Тайны и легенды Михайловского замка раскрывает Президентская библиотека
225 лет назад, 9 марта 1797 года, в Санкт-Петербурге был заложен Михайловский замок, названный в честь небесного покровителя Дома Романовых – Архангела Михаила. Этот дворец был мечтой императора Павла I, но по зловещему року именно здесь он встретил свою смерть. Президентская библиотека предлагает вспомнить интересные факты и легенды, связанные с Михайловским замком.
План строительства замка-дворца Павел начал обдумывать ещё будучи великим князем во время заграничного путешествия 1781–1782 годов. Осуществить замысел сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 года. Одним из возможных мест возведения новой императорской резиденции называлась любимая Павлом Петровичем Гатчина. Однако уже в первый месяц царствования Павел издает указ: «Бывший Летний дворец называть Михайловским» и повелевает «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок на месте обветшалаго Летнего дома».
Место для строительства было выбрано неслучайно. Именно в Летнем дворце 20 сентября 1754 года на свет появился будущий император Павел I. Современники вспоминали: Павел неоднократно заявлял, что хочет умереть там, где он родился. По мистическому совпадению так и случилось…
Это не единственная легенда о Михайловском замке. По другой, которую передаёт аббат Жан Франсуа Жоржель в своих записках «Путешествие в Петербург… в царствование императора Павла I» (1913), «один солдат, стоявший ночью на часах около стараго Летняго дворца, деревянного дома, в котором жила Елизавета, клянётся, что Архангел Михаил явился ему и приказал возвестить Павлу I, что тот должен построить на этом месте церковь в честь его. Приведённый к царю, солдат повторяет то, что, по его словам, ему приказал Архангел. Павел отвечает: „Приказ Архангела Михаила будет исполнен“. И тотчас же от десяти до двенадцати тысяч рабочих были употреблены на эту постройку…»
К началу строительства насчитывалось 13 вариантов будущего дворца. К работе над проектом привлекались известные архитекторы, несколько рисунков были начертаны самим Павлом Петровичем.
Церемония закладки первого камня состоялась 26 февраля (9 марта по новому стилю) 1797 года. Строительство начал собственноручно Павел, заложив в раствор на счастье монету. После торжественного молебна над Санкт-Петербургом прокатились раскаты орудийного салюта Петропавловской крепости. Уже на следующий день начались строительные работы. Павел делал всё, чтобы ускорить строительство дворца. Работы шли днём и ночью при свете факелов, сгонялись дополнительные рабочие, в помощь архитектору Винченцо Бренне (который доработал проект Василия Баженова) приглашались помощники, без промедления доставлялись стройматериалы, даже с других объектов. Так, из павильонов в Царском селе везли колонны и скульптуры, из Таврического дворца – наборный паркет, мрамор доставляли со стройки Исаакиевского собора. Именно оттуда была привезена надпись «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ», которой украсили Вокресенские ворота замка. Кстати, то, что изречение, заготовленное для одного из фронтонов Исаакиевского собора, Павел решил использовать над главным фасадом своего замка, многие современники расценивали как дурной знак. С этой надписью – немного изменённой библейской цитатой – связана ещё одна легенда. В ней говорится, что некая юродивая предсказала Павлу, что проживёт он столько дней лет, сколько букв в этой надписи. На 47-м году своей жизни Павел I был убит, несмотря на все предпринятые им меры предосторожности.
В представлении Павла I, опасавшегося дворцовых переворотов, замок должен был стать неприступной крепостью. Во многом так и было. Роскошное здание расположилось на острове: его омывали Мойка, Фонтанка и два канала. «Не доверяя любви своих подданных, он выстроил его как крепость, с бруствером и водяным рвом, одетым гранитом, с четырьмя подъёмными мостами, которые по пробитии вечерней зари поднимались. В этом убежище Царь считал себя безопасным от нападения в случае народнаго мятежа и восстания», читаем в «Записках…» (1859) генерал-майора Михаила Фон-Визина.
В конце 1798 года замок был вчерне готов, и можно было приступать к внутренней отделке. Именно в это время Павел I принял титул Великого магистра Мальтийского ордена. Поэтому, разрабатывая проекты убранства Михайловского замка, император мыслил его дворцом Великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского, а не только резиденцией династии Романовых.
Об этом же говорил и выбранный Павлом цвет здания замка, созвучный с традиционными цветами Мальтийского ордена. Есть ещё одна версия, которую передаёт в своих воспоминаниях «Достопамятный год моей жизни»» (ознакомиться с изданием можно в фонде Президентской библиотеки) немецкий романист Август Коцебу: «Предание, не лишённое достоверности, приписывает появление этого цвета рыцарской вежливости государя. Придворная дама явилась однажды во дворец в перчатках красноватого цвета, и государь, взяв перчатку, послал её как образец мастеру с тем, чтобы он составил такого же цвета смазку». Вслед за выбором царя цвет вошёл в моду, и на некоторое время многие петербуржцы, дабы польстить императору, перекрасили фасады своих домов в тот же цвет.
Освятили дворец 20 ноября 1800 года, приурочив событие ко дню Архангела Михаила, а 1 февраля 1801 года Павел Петрович вместе с Марией Фёдоровной и детьми торжественно переехал в новую резиденцию. К этому времени ещё даже не успели просохнуть стены нового здания и, по свидетельству очевидцев, в помещениях «стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду господствовала темнота». В своих «Воспоминаниях о младенческих годах…» (1906) император Николай Павлович писал: «Помню, что всюду было очень сыро и на подоконники клали свежеиспечённый хлеб, чтобы уменьшить сырость. Всем было очень скверно и каждый сожалел о своём прежнем помещении, всюду слышались сожаления о старом Зимнем дворце. Само собою разумеется, что всё это говорилось шёпотом и между собою…»
И ещё одно воспоминание Николая I, снова связанное с мистическими совпадениями, окружавшими Михайловский замок: «Однажды вечером… Михаил, которому было тогда три года, играл в углу один в стороне от нас; англичанки… задали ему вопрос: что он делает? Он не колеблясь отвечал: „Я хороню своего отца“! Как ни малозначущи должны были казаться такия слова в устах ребенка, они тем не менее испугали нянек. Ему, само собою разумеется, запретили эту игру, но он тем не менее продолжал её, заменяя слово отец – Семёновским гренадером. На следующее утро моего отца не стало. То, что я здесь говорю, есть действительный факт».
В ночь на 12 марта 1801 года император был убит в собственной спальне, став жертвой дворцового заговора. Павла не спасли ни неприступность крепости, ни подъёмные мосты, ни пушки. Он прожил в замке своей мечты ровно 40 дней… После его смерти царская семья вернулась в Зимний дворец, замок потерял значение парадной резиденции, «теперь он стоит пустой и походит на мавзолей», – писал Коцебу. А молодой Пушкин в оде «Вольность» назвал замок «забвенью брошенным дворцом»…
Вся история Михайловского замка пронизана тайнами, роковыми совпадениями и удивительными историческими фактами. Попытаться разобраться, где же здесь правда, а где вымысел, поможет подборка «Павел I (1754-1801)», входящая в масштабную коллекцию «Династия Романовых» на портале Президентской библиотеки
Михайловский (Инженерный) замок — XVIII в.
- Главная
- Росcия
- Санкт-Петербург
- Дворцы
- Михайловский
Михайловский замок
Михайловский замок получил славу самого таинственного и загадочного сооружения города на Неве. Возможно, это связано с тем, что хозяин его – император Павел I – сам был склонен к мистицизму. Во дворце своей матери – Екатерины II – ему всюду мерещились заговоры и враги. Поэтому сразу после смерти императрицы Павел заложил строительство своего дворца, в котором он был бы полновластным хозяином. Строительство Михайловского замка было начато в 1797 году. Нетерпеливый император как мог подгонял архитекторов, работа велась круглосуточно, без выходных и в итоге чудесный замок был отстроен за три года.
Новый дворец нового российского императора оказался вовсе не похож на другие царские резиденции – эклектичный Зимний дворец или скромную усадьбу в Гатчино. Дворец Павла соединил в себе черты средневекового замка и светского европейского дворца.
Огромное сооружение поражает мрачной мощью и суровой замкнутостью. Четыре фасада Михайловского замка оформлены по-разному. В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви. Она увенчана типично петербургским шпилем. К Мойке обращен северный фасад с открытой террасой, которую поддерживает мраморная колоннада, и широкой лестницей, украшенной статуями Геркулеса и Флоры. Подчеркнуто монументален главный южный фасад с торжественным строем колонн. Замок выкрашен в необычном для зданий того времени оранжевом цвете.
Как многие дворцы той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и коллекционного музея. Анфилада парадных галерей располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена шедеврами искусства из коллекции Павла I.
Неприступный замок недолго прослужил крепостью своему хозяину. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел I был убит заговорщиками в собственной спальне. Весьма примечательно здесь то, что Михайловский замок сооружен на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны, где в 1754 году и родился Павел I.
После убийства Павла I замок приобрёл ещё большую популярность, но, к сожалению, печальную. Многие, кто жил или учился в замке, говорят, что не раз им приходилось сталкиваться с призраком царя Павла Петровича. Так дворец получил ещё одно своё название – «Дом с привидением».
С 1819 года в Михайловском замке размещалось Главное Инженерное училище, которое и дало замку его второе название — Инженерный.
В 1991 году здание было передано Русскому музею. В замке и на прилегающей к нему территории были проведены масштабные реставрационные работы, вернувшие ансамблю его первоначальный вид. Перед Михайловским замком установлен бронзовый памятник Петру I, выполненный по проекту Растрелли.
- Зимний
- Летний
- Меншиковский
- Михайловский
- Мраморный
- Строгановский
- Таврический
- Юсуповский
История — Замок Святого Михаила
Михайловский замок — крупный архитектурный памятник и вершина истории петербургского зодчества XVIII века. Возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Растрелли, 1740-е гг.), который был разобран по указу императора Павла I после смерти его матери — Екатерины II. Первоначальная идея замка принадлежала самому Павлу, и первые наброски были сделаны им. Строительство его будущей резиденции началось в 1784 году. При строительстве, длившемся почти 12 лет, великий князь ссылался на различные архитектурные памятники, увиденные им во время заграничной поездки в 1781-1782 годах. Над проектом на разных этапах работали несколько архитекторов — Х.-Ф.-Г. Виолье, В. Бренна, В.И. Баженов. Одним из потенциальных мест для нового дворца была Гатчина.
Сыну Екатерины II удалось осуществить свой замысел только после вступления на престол в ноябре 1796 года. Торжественная церемония закладки замка состоялась 28 февраля 1797 года. Руководил строительством архитектор Бренна, внесший изменения в первоначальный проект. и оформлял интерьеры. 8 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был освящен, однако работа над его интерьерами продолжалась до марта 1801 года.
Самобытный дизайн здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные направления и стилистические особенности, выделяет его в истории русского классицизма. Однако именно Михайловский замок считается наиболее значительным символом эпохи Павла, ярко отражающим художественный вкус и своеобразную личность его владельца и главного творца — императора Павла I. Огромные размеры «дворца Святой Михаил» (так назывался замок в документах XVIII века), господствовал над островом, омываемым водами Мойки и Фонтанки с северной и восточной сторон. С западной и южной стороны были специально прорыты два канала — Воскресенский канал и Церковный канал. В систему замковых укреплений, окружающих дворец и площадь Коннетабль перед ним, входили каналы, полубастионы, разводные мосты и пушки. В центре площади стоял памятник Петру I, созданный в 1745-1747 годах по образцу Б.К. Растрелли сделал еще при жизни выдающегося прадеда Павла I.
Михайловский замок был резиденцией императора всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового переворота. Вскоре из замка были вывезены все ценные вещи, а парадные помещения отданы под различные административные учреждения, некоторые даже превращены в квартиры.
В начале 1820-х годов здание передали Центральному инженерному училищу. В феврале 1823 года он получил название Инженерный замок. После смерти императора Николая I, покровителя училища, учебное заведение стало именоваться Николаевской академией и инженерным училищем. Многие выдающиеся русские были преподавателями или выпускниками этой академии, среди них: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович, ученые И.М. Сеченов и П.Н. Яблочков, композитор Т.А.Куй, герой Севастопольской войны Е.И. Тотлебен и многие другие.
За два столетия, пока в здании располагались военные и академические учреждения (а позже и разные советские учреждения), планировка ансамбля неоднократно менялась, перестраивались конструкции и переделывались интерьеры.
В 1991 году Михайловский замок вошел в состав Государственного Русского музея.
Ансамбль Михайловского замка включает в себя два павильона, расположенных по ул. Инженерная
В Восточном павильоне (ул. Инженерная, 10) размещается отдел Государственного Русского музея «Российский центр музейной педагогики и детского творчества».
В Западном павильоне (ул. Инженерная, 8) открывается Мультимедийный центр Государственного Русского музея выставкой «Наш император-романтик». Также здесь находится отдел «Русский музей: виртуальный филиал» и он-лайн лекторий.
Архитектура и интерьер
План дворца сосредоточен вокруг квадрата с закругленными углами, внутри которого находится прямоугольник парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет разнообразить виды с разных ракурсов. Несмотря на это, дворец производит целостное впечатление благодаря общему гранитному цоколю, карнизу и единым декоративным элементам.
Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Ярким элементом его оформления являются два мраморных обелиска, украшенных военной символикой и позолоченными вензелями Павла I. В тимпане фронтона находится барельеф «История, записавшая славу России в свои летописи», автором которого является Братья Стаги. На карнизе над фронтоном есть надпись, представляющая собой вариацию последних строк 92-го псалма Библии: «Во дворах Бога нашего процветет дом твой».
Северный фасад, выходящий в Летний сад, имеет совершенно иное оформление. Его скульптурное убранство, широкая пологая лестница, колоннада и балкон — традиционные элементы фасада, выходящего в сад, говорящие о его связи с природой.
Восточный фасад, выходящий на Фонтанку, имеет полукруглый выступ в стене, увенчанный шпилем с древком, на котором развевается императорское знамя, означающее присутствие Павла I в замке. Его скромный дизайн сочетается с фасадами «особых» домов на противоположном берегу Фонтанки.
В оформлении западного (церковного) фасада особенно отразился талант архитектора Бренны к обильному и эффектному декорированию, привлекавшему Павла. Прямые линии храма прерываются большим выступом в центре стены, а скульптурное убранство свидетельствует о религиозной роли этого сооружения.
Интерьеры Михайловского замка современники называли «воплощением роскоши и вкуса». Среди проектировщиков были художники-монументалисты П., К. и Дж. Скотти, А. Виги, Дж. Меттенлейтер, скульпторы К. Альбани, И.П. Прокофьев, П.И. Соколов, художники И.А. Акимов, А.М. Иванов и др. Как и многие другие дворцы аристократии того времени, замок служил как главной резиденцией царской семьи, так и художественной галереей, вмещавшей коллекции античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных залов, включающая Античный зал, Галерею Рафаэля, Галерею Лаокоона и Галерею Арабесок, располагалась по периметру двора и вмещала произведения мирового искусства из собрания Павла I. Многие элементы дизайна интерьера были основаны на эскизах Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.
Владельцы
Император Павел I (20.09.1754 — 12.03.1801), сын Петра III Федоровича (внук Петра I, урожденный Карл-Петр-Ульрих Гольштейн-Готторпский) и Екатерины II Алексеевны (урожденной принцессы Ангальт-Цербстской) . В 1761 г. он был объявлен наследником престола, с 1762 г. — герцогом Гольштейн-Готторпским. При вступлении на престол в 1762 году Екатерина II произвела Павла Петровича в генерал-адмиралы и полковники Кирасирского полка его имени. В 1773 году от имени сына, согласно Царскосельскому договору, Екатерина обменяла Шлезвиг и Гольштейн на Ольденбург (изначально принадлежавший Дании). В том же году Павел подтвердил передачу этой области (вместе с титулом герцога Ольденбургского) своему родственнику, епископу Любекскому Фридриху-Августу, представлявшему младшую линию голштинского рода. При этом Павел сохранил за собой титул герцога и право на престол Ольденбургский для поддержания рода.
29 сентября 1773 г. Павел женился на великой княгине Наталье Алексеевне (14. 06.1755 — 15.04.1776), урожденной принцессе Гессен-Дармштадтской, умершей при родах. Ребенок тоже родился мертвым.
26 сентября 1776 года Павел женился на Майе Федоровне (14.10.1759 — 24.10.1828), урожденной принцессе Вюртембергской.
Павел был хорошо образован, имел глубокие познания в науках, в том числе в военной тактике и государственном управлении. Он любил музыку, театр и архитектуру; но при Екатерине он очень мало участвовал в государственных делах.
Павел I взошел на престол после смерти Екатерины II (6 ноября 1796 г.). Он был коронован 5 апреля 1797 года. Он был гроссмейстером Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена). Многие реформы Павла вызывали возмущение общества, а укрепление самодержавия воспринималось аристократией как признак произвола и угроза их независимости. Это стало главной причиной заговора против императора. Был убит заговорщиками в ночь на 12 марта 1801 года в Михайловском замке в собственной спальне, расположенной в северо-западной части первого этажа здания.
Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 — 24.10.1828), вторая жена Павла Петровича (с 1776). Урожденная принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярдского и Фредерики-Доротеи-Софии, урожденной графини Бранденбург-Шведки. Она приехала в Россию в 1776 году и приняла православие. У нее было десять детей от Павла I — четыре сына (двое из которых впоследствии были коронованы императорами) и шесть дочерей. Мария Федоровна обладала незаурядными художественными способностями — любила рисование, резьбу по камню, кости и янтарю, интересовалась медальерным искусством, играла на фортепиано. Одним из ее любимых предметов была ботаника.
Всю свою жизнь Мария занималась благотворительностью, в частности, в отношении детских домов. Внесла большой вклад в женское образование в России. Требовательная к другим, Мария была не менее требовательна к себе, строго придерживалась собственных правил и принципов.
Ее комнаты в Михайловском замке располагались в северной части первого этажа, выходя на Летний сад.
Дети Павла и Марии
Александр Павлович (12.12.1777 — 19.11.1825). Он был объявлен наследником престола 6 ноября 1796 года. Он стал императором 12 марта 1801 года, коронован 15 сентября 1801 года.
С 28 сентября 1793 г. был женат на Елизавете Алексеевне (13.01.1779 — 04.05.1826), урожденной принцессе Луизе-Марии-Августе Баден-Дурлахской.
Его комплекс комнат в Михайловском замке располагался в северо-восточном углу первого этажа.
Константин Павлович (27.04.1779 г.р.)— 15.06.1831), великий князь, кронпринц.
За участие в Итальянском и Швейцарском походах Суворова (1799 г.) он был произведен в чин генерал-инспектора от кавалерии и титулован цесаревичем. Был командиром гвардии во время русско-французских наполеоновских войн 1805-1807 и 1812-1814 годов. С 1814 года Константин был главнокомандующим польской армией и генерал-губернатором Королевства Польского. В 1822 году Константин отрекся от своих прав на российский престол.
Первый брак с 15 февраля 1796 года на великой княгине Анне Федоровне, урожденной принцессе Юлии-Генриетте Ульрике Саксен-Кобург-Заальфельдской (11.09.1781 — 31.07.1860), выехавшей из России в 1801 году. Официально развелся 20 марта 1820 года.
Второй (морганатический) брак от 5 декабря 1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной, княгиней Лович (17.05.1795 — 17.11.1831), урожденной графиней Грудзинской.
В 1806—1820 — гражданский брак с Жозефиной, урожденной Лемерсье, Фридрихс по первому браку, которая после пожалования в 1816 году русского дворянского титула нарекла себя Ульяной Михайловной Александровой, Вейсс по второму браку (1820). Она умерла в 1824 году.
Константиновский комплекс комнат в Михайловском замке занимал юго-восточный угол первого этажа.
Александра Павловна (29.07.1783 — 04.03.1801), великая княгиня, палатина Венгерская.
С 19 октября 1799 года замужем за эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгрии Иосифом Антоном (27. 02.1776 — 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Она умерла через несколько дней после родов.
Елена Павловна (13.12.1784 — 12.09.1803), великая княгиня, герцогиня Мекленбург-Шверинская.
С 12 октября 1799 года замужем за наследным принцем Фридрихом Людвигом Мекленбург-Шверинским (06.02.1778 — 17.11.1819).
Мария Павловна (02.04.1786 — 06.11.1859), великая княгиня, великая княгиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853 г. вдовствующая великая княгиня, также носящая титул великой княгини.
С 22 июля 1804 года замужем за герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 — 26.06.1853), великим князем с 1828 года.
Екатерина Павловна (10.05.1788 — 29.12.1818), великая княгиня. Ей был пожалован титул великой княгини. Не использовала титул герцогини Ольденбургской. Королева Вюртемберга с 1816 года.
Первый брак с 18 апреля 1809 года на принце Петре-Фридрихе-Георге (Георгии Петровиче) Ольденбургском (09. 05.1784 — 15.12.1812). Она жила с мужем в России.
Во 2-м браке с 12 января 1816 года за Фридрихом Вильгельмом, кронпринцем Вюртембергским (16.09.1781-13.06.1864), ставший королем Вюртемберга Фридрихом-Вильгельмом I 18 октября 1816 года.
Ольга Павловна (11.07.1792 — 15.01.1795), великая княгиня.
Анна Павловна (01.07.1795 — 17.02.1865), великая княгиня, королева Нидерландов с 1840, впоследствии вдовствующая королева.
С 9 февраля 1816 года замужем за Вильгельмом, принцем Оранж-Нассау (06.12.1792-17.03.1849), великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельмом II), с 1840 года.
Николай Павлович (25.06.1796 — 18.02.1855), великий князь, в 1823 году назначен наследником престола Александром I.
Вступил на престол 19 ноября 1825 г., царствовал с 14 декабря 1825 г., коронован в Москве 22 августа 1826 г., в Варшаве 12 мая 1829 г.
С 1 июля 1817 г. женат на Александре Федоровне, урожденной принцессе Фредерике Луизе Шарлотте Вильгельмине Прусской (01. 07.1798 — 20.10.1860).
Михаила Павловича (28.01.1798 — 28.08.1849), великий князь.
Генерал-фельдцейхмейстер с рождения; Генерал-инспектор инженерных войск и командующий гвардией с 1825 г.; с 1831 г. надзиратель Пажеского и кадетского корпусов; с 1844 Главнокомандующий Гвардейским и Гренадерским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. и в подавлении польского восстания 1830-1831 гг. Он умер во время похода в Венгрию.
С 8 февраля 1824 г. женат на великой княгине Елене Павловне, урожденной принцессе Фредерике Шарлотте-Марии Вюртембергской (28.12.1806 — 09.01.1873).
Ново-Михайловский (Ново-Михайловский) дворец в Санкт-Петербурге
Ново-Михайловский (Ново-Михайловский) дворец построен в середине XIX века для великого князя Михаила Николаевича, сына Николая I. Считается из величайших образцов архитектурной роскоши Петербурга. Дворец расположен на Дворцовой набережной (Дворцовой набережной), так называемой «главной дворцовой улице Петербурга», и создан неутомимым петербургским дворцовым архитектором Андреем Штакеншнейдером. Он был назван Ново-Михайловским дворцом в отличие от Михайловского дворца на площади Искусств.
Новый Михайловский дворец стоит на участке земли с многовековой историей. В этом районе жили многие известные и влиятельные люди знатного происхождения. В начале 18 века на участке между Невой и Миллионной улицей архитектором Доменико Трезини была построена резиденция майора Василия Корчмина, инженера-артиллериста и доверенного лица Петра Великого, в честь которого якобы назван Васильевский остров. После этого на его месте был построен трехэтажный особняк в стиле итальянского ренессанса, принадлежавший князю Черкасскому, канцлеру Российской империи. Вскоре особняк перешел к графу Шереметеву и был переименован в «Миллионный дом», так как его главный фасад выходил на Миллионную улицу. В начале 1920 века здание было передано Департаменту княжеств и перестроено для нужд государственных учреждений архитектором Андреем Воронихиным. В 1830 году здесь служил великий русский писатель Николай Гоголь.
С 1857 по 1861 год здание Департамента княжеств и почти все близлежащие дома были полностью разобраны. На их месте была построена новая официальная резиденция семьи великого князя Михаила Николаевича и принцессы Цецилии Августы Баденской. Архитектор Андрей Штакеншнейдер умело преобразовал внутренние стены оригинальных зданий, расположенных здесь, в обширную анфиладу парадных залов. Главный фасад, обращенный к Неве, украсили колонны из каррарского мрамора и декоративные терракотовые скульптуры датского скульптора Давида Йенсена. При строительстве дворца использовались металлические фермы и балки — новаторская технология того времени. Дворец также был оборудован водопроводом, а в 1889 г., он был подключен к электричеству.
Роскошные интерьеры так же впечатляют, как и прекрасные фасады. Стены Великокняжеского зала украшены панелями из орехового дерева, здесь стоит красивый камин ручной работы из орехового дерева. В зеленом мраморном зале есть бассейн. В главном вестибюле есть гранитные колонны и величественная мраморная лестница, увенчанная чередой зеркал в рамах.