Подземный монастырь в пензенской области: Сканов Пещерный мужской монастырь прпп. Антония и Феодосия Печерских

Мужской Сазанский Пещерный монастырь Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни / Монастырский вестник

Новая история Сазанских пещер начинается уже в XX веке. В 1901 году в 6-ти верстах от Сердобска у речной излучины возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытой 70-летним старцем Силой Жулиным. Он был крестьянином, родом из села боровая Полянщина Сердобского уезда, который в то время входил в состав Саратовской губернии. В видении отцу Силе Жулину явилась Матерь Божия, которая благословила его идти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасёшься сам и спасутся рядом с тобою».

В 1913 году Сила стал монахом и прожил на Сазань-горе до его закрытия. По благословению Саратовского епископа Гермогена он рыл под землёй пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов. Известно, что монах Серафим сам был затворником, провёл несколько лет в пещерах, не выходя из затвора. Келья старца Серафима и поныне сохранилась.

Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935). Он основал пустынь, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. Существует версия о том, что владыка Гермоген рукоположил старца в сан священника и постриг его. Вскоре к нему присоединились и другие люди, думавшие об уединении в монастырской тиши.

В 1904 году некий землемер Гавриил Григорьевич Крапивин обратился в Сердобскую городскую Думу с просьбой разрешить ему поставить в том же овраге часовню в память рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича. Эта просьба, как и ранее просьба Грузинцева, была удовлетворена.

Выбранное монахами место было живописным: гора, сходящая в овраг и со всех сторон окружённая лесом, внизу протекала река Сердоба.

В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства: преосвященный Гермоген, приехавший в Сердобск 1–3 апреля 1905 года для освящения собора Архангела Михаила, пожелал видеть строящуюся за городом часовню. «Саратовские епархиальные ведомости» писали об этом так: «После освящения собора, 3 апреля, несмотря на дурную по­году, Преосвященный, в сопровождении Городского головы, благочинного протоиерея Александра Образцова, некоторых священников соборной церкви и других лиц отправился к месту постройки. Сопровождавший епископа строитель часовни Крапивин особенно просил Владыку благосло­вить продолжение начатой постройки. Около часовни собралось человек 100 народу. Владыка был встречен хлебом и солью, благословил строителя и всех присутствующих. Войдя в часовню, по желанию Владыки собравшиеся пропели тропарь святителю Алексию, затем «Спаси Господи Люди Твоя» и другие песнопения. После беседы с прибывшими Преосвященный Гермоген вышел из часовни и подробно осмотрел её снаружи.

По просьбе старца Андрея, преподносившего владыке хлеб-соль, Его Преосвященство сошёл вниз по довольно крутой горе и посетил хижину, в которой было много икон и лампад. Здесь архиерей испил со старцами чаю с мёдом, чем доставил им величайшее наслаждение. Преосвященный подробно распросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил их и отправился обратно в Сердобск. Тогда же Владыка высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где бы и он сам мог иметь келью для отдыха».

Горячее участие в благоустройстве пустыни принял протоиерей о. Александр Капитонович Образцов. Это был старейший клирик Саратовской епархии, который в течение 11 лет, с 1901 по 1912 годы, был благочинным церквей Сердобского уезда.

Вскоре в обители стало уже три храма. 4 декабря 1905 года был освящён деревянный неотапливаемый храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.

С этого времени строительство в пустыни не прекращалось, и уже совсем скоро там были возведены каменный тёплый храм с домом архиерея и несколько флигелей. В храме было два престола: главный престол — во имя Успения Божией матери, северный придел — во имя св. Алексия, митрополита Московского и преп. Сергия — игумена Радонежского чудотворца. Южный придел освящён не был.

17 сентября 1908 года епископ совершил освящение монастырского храма. Первым настоятелем был иеромонах Пантелеимон. Хотя первоначально по благословению епископа Гермогена предполагалось назначение на эту должность иеромонаха Иоанна, приехавшего со святой горы Афон.

Третий храм в обители – во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца. Сам отец Андрей был состоятельным человеком и вкладывал собственные средства в строительство монастыря. В частности, на его деньги создавалась пещерная церковь в честь Николая Чудотворца.

Чуть позже возвели колокольню. Известно, что звон монастырских колоколов хорошо доносился до Сердобска, и жители города, услышав благовест, шли в обитель пешком.

Особо стоит сказать о владыке Гермогене. В 2000 году освящённым юбилейным Собором иерархов Русской Православной Церкви епископ Гермоген в сонме новомучеников и исповедников Российских был причислен к лику святых.

В пустыни, кроме храмов, были следующие строения:

1) Каменный двухэтажный корпус, пристроенный к каменной церкви.

2) Возле каменной церкви деревянный домик, занимаемый братской кухней и трапезной.

3) Три братских деревянных флигеля, занимаемых братией

4) Пять деревянных корпусов.

5) Два монастырских сарая, покрытые тёсом.

6) Колокольня деревянная, на столбах, обшитая тёсом.

Содержался монастырь на средства благотворителей и других доходов не имел.

В монастыре жили 30 человек, из них 16 – послушники. Монастырь стал известен по всей округе. Сюда приезжали люди из соседних уездов – Аткарского, Балашовского, Кирсановского.

Известно, что в 1910 – 1911 годах в Сердобск и Сазанскую пустынь приносили на поклонение Казанскую Ломовскую икону Божией Матери, от которой происходили многочисленные исцеления. В Сердобском краеведческом музее сохранились записи из регистрационной книги монастыря за 1910-1911 годы об исцелениях от этой чудотворной иконы.

В 1915 году архиепископом Саратовским и Царицынским был Владыка Палладий, который в июне того же года предпринял поездку по Сердобскому уезду для обозрения тамошних церквей и монастырей.

Сазанская обитель была монастырём необычным. Во-первых, монастырь был пещерным: имел выстроенные монахами подземные кельи и храм. Во-вторых, среди насельни­ков пустыни были монахи из самых разных мест: со Старого и Нового Афона, Ки­евской, Полтавской, Курской, Астраханской, Тамбовской, Пензенской, Казанской и, наконец, Саратовской губерний. Конечно, в пустыни проживали и лица, посланные на исправление. Но в основном здесь подвизались истинные подвижники веры и благочестия, в необычайной простоте жития стяжавшие великую благодать Свя­таго Духа.

Сазанский монастырь был закрыт согласно поста­новлению Уисполкома от 1 августа, утверждённого 24 августа 1923 года. А 12 сентября того же года была создана комиссия по ликвидации монастырского имущества и построек, с указанием срочно приступить к работам.

В 2005 году, по инициативе иеромонаха Андрея (Афанасьева) и благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета было начато строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь.Был найден источник. В августе 2005 года началось строительство храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Здание было построено за 4 месяца. 23 апреля 2005 года в Светлое Христово Воскресенье, в храме прошла первая служба и малое освящение храма. С этого дня службы в обители не прекращаются.

В июле 2006 года пещеры были почти полностью расчищены. Главные работы сделаны благодаря помощи детской научно-экологической экспедиции из Пензы. Накануне праздника, 20 июля в братскую усыпальницу были перезахоронены останки, найденные во время работ в пещерах. На Рождество Христово 2007 года в пещерном храме в честь Николая Чудотворца была проведена первая служба.

В настоящее время построены:

Наземный храм в честь Казанской иконы Божией Матери;

Часовня в честь святителя Николая Чудотворца над входом в пещерный монастырь;

Расчищены пещеры, в которых освящён Никольский храм;

Оборудован источник с купальней и часовней в честь Казанской иконы Божией Матери;

Колокольня с 11-ю колоколами и электро-механическим звонарём.

Сазанский пещерный монастырь Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни

Сазанский пещерный монастырь Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни
442892, Пензенская область, Сердобский район, сел. Сазанье; тел. (84167) 9-78-85

что в Сердобском районе, назван так по Сазань-горе, о которой среди старожилов ходит множество рассказов и легенд.

История пустыни начинается еще в XVIII веке, когда неизвестные монахи — отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Этот монастырь не был зарегистрирован ни в одной епархии. Во время пугачевского восстания в 1773 — 1775 годах скрывавшиеся от властей пугачевцы наткнулись на эту пещеру и попросили у монахов убежища. Монахи, следуя христианским заповедям, приняли повстанцев. Жители Сердобинской слободы донесли властям, которые выслали карательный отряд. Все жившие в пещере были изрублены — разбираться в том, кто монах, кто повстанец, каратели не стали.

Новая история Сазанских пещер начинается в XX веке. 

В 1901 году, в шести верстах от Сердобска, у речной излучины вновь возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Серафимом. Он был крестьянином, родом из села Боровая Полянщина Сердобского уезда, который в то время входил в состав Саратовской губернии. В видении отцу Серафиму явилась Матерь Божия, которая благословила его идти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасешься сам и спасутся рядом с тобою». По благословению Саратовского епископа Гермогена он нашел и рыл дальше под землей пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов. Из «Саратовских епархиальных ведомостей» известно, что монах Серафим сам был затворником, провел несколько лет в пещерах, не выходя из кельи, которая сохранилась и поныне. «Без всякого компаса и без прибора-уровня старец нашел на значительной глубине восточную сторону для подземного алтаря и, не делая отдушин (чтобы не осушить и не ослабить грунта) устроил два выхода из подземного храма, причем, один выход на 2 сажени выше другого, и воздух циркулирует и постоянно освежается».

Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 — 1935). Он положил начало пустыни, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С этого времени старцы Андрей (Грузинцев) и Серафим (Жулин) начали подвизаться вместе.

Выбранное монахами место было живописным: гора, со всех сторон окруженная лесом, сходила в овраг, внизу протекала река Сердоба.

В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства: преосвященный Гермоген (позже прославленный во Святых как Святитель Гермоген Тобольский), приехавший в Сердобск 1-3 апреля 1905 года, посетил монашескую обитель, осмотрел строящуюся часовню, подробно расспросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил их и высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где бы и он сам мог иметь келью для отдыха.

Вскоре в обители стало уже три храма. 4 декабря 1905 года был освящен деревянный холодный храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.

С этого времени строительство в пустыни не прекращалось, и уже совсем скоро там были возведены каменный теплый храм с домом архиерея и несколько флигелей. К названию пустыни добавилось еще слово «Сергиевская», по названию северного придела соборного храма.

Третий храм во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца, был построен в пещерах на деньги отца Андрея. Чуть позже возвели колокольню.

Содержался монастырь на средства благотворителей и других доходов не имел. В 1908 году в обители жили уже 30 человек. Монастырь стал известен по всей округе.

Известно, что в 1910 — 1911 годах в Сердобск и Сазанскую пустынь приносили на поклонение чудотворную Казанскую Ломовскую икону Божией Матери, от которой происходили многочисленные исцеления.

Сердобская пустынь была монастырем необычным. Во-первых, монастырь был пещерным: имел выстроенные монахами подземные кельи и храм. Во-вторых, среди насельников пустыни были монахи из самых разных мест: со Старого и Нового Афона, Киевской, Полтавской, Курской, Астраханской, Тамбовской, Пензенской, Казанской и, наконец, Саратовской губерний. Нетипичным было и сложное название пустыни — Казанская Алексиево-Сергиевская.

 С приходом советской власти деятельность монастыря не прекращалась вплоть до 1923 года. Казанско-Сергиевский монастырь был закрыт согласно постановлению Сердобского Уисполкома утвержденного 24 августа 1923 года в связи с борьбой между так называемой «Живой Церковью», поддерживающей большевиков, и сторонниками Истинной Православной Церкви, которых в то время называли «тихоновцами» (по имени патриарха Тихона). Вот отрывок из отчета: «Борьба между старыми и новыми церковцами усилилась, движение захватило почти весь уезд, подтверждается полное засилие тихоновщины … и полное бессилие представителей живой церкви. .. Большую услугу во всем этом оказывает черная ряса Сергиевой пустыни. Уисполком 1-го августа вынес постановление: монастырь закрыть и всю дрянь разогнать… Положение не терпит отлагательства». 

12 сентября того же года была создана комиссия по ликвидации монастырского имущества и построек с указанием срочно приступить к работам.

Отец Андрей переехал жить в Сердобск. В последние годы жизни он болел, но дом его всегда был полон людьми — к нему продолжали ехать со всей округи, несмотря на опасность. Удивительным является и сам факт того, что отец Андрей не был репрессирован.

Похоронен он на городском кладбище. Могила его, к счастью, не затерялась. Доподлинно известно, что и по сей день люди берут землю с этой могилы, считая ее целебной. А в первые годы после смерти Отца Андрея постоянно приходилось обновлять надгробный холмик, так как его буквально растаскивали по щепотке.

Монастырские постройки были целы еще в 1932 году.

Окончательно монастырские пещеры были засыпаны и замурованы в 1982 году.

Еще одна святыня Сазанского монастыря – Святой источник Казанской иконы Божьей Матери просуществовал до 1983 года, пока в овраге, где он находился, не образовалась поселковая свалка, под которой источник был погребен, казалось, на веки…

Очень многие сердобчане хранят семейные легенды о по­сещении их родственниками монастыря на Сазань-горе. Многие рассказывают об исцелениях, особенно от бесно­вания. Причём часто говорится о том, что больные исцеля­лись при подходе к монастырю, рассказывают и о прозор­ливости отца Андрея. В частности, к его пророчествам от­носится его предсказание о том ,что монастырь, будет вос­становлен его тёзкой. И действительно, все работы по воз­рождению монастыря осуществляются под руководством настоятеля иеромонаха Андрея (Афанасьева).

Совсем недавно архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет благословил строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь.

21 июня 2005 года в праздник Казанской иконы Божией Матери состоялся крестный ход из г. Сердобска к месту строительства храма. К этому времени уже был расчищен источник, целебная вода которого пользуется большим спросом.

А на Пасху 2006 года во вновь построенном храме в честь Казанской иконы Божией Матери прошла первая литургия.

Перед входом в монастырь установлен памятник, который называется «Благовещенье» , он посвящен монахам погибшим во время репрессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сазанье овеяно легендами о древности этого святого места, где был создан пещерный монастырь. Рукотворные пещеры, вырытые в горе тянулись на 700 метров, высота переходов составляли 2 м.  В пещерном монастыре сохранилась келья старца Серафима, проведшего несколько лет в затворе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ныне над входом в пещерный монастырь восстановлена часовня в честь Святого Николая Чудотворца, расчищены пещеры, в которых освящен Никольский храм.


В пещерах сохранились остатки монашеского некрополя, где ныне покоятся останки основателя пустыни — старца Андрея, прозорливца и целителя. Ходы, помещение подземного храма, кельи имеют арочные своды, в пещерах прохладно, легко дышится. Помолиться в подземном храме едут издалека. Известны случаи чудесного исцеления от недугов.


Целебным считается вода в святом источнике, у коего построена купальня.

В наземном храме монастыря собраны уникальные святыни, иконы, найденные во время раскопок


Не каждая обитель может похвастаться таким количеством святынь, которые собраны в Сазанском монастыре и которым могут поклониться все желающие. Настоятель обители о. Андрей считает, что только благодаря благоволению Божией Матери в обитель прибыли (иногда неожиданно) следующие святыни: частица Животворящего Креста Господня, частица хитона Божией Матери, более 50 частиц мощей святых угодников. Среди них: пророка Иоанна Предтечи, апостола Андрея Первозванного, великомучеников Георгия Победоносца  и Димитрия Солунского, святителей Димитрия Ростовского, Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), Питирима Тамбовского, Иннокентия Иркутского, преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского, Амфилохия и Иова Почаевских, Ильи Муромского, Герасима Болдинского, благоверного князя Александра Невского, преподобного священно-исповедника Иоанна Оленевского, святителя Иннокентия Пензенского, преподобномученицы Елисаветы, преподобной Евфросинии Полоцкой. В ближайшее время в обитель должна прибыть еще одна святыня — частица мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского. В Троице-Сергиевой Лавре в 2007 году благодаря заботам насельника иеромонаха Силуана (Баранова) написана икона преподобного Сергия Радонежского с вложенной частицей мощей святого. В сентябре 2007 года она доставлена в пустынь.

Основные достопримечательности Пензенской области

Пензенская область чрезвычайно богата различными интересными местами. Достопримечательности Пензенской области – это множество старинных усадеб, в которых жили величайшие деятели русской культуры, и большое количество святых мест, среди которых уникальные места, такие как подземные и пещерные монастыри, древние храмы, святые источники и чудотворные иконы. А места археологических раскопок на средства местных краеведческих музеев делают очень любопытными.

Усадьбы

Современная территория Пензенской области в петровские времена привлекала большой интерес помещиков и дворян благодаря плодородным черноземам и удивительной природе. Многие видные деятели того времени имели свои поместья в этом районе. Самым известным местом, без сомнения, являются Тарханы, усадьба, в которой Лермонтов провел свои молодые годы. Сегодня это музей-заповедник в 100 километрах от Пензы. Здесь можно увидеть уникальные предметы — личные вещи Лермонтова и его семьи, а также его могилу.

Путешествие по литературным местам можно продолжить посещением усадьбы Белинских — в ней прошло детство будущего критика и публициста. Этот музей интересен не только экспозицией личных вещей Белинского и его семьи, его личной библиотеки с прижизненными изданиями, но и бытовыми экспозициями. Среди них есть трактир, кухня и гимназии школы крепостного права.

В 160 километрах от столицы края находится уникальный памятник архитектуры, увы, находящийся в запустении — одно из имений князя Голицына. После затопления главного корпуса грунтовыми водами было начато, частично восстановлены лишь храм и усыпальница семьи Голицыных.

Многие другие уникальные здания сейчас в руинах, но есть и полностью восстановленные, например усадьба Радищева. На его территории находится барочный дом в стиле барокко петровских времен, семейная церковь с уникальным резным иконостасом и здание земской школы, в котором сейчас действует музей.

Природные достопримечательности Пензенской области

Поволжье богато красивыми местами, созданными не человеком, а природой. Например, на юго-западе можно посетить заповедник площадью 8 га «Приволжская лесостепь». Посещение можно совместить с осмотром находящихся на его территории усадеб и храмов, а также отправиться на экскурсию, рассказывающую о местной уникальной флоре и фауне, например, о бобровых поселениях и о растениях, занесенных в Красную книгу, которые Пензенская область еще может удивить.

Достопримечательности, фото которых не передают всей красоты этих мест, разбросаны по всему региону. Итак, уникальным памятником природы является Ардымский шихан – это гора или возвышенность, с которой открывается великолепный вид на окружающие ландшафты. Легенды гласят, что шиханы скрывают несметные сокровища, спрятанные в кургане монгольским ханом. Возможно, это правда, ведь раскопки у подножия горы позволили археологам найти множество интересных предметов.

Храмы и монастыри

Религиозные достопримечательности Пензенской области удивят старинными храмами и монастырями. Один из них – Троицко-Сканский женский монастырь – жемчужина русской православной культуры. Это красивый архитектурный комплекс, построенный в начале 17 века. Он включает в себя Троицкий собор, церковь, колокольню, церковь и здание монастыря. Особый интерес представляет чудотворная икона Божией Матери.

В нескольких километрах от монастыря находится уникальный пещерный комплекс с подземным монастырем и целебным источником. Этот подземный монастырь объединяет множество келий и других помещений, соединенных лабиринтом коридоров в три яруса, который по своим масштабам превосходит даже пещерный комплекс Киево-Печерской Лавры. В 20 веке многое было разрушено, но сейчас ведутся работы по реконструкции уникального комплекса, входящего в лучшие достопримечательности Пензенской области.

Самое главное в списке достопримечательностей Пензенской области — это, конечно же, Тарханы, поэтому при посещении лермонтовской усадьбы загляните в старинную церковь Архангела Михаила. Он был построен бабушкой Михаила Юрьевича и за многие века пережил множество различных событий. В 1991 году храм был освящен и принял прихожан.

Старинная Троицкая церковь находится в селе Ершово, одном из самых труднодоступных мест области, но сюда стоит приехать из-за красивой природы и величественного каменного храма (владелец усадьбы князь Разумовский, уставшие от постоянных пожаров, построили крестьянам каменные дома, а на месте деревянной церкви построили величественный каменный храм), а также из-за чудотворной иконы, подаренной храму паломниками из Иерусалима 250 лет назад.

Археологические памятники

Пензенской области есть чем удивить и любителей археологии и истории. Самым известным археологическим памятником Пензенской области является Золотаревское городище. Огромное количество находок свидетельствует о колоссальной битве с татаро-монголами. Таких значительных находок, связанных с военными действиями, нет больше нигде в Европе.

А вот археологический памятник «Мар» (или «могильный холм» в переводе с мордовского) не столь известен, зато является уникальным объектом, относящимся к эпохе бронзы. Он находится в селе Степановка и доступен для осмотра всем желающим.

В регионе также есть могильники (например, «Эриклей» в Неверскинском районе), которые еще ждут своего исследователя и археолога.

Музеи

О музеях с усадьбами можно с уверенностью сказать, что это главные достопримечательности Пензы и Пензенской области. Они много рассказывают не только о бывших господах, но и о помещичьей и крестьянской жизни. Но кроме них в регионе есть и другие интересные музеи. Например, музей стекла и хрусталя в городе Никольске. Стекольный завод был основан здесь в 19века, а местные мастера привозили лучшие образцы со всей Европы для тщательного копирования. Так собралась коллекция уникальных предметов со всего мира, дополненная прекрасными образцами работы местных мастеров.

Интересен и Городищенский краеведческий музей, в котором представлены уникальные археологические находки, сделанные в этом регионе. Еще один краеведческий музей Наровчатского района отличается статусом заповедника и расположен в историческом здании 19 века.век.

Есть среди музеев Пензенской области и необычные, например музей тюремного быта все в том же Наровчатском районе. В здании местной тюрьмы содержалось духовенство и репрессированные местные жители. Экспозицию музея составляют не только помещения камер, карцеров и комнаты надзирателя, но и архивные документы и фотографии, рассказывающие об истории Пензенской области.

Памятники

Продолжим описание Пензенской области. Достопримечательности включают памятники. Как и в любом другом регионе России, в Пензенской области много разноплановых памятников и мемориалов. Но есть среди них и особенные, например, именно здесь, в Пензе, установлен первый в мире памятник Карлу Марксу.

Но не только в столице края есть интересные памятники. Деревня Рамзи, например, славится своим парком современной скульптуры. Он сформировался благодаря симпозиуму скульпторов, прошедшему здесь.

Мистические достопримечательности Пензенской области

Фото с описанием мистических достопримечательностей местности вам ни о чем не скажут. Здесь нужно побывать лично. Любители всего мистического и таинственного найдут много интересных мест.

Голодяевский пруд неизменно привлекает эзотериков всех мастей. Считается, что местная роса целебна благодаря таинственному облаку, которое регулярно и неизменно собирается над водоемом и проливает дождь.

Вы можете посетить старинную часовню у Смоленского оврага, где когда-то крепостные укрыли от пугачевского бунта радищевских господ, а позже здесь явилась чудотворная икона Божией Матери.

Служба безопасности Украины провела «контрразведывательный» рейд в историческом Киевском монастыре

Украина заявляет, что ее вооруженные силы отразили десятки российских атак за последний день, поскольку западные союзники Киева обсуждали усиление своей ПВО перед весенним контрнаступлением украинских войск.

Украинские военные «отразили 53 атаки российских войск на районы Бахмут, Авдеевка, Марьинка и Шахтер» на востоке страны, сообщил Генеральный штаб Украины

22 апреля.

Брифинг RFE/RL в прямом эфире дает вам все последние события о полномасштабном вторжении России, контрнаступлениях Киева, военной помощи Запада, глобальной реакции и бедственном положении мирных жителей . Чтобы посмотреть все репортажи RFE/RL о войне, нажмите здесь .

За последние сутки российские войска нанесли 30 ударов с воздуха и 3 ракетных удара, а также осуществили 50 обстрелов из реактивных систем залпового огня, добавили в ведомстве.

22 апреля Минобороны России заявило, что «штурмовые отряды» захватили еще три западных района Бахмута, разрушенного украинского города, который в последние месяцы был центром наступления Москвы.

«Воздушно-десантные войска сдерