Святая Гора Афон
Удел Божией Матери, Ее земной сад, монашеский рай. Одно из наиболее важных мест на земле. Афон. Среди огромного разнообразия вершин, эта гора – главная для православного христианина. И единственная в мире Святая. Паломничество на нее делит жизнь человека на «до» и «после».
Удел Пресвятой Богородицы
Гора эта святая не потому, что на ней живут молитвенники. Святость этого места имеет другое, неземное происхождение. Промысел Божий определил будущее Афонского полуострова, а вместе с ним и судьбу всего христианства. По приглашению Лазаря Четверодневного, к тому времени епископа, Богородица плыла на Кипр. В пути Ее сопровождал апостол Иоанн. Внезапно поднялся сильный ветер и судно понесло к берегу. Сойдя на него, Пречистая сказала: «Место сие да будет Моим жребием. Благодать Сына Моего пребудет на всех живущих здесь. Сама же стану им Заступницей».
Сотни раз являлась Богородица святогорским подвижникам, делами доказывая некогда данное обещание. Первые же монахи появились здесь в IV веке. А после турецкого вторжения в Византийские земли уже многие иноки, отшельники и пустынники перебрались сюда. Окончательно название «Святая Гора» закрепилось в ХІІ веке Указом императора Алексея Комнина.
Становление монашеской республики
В 676 году императорским Указом Афон передан насельникам Горы в вечное пользование. А в 883 году утвержден местом исключительного проживания монахов. Уставная Хартия Афона (Конституция Святой Горы) принята в 1924 году, а ратифицирована в 1926 году. В Греции она носит характер Закона. Статьей 5 Конституции страны за Афоном закреплен особый статус.
Неоднократно пожары на Афоне уничтожали целые обители. Но еще сильнее жители монашеской горы страдали от набегов иноверцев. Случались они с завидной регулярностью. В начале XІX века Афону грозило полное разорение от турков. Вмешательство русского императора и победа России в турецкой войне полностью изменили ситуацию.
Конституционно-административный уклад Святой Горы
Территориально Афон – часть Греции, ее особая единица. Духовно – единая обитель под руководством Великой Игуменьи Пресвятой Богородицы. По правовому статусу – самоуправляемое объединение 20 православных монастырей под юрисдикцией Константинополя.
Юлианское летоисчисление используется на Афоне даже в документообороте. Живет Святая Гора по византийскому часовому поясу. Когда заходит солнце, стрелки часов переводят на полночь. Таким образом, разница с остальной Грецией составляет 3 часа.
Верховный законодательный орган (по совместительству и судебный) – Двадцатичисленное Чрезвычайное собрание из представителей всех 20 обителей. Собрание заседает два раза в год в Карее.
Высший исполнительный орган – Священный Кинот. В него также входит 20 антипросопов – по одному из каждого монастыря.
Распорядительную власть представляет Отдельный Комитет. В нем всего 4 представителя (наблюдателя). Его состав меняется ежегодно 1 июня. По очереди каждый монастырь представляет в Комитет своего наблюдателя.
Государство представлено на Афоне губернатором, он контролирует соблюдение на Горе гражданских прав.
Все святогорцы обязаны принять греческое гражданство. Сегодня на Афоне официально проживает чуть более двух тысяч. Хотя даже в годы турецкого ига насельников Горы было значительно больше. А в начале ХХ века их насчитывалось более 10 тысяч. Что интересно, греков среди них было значительно меньше, чем русских. Только в монастыре Святого Пантелеимоне (Руссикне) проживало 1,5 тысячи монахов.
Святые подвижники – главное богатство Афона
Афон прославлен святыми, даже имена которых верующий человек произносит с особым трепетом. Считается, что именно на Святой Горе подвизаются старцы-земные ангелы, молитвами которых держится земля. Их никто не видит, но пока они молятся, Бог прощает человечеству творимое им безумие. По преданию, перед кончиной мира эти молитвенники соберутся на вершине Афона и будут служить последнюю на земле Литургию.
Жители Святой Горы стремятся вести жизнь равноангельскую. За это Бог вознаградил их даром чудотворений, прозорливости, исцелений. Афон – место молитвенного подвига тысяч и тысяч святых подвижников. Они – соль этого места. Образ жизни на Афоне не подчиняется мирским порядкам. Гору населяют мужи, для которых все земное и тленное не представляет никакой ценности. В поисках небесного и вечного они отправились на Святую Гору.
Афон открыт для мира. Здесь с любовью принимаю паломников и реагируют на происходящие события. Но несомненно самая важная заслуга святогорцев в том, что они сохранили чистоту православной веры. Афон был, есть и будет форпостом веры, духовным центром православия.
Монастыри Афона напоминают средневековые крепости. В их стенах располагаются монашеские кельи. А молиться иноки сходятся в храм в центре обители. Кроме монастырей, на горе много келий, калив, исихастерий, кафисм, в которых монахи совершают свой молитвенный подвиг.
О чем нужно помнить паломнику
Попасть на Афон могут не все. Во-первых, ступать на Святую Гору запрещено женщинам. Мужчинам для совершения паломнической поездки необходимо получить диамонитирион – согласие от афонского священноначалия. Тем, кому случилось это счастье, нужно вести себя подобающим образом:
- Прежде всего помнить, что на Святую Гору едут не в туристическую поездку. Паломничество – один из видов христианского аскетизма. Афон – удел Пресвятой Богородицы. Ее присутствие ощущается здесь на каждом шагу. К Ней в гости и едут паломники.
- Цель афонского паломничества – ощутить непередаваемую словами благодать, обымающую каждого, кто ее жаждет. Обычные мирские радости на Афоне неуместны. Нельзя купаться в море, хотя оно совсем рядом, много фотографировать, громко смеяться, шутить, разводить пикники на природе.
- Не ставьте своей целью объехать или обойти несколько монастырей. Пусть это будет один. От проведенных нескольких дней в одной обители вы получите пользы больше, чем от постоянных переездов с места на место.
- Есть немало туристов, которые во что бы то ни стало желают взобраться на самую вершину Святой Горы. В духовном плане занятие это опасное – понятия религиозного альпинизма не существует.
Духовная красота Афона гармонично дополняется красотой окружающих пейзажей, особенно морских. И величием монастырей вздымающих к небу свои купола. Посещение этого удивительного места трогает сердце, питает душу и встряхивает ум, заставляя переосмыслить собственную жизнь и помогая многое в ней исправить.
Русское монашество Афона
В 2016 году Церковь празднует тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Место это удивительно во всех отношениях. Здесь в первозданной чистоте сохранилась православная вера. А культура Афона – как осколок оставшегося с давних времен византийского наследия. Простые жители земли здесь появляются и уходят. Святая гора – место постоянного жительства исключительно монахов. Молитва на Афоне не прекращается ни на секунду.
Паломничество на Святую Гору
Поток паломников из России, иссякший в начале ХХ века, стремительно нарастает в наше время и особенно сейчас, когда стараниями церковноначалия, правительства России и верующих меценатов восстановлено большинство из русского афонского наследия. Афонское паломничество имеет свои особенности. Поездки на Святую Гору позволены исключительно мужчинам и только по специальному разрешению – диамотириону. По официальной статистике, ежегодно 100 тысяч паломников посещают Афон. Включая тех, кто участвует в круизных турах и непосредственно на Святую Гору не ступает.
Русские святыни Афона
Начиналось все из обители Ксилургу, что в переводе с греческого означает «Древодел». Именно древоделами по роду занятий были первые русичи, поселившиеся на Афоне. Древнейшую русскую обитель, причем не только на Святой Горе, но и во всем мире основали ее дружинники княгини Ольги. А первый храм – Успенский собор – воздвиг Равноапостольный князь Владимир, почитаемый как ктитор (строитель) Святой Горы. В 1030 году Статус Игуменария Ксилургу был присвоен еще в 1030 году. А именоваться Великой Лаврой монастырь начал в 1048 году. Своего же расцвета достиг Ксилургу при Ярославе Мудром.
В этой обители подвизался Антипа – русич из Любеча. Имя его – Преподобный Антоний Печерский – навсегда вписано в историю мирового христианства. Основатель Киево-Печерской Лавры и отец русского монашества перенес афонский дух на родную землю, сделав Ксилургу центром ее сакрализации. Связь обители с монастырями на Руси никогда не прекращалась.
Первая же в Древней Руси Лавра – Киево-Печерская – стала образцом, иконой по расположению и по духу Святой Горы Афон, символическая проекция Ксилургу как первообраза. Не случайно главный ее собор, как и в Ксилургу освящен в честь Успения Божией Матери. Впрочем, как и в двух других Лаврах РПЦ, находящихся на территории Украины, – Почаевской и Святогорской.
В 1169 году в бывшей фессалоникийской обители стал действовать монастырь Руссик. К началу ХVІІ века, щедро одариваемый московскими князьями, он занимал уже пятое место в афонском диптихе. Но в связи с некоторыми таинственными событиями, а после и постоянными турецкими набегами, практически прекратил свое существование. Только через два столетия Руссик отстроили, но уже на другом месте.
К тому времени увеличился поток монахов из России и Малороссии. В основном подвизались они в Свято-Андреевском (до 1841 года – Серайская келья) и Ильинском скитах. Присвоить этим местам молитвенного подвига статус монастырей пыталось русское правительство, но безуспешно.
В 1875 году был основан Свято-Пантелеимонов монастырь, который сегодня входит в число 20 патриарших ставропигий на Афоне и занимающий в афонской иерархии 19 место. К началу ХХ века в нем подвизалось 1,5 тыс. монахов. А на всей Горе русских было 5 тысяч. Для сравнения: в афонских святынях в наше время официально подвизается менее сотни русских монахов.
Последующие события в России определили судьбу афонских русских обителей на ближайшие десятилетия. И была она незавидной. В конце прошлого века русское наследие на Афоне представляло собой жалкое зрелище. Некогда самый крупный афонский монастырь – Свято-Пантелеимонов, представляющий собой целый город, лежал в руинах. В 80-е годы сюда приехали подвизаться 30 монахов, хотя рассчитана обитель на более чем две тысячи человек.
Подвижники хотели пригласить для духовного руководства опытного греческого монаха. Но от такого шага их уберег Преподобный Паисий Святогорец. Он посоветовал им хранить и приумножать русские традиции. Преподобный Паисий говорил: «Исключительная черта русских – любовь к церковной службе. Это не часто можно встретить в других обителях, а потому нужно сохранить и приумножить». Как любят говорить нынешние обитатели Нового Руссика: он научил нас любить русский монастырь.
Первым светским лицом-руководителем России, посетившим Афон, стал Владимир Путин. В 2005 году это был частный визит. Президент посетил Святую Гору как паломник. А в 2016 году посещение Афона было частью официального визита Владимира Путина в Грецию.
Русские святые Афона
Преподобный Антоний стал первым русским святым, имя которого вписано в историю Афона. Гора воспитала святых, с именем которых связано распространение монашества на Руси.
Преподобный Паисий Величковский – основатель Ильинского скита на Афоне. Учитель монашества на Руси. Восстановил традиции исихазма и ввел в практику монашеской жизни умное делание. Стал основоположником старчества. Великие русские старцы, в том числе оптинские, были его учениками. Преподобный Паисий перевел на славянский язык многочисленные святоотеческие труды.
Преподобный Силуан Афонский. Духовная высота этого святого подвигла Иосифа Исихаста оставить свою пустынь и спуститься к русскому монастырю для духовного совета. Молитвенник, аскет, «один из избранных» жаждал беседы с человеком, имеющим опыт богообщения. И таким человеком стал преподобный Силуан Афонский.
Старец Тихон Благословенный (Голенков) – духовный наставник Преподобного Паисия Святогорца. Аскет в самом строгом понимании этого слова, один из наиболее почитаемых на Святой горе подвижников. В монастыре Ставроникита готовится к выходу книга о старце Тихоне.
Это лишь самые яркие имена святых, связавших своим молитвенным подвигом Афон и Святую Русь. Светильников веры намного больше. Тысячу лет они окропляют своими слезами благословенную афонскую землю. И так будет продолжаться до скончания века. Будет Афон – будет и русское монашеств на нем.
История Святой Горы Афон, от древности до современности
Святая Гора Афон — удивительное место, где расположилась уникальная монашеская республика. Здесь из поколения в поколение переходят духовные традиции православия, которые веками бережно хранятся монахами уже более тысячи лет. Сейчас Святая Гора считается главным оплотом христианского монашества.
Живописные склоны полуострова, погруженные в чистые воды Эгейского моря, величественный столп горы Афон и ценные христианские реликвии были притягательны для разного рода захватчиков. И потому в книге истории Афона есть страницы расцветов и упадков. Но никакие препятствия не смогли помешать благому предназначению — освещению всех православных людей светом веры.
Афон в древности
Человек жил на Афонском полуострове с давних времен, чему способствовали мягкий климат и красота природы, свойственная полуострову Халкидики. Сохранились свидетельства в произведениях древних историков о существовании на Афоне поселений, основанных еще за тысячу лет до Рождества Христова. Но точное расположение этих городов установить так и не удалось.
Особенности местного рельефа позволяли вести греческим племенам достаточно уединенный образ жизни. Люди, в основном, вели сельское хозяйство, занимались ловлей рыбы и животноводством. Морские пути, соединяющие Грецию и Восток, проходили через Афонский полуостров, а величественный Афон служил морякам в качестве маяка. Но эти процветавшие города по неизвестным причинам пришли в упадок, поэтому к моменту зарождения на Горе монашества, все там пребывало в запустении.
Изначально монахи, пришедшие на Афон, селились в горах. Но от тех обителей, которые построили древние иноки, остались только развалины из-за непрестанных набегов варваров. Потому, в частности, и не сохранились письменные свидетельства о начальном периоде афонского монашества. Предполагается, что первые обители появились на Афоне во времена равноапостольного Константина.
История АфонаА в 691-692 годах после Трулльского Собора Афон был превращен в исключительно монашеское сообщество, где нашли свое пристанище многие скитальцы, которые были изгнаны из своих родных городов.
Византийский расцвет Святой Горы
Изначально монахи делили территорию полуострова с мирянами. Но, начиная с 883 года, для монашеской республики на Афоне наступили времена расцвета, когда взошедший на престол Василий Македонянин подтвердил своим указом исключительное право монахов проживать на Афонском полуострове. И пастухи с землепашцами покинули святые земли.
В целом, в IX веке Святая Гора была признана ведущим монастырским центром Востока. К этому времени монашество представляло три отдельные формы: отшельническая, скитская и общежительная. Все три формы проживания были закреплены в Уставе Святой Горы, как равноправные и одинаково допустимые.
Работа над Уставом велась, в частности, отцом Петром Афонским и преподобным Евфимием Новым (Солунским), которые представляли разные направления форм проживания монахов. Именно тогда Святая Гора и была признана независимой и самоуправляемой. И принятые с тех пор правила монашеской жизни остаются неизменными до сих пор.
История АфонаТяжелые испытания для Афона
После периода расцвета политические противоречия, набеги пиратов и варваров стали тяжелыми жизненными испытаниями для Афона. А в 1205 году Святая Гора подверглась опустошающему захвату еретиков-крестоносцев. Они на протяжении целого столетия грабили монастыри и другие монашеские поселения. Именно в этот период Афон лишился множества ценных христианских реликвий.
В 1308 году на Афон началось нашествие каталонцев, которые были наняты для войны с турками, но вскоре выступили против Византии. Западные наемники не погнушались убивать как мирян, так и монахов, они же до основания разрушили часть обителей на Афоне. А после захвата Салоник турками в 1430 году, Святая гора стала считаться тимаром (поместьем) католического епископа Севастийского, который угнетал подвластные ему области.
Затем была предпринята попытка силой навязать афонским монахам объединение церквей, последовавшее после принятия в 1724 году Лионской унии. Но предпринятые униатами усилия — ссылки и конфискации имущества, заточения и даже пытки — не сломили дух монахов. Святогорцы остались верны православию и своим традициям.
История АфонаМасштабы катастрофы на Афоне, разразившейся в период нашествия крестоносцев, униатов и каталонцев, можно отобразить таким фактом — за этот период число обителей уменьшилось более чем в 10 раз. Да и наступивший затем XVIII век стал временем общего упадка монашества на Святой Горе в связи с оккупацией этой территории турками и проводимыми ими репрессиями.
А с сентября 1829 года, когда между Россией и Турцией был подписан Адрианопольский мирный договор, ситуация на Святой горе стала урегулироваться. Но только в апреле 1830 года, после окончательного ухода турков, монахи смогли начать возвращение на родные земли Афонского полуострова, везя с собой спасенные ценные реликвии, уникальные рукописи и Святые мощи.
Афон в составе Греции
После освобождения от турецких оккупантов судьба Афона была неясна. И на Лондонской конференции в 1913 году Россия предложила признать Афон независимым государством, которое возглавил бы Вселенский патриарх. Но священный Кинот Святой Горы воспротивился и издал постановление, согласно которому монахи признавали над собой только власть греческого короля Константина. Поэтому особой исторической вехой для афонского монашества стал 1923 год, когда Лозаннским договором над Афонским полуостровом был закреплен суверенитет Греции.
История АфонаВо времена Мировых Войн и в период Гражданской войны в Греции монашество Афона пережило немало трудностей. Все это привело к значительному сокращению численности монахов на протяжении большей части XX века. В 1971 году население Святой Горы было минимальным (было зафиксировано всего 1145 монахов).
Но с тех пор наблюдается неуклонный рост численности афонского монашества. А демократизация Греции и включение Афона в список наследия ЮНЕСКО, произошедшие в последней четверти XX века, привела к резкому подъему интереса к Святой горе — как с религиозными, так и с туристическими целями.
История АфонаСовременное афонское монашество
В настоящее время Афон, несмотря на все тяготы, переживает очередной этап своего возрождения. На Святую Гору пришли новые последователи, кому старцы могут передать традиции Святой Горы, и ранее передававшиеся из поколения в поколение. Население Афона пополнилось в настоящее время людьми самых разных профессий и возрастов, в том числе и молодыми людьми с высшим образованием. И все они решили стать частью вековых традиций Афона. Оплот православия сейчас силен, как во времена своего самого яркого расцвета.
История АфонаНемалую роль на всех периодах возрождения монашества Святой горы сыграли старцы Афона — харизматические личности, оказывающие большое духовное влияние на приходящие поколения иноков. Среди них можно особо выделить отца Иосифа Исихаста, отца Паисия Святогорца, отца Софрония и Силуана Афонского. Современные старцы, такие как Ефрем Катунакский и Феоклит Дионисиатский, и множество других подвижников на Афоне также ведут работу по духовному просвещению и прилагают все усилия, чтобы передать традиции Святой Горы истинным последователям.
Дополнительные статьи
Истории 1821 года: как город Каламата был освобожден от турок без единого выстрела
История города Кавала
История города Дельфы
История Афин
История города Касторья
История города Салоники
Раннехристианские церкви города Салоники
София Палеолог — Великая княгиня московская
Оттоманский (османский) период
Византийский период
Римский период
Посещение «Святой горы» Афон в Греции
В Греции есть автономная область, где находится «Святая гора». Это одно из самых святых мест для православных христиан. Здесь проживает около 2000 монахов. Но любой может посетить, если это мужчина. Репортер Мэтью Брунвассер провел четыре дня на Афоне среди монахов и паломников. Единственный способ добраться до Святой Горы — на корабле. Это поможет защититься от того, что жители Святой Горы Афон называют «миром». Православные христиане говорят, что молиться на Афоне значит приближать свои молитвы к Богу.
История, которую вы только что прочитали, доступна для бесплатного чтения, потому что тысячи слушателей и читателей, таких как вы, щедро поддерживают наш некоммерческий отдел новостей. Каждый день репортеры и продюсеры The World усердно работают, сообщая вам актуальные, основанные на фактах и ориентированные на человека новости со всего мира. Но мы не можем сделать это без вас: наш финансовый год заканчивается 30 июня, и нам нужна ваша помощь, чтобы достичь нашей цели финансирования, чтобы мы могли продолжить нашу работу.
Сделайте сегодня подарок, не облагаемый налогом, чтобы поддержать независимую, ориентированную на человека журналистику The World.
Похожие материалы
Бейрутский музей, пострадавший от взрыва, вновь открывается
Дочь борцов за свободу Южного Судана размышляет о семье и стране
Награбленные реликвии возвращены в Камбоджу получить благословение монахов
Категории
Искусство, культура и СМИОбраз жизни и вероисповеданияТеги
historyworkХристианствоГрецияЕвропаПоходы на Святую Гору Афон
Гора Афон, Святая Гора, имеет несколько лиц: греческий пейзаж удивительной красоты; монастыри архитектурного гения, которых больше никто не увидит; две тысячи монахов, живущих почти так же, как жили их братья во Христе тысячу лет назад.
Гора Афон, Святая Гора, одна из величайших природных красот Греции.
А Святая гора — один из величайших маршрутов в мире. Монахи называют его «Садом Святой Девы Марии», и, безусловно, это одно из самых экзотических и нетронутых мест для пеших прогулок в Европе.
Недавно я ходил на Святую Гору с моим сыном Даниэлем, который только что окончил среднюю школу, моим другом Спиро Делигианнисом и его крестником Закари Делигианнисом, который только что закончил колледж и школу медсестер. Спиро и я уже однажды поднимались на вершину горы 20 лет назад, и было очень приятно вернуться с двумя прекрасными молодыми людьми и снова подняться на Святую гору.
Следопыт Джон МакКинни и его сын Дэниел. Во время прогулки по Афону вы никогда не бываете дальше, чем в нескольких милях от моря.
Этот изолированный пик в форме пирамиды возвышается более чем на шесть тысяч футов над северной частью Эгейского моря. Он стоит одиноко на том, что кажется краем земли, но на самом деле находится в самом конце 37-мильного полуострова Агион Орос («Святая гора» по-гречески).
От скита Святой Анны (монашеской общины, расположенной на скалах на западной стороне полуострова) предстоит очень крутой восьмимильный подъем на вершину горы Афон с набором высоты 5800 футов. Большая часть маршрута проходит по древней тропе для мулов, с несколькими лестницами на более низких высотах и несколькими отрезками тропы, улучшенной благодаря добрым работам Друзей Святой Горы Афон.
Любой, чье первое впечатление о греческом пейзаже сложилось после посещения одного из островов с редкой растительностью или просмотра типичного эпизода Travel Channel о Греции, наверняка будет поражен пышным зеленым пейзажем горы Афон. Весеннее/раннее летнее шоу диких цветов, подчеркнутое алыми маками, впечатляет.
Тропа проходит через несколько растительных сообществ, начиная с самых низких возвышенностей, где процветает средиземноморская флора (подобная той, что на холмах возле моего дома в Санта-Барбаре, Калифорния). На горе также есть дубовые и каштановые леса, разбросанные сосновые и еловые насаждения и альпийская зона над линией деревьев.
С мыса рядом с часовней Панагии открывается потрясающий вид на побережье.
Воду можно взять из родников по пути, а также из часовни Панагии, где есть приют для туристов, и в часовне Метаморфозы (Преображения) на вершине.
Гора Афон высотой 2030 метров (6660 футов) невелика по горным меркам, но выглядит потрясающе, если подойти к ней по тропе, потому что поблизости нет других вершин. Гора, кажется, поднимается прямо из Эгейского моря. Виды с вершины неземные — весь полуостров, включая множество монастырей, а в особенно ясные дни — гору Олимп на материковой части Греции и восточное побережье Турции.
Отец Даниил предложил нам гостеприимство, мудрые советы и бутылки с замороженной водой, которые мы должны взять с собой на тропу к вершине Афона.
Святая Гора – святая земля для 270 миллионов православных христиан мира. В соответствии с монашеской традицией, восходящей к временам Византийской империи, женщинам не разрешалось ступать на Афон уже более тысячи лет. На самом деле посещения, за исключением религиозных паломников-мужчин, строго регламентированы.
Пик в основном известен среди православных греков и православных паломников и туристов, и его вершина редко посещается. Это напряженный дневной поход на вершину, но он выполним туристами в довольно хорошем состоянии. Относительная нехватка туристов связана не с трудностью восхождения, а скорее с его изолированным расположением в пределах автономной монашеской республики, что требует от потенциальных паломников получения труднодоступных разрешений на въезд.
Наш поход состоялся в первую неделю июля, потому что именно тогда нам неожиданно выдали Diamonitirio (паспорта Святой Горы Афон). Мы путешествовали из монастыря в монастырь, посетили полдюжины монастырей, затем провели три дня с отцом Даниилом, монахом, который живет недалеко от скита Святой Анны.
На Афоне стоит железный крест, где мы, четверо паломников, улыбаемся после долгого восхождения: (слева направо) Спиро Делигианнис, Джон МакКинни, Закари Делигианнис и Даниэль МакКинни.
Конечно, после походов вверх, вниз и вокруг Святой Горы я начал смотреть на походы немного по-другому. Моя первая поездка была случайным паломничеством. В то время я был обозревателем пеших прогулок в Los Angeles Times. У меня была сугубо пешеходная цель поездки: обойти Святую гору и написать газетные и журнальные статьи о Святой Горе Афон. Однако то, что я там встретил, оказалось личным прозрением, состоящим из походов, православия, икон и усыновления. Этот опыт был не чем иным, как чудом. Мой второй визит был более целенаправленным паломничеством — большой поход вокруг горы с остановками в монастырях и глубоко значимыми визитами к монахам.