Подводная лодка u: Подводная лодка U-387 | Русское географическое общество

Подводная лодка U-387 | Русское географическое общество

Выдержка из

Исторической справки

ТАЙН СТАНОВИТСЯ ВСЁ МЕНЬШЕ

А.Я. Кузнецов

А.В. Корнис

Д.А. Укрюков

Хотя с окончания войны прошло более 70 лет, до сих пор не до конца известно, какие потери подводным силам противника нанёс советский ВМФ, в т.ч. на северном театре военных действий. Сама природа подводной войны способствовала тому, что относительно судьбы многих подводных лодок (пл) приходится строить лишь догадки.

Наиболее интересны в этом отношении пл U-387 и особенно пл U-286, причины гибели которых были ясны менее всего. Главным образом им и посвящена данная статья.

U-387

U-387 – средняя пл типа VIIC, вступила в строй 22.11.42, командир – капитан-лейтенант Бюхлер. Последний её поход начался 21.11.44 в Нарвике. После захода в Харстад U-387 безуспешно действовала в группе «Штир» против конвоя JW-62. 1 декабря была включена в группу «Грубе» и до 5 декабря занимала позицию в районе Йоканьги, когда вместе с U-997 вошла в группу «Шток». 7 декабря мурманская часть конвоя JW-62 без потерь вошла в Кольский залив, а группа «Шток» в ожидании выхода обратного конвоя RA-62 действовала на наших прибрежных коммуникациях. U-387 заняла позицию «Шток 4» восточнее полуострова Рыбачий. Вечером 8 декабря командующий подводными лодками в Арктике приказал пл пл в районе Рыбачьего держаться ближе к берегу. Там их, с одной стороны, было труднее обнаружить, а с другой – им было проще перехватывать прибрежные конвои Кольский залив – Петсамо. Последнее сообщение с U-387 было отправлено в 00:31 (02:31 по Москве) 9 декабря из квадрата AC 8827, т.е. как раз ближе к Рыбачьему, чуть западнее позиции «Шток 4».

Английское Адмиралтейство с 1946 года считает, что U-387 потопил с помощью бомбомёта «Сквид» корвет «Бамборо Касл» в точке 69˚41′ сев., 33˚12′ вост.


Версии гибели пл U-387

На 10 декабря был намечен выход конвоя RA-62 из Кольского залива. Накануне вечером с задачей очистить от подлодок район южнее 69°59′ N между 33 и 35-м меридианами из Ваенги в 15:003 вышла 7-я эскортная группа (шлюпы «Сигнет», «Лапуинг», корветы «Аллингтон Касл» и «Бамборо Касл»). Корабли прочесывали район строем фронта, «Бамборо Касл» шёл крайним левым. В 19:31 его РЛС засекла цель на расстоянии 5700 ярдов (примерно 5200 м), но через 6 минут контакт был потерян. Корвет уменьшил ход до 6 узлов, чтобы заменить вышедший из строя «фоксер» (имитатор шумов корабля), и на всякий случай сбросил глубинную бомбу. В 19:38 удалось установить гидроакустический контакт на дистанции 1400 ярдов. Гидроакустическая станция (ГАС) «147B» определила, что пл идет на глубине 360 футов (110 м) со скоростью 3 узла. Командир группы на шлюпе «Сигнет» направился к месту атаки, а «Лапуингу» и «Аллингтон Каслу» приказал действовать по плану «Хранитель». В 19:58 «Бамборо Касл» произвёл первую атаку «Сквидом». По данным гидроакустики немецкая лодка до начала атаки маневр уклонения не производила и, видимо, не подозревала, что корабль вышел в атаку. Никаких признаков поражения не появилось, контакт удалось восстановить через 2 минуты, когда вода успокоилась после взрывов. В 20:05 последовал второй залп – опять без видимого успеха. Вновь контакт удалось восстановить в 20:29. Командир «Бамборо Касл» капитан-лейтенант резерва Уорк, довольно опытный противолодочник, отвел свой корвет на расстояние, с которого была возможна атака «Сквидом», и в 20:57 дал очередной залп. Контакт с лодкой был потерян и уже не возобновлялся. Зато на поверхности появилось масляное пятно, в центре которого плавали обломки досок (возможно, палубный настил). Корвет, стесненный в маневрировании из-за буксировки «фоксеров», их вылавливать не стал. Пятно постепенно увеличивалось. Команды корвета «Бамборо Касл» и шлюпа «Сигнет» ощущали характерный запах солярки. Однако попытки взять пробы топлива ни к чему не привели. Поиск продолжался до 23:35. В принципе, группа должна была бы оставаться здесь до утра, но место атаки лежало в стороне от будущего пути конвоя, а самолеты с авианосца «Нэйрана» обнаружили две подлодки восточнее. В связи с этим, 7-я эскортная группа ушла на их поиск.

Во время войны английский Комитет по оценке потерь подводных лодок не был уверен в успешности атаки. Очевидно, причиной тому было отсутствие убедительных признаков поражения пл, а также противоречивые данные от гидроакустических станций.


Так выглядело потопление подводной лодки U-387 эсминцем «Живучий» в живописи отечественных маринистов

 

В советских источниках гибель этой лодки относилась на счет эсминца «Живучий» (командир — капитан 3 ранга Рябченко). 8 декабря командующий Северным флотом приказал провести поиск подводных лодок вдоль Мурманского побережья. В 17:00 из Йоканьги вышли лидер «Баку» под флагом контр-адмирала Фокина и пять эсминцев. Они развернулись в строй фронта попарно и двинулись на запад. В 7 милях от берега шли «Гремящий» и «Доблестный», в 10 милях мористее – «Баку» и «Дерзкий», в 10 милях севернее этой пары – «Разумный» и «Живучий». Все они имели радиолокационные станции и ленд-лизовскую гидроакустику. Через некоторое время эсминцы под острым углом вошли на линию позиций группы «Грубе». В 22:45 правофланговый «Живучий» обнаружил радаром цель на дистанции около 4 миль и пошёл на сближение, доведя ход до 24 узлов. В 22:52 он выпустил два осветительных снаряда и увидел подлодку практически перед собой на расстоянии менее 100 м. В 22:53 «Живучий» открыл по ней огонь полубронебойными 102 мм снарядами. Якобы пл успела выпустить из кормовых аппаратов две торпеды (напомним, на лодках типа VII всего один кормовой аппарат, других пл пл в Арктике не было). В 22:54 эсминец в точке 69°05′ сев. 38°21′ вост.8 таранил лодку под углом 30° в левый борт сзади рубки. В момент тарана на мостике подводной лодки находились четыре человека, которые «неистово кричали и махали руками». Эсминец вел огонь в упор из всех орудий, которые можно было развернуть в сторону цели. Личный состав наблюдал попадания четырех 102-мм и множества 20-мм снарядов. Лодка погрузилась с большим креном на правый борт. В 22:56 эсминец сбросил серию глубинных бомб в 50 м от видневшейся части рубки (развернуться и пройти над местом погружения он не успевал). Лодка окончательно скрылась через 4 минуты после удара. В 23:10 бомбометание повторилось. В 23:27 «Разумный» в районе тарана с 23:27 до 23:47 провел три атаки глубинными бомбами по данным гидроакустики, после чего включил прожектор и в 23:50 обнаружил деревянные обломки, которые вполне могли быть палубным настилом подводной лодки. Кроме того, в 23:38 был слышен глухой подводный взрыв.

Однако в настоящее время не вызывает сомнений, что «Живучий» атаковал U-1163. В журнале боевых действий (ЖБД) подводной лодки этот таран описан, время практически совпадает (разница всего 2 минуты), место – немного севернее позиции, на которой должна была находиться U-1163. Все снаряды прошли выше подводной лодки из-за ограничения по углу склонения орудий. Лодка была серьезно повреждена тараном, но смогла погрузиться, уклонится от дальнейших атак и вернуться в базу, где была отремонтирована и уже 28 января вышла в новый поход.

Долгое время была надежда, что U-387 могли потопить эсминцы «Разумный», «Живучий», «Дерзкий» или лидер «Баку», которые между 05:30 и 06:16 09. 12.44 провели по данным гидроакустики несколько атак на подходах к Кольскому заливу. Однако, судя по ЖБД, только одна из лодок (или вообще единственная), которую атаковали наши эсминцы – U-318. Она не пострадала от глубинных бомб, но при уклонении ударилась о дно и получила некоторые повреждения.


Так выглядело потопление подводной лодки U-387 эсминцем «Живучий» в живописи отечественных маринистов

U-286

U-286 – средняя подводная лодка типа VIIC, вступила в строй 05.06.43, командир – обер-лейтенант Дитрих. Долгое время о последнем выходе U-286 не было достоверно известно вообще ни одного факта, даже его дата оставалась под вопросом. В зарубежной литературе причиной гибели подлодки считалась атака фрегатов 19-й эскортной группы «Лох Инш», «Ангуилла» и «Коттон» 29 апреля, в отечественных же работах – эсминца «Карл Либкнехт» в 09:06-09:11 22.04.45. Впрочем, в «Боевой летописи ВМФ»9 данная версия уже дана как спорная.

Сейчас можно определенно сказать, что U-286 вышла из Харстада 17 апреля. Лодка ни разу не вышла на связь, что оставляло широчайший простор для предположений. На саму подводную лодку командующий подводными силами в Норвегии фрегаттен-капитан Зурен передал несколько приказов, благодаря чему можно в общих чертах восстановить историю её последнего похода. Вначале лодка была включена в сформированную 17 апреля группу «Фауст»10, которая должна была восточнее острова Медвежий перехватить вышедший 16 апреля из Англии конвой JW-66. Однако успехи немецкой радиоразведки ограничились в данном случае обнаружением выхода JW-66. Не имея данных о конвое и опасаясь его пропустить, Зурен 20 апреля приказал группе «Фауст»: если до полуночи 21/22 апреля конвой не будет обнаружен, в 00:00 22 апреля (01:00 мск) полном ходом идти в район Мурманска. За час до наступления указанного срока Зурен повторил приказ, уточнив координаты линии, которую должна занять группа «Фауст» (мористее линии Кильдин – полуостров Териберский).


Возможное маневрирование пл U-286

Эти факты интересны в первую очередь тем, что они исключают возможность появления U-286 в месте известной атаки «Карла Либкнехта» в 09:06-09:11 22 апреля. За оставшиеся 8-9 часов U-286 при самых благоприятных условиях смогла бы преодолеть только половину необходимого расстояния до места «встречи» с эсминцем.

В отечественных работах гибель U-286 раньше относилась на счет эскорта конвоя ПК-9 (Петсамо – Кольский залив) 22 апреля. Насколько сейчас можно установить, этот конвой встретил на своем пути всего две подводных лодки. U-294 произвела атаку у северо-западной оконечности полуострова Рыбачий и слышала два взрыва. Конвой, который в указанное время действительно здесь находился, взрывы и саму лодку не зафиксировал, потерь не понес. Одновременно U-294 донесла о повреждениях, которые вынуждают её прервать поход (заклинило в открытом положении крышку 5-го торпедного аппарата, у «шнорхеля» затоплены труба подачи воздуха к дизелям и вентиляционная труба). Учитывая отсутствие атак с нашей стороны и прямых указаний в радиограмме на боевой характер повреждений, напрашивается вывод о технических проблемах (возможно – результат удара о дно после выхода из атаки). Далее на пути конвоя оказалась U-997. В 00:38, еще до подхода ПК-9, её атаковала «Каталина» капитана Лятина (118-й отдельный разведывательный полк). В результате на лодке вышла из строя 3-я вентиляционная шахта правого борта. Но это не помешало командиру подводной лодки обер-лейтенанту Леману настойчиво действовать против конвоя. В 06:18 её обнаружил гидролокатором эсминец «Карл Либкнехт», и с этого момента U-997 подвергалась атакам охранения конвоя. Тем не менее, в 08:41 она торпедировала транспорт «Идефьорд», а в 08:43 – транспорт «Онега». «Идефьорд» удалось отбуксировать в Мурманск, «Онега» затонула. В 09:06 «Либкнехт» вновь обнаружил подводную лодку и сбросил на неё оставшиеся глубинные бомбы. Далее произошло то, что впоследствии считалось потоплением U-286. В 09:10 на курсовом угле 45° правого борта в 50 м от эсминца всплыла подводная лодка с разбитой рубкой, погнутыми перископами и оборванными леерами. В тот же момент на «Либкнехте» открыли огонь из всего, что могло стрелять. До того, как лодка через минуту потонула (или погрузилась), эсминец успел выпустить 16 снарядов 102 мм, 17 – 37 мм и 22 патрона 12,7 мм. Наблюдались попадания снарядов 102 мм. К сожалению, сделанные в горячке боя наблюдения оказались неточны. В радиограмме с U-997 о действиях против конвоя упомянуто лишь два повреждения: одно — в результате атаки «Каталины», а второе – из-за взрывов глубинных бомб (вышел из строя левый гребной вал). Судя по всему, случайно выскочившая на короткое время на поверхность U-997 повреждений в ходе атаки не получила.


Эсминец «Карл Либкнехт» атакует немецкую подводную лодку

Командир U-997 доложил о потоплении одного транспорта и торпедировании другого, а также о двух потопленных эсминцах (один – точно, второй – возможно). Очевидно, непрерывные атаки не помешали Леману уверенно наблюдать результаты стрельбы по транспортам обычными торпедами. Оценка же атак по эсминцам самонаводящимися торпедами вслепую оказалась совершенно ошибочной.

Находившиеся в районе Кольского залива лодки были включены в группу «Фауст» (12 подводных лодок). Упустив конвой JW-66, они стали ждать выход обратного конвоя RA-66. Начиная с 23 апреля, советская авиация провела немало атак по подводным лодкам, некоторые из них были посчитаны результативными. Большая активность советской авиации неоднократно отмечается и в немецких донесениях. Две подводные лодки (U-711 и U-968) при этом получили повреждения, вынудившие их прервать поход. Но эти успешные атаки произошли 30 апреля, после прохода конвоя RA-66. U-286 могла пострадать в ходе одной из атак до 29 апреля. Однако, если это и произошло, повреждения не сказались всерьез на её боеспособности.

26 апреля был отдан последний из известных приказов, в котором упомянута U-286 до её гибели: лодкам группы «Фауст» назначены новые позиции. 28 апреля Зурен сообщил группе, что есть признаки выхода конвоя, и приказал оставаться необнаруженными вплоть до встречи с ним.


Страница вахтенного журнала эсминца «Карл Либкнехт»

Перед выходом конвоя RA-66 вечером 29 апреля на противолодочный поиск вышли две английские эскортные группы: 19-я (пять кораблей) и 7-я (восемь кораблей). 19-я группа в 18:56 шла курсом норд строем фронта, дистанция между кораблями – 3000 ярдов (2,7 км). В этот момент фрегат «Лох Инш» установил гидролокационный контакт с подводной лодкой. В 19:00 корабль произвёл залп «Сквидом» и получил немедленный результат. Через 30 секунд всплыла тяжело повреждённая U-307. По ней сразу открыли огонь фрегаты «Лох Шин», «Лох Инш», а также шлюп «Сигнет» из 7-й группы. В 19:03 лодка затонула в точке 69°24′ сев. 33°44′ вост. Были взяты в плен 14 человек во главе с командиром, остальные 37 погибли.

Тем временем противолодочный поиск продолжался. Фрегат «Гудолл» из 19-й группы обнаружил гидролокатором по пеленгу 338° ещё одну подводную лодку и готовился дать залп из бомбомёта «Хеджехог», когда в 19:35 раздался взрыв. Считается, что фрегат получил торпеду в левый борт под мостик. В тот же момент сдетонировали боеприпасы, и носовая часть корабля была полностью разрушена. В результате взрыва и последовавшего пожара погибли 98 человек. Сам фрегат около 6 часов горел на плаву, затем его добили английские корабли. Поскольку ни одна из вернувшихся в базы лодок эту атаку не проводила, а U-307 к этому времени уже была потоплена, получается, что это была первая и последняя успешная атака U-286.

Сразу после сообщения «Гудолла» о контакте «Лох Шин» повернул в указанном направлении и в 19:40 также обнаружил подводную цель на расстоянии 2000 ярдов. В 19:43 последовал залп «Сквида», не давший результата. К охоте подключились фрегаты «Лох Инш» и «Ангуилла», однако их атаки также были неточны. Наконец, фрегат «Коттон» в 20:17 применил «Сквид» по твердо установленному контакту. На поверхности появилось масляное пятно и деревянные обломки. Пятно расползалось последующие полчаса.


Версии гибели пл U-286

Многие десятилетия разобраться со спорными случаями потопления лодок помогал в основном анализ документов. Всё, что можно было узнать по данной теме по состоянию на 2011 год, было изложено одним из авторов данной статьи в сборнике «Тайны подводной войны 1914-1945» (М, «Вече», 2012). С той поры стали доступнее не только документы британской радиоразведки (программа «Ультра»), но, самое главное, в ходе отработки учебных задач Северным флотом были обнаружены остовы трёх немецких подводных лодок.

21.06.2013 после завершения учения под руководством заместителя Главнокомандующего ВМФ, в ходе которого поисково-спасательными силами Северного флота в заранее определённом районе был успешно произведён поиск «аварийной» подводной лодки в соответствии с учебным заданием, малому гидрографическому судну «ГС-278» распоряжением начальника гидрографической службы была дополнительно поставлена задача о выполнении гидроакустического поиска по «нестандартной» схеме: в предполагаемом по английским данным месте гибели немецкой подводной лодки U-387.

В точке Ш=69°40.6′ сев. Д=33°12.8′ вост. менее чем в миле от места атаки «Бамборо Касл» в районе мыса Цыпнаволокский гидролокатором бокового обзора был обнаружен объект длиной 65 м, имеющий сходные с подводной лодкой очертания (длина немецкой подводной лодки серии VII составляет 67 м). Последующая идентификация проводилась с использованием телевизионных средств.


Первые гидроакустические изображения пл U-387 (мгс «ГС-278», 2013 год)

На основании визуального осмотра предположение, что обнаружен корпус немецкой подводной лодки, подтвердилось.

Сам корпус сильно оброс морскими организмами, опутан рыболовными сетями, лежит на правом борту с креном около 45°. Наибольшие разрушения наблюдаются в районе носовой оконечности.

Объект был нанесён на действующие карты.

Окончательный вывод о тактическом номере лодки не был сделан в связи с тем, что на победу приблизительно в том же районе претендовал и эсминец «Карл Либкнехт». В случае, если успешной была его атака, то данной подводной лодкой могла быть U-286, пусть это и считалось крайне маловероятным. К тому же у обнаруженной подводной лодки оказался открыт верхний рубочный люк, что делало версию с потоплением лодки нашим эсминцем достаточно обнадёживающей.

В 2016 году в предполагаемых координатах гибели подводных лодок U-286 и U-307 поисково-спасательными силами флота были обнаружены и обследованы корпуса немецких лодок VII серии (69°29.6′  сев. 33°37.3′ вост., 69°26.1′ сев. 33°41.4′ вост. соответственно). Первый оказался менее чем в полумиле от зафиксированного в донесениях места гибели U-286, второй – в одной миле от места гибели U-307. Учитывая неточности в определении места во время войны, а также то, что другим «семёркам» в этом районе было взяться неоткуда, осталось мало сомнений, что были найдены именно они. Пазл сложился: с обнаружением этих подводных лодок нанесённая на карты в 2013 году немецкая подводная лодка была однозначно идентифицирована как U-387, а значит, потоплена она была англичанами.

Исследователи отыскали у побережья США немецкую подводную лодку времен Первой мировой войны

Группа охотников за кораблекрушениями обнаружила необычное затонувшее судно у восточного побережья Соединенных Штатов: обломки немецкой подводной лодки времен Первой мировой войны, потопленной американскими военными самолетами столетие назад.

Benjamin Lowy for National Geographic

Согласно эксклюзивному сообщению National Geographic, в начале сентября команда подтвердила принадлежность обломков подводной лодки SM U-111, которая служила в Имперском флоте Германии. После того, как Германия согласилась на перемирие в 1918 году, подводная лодка сдалась британцам, которые передали США несколько первых подводных лодок для изучения и обратного проектирования. В 1922 году ВМС США намеренно потопили судно, однако его точное местонахождение не разглашается.

Но в начале июля исследователь затонувших кораблей Эрик Петкович и его коллеги обнаружили SM U-111 с дистанционно управляемым подводным аппаратом (ROV) на глубине около 120 метров и примерно в 65 километрах от берега Вирджинии. «Мы были на дне Атлантического океана и увидели обломки. Повернули камеру, и боевая рубка была прямо там», — рассказал он. Боевая рубка — это приподнятая платформа над верхней палубой подводной лодки.

Немецкий подводный флот

SM U-111 была одной из пяти немецких подводных лодок времен Первой мировой войны, которые были потоплены в водах США (помимо восьми подводных лодок времен Второй мировой войны), и она была обнаружена последней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Петковича, когда подводная лодка затонула, ВМС США думали, что морская вода в этом месте была намного глубже, и что судно упадет на морское дно примерно на 500 метров ниже поверхности. Но 100 лет назад знания о глубинах были несовершенны, и поэтому СМ U-111 остановился на относительно мелководье рядом с глубокой пропастью. «Если бы она была всего в одной миле к востоку, то канула бы в бездну, и ее бы никогда больше не нашли», — отметил охотник.

Подводная угроза

Германия построила SM U-111 в северном портовом городе Киле в 1916 году и вступила в войну на море в начале 1918 года. «Первую войну подводных лодок с 1914 по 1918 год часто упускают из виду, — призналась Иннес Маккартни, морской археолог из Бангорского университета в Соединенном Королевстве. — Но важно признать, что по сравнению со Второй мировой войной подводные лодки Kaiserliche Marine [Императорский флот Германии] потопили в два раза больше кораблей и понесли только 20% потерь».

Маккартни не участвовал в повторном открытии SM U-111, но он обнаружил другие обломки подводных лодок времен Первой мировой войны. «Что важно для союзников, если бы не опыт, полученный в 1917 и 1918 годах, кампания против подводных лодок во время Второй мировой войны оказалась бы более сложной задачей», — отметил он.

После того, как Германия согласилась на перемирие в ноябре 1918 года, SM U-111 был сдан британцам, а затем передан ВМС США; а в апреле 1919 года он отправился в США с командой из 32 американских моряков, 17 из которых никогда раньше не были на борту подводной лодки.

Чтобы сэкономить время, командир выбрал кратчайший — и самый опасный — северный маршрут через Атлантику, усеянную айсбергами и унесшую R.M.S. «Титаник» семь лет назад.

Кроме того, на подводной лодке были только немецкие указатели, поэтому американский экипаж не знал, как пользоваться гирокомпасом судна, и ему приходилось ориентироваться с помощью магнитного компаса; а пробка в открытом клапане, сделанная из «твердого липкого вещества», тайно установленная немецкими диверсантами, растворилась в морской воде за четыре ночи плавания, затопив и чуть не затопив судно.

Крушение подводной лодки

После прибытия на восточное побережье США SM U-111 использовалась для продвижения последнего выпуска военных облигаций 1919 года в Бруклине, а затем была испытана против новейших подводных лодок США. В конце концов с нее сняли двигатели и оборудование, и в июне 1921 года американские военные самолеты, использовавшие ее для стрельбы по мишеням, потопили немецкую подводную лодку.

Но судно считалось опасным для мореплавания в том месте, где оно впервые затонуло; и поэтому его подняли и отбуксировали на более глубокие воды в августе 1922 года, где он был потоплен в последний раз, открыв люки и взорвав поблизости глубинную бомбу. Его точное местонахождение пока не разглашается.

Петкович искал обломки SM U-111 в течение нескольких лет, после того как заметил, что другие преднамеренно обломки подводных лодок в водах США были обнаружены на более мелкой воде, чем ожидалось. Он сказал, что ключом к открытию было определение того, какой корабль ВМС США отбуксировал выведенную из строя подводную лодку к конечному пункту назначения, а затем получение доступа к ее бортовому журналу. Они нашли обломки СМ U-111 почти точно в том же месте, что и в судовом журнале. «Это было правильно по деньгам, очень близко к цифрам, которые у нас были», — сказал он.

Теперь Петкович надеется нырнуть к месту крушения следующим летом, хотя он находится на экстремальной глубине даже для технических дайверов с новейшим оборудованием для ребризинга, которое перерабатывает выдыхаемые дайверами газы и позволяет им дольше оставаться под водой.

Неограниченная война подводных лодок | Национальный музей и мемориал Первой мировой войны

  • Военная история
  • Наука и техника

Немецкая военно-морская тактика Первой мировой войны

Британская блокада Северного моря и Ла-Манша перерезала поток военных припасов, продовольствия и топлива в Германию во время Первой мировой войны. Германия в ответ использовала свои подводные лодки для уничтожения нейтральных кораблей, которые снабжали союзников. Грозные подводные лодки ( unterseeboots ) бороздили Атлантику, вооруженные торпедами. Они были единственным преимуществом Германии, поскольку Великобритания фактически блокировала немецкие порты для поставок. Цель состояла в том, чтобы заморить Британию голодом до того, как британская блокада нанесет поражение Германии.

7 мая 1915 года немецкая подводная лодка U-20 торпедировала пассажирский лайнер компании Cunard Lusitania у берегов Ирландии. Почти 1200 мужчин, женщин и детей, в том числе 128 американцев, погибли. Союзники и американцы считали потопление актом неизбирательной войны. Немцы утверждали, что «Лузитания» перевозила военную технику и поэтому была законной целью.

Столкнувшись с возможностью того, что США могут начать войну из-за инцидента, Германия отступила и приказала своим подводным лодкам пощадить пассажирские суда. Однако приказ был временным.

 

Германия построила новые и более крупные подводные лодки, чтобы пробить бреши в британской блокаде, которая грозила вывести Германию из войны голодом. В 1914 году в Германии было всего 20 подводных лодок. К 1917 году их было 140, и подводные лодки уничтожили около 30 процентов мировых торговых судов.

На заре 1917 года высшее немецкое командование вынудило вернуться к политике неограниченной подводной войны, организовав увольнение противников политики, направленной на потопление более 600 000 тонн судов в месяц. Германия уже испытывала нехватку продовольствия и ввела непопулярную обязательную службу либо в вооруженных силах, либо в военной промышленности. Они надеялись прорвать британскую блокаду важнейших немецких портов снабжения и вывести Великобританию из войны в течение года.

Подводные лодки возобновили неограниченные атаки на все корабли в Атлантике, включая гражданские пассажирские перевозчики. Хотя немецкие военачальники были обеспокоены тем, что США могут отреагировать интервенцией, они рассчитывали, что смогут победить союзников до того, как США смогут мобилизовать и вооружить войска для высадки в Европе.

Хотя президент Вильсон официально разорвал дипломатические отношения в феврале 1917 года, когда возобновилась неограниченная подводная война, он все еще не был уверен, насколько далеко зашла общественная поддержка. В то время он отказался просить Конгресс об объявлении войны, утверждая, что Германия до сих пор не совершила никаких «фактических открытых действий», требующих военного ответа.

 

Узнайте больше о вступлении США в Первую мировую войну

 

Как немецкие подводные лодки использовались в Первой мировой войне и совершенствовались во время Второй мировой войны

После того, как немецкие подводные лодки терроризировали трансатлантические корабли в Первой мировой войне, немецкие подводные лодки стали еще более грозными во время Второй мировой войны.

Автор: Кристофер Кляйн

Опубликовано:

Немецкая подводная лодка, около 1916 г. Фото: Topical Press Agency / Stringer/ Getty Images трансатлантическое судоходство, потопив 8000 торговых и военных кораблей и убив десятки тысяч человек. Эти подводные лодки (аббревиатура от Unterseeboot , немецкое слово, означающее «подводная лодка») бороздили океаны в поисках добычи и могли атаковать корабли в 20 раз больше их как сверху, так и снизу с помощью своих палубных орудий и торпед.

Внутри тускло освещенных, вызывающих клаустрофобию подводных лодок моряки не могли принять душ или даже переодеться во время патрулирования, которое могло длиться в море два месяца. Пятьдесят мужчин пользовались двумя туалетами, один из которых в начале патрулирования использовался как шкафчик для еды, которые не могли функционировать на глубине 80 футов или более из-за внешнего давления воды, согласно 9.0013 Подводные лодки Дугласа Боттинга.

Экипажи подводных лодок вдохнули отвратительный коктейль из трюмной воды, пота и паров дизельного топлива. На их ботинках расцвела плесень, а карты даже сгнили от гнетущей жары и сырости. «Я чувствую себя Ионой внутри огромного моллюска, уязвимые части которого покрыты броней», — писал немецкий военный корреспондент Лотар-Гюнтер Буххайм во время патрулирования в 1941 году. в 1906. Однако к началу Первой мировой войны в 1914 году Германия оказалась в конкурентной борьбе. Его 20 боеспособных подводных лодок проекта были более совершенными, чем подводные лодки других стран, и могли пройти без дозаправки 5000 миль, что позволяло им действовать вдоль всего британского побережья.

СМОТРЕТЬ: Первая мировая война: Первая современная война на HISTORY Vault

Подводные лодки, достигшие совершеннолетия во время Первой мировой войны

GL Archive / Alamy Stock Photo

Немецкие подводные лодки в гавани, около 1914 года. Передний ряд (слева направо) ): U-22, U-20 (потопила Лузитанию), U-19и Ю-21. Задний ряд (слева направо): Ю-14, Ю-10 и Ю-12.

Флот подводных лодок нанес свой первый удар 5 сентября 1914 года, атаковав британский легкий крейсер у берегов Шотландии, в результате чего погибло более 250 моряков. Семнадцать дней спустя U-9 за час потопили три британских линейных крейсера, в результате чего погибло около 1500 человек. Несмотря на эти удары, за первый месяц войны немцы потеряли больше подводных лодок, чем потопили.

В феврале 1915 года Германия объявила о начале неограниченной подводной войны, в которой все суда, даже торговые суда из нейтральных стран, будут без предупреждения потоплены в зоне боевых действий вокруг Великобритании. Мысль о том, что подводные лодки будут атаковать торговые суда, была отвергнута многими британцами, в том числе первым лордом адмиралтейства Уинстоном Черчиллем, который писал: «Я не верю, что это когда-либо будет сделано цивилизованной державой».

Подводные лодки атаковали не только запасы продовольствия и нефти, направлявшиеся на Британские острова, но и пассажирские суда. 7 мая 1915 года U-20 торпедировала лайнер Lusitania у побережья Ирландии и убила около 1200 пассажиров, в том числе 128 американцев. Встревоженная перспективой вступления Америки в войну, Германия в конце концов обязалась защищать безопасность пассажиров, прежде чем топить невооруженные корабли.

Three Lions/Getty Images

Иллюстрация потопления «Лузитании» немецкой подводной лодкой, 1915. В результате трагедии погибли 128 американских граждан, что помогло втянуть США в Первую мировую войну. Королевский флот закамуфлировал боевые корабли краской, чтобы они изображали из себя торговые суда, и сложил стога сена, чтобы скрыть орудия. Некоторые британские патрули даже несли с собой холщовые мешки и молотки, которыми они могли закрывать и разбивать линзы перископов подводных лодок.

После объявления о возобновлении неограниченной подводной войны против союзных и нейтральных кораблей 31 января 1917 апреля подводные лодки потопили более 500 судов. Подводным лодкам почти удалось разгромить Великобританию, но нападения на американские торговые суда сыграли важную роль в вступлении Соединенных Штатов в войну.

Подводная лодка прибыла в американские воды

Немецкая разработка подводной лодки U-крейсера позволила ей нанести удар по атлантическому побережью своего нового врага. Первая немецкая подводная лодка прибыла в американские воды в мае 1918 года и потопила 13 кораблей, в том числе шесть за один день, а также заложила мины в американских портах и ​​перерезала два телеграфных кабеля на морском дне во время патрулирования на 12 000 миль.

Сгруппировав торговые суда в конвои и сопровождая их боевыми кораблями, контрмеры союзников начали тупить подводные лодки, хотя к моменту окончания Первой мировой войны немецким подводным лодкам удалось уничтожить более 10 миллионов тонн грузов.

Хотя последующий Версальский договор требовал сдачи всех подводных лодок и запрещал их владение Германией в будущем, строительство подводных лодок возобновилось после того, как нацистский лидер Адольф Гитлер отказался от мирного пакта в 1935 году. Первая мировая война продемонстрировала, что подводные лодки большой дальности могут быть мощным оружием, и когда война вернулась в 1939, как и подводные лодки.

Подводные лодки нацелены на судоходные пути во время Второй мировой войны

ullstein bild/ullstein bild via Getty Images

Немецкая подводная лодка в миссии в Атлантическом океане во время Второй мировой войны, май 1942 года.

Во время Второй мировой войны Когда началась война, у Германии было 57 подводных лодок под командованием коммодора Карла Дёница, который служил на подводных лодках во время Первой мировой войны. Дёниц считал, что исход войны будет решаться в Атлантике и что он сможет выиграть ее, имея 300 подводных лодок.

19 мая40 октября Гитлер одобрил неограниченную подводную войну на всех судах вокруг Великобритании после того, как изначально отверг идею, чтобы не провоцировать Соединенные Штаты. Оказавшись во владении портами Норвегии и западной Франции, Германия расширила радиус действия своих подводных лодок, чтобы помешать торговому судоходству. Подводные лодки выслеживали свои цели в течение нескольких дней и атаковали группами, которые британцы называли «волчьими стаями». С лета 1940 года по весну 1941 года каждая подводная лодка в море топила в среднем восемь торговых судов в месяц в то время, которое в Германии называли «счастливым временем».

Хотя в начале войны британцы внедрили систему конвоев, первые 18 месяцев она была плохо защищена. Радар остался примитивным. Самолетов было мало, им не хватало дальности полета, и они не могли обеспечивать прикрытие ночью. В то время как у союзников не было адекватной информации о движении подводных лодок, Германия перехватывала телеграммы между американскими страховыми компаниями и европейскими страховщиками, чтобы узнать о грузах судов, датах отплытия и пунктах назначения.

После того, как Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, волна из 16 подводных лодок атаковала торговые суда вдоль побережья Америки и Канады в рамках операции «Барабанный бой». Воспользовавшись слабой и неорганизованной обороной, подводные лодки в первой половине 19 века дошли до Мексиканского залива и курсировали вдоль прибрежных морских путей. 42. Подводные лодки, затаившиеся на морских путях Северной Каролины, потопили 78 торговых судов и убили 1200 морских пехотинцев.

Как только американские торговые суда начали ходить трансатлантическими конвоями с постоянным морским и воздушным эскортом, количество нападений резко сократилось. Наряду со взломом шифров подводных лодок, усовершенствованием радиолокационных технологий и повышением эффективности атак дальних бомбардировщиков и эскортных авианосцев в мае 1943 года была потоплена 41 подводная лодка, в том числе восемь за один день. В ответ Дёниц приказал своим подводным лодкам отступить в более отдаленные места, такие как Индийский океан, где цели не будут сопровождаться.

Подводные лодки вернулись к британскому побережью в 1944 году после того, как разработка вентиляционных труб для шноркелей позволила им работать дольше и глубже под водой, чтобы уменьшить вероятность обнаружения радаром и вражеской авиацией. Однако они понесли большие потери и мало успехов. После самоубийства Гитлера 30 апреля 1945 года Дёниц стал его преемником и приказал немецким войскам прекратить операции и сдаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *