Подвиг маресьева: Подвиг настоящего человека: жизнь Алексея Маресьева

Сильный духом: 80 лет назад совершил свой подвиг летчик Алексей Маресьев

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Русское оружие

08.04.2022 18:12

Поделиться

Олег Галицких

С 5 по 22 апреля длилась борьба за выживание тяжело травмированного советского пилота, чей самолет был сбит во время Демянской операции в новгородских лесах.

Алексей Маресьев прошел обучение в Читинской школе военных пилотов и в Батайском авиационном училище. В 1940 году, по окончании обучения, получив звание младшего лейтенанта, он был оставлен в училище в качестве летчика-инструктора.

С началом Великой Отечественной войны, в августе 1941 года Маресьева отправили в 296-й истребительный авиаполк ИАП) на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет он совершил 23 августа в Восточной Украине. В марте 1942 года пилота назначили командиром звена с переводом на Северо-Западный фронт в 580-й ИАП. Здесь он одержал свою первую победу: 1 апреля сбил немецкий военно-транспортный самолет Ju-52, а 4 апреля Маресьев сбил еще два аналогичных транспортника. В эти дни он летал в зону так называемого «Демянского котла», где в ходе наступления Красной Армии удалось окружить 2-й корпус 16-й армии вермахта. Попавших в котел немцев активно снабжали по воздуху десятки транспортных самолетов. Вот три из них и сбил Маресьев.

Но 5 апреля удача покинула летчика. Его Як-1 был сбит над лесом. Маресьеву, однако, удалось увести падающий самолет за линию фронта, на территорию, контролируемую советскими войсками. Як-1 упал в лесу, всего в 4 километрах от деревни Рабежа. Но, по всей видимости, никто из жителей деревни этого не заметил. И началась 18-дневная эпопея выживания пилота, получившего тяжелые ушибы (и, вероятно, сотрясение мозга) при падении. Маресьев ползком стал продвигаться на восток, ориентируясь по солнцу. Несмотря на то, что наступил апрель, погода была холодной, а ночью заметно подмораживало. Естественно, никакой провизии у пилота не было, он питался тем, что мог найти в лесу и на болотах. Делать это было очень сложно: толщина снежного покрова той весной была не меньше метра. Однажды Маресьева увидели жители деревни Плав, но забрать его не решились, поскольку на их вопросы он не смог ответить, и деревенские подумали, что перед ними немец. Позже его обнаружили двое местных мальчишек. Имена их известны, это были Саша Вихров и Сережа Малин. Они побежали в деревню и позвали на помощь деда Малина, который снарядил для перевозки едва живого и крайне истощенного летчика подводу.

Здесь каноническая история спасения Маресьева имеет некий провал. Просто сообщалось, что за ним прилетел самолет. Но каким образом военные власти узнали, что в глухой лесной деревне нашли сбитого летчика? Современные исследователи считают, что кто-то из местных сообщил о нем в НКВД.

Тем не менее, для Маресьева это закончилось благополучно: его отправили в госпиталь в Москву. С этого момента начался второй его подвиг — возвращение в небо. Хотя поначалу его сочли безнадежным: ноги были поражены гангреной, прогрессировало заражение крови. Врачи думали, что со дня на день летчик умрет. Но Маресьеву опять повезло: его взялся лечить профессор Николай Теребинский, выдающийся хирург. Он сделал пилоту операцию, ампутировав ступни, а затем следил за его выхаживанием. Со временем Маресьев научился не только ходить, но и танцевать на протезах.

Дальнейшее уже известно многим благодаря книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и одноименному художественному фильму. Маресьев со временем убедил медкомиссию, что готов вернуться в строй и летать как прежде. 19 июля 1943 года в районе Курской дуги Алексей Маресьев открыл новый счет сбитым самолетам врага: уничтожил пикирующий бомбардировщик Ju-87. До марта 1945 года он сбил еще 6 вражеских машин. Таким образом, его личный счет за годы войны составил 10 самолетов врага. Алексею Маресьеву присвоили звание Героя Советского Союза. К тому времени с такой необычной биографией он уже стал очень знаменитой личностью. И командование решило больше не рисковать его жизнью, отозвав с фронта и назначив на должность инспектора-летчика вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА.

После войны Маресьев был задействован также в военно-патриотической работе по воспитанию молодежи, многократно приглашался на разные значимые и пафосные мероприятия международного звучания. Как рассказывают близкие и друзья легендарного пилота, эта деятельность его, человека скромного по натуре, сильно тяготила.

