Почему говорят все дороги ведут в рим – Все дороги ведут в Рим

Содержание

Все дороги ведут в Рим


Все дороги ведут в Рим
Все дороги ведут в Рим

Поговорка времен раннего Средневековья.
Широкое распространение это выражение получило благодаря французскому,баснописцу Жану Лафонтену (62 —1695), после появления его басни «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».
Но возникло оно гораздо раньше, еще в Древнем Риме, когда римляне активно приращивали свои территории за счет завоеваний. А для удержания своих новых приобретений вынуждены были строить новые, хорошие дороги, благодаря которым и подати могли бы доставляться в столицу вовремя, и курьерская связь работала бы исправно, и воинские отряды могли бы быстро перебрасываться в варварские провинции в случае бунта.
Таким образом, это выражение в то время имело буквальный смысл — все дороги, построенные римлянами, вели, естественно, только в Рим. Иными словами, это была просто констатация очевидного факта. Во всякой империи, строго централизованном государстве, дороги не могут не вести в столицу. Не случайно в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» посол императора Александра Балашов на вопрос Наполеона, какая дорога ведет в Москву, отвечает: «Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».
Раньше фраза «все дороги ведут в Рим» приписывалась итальянскому писателю Даль-Онгаро (1808—1873), в чьем сборнике стихов «Политические ритурнели» она содержится. Поэтому иногда она цитировалась на итальянском языке: Tutte к vie conducano a Roma.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

Все дороги ведут в Рим

Средневековая поговорка, вошедшая в нашу литературную речь, вероятно, из басни Лафонтена (1621-1695) «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».

Словарь крылатых слов. Plutex. 2004.

.

  • Время работает на нас
  • Все жанры хороши, кроме скучного

Смотреть что такое «Все дороги ведут в Рим» в других словарях:

  • Все дороги ведут в Рим — крыл. сл. Средневековая поговорка, вошедшая в нашу литературную речь, вероятно, из басни Лафонтена (1621 1695) «Третейский судья, брат милосердия и пустынник» …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • все пути ведут в Рим — (иноск.) разными (путями) средствами достигают цели Ср. Вы у меня ровно восхитили… если не всю идею, то начало ее… Но ваш план выше моего. Все дороги в Рим ведут… зачем же от своей личности отказываться? Боборыкин. Василий Теркин. 3, 22. Ср …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Все пути ведут в Рим — Всѣ пути ведутъ въ Римъ (иноск.) разными (путями) средствами достигаютъ цѣли. Ср. Вы у меня ровно восхитили… если не всю идею, то начало ея… Но вашъ планъ выше моего. «Всѣ дороги въ Римъ ведутъ… зачѣмъ же отъ своей личности отказываться?»… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Рим — столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племен этрусков древнего… …   Географическая энциклопедия

  • РИМ — столица Италии, административный центр области Лацио и Римской провинции, резиденция высшего понтифика Римско католической церкви. Известен также как вечный город , к которому ведут все дороги . Рим почти столь же древен, как и сама западная… …   Энциклопедия Кольера

  • Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рим, город — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Римские дороги — О Римской дороге см. Via Romea Аппиева дорога (Via Appia Antica) …   Википедия

  • Римская дорога — Аппиева дорога (Via Appia Antica) Содержание 1 История 1.1 Первые стратегические дороги …   Википедия

  • Аппиева дорога — Вид на Аппиеву дорогу Аппиева дорога (лат. Via Appia)  самая значимая из античных общественных …   Википедия


dic.academic.ru

Что означает выражение «все дороги ведут в Рим»? История фразеологизма

Все дороги в едут в Рим на карте

Известная нам поговорка «Все дороги ведут в Рим» сейчас воспринимается образно и означает один итог при разных решениях какой-либо задачи. Но если задаться вопросом о факте происхождения этого афоризма, о том, почему же именно в Рим, а не в какой другой город ведут дороги, выяснится следующее.

Успешные завоевания Древнего Рима III—I вв. до н. э. превратили его в могущественного и грозного правителя всего Средиземноморья. После всех Пунических и Македонских войн, после успешных завоеваний и экспансии Рима на восток и запад, остро стал вопрос об удержании всех новоприобретенных провинций. О мобильности армии в случае их неповиновения и исправном получении желаемых податей с новых территорий. Античная

история рассказывает о Риме того времени, как о главном торговом и политическом центре с развитыми морскими и сухопутными путями. Множество торговых судов с товарами и рабами прибывало в столицу. Политические деятели, зарубежные дипломаты приезжали сюда для заключения важных договоров. И значит, это неизбежно вело к появлению новых и качественных дорог. Если посмотреть на карту Рима того времени, его транспортная развязка напомнит нам вид солнца. С удивительно прямыми лучами-дорогами, сходившимися в центре города. В самом же центре находился Палатинский холм с большим форумом. Этот форум (площадь) был основой общественной и политической жизни всего города. На нем был расположен рынок, это было место народных собраний и заседаний Сената. На площади стояла колонна, называемая «Milliarium Aureum». Исследователи Древнего Рима появление ее приписывают императору Августу. По его приказу на этой колонне было отмечено расстояние от Рима до всех столиц провинций, которые в него входили. В переводе на современный язык ее можно назвать «нулевым километром» с центром в столице не только Рима, но поистине и древнего мира. Таким образом,
происхождение фразеологизма
обязано наличию всех вышеперечисленных факторов.

«Tutte к vie conducano a Roma» — говорят в Италии. Об этом нам рассказывал в своей басне «Третейский судья, брат милосердия и пустынник» французский писатель Жан Лафонтен. В сборнике стихов цитировал древних римлян итальянский писатель и поет Даль-Онгаро. Об этой поговорке напоминает Л.Н.Толстой в произведении «Война и мир». Эта поговорка давно уже вышла за рамки одной страны и стала всемирным достоянием.

Что означает?

1. Фразеологизм «перейти рубикон»?
2. Выражение «пришел, увидел, победил»?

chtooznachaet.ru

Почему все дороги ведут в Рим?: picturehistory — LiveJournal


Аппиева дорога, современное фото.

Римляне строили дороги в первую очередь в стратегических целях, чтобы можно было быстро перебрасывать войска. Первая мощёная дорога пролегла от Рима до Капуи. Строили её под руководством цензора Аппия Клавдия Цека в 312 г. до н.э. Протяжённость дороги, которую так и назвали Аппиевой, составила почти двести километров. Римский историк Диодор Сицилийский отмечал, что на обработанные камни для этого тракта ушла почти вся тогдашняя римская казна.



Устройство дороги

В дальнейшем дороги Риму также обходились весьма недёшево. Чтобы контролировать траты на их постройку, традиционно строительство каждой дороги курировал цензор. Дороги старались строить как можно более прямыми. Заранее размечались все места поворотов, на пересечениях с реками возводились мосты. Планирование дорог было серьёзным делом, перед постройкой каждого участка проводилась тщательная геодезическая съёмка. Для этого применялись специальные инструменты. Например, «грома», предшественник угломера, представлял собой крестовину с привязанными на концах грузиками на нитках. Уклон измеряли посредством «хоробата», линейки длиной около 6 метров с канавкой, в которую заливали воду. Направление определялось «диоптром» — треугольником с отвесом.


Остатки основания «Золотого мильного камня» на римском форуме.

В зависимости от топографии местности, дорогу вписывали в рельеф. Под неё выкапывалось углубление, либо же делалась насыпь. Землю для этого брали из канавок по краям будущей дороги. Слабый грунт укрепляли подпорками. В итоге, дорога должна была быть ровной и слегка приподнятой над поверхностью, чтобы с неё стекала дождевая вода. Иногда для особо важных военных дорог параллельно строили ещё один путь, для всадников. Вдоль дорог ставились специальные каменные указатели, на которых значилось расстояние до ближайшего населённого пункта. Кроме того на таком камне, высотой до 4 метров, высекали имя императора, в чьё правление он был установлен. А в 20 году до н.э. Октавиан Август установил в Риме «Золотой мильный камень». Это была позолоченная бронзовая колонна. На неё нанесли названия основных городов Римской Империи с расстояниями до них. Своего рода «нулевой километр», главная точка отсчёта для любых расстояний.


Древнеримский мавзолей в Глануме, современная Франция.

Вдоль дорог также строились склады, постоялые дворы, почтовые станции. Последние размещались через каждые 10-15 км, чтобы гонец мог на ней сменить лошадь и быстро домчать донесение до адресата. А через каждые 30-50 км располагалась большая станция, на которой можно было отдохнуть и выспаться. У такой станции были свои кузница и харчевня. Благодаря этой налаженной системе, срочные известия передавались со скоростью до 80 километров в сутки. Кроме того, рядом с дорогами часто строились храмы (например, в честь Меркурия, покровителя путешественников), мавзолеи и прочие памятные знаки, в том числе в честь побед римского оружия.


Фрагмент «Пейтингеровой скрижали» с изображениями римских дорог.

Карты дорог римляне изображали на специальных свитках — итинерариях. На них содержалась информация о длине участка дороги, расстояниях между городами, места размещения постоялых дворов, а также описания препятствий на пути. Трём римским географам: Поликлиту, Феодоту и Зенодоксу, было поручено властью соправителей Юлия Цезаря и Марка Антония составить итинерарий для всех римских дорог. Они трудились более четверти века. Результат выгравировали на каменной плите и выставили в столице возле Пантеона. Ещё более известна «Пейтингерова скрижаль», дошедшая до нас в виде копии снятой в XIII веке. Эта карта римских дорог постоянно дополнялась вплоть до V в.н.э., её полная длина — почти 7 метров. Общая протяжённость римских дорог, показанных на ней, составляет 200 тыс. км.


Малая Фламиниева дорога, между Болоньей и Ареццо, наши дни.

Поговорка «Все дороги ведут в Рим» значила очень простую вещь — по любой из римских дорог в конце концов можно было добраться до столицы римского государства. Именно дороги объединяли огромные пространства Империи, а порой и ещё только завоёвываемых римскими легионами стран. В каждой новой провинции, римляне сперва строили именно дороги, и после этого вдоль них возникали новые города и другие селения, обустраивались торговые площади, ставились укрепления для обороны от варваров. Без римских дорог не было бы и Рима — такого, каким мы его знаем.



См.также:

Пропаганда во славу Рима – огнем, мечом и зрелищем

Вандалы — кто такие?

6 поразительных античных изобретений, секрет которых был утерян на тысячелетия

Дисциплина в римской армии

Как простой солдат стал императором Рима


picturehistory.livejournal.com

Значение пословицы «Все дороги ведут в Рим»:

«Все дороги ведут в Рим» – всякий хоть раз да слышал эту поговорку, однако далеко не все знают её происхождение, и понимают её также часто по-разному: от указаний на какой-либо общеизвестный факт до успокаивающих заверений в том, что человек не заблудится в незнакомой местности.

О значении пословицы «Все дороги ведут в Рим» + латинская версия фразы

На самом деле, первоначально это выражение возникло как довольно сухая констатация того факта, что действительно все дороги, строившиеся в Древнем Риме, вели к его столице, а точнее, к «foro romano» — римскому Форуму, рыночной площади города, и звучало оно на латыни как «Omnes viae Romam ducunt».

Однако художественное слово все же имеет большую силу убеждения, чем голая статистика, и эта фраза стала действительно крылатой, когда ее употребил в своей басне «Третейский судья, брат милосердия и пустынник» (1694 г.) знаменитый Жан Лафонтен, французский поэт и баснописец, вложив в нее смысл «к одной цели можно прийти разными путями» («Tous chemins vont à Rome», в переводе Н. Юрьева на русский язык она прозвучала как «Все пути приводят в Рим»).

Как звучит выражение на разных языках мира

Популярность этого выражения настолько велика, что оно есть почти во всех европейских языках:

  • Tutte le strande partono da Roma (ит.)
  • Todos los caminos llevan a Roma (исп.)
  • All roads lead to Rome (англ.)
  • Alla vägar bär till Rom (швед.)
  • Viele Wege führen nach Rom (нем.)

Любопытно, что даже в такой обособленной области, как эзотерика, можно встретить слова про Рим и дороги. Один из рунических ставов (сложная упорядоченная комбинации более, чем пяти рун) носит именно такое название, применяется для вызова конкретного человека и считается одним из самых действенных.

Фраза, возникшая в глубокой древности, является общеупотребимой и в наше время. В 2005 году наш соотечественник Роман Буревой написал книгу под таким заглавием, а в 2015 на мировые экраны вышел фильм с многонациональным актерским и режиссерским составом (Италия, Испания, США, Великобритания, Швеция) — «Все дороги ведут в Рим».

Загрузка…

frazy.su

Почему все дороги ведут в Рим (3 фото)

Мы все знаем фразу «Все дороги ведут в Рим». Сегодня это общеизвестно и стало означать что-то вроде «есть более чем один способ достичь одной и той же цели». Но все ли дороги когда-либо действительно вели к вечному городу?

Сила дорог

Была тесная связь между дорогами и имперской властью. В 27 г. до н.э. император Август руководил восстановлением Вия Фламиниа, основного маршрута, ведущего на север из Рима на побережье Адриатического моря и порт Римини. Восстановление дорог Италии было ключевой частью программы реконструкции Августа после того, как гражданские войны разорили полуостров в течение десятилетий. Арка, установленная на Вия Фламиниа, говорит нам, что она и большинство других часто используемых дорог в Италии были восстановлены «за свой счет».

Самая значимая из античных общественных дорог Рима — Аппиева дорога.

А дорожное покрытие действительно было дорогостоящим. Оно не было распространено в республике, за исключением участков, расположенных близко к городам. Август и его преемники уделили внимание дорожной сети, поскольку дороги означали торговлю, а торговля означала деньги.

В 20 году до н.э. сенат присвоил Августу особую должность дорожного куратора в Италии, и он воздвиг Миллиарий Ореум , или «золотую веху», в городе Риме. Расположенный у подножия храма Сатурна на Римском форуме, он был покрыт позолоченной бронзой.

Согласно древнему биографу Плутарху, эта веха была тем, где «все дороги, которые пересекают Италию, заканчиваются». Никто не знает, что на нем было написано, но, вероятно, по указанию Августа восстановлены названия основных дорог.

Рим — центр мира

Август стремился укрепить представление о том, что Рим был не только центром Италии, но и всего мира. Как писал Августан поэт Овидий в своей Фасти (стихотворение о римском календаре):

«Существует определенный предел территории других народов, но территория города Рима и мира — это одно и то же».

Правый человек Августа, Агриппа, показал на своем портике в Риме карту мира, в которой содержались списки расстояний и измерений областей, вероятно, составленные по римским дорогам.

Строительство дорог в Древнем Риме.

Римская сеть дорог объединила империю. Сенаторы начали устанавливать вехи, перечисляя расстояния в середине третьего века до нашей эры, но с первого века нашей эры императоры взяли на себя ответственность за все дорожное строительство, даже если это было сделано их губернаторами.

Более 7000 вех выживают сегодня. В центральной Италии вехи обычно давали расстояния до самого Рима, но на севере и юге другие города служили узлом в их регионах.

Август также создал cursus publicus, систему гостиниц и промежуточных станций вдоль основных дорог, обеспечивающих жильем и свежими лошадьми людей, занимающихся имперским бизнесом. Эта система была открыта только для тех, кто получил специальное разрешение. Даже высокопоставленным лицам не разрешалось злоупотреблять системой, поскольку императоры расправлялись с теми, кто превышал свои командировочные.

Связь между империей и дорогами означала, что когда Константин основал свой собственный «новый Рим» в Константинополе в четвертом веке нашей эры, он построил арку под названием Милион в ее центре, чтобы служить эквивалентом Золотого Веха.

Многие римские маршруты сохранились, потому что они были скопированы в средневековый период. Это рекордные расстояния между городами и регионами вдоль римской дорожной сети. «Маршрут Антонина», составленный в третьем веке нашей эры, даже содержит полезные ярлыки для путешественников. Эти типы документов были уникально римскими — их греческие предшественники не составляли такие маршруты, предпочитая публиковать письменные отчеты о морских путешествиях.

Римская дорожная сеть вызвала развитие новых географических концепций власти. Это нигде более не распространено, чем на Таблице Пейтингера, средневековом представлении позднеримской карты. Он позиционирует Рим в самом центре известного мира.

Пословица «Все дороги ведут в рим»

С древности фраза «все дороги ведут в Рим» приобрела общеизвестный смысл. Книга притч, составленная французским богословом Аланом де Лиллем в 12 веке, является ранним примером. Де Лилль пишет, что есть много способов достичь Господа для тех, кто искренне желает этого:

«Тысячи дорог ведут людей на протяжении веков в Рим, тех, кто хочет искать Господа всем своим сердцем».

Английский поэт Джеффри Чосер использовал эту фразу аналогичным образом в 14-м веке в своем «Трактате об астролябии» (инструмент, используемый для измерения наклонного положения):

«Прямо как разнообразные пути привели разнообразных людей на правильный путь в Рим».

В обоих этих примерах, хотя и используется древняя идея Рима как координационного центра, сам физический город выписан из смысла. Ни де Лилль, ни Чосер на самом деле не говорят о Риме — наше современное выражение «есть больше, чем один способ убить кошку» будет работать так же хорошо.

 

nlo-mir.ru

Римские дороги — Википедия

О Римской дороге см. Via Romea
Основные дороги Римской империи, около 125 года н. э.

Римские дороги (лат. viae — дороги; ед. ч. via) — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров.

Чаще всего это были относительно прямые дороги между важными населёнными пунктами, что давало возможность быстро переместиться в необходимое место. Римские дороги связали между собой многие города в Италии, затем начали появляться и на других территориях Римской империи между значимыми политическими и экономическими центрами.

Изначально дороги строились в военных целях (viae militares), но затем стали играть значительную роль в экономическом развитии империи. Возможно, в конечном счёте развитая сеть дорог только упростила завоевание римских территорий варварами. После падения Римской империи дорогами продолжали пользоваться по меньшей мере около тысячелетия, а в некоторых случаях и до сих пор, хотя теперь они уже покрыты асфальтом.

Первые стратегические дороги[править | править код]

Уже в середине V века до н. э. существовали правовые нормы, связанные со строительством и обслуживанием дорог. В Законах XII таблиц устанавливалось, что ширина дороги на прямом участке должна быть 2,45 м (8 футов), на поворотах — 4,9 м (16 футов)[1]. Собственники придорожных участков должны были огораживать дорогу, если не мостили камнем, а иначе путешественники могли ездить всюду, где пожелают[2].

В 390 г. до н. э. в результате набега галлов в главе с Бренном Рим был разграблен. Только вовремя подоспевший римский полководец Марк Фурий Камилл спас римлян от капитуляции. Дороги позволили увеличить скорость передвижения как войск, так и торговых караванов.

Первая мощёная дорога была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей: она получила название по имени своего создателя Via Appia (Аппиева дорога). В конце существования Римской республики территория Апеннинского полуострова покрылась сетью подобных дорог. Каждая из них носила имя цензора, которым была построена. Также дорога могла получать название по направлению или по области, через которую проходила. Иногда дороги переименовывались после того, как другой римский деятель ремонтировал её. Дороги мостились только на территории городов или на подступах к ним (за исключением полностью вымощенной Via Appia), а в основном покрывались песком, щебнем и гравием из открытых карьеров поблизости.

Расцвет римских дорог[править | править код]

По мере расширения Империи Рим стал строить подобные дороги и на завоёванных территориях. Во время расцвета Империи общая протяжённость римских дорог составляла, по разным оценкам историков, от 80 до 300 тыс. км[3]. Купцы быстро проявили интерес к этим путям. В отличие от других средиземноморских государств, которые вели в основном морскую и речную торговлю, римляне начали развивать и сухопутные торговые маршруты. Это позволило им торговать с жителями Европы, Азии и Африки, что ознаменовало экономическую экспансию империи. С развитием торговли возникла специализация в римских колониях на производстве тех или иных видов товаров (вина и масла производились на территории Иберии, злаки в Нумидии, керамические изделия и мясные продукты (копчения, соленья) — в Галлии).

Падение Империи[править | править код]

С III века римские территории подвергаются набегам варваров, пришедших в движение в результате Великого переселения народов. Остготы, вестготы, гунны и прочие племена получили доступ к римским дорогам. По иронии судьбы, это облегчило продвижение их вглубь империи, как в своё время помогло римлянам завоевать и удержать соседние земли.

Современная реконструкция громы

Планировка дороги[править | править код]

После решения о строительстве дороги, римские землемеры (лат. mensor) начинали заниматься разметкой будущих маршрутов. Во время работы они использовали следующие приборы:

  • Грома (предок современного угломера) — использовалась для начертания прямых углов. Состоял из крестовины, на четырёх концах которых привязывались нитки со свинцовыми грузиками. Этот инструмент позволял проводить перпендикулярные прямые.
  • Хоробат — длинная негнущаяся линейка (около 6 м) на специальных подставках. В верхней части линейки была вырезана канавка, в которую заливалась вода. Инструмент использовался для определения уклона в местностях с неровным рельефом.
  • Диоптр — треугольный инструмент, к которому подвешивалась нитка со свинцовым грузиком. Использовался для установки направления на объект.

В целом римские дороги характерны тем, что строились в прямом направлении на максимально возможную длину. Они редко проходили по болотистым местностям или в непосредственной близости от рек. Когда водные преграды приходилось пересекать, строители старались подвести дорогу к броду, или же перекидывали деревянные или каменные мосты, некоторые из которых сохранились до сих пор. В пересечённой местности на дорогах уменьшали уклон для безопасности и удобства передвижения путешественников. Иногда дороги прокладывались по линии равных высот, а потом резко понижались и вновь шли горизонтально. На поворотах дороги становились значительно шире, чтобы едущие навстречу друг другу повозки могли разминуться, не сцепившись между собой колесами или передком.

После выполнения всех необходимых геодезических измерений и расчётов землемеры с помощью специальных вех начинали размечать будущую дорогу. Вырубался весь кустарник и другая поросль, которая мешала строительству дороги.

Дорогу проектировали инженеры, строили бесчисленные рабы, плиты вырубали каменотесы.

Строительство дороги[править | править код]

Обычно дорога строилась одновременно на отдельных участках, отдалённых друг от друга. Этим объясняется небольшие изменения направления, которые археологи обнаруживают при изучении древних дорог. Дороги часто строили солдаты, особенно в мирное время, поэтому отдельные участки дорог нередко находились рядом с военными лагерями. Другие отрезки строили рабы, поселенцы, жившие недалеко от дороги, или пленные. Несмотря на распространённое мнение, римские дороги не строились по стандартному плану: чаще всего дорога состояла из множества участков разного качества, при эксплуатации они поддерживались в лучшем или худшем состоянии в зависимости от того, где именно проходили.

Методы строительства зависели от местных топографических условий:

  • На ровной местности выкапывалось небольшое углубление (после укладки всех слоёв дорога все равно возвышалась над почвой).
  • На рельефной местности уровень дороги повышался за счёт рытья небольших канав по сторонам от дороги, там бралась земля для насыпи. Строители старались либо срыть возвышения, либо, наоборот, «приподнять» дорогу.
  • В местах, где грунт оседал, дороги оборудовались специальными подпорками.

После того как заканчивались земляные работы, строители начинали слоями укладывать различные материалы, которые возможно было добыть в окрестностях.

  • Statumen (с лат. — «подпора, устой») — основа дороги, которая формировалась из больших необработанных каменных блоков. Они служили фундаментом дороги, также через щели между плитами осуществлялся дренаж.
  • Rudus (с лат. — «обломки камней, щебень») или nucleus (с лат. — «ядро, твердая сердцевина») — слой песка или тонкий слой гравия, который клался на statumen для того, чтобы выровнять поверхность.
  • Summum dorsum (досл. лат. верхняя поверхность) — верхний слой из мелкого песка, гравия, извести или земли. Этот слой должен был быть одновременно мягким и прочным.

Римские дороги редко мостились, за исключением тех участков, которые находились около городов.

Построенная дорога имела несколько выгнутую поверхность, что позволяло дождевой воде стекать в дренажные канавы, вырытые вдоль дороги. Иногда канавы углублялись в процессе ремонта, так как оттуда бралась земля для возведения насыпей. Преимущественно дорогами пользовались войска, поэтому иногда параллельно пролегал ещё один путь для пешеходов и всадников.

Основным источником для классификации дорог служат произведения римского землемера Сикула Флакка (лат. Siculus Flaccus, I в. н. э.) и юриста Домиция Ульпиана[4]. Согласно последнему, имеются три типа дорог:

  1. Viae publicae, consulares, praetoriae или militares
  2. Viae privatae, rusticae, glareae или agrariae
  3. Viae vicinales

Viae publicae[править | править код]

Viae publicae (рус. общественные дороги) — это основные дороги Римской империи, соединявшие между собой наиболее крупные города. Эти дороги также именовались viae praetoriae (с лат. — «преторианские дороги»), viae militares (с лат. — «военные дороги») или viae consulares (с лат. — «консульские дороги»).

Общественные дороги строились на земле, принадлежавшей государству и на государственные деньги. Однако часто налогами на строительство таких дорог облагались города, к которым эти дороги вели, или крупные собственники, через чьи земли эти дороги прокладывались. Чаще всего они назывались по имени того человека, кто предложил построить данную дорогу (примеры: Via Agrippa (Агриппиева дорога) — по имени Марка Випсания Агриппы, Via Domitia (Домициева дорога) — по имени консула 122 года до н. э. Гнея Домиция Агенобарба).

Управление этой дорогой затем препоручалось государственному чиновнику — curator viarum (с лат. — «дорожный смотритель»). Он отдавал приказы по поводу любых работ, связанных с дорогой, в том числе следил за её состоянием и в случае необходимости ремонтировал.

Средняя ширина viae publicae составляла от 6 до 12 м.

Viae vicinales[править | править код]

Viae vicinales (с лат. — «проселочные дороги») — эти дороги ответвлялись от viae publicae и соединяли между собой vici (с лат. — «деревни, поселки») в одной области. Они составляли основное число дорог древней транспортной сети.

Средняя ширина viae vicinales составляла около 4 м.

Viae privatae[править | править код]

Viae privatae (с лат. — «частные дороги») соединяли крупные владения, villae (с лат. — «вилла, поместье»), с viae vicinales и viae publicae. Они находились в частной собственности и полностью финансировались владельцами. Чаще всего они начинались у границ поместий.

Средняя ширина viae privatae составляла от 2,5 до 4 м.

Римское право запрещало передвигаться в пределах города на каких-либо транспортных средствах за исключением особо оговоренных случаев. Замужние женщины и правительственные чиновники могли ездить верхом или на носилках. По законам Юлия (Lex Iulia) торговые подводы должны были передвигаться по городам внутри городских стен и на расстоянии мили от них только ночью. За пределами городов римляне могли передвигаться на любом транспорте.

Римские повозки можно условно поделить на три типа: колесница, коляска и телега. В колесницах ездили 1-2 человека, в колясках — целая компания, а на телегах перевозился различный груз.

Среди колесниц наибольшей популярностью пользовались carrus. Верхняя часть такой повозки была открыта, а передняя закрыта. В ней обычно ехали возница и пассажир. Колесница, в которую запрягались две лошади, называлась biga (бига), три лошади — triga (трига), четыре лошади — quadriga (квадрига). Колесный бандаж делался из железа. Когда колесницы не использовались, колеса с них снимались для лучшей сохранности.

Более роскошный вариант колесницы — это carpentum (с лат. — «двухколесная повозка, двуколка»). На них ездили женщины и чиновники. Верхняя часть колесниц обивалась тканью, а тянули повозку мулы. Ещё один вариант — cisium (с лат. — «легкая двухколёсная коляска»), похожая на кабриолет[5]. Она была открыта сверху и спереди, в ней имелось сидение для двух человек, для багажа в такой коляске место было очень мало. Такую повозку везли одна или две лошади или мула. Она использовалась в качестве наёмного экипажа, управлял ей возницей, который назывался cisiani, а пассажир именовался cisarius.

Самой большой популярностью пользовались четырёхколёсные коляски — raeda или reda[6]. Высокие стенки образовывали нечто вроде коробки, внутри которой располагались сидения. Обычно в такой повозке ездили несколько человек с багажом, общий вес которых не должен был превышать 450 кг. Тянули повозки лошади, мулы или рогатый скот. В случае изменения погоды, над коляской можно было поднять тент из ткани, тогда коляска становилась похожей на вагончик. Raeda, скорее всего, были основным транспортом на римских дорогах. Наемные повозки назывались raedae meritoriae, правительственные — fiscalis raeda. Возница и пассажир назывались одинаково — raedarius.

Среди телег в основном выделяются plaustrum или plostrum, предназначенные для перевоза товаров, например, бочек с вином[5]. Они представляли собой обычные платформы на больших и крепких колесах. Иногда телеги имели борта. Также существовали двухколёсные варианты, которые назывались plaustrum maius.

Римляне, не владевшие собственным транспортом, могли снять повозки или колесницы у iumentarii и cisiarii, располагавшихся часто у ворот города.

Работа землемеров не выходила за пределы геодезических измерений и расчётов и расстановки вех вдоль маршрута будущей дороги. Но так как постепенно накапливалось множество данных (расстояния между городами, препятствия на пути, расположение мостов и бродов и тому подобное), начали появляться люди, которые занимались составлением карт.

Римские картографы составляли карты на свитках стандартного размера. На них изображалась местность в несколько искажённом виде, так как законы перспективы и масштабирование тогда не применялись. Однако римский путешественник мог найти на такой карте множество полезной информации о разных дорожных участках и остановках на пути, о длине отдельных отрезков, о препятствиях или примечательных местах (главных городах, храмах). Эти карты давали всю ту информацию, которая была необходима древним путешественникам.

Жители империи не пользовались в дороге картами, которые хранились в основном в библиотеках и не имели широкого хождения. Однако перед поездкой путешественник часто нуждался в дополнительной информации — как добраться до пункта назначения, сколько времени это займёт и тому подобное. В этом случае на помощь приходили итинерарии. Изначально это был просто список городов по пути следования. Но постепенно эти справочники усложнились — в них начали рисовать схематичные карты дорог и их ответвлений, но в карты они так и не превратились, так как на них не показывался ландшафт.

Римское правительство время от времени принимало решение распространить подобные итинерарии среди населения. Первая такая попытка из известных была предпринята Юлием Цезарем и Марком Антонием в 44 г до н. э. Трем греческим географам Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту было поручено составить такой итинерарий. Выполнение задачи заняло более 25 лет. В результате этой работы около Пантеона была установлена каменная плита, на который выгравировали этот итинерарий. Все желающие могли подойти к нему и сделать с него копию.

Итинерарий Антонина[править | править код]

Итинерарий Антонина Августа (лат. Itinerarium Antonini Augusti) представляет собой книгу-указатель, в которой перечисляются все дорожные переходы и расстояния каждой из существовавших на тот момент римских дорог. Он был составлен во время правления Каракаллы, затем, видимо, переделан в период Тетрархии в конце III в. Скорее всего, указатель был выполнен на основе какой-либо настенной карты.

В соответствии с итинерарием Антонина длина римских дорог составляла около 85 тыс. км и соединяла между собой 372 населённых пункта.

Пейтингерова таблица[править | править код]

Самый знаменитый документ, который дошёл до наших дней — это Пейтингерова таблица (лат. Tabula Peutingeriana). Сохранившаяся карта, или вернее схема — копия, сделанная эльзасским монахом в XIII веке с документа, оригинал которого восходит к началу III века, но имеет наслоения и более поздних времён. Предположительно Пейтингерова таблица может восходить к карте Агриппы, составленной для его зятя императора Октавиана Августа. В XVI веке карта принадлежала гуманисту Конраду Пейтингеру, а сейчас хранится в библиотеке Вены в Австрии. Свиток-рулон состоит из 11 листов, общая длина которого составляет 6,8 м, а ширина — 0,34 м. На карте в виде перечня племён и народов вдоль торговых маршрутов изображён весь известный римлянам мир — от Англии до Африки и от Атлантического океана до Индии.

Другие источники[править | править код]

В 1852 году на дне озера Браччано, недалеко от Рима, были найдены старинные серебряные кубки. На ножках «кубков Викарелло», получивших своё название по тому месту, где были обнаружены, выгравированы названия станций, где менялись лошади, и указаны расстояния между ними на дороге, ведущей из Рима в Кадис.

Существовали и другие итинерарии помимо книги Антонина. Например, итинерарии, описывающие паломничество в Иерусалим Евсевия Кесарийского, Евсевия Никомедийского или Феогнида Никейского. Неизвестный паломник, написавший Бордоский итинерарий в 333 году, также описывает какой дорогой следовать, чтобы добраться до Святой земли. Итинерарий Александра (англ. Itinerarium Alexandri) представляет собой список завоеваний Александра Великого.

Строительство римских дорог не заканчивалось прокладкой собственно дороги. Для удобства путешественников на пути устанавливались дорожные указатели, строились мосты через водные преграды и т. п.

Мильные камни[править | править код]

Для того чтобы ориентироваться на местности, римские инженеры через определенные промежутки воздвигали на обочинах viae publicae и vicinales мильные камни (miliarium). Они представляли собой цилиндрические колонны высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см. Колонны стояли на кубических основах, углубленных в землю примерно на 60-80 см. Весили мильные камни более 2 тонн. Эти столбы, в отличие от современных дорожных указателей, не ставились через каждую милю. На них указывалось расстояние до ближайшего населенного пункта.

На верхней части каждого мильного камня (так как путешественники чаще всего ехали верхом на лошадях или сидели в повозках, то им все было хорошо видно) находились надписи: имя императора, по указу которого строилась или ремонтировалась дорога, его титулы, несколько слов о возникновении камня (был ли он поставлен здесь после строительства или ремонта дороги) и расстояние от данной точки до ближайшего населенного пункта, большого дорожного перекрестка или границы. Расстояния римляне исчисляли в милях. Римская миля (лат. milia passuum) равнялась 1000 двойных шагов и составляла примерно 1,48 км. На некоторых дорогах такие указатели ставились позже, чем строилась сама дорога (например, на Домициевой дороге), поэтому и расстояния указывались уже в других единицах.

В 20 году до н. э. Октавиан Август стал уполномоченным по делам римских дорог. Он установил на Римском форуме недалеко от храма Сатурна Золотой миллиарий. Предполагалось, что все дороги начинались от этого позолоченного бронзового монумента. На нём были перечислены крупнейшие города империи и расстояние до них.[7][8][9]

Преодоление естественных преград[править | править код]

Римские инженеры старались как можно меньше строить объездные пути, поэтому им пришлось позаботиться о том, чтобы путешественники могли без особых для себя неудобств преодолевать различные водные преграды.

Броды[править | править код]

Часто возможно было перейти реки или ручьи через брод. Поэтому здесь дороги обычно мостились щебнем или облицовывались известью, а края дороги подпирались деревянными брусьями. Однако археологи находили и другие броды, которые пересекали важные дороги. Здесь брод заваливался большими каменными глыбами, сооружалась подпорная стенка, канал для отвода воды, а дорога мостилась. Такие переходы через брод часто превращались позже в небольшие деревянные или каменные мосты.

Мосты[править | править код]
  • Каменные мосты

Римляне строили мосты над не очень широкими реками. Они позволяли обеспечить движение в любом направлении даже во время паводков. Многие такие сооружения дошли до наших дней, а некоторые из них используются до сих пор. Иногда мосты разрушали, но старые опоры использовали для строительства новых. Часто около мостов находились населенные пункты. В зависимости от ширины реки мост мог иметь одну арку или несколько. В последнем случае на каждой опоре моста делался выступ со стороны верхнего течения. Благодаря им во время паводков у опор не скапливались предметы, которые несло по течению, а мост предохранялся от разрушения и опасности быть смытым под грузом накопившихся обломков.

  • Деревянные мосты

Иногда мосты целиком строились из дерева, а стояли на сваях.

  • Мосты смешанного типа

Или же для большей прочности опоры моста строились из камня, а несущая конструкция помоста — из дерева. Одним из примеров такого типа конструкции является римский мост в Трире, где опоры были сложены из камня, а настил — из дерева. Сегодня там сохранились только римские каменные опоры, верхняя же часть была построена из тесаного камня уже позже.

  • Понтонные мосты

Понтонные или наплавные мосты строились для преодоления широких рек. У берегов сооружалось как бы начало обычного моста, а затем уже между этими опорами прикреплялся понтонный мост. Такая система обеспечивала устойчивость моста.

Паромы[править | править код]

Широкое распространение получила и система платных паромов, которые перевозили путешественников и торговцев с берега на берег.

Тоннели[править | править код]

В горных районах строителям было гораздо сложнее вести дорогу прямо, поэтому в некоторых случаях они прорубали в скалах тоннели, через которые дорога беспрепятственно продолжала свой путь. Чаще всего эти тоннели имели совсем небольшой размер. В целях безопасности со стороны обрыва дороги мостились, чтобы не случился оползень, а с помощью подпорных стенок старались сделать дорогу максимально широкой.

На больших или важных дорогах строили и большие тоннели, длина которых могла насчитывать от нескольких сотен метров до километра.

Войскам не требовались специальные места отдыха по пути следования, так как все необходимые вещи они несли с собой, а в случае привала разбивали военный лагерь. Для большего удобства других путешественников, римские строители ставили вдоль дороги станции, которые получили название mutationes и mansiones. Для удостоверения личности путники должны были иметь с собой паспорт.

Почтовые станции, постоялые дворы и склады[править | править код]

Mutatio (с лат. — «место смены лошадей, почтовая станция») — станции, которые располагались вдоль дороги через каждые 10-15 км и предназначались для недолгой остановки путешественников и смены лошадей.

На каждые три почтовые станции приходилось по одному mansio (с лат. — «место отдыха, привал, ночлег, остановка»). Они были удалены друг от друга на расстояние от 25 до 50 км. Чтобы их было легче отличить от обычных почтовых станций, здания mansio красились в красный цвет (в Италии до сих пор дома путевых обходчиков красят в красный). В постоялом дворе делами заправлял caupo (с лат. — «кабатчик, трактирщик»). Эти остановки были хорошо оборудованы и здесь путники могли провести ночь, поесть, поставить лошадей в конюшню — stabulum, воспользоваться услугами кузнеца или тележника. Иногда вокруг таких станций впоследствии разрастался целый город (например, Рейнцаберн в Германии или Саверн в Эльзасе).

До наших дней дошло много источников, описывающих постоялые дворы. Эти tabernae (с лат. — «харчевня») часто имели очень плохую репутацию, поэтому путешественники предпочитали разбивать лагерь недалеко от них, либо жить в deversorium (с лат. — «постоялый двор, гостиница»), предназначенных для состоятельных людей, или же, пользуясь законами гостеприимства (hospitium), селиться у местных жителей, к которым они имели рекомендательные письма.

Кроме постоялых дворов на дорогах стояли horrea (с лат. — «амбар, житница, склад»), которые находились в ведении службы cura annonae (попечение о снабжении продовольствием столицы Империи; лат. annonae curam agere — заботиться о продовольствии).

Курьерская служба и охрана[править | править код]

Cursus publicus (государственная почтовая служба Римской империи) активно пользовалась римскими дорогами. Курьеры быстро доставляли сообщения и новости во все уголки Империи. Почтовая служба была так хорошо налажена, что при благоприятных условиях курьеры на повозках могли в день проехать около 75 км (для сравнения почтовые службы в середине XVI века обычно могли в день преодолеть не более 45 км).

Курьеры в основном ездили на cisium с установленными на них коробами. Если послание было срочным, то верхом на лошадях. Курьеры носили характерные кожаные головные уборы, которые назывались petanus. Почтовая служба была довольно опасным занятием, так как курьеры часто являлись целью для разбойников и врагов империи. Частную переписку состоятельных людей перевозили рабы tabellarii (с лат. — «посланец, гонец»).

Так как быстро стало ясно, что передвижение по дорогам не так безопасно, как хотелось бы, то вдоль путей начали строить оборонительные сооружения и ставить военные лагеря. Они следили за порядком на

ru.wikipedia.org

Почему все дороги ведут в Рим

Все дороги ведут в Рим. И этому, конечно,  есть историческое объяснение. Но мы в редакции Интересно знать решили проиллюстрировать этот факт несколько иначе, то есть собрать главные достопримечательности столицы, к которым сегодня ведут не столько дороги, сколько желание воочию увидеть вечность.

Римский форум

Римский форум в прежние времена с фантастической притягательностью манил торговцев со всех уголков мира. Сегодня сюда ежедневно стекаются тысячи туристов и путешественников, для которых Римский форум — это в первую очередь языческие храмы, арки и базилике.

 

Императорские форумы. Рынок Траяна

Пятиэтажный торговый комплекс был построен в 100—112 годах и вмещал в себя лавки, закусочные, таверны. Это было одно из самых популярных мест в столице Империи. Здесь бывали даже бездомные и нищие, которым внутри рынка предлагалась бесплатная еда и кое-какие вещи. Сейчас мимо Императорских форумов ежечасно проходят десятки тысяч людей, но вот заглянуть внутрь, возможности, увы, нет.

 

 

Колизей

…или амфитеатр Флавиев. Самое грандиозное сооружение античного мира стоит без малого две тысячи лет. Колизей сейчас, как и в период расцвета Империи, является главным символом Рима и одним из самых посещаемых мест (ныне достопримечательностей) мира.

 

Пантеон

Языческий храм, посвященный всем богам с уникальным световым отверстием в куполе. Проникающий в храм световой столб не рассеивается и не «уходит» в пространство. В 609 году он был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников.

 

Замок Святого Ангела

Печальный замок с печальной судьбой крепости, павшей от рук варваров. Ватикан постепенно превратил замок в символ безграничной и непоколебимой мощи Святого Престола. «Святой Ангел» стал неотъемлемым атрибутом папской власти и одной из самых строгих тюрем в Риме.

 

Площадь Навона

Или итальянское Piazza Navona — вытянутая в прямоугольник площадь с двумя небольшими церквями  св. Агнессы и Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре.

 

Фонтан Треви

Самый знаменитый и самый чувственный фонтан Рима. Для режиссеров он стал новым Римским форумом, для влюбленных — местом встречи, для туристов — поводом когда-нибудь снова вернуться в Рим.

 

Пьяцца дель Пополо

Площадь, от которой лучами расходятся улицы  Корсо, Бабуино и Рипетта. Над каждой из этих улиц возвышаются очень схожие по своему облику церкви.

 

Витториано

Витториано — это дань уважения  Виктору Эммануилу II — первому королю объединенной Италии. Он включает в себя два музея и небольшую площадь.

Ерицян Мэри

interesnoznat.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *