Вуппертальская подвесная дорога или перевернутый трамвай
Население германского города Вупперталь (тогда это была агломерация нескольких населенных пунктов) уже в конце 19 века составляло примерно 400000 человек. Дороги в нем были не очень широкие и предназначались для пешеходов и конных экипажей.
Индустриализация и развитие поставило ребром вопрос общественного транспорта. Метро здесь не построить из-за скалистой местности и больших объемов грунтовых вод. Проложить традиционные трамвайные пути мешали довольно узкие улицы.
Но практичные немецкие инженеры нашли выход. Если трамвай не поставить на землю, то почему бы его не подвесить. В результате появилась Вуппертальская подвесная дорога.
Вуппертальская подвесная дорога на карте
- Географические координаты 51.269690, 7.197132
- Расстояние от столицы Германии Берлина примерно 450 км по прямой
- До ближайшего аэропорта Дюссельдорфа около 30 км
Подвесная трамвайная дорога представляет собой двухколейную монорельсовую систему, подвешенную на специальных эстакадах. То есть по дороге могут курсировать поезда во встречных направлениях. Её длина 13,3 километра. Из них целых 10 проходит над рекой Вуппер на высоте 12 метров, а остальная часть уже над городом и чуть ниже, всего на 8 метрах. Максимальная скорость, которую способен развивать воздушный трамвай около 60 км/час, но обычно он ходит по маршруту со средней скоростью в 30 км/час.
Строительство началось в 1898 году, причем в этот же год были проведены первые испытания подвесной дороги. Уже в 1900 году сам кайзер Вильгельм II (на тот момент управлявший страной) прокатился на первом воздушном трамвае. Случилось это 24 октября 1900 года, а уже 1 марта 1901 года Вуппертальская подвесная дорога была открыта для широких слоев населения.
Официально она называется Монорельсовая подвесная дорога системы Ойгена Лангена. (в оригинале Einschienige Hängebahn System Eugen Langen). Сейчас воздушная дорога имеет 20 станций. Большинство из них построили в первые 3 года с момента запуска её в эксплуатацию.
Технически воздушный трамвай это несколько вагонов, в прямом смысле подвешенные над землей. Сам подвижной состав длиной 24 метра рассчитан на перевозку 178 человек. Из них только 48 пассажиров смогут проехаться сидя (именно столько мест для сидения предусмотрено конструкторами). Остальным же придется проделать воздушный путь стоя. Но и у тех, и у других будет возможность почувствовать себя в фуникулере где-нибудь в горах.
Вуппертальская подвесная дорога и слон
Как у любого другого общественного транспорта, на подвесной дороге случались неприятности. Широко известен случай со слоном Туффи. 21 июля 1950 года директор цирка «Althoff» Франц Альтхоф в целях рекламы решил прокатить слона по имени Туффи по этой дороге.
Но, то ли слон не оценил оказанной ему чести, то ли у него не было билета на воздушный трамвай, в общем Туффи стал нервничать и с легкостью проломил боковую стенку трамвая и вывалился наружу. Хорошо, что в этот момент поезд проносился над рекой. Туффи упал прямо в неё, и отделался небольшими ссадинами и легким испугом.
А вот в салоне началась паника, и несколько пассажиров получили ранения. Но все закончилось благополучно, все живы и здоровы. Слона выловили из реки. Теперь на доме в том месте нарисован падающий из трамвая слон. Тоже своего рода достопримечательность. Справедливости ради отметим, что фотография падения слона – это всего лишь монтаж, так как тогда просто некому было фотографировать этот инцидент.
К сожалению, 12 апреля 1999 года авария поезда закончилась гораздо печальнее. Из-за оставленного после ремонта на пути металлического зажима, поезд сошел с рельс и рухнул в реку. Тогда погибли 5 человек и около 50 получили разного рода травмы.
В 2008 году 5 августа тоже было зафиксировано ДТП с автокраном. Воздушный трамвай столкнулся с проезжавшим под ним автокраном, водитель которого серьезно пострадал.
Надо сказать, что немцы придумали и возвели интересные постройки. Например, Бастайский мост, построенный в горах. Иногда он даже оказывается выше облаков. И стоит отдать должное немецкой изобретательности, вспомнив про не менее потрясающее строение – Магдебургский водный мост.
Интересные факты про Вуппертальскую подвесную дорогу
- Никто и нигде не повторил этот транспортный эксперимент в качестве общественного. Так что с полной уверенностью можно заявлять, что эта воздушная дорога единственная в своем роде
- Дорога до сих пор находится в эксплуатации
- Ежедневно этой воздушной дорогой могут воспользоваться примерно 80000 человек
- В 2013 году Вуппертальской подвесной дорогой воспользовалось 19 308 000 человек
- Несмотря на произошедшие неприятности, Вуппертальская подвесная дорога считается одной из самых безопасных в мире. Она прослужила целых 98 лет до первой серьезной трагедии
- Даже в начале Второй Мировой Войны воздушная дорога продолжала работать, но была закрыта с 1943 по 1946 годы из-за повреждений
Вуппертальская подвесная дорога фото
«Летающий поезд» — знаменитая подвесная дорога в Вуппертале – DW – 08.
01.2023Одна из станций Вуппертальской дороги в 1912 году Фото: akg-images/picture-alliance
ТуризмГермания
Максим Нелюбин
Вуппертальская подвесная железная дорога была введена в эксплуатацию более 120 лет назад и давно стала популярной достопримечательностью. | 11 фотографий
https://p.dw.com/p/79k7
Реклама
Вуппертальская подвесная железная дорога (Wuppertaler Schwebebahn) была открыта более 120 лет назад — 1 марта 1901 года. С тех пор много воды утекло в реке Вуппер, над которой она проложена посреди Рурской области. Перед нами — действующий памятник технической истории, модернизированный и продолжающий играть важную роль в транспортной системе города.
Паровоз, монорельс, обычный трамвай и конная повозка в Вуппертале на снимке 1905 годаФото: picture alliance / IMAGNO/Austrian ArchivesВагоны примерно за полчаса преодолевают около тринадцати километров, делая два десятка остановок. Некоторые туристы приезжают в Вупперталь лишь с одной целью — прокатиться на этом монорельсе, однако подавляющее число пассажиров составляют все же местные жители, всего — около 65 тысяч поездок ежедневно, за год — примерно 24 миллиона.
Конный трамвай и новая подвесная дорога в Вуппертале на почтовой открытке 1909 годаФото: akg-images/picture-allianceПочему большую часть дороги построили над рекой, выбрав такой необычный вариант? Дело в том, что город растянулся вдоль Вуппера — долины в этом месте не очень широкой и плотно застроенной. Места для обычных трамвайных путей здесь уже не было. Прокладывать метро было бы слишком сложно из-за скалистых пород и высокого уровня грунтовых вод.
«Императорский вагон» Вуппертальской подвесной дороги. В октябре 1900 года, еще до официального открытия дороги, поездку на нем совершил император Германии Вильгельм II, посетивший этот город вместе со своей супругой императрицей Августой ВикториейФото: picture-alliance/dpa/S. ZieseПрибытие Вильгельма II и Августы Виктории на станцию Дёпперсберг (Döppersberg) в 1900 годуФото: Stadtwerke_Wuppertal/dpa/picture-allianceСейчас музейный вагон используется для экскурсий, свадеб и других торжеств Фото: Rainer Hackenberg/picture allianceНаселение этой промышленной агломерации в конце позапрошлого века составляло около 400 тысяч человек. На момент строительства дороги города Вупперталь, кстати, вообще еще не существовало! Он был нанесен на карты и внесен в реестры под этим названием в 1929 году, объединив несколько граничивших друг с другом поселений на Вуппере. Поэтому в первые десятилетия существования в названии этой дороги упоминались именно они — «Schwebebahn Barmen-Elberfeld- Vohwinkel». Ныне — городские районы Вупперталя: Бармен, Эльберфельд и Фовинкель.
Подвесная монорельсовая дорога была и остается большой редкостью. Она также свидетельствует об экономической мощи этого региона в эпоху индустриализации. Только посмотрите, как выглядят станции, больше напоминающие дворцы.
Станция Дёпперсберг на фотографии 1930-х годовФото: arkivi/picture alliance Станция Вертер Брюкке (Werther Bruecke) в наши дни. Обратите внимание на лифт, пристроенный во время модернизации для того, чтобы сделать дорогу безбарьерной. Новые вагоны также спроектированы с учетом этих требований, чтобы было достаточно места для детских и инвалидных колясокФото: S. Ziese/blickwinkel/picture alliance Днем по дороге передвигаются 18 вагонов, в вечернее время — 11. На этом снимке — как раз один из них, после часа пикФото: Oliver Berg/dpa/picture allianceКак слониха Туффи выпала из вагона и попала в историю города
Долгое время подвесной трамвай считался одним из самых надежных транспортных средств в мире — ни встречного движения, ни перекрестков, ни пешеходов, разве что птица какая-нибудь пролетит. Однако в историю вуппертальского трамвая прочно вошла курьезная история, главным действующим лицом которой оказалась слониха по имени Туффи.
Падающая из вагона слониха Туффи на граффити в Вуппертале Фото: Creative Commons/AtamariЛетом 1950 года директор гостившего здесь цирка решил устроить необычную рекламную акцию. Для этого он отправил слониху Туффи прокатиться в знаменитом подвесном вагончике. Конечно же, участвовать в перформансе пригласили журналистов. Все шло гладко, слониха вела себя в трамвае не хуже хорошо воспитанной собаки, но ровно до первых вспышек фотокамер. Они так напугали цирковое животное, что слониха выпрыгнула из вагона прямо на ходу. По другой версии, слонихе просто стало скучно в тесном вагоне. Осколки разбившегося стекла ранили одного из журналистов.
Высота была небольшой, Туффи удачно приземлилась, вернее — приводнилась в неглубокий Вуппер. В общем, все обошлось легким испугом и огромным количеством статей в прессе. Туффи получила несколько ссадин и статус культового животного. Изображения этой слонихи можно увидеть в Вуппертале в самых разных местах. В конце 2022 года Туффи установили еще один новый памятник в Рурской области. Он был создан для регионального Музея индустриальной истории (LVR-Industriemuseum) в городе Оберхаузен.
Аварии и происшествия
Происшествия на монорельсе случались и раньше — до истории со слонихой, но к человеческим жертвам они не приводили. Однако 12 апреля 1999 вуппертальский монорельс стал местом крупной аварии. Ремонтники тогда забыли убрать металлические когти, поставленные на рельс ночью. Утром первый трамвай, наскочив на них, сорвался и упал в реку. Погибли пять человек, более четырех десятков получили ранения. После расследования и ремонта монорельсовую дорогу снова ввели в эксплуатацию.
Место аварии в апреле 1999 годаФото: Herbert_Spies/dpa/picture-alliance2010-е годы также были омрачены серией технических происшествий и внештатных ситуаций. На некоторое время движение останавливалось. Пассажиры были вынуждены пользоваться автобусами, курсировавшими вдоль маршрута подвесной дороги, сетуя на неудобства и с нетерпением ожидая возвращения в строй своего любимого монорельса.
Вуппертальская дорога — в музейной коллекции
Чтобы не завершать рассказ на авариях и проблемах, отметим, что фотография Вуппертальской подвесной дороги «Летающий поезд» — «The Flying Train», сделанная в 1902 году, даже попала в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA).
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Перевернутая железная дорога Германии: Wuppertal Schwebebahn
Си-Эн-Эн —
Подвесные железные дороги сегодня кажутся анахронизмом — видением транспорта 19-го века о том, как будет выглядеть транспорт будущего.
В отличие от скучных обычных железнодорожных линий, которые прочно закреплены на твердой земле, подвесные железные дороги свисают под рельсами, подвешенными к пилонам. Их вагоны пролетают над дорогами, реками и другими препятствиями, а пассажиры наслаждаются видом.
Идея, по иронии судьбы, так и не была реализована, несмотря на несколько успешных, хотя и недолговечных начинаний, таких как Braniff Jetrail Fastpark System, которая перевозила пассажиров от парковки до терминала в Даллас Лав Филд в течение четырех лет, прежде чем аэропорт закрылся в 1974 году.
Сегодня единственные действующие подвесные железные дороги находятся в Японии и Германии. И именно в Германии можно найти оригинальную и все еще очень лучшую, все еще сильную во всей своей славе стимпанка — Wuppertal Schwebebahn.
Все началось в 1880-х годах, на закате так называемой эры быстрого промышленного роста имперской Германии. Предприниматель и инженер Ойген Ланген экспериментировал с подвесной железной дорогой для перевозки товаров на своем сахарном заводе в Кёльне.
Тем временем в соседнем городе Вупперталь возникла проблема. Бурно развивающаяся местная текстильная промышленность привела к тому, что этот район вырос из небольшой группы поселений вдоль реки Вуппер в городское разрастание с 40 000 жителей, которым теперь нужно было передвигаться.
Поскольку длинная и извилистая речная долина делала невозможным использование традиционных железных дорог или трамваев, городские власти предлагали решения проблемы — и тут появился Ланген.
В 1893 году он предложил свою подвесную железнодорожную систему городу, который ухватился за это предложение. Строительство началось в 1898 году, а в 1901 году линия была торжественно открыта, когда император Вильгельм II совершил пробную поездку с женой Огюст Викторией.
Самые невероятные железнодорожные путешествия в мире
Почти 20 000 тонн стали было использовано для создания эстакады, проходящей через весь город. Его 20 красивых станций в стиле модерн дополняли стеклянные и деревянные интерьеры вагонов, вмещающих 65 человек каждый.
Сеть была расширена до своей окончательной длины в 13,3 км (8,3 мили) в 1903 году, при этом поездки начинались и заканчивались на поворотных петлях, соединенных со станциями линии Фохвинкель и Обербармен.
Новая железная дорога пользовалась успехом у местных жителей. В течение следующих нескольких лет длина поездов была увеличена с двух до шести вагонов, курсирующих каждые пять минут.
Вуппертальская подвесная железная дорога способна преодолевать такие препятствия, как дороги и водные пути.
Оливер Берг/picture-alliance/dpa/APКоличество пассажиров сократилось во время Первой мировой войны, когда многие рабочие Вупперталя служили в армии кайзера, но к 1925 году сеть уже перевезла 20 миллионов пассажиров по нежной реке Вуппер.
Во время Второй мировой войны сеть сильно пострадала от бомб союзников во время тяжелых воздушных налетов на Вупперталь в мае и 19 июня.43, и снова в январе 1945 года, но к Пасхе 1946 года, не прошло и года после окончания боевых действий в Европе, как весь маршрут уже вернулся в строй.
Для Розмари Вайнгартен, которая родилась в районе Бармен Вупперталя в 1933 году, Schwebebahn остается культурным флагманом города из-за его долговечности.
«Я не думаю, что есть более культовый символ, представляющий Вупперталь и Бармен, чем Schwebebahn. Он всегда был со мной, и я горжусь тем, что он все еще работает», — сказала она CNN.
Статуя Туффи стоит на том месте, где он приземлился.
Тим Олберманн/picture-alliance/dpa/AP ImagesВ 1950 году у Schwebebahn был самый известный на сегодняшний день пассажир, даже более известный, чем Кайзер: слон Туффи.
Цирк Альтоффа был в городе и организовал рекламную поездку для молодого толстокожего, который в то время был небольшой знаменитостью в Западной Германии. Туффи, как правило, бесстрашно относилась к людям, поэтому владелец цирка Франц Альтхофф регулярно использовал ее для рекламы своего шоу.
Сначала ее поездка по Schwebebahn, казалось, прошла просто отлично. Она села на поезд на станции Вупперталь-Бармен (где Альтоффу пришлось купить четыре билета для Туффи и один для себя).
Но вагон был битком набит журналистами и официальными лицами, поэтому, когда Туффи через несколько минут попыталась повернуться, она не смогла и запаниковала. Сначала она растоптала ряд сидений, а затем прыгнула через окно в реку на 10 метров ниже.
Глубина реки в этом месте составляла всего 50 сантиметров (20 дюймов), но земля была грязной, поэтому Туффи получил лишь несколько царапин. Альтхофф, по-видимому, хотел прыгнуть за ней, но вместо этого продолжил путь до следующей остановки, откуда побежал обратно к ошеломленному слону и повел его обратно в цирковой лагерь.
Статуя из базальта, созданная в 2020 году художником Берндом Бергкемпером, находится именно на том месте, где Туффи приземлился в 1950 году.
Сегодня мягко покачивающийся Schwebebahn больше не перевозит слонов, но все еще используется в качестве пригородного поезда, перевозящего поразительные 25 миллионов пассажиров ежегодно, до пандемии.
К сожалению, почти все славные вагоны первого поколения ушли в прошлое, и даже культовые вагоны GTW 72, представленные в 1972 году и прослужившие 27 лет, были заменены гладкими синими поездами «Поколения 15», введенными в эксплуатацию в 2016 году.
Даже с новыми поездами сама Schwebebahn остается популярной среди поклонников.
«Мое восхищение Schwebebahn заключается в том, как она была построена более 100 лет назад», — говорит архитектор из Кельна Кристиан Буш. «Реализовать такой проект без автоматизированных систем сегодня было бы немыслимо.
«Поездка по Schwebebahn позволяет пассажиру получить необыкновенное представление о жизни местных жителей и действительно выглядит как ярмарочная достопримечательность прошлых дней».
Schwebebahn для пользователей, не являющихся слонами, остается чрезвычайно безопасным способом передвижения.
Вплоть до 1999 года он даже считался самым безопасным видом общественного транспорта в Германии, зафиксировав лишь несколько небольших аварий за почти 100 лет эксплуатации.
19 апреляОднако в 99 году Schwebebahn пережила свой самый мрачный час: пять человек погибли и 47 получили ранения, когда поезд столкнулся со 100-килограммовым железным крюком, оставленным во время строительных работ, и погрузился на восемь метров в Вуппер.
С тех пор у железной дороги были взлеты и падения, особенно после последней модернизации, когда в 2018 году 350-метровый силовой кабель обрушился на улицу внизу и вывел из строя Schwebebahn почти на девять месяцев, что стало самым длительным сбоем в ее истории.
Железная дорога вновь открылась в 2019 году, и жители Вупперталя снова с удовольствием пользуются ею.
Советская шпионская паровая железная дорога, которая работает до сих пор
Железная дорога ежегодно перевозит 25 миллионов пассажиров.
Роланд Вейхраух/picture-alliance/dpa/AP cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_6DD4EFB3-FFE0-9D4A-585C-B8FF9218E2B8@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Учитывая его невероятную историю и культовый вид, неудивительно, что Schwebebahn вдохновила множество произведений искусства и популярную немецкую культуру в целом.Об этом упоминалось в 1902 в научно-фантастическом романе «Альтнеуланд» («Старая новая земля») сионистского писателя и политического деятеля Теодора Герцля. Это показано в фильме режиссера Вима Вендерса 1974 года «Алиса в ден Штедтен» (Алиса в городах), в драме Тома Тыквера 2000 года «Der Krieger und die Kaiserin» (Воин и императрица) и снова в фильме Вендерса 2011 года. «Пина» в честь другой иконы Вупперталя, хореографа Пины Бауш.
Английский художник Даррен Алмонд, номинант на премию Тернера, создал фильм Super 8 под названием «Швебебан» в 1919 году. 95, а Музей современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке имеет в своей коллекции двухминутный фильм 1902 года, снятый из вагона Schwebebahn с уникальным видом на декорации Вупперталя.
Как для местных жителей, так и для приезжих Schwebebahn остается любимым анахронизмом.
«Сегодня по статическим и экономическим причинам часто выбирают серый бетон, который характеризует нашу инфраструктуру», — говорит архитектор Кристиан Буш. «Но железные балки Schwebebahn позволяют поездам перевозить своих пассажиров, не принимая во внимание постоянно растущий объем движения внизу, и они выглядят великолепно».
Японская монорельсовая дорога Shonan обозначена как дочерняя железнодорожная линия Schwebebahn.
ЭНОШИМА, ЯПОНИЯ — 16 августа: Монорельс Сёнан проходит по дороге 16 августа 2019 года недалеко от Эносимы, Япония. Эносима, запланированная для проведения соревнований по парусному спорту, является одним из нескольких районов столицы Японии и ее окрестностей, которые будут участвовать в Олимпийских играх 2020 года в Токио. (Фото Карла Корта/Getty Images)И этот всеми любимый анахронизм может указать путь в будущее. С 2018 года Schwebebahn является дочерней железной дорогой монорельса Shonan в японском городе Камакура, чтобы делиться передовым опытом и продвигать подвесные железные дороги как экологически безопасные способы передвижения.
И если вы когда-нибудь побываете в Вуппертале и захотите почувствовать себя по-настоящему модно, в эксплуатации осталась одна великолепная оригинальная карета, та, которую Вильгельм II и Огюст Виктория использовали в 1900 году.
Известный как Kaiserwagen или Imperial Carriage, его можно заказать для частных мероприятий, включая свадьбы.
Старейший в мире подвесной электропоезд вновь открылся в Германии | Германия
Старейшая в мире электрическая подвесная железная дорога вновь открылась в западногерманском городе Вупперталь после самого длительного в ее истории закрытия на капитальный ремонт.
Пассажиры и любители поездов встретили висящий поезд, или Schwebebahn, который был закрыт почти девять месяцев, аплодисментами и аплодисментами, когда он покинул депо в Обербармене сразу после рассвета.
«Вупперталь довольно привязан к своему подвесному поезду», — сказал собравшейся толпе мэр города Андреас Муке. «Это не только самое важное транспортное средство… но и визитная карточка города, известная во всем мире».
120-летняя железная дорога, которая перевозит 85 000 пассажиров в день по восьмимильному маршруту, была закрыта после обрушения части системы распределения электроэнергии в ноябре.
Поэт из Вупперталя Эльза Ласкер-Шулер сравнила путешествие по монорельсу с воздушным полетом на спине «стального дракона». Большая часть пути проходит по быстро текущей реке Вуппер, на 12 метров (39 футов) ниже вагонов. В конце линии рельсы изящно изгибаются, позволяя поездам разворачиваться.
По подвесной железной дороге проходят два поезда. Фотография: Friedemann Vogel/EPAОператоры железной дороги говорят, что ее преимущества заключаются в том, что не нужно бороться с пробками или развязками, а также со снегом или листьями на пути.
Он привлекает любителей транспорта со всего мира, которые могут прокатиться по его маршруту по 24-часовому билету за 7,10 евро (6,50 фунтов стерлингов). Мост Вертера в стиле модерн.
Недавнее закрытие железной дороги стало самым продолжительным со времен Второй мировой войны, во время которой она подвергалась сильным бомбардировкам. Тогда официальные лица сочли делом гордости вложить все необходимые ресурсы в быстрое восстановление самой важной достопримечательности города, и в 1919 году она была вновь открыта.46.
Швебебан вдохновлял поэтов и авторов песен. Он упоминается в утопическом романе Теодора Герцля 1902 года «Альтнеуланд» («Старая новая земля»), в котором он упоминается как идеальный вид городского транспорта. Он фигурирует в фильме режиссера Вима Вендерса «Алиса в ден Штадтен» («Алиса в городах») и в трилогии «Поезд» Даррена Алмонда, номинанта на премию Тернера 1995 года.
Поезд вдоль реки Вуппер. Фотография: DEA/E. GANZERLA/De Agostini через Getty ImagesСамый известный инцидент в его истории касается индийского слона. 19 июля50. Трехлетнее животное по кличке Туффи, находившееся в Вуппертале с гастрольным цирком Франка Альтхоффа, было загружено в вагон № 13 вместе с группой журналистов и фанатов в рамках рекламного трюка.
По словам свидетелей, слониха, запаниковавшая из-за давки в переполненном вагоне, села на деревянное сиденье, в результате чего оно сломалось, прежде чем изо всех сил рвануть через левую сторону поезда.