Издательство «Пятый Рим» || Скальпирование врагов у индейцев Северной Америки
Все, кто вырос на фильмах про индейцев с Гойко Митичем, или на совместной продукции ФРГ и Румынии про Виннету и Верную Руку – друга апачей, несомненно знают, что коренные американцы любили время от времени снимать с врагов скальпы и даже похвалялись их количеством. Советское литературное и киноначальство были достаточно гуманны к юному зрителю и читателю и старались предохранять их от излишних подробностей. Даже на буржуазном Западе никто не решался показать (речь идет о поп-культуре, разумеется) во всей красе индейские традиции, которые, кстати, в определенной части заимствовали у них их белые враги, но вот исследователи знали все. Теперь и у вас есть шанс узнать многое о том, как и что индейцы и американцы делали со скальпами – рассказывает Юрий Стукалин, автор книги «Индейские войны», которая скоро выйдет в нашем издательстве.
Мы едва ли уже сможем точно узнать, как и когда в индейской культуре возник обычай скальпирования врагов.
Однако, было бы неверным полагать, что этот обычай был широко распространен на континенте до прихода европейцев. Исследования показывают, что он являлся частью военного ритуала только мускогских племен юго-восточной части США, ирокезских народов востока США и низовий р. Святого Лаврентия и их ближайших соседей.
Первые сведения об обычае скальпирования содержатся в отчетах путешественников и миссионеров середины XVI века. Художник Жак Ле Муан, в 1564 году сопровождавший французскую экспедицию Рене де Лоденьера во Флориду, писал, о флоридских аборигенах:
«В схватках упавший воин мгновенно утаскивается прочь специально выделенными для этого людьми. Они имеют при себе побеги тростника острее любого стального лезвия. Ими они режут кожу головы до кости по кругу, а затем отрывают ее
Краснокожие воины Новой Англии, большей части Атлантического побережья, Равнин, Тихоокеанского побережья от р. Колумбия до Калифорнии, канадского Северо-Запада, Арктического региона и Юга США в ранний исторический период никогда не практиковали скальпирования врагов. Почти на всей территории Америки в те времена основным трофеем была голова врага.
Широкое распространение скальпирование получило только с приходом европейцев. Кроме появления стальных ножей, значительно упростивших процесс снятия скальпа, серьезную роль сыграли вознаграждения, выплачиваемые представителями колониальных властей.
Следует отметить, что скальпирование не было изобретением североамериканских индейцев. Согласно сообщениям испанских конкистадоров, подобный обычай существовал у аборигенов Карибских островов, Гватемалы, Северной Мексики, Аргентины и Парагвая. Многочисленные источники подтверждают наличие этого обычая и у различных народов Азии. Геродот писал в V веке до нашей эры, что скифы срезали у павших врагов кожу с головы, применяя остро отточенные кинжалы: «Кожу с головы сдирают следующим образом: вокруг на уровне ушей делают надрез, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут ее руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется как полотенцем для рук, привязывает ее к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем. Иные даже делают из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры». Упоминания о существовании обычая скальпирования среди скифов подтверждены находками российских археологов. О скальпировании своих жертв иностранными наемниками писал византийский историк Прокопий Кесарийский. Скальпы также снимали ханты, манси и обские угры. Во время Адаевского восстания на Мангышлаке в 1870 г. киргизы скальпировали в бою подполковника Рукина.
Нельзя не согласиться с американским исследователем Джеймсом Муни, что скальпирование было наименее жестокой практикой из применяемых американскими индейцами по отношению к врагам, поскольку к моменту скальпирования жертва, как правило, была мертва. Скальпирование было процедурой болезненной, но не смертельной. Цели доставить мучение жертве не ставилось – для этого существовали более изощренные пытки. Стоит отметить, что белые поселенцы и солдаты очень быстро переняли у индейцев обычай скальпирования, и каждая индейская война с белыми людьми отмечена варварской жестокостью «цивилизованных» евро-американцев. Еще в 1670-х годах, во время Войны Короля Филиппа, люди капитана Черча получали по 30 шиллингов за голову каждого убитого индейца, и отрезанная голова самого короля Филиппа «пошла по той же цене». Спустя 50 лет жители Массачусетса платили 100 фунтов за каждый индейский скальп, что породило множество охотников за скальпами и стало прибыльным бизнесом.
Белые не раз подбивали индейцев скальпировать и своих бледнолицых противников. Так, в июне 1775 года, английское правительство, призвав индейцев выступить против американцев, не только снабжало воинов всех племен от Великих озер до Залива топорами, ружьями и боеприпасами, но и объявило награду за скальпы американцев, которые следовало приносить командующим офицерам в Детройт или Освего. Столь заманчивое предложение смогло привлечь на их сторону даже ирокезов, которые ранее собирались сохранять нейтралитет. В тот же период законодательный орган Южной Каролины начал выплачивать по 75 фунтов за скальп индейского воина. В начале 1830-х годов в Техасе платили за скальпы вичитов. Неприятности с апачами на Юго-Западе начались у правительства США после того, как в 1836 году группа американских охотников за скальпами устроила настоящую резню апачей вождя Хуана Хосе, польстившись на обещанное губернатором Соноры вознаграждение. В XIX веке в Аризоне за скальп апача можно было получить до 250 долларов, а поскольку отличить волосы апача от волос другого краснокожего было невозможно, охотники за наградой отправлялись в Сонору и резали беззащитных мексиканских пеонов.
Американцы снимали скальпы во время каждой индейской войны. В начале XX века в резервации команчей была жива индианка, которую американский солдат скальпировал живой. С другой стороны, Вильям Гамильтон писал по поводу зрелища, свидетелем которого он стал в конце февраля 1845 года: «Когда мы вытащили труп бедного Кроуфорда из воды на берег, я хотел бы, чтобы там поприсутствовало одно из тех чувствительных существ, которые вздымают в ужасе руки, услышав, что траппер скальпировал индейца. Он был скальпирован, его глаза выдавлены, лицо исполосовано ножом, а тело изуродовано так ужасно, что это невозможно описать».
Часто упоминается, что скальпирование было связано с нанесением вреда душе погибшего. Но капитан Вильям Кларк сообщал в 1880-х гг.: «Я провел специальные изыскания в связи с этим обычаем среди следующих племен: шайенов, арапахо, сиу, команчей, кайовов, кайова-апачей, вичитов, пауни, сауков и фоксов, ото, айовов, кикапу, ютов, черноногих, бладов, пиеганов, арикаров, хидатсов, манданов, шошонов, банноков, неперсе, пан д’орей, кутеней, кэддо, понков, шауни, семинолов, чиппевов (оджибвеев), кроу, гровантров и ассинибойнов. Ни в одном из них я не смог обнаружить никаких суеверий или фантазий относительно того, что скальпирование человека каким-то образом наносило ущерб его душе после смерти».
Большинство индейцев считало, что воин, погибший в бою и скальпированный, отправится в Земли Счастливой Охоты, где будет принят с почестями, с которыми встречают удачливый военный отряд, а умерший от старости или болезни таких почестей не получит.
Вероятно, разгадка происхождения этого обычая кроется в самой манере ведения индейской войны, где основная роль возлагалась на небольшие отряды воинов, проникавшие на отдаленные земли враждебных племен. Домой они должны были принести доказательство смерти врага. Различные части вражеского трупа всегда использовались для победных плясок – до конца XIX века, помимо скальпов, для этих целей могли служить отрубленные головы, руки, ноги, кисти и стопы. Но, в отличие от них, скальп не портился и был более компактен при длительном переходе.
Чарльз Бюло, переводчик из агентства Белой Земли, писал: «Я узнал, что, когда впервые разгорелась война между сиу и оджибвеями, среди воинов оджибвеев начали возникать споры по поводу храбрости каждого из них, поскольку во многих случаях отъявленные трусы заявляли о своей храбрости. И потому было решено снимать с голов врагов скальпы в качестве доказательства своей доблести». В дальнейшем скальп еще долго мог служить доказательством победы над врагом, украшая оружие, щиты и т. п. Эту же мысль в какой-то мере подтверждает фраза, сказанная одним из черноногих: «Мы снимаем скальпы, чтобы война была жестче, и когда наши женщины и дети видят скальпы врагов, их сердца охватывает радость».
Продолжение следует…
Для чего индейцам нужен был скальп поверженных врагов?
Практически каждый фильм, в котором появляются воинственные индейцы, отображает такой ритуал, как скальпирование – срезание волос с головы поверженного врага вместе с кожей. Правда, мало кто задумывается, зачем индейцы снимали скальпы и откуда пошел этот обычай. А ведь эта тема действительно интересна любому историку.
Когда был снят первый скальп
Конечно, однозначно ответить на вопрос о том, когда люди начали снимать скальпы с врагов, невозможно. Но точно известно, что индейцы не были первыми. По свидетельствам историков, у скифов был такой обычай еще в пятом веке до нашей эры. Наверняка схожие традиции существовали и в более древние времена.
Не исключено, что индейцы сохранили эту привычку после переселения из Азии в Северную Америку около 23 тысяч лет назад. Впрочем, можно предположить и то, что подобная традиция возродилась уже на месте, во время многочисленных и крайне жестоких войн между племенами.
Индейцы и с индейцев?
Сегодня многих людей интересует не столько то, зачем индейцы снимали скальпы, сколько то, кто их научил этому. Некоторые историки настойчиво доказывают, что эту жестокую традицию принесли именно первые европейские поселенцы, убивавшие местных жителей, чтобы освободить землю под пастбища и посевы.
Однако вопрос это довольно спорный. С одной стороны, свидетельства того, что европейцы действительно снимали скальпы, имеются. Начать следует с того, что в документах сохранились записи о том, что за убитых индейцев хорошо платили, а лучшим доказательством этого был скальп. Стоит отметить – сдавать их бросились не только белые люди, но и многие местные жители, которые все равно воевали друг с другом.
Но сомнительно, что традицию, забытую в Европе десятки тысяч лет назад, внезапно возродили сразу после переезда в Америку. А вот в преданиях самих индейцев, как и записях очевидцев, фигурирует, что аборигены активно снимали скальпы с убитых врагов.
Скальп врага как показатель мужества
Теперь вплотную подбираемся к вопросу о том, зачем индейцы снимали скальп с головы убитого (а порой и просто раненого или схваченного) врага.
В первую очередь это была статусная вещь. Сам факт наличия большого количества скальпов как бы говорил, что владелец – сильный воин, победивший в бою многих врагов. Но такой трофей обычно не был безымянным. Имя поверженных противников запоминали, и продемонстрировать вечером у костра кусок кожи с головы, сказав, кому раньше он принадлежал, считалось показателем великой доблести. Если уж герой сумел победить такого опасного врага, значит, он действительно заслуживает уважения.
Иногда скальп просто использовался как доказательство того, что определенный человек убит. Например, отомстив за убитых родственников, индеец обязательно срезал с головы поверженного противника кожу. Впрочем, это был не единственный трофей – также победитель мог отрубить у убитого руку, ногу или голову целиком. Однако они не были долговечными и просто портились. А вот тщательно выделанная кожа с волосами могла храниться на протяжении нескольких десятилетий, украшая костюм индейца или же гордо рея над его вигвамом.
Ритуальное значение
Впрочем, однозначно ответить, почему индейцы снимали скальпы, довольно сложно. Ведь некоторые эксперты также говорят о ритуальном смысле. Такая версия вполне имеет право на существование.
С волосами связано множество примет и суеверий не только у индейцев, но и у европейских народов. Например:
- Их нельзя просто выбрасывать после стрижки – нужно сжечь, закопать или бросить в текучую воду.
- Нельзя стричься беременным и людям перед серьезным испытанием.
- Детей нужно постригать не раньше, чем им исполнится год.
Многие народы считали, что в волосах хранится сила человека (вспомнить Самсона, которого обманом постригли, лишив сил). Поэтому, срезая с убитого врага волосы, воин становился сильнее, захватывая и его силу.
Имея на руках скальп, шаман мог провести сложнейший танцевальный ритуал, в результате которого душа бывшего владельца волос становилась навечно слугой победителя. Вот и еще одна причина для того, чтобы срезать кожу с головы убитого врага.
В целом же однозначно сказать, зачем индейцы снимали скальпы, очень сложно. Логичнее предположить, что свою роль играли все перечисленные выше причины. Или же, что в каждом племени существовали свои суеверия.
Глупо полагать, что все индейцы, населявшие Северную Америку, были единым народом. Это все равно, что объединить всех жителей Европы в единый народ «европейцы» – у каждой страны своя история, язык, традиции и культура. Точно так же обстояло дело у североамериканских индейцев, каких было немало: сиу, ирокезы, гуроны, пауни, майами, оттава, чероки, могикане, делаверы и десятки других. Некоторые были братскими, другие враждовали, а третьи вообще не знали ничего друг о друге, хотя и могли иметь схожие традиции.
Снимали ли индейцы юго-востока скальпы?
Архив Mountain Voices
Автор Джордж Эллисон
Среда, 24 января 2018 г.
(Примечание редактора: читатели должны быть предупреждены, что некоторые описания скальпинга и связанных с ним практик, представленные в этой колонке, являются графическими.) Когда я был мальчиком, случаи скальпирования коренными американцами были основным сюжетом в старых фильмах о «Диком Западе». И нет никаких сомнений в том, что западные племена использовали эту практику. Но как насчет чероки, крик, катавба и других юго-восточных племен — в какой степени снятие скальпа было частью их войны и ритуала? Наиболее информативным онлайн-источником, который я смог найти, был «Анализ случаев скальпирования и обращения с трупами жертв в доисторической Северной Америке» Троя Кейса, который сделал следующие наблюдения (www. dickshovel.com/scalp.html): «Хотя происхождение скальпирования в Новом Свете неизвестно, это было широко распространенной практикой среди групп коренных американцев в исторический период… Археологические свидетельства обычая скальпирования в доисторической Северной Америке [свидетельствуются] либо как характерное поражение лобной и теменные кости, указывающие на то, что они пережили скальпирование, или как отчетливый рисунок порезов в небольших параллельных группах, окружающих череп. «Скальп женщины или ребенка считался признаком еще большей доблести, чем снятие скальпа на поле боя, потому что это свидетельствовало о том, что воин полностью проник в деревню врага, а подвиг требовал большого мастерства. «Подобно тому, как женщина не защищала от скальпирования, похоже, что и ребенок не всегда был сдерживающим фактором от того, чтобы стать жертвой этого обычая. Самой молодой доисторической жертвой скальпирования, найденной в [моем] исследовании, был ребенок в возрасте от пяти до семи лет, [который], возможно, предоставил трофеи в двух разных рейдах. Наличие на черепе характерного скальпированного повреждения с некоторым ремоделированием кости указывает на то, что ребенок пережил первоначальное скальпирование как минимум на две недели, прежде чем был убит в ходе еще одного рейда. Очевидно, что у этого ребенка не осталось скальпа, который можно было бы взять в качестве трофея, но обе руки, по-видимому, были удалены путем перелома лучевой и локтевой костей по направлению к их дистальным концам, и эти руки, вероятно, хранились в качестве трофеев вместе с головой другого человека. с места, который, очевидно, был обезглавлен». Есть по крайней мере предположение, что женщины, которые пережили скальпирование, были приняты обратно в свои общины (в то время как) нет определенных доказательств того, что мужчины выжили после скальпирования и продолжали жить в своих племенах, но по крайней мере в одном племени. существовала практика избегания мужчин, переживших снятие скальпа, и обращения с ними как с призраками или существами со сверхъестественными способностями. В своей «Истории, мифах и священных формулах чероки» 19Антрополог XIX века Джеймс Муни, живший на границе Куалла (современные чероки) в конце 1880-х годов, описал танец скальпа: «Этот танец, свойственный всем племенам к востоку от Скалистых гор, проводился в честь сбора скальпы с врага. Эти скальпы, окрашенные в красный цвет с мясистой стороны, украшенные и натянутые в маленькие обручи, прикрепленные к концам шестов, несли в танце жены и возлюбленные воинов». Чарльз Хадсон, антрополог из Университета Джорджии, отметил в своей книге «Индейцы юго-востока» (University of Tennessee Press, 1976), что снятие скальпа, очевидно, было старой практикой на Юго-Востоке: «Если человека убивали, нападавшие пытались снять с него скальп. Они сделали это, сделав надрез вокруг головы, обычно небольшим тростниковым ножом, и, поставив ноги на шею жертвы, смогли снять скальп. Позднее скальп был привязан к маленькому обручу, выкрашен в красный цвет и сохранен». (Джордж Эллисон — натуралист и писатель. Связаться с ним можно по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..) из The Indian Trader Newspaper — выпуск за июнь 2020 г. — 51 год! by IBuildMagazines.com Практика снятия скальпа, по-видимому, была довольно необычной среди индейцев в Северной Америке до прихода белого человека. Снятие скальпов в качестве трофеев было более популярно на Карибских островах и в бассейне Амазонки, чем в Северной Америке, где скальпирование практиковалось лишь в нескольких довольно ограниченных районах. Вместо скальпов у некоторых племен в доколумбовые времена существовала традиция брать целую голову или одну из конечностей на память о событии. В раннем голландском отчете упоминалось, что члены племени могавков уносили кости рук и ног в качестве военных трофеев после своих набегов. Скальп Танец Минитаррес. Акватинта Карла Бодмера, около 1843/1844 гг. Однако установление наград за скальпы, несомненно, способствовало распространению отвратительного обычая по всей Северной Америке, поскольку впервые дало финансовый стимул для этой практики. Первая из печально известных наград за скальпы была инициирована голландцами. В 1641 году раританские делавары, вынужденные приходом белых людей отказаться от охоты и заняться воровством и попрошайничеством, стали настолько досаждать поселенцам, что губернатор Кифт в ответ объявил награду за их головы. Десять саженей вампума, кругленькая сумма по тем временам, должны были быть выплачены любому, кто принесет голову или скальп раританца или другого индейца, враждебно настроенного по отношению к голландским властям. Позже голландские солдаты, возбужденные легким заработком, напали на мирную деревню индейцев Хакенсак к западу от реки Гудзон и, убив многих туземцев, принесли 80 голов. Это указывало на одну из основных проблем системы вознаграждений, поскольку во многих случаях власти никогда не пытались провести различие между главами мирных индейцев и враждебных племен. Многие мирные племена трагически пострадают в последующие годы. Голландцы, по-видимому, были рады получить любые головы или скальпы, поскольку 80 голов, взятых голландскими солдатами, были выложены на улицу для всеобщего обозрения. Престарелая мать губернатора Кифта тайно пинала головы, как мячики. Только после войны короля Филиппа в Новой Англии между колониями и группой местных племен практика скальпирования стала широко распространенной среди индейцев. Ужас и варварство этого акта укоренились в умах первых поселенцев как основная черта индейцев, даже несмотря на то, что награды за скальпы, предлагаемые колониями, представили скальпирование племенам, которые раньше никогда этого не практиковали. Эта идея, вероятно, пришла в колонии, потому что скальпирование было довольно распространенным явлением в Европе в то время и использовалось как форма наказания. С браконьеров в Англии часто снимали скальпы за свои преступления. В Испании скальпирование было одной из пыток, использовавшихся инквизицией. С появлением скальпирования среди индейских племен Северо-Востока новые обычаи в одежде и церемонии были включены в племенные традиции. Воины наряжали свои волосы в плотву, выщипывая волосы с обеих сторон головы, чтобы оставить гребень, который простирался ото лба до основания черепа. Некоторые также отрастили «прядь скальпа», заплетенную часть волос, которая свисала на затылке, как косичка, которую они украшали кусочками меха, вампумом и перьями. Без сомнения, это была насмешка и вызов их врагам. Несмотря на то, что скальпирование быстро становилось предпочтительным способом получения трофеев, старые обычаи сохранились. Очевидно, скальпы брали в качестве вознаграждения в январе 1757 года, когда Томас Браун, один из рейнджеров Роджера, был ранен индейцами недалеко от озера Шамплейн. Он и семь других рейнджеров пытались спрятаться в снегу, но безуспешно. Браун, единственный выживший, позже написал о своем опыте; «…Я увидел индейца, идущего к нам через небольшой ручей, который отделял нас от врага. Я отползла от костра так, чтобы меня не было видно, хотя я могла видеть, что произошло. Индеец пришел к капитану Спайкмену, который не в силах сопротивляться, раздел его и заживо снял скальп. Бейкер, лежавший рядом с капитаном, вытащил нож, чтобы заколоть себя, но индеец помешал ему и унес». Позже индейцы обнаружили Брауна и взяли его в плен, подвергнув угрожающим насмешкам и насмешкам. Он был вынужден смотреть, как окровавленная голова его капитана была прикреплена к шесту, пока индейцы праздновали победу над рейнджерами. Брауна продержали в заключении семь лет. Выживший Роберт МакГи был скальпирован в детстве сиу в 1864 году — фото c. 1890. Пока французы воевали с британцами, они выплачивали вознаграждение за английские скальпы своим индейским союзникам, которых они привели. . Хотя каждая сторона выражала ужас и отвращение, когда другая сторона снимала скальпы, скальпирование стало образом жизни во время индейских войн. Когда стальные ножи стали доступны в качестве предмета торговли, индейцы с энтузиазмом взялись за этот отвратительный поступок. Вскоре они превратили игру в искусство. Чтобы сделать это правильно, скальпер брал горсть волос жертвы, быстро обводил голову ножом, а затем выдергивал волосы со скальпа с прикрепленной кожей. Обычно победитель упирался коленом в спину убитого врага, совершая действие. После этого скальп растягивали в обруче, сделанном из саженца, для просушки, окрашивали со стороны кожи, а затем подвешивали на шесте. Вспоминая его пленение шауни в Огайо в 179 г.0 Чарльз Джонстон, юрист из Вирджинии, написал и опубликовал рассказ о «инцидентах, связанных с поимкой, задержанием и выкупом Чарльза Джонстона в 1827 году. В своих наблюдениях он написал это; «… Индийцы производят скальпирование вне зависимости от размера участка кожи, снятого с макушки головы. Если в спешке отрезать его, они берут больше, чем им нужно, после чего обрезают его до круглой формы до диаметра около 2 дюймов. «Первоначально они отрезали головы своим врагам и уносили их как трофеи. Но так как они нашли это громоздким в своем отступлении, они удовлетворились снятием скальпов. Обработка скальпов, конечно же, различалась в зависимости от обычаев различных племен. Обычно, когда победоносный военный отряд возвращался в свою деревню, исполнялся танец скальпов. Женщины несли скальпы на шестах, пока воины воспроизводили свои достижения в танце. Некоторые из скальпов остались у воина, взявшего их как символы престижа. Если волосы были достаточно длинными, он украшал свою одежду, оружие или уздечку вражескими скальпами. Считалось, что представители племени апалачи в северной Флориде украшали свои луки скальпами людей ДеСото. Некоторые племена приносили скальпы в жертву богам; другие сделали скальпы особо храбрых мужчин частью аптечки, чтобы разделить их храбрость. Многие племена просто уничтожали трофеи после празднования боевого танца. Другого применения от них не было. Среди индейцев Северо-Западного побережья скальпировали только тлинкиты. Излюбленными трофеями региона были головы, которые хайда, квакиуту и другие прикрепляли к бортам своих огромных морских каноэ, когда они с триумфом возвращались в свои деревни. Затем головы после победного танца водружались на шесты перед Кедровыми домиками. Литографическое изображение скальпирования, около 1850-х гг. Работа называется «Крик смерти». Напечатано в цвете П.С. Дюваль, Филадельфия, около 1852 года. Горизонтальная раскрашенная вручную гравюра, изображающая британского офицера, платящего американским индейцам за снятие скальпа, и американского солдата, около 1812 года. ее, но вынужден был носить матерчатый парик». приверженность увековечена испанцами, и, за исключением нескольких человек, они никогда не перенимали эту практику. Однако апачи снимали скальпы, чтобы затем проводить сложные церемонии по их очищению дымом. Они, как и навахо, верили, что духи умерших могут причинить им вред, если их не усмирить. Вся кожа головы, включая уши, была выловлена в качестве трофея рекой Юман в южной Аризоне. С вражеских воинов, павших во время битвы, снял скальп человек, который получил свою особую силу скальпирования во сне. Тетон Дакота и Равнинные Кри также сняли всю кожу с головы и лица своих врагов. Когда Жак Картье посетил лагерь сиу в 1535 году, он написал в своем дневнике, что видел «кожи с пяти мужских голов». На юго-западе и ниже мексиканской границы регулярно изымались головы и скальпы. Черепа и другие кости врагов хранились в церемониальных постройках или крепились на шестах вокруг площадей индейских деревень. В 1574 году испанский священник Гонсало де лас Касас писал о чичимеках долины Мехико: «Они чрезвычайно жестоки и жестоки. С человеком, которого они захватывают, будь то мужчина или женщина, они первым делом снимают скальп, оставляя всю макушку обнаженной, как пострижение монаха. Они носят висящие на спине скальпы, которые они сняли, и некоторые из них сняты с красивых женщин с длинными светлыми локонами; они также носят кости рук и ног в качестве трофеев…» Как ни странно, скальпирование не всегда заканчивалось смертью жертвы. Часто индейцы равнин вместо того, чтобы убить врага, просто снимали с него скальп. Связанные элементы
Скальпинг — выпуск