олимпийского парка, построенного к зимним играм в Сочи в этом году. Но после КПП дорога сужается. Живописный горный ландшафт усеян заброшенными многоквартирными домами с пустыми окнами и пулевыми отверстиями.
Абхазия выиграла войну с Грузией в 1992-93 годах, но, как и ее население, которое сократилось практически вдвое из-за исхода беженцев, туризм так и не восстановился полностью. Трудно найти место на берегу без вида на потрепанные в боях отели. Обугленный корпус общественного здания возвышается над центром Сухуми.
«Война нанесла нам огромный вред. Фактически все курорты были разграблены», — заявил министр туризма Тенгиз Лакербай. «Сейчас мы используем только 30 процентов того, что было до войны».
Крымские курорты тоже сталкиваются с трудностями, несмотря на в значительной степени бескровный разрыв с Украиной, которая обеспечивала большую часть своих туристов, в основном прибывающих по суше. Теперь, чтобы привлечь россиян и других лиц, путешествующих по воздуху, он должен конкурировать с современными объектами в Турции, Болгарии и других странах. [ID:nL5N0MO3QN]
По данным министерства туризма Абхазии, количество человеко-дней, проведенных в курортных отелях Абхазии, достигло своего пика в 2007 году, за год до российско-грузинской войны, и составило 1,3 миллиона человек. Последняя цифра на 2012 год составляла всего 1,1 миллиона человек.
В эти данные не включены многочисленные приезжие, которые снимают частные квартиры или совершают однодневные поездки за границу. Но даже при том, что число посетителей является существенным, они тратят мало.
Всего ежегодно Абхазию посещают 600-700 тысяч туристов. Но только каждый пятый останавливается в гостинице, а около четверти приезжают только на день, прилетая из более комфортного Сочи. В среднем каждый посетитель тратит всего 1000 рублей (28 долларов) в день.
Отдыхая на почти пустынном сухумском пляже, туристка Светлана Хлупова, менеджер подмосковной парикмахерской, с иронией размышляет о своем отпуске, с удовольствием наслаждаясь выгодным пакетом услуг в Абхазии, даже если в нем отсутствуют излишества «все включено» предложение на более оживленных российских курортах на побережье.
«Природа красивая, а люди дружелюбные, — сказала она. — Меня устраивает, когда ничего другого не включено».
(Под редакцией Марка Тревельяна)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Даур БАРГАНДЖИЯ
Долгое время Абхазия была одним из самых благополучных регионов бывшего Советского Союза. Благодаря своей уникальной природе и климату, а также географическому положению Абхазия, полумиллионная республика, стала одним из самых популярных курортов СССР и характеризовалась, по советским меркам, высоким уровнем экономического развития и проживания. стандарты.
Распад Советского Союза в 1991 году нарушил существующие экономические связи и вызвал политическую нестабильность в бывших советских республиках. Однако в Абхазии, как и в других регионах бывшего Советского Союза, экономические реформы и рыночная система начали развиваться, несмотря на многочисленные трудности. Благодаря тому, что Абхазия не имела крупной промышленности и зависела от курортной инфраструктуры и промышленной переработки сельскохозяйственной (субтропической) продукции, абхазская экономика могла легко перейти к процессу постсоветских экономических реформ. К сожалению, грузино-абхазская война 1992-1993 резко изменили общую ситуацию в регионе.
Не буду вдаваться в подробности, какая сторона в этой войне выступила агрессором, а какая воспользовалась своим естественным правом на самооборону. Хочу лишь отметить, что именно в Абхазии велась война и зона боевых действий охватывала почти всю территорию Абхазии. В войне использовались практически все виды современных обычных вооружений, в том числе боевая авиация и флот. Прямой ущерб от войны составляет 10 миллиардов долларов США, а косвенные потери трудно подсчитать. В результате войны один из самых благополучных регионов с огромным экономическим потенциалом получил серьезный удар, отбросивший его на десятилетия назад.
За первый послевоенный 1994 год валовой национальный продукт в Абхазии составил всего 14% от уровня 1988 года. Падение промышленного производства составило 93,2%; валовой продукции сельского хозяйства — 75,3%. Доход на душу населения снизился на 90%.
Все последующие годы экономический рост в Абхазии составлял 15-20% в год. Однако из-за тяжелых последствий войны экономика Абхазии продолжает испытывать серьезные проблемы.
Экономическая блокада Абхазии, введенная Грузией с помощью третьих лиц, сопровождается политической, коммуникационной и информационной изоляцией Абхазии. Последствия такой изоляции почти равны военному ущербу. Вполне понятно, что есть немало людей, не без оснований считающих, что грузино-абхазская война все еще продолжается. Блокада, какими бы ни были ее цели, не способствовала урегулированию конфликта. Наоборот, это только усугубило ситуацию.
Понятно, что грузинская блокада Абхазии преследует вполне конкретные цели: во-первых, сделать Абхазию более сговорчивой в переговорах и тем самым попытаться вернуть Абхазию в лоно Грузии; во-вторых, экономически ослабить Абхазию с целью подорвать ее военный потенциал, а со временем получить военное преимущество в новой войне с Абхазией; в-третьих, обострять внутриполитическую ситуацию и спровоцировать социальную дезинтеграцию.
И Россия, и Запад (каждый по своим причинам) поддерживают Грузию в ее попытках подавить Абхазию. Более трех лет такой политики не дали желаемого эффекта. Абхазия не сдалась, фактически Абхазия ужесточила свои позиции. В первые послевоенные месяцы Абхазия подписала ряд компромиссных документов, в том числе соглашение от 4 апреля 1919 г.94 Декларация о мерах политического урегулирования. Однако с тех пор, несмотря на постоянные усилия по достижению договоренности, переговоры практически зашли в тупик.
Верно, что экономическое ослабление Абхазии было вызвано блокадой, но верно и то, что военный потенциал Абхазии не определяется целиком и напрямую экономическим фактором. Экономический фактор никогда не играл решающей роли в определении военного потенциала ни в одной войне на Кавказе. Достаточно взглянуть на русско-чеченскую войну, которую Россия проиграла, несмотря на ее подавляющее экономическое и военное преимущество. Конечно, это не означает полного игнорирования экономического фактора. В Абхазии высокие военные расходы, и возможность возобновления войны Грузией здесь вовсе не исключается.
Надо признать, что экономическая блокада создает в Абхазии определенные внутриполитические проблемы. Но ожидания, что санкции вызовут внутренние конфликты и разруху, не оправдались по той простой причине, что внешнее давление и постоянная угроза войны оказываются мощными объединяющими факторами для общества. Они нейтрализуют внутренние проблемы и удерживают их в управляемых пределах.
Экономические проблемы и, главное, враждебные действия со стороны Грузии препятствуют возвращению беженцев в Абхазию. К тому же инфраструктура, сложившаяся за последние несколько послевоенных лет, не позволяет резко увеличить численность населения. В условиях блокады система жизнеобеспечения, включая электроэнергетику, жилищно-коммунальное хозяйство, не развивалась. Он поддерживается за счет вывода из эксплуатации и использования вторичных материальных ресурсов. Если население Абхазии резко увеличится за счет массового возвращения беженцев, все население останется без электричества, воды и канализации. Без крупных инвестиций в инфраструктуру возвращение беженцев становится технически и экологически невозможным. Это серьезный вопрос, который, к сожалению, редко поднимается.
Вот уже несколько лет Абхазия демонстрирует всему миру свою способность выживать в крайне сложных условиях. Несмотря на многочисленные проблемы и огромные трудности, здесь продолжается процесс строительства нового демократического государства. Объяснение этому факту очень простое: стремление малых народов к свободе и счастью столь же сильно и оправдано, как и стремление больших народов.
Представляется важным отметить, что национальный и политический строй и устройство бывшего СССР никогда не соответствовали кавказским традициям. На Кавказе все нации (народы) равны независимо от их численности. Исторически в разные периоды времени Кавказ входил в состав или находился в сфере влияния различных империй: Византийской, Османской, Российской, а позже и Советской. Всегда была третья сторона, Большая держава, которая могла заставить народы Кавказа (как правило, путем кровопролитных войн) стать частью или подчиниться другому государству. Однако внутри Кавказа одна нация никогда не могла подчинить себе другую. В этом смысле грузины не рассматриваются ни абхазами, ни тем более осетинами как серьезный враг, сила, способная их подчинить. Ни азербайджанцы за Нагорный Карабах. Имперское устройство на Кавказе — новшество советского периода, когда одна республика входила в состав другой, как в случае с Абхазией-Грузией. Эта структура была навязана могущественной советской империей.
Поэтому распад СССР, т. е. той власти, которая создала так называемые «автономные республики», неизбежно привел к краху чуждой Кавказу системы: системы господства одних народов над другими. На Южном Кавказе в этот процесс был вовлечен практически весь регион. На Северном Кавказе процесс находится в начальной стадии. Чечня откололась первой. Для остальной части Северного Кавказа Россия по-прежнему сохраняет свою роль крупной внешней державы, достаточно сильной, чтобы подчинить себе старые кавказские традиции. Однако в зоне грузино-абхазского конфликта влияние России ослабляется уже тем, что этот регион находится вне территории России. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что Абхазия может быть вытеснена обратно в Грузию только в том случае, если на сцене появится еще одна крупная мировая держава, сравнимая с бывшим СССР. Сегодняшняя Россия не способна взять на себя эту роль. Что касается Абхазии, то республика еще во времена сурового советского режима славилась массовыми протестами, которые происходили практически каждое десятилетие, против грузинского засилья и имперской иерархии советской системы.
Гипотетически может появиться третья сила, но вопрос в том, будет ли в интересах этой силы следовать рутине старых империй и доминировать силой, не принимая во внимание устоявшиеся кавказские традиции. Однако время все расставит по своим местам.
Как было сказано выше, экономический фактор в грузино-абхазском конфликте, несомненно, играет важную, но не решающую роль. Основные стратегические направления экономического развития Абхазии могут быть разработаны только на основе того или иного сценария мирного урегулирования. Возможные пути решения, не говоря уже о переходных формах, можно резюмировать следующим образом:
1. Абхазия входит в состав Грузии в той или иной форме. Как указывалось выше, этот вид урегулирования требует вмешательства влиятельной третьей стороны, которая будет диктовать правила. Абхазия, расположенная на побережье Черного моря, станет экономически выгодным регионом, а абхазо-грузинский конфликт так и останется неурегулированным и хотя и латентным, но постоянно будет выходить на поверхность.
2. Абхазия входит в состав России на определенных условиях. Экономика Абхазии будет зависеть от ситуации в России. При условии стабилизации ситуации уровень экономического развития Абхазии превысит среднероссийский уровень. Грузино-абхазский конфликт останется урегулированным до тех пор, пока Россия будет иметь сильное влияние в регионе.