Почему иллюминаторы в самолете круглые: ✈ Почему иллюминаторы в самолете круглые

Содержание

Окошко в самолете как называется. Почему окна самолета круглые? Иллюминаторы в самолетах

Окошки круглой формы для обеспечения доступа света, вмонтированные в борта самолетов и кораблей – привычное зрелище. Трудно представить, что они не всегда имели такие очертания. Так почему иллюминаторы именно круглые? Этому есть ряд объяснений.

Иллюминаторы в кораблях

Вмонтированные в борт корпусов кораблей окошки не всегда имели круглую форму. На исторических фотографиях можно увидеть судна с квадратными и прямоугольными окнами, внешне напоминающими привычные форточки.

Более привычная для нас более круглая форма обусловлена более высокими прочностными параметрами. Округлость дает возможность равномерно распределить нагрузку, создаваемую разностью давления и температур. Это «сводит на нет» риск возникновения трещин и, как следствие, разрыва корпуса судна. По этой же причине закругленными делают все несущие детали корпусов суден, а также двери и люки.

Вторая причина повсеместного применения окошек именно круглой формы – простота изготовления.

Раньше рамы иллюминаторов производили из вылитых из латуни заготовок с последующей обработкой на токарных станках. Круглые детали было намного проще делать. К тому же при монтаже их проще было уплотнять, защищая от протеканий.

Современные круглые иллюминаторы на кораблях полностью водонепроницаемы. В качестве дополнительной защиты при сильной непогоде или волнении водной стихии иллюминаторы оснащаются выполненными из металла штормовыми крышками либо же съемными щитками.

Иллюминаторы в самолетах

Еще до середины прошлого века на пассажирских самолетах устанавливали квадратные окошки. Такие самолеты как «Каравелла» и вовсе имели треугольные окошки.

Переломным моментом стала трагедия, произошедшая в 1953 году. В те годы активно развивалось реактивное авиастроение. Одним из первых на мировой рынок вышел сверхзвуковой лайнер под названием «Комета». По техническим характеристикам в те времена ему не было равных. Но современникам сверхзвуковой лайнер запомнился по той причине, что в момент взлета разбился. Погибло 56 пассажиров. В течение последующего года произошло еще две аналогичные катастрофы. «De Havilland Comed» убрали с рейсов, сняли с производства и стали выяснять причины аварий.

Как выяснилось позже, ключевой причиной трагедий стала разгерметизация корпуса самолета вследствие появившихся по углам окошек микротрещин. Для понимания в момент набора самолетом высоты произошел стремительный перепад внешнего давления при том, что давление внутри самолета сохранялось более стабильным. Разница давления и спровоцировала расширение корпуса. Как следствие: в материале корпуса создалось напряжение, он стал постепенно видоизменять свою форму. Квадратное окно выступало своего рода препятствием при распределении напряжения, вынуждая его менять свое направление и вызывая тем самым увеличение давления. Пиковые точки напряжения образовались по углам квадратных окошек, спровоцировав образование трещин в этих местах.

После этого иллюминаторы в самолете делают исключительно круглой или овальной формы. В них давление распределяется по всей кривой, минимизируя риск деформации.

По сути иллюминаторы современных пассажирских самолетов, таких как широкофюзеляжный двухдвигательный боинг «Дримлайнер» скорее имеют не круглую форму, а прямоугольную со скошенными и закругленными углами. Такое инженерное решение позволяет «обойти» места концентрации усталостных напряжений.

Примечательно, что согласно инструкции шторки иллюминаторов в момент взлета или посадки самолета должны оставаться открытыми. Такая предосторожность позволяет решить сразу две задачи: дает возможность пассажирам легче и быстрее адаптироваться к естественному свету за бортом, а членам экипажа в любой момент при беглом взгляде визуально оценивать состояние самолета и в случае необходимости вовремя предпринимать соответствующие меры.

К тому же полимерные шторки должны быть задвинуты и по той причине, чтобы при возникновении аварийных ситуации в момент механического повреждения не поранить находящихся рядом пассажиров.

Сегодня необходимость использования шторок на окна практически «сошла на нет», поскольку круглые иллюминаторы в самолетах производят автоматически затемняемыми. Степень затемнения окошек устанавливает экипаж. В случае необходимости затемнения на 99% можно запрограммировать всего за пару минут как все иллюминаторы одновременно, так и выборочно отдельные окошки в салоне.

16.08.2018 , 09:39 58719

Однажды я путешествовал с приятелем, он летел впервые на самолете. Во время посадки нас попросили . Приятель нервно посмеялся, добавив: «Ладно, хоть только шторки. Пилоты еще и форточки распахивают, курят небось. Как только выпасть не боятся?». И тут я вспомнил, проходя на посадку в самолет у пилотов, действительно, были открыты боковые окна. Зачем же пилотам нужны открывающиеся окна?

На самом деле боковые открывающие окна нужны не для курения и не для эффектных селфи, и даже вовсе не для проветривания во время полета. Во время полета на высоте 9-12 км температура воздуха за бортом опускается до −50 градусов.

Во-вторых, там мало кислорода, при открытии окна человек просто бы отключился от его нехватки. В-третьих, большое давление и сильный напор воздуха не позволил бы высунуться из окна и сделать селфи во время полета, к тому же мгновенно произошла разгерметизация салона.

Для чего же на самом деле окно?

Открывающее окно в кабине самолета — это аварийный выход. Дело в том, что дверь, разделяющая кабину пилотов от основного пассажирского самолета — бронированная и она защищена кодовым замком. В случае аварийной посадки не исключено ее заклинивание. Хотя на этот случай , но может случится так, что времени на вскрытие двери не остается, проще открыть окно и выбраться через него. Также, в случае захвата самолета террористами, пилоты, в крайнем случае, смогут покинуть самолет, минуя пассажирский салон. В случае захвата, через окно могут и проникнуть сотрудники спецслужбы, пробраться через кабину пилотов в пассажирский салон для обезвреживания захватчиков.

К счастью, на практике окнами по назначению пользуются крайне редко. Иногда это открывающее окно используют чтобы просто помыть лобовые окна…

Кандидат в президенты США от Республиканской партии Митт Ромни в 2012 году на встрече с потенциальными спонсорами возмутился тем, что пассажиры не могут открыть «окна» в самолете.

Самолет, в котором летела жена кандидата в президенты Ромни, приземлился после того, как в салоне возникло задымление. Огня не было (все делается из негорючих материалов), но, конечно, самолет быстро посадили. Комментируя происшествие, республиканец заявил:

«Если в самолете пожар, и вам некуда идти,… вы не можете дышать, ведь воздух извне не может попасть в салон, так как иллюминаторы не открываются. Я понятия не имею, почему они не открываются. Это реальная проблема. И это очень опасно. Она задыхалась, протирала глаза. А супруге было бы намного легче пережить стресс, если бы она могла дышать свежим воздухом во время пожара. К счастью, кислорода было достаточно для пилота и второго пилота, чтобы совершить безопасную посадку в Денвере.

Но сейчас она в порядке» – подытожил он.

Так почему же нельзя открывать в самолете окна и двери?

Кандидат в президенты США сожалеет что в самолетах нельзя открывать окон

Что же будет если в самолете открыть дверь? Начнем с того, что после взлёта двери самолёта оказываются под большим давлением. Площадь двери — не менее полуметра. Т.е. 5000кв.см. Даже если перепад всего 0.2Атм, то для открытия двери надо приложить 1000кгс. Вернее — 500кгс, поскольку ручка с краю двери, а другая сторона — на петлях

То есть, чтобы открыть такую дверь, потребуется сила супермена. Ни одному человеку, эта задача не под силу. Так что если вы боитесь, что какому-нибудь подвыпившему пассажиру во время полёта взбрендит открыть дверь и пассажиры начнут вылетать за борт, вам не о чём беспокоиться. Это совершенно исключено.

Кроме того, в замок двери встроено барометрическое реле, которое, как только самолет начнет набирать высоту, автоматически блокирует замок намертво. Разблокировка замка происходит только тогда, когда давление внутри самолета сравняется с наружным (то есть, на земле).

Но все же…

Примерно до 4 км — ничего особо страшного не случится, сильно будет дуть, вещи будут летать по салону. 🙂 Станет холоднее. -6 по цельсию на каждый километр высоты. То есть на высоте 4 км станет на 24 градуса холоднее, чем в это время на поверхности земли. Теоретически, могут быть незначительные повреждения конструкции — но это зависит конкретных обстоятельств этого прискорбного происшествия, от скорости самолета и направления и скорости ветра.

На 10 км и выше будет похуже — резкая (взрывная) декомпрессия (падение давления), вплоть до эффекта взрывной волны. Вещи из салона и не пристегнутых пассажиров может вынести за борт высасываемым наружу воздухом. Летающие по салону вещи могут серьезно травмировать пассажиров (например, фотоаппарат или видеокамера). Удар по ушам (из-за изменения давления) — и резко и сильно и больно — может пойти кровь из ушей и/или носа. Кислорода на этой высоте очень мало. Нужно немедленно надеть кислородную маску (обязательно сначала себе, потом помогать другим, в т. ч. детям).

Пилот должен успеть снизиться на безопасную высоту (4 км) — чтобы пассажиры могли дышать — т.к. запаса кислорода хватает всего на минут 10. Но «упасть» на 6 км за 10 минут не проблема, можно и быстрее, главное чтобы пассажиры не переохладились, т.к. разница температур на земле и высоте 10 км составляет 60 градусов по цельсию. Вероятность повреждений конструкции несколько больше — но тем не менее — не велика.

Есть такое понятие как экстренное снижение, менее чем за 10 мин. можно снизиться до высоты 3-4 км. Но ощущения при таком спуске будут весьма не из приятных, тут на земле уши звенят от резкого перепада давления, а в стратосфере подавно.

Вот еще несколько интересных моментов:

Самолеты большую часть полета проводят на большой высоте, чему есть веские причины: безопасность, комфорт, экономия. При возникновении аварийной ситуации, у экипажа самолета, находящегося на большой высоте, — больший запас времени и возможностей справиться с ней. В холодном разряженном воздухе меньше сопротивления движению, — экономится горючее, лучше охлаждаются двигатели.

На больших высотах нет насекомых и птиц, меньше сильных и разнонаправленных потоков воздуха, вызывающих турбулентность (например, когда вокруг кучевых облаков воздух идет вниз, а между ними — вверх).

Простыми словами турбулентность можно объяснить так: самолет движется по воздуху, как по плотному натянутому ковру. При благоприятных условиях давление на поверхности «ковра» распределяется равномерно; он ровный и гладкий. Но как только условия меняются, по «воздушному ковру» проходят складки, морщины. Пассажиры чувствуют это, и им кажется, что самолет ныряет в яму. Но ощущения их обманывают: самолет не падает и никуда не проваливается, а скользит дальше (только уже не по ровной, а по волнистой поверхности).

При отказе двигателя, самолет не кренится и не сваливается в пике или штопор – просто падает тяга. Двигатели разгоняют самолет, а не рулят им.

Даже при отказе всех двигателей, они все равно будут работать, в режиме авторотации (в этом случае энергия, необходимая для вращения двигателя, отбирается от набегающего на него потока воздуха).

Это позволяет самолету не падать, а планировать (пролетев, при надобности, более 100 км.) и благополучно сесть в ближайшем аэропорту.

Еще про авиацию: вспомним про , а вот , ну и

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Почему окна в самолетах круглые? Зачем кончики крыльев загнуты вверх? И почему пассажиры заходят именно с левой стороны борта?

Все, что касается авиации, продумано до мельчайших деталей. Возможно, именно поэтому самолет — самый безопасный вид транспорта . И все же почему он устроен именно так?

сайт дает ответ на 8 самых популярных «почему» о самолетах.

1. Почему окна в самолете круглые?

В начале 1950-х годов компания de Havilland выпустила самолет под названием «Комета». Самолет, который считался настоящим чудом авиации. Однако спустя год он развалился на кусочки прямо в воздухе. Через несколько месяцев подобное произошло еще с двумя самолетами.

Инженеры провели диагностику каждого винтика самолета и нашли проблему. Причина катастрофы оказалась в окнах самолета — они были квадратные. Дело в том, что на углы окон приходится большая нагрузка, которая еще усиливается во время полета. Инженеры решили проблему, закруглив углы окон. Благодаря этому теперь летать стало в разы безопаснее.

2. Почему кончики крыльев загнуты вверх?

Во время полета давление снизу самолета выше, чем давление сверху. Поэтому воздух стремится к равновесию и пытается перейти из повышенной области в пониженную. А проще всего это сделать на крыльях самолета. Вот только достигая кончиков крыльев, воздух срывался и создавал сильную турбулентность.

Нос военного истребителя острый. Чем острее форма, тем больше обтекаемость и тем быстрее самолет. Но из-за длинного носа плохо видно взлетную полосу, поэтому у обычных пассажирских самолетов носовая часть закругленная.

Но британские инженеры решили эту проблему и в 1969 году сделали один из самых быстрых пассажирских самолетов, нос которого может менять наклон. Во время взлета и приземления нос опускается, а во время полета приводится в вертикальное положение.

Такой странный дизайн сделан по одной-единственной причине: так во время взлета и приземления пилоты могут лучше видеть взлетную полосу.

4. Почему самолеты белые?

Большинство самолетов белого цвета, и это неспроста. Есть несколько причин:

  • Отражение тепла. Если самолет покрашен в белый цвет, он накапливает меньше тепла. Это лучше для пассажиров и экономичнее для авиакомпании.
  • Белая краска дешевле. Покрасить самолет в белый цвет обходится в разы дешевле, чем в какой-либо другой.
  • Предотвращение столкновения с птицами. Птицы лучше видят отражение от белых поверхностей и не сталкиваются с самолетом.
  • На белом проще увидеть трещины и вмятины. Белые детали проще распознать при крушении и проще заметить повреждение на корпусе.

5. Почему вход находится слева?

Не у всех, но у многих моделей самолетов главный пассажирский вход находится слева. Есть 3 версии, почему так заведено.

  • Версия 1. С правой стороны загружают багаж (багажные люки находятся справа), поэтому пускать пассажиров тоже справа небезопасно.
  • Версия 2. Есть предположение, что на самолеты это перекочевало от кораблей: пассажиры входили по трапу на левый борт корабля.
  • Версия 3. Раньше командир всегда сидел слева. Расположение пассажирской двери тоже слева давало ему лучший обзор и позволяло аккуратнее подгонять самолет к пассажирской зоне.

6. Почему некоторые самолеты такой странной формы?

Вы, наверное, слышали про самолет, который еще называют невидимкой. Такой необычной формы он по одной простой причине: он летит как один цельный объект. Благодаря этому он быстрее, может перевозить большее количество багажа и расходует меньше топлива.

Конструкция самолетов подсмотрена у птиц. Хищные птицы принимают подобную позу, чтобы увеличить дальность полета и быть менее заметными.

Однако производство самолета такой формы очень дорогостоящее, поэтому его не используют в гражданской авиации.

7. Почему самолеты кажутся просторными?


Мы обожаем летать на самолетах! Но, оказывается, в полете все далеко не так просто 😉 Мы расскажем вам несколько интересных фактов, о которых вы, скорее всего, никогда раньше не слышали 😉 Поехали!

1. На борту самолета зачастую есть топор, который является частью инвентаря безопасности и хранится в кабине пилота за креслом командира экипажа.
2. Стюардессы требуют поднять шторки иллюминаторов вовсе не для того, чтобы вы полюбовались картиной взлета, а для того, чтобы в крайнем случае увидеть возгорание.
3. Крыло самолета на самом деле очень гибкое и может сгибаться под огромным углом. Так что если крыло при полете покачивается — все нормально 😉
4. На борту самолета капитан имеет неограниченную власть и может задерживать, штрафовать и еще много-много чего.
5. Вы никогда не сможете посадить самолет самостоятельно, даже следуя подсказкам диспетчеров. Скорее всего, вы даже не поймете, как с ними связаться… И автопилот, кстати, не работает при посадке абсолютно автономно.
6. Не исключено, что в одном самолете с вами может лететь тело умершего человека или органы, необходимые кому-то для пересадки.
7. Окно иллюминатора имеет тройное остекление для защиты от перепадов давления, регулировки потоков воздуха и защиты от внутренних повреждений соответственно.
8. Стюардесса или стюард всегда могут с легкостью открыть дверь туалета, т.к. под названием комнаты спрятана потайная ручка.
9. Пилот и второй пилот не могут есть одинаковую еду и делиться ей друг с другом. Это сделано для того, чтобы избежать возможности отравления обоих капитанов экипажа.
10. Столик перед вами далеко не так чист, как кажется. Крайне не советуем класть на него еду или личные вещи!
Понравилась статья? Листайте дальше и смотрите фотоподборку о тех, с кем вам бы точно не хотелось оказаться в одном самолете! 😉

Если Вы не можете себе позволить полеты бизнес- или первым классом, ничего не остается, как выбрать эконом-класс… где, признаться честно, не всегда удобно и приятно. А все из-за того, что вместе с вами летят еще много других необычных людей и не только.

WuzzUp предлагает Вашему вниманию 20 самых раздражающих пассажиров, каких только можно встретить в самолете.

Почему в самолетах круглые иллюминаторы, а двери расположены по левому борту

Некоторые особенности авиалайнеров вызывают неподдельный интерес. Например, почему иллюминаторы в салоне самолета всегда закругленной формы, а не с прямыми углами, как окна в обычных домах? Почему шторки на них должны быть приподняты при взлете и посадке?

Попробуем разобраться, и дать ответы на эти вопросы.

Хотя история авиации началась в 20-ые годы прошлого века, коммерческие авиапутешествия были не очень популярны, вплоть до 50-ых годов. Именно тогда полеты стали осуществляться на больших высотах. Так авиакомпании смогли сэкономить кучу денег, потому как воздух на большой высоте более разряженный, а значит, самолет тратит меньше топлива. Единственный недостаток такого положения дел заключался в том, что в салоне нужно было поддерживать нормальное давление, иначе пассажиры не смогли бы дышать на высоте свыше 10 километров — Они бы просто потеряли сознание.

Угловатые фюзеляжи прошлого не выдерживали такого давления, поэтому инженеры спроектировали воздушное судно с новой цилиндрической формой. Но даже после этого самолеты продолжали оснащать самолеты иллюминаторами квадратной формы.

Это было серьезной ошибкой. Несколько летательных аппаратов просто разорвало на части в воздухе. Дело в том, что давление, сосредоточенное в углах окон, делало их невероятно уязвимыми. Ведь, если у каждого иллюминатора будет по четыре уязвимой точки, вероятнее всего самолет развалиться на части под действием внутреннего напряжения. К счастью, изгибы на иллюминаторах позволили решить эту проблему раз и навсегда.

Круглая форма позволяет распределить давление, сократить вероятность трещин и других повреждений. Таким образом, пассажиры получили возможность свободно дышать и любоваться видами, не опасаясь за свою жизнь.

 

А как же быть со шторками на иллюминаторах?

Почему они всегда должны быть открытыми во время взлета и посадки? Солнечный свет бьет в глаза, и вы не можете заснуть? Но все делается ради вашей же, безопасности. Когда шторки закрыты бортпроводники не видят, что происходит снаружи. А большая часть происшествий происходит во время взлета или при посадке.

Поэтому важно, чтобы члены экипажа отчетливо видели происходящее за бортом, и, если что-то пойдет не так, они смогут быстро отреагировать и эвакуировать всех с воздушного судна.

Плюс ко всему у пассажиров есть время, чтобы их глаза привыкли к свету. Если придется в спешке покинуть самолет, солнце их не ослепит.

 

Но, почему иллюминаторы расположены так низко?

 

Почему приходится так низко наклоняться, чтобы любоваться видом из окна? Вы удивитесь, но причина вновь в технике безопасности. Расположение иллюминаторов на такой высоте позволяет распределить нагрузку вокруг них равномерно. Подумайте сами! Пол салона самолета расположен, далеко, не внизу самого судна.

Если расположить иллюминаторы чуть выше, они поднимутся выше и относительно верхней части фюзеляжа. Это серьезно нарушит равномерное распределение давления, о важности которого мы недавно говорили. Потому иллюминаторы располагаются ближе к серединной линии фюзеляжа, не смотря на то, что таким образом они находятся сравнительно низко относительно салона самолета.

 

А как быть с размером иллюминатора?

Вы на его фоне кажетесь просто гигантом. Почему они такие миниатюрные?

Продолжаем углубляться в технику безопасности. Огромные иллюминаторы существенно ослабили бы лайнер, который не такой уж и крепкий. Давление способно разнести его на мелкие кусочки. Это большая опасность. Небольшие иллюминаторы позволяют избежать этого, увеличивая прочность фюзеляжа.

Но есть еще одна причина. Скажем, случилось нечто непредвиденное, и одно окно вылетело наружу на высоте более десяти с половиной километров. Любого, сидящего рядом с окном сразу же засосет в пробоину. А жизням других пассажиров будет угрожать огромная опасность.

Сквозь зияющую дыру выйдет весь драгоценный воздух внутри салона. Это приведет к разгерметизации. Не спасут даже кислородные маски. Поэтому в случае аварийной ситуации пилоты снизят высоту полета до минимума – 3000 метров. Этого будет достаточно, чтобы пассажиры и экипаж могли нормально дышать, в том числи и благодаря этим крохотным окнам.

Будь окна больше, давление упало бы намного быстрее. Лайнер просто не успел бы достичь безопасной высоты.

Почему же в кабинках пилотов окна такие большие?

Тут уже важно правильно расставить приоритеты. Пилотам необходим хороший обзор, чтобы видеть, куда движется судно, и что вообще происходит вокруг. Поэтому производители техники тратят целые состояния на окна, которые имеют идеальную форму, прочность и толщину.

Так что, несмотря на то, что лобовое стекло кабины имеет панорамный обзор, оно способно выдержать огромные перепады давления, столкновения с птицами и другие происшествия в воздухе.

 

Почему двери расположены по левому борту

Вы замечали этот факт? На это есть несколько причин. Во-первых, кресло капитана обычно расположено слева. Если дверь находится рядом, ему проще выровнять самолет относительно трапа.

Также пилоту необходимо оценить расстояние между крылом и зданием аэропорта, чтобы припарковаться напротив входа в терминал.

И, наконец, пока наземные службы будут заправлять самолет по правому борту, пассажиры смогут беспрепятственно подниматься на борт с левой стороны. То же самое касается погрузки и разгрузки багажа.

 

Почему двери самолетов всегда открываются внутрь?

Хотите подсказку? Вспомните пробку от шампанского. Из-за разницы давления снаружи и внутри, последняя оказывается плотно закрытой. Вам уже известно, что давление в салоне самолета гораздо выше, чем давление снаружи. Оно сильно прижимает дверь к проему, не позволяя открыться до тех пор, пока разница давлений не выровняется. Другими словами, вместо того, чтобы полагаться на дверной замок, который может подвести, конструкторы используют закон Бойля, описывающий поведение газов.

Поэтому во время полета открыть дверь невозможно, ведь на каждый ее квадратный сантиметр воздействует давление 0,4 кг/см2. Чтобы открыть ее нужно приложить усилие в 1000 килограмм. Ни одному человеку такое не под силу. Единственный способ сделать это – попросить пилота разгерметизировать салон. Но, кому такое вообще придет в голову?

Вы когда-нибудь задумывались, почему иллюминаторы в самолетах круглые? Вот ответ

Если бы вы летали до 1950-х годов и получали место у окна, вы бы смотрели в окно самолета, форма которого была бы совершенно иной, чем сегодня. Итак, почему он изменился?

Любите ли вы свое место у окна или предпочитаете держаться подальше и забыть, что находитесь в полете, вы, несомненно, замечали, что окна всех самолетов круглые — это довольно стандартный факт. Это то, что вы, вероятно, не задавались вопросом, потому что так оно и есть — так же, как вы, вероятно, не задавались вопросом, что происходит, когда вы смываете туалет в самолете, или что из себя представляют определенные звуки самолета.

Но почему окно самолета круглое? Действительно ли форма помогает самолету оставаться в вертикальном положении, или изогнутые края просто более эстетичны? После того, как вы получите ответ на этот вопрос о самолете, найдите ответы на другие вопросы о самолетах, например, почему «самолет» также пишется как «самолет», как высоко на самом деле летают самолеты и что не так с этими сиденьями в самолете, обращенными назад.

Окна в самолетах раньше были квадратными

Оказывается, окна в самолетах были , а не всегда круглые — раньше они были квадратными. Они были прямыми до 1950-х годов, когда самолеты летали все медленнее и ниже. Так почему же эти элементы самолета полностью изменили свою форму?

Окна самолета были сделаны круглыми для безопасности

Уиллис Орландо, специалист по производству в компании Scott’s Cheap Flights, говорит, что круглая форма, хотя и приятная для глаз, служит не только эстетическим целям. «Закругленные углы предназначены для равномерного распределения давления, оказываемого на окно, что снижает вероятность растрескивания окна при изменении давления воздуха», — объясняет Орландо. Кстати, поэтому в самолетах так холодно.

По мере того, как полеты становились все более популярными, авиакомпании начали летать на больших высотах, чтобы сократить расходы (там меньше аэродинамическое сопротивление, что ограничивает ненужный расход топлива). Сами самолеты также должны были подвергаться все большему давлению, увеличивая разницу давлений внутри и снаружи самолета и вызывая большее накопление напряжения.

Именно тогда квадратные окна стали смертельно опасными. В 1953 и 1954 годах три отдельных самолета — все de Havilland Comets, первый реактивный авиалайнер — развалились в воздухе из-за концентраций напряжения, вызванных острыми краями их иллюминаторов. Анализ аварий и аналогичных травм пассажиров показал, что самолеты упали из-за «усталостного разрушения металла», возникшего из-за углов окон. Это привело к овальному дизайну, который вы видите сегодня, поскольку напряжение могло более равномерно распределяться вокруг круглого окна, а не накапливаться в углах квадратного. С этой новой и улучшенной формой стресс может проходить плавно, и мы можем безопасно летать.

Так что в следующий раз, когда будете смотреть в окно самолета, будьте очень благодарны за их круглую форму! Затем прочитайте, как на самом деле работают Wi-Fi в самолете и режим полета.

Источники :

  • Уиллис Орландо, специалист по продуктам в Scott’s Cheap Flights
  • Aerotime: «Почему иллюминаторы в самолетах круглые?»
  • Real Engineering на YouTube: «Почему окна самолета круглые?»

Почему в самолетах маленькие круглые иллюминаторы

Автор Пранджал Панде

Самолеты по всему миру, как правило, имеют почти одинаковый дизайн иллюминаторов, маленькие и круглые. Ответ не только эстетический, но и безопасный.

Фото: airBaltic

От самых маленьких до самых больших самолетов в небе сегодня один ключевой элемент для пассажиров один и тот же: форма иллюминаторов. Маленькие круглые вырезы в фюзеляже — желанные места, но почему они не другой формы? Разве большие квадратные окна не предлагают лучшие возможности для просмотра. Причина кроется в аэродинамике самолета и опасном примере.

Управление давлением

Круглые иллюминаторы в современных самолетах используются для управления давлением воздуха внутри и снаружи самолета. При полете на высоте более 10 000 футов давление в кабинах самолетов достигает 11-12 фунтов на квадратный дюйм, в то время как внешнее давление воздуха может составлять всего 4-5 фунтов на квадратный дюйм. Эта огромная разница вызывает нагрузку на окна, которым приходится иметь дело с повторяющимися циклами герметизации.

Причина, по которой круглые окна были выбраны в качестве нормы, заключается в том, что их форма позволяет равномерно распределять давление по всей панели. Это чрезвычайно важно, как мы скоро обсудим. Кроме того, конструкция также лучше противостоит деформации, что делает ее более прочной для длительного использования.

Учитывая их способность равномерно распределять давление, круглые иллюминаторы являются самым безопасным выбором для самолетов. Фото: Getty Images

Это объясняет, почему все самолеты уже более 70 лет используют круглые иллюминаторы. Однако в начале реактивной эры все было иначе, и потребовалось две аварии, чтобы принять новый дизайн.

Квадратные окна сначала

В то время как в 1940 году самолеты стали подвергаться герметизации, их значение возросло с началом реактивной эры в 1950-х годах. До этого пассажиры привыкли к квадратным окнам, как в повседневной жизни. Однако все изменилось с появлением первого реактивного лайнера de Havilland Comet.

Две кометы разбились в воздухе в 1954 году, в результате чего погибло 56 пассажиров и возникла острая необходимость в ответах. Причина оказалась в квадратной форме окна. В частности, края квадрата воспринимали слишком большое давление, в результате чего они трескались и разрушали самолет. Четыре острых края принимали на себя до 70% нагрузки, в результате чего они разваливались при многократном использовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *