Почему луна бывает разной – Почему луна бывает разной формы?

Почему луна бывает разной формы?

Наша планета прекрасна и удивительна, такой планеты нет во всей вселенной. На её небосводе можно наблюдать разные светила.Днём на Землю ярко светит солнце, согревая своими лучами всё живое, а ночью мы видим, как Луна светит в окна наших домов. Луна всегда была загадочна, в древности люди со страхом и трепетом наблюдали, как она меняет свой лик. Ещё больший ужас вызывали у них затмения, когда вся Земля погружалась не на долгое время в полный мрак.

Луна сама не может излучать свет, она отражает свет Солнца.Почему же людям кажется, что луна меняется? Луна является спутником нашей планеты, и вращается вокруг неё. Мы всегда можем видеть Луну только с одной стороны, так если бы её привязали веревкой к Земле. Нам видно только освещённую часть Луны. Примерно около четырёх недель, Луна проделывает своё шествие вокруг Земли. То, что мы наблюдаем как изменение вида Луны или фазы, на самом деле изменение освещённости Луны как это видно с Земли. За четыре недели совершается полный цикл изменения вида Луны. В начале цикла Луна новая и она находится в той же стороне от нас, что и Солнце.

Сторона Луны, которая повёрнута к Земле тёмная и совершенно теряется в лучах Солнца, в этой фазе Луна не видна на небе.Эту лунную фазу называют —

новолунием.

Следующая фаза имеет название — первая четверть, и Луна проходит четвёртую часть своего пути, тогда мы видим на половину освещённый диск Луны.

Третья фаза Луны, называется полнолунием, Луна находится с противоположной стороны от Солнца и мы видим весь диск Луны освещённый солнечными лучами. Завершающей фазой является последняя четверть, и диск Луны тоже освещён наполовину.

Что бы правильно определить в какой фазе находится Луна, нужно знать одно интересное правило. Если её серп похож на дужку от буквы «Р», значит Луна растущая. Когда её дужка смотрит в противоположную сторону и напоминает букву «С», тогда Луна стареющая. Это очень легко запомнить и вы всегда сможете определить, молодая Луна только начала свой путь или старая Луна завершает свой цикл.

На небе иногда можно наблюдать удивительные явления, которые называются затмениями.

Солнечным затмением учёные называют явление, когда диск Луны целиком и полностью закрывает Солнце. Наблюдать за таким явлением очень интересно, но при этом нужно взять с собой кусочек тёмного стекла, через него затмение будет видно во всей красе.

Другое интересное зрелище в науке называют затмением Луны. Это происходит, когда тень от Земли перекрывает диск Луны и вместо светящегося лунного диска можно увидеть тёмный круг. Если бы орбиты Земли и Луны совпадали, мы могли бы наблюдать затмение Солнца в новолуние и затмение Луны в полнолуние при каждом обороте. Этого не происходит, потому что плоскость, на которой расположена орбита Луны, наклонена на пять градусов.

ya-uznayu.ru

Почему Луна бывает разной в течение месяца

Движение Луны вокруг планеты Земля по орбите занимает примерно месяц. Кроме того, она движется и вокруг своей оси. Этот процесс занимает чуть больше 27 дней. Так как движение по орбите и вращение вокруг своей оси совершается одновременно, Луна всегда направлена к Земле одной стороной.

Сама по себе Луна не светит, как Солнце. Только создается впечатление, что она сияет, а на самом деле она лишь отражает солнечный свет. По мере того как Луна движется вокруг планеты, солнечный свет попадает на разные ее части. Это и является ответом на вопрос: «Почему Луна бывает разной?». Периодически мы видим полностью освещенную поверхность спутника, а время от времени освещена только его часть. Поэтому нам и кажется, что Луна меняет свою форму. Но это лишь трансформация светила – фазы, которые говорят о том, что нам видны различные его части.

Лунные фазы, или почему Луна бывает разной

Первая лунная фаза – новолуние. На ее момент светило находится между Солнцем и Землей. Такая Луна нам не видна. Затем наступает фаза растущей Луны, при которой ее сторона освещается солнечным светом. Эта ее часть смотрится тонким кусочком круга.

Очень скоро сторона Луны, на которую попадает Солнце, растет и становится полукругом. И это длится до тех пор, пока Луна достигнет последней четверти, затем цикл завершается и начинается все сначала.

Земля и Луна

Движение Земли вокруг своей оси совпадает с периодами вращения Луны, или это всего лишь гравитационное воздействие одного небесного тела на другое? Ответ на данный вопрос искали многие пытливые умы.

Установлено, что все-таки гравитация становится причиной данного положения небесных тел. Все мы знаем, что такое приливы, которые регулярно возникают в океанах и поднимают воду на несколько метров.

А вопрос «почему Луна бывает разной» имеет простой ответ: Земля с разных сторон по-разному подвергается лунному притяжению. Та сторона, которая повернута к спутнику, больше подвергается воздействию, чем обратная.

В результате различные части Земли движутся в направлении стороны с разной скоростью. Поверхность, которая направлена в сторону Луны, вздувается, в центре Земля меньше смещается, а противоположная поверхность совсем отстает, образуя горб. Кора Земли неохотно изменяет форму, и на суше приливные силы незаметны. В море же под воздействием спутника образуются приливные горбы на разных сторонах планеты.

По мере вращения Земля поворачивается к Луне разными своими сторонами, в результате приливной горб тоже движется по ее поверхности. Вот почему Луна бывает разной.

Ученые рассчитали, что миллиард лет назад Луна была расположена значительно ближе к планете Земля. В это время в сутках было всего 20 часов. Всего несколько суток требовалось Луне, чтобы пройти вокруг Земли, и поэтому приливы и отливы были выражены более ярко. Со временем происходит торможение движения спутника, а через пять миллиардов лет Земля будет вращаться настолько медленно, что сама будет повернута к Луне только одной стороной, и в году будет всего 9 суток, а не 365. В год спутник Земли будет совершать девять оборотов. Следовательно, в году будет не 12 месяцев, как сейчас, а только 9, и в каждом будет лишь один день.

fb.ru

Почему Луна бывает разной

  1. Есть ли конкретный ответ на вопрос?
  2. Затмения

С Земли человеку не составляет труда, наблюдать не только за многочисленными звёздами, но и за самым близким видимым «соседом», которым является Луна. Это наш спутник, который, несмотря на относительно недалёкое расположение, таит в себе немало загадок. Ещё во времена далёкой древности люди смотрели за сменой её облика. Почему Луна бывает разной – ответ на этот вопрос будет рассмотрен в статье.

Есть ли конкретный ответ на вопрос?

Самостоятельно земной спутник свет не излучает. Зато он хорошо отражает его. Ввиду яркости объекта рядовой наблюдатель может заметить, как он меняет свой внешний вид. Так почему Луна бывает разной? Всё просто.

Это – естественный (по версии официальной науки) спутник. Данное утверждение свидетельствует, что он осуществляет вращение вокруг «нас». Современный человек может видеть объект только под одним углом, причём исключительно его освещённую Солнцем область.

В течение приблизительно четырёх недель это тело делает оборот. Поэтому то, что наши глаза воспринимают как изменение внешнего вида или фазы, говорит об изменении освещённости.

  1. В самом начале цикла объект является новым (новолуние). Та сторона, которая «смотрит» на нас, является тёмной, но она утаивается в солнечных лучах. В рамках этой фазы наблюдать её на небе нереально.
  2. На следующей фазе, в первой четверти, Луна проходит ещё один этап своего цикла, что позволяет землянам увидеть половину освещённого диска.
  3. На третьей стадии начинается полнолуние, и спутник располагается в стороне, противоположной от Солнца. Поэтому сторонний наблюдатель может увидеть освещённый диск круглой формы.
  4. Завершающий этап цикла – последняя четверть, что соответствует половинному освещению диска.

Теперь более-менее понятно, почему Луна бывает разной. Определить её фазу можно достаточно просто. Для этого необходимо руководствоваться простым правилом. Если серп напоминает дужку буквы «Р», можно говорить о растущем спутнике. Если «С», он убывает (стареет).

Затмения

Рассматривая ответ на вопрос, почему Луна бывает разной, стоит уделить внимание такому явлению, как солнечное затмение. В этот период лунный диск на 100% перекрывает собой наше светило. Наблюдение за подобным феноменом вызывает неподдельный интерес среди учёных и обывателей. Чтобы его провести, необходимо обзавестись небольшим кусочком тёмного стекла, что позволит увидеть явление полностью.

Особого внимания заслуживает такой феномен, как затмение Луны. Происходит он в процессе перекрытия земной тенью лунного диска. В итоге вместо него появляется возможность рассмотреть круг тёмного цвета. Если бы наблюдалось совпадение орбит Луны и Земли, можно было бы без труда наблюдать солнечное затмение во время новолуния. Но данного явления нет, ведь плоскость расположения орбиты имеет наклон, составляющий 5 градусов.

Итак, теперь понятно, почему Луна бывает разной, как её можно видеть с Земли, и какие явления с ней происходят.

 

cosmosplanet.ru

Почему Луна бывает разной формы?. Все обо всем. Том 5

Почему Луна бывает разной формы?

Луна движется по орбите вокруг Земли и делает полный круг примерно за месяц. Она также вращается вокруг своей оси и делает один оборот за 27 дней, 7 часов и 43 минуты. Поскольку вращение вокруг Земли и своей собственной оси занимает почти одно и то же время, Луна повернута к Земле постоянно одной стороной. Луна не светит сама по себе, так, как Солнце. Это только кажется, что она сияет, а на самом деле Луна отражает свет Солнца. Так как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает разные ее части.

Иногда мы видим полную поверхность Луны освещенной, а иногда освещена только ее часть. Это заставляет думать, что Луна на небе изменяет свою форму. Эти изменения Луны называются фазами, а означает это только то, что мы видим разные части Луны. Цикл лунных фаз начинается с молодой Луны. Это происходит тогда, когда Луна находится между Землей и Солнцем. Молодая Луна не видна. Затем сторона Луны, обращенная к Земле, начинает освещаться Солнцем.

Освещенная часть выглядит тонким, узким кусочком круга. Он называется нарастающей Луной. Солнечная часть Луны быстро растет и достигает полукруга. Это называется первой четвертью. Затем поверхность Луны все меньше и меньше освещена и достигает последней четверти. Так цикл заканчивается и заменяется новой, молодой, растущей Луной. Полный цикл от одной молодой Луны до другой занимает 29,5 дней.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Почему луна бывает разной

С давних времен, наблюдая за небом, люди заметили, что в разное время одного месяца луна может быть разной формы.

Иногда – луна круглая, иногда — только половина круга, а иногда вообще – узкая полоска от круга

Люди придумывали, что луну проглатывает злое чудище, а затем рождается новая луна и снова растет до целого круга. Даже названия дали разные: полная луна — это луна, а неполная – это месяц.

Что такое Луна

Луна вращается вокруг Земли. А Земля вокруг Солнца

Луна — природный спутник Земли

Луна — космическое тело, которое медленно вращается вокруг Земли.

Один оборот вокруг Земли длится 29 с половиной суток. День на Луне составляет 2 земных недели.

Что такое спутник

Спутник – это небесное тело, которое двигается вокруг другого более крупного небесного тела

Спутники могут быть естественные, созданные природой и искусственными, сделанные человеком. Их запускают для исследований космоса или какой — то хозяйственной цели человека.
[adrotate banner=»21″]

Какую форму имеет Луна на небе

Луна сама не испускает свет. Мы можем увидеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем.

Форма Луны, которую мы видим на небесном небосклоне зависит от степени освещенности ее Солнцем

В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому мы видим, то круглый диск, то полукруг, то узкий серп.

Почему луна бывает разной формы

В зависимости от того, какую часть луны освещает Солнце, различают фазы или четверти Луны.

Фазы Луны — это разные части видимой Луны

1 фаза(или 1 — ая четверть) – новолуние. Луна находится между Землей и Солнцем, Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.

2 фаза(или 2 — ая четверть) —  нарастающая Луна. Свет солнца попадает на луну. Сначала освещается солнцем только маленький кусочек круга Луны на небе. Лунный диск похож на букву «С» перевернутую.

Этот кусочек постепенно растет и становится похож на серп. Часть лунного круга, освещаемая солнцем растет и становится виден полукруг Луны.

                                                                                                                    3 фаза(или 3 — ая четверть) – полнолуние. Луна выглядит в виде целого диска. Земля между Солнцем и Луной.

   

 4 фаза(или 4 — ая четверть) – убывающая. Поверхность  

освещается меньше. Луна снова становится серпом. Лунный серп в небе похож на букву «С».

Так цикл заканчивается.  Четыре фазы Луны составляют лунный месяц — 29,5 дней.

Кто такие астрономы

Астрономы — ученые, изучающие небесные тела.

Астрономы следят за движением планет, звёзд и других небесных тел в космический телескоп

Телескоп – это оптический прибор для наблюдения за отдаленными предметами, дающий многократное увеличение.

Моря, горы и кратеры на луне

Наблюдая Луну в телескоп ученые заметили темные и более светлые пятна

В старину думали, что более темные пятна на поверхности Луны— это моря. Люди думали, что на Луне есть вода, как и на Земле. Теперь известно, что морей и воды на Луне нет. Но карте Луны остались старые названия — Море Облаков, Море Дождей и другие моря.

Кратеры на Луне

Светлые участки поверхности — лунные горы, высота их до нескольких тысяч метров.

На Луне повсюду лунные кратеры. Это ямы, образованные от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Края кратеров окружают высокие холмы.

Кто был на луне

Первыми на Луну спустились космонавты из Америки — Армстронг и Олдрин в 1969 году

Космонавтов доставил космический корабль «Аполлон-11». Космонавты сделали пробы грунта, взяли камни с поверхности луны, сделали фотографии.

Для изучения Луны используется луноход.

Это машина — робот для работы на поверхности луны, управляемая с земли.

Установлено, что на Луне нет атмосферы, нет воздуха, нет воды. На Луне не могут жить люди

Вся луна покрыта пылью и камнями из космоса. В лунный день на Луне температура увеличивается до + 130, а ночью температура снижается до минус 170 градусов. Hа Луне все предметы притягиваются с силой в 6 раз меньше чем на Земле.

Почитайте «Почему радуга разноцветная»

Хороших оценок!

svetok-v-podarok.ru

Почему Луна бывает разной?

Цели урока: дать представление первоклассникам о Луне – естественном спутнике Земли, о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной, как люди изучают Луну.

Задачи урока:

  • Образовательные: обогатить знания обучающихся  сведениями о Луне, как естественном спутнике Земли, её особенностях.
  • Развивающие:
    • развитие у обучающихся речи, памяти, интереса к предмету;
    • развитие умений и навыков работы на компьютере МаcBook;
    • развитие умений работать в паре.
    • Воспитательные: воспитание коллективизма.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютеры МаcBook.

ХОД УРОКА

1.Организационный  момент. Приветствие

Презентация, 1 слайд – Окружающий мир

2. Актуализация  знаний

Вопросы по пройденному на прошлом уроке материалу

2 слайд – Загадки про Солнце и звезды

Загадки (Солнце, звезды)

– Что вы узнали про Солнце?
– Что вы узнали про звезды?
– А в какое время суток мы можем видеть Солнце?
– А звезды?

3. Мотивация учебной деятельности

– А чтобы узнать, что еще можно видеть ночью на небе, отгадайте загадку.

3 слайд – загадка про Луну

4. Работа по теме урока

– Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, почему Луна бывает разной?

4 слайд – Тема урока «Почему Луна бывает разной?»

5 слайд – Цели урока:

– Сегодня на уроке, ребята, мы

  • узнаем, что такое Луна.
  • узнаем, какую форму имеет Луна.
  • узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
  • узнаем, как люди изучают Луну.

– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос

6 слайд – Галактика (учитель читает стихотворение)

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…

– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.

– А что такое спутник?

7 слайд – Спутник это…

– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.

8 слайд – Луна вокруг Земли – природный спутник

– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.

9 слайд – Искусственный спутник

– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.

– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается    вокруг своей оси.

 10 слайд – Луна из космоса

– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.

– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?

 11 слайд –  Жёлтая Луна

– А почему так?

– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

12 слайд – Фазы Луны

– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

13 слайд – Заставка на время работы  на МаcBook

– А сейчас, ребята, откройте компьютеры и нарисуйте  в программе «ПервоЛого» одну из фаз Луны, которую мы видим с Земли. Работа в парах.

– А теперь полетим в космос.

14 слайд – От Луны до Земли отделяет…

Физминутка

Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)

 15 слайд –Физминутка  для глаз «Звездочёт»

16 слайд – Вид с Луны

– Вот мы на Луне, ребята. Представьте себе и нарисуйте  в программе «ПервоЛого» ,как выглядит  наша Земля с Луны.

– Возвращаемся на Землю.

 17 слайд – Американские космонавты на Луне

– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. Наблюдая за Луной люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.

– И первыми на Луне побывали американские космонавты 48 лет назад. Их космический корабль назывался Apollo-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.

18 слайд – Луноход

– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов,
на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды…

19 слайд – Кратеры Луны

 – Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны. Что же мы видим на этой поверхности. Круги, темные пятна, горы. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря. Но на самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями. Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.

20 слайд – Почему люди не живут на Луне?

5. Итог урока

– Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие  вопросы.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Выполните тестовое задание (да +, нет –)

21 слайд – Тест

1. Луна больше Земли.  
2. Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.  
3. На Луне есть воздух и вода.  
4. Луна – природный спутник Земли.  
5. На Луне живут люди.     
6. Луна вращается вокруг Солнца.  
7. На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.  
8. В лунных морях много воды.  
9. Луна имеет плоскую форму.  
10. С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.  

– А теперь проверьте правильно ли вы выполнили это задание.

22 слайд – Проверь себя

6. Рефлексия учебной деятельности

– Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Нарисуйте смайлику ротик. Если урок понравился – улыбку, а если нет – огорчение.

23 слайд – Смайлики

Спасибо всем за урок. Молодцы!

urok.1sept.ru

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе «Почему луна бывает разной?» (презентация и конспект урока)

Тема урока: Почему Луна бывает разной?

Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.

Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне — естественном спутнике Земли.
Развивающие: Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

УУД: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.


 Оборудование:нетбуки для учащихся; ноутбук учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.

1.Организационный момент.

2.Самоопределение к учебной деятельности.

Здравствуйте!

Сегодня вы будете не простые ученики 1 класса, а астрономы.

-Кто такие астрономы? ( Ученые, которые изучают расположение и движение небесных тел)

-А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа)

Мы с вами можем наблюдать за звездами при помощи обычного телескопа.

Поднимите руку, кто когда-нибудь смотрел в телескоп.

А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю.

Для астрономов помощник в изучении планет-космический телескоп.

-Какой у нас помощник на уроке? (учебник)

Проверьте, у всех ли есть учебники на парте.

3.Актуализация знаний.

Прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем)

В этом нам поможем кроссворд, отгадав его, мы узнаем тему урока.


– Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, почему Луна бывает разной?

Чтение стихотворения учащимся.

Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!

В конце урока мы поймем, можно ли на самом деле прогуляться по Луне.

4. Объяснение нового материала

Подрастал,подрастал,

Был рогатым-круглым стал.

Только круг, чудо круг

Стал опять рогатым вдруг. (месяц)

Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же?

Сегодня на уроке мы узнаем, почему мы видим на небе то Луну, то месяц

Давайте прочитаем, какие цели урока мы ставим.

– Сегодня на уроке, ребята, мы

  • узнаем, что такое Луна.

  • узнаем, какую форму имеет Луна.

  • узнаем, почему Луна выглядит по-разному.

  • узнаем, как люди изучают Луну.

– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос

– Галактика (учитель читает стихотворение)

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…

– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.

– А что такое спутник?

 Спутник это…

– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.

– Луна вокруг Земли – природный спутник

– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.

– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.

– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается    вокруг своей оси.

-Движется ли наша планета Земля?

Планета Земля движется вокруг своей оси, т.е вращается вокруг себя

А)Просмотр обучающего видео.

Давайте посмотрим, как происходит вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг своей оси.

Б)Практическая работа

К доске выходят 2 ученика:один-Луна, другой-Земля и показывают вращение.

Луна вращается вокруг Земли медленно и лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится 2 наши недели.

Работа в тетради (стр.22)

 В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок, после которой вы ответите на вопрос

-Появилось ли платье у месяца?

Почему у месяца нет платья

Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.
А платье-то узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало. 
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.

– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.

– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?

–  Жёлтая Луна

– А почему так?

В) Беседа, работа по учебнику.

Чтобы узнать этот секрет, откройте учебник на странице 34, найдите 2 рисунок.

— Что изображено голубым цветом? (Земля)
 — Что делает Земля? (она спит)
 — Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
 — Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
 — А красным? (Солнце)
 — Что делает Солнце? (Светит на Луну)
 — Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
 — А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)

– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

Фазы Луны

– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.

Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем.

И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

Физминутка для глаз (видео)

С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. Модели из пластилина.

Кратеры Луны

 – Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз.

И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны.

— Что же мы видим на этой поверхности.?Круги, темные пятна, горы.

На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.

-Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.

Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.

Американские космонавты на Луне

– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.

– И первыми на Луне побывали американские космонавты Армстронг и Олдрин 48 лет назад.

-Как одним словом можно сказать «приземлились на Луну»? (прилунились)

Их космический корабль назывался Apollon-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.

– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды.

Физминутка

Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет
 (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца
 (круг руками)
Космонавтам нужен год
 (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно
 (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет
 (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею
 (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет
 (поднимают руки вверх и машут)

Чтение вывода в учебнике.

6.Первичное закрепление. Работа на macbook

Мы должны распределит, кто живет на планете Земля, а кто может обитать на Луне.

7.Рефлексия.

1.-Что такое Луна?

2.-Какую форму имеет Луна?

3-как люди изучают Луну?

8. Проверка знаний с самопроверкой в парах.

Сейчас мы с вами проверим, кто готов стать настоящим космонавтом.

Положите перед собой листочки для проверки знаний.

Я читаю предложение, если оно верное, то вы ставите +, если нет, то знак -.

Луна больше Земли. (+)

 

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.

 (+)

На Луне есть воздух и вода. (-)

 

Луна – природный спутник Земли. (+)

 

На Луне живут люди. (-)

    

Луна вращается вокруг Солнца.(-)

 

На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.

 (-)

В лунных морях много воды.(-)

 

1 лунный день равен одному нашему дню. (-)

 

С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.

(+)

Теперь поменяйтесь работой с соседом и возьмите красный карандаш, начинаем проверку.

-Что интересного Вы узнали на уроке?

— О чем можете рассказать дома?

Оцените свою работу на уроке.

-Оценка при помощи смайликов.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о