Килт: почему в Шотландии мужчины носят юбки
Вопрос, почему шотландцы носят килт, волнует многих людей, желающих ближе познакомиться с бытом и нравом жителей этой страны. Но надо отметить, что ответы на него будут отличаться друг от друга в зависимости от того, кто попробует дать разъяснение на эту тему. Попробуем разобраться.
Мнение историков
Человек, много прочитавший о традициях шотландцев, их исторических корнях и образе жизни много лет назад, на вопрос: «Почему шотландцы носят килт, откуда пошла такая традиция?», ответит, что мужская юбка в этой стране — не просто часть национального костюма. Это символ храбрости, свободы, мужества, суровости и упрямства настоящих горцев.
Юбку-килт когда-то в Шотландии носили не все жители этой страны. Хайлендеры, то есть горцы, живущие в условиях сурового климата, проходящие пешком или проезжающие верхом на коне огромные расстояния, ночующие под открытым небом, невзирая на осадки, были вынуждены пользоваться одеждой, которая облегчала их быт.
Килт был одеждой, не стесняющей движений, и одеялом, спасавшим от холода на ночлеге. Штанины брюк при ходьбе по высокой траве или горным тропам намокали и постоянно требовали просушки, с юбкой этой проблемы не было. А если нужно было вступить в бой, то килт отбрасывался в сторону, как лишний предмет, и горцы бросались в атаку, не скованные лишней одеждой.
Легенды и факты
Знатоки уверяют, что это не пустые слова. Известны несколько исторических фактов, подтверждающих такие бои. Но сначала красивая легенда. В 1544 году два клана, Макдональды и Камероны, объединившись, вступили в схватку с Фрейзерами. Так как все они были горцами, то пошли в бой, отбросив в стороны килты. Сражение осталось в былинах и памяти народа под названием «Битва рубашек».
Но через 100 лет, в 1645 году такое произошло на самом деле. Армия маркиза Монтроза, состоящая из трех тысяч шотландцев, приняла бой при Килсите с восьмитысячным отрядом сэра Уильяма Бейли.
Возможно, горцам помогли подготовка и выносливость, но в истории остался факт того, что в бой они ринулись раздетые. Победа была на их стороне.Почему шотландцы носят килт, несмотря на запрет властей?
В XVIII веке после подавления очередного восстания якобитов британские власти, усмотрев в национальной одежде горцев вызов общественному мнению, демонстрацию независимости и свободолюбия, попробовали приучить мужчин горных районов носить брюки. Жесткий запрет продержался 36 лет.
Но килт не исчез совсем. Дело в том, что он оставался в экипировке горских полков, а потому по истечении какого-то времени опять стал элементом, востребованным мужчинами этой страны.
Что же такое килт?
Вариантов происхождения слова множество, но наиболее достоверным кажется производное от «скотс», то есть «оборачивать вокруг себя». Но, может быть, название породил фасон одежды, ведь в переводе с древнеисландского — это просто складчатая одежда.
В обиходе шотландцев раньше были большой и малый килты. Большой – это сшитые между собой два куска ткани, составляющие единое полотно длиной 6-7 метров. Нижняя часть собиралась складками и закреплялась на талии ремнем, а верхняя – закидывалась на плечо, служила плащом или капюшоном. Становится очевидным, для чего шотландцы носят килт, почему появилась потребность в вещи, которая днем не занимала руки, выполняя функции верхней одежды, а ночью становилась палаткой, спальным мешком или пледом. Большой килт существовал уже в XVII веке, сейчас его почти невозможно увидеть в быту.
Малый килт появился спустя столетие, в XVIII веке. Это нижняя, более функциональная часть большого пледа. Кусок ткани оборачивается вокруг бедер и крепится уже ремешками с пряжками. Длина юбки бывает обычно до колена.
О чем может рассказать подобная вещь?
По традиции, шотландцы носят килты из толстой, шерстяной ткани — тартана. Тяжелая и плотная одежда практически не мнется и очень прочна. Владельцы носят свои килты подолгу. Тартан ткут, соблюдая сочетание и переплетение полос разного цвета. Это не просто дань эстетике. Известно, что у каждого шотландского клана используются в тартанах свои цвета и даже имеет значение порядок и угол пересечения полос. Узнать по одежде принадлежность к тому или иному клану было когда-то естественно и необходимо.
Но тартан мог поведать и о социальном положении владельца. Для этого достаточно было посчитать количество цветов, которые присутствовали в ткани: слуга – один цвет, фермер – два, офицер – уже три. Военачальник носил пять цветов на юбке, поэт – шесть и вождь – семь. Очень удобный способ выяснения общественного положения нового знакомого. Становится более понятным, почему шотландцы носят килты, хотя эта традиция в настоящее время практически ушла.
Килт становится повседневной шотландской одеждой
Уже в середине XIX века килт приобретает популярность не только среди горцев, неожиданно мужчины Шотландии сполна оценили эту одежду и стали ее носить.
Складчатые малые килты стали пользоваться популярностью у представителей интеллигенции и дворянства. Потом мода была подхвачена и распространилась по территории. Когда в 1822 году на официальный прием в килте пожаловал сам король Георг IV, распорядившийся одеться в национальный наряд всей местной знати, у этого предмета гардероба началась вторая жизнь.Почему шотландцы носят килт сегодня, что заставляет их ходить в столь «не мужской» одежде? Специалисты называют это желанием самоидентифицироваться в мировой среде, подчеркнуть и поддержать многовековые национальные традиции, наконец, просто почувствовать свободу и независимость, которыми так гордились предки.
Если еще двадцать лет назад килт был одеждой для официальных приемов, офисным нарядом, свадебным костюмом, то сегодня все большее количество мужчин предпочитает носить его в повседневной жизни.
Дополнительные аксессуары
Когда смотришь на фото шотландцев в килтах, задаешься вопросом, что еще положено носить в комплекте с национальной одеждой горцев. Так как юбка-плед шилась без карманов, нужен был кожаный кошель для хранения разных мелочей, называемый «спорран». Его подвешивали на поясе.
Спереди килт закрепляется специальной булавкой килтпином, изготовленной, как правило, в виде холодного оружия. На булавку наносятся кельтские узоры. Назначение килтпина — не столько скрепить полы юбки, сколько утяжелить ее низ.
Шотландские гетры, хосы – это длинные носки до колена, которые закрепляются на ноге с помощью шнуровки. В идеальном варианте присутствует головной убор. Берет должен быть тех же цветов, что и килт.
Возможно, есть еще одна причина, по которой современные шотландцы носят килт. Фото брутальных мужчин в юбках с непременным ножом за подвязкой производит сильное впечатление на женщин. Раньше, еще в XVII веке, шотландцы, не выходившие из дома без оружия, носили нож в подмышечном чехле. Но посещение любого дома требовало, чтобы гость не скрывал своего оружия, поэтому нож каждый раз перекладывался за подвязку правого гольфа.
Вскоре он там и остался.Современные дизайнеры и производители одежды уловили изменение модной тенденции в Шотландии и предложили потребителям интересные варианты килтов.
Почему Шотландцы до сих пор носят юбки и все ли это делают
Главная » Полезное » Важное
Важное
На чтение 3 мин Обновлено
По килту сразу же можно вычислить шотландца. Традиционную юбку носят и сегодня, причём мода на неё только растёт с каждым годом. У некоторых народов мужчина в юбке вызовет удивление, но только не в Шотландии. Здесь килт носится гордо, с честью. И сегодня на подиумах в модных коллекциях постоянно мужчины демонстрируют килт.
История килта
Национальная одежда для мужчин в Шотландии представляла собой не юбку, а просто отрез ткани в клетку, которая должна была обматываться вокруг талии. Пряжки и ремешки помогали надёжно фиксировать килт. Изначально килт представлял собой плащ, который помогал горцам не замёрзнуть в холода. Постепенно верхняя часть плаща была убрана и остался только нижний отрез ткани, именуемый юбкой.
Кто носит сегодня
Сегодня килт в моде, ни один модный показ не обходится без него. Его надевают шотландцы и сегодня по разным причинам:
- Свадьба отмечается по всем шотландским традициям, а это значит, что мужчины приходят в традиционной одежде. Шотландцы – это тот народ, который чтит свои обычаи и традиции. Поэтому следует им. В такой день выглядеть традиционно считается не данью моде, а данью уважения к своей истории.
- Для приветствия на спортивных соревнованиях международного и местного значения шотландцы надевают юбку. Так они сразу выделяются из толпы. Становится понятно, что это команда Шотландии.
- Выступления народных коллективов также происходит в народной одежде. Традиция носить килт имеет глубокие корни, и местные жители стараются их чтить.
- Иногда мужчины Шотландии надевают традиционный килт на официальный приём или мероприятие. Связано это с тем, что когда-то юбка была атрибутом горцев и военных. Они обматывали ткань вокруг пояса, и это помогало им не стесняться в движениях, было удобно. Как только начиналось сражение, килт сбрасывался, и сражение происходило уже без него.
- Стоит сказать о национальных праздниках. Здесь мужчины считают за честь одеться в национальный костюм. При этом они не только сами надевают юбку, но и их дети делают это вместе отцом. А потом вся семья отправляется на национальный праздник.
- Молодые люди иногда носят килт просто так, если им хочется выделиться и быть не такими, как все. Понятно, что парень в юбке сразу же обращает на себя внимание прохожих.
По поводу того, стоит ли носить килт, в Шотландии идут споры между старшим поколением и молодым. Старые люди утверждают, что носить килт надо только на соответствующих мероприятиях. Более молодое поколение считает, что надо носить то, что модно. А килт, похоже, никогда не выйдет из моды.
Поделится с друзьями
шотландских килтов – самый узнаваемый символ Шотландии
Thu Ly -  
(VOVworld) — Вы когда-нибудь видели шотландца в чем-то похожем на «юбку»? Если да, то не говорите ему это слово. Вас могут ударить по лицу. Этот предмет одежды называется «килт». Килт — один из самых узнаваемых символов Шотландии, которым очень гордятся современные шотландцы. Сегодня на канале VOV24/7 «Культурное рандеву» мы поговорим с Питером Ярроу из Шотландии о том, что делает «настоящего шотландца».
В: Привет, Питер Ярроу! С возвращением на культурное рандеву VOV24/7. На прошлой неделе, когда мы говорили о Эдинбургской королевской военной татуировке, вы сказали, что марширующий оркестр всегда носит килты во время выступлений. Это шотландская традиционная одежда?
A: Килт, каким мы его знаем сейчас, на самом деле является современным изобретением. Это не древняя традиция. В прошлом, когда у шотландцев была очень простая культура и образ жизни, женщины оставались дома и плели то, что мы называли «твид». Это была очень грубая ткань, но довольно толстая. Это был материал, который использовался в виде полос, чтобы просто обвязать мужчину или женщину, чтобы согреться. После 1745 года в Шотландии вспыхнуло восстание против английского короля, пытавшегося изгнать англичан из Шотландии, но они потерпели неудачу. После этого английский король ввел определенные правила о том, какие занавески нельзя носить, потому что он очень старался уменьшить шотландский национализм. И со временем это привело к стандартизации того, что люди носили.
В: Тогда когда впервые появился килт?
A: Килты действительно были, вероятно, введены в 19 ом веке, когда королева Виктория и ее семья представили определенные взгляды на то, как следует носить формальные килты. Примерно в то же время килты представляли собой короткие юбки, которые доходили до колен владельца. Мужчина, носящий его, всегда будет носить его с длинными носками, поэтому носки будут доходить до колен, а килты — до колен. Теперь это становится традиционным. Но стили были действительно приняты только в последние 150 лет. Так что это не древняя традиция, а традиция.
Королевская семья в килтах на официальном мероприятии (Фото: Reuters) |
В: Сколько существует видов килтов?
A: Что делает килты особенными, так это то, что существует множество различных круглых тартанов. Шотландки — это различные узоры, которые используются при изготовлении килта. И в Шотландии есть десятки различных тартанов, которые теперь обычно связаны с отдельными семьями или кланами. У разных известных семей есть свои тартаны. Некоторые из них зеленоватого цвета, некоторые красноватого цвета, а некоторые голубоватого цвета.
В: Вы имеете в виду, что у каждой семьи есть свой тартан?
О: Шотландки различаются в зависимости от клана, из которого вы на самом деле происходили. Моя мать, например, происходила из клана, называемого кланом Мюррей, и это позволяет мне, если я хочу носить тартаны Мюррея. Мой отец происходит из семьи Великих. Если я захочу, это позволит мне носить большие тартаны. Так что, если вы идете на свадьбу, например, где член известной семьи женится, вы можете обнаружить, что многие люди одеты в один и тот же тартан, потому что все они из одной семьи. Мой тартан Мюррея выглядит довольно зеленым с небольшим количеством синего и красного. Великий тартан выглядит более оранжевым, но имеет клетчатый вид.
В: Ого. Я могу себе представить, как ты нарядна в шотландках Мюррей или Гранд. Когда вы носите килты, кроме свадьбы?
О: Килт обычно носят по особым случаям, обычно на шотландской свадьбе, многие мужчины надевают килт. Он превратился в очень формальную форму одежды и в очень важных случаях, когда используется британское или английское выражение. Если это событие Black Tie, когда люди одеваются наиболее официально, они могут носить килты с длинными носками, элегантными черными туфлями, очень формальным жакетом, белым галстуком и галстуком, который сочетается с килтом. Галстук и килт обычно совпадают. По пути мужчины носили что-то, называемое «спорран». Спорран похож на сумку для хранения вещей.
В ходе недавнего исследования было проанализировано более 400 000 единиц одежды, взятых напрокат за последние 12 месяцев. Особое внимание уделялось килтам, арендованным для рождественских вечеринок, празднования Нового года, зимних свадеб и других официальных мероприятий (Фото: Reuters) |
В: Может ли кто-то, кто не является шотландцем, носить килт? Есть что-то для женщин?
A: Эквивалентной формой одежды для шотландских дам будет длинный килт. А длинный килт, как и очень длинная юбка, тоже из шотландки. У него также есть складки, очень элегантная форма платья, очень красивое для танцев. Мужчины и женщины танцуют в тартанах, и все всегда разные тартаны на танцполе, это очень привлекательное зрелище. Если вы приедете в Шотландию, найдутся люди, которые сделают для вас килт. Вы можете сшить килт так же, как вы сшили другую одежду. Существует очень формальный метод изготовления килтов со множеством складок вокруг килтов, так что это не просто обертывание ткани вокруг талии, а складки, придающие килтам особый вид.
В: Спасибо, Питер Ярроу, за рассказ о шотландских килтах. Настройтесь на культурное рандеву VOV24/7 на 104 FM каждый вторник, среду и субботу, чтобы узнавать культурные новости со всего мира. Или посетите наш веб-сайт vovworld.vn. Я Чт Ли, прощаюсь с вами до следующего раза!
Чт Ли
Тег
vov vovworld культура мировая культура Шотландия килт королевский костюм традиция символ тартан клан
Килт | Эссе | Метрополитен-музей
Килт стал символом естественной и безошибочной мужественности, но он имеет долгую историю вмешательства извне и преднамеренного переосмысления. С самого начала, когда он был основной одеждой горца, как шотландцы, так и не шотландцы использовали его как униформу, формальную и полуофициальную одежду, а также повседневную повседневную одежду. Способность килта оставаться узнаваемым, реагируя на меняющиеся обстоятельства и требования потребителей, сыграла важную роль в поддержании его популярности на протяжении последующих поколений и все чаще во всем мире.
Форма и эволюция
Килт, каким мы его знаем сегодня, возник в первой четверти восемнадцатого века. Известный горцам, говорящим на гэльском языке, как «маленькая накидка» ( feileadh beag ), он произошел от «большой накидки» ( feileadh mor ), или пледа с поясом, первого идентифицируемого «шотландского» костюма, появившегося в конец шестнадцатого века. Раньше шотландские гэлы носили ту же одежду, что и их ирландские коллеги, а именно рубашку, известную на гэльском как 9.0098 léine и полукруглая мантия, известная на гэльском языке как brat .
Плед с поясом состоял из шерстяной ткани длиной от четырех до шести ярдов и шириной около двух ярдов. В Highland Costume (1977) Джон Телфер Данбар объясняет, как плед с поясом располагался на теле. Его раскладывали на земле и собирали в складки, оставляя по бокам ровные участки. Мужчина лег на него одним краем примерно на уровне колена и пристегнул ремнем. Когда он вставал, нижняя часть была похожа на килт, а верхняя часть могла драпироваться вокруг тела в самых разных стилях. Однако несколько историков одежды отвергли этот метод по причине его непрактичности. Они предполагают, что наиболее прагматичным и эффективным по времени методом было собрать складки в руке, обернуть плед вокруг тела, свободно закрепить его ремнем, а затем затянуть его после окончательной регулировки складок.
Килт, который носят сегодня, представляет собой нижнюю часть пледа с поясом и застроченными складками сзади. Его изобретение приписывают Томасу Роулинсону, английскому мастеру по металлу, который нанял горцев для работы в своих печах в Гленгарри недалеко от Инвернесса. Найдя плед с поясом громоздким, он задумал «маленький килт» из соображений эффективности и практичности, средство вывести горцев «из вереска на фабрику». 1 Однако, как утверждает Дороти К. Бёрнем в Cut My Cote (1997), более вероятно, что преобразование произошло как естественный результат перехода от ткацкого станка с утяжелением основы к горизонтальному ткацкому станку с его меньшей шириной.
Романтизм: килт как национальная одежда
Вскоре после изобретения килта после восстания якобитов в 1745 году был принят Закон о дискилтинге. последняя попытка якобитов вернуть себе британский престол. Как и в предыдущих восстаниях якобитов, «Молодой претендент» искал и заручился поддержкой многих вождей Хайленда и их кланов. Когда якобиты потерпели поражение в битве при Каллодене (1746 г.) от герцога Камберленда и его войск, была предпринята кампания «умиротворения» Хайленда, «начавшаяся с огня и меча и перешедшая в социальную инженерию различных видов. ». 2 Последнее включало запрет на костюм горцев, который считался символом бунта и первобытной дикости.
Закон о дисквалификации сделал исключение для тех, кто служит в вооруженных силах. Первоначально полки Хайленда были одеты в клетку с поясом, но, чтобы соответствовать другим полкам британской армии, они носили красное пальто с обрезанными подолами, чтобы учесть его объемные складки. Другие отличительные особенности униформы горцев включали круглую синюю шляпу, небольшой кожаный спорран, красно-белые чулки до колен и черные туфли с пряжками. Однако примерно к 1810 году полки Хайленда заменили плед с поясом маленьким килтом. В то же время маленький практичный кожаный спорран превратился в большой, волосатый, декоративный предмет. Этот военный стиль начала девятнадцатого века должен был оказать длительное влияние на гражданскую одежду. Несколько историков одежды утверждали, что костюм Хайленда не сохранился бы в гражданской форме, если бы полки Хайленда не были сформированы и одеты в элементы их местной одежды.
В 1782 году усилиями Лондонского общества горцев Закон о дискелтинге был отменен. К тому времени килт перестал использоваться как элемент обычной одежды, что позволило Малкольму Чепмену в книге «Кельты: создание мифа » (1992) назвать «романтической реабилитацией хайлендской одежды». 3 Романтический взгляд был реакцией на городское и индустриальное и прославлением дикой природы. Больше не было угрозы с севера, образ Хайленда мог представлять эту дикую местность в бурлящей экономике «новой» Британии. Вместо опасных голоногих варваров горцы стали достойными восхищения, укороченной версией «благородных дикарей».
Романтическая реабилитация килта достигла своего апофеоза во время тщательно организованного государственного визита короля Георга IV в Эдинбург в 1822 году, во время которого он щеголял в полном горском платье. Этот «рекламный ход» продвигал килт как модную одежду среди шотландской знати и, таким образом, помог сделать килт национальной одеждой Шотландии. Однако одежда короля, как и та, которую носили шотландские дворяне, была далека от той, что носили горцы прошлого века. Учитывая тот факт, что они в основном предназначались для дамбы, собрания и бального зала, акцент делался на драматизме и зрелищности. Как отмечает Хью Чип в Тартан (1991 г.), «Платье горцев превратилось в «костюм в шотландку». Практичное платье со стилем стало… модным платьем, не имеющим особого отношения к функциональности». 4
На протяжении всего девятнадцатого века аристократическое покровительство продолжало придавать престиж этому новому городскому национальному стилю, в котором появились «правильные» предметы и стили одежды для дня и вечера. С 1840-х годов он получил новый импульс благодаря культу горной местности королевы Виктории. Королева разделяла романтическое видение Шотландии Георгом IV, и в 1852 году принц Альберт купил замок Балморал в Абердиншире. Части интерьера, в первую очередь личные апартаменты королевы, были украшены тартаном. Сама Виктория носила платья, сделанные из тартана «Платье Стюарт» или «Виктория», что вызвало тенденцию к моде на тартан во всем мире. Однако только в двадцатом веке женщины приняли килт как модную одежду. После Второй мировой войны появилась упрощенная версия килта в виде плиссированной юбки с запахом, подпоясанной поясом на талии и закрепленной у подола большой булавкой. Популярный среди женщин среднего и высшего класса, он также стал компонентом униформы частных школ в Англии и Америке, тем самым поддерживая коннотации килта с богатством и классовыми привилегиями.
Реконтекстуализация
К концу двадцатого века, когда Шотландия достигла нового уровня культурной и политической уверенности, «новое поколение [молодых] радикальных шотландцев… вернуло ношение килта из объятий почти двухсотлетней давности». истеблишмента, коммодифицированная джентрификация». 5 Викторианский стиль дневной и вечерней одежды уступил место современному. Многие молодые шотландцы начали носить свои килты для повседневного использования с футболкой или свитером, джинсовой или кожаной курткой, кроссовками или массивными ботинками с толстой подошвой и шерстяными носками, спускающимися до лодыжек. Как отмечает Лу Тейлор в The Study of Dress History (2002), «Теперь молодые шотландцы носят свои килты в соответствии со своими культурными кодами и в соответствии со своей национальной идентичностью». 6
В последнее время килт стал популярен среди не шотландцев, желающих создать самоуверенный модный образ. Это можно объяснить, по крайней мере частично, огромным успехом таких фильмов, как Роб Рой (1995) и Храброе сердце (1995). В традициях романтического движения конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков эти фильмы изображают горца как «героя-воина», воплощающего вневременные мужские ценности. Этот образ укрепился на спортивной арене, в первую очередь благодаря Highland Games, которые сейчас транслируются по всему миру. В таких событиях, как нанесение удара, бросок трости и бросок веса, они показывают мужчин с очевидной выносливостью, соревнующихся в килтах. Однако совсем недавно шотландские футбольные болельщики продвигали Горца как идеал красавца. Их племенные выходки и форма в килте получили широкую огласку во Франции во время чемпионата мира по футболу летом 1919 года.98. Благодаря таким изображениям килт стал представлять собой легкий доступ к мужской сексуальности Хайленда. Для не-шотландцев это дает средства для утверждения сознательной, но недвусмысленно мужской личности.
Современные дизайнеры активно используют гипермужественный оттенок килта в своих попытках привлечь внимание молодых мужчин, следящих за модой. В то же время различные дизайнеры пытались стереть границы между «килтом» и «юбкой», перерабатывая элементы дизайна килта. Как правило, они сосредоточили свои усилия на том, чтобы отдать предпочтение крою, а не тартану, специфичному для определенной культуры, используя нетрадиционные «уличные» материалы, такие как джинсовая ткань или кожа, и даже адаптируя его крой, длину и структуру. Эти «юбки-килты» предлагают мужчинам средство выражения откровенной мужественности, одновременно демонстрируя нетрадиционный образ. Как таковые, они оказались особенно успешными среди молодежи и контркультурных движений, таких как панки в 19-м веке.70-е и новые романтики 1980-х. С начала 1990-х килты и юбки-килты вошли в лексикон гей-моды. Килт, который носят геи как выражение гипермужественности и выставление напоказ кажущейся женственности, теперь стал стандартным предметом мужественного гей-гардероба.
1 Хью Тревор-Ропер, «Изобретение традиции: горная традиция Шотландии», в Изобретение традиции , под редакцией Эрика Хобсбаума и Теренса Рейнджера (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1983), с. 22.
2 Малкольм Чепмен, Кельты: создание мифа (Лондон: Macmillan, 1992), с. 125.
3 Там же, с. 140.
4 Хью Чип, Тартан: Хайлендская привычка (Эдинбург: Национальные музеи Шотландии, 1991), с. 52.
5 Лу Тейлор, Исследование истории одежды (Манчестер: издательство Манчестерского университета, 2002), с. 220.
6 Там же.
Цитата
Болтон, Эндрю. «Килт». В г. Хайльбрунн Хронология истории искусств г. . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/kilt/hd_kilt.htm (октябрь 2004 г.)
Дополнительное чтение
Чепмен, Малкольм. Кельты: создание мифа . Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина, 1992.
.Чип, Хью. Тартан: горская привычка . Эдинбург: Национальные музеи Шотландии, 19.91.
Данбар, Джон Телфер. Костюм Хайленда . Эдинбург: Блэквуд, 1977.
.Данбар, Джон Телфер. Костюм Шотландии . Лондон: Бэтсфорд, 1981.
.Скарлетт, Джеймс Д. Шотландские кланы и тартаны . Лондон: Ссылки для обучения, 1984.
.Тревор-Ропер, Хью «Изобретение традиции: горная традиция Шотландии». В г. Изобретение традиции г. под редакцией Эрика Хобсбаума и Теренса Рейнджера, стр.