Алексей Маресьев скончался 18 мая 2001 года, прожив 85 лет.

Поделиться

#самолеты

#истребители

#Великая Отечественная война

Жить будет: 80 лет назад свой подвиг совершил Алексей Маресьев

Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ

05.04.2022

80 лет назад, 5 апреля 1942 года, в небе над Новгородчиной был подбит истребитель Як-1, которым управлял младший лейтенант Маресьев. В то время шли «бесконечные, злые» бои в районе Демянского котла, и если зимой красноармейцам удалось окружить немецкий корпус, то в весенние месяцы гитлеровцы сумели вырваться из кольца.
1942-й начался для нашей армии трагически, огромными потерями, а для Алексея Маресьева тогдашние сражения послужили и величайшим испытанием, и дорогой в бессмертие.

«У меня трое старших братьев, так вот, они — умные, а я в летчики пошел», — шутил много лет спустя Алексей Петрович, родившийся на Волге, под Камышином, в большой крестьянской семье. Отец, солдат Первой мировой, умер от ран, когда будущему «настоящему человеку» исполнилось три года. Ребенком он тяжело перенес малярию, приведшую к раннему ревматизму. И тем не менее Алеша мечтал стать летчиком (в крайнем случае — конструировать самолеты), в юности дважды подавал заявление в летную школу, но врачи не допускали до приемных экзаменов из-за все той же болезни: парень казался слишком слабым для полетов. В 1934-м его по комсомольской путевке направили на Дальний Восток, где он приблизился к осуществлению давней мечты, стал заниматься в аэроклубе.

В дальнейшем служил в погранвойсках на Сахалине, причем в авиационном отряде, хотя в небо, будучи механиком, не поднимался. После армии Алексей пробился-таки в Читинскую школу летчиков, которую вскоре после этого перевели в Батайск. С началом войны летный инструктор Маресьев оказался в действующей армии уже как пилот истребителя И-16.

В ДЕМЯНСКОМ КОТЛЕ

Свой первый бой он принял 23 августа 1941 года в районе Днепродзержинска, первые сбитые вражеские самолеты записал на свой счет в начале 1942-го, в Новгородской области. В начале апреля в районе Демянского котла его «Як» получил несколько пробоин, а сам пилот был ранен. После войны Алексей Петрович вспоминал: «Я был привязан ремнями, но их оторвало и меня выбросило из самолета. Так что я упал метров с 30, хотя точно не знаю. По-видимому, получилось так, что упал на снег, а потом покатился по дороге и ударился виском, и минут 40 лежал без памяти. Потом, когда очнулся, чувствую что-то на виске, приложил руку — кровь, и висит лоскуток кожи. Я его хотел сначала оторвать, а потом чувствую, что кожа толстая, и обратно ее приложил к пораненному месту.

Кровь там запеклась, и все потом заросло».

Фрагменты боевой машины разлетелись в разные стороны — не собрать. В двух шагах были немецкие позиции, но наш летчик приземлился на территории, не занятой врагом. В голове Алексея возникали миражи, галлюцинации, ему казалось, что поблизости, на поляне, видны советские истребители, красноармейцы, и он пытался к ним подползти, но вокруг не было ни души. За 18 суток Маресьев съел, по собственному признанию, лишь несколько кореньев, муравьев и ягод клюквы. Отмороженные, разбитые ноги не чувствовал и все те дни мог только ползти…

Не сдавался и очутился в какой-то момент на перекрестке двух дорог: одна вела в деревню Плав, другая — в Рабежу. Его нашел колхозный конюх, человек осторожный и бдительный. Увидев оголодавшего русского летчика, дед Михайла сначала его разоружил, а уже потом позвал людей.

Через полчаса Маресьева окружили мальчишки-подростки, накормили хлебом и молоком, подняли на телегу и повезли в избу того самого деда. Последний долго сомневался: не шпион ли этот раненый, не подослан ли немцами? Все-таки приютил калеку, и вскоре уже никто не сомневался: парень — наш, камышинский.

В селе его привечали как героя, каждый стремился обогреть, угостить. Наконец, уложили на мягкую постель. Ноги распухли, брюками пришлось пожертвовать. Фельдшер порекомендовал односельчанам первым делом протопить баню. Туда пилота несли на руках, ходить он не мог. (Удивительно, но этот сруб с большим котлом сохранился, баню все так же топят по-черному, и всякий раз вспоминают, само собой, Героя Советского Союза Маресьева). Русский пар, к которому Алексей привык с детства, вернул его к жизни, однако вылечить гангрену было невозможно. Через несколько дней летчика нашли товарищи по части и доставили в Москву, в госпиталь.

«ОТРЕМОНТИРУЕМ ВАС»

Первое заключение врачей звучало чудовищно: «Жить не будет». Но Алексею Маресьеву снова повезло: лечить его взялся хирург старой закалки, практиковавший еще в Первую мировую Николай Теребинский. По легенде, он обратил внимание на молодого летчика, когда того везли чуть ли не в морг военного госпиталя. Правда же в том, что до Теребинского никто не верил, что Маресьева удастся спасти, медики не хотели даже тратить время на ампутацию, а Николай Наумович сказал ему сразу: «Жить вы будете. Отремонтируем вас». После этих слов к герою стали возвращаться силы, хотя ногами пришлось пожертвовать.

Его считали безнадежным инвалидом. Но он еще в госпитале мечтал вернуться в авиацию. Каждый день и в больничной палате, и в санатории занимался физическими упражнениями, придавая своим движениям пластичность и точность. Никто не разрабатывал для него систему тренировок, у военврачей в 1942 году на подобные вещи просто не было времени. Маресьев использовал собственный метод, который помогал «срастись» с протезом, и упражнялся, как одержимый, долгими часами.

Похожий, вдохновивший его случай нашелся в истории русской авиации: летчик Александр Прокофьев-Северский потерял в Первую мировую войну правую ногу, но не только вернулся в строй, но и взмыл в небо, стал одним из лучших асов своего времени. Журнал с рассказом об этом Алексей зачитал до дыр, всюду носил с собой, доказывая врачам и командирам, что в армии, в авиации «и небывалое бывает».

Он научился ловко танцевать на протезах (это не фантазия Бориса Полевого), лихо отплясывал с медсестрами. Сторонним наблюдателям трудно было поверить, что у плясуна нет ног. Маресьев снова и снова доказывал, что способен управлять крылатой машиной. Многие отмахивались от безногого летчика, некоторые относились к его устремлениям иронически. Но остановить упрямца было невозможно, в июне 1943-го Алексея зачислили в 63-й гвардейский истребительный авиаполк. Правда, поначалу на боевые задания не посылали: то ли не верили в «сверхспособности», то ли берегли «инвалида» — не хотели рисковать ни машиной, ни пилотом. А он ждал своего часа, погрузившись как бывалый фронтовик в офицерскую жизнь. В великом противостоянии на Курской дуге многое решалось в небе. Советские истребители постепенно перехватывали инициативу у асов люфтваффе. Алексей Маресьев рвался в бой.

В НЕБЕ — МАРЕСЬЕВ!

Помог ему земляк, волгарь, командир эскадрильи Александр Числов, который видел, как страдал летчик без неба, предложил летать вместе. В паре они приняли участие в нескольких боях. Несмотря на протезы, напарник комэска тонко чувствовал машину, действовал решительно и профессионально. Молодым, никогда не валявшимся в госпиталях пилотам не грех было поучиться у этого «калеки».

6 июля 1943 года на глазах Числова он в неотразимом стиле подбил «мессер»: есть первая победа «на протезах»! Командир в тот день ликовал не меньше, чем сам Маресьев.

Самое жаркое в жизни Алексея Петровича сражение развернулось спустя две недели. Немцы все еще стремились хозяйничать в небе над Россией, сражались отчаянно. 20 июля во время воздушного боя наш герой спас жизни двух советских летчиков и сбил сразу два прикрывавших вражеские бомбардировщики «Фокке-Вульфа». Воздушная схватка вышла удивительной, незабываемой! Победителя награждали, благодарили, но в газетах о его подвигах писали с осторожностью, старались не указывать на увечья, дабы никто не пустил слух (прежде всего гитлеровская пропаганда) о том, что в Красной Армии уже и безногие воюют.

.. С другой стороны, для многих летчиков, для сотен тысяч раненых, покалеченных войной он служил прекрасным примером. И это в конце концов оказалось важнее всего.

Капитан Маресьев стал помощником командира по воздушно-стрелковой службе 63-го гвардейского истребительного авиаполка. За годы войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 немецких самолетов: четыре до ранения, семь — после. Однако статистика нам обо всем не расскажет, в том числе и о том, что Алексей Петрович являлся настоящим асом, что множество раз он выручал товарищей в поистине отчаянных ситуациях.

Маресьев уже носил Звезду Героя, когда в их эскадрилью заехал военкор «Правды» Борис Полевой. Гость заночевал вместе с летчиками и чуть за сердце не схватился, увидев, как перед сном один из них отстегнул от ног протезы. Журналист-писатель с ним познакомился и вскоре стал собирать о нем сведения, после чего предложил руководству очерк для газеты. Этой теме тогда не дали ход. По легенде, Сталин, прочитав о Маресьеве, сказал: «Еще не время». Однако Полевому дали понять: после войны его задумка будет чрезвычайно востребована. Так и вышло. Миллионы раненых, сотни тысяч калек нуждались тогда в подобном примере, чтобы не впасть в отчаяние, чтобы найти себя в мирной жизни.

«Повесть о настоящем человеке» переиздавалась ежегодно. Ее изучали в школах, причем не только в СССР, но и в Польше, Китае, Вьетнаме и еще в дюжине стран. Автор слегка изменил фамилию главного героя, тот стал Мересьевым. Книга — не документальная, нашлось в ней место и для литературного вымысла, но в основе произведения — подлинная судьба.

«МЕДНЫЕ ТРУБЫ»

Испытание славой бывает иногда труднее военного подвига. Воплощенный символ несгибаемого, бесстрашного, верного долгу советского человека, Алексей Маресьев говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашелся! Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь — и все!».

Ему не только была посвящена вошедшая в школьную программу книга. На лучших сценах страны шла опера Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», с экранов не сходил фильм с Павлом Кадочниковым в главной роли. Кинокартину и оперный спектакль Алексей Петрович посетил, по большей части они ему понравились, особенно то, как музыканты имитировали шум авиационного двигателя. А с популярным киноартистом Маресьев даже сдружился. «Мы узнали друг друга издали. Я подошел к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он еще крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Мы вошли в мою комнату, молча сели, не очень смело поглядывая друг на друга», — вспоминал актер.

Прославленный герой использовал свою славу на то, чтобы помогать людям, прежде всего — фронтовикам и вдовам: добывал лекарства, коляски, протезы, находил талантливых и самоотверженных врачей, которые могли помочь участникам Великой Отечественной.

И соотечественники старались его всеми способами отблагодарить. Когда рабочие АЗЛК узнали, что для легендарного Маресьева выпускают «Москвич», они всю машину собрали вручную. Более того, отказались от премии за выполненную работу — это был подарок от чистого сердца. Кстати, за рулем того автомобиля знаменитый ветеран ездил несколько десятилетий. Принимая подарки, он смущался, поскольку гораздо больше любил дарить и служить людям. Палат белокаменных не нажил, довольствовался скромным достатком. Да и временем для сибаритства не располагал. Через одиннадцать лет после войны защитил диссертацию по истории (анализировал события, в которых участвовал), потом издал книгу — небольшую, но правдивую и серьезную. В наши дни ее, к сожалению, не переиздают, а ведь это — важный исторический документ.

«Повесть о настоящем человеке», ту самую, которая принесла ему всемирную славу, Алексей Маресьев никогда не читал. Летчики — люди с характером. И раз уж прославленный ветеран не хотел знакомиться с литературным двойником, уговаривать его было бесполезно. По той же причине он, изъездивший вдоль и поперек весь Советский Союз, не приезжал туда, где в 1942 году разбился и спасся, не видел обелисков и мемориалов, которые там ставили в его честь. Это не блажь, многие фронтовики не любили подробно вспоминать о своих поражениях и победах: сердца порой не выдерживали подобных воспоминаний.

Автору этих строк повезло лично общаться с Алексеем Петровичем. Встречи были замечательные, хоть и пришлись на трудное, неуютное время начала 1990-х. В те годы он тяжело переживал трагедию распада Советского Союза, был резко против гайдаровских «реформ», с болью говорил о развале армии, об очернении нашей истории… Запомнилась и его улыбка — открытая, заразительная, полная энергии. Навсегда осталось в памяти его рукопожатие — теплое, мощное, как бы приглашающее к дружескому, откровенному — без лицемерия и политеса — разговору. Он грустил, даже горевал, но не впадал в уныние, умел видеть свет в конце любого тоннеля и верил в возрождение страны, которую защищал.

Материал опубликован в мартовском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

Фото в слайдере — Семен Майстерман, ТАСС

Маресьев Алексей Петрович: биография, подвиг

Маресьев Алексей Петрович, биография которого описана в статье – известный советский летчик, герой, которого знал каждый школьник Советского Союза. История этого удивительного человека – это правдивая история о великой силе воли и несломленном духе.

Детство

Родился А. П. Маресьев 7 мая 1916 года в небольшом городке Камышин Камышинского уезда Российской империи. Его отца звали Петр Авдеевич Маресьев, а мать – Екатерина Никитична. Об отце Алексее осталось мало сведений. Известно только, что он умер, когда будущему герою было всего три года. Матери приходилось воспитывать самой троих сыновей. Конечно, молодой вдове было тяжело прокормить, одеть и надо было воспитывать детей, однако, судя по результатам учебы, она прекрасно справлялась. Денег в семье обычно не хватало, поэтому жили скромно. Работала Екатерина Никитична на деревообрабатывающем заводе уборщицей. Когда подросли сыновья — Петр, Алексей и Николай, — они помогали матери по хозяйству и старались ее содержать.

Учеба

По достижении семи лет Маресьев Алексей Петрович, биография которого учит мужеству и силе духа, пошел в школу в родном городе. После окончания школы он поступил в училище, где учился токарю по металлу и пошел работать на тот же завод, где работала его мать.

Однако к токарскому делу юного Алексея душа не лежит. Он всегда представлял себе бездонное небо и мечтал летать, как птица. С детства будущий летчик Маресьев был очень настойчив и целеустремлен. Окрыленный мечтами о небе, он дважды отправлял свои документы в летное училище, но и в первый, и во второй раз ему было отказано. Причиной отказа стала перенесённая в детстве у Алексея тяжёлая форма малярии. Из-за этого заболевания у него в молодом возрасте развился ревматизм, и была довольно сильно подорвана иммунная система.

Рекомендуем

Происхождение славян. Влияние разных культур

славян (под этим названием), по мнению некоторых исследователей, появилось в истории только в 6 веке н.э. Однако язык народности носит архаичные черты индоевропейской общности. Это, в свою очередь, говорит о том, что по происхождению славяне ч…

В 1934 году, в возрасте 18 лет, парня отправили строить город Комсомольск-на-Амуре. Там молодой человек помимо основной работы начинает заниматься в аэроклубе. Мечты о небе не покидали его никогда. В 1937 он смог столкнуться лицом к лицу с высоким голубым небом. В этом году А. П. Маресьев был призван в Красную Армию. Сначала он служил на Сахалине в авиации погранвойск, а потом поступил в авиационное училище. С этого момента начался путь к мечте, которую так долго лелеял Маресьев Алексей Петрович. История его жизни резко изменилась.

Война

К сожалению, на безоблачном небе встречаются тучи. Так, в 1939 году молодой летчик, будучи в Батайске инструктором авиационного училища, встретил Вторую мировую войну. Летом 1941 г. направлен в истребительно-истребительный полк. Первый самолет Маресьев полетел в бой в августе 1941 года. В ходе боев летчик Маресьев героически ринулся в атаку с воздуха и бесстрашно ринулся на врага, проявляя чудеса храбрости. Не прошло и полугода, как Алексей был сбит 4 вражескими истребителями, но однажды вражеский пулемет настиг и сбил самолет Маресьева. Произошло это в начале апреля 1942 года. Находясь в сознании, но будучи тяжело раненным, летчик был вынужден срочно посадить машину. С искалеченными ногами герой оказался один в чужой стране. Однако, несмотря на боль и страх, Маресьев Алексей Петрович, биография которого является примером для каждого защитника Родины, не собирался сдаваться на смерть. Питаясь корой деревьев, растениями, ягодами и сосновыми шишками, раненый летчик полз, истекая кровью, 18 дней ехал на передовую. Когда он уже потерял надежду на спасение, его, окровавленного и измученного, недалеко от села нашли двое парней. Мальчики позвали на помощь старших. Маресьева отвезли в деревню и поселили в одном из домов. Добрые люди пытались помочь солдату и спасти ему жизнь. Вскоре он в критическом состоянии был доставлен в больницу. Повреждение было очень серьезным. Маресьева от гангрены и сепсиса. Никто из врачей не возил его на операцию. От гибели летчика спас хирург Терезинский. Маресьеву пришлось ампутировать две ноги до колен, но его жизнь была спасена.

Несмотря на инвалидность, Алексей Петрович не сдался и решил бороться до конца. Трудно представить, но летчик, будучи калекой, вернулся на фронт. После ранения продолжал летать и сбивать вражеские самолеты. После возвращения он сбил семь немецких истребителей. В этом ему помогли протезы, на которых маресьев научился не только ходить и летать, но и танцевать вальс! За проявленное мужество и доблесть он получил множество наград, а также звание «Герой Советского Союза». А. П. Маресьев — пример невероятного мужества и удивительного стремления к победе.

Послевоенный

После войны герой этой статьи работал инструктором в школе ВВС. Он всегда поддерживал хорошую физическую форму. Плавать, коньки, лыжи, велосипед. Установила личный рекорд в плавании и переплыла Волгу под Куйбышевой (2,2 км) за 55 минут.

Такой силе воли и рвению к жизни можно только позавидовать. Стал кумиром своих учеников, многих летчиков и гражданских лиц Алексей Маресьев. Биография и его подвиги легли в основу книги Б. Филда «История настоящего человека». Его приглашали на многие мероприятия и знали почти в каждом доме. Об этом рассказывали детям в школе и ставили в пример подрастающему поколению.

Личная жизнь

Маресьев А.П. был женат. Жена Галина родила ему двоих сыновей: Виктора и Алексея. Виктор стал автомобильным инженером, а Алексей, к сожалению, с детства был инвалидом. Семья жила вполне мирно и счастливо.

Награды

Алексей Петрович Герой Советского Союза. Награжден многочисленными наградами. Награжден орденом «За заслуги перед обществом и патриотическим воспитанием молодежи», награжден орденом Дружбы, награжден орденом Октябрьской революции, орденом Красного Знамени. За невероятную отвагу и силу духа награжден орденом Отечественной войны. еще много наград и особая благодарность Президента Российской Федерации.

Смерть

Маресьев Умер 18 мая 2001 года. В честь его 85-летия в Театре Российской Армии в Москве был организован концерт, где Маресьев должен был быть почетным гостем. Но, к сожалению, сердце Алексея Петровича остановилось еще до начала церемонии. Герой умер. Концерт в его честь начался с минуты молчания.

БЫТЬ: https://tostpost.com/be/adukacyya/4195-mares-ev-alyaksey-pyatrov-ch-b-yagraf-ya-podzv-g.html

Германия: https://tostpost.com/de/bildung/4193-alexei-petrowitsch-maresjew-vollbracht-biografie-kunstst-ck.html

ES: https://tostpost.com/es/la-educaci-n/4198-mares-ev-aleksey-petrovich-biograf-a-la-haza-a.html

КК: https://tostpost.com/kk/b-l-m/4196-mares-ev-aleksey-petrovich-m-rbayany-erl-g.html

PL: https://tostpost.com/pl/edukacja/4198-mares-ev-aleksiej-pietrowicz-biografia-wyczyn.html

PT: https://tostpost.com/pt/educa-o/4195-mares-ev-alexei-petrovich-a-biografia-a-fa-anha.html

TR: https://tostpost.com/tr/e-itim/4201-mares-ev-aleksey-petrovi-biyografi-feat.html

Великобритания: https://tostpost.com/uk/osv-ta/4198-oleks-y-petrovich-mares-v-b-ograf-ya-podvig. html

Маресьев Алексей Петрович: биография, подвиг

Маресьев Алексей Петрович, биография которого описана в статье, известный советский летчик, герой, которого знал каждый школьник СССР. История этого удивительного человека – правдивая история о великой силе воли и несломленном духе.

Детство

Маресьев А.П. Родился 7 мая 1916 года в маленьком городке Камышин Камышинского уезда Российской империи. Отца его звали Петр Авдесевич Маресьев, а мать — Екатерина Никитична. Об отце Алексее осталось мало сведений. Известно только, что он умер, когда будущему герою было всего три года. Матери приходилось воспитывать троих сыновей. Конечно, молодой вдове было трудно прокормить, одеть и воспитать детей, но, судя по результатам ее трудов, у нее это получалось очень хорошо. Денег в семье обычно не хватало, поэтому жили скромно. Екатерина Никитична работала на деревообрабатывающем заводе уборщицей. Когда подросли сыновья — Петр, Алексей и Николай — они помогали матери по хозяйству и всячески поддерживали ее.

Учеба

По достижении семи лет Маресьев Алексей Петрович, биография которого учит мужеству и силе духа, пошел в общеобразовательную школу в родном городе. После его окончания он поступил в училище, где выучился на токаря по металлу и пошел работать на тот же завод, где работала его мать.

Однако душа юного Алексея не лежала к делу Токар. В мыслях он всегда рисовал себе непонятное небо и мечтал летать, как птица. С самого детства будущий летчик Маресьев был очень настойчив и целеустремлен. Окрыленный мечтами о небе, он дважды отправлял свои документы в летное училище, но и в первый, и во второй раз ему было отказано. Причиной отказа стала перенесенная Алексеем в детстве тяжелая форма малярии. Из-за этого заболевания у юноши уже в юном возрасте развился ревматизм, был сильно подорван иммунитет.

В 1934 году в возрасте 18 лет парня отправили строить город Комсомольск-на-Амуре. Там юноша помимо основной работы начинает заниматься в аэроклубе. Мечты о небесах никогда не покидали его. В 1937 году он смог лицом к лицу столкнуться с высотой голубого неба. В этом году А. П. Маресьев был призван в Красную Армию. Сначала служил на Сахалине в авиационном пограничном отряде, а потом поступил в авиационное училище. С этого момента и начался путь к мечте, которую так долго лелеял Маресьев Алексей Петрович. Биография его резко изменилась.

Война

К сожалению, на безоблачном небе водятся облака. Так, в 1939 году молодой летчик, будучи инструктором в Батайске, встретил ВОВ в авиационной школе. Летом 1941 года его направили в военный истребительный полк. Впервые самолет Маресьева полетел в бой в августе 1941 года. В ходе боев летчик Маресьев героически рвался в воздушную атаку и отважно мчался на врага, проявляя чудеса мужества. Не прошло и полугода, как Алексей сбил 4 вражеских истребителя, но однажды вражеский пулемет нагнал и сбил самолет Маресьева. Это произошло в начале апреля 1942. Находясь в сознании, но будучи тяжело раненным, летчик был вынужден немедленно посадить машину. С искалеченными ногами герой оказался один на незнакомой земле. Однако, несмотря на боль и страх, Алексей Петрович Маресьев, биография которого является примером для каждого защитника Родины, не собирался сдаваться на смерть. Питаясь корой деревьев, растениями, ягодами и шишками, раненый летчик ползком, истекая кровью 18 дней, добрался до линии фронта. Когда он совсем потерял надежду на спасение, двое детей нашли его, окровавленного и измученного, недалеко от села. Мальчиков позвали на помощь старейшинам. Маресьев заехал в деревню и поселился в одном из домов. Добрые люди всячески старались помочь солдату и спасти ему жизнь. Вскоре он в критическом состоянии был доставлен в больницу. Повреждение было очень серьезным. У Маресьева началась гангрена и сепсис. Никто из врачей не принимал. От гибели летчика спас хирург Теребинский. Маресьеву пришлось ампутировать две ноги до колен, но жизнь ему удалось спасти.

Несмотря на инвалидность, Алексей Петрович не сдался, а решил бороться до конца. Трудно представить, но этот летчик, будучи калекой, добился возвращения на фронт. После ранения продолжал летать и сбивать вражеские самолеты. Еще после возвращения в строй он сбил семь немецких истребителей. В этом ему помогли протезы, на которых Маресьев научился не только ходить и летать, но и танцевать вальс! За проявленное мужество и доблесть он получил множество наград, а также звание «Герой Советского Союза». Маресьев А.П. Это пример невероятного мужества и удивительного стремления к победе.

Послевоенное время

После войны герой нашей статьи работал инструктором в школе ВВС. Он всегда поддерживал хорошую физическую форму. Плавали, катались на коньках, лыжах, велосипеде. Он установил личный рекорд по плаванию и переплыл Волгу в Куйбышеве (2,2 км) за 55 минут.

Такой силе воли и рвению к жизни можно только позавидовать. Стал кумиром своих учеников, многих летчиков и просто мирных жителей Алексей Маресьев. Биография и его подвиг легли в основу книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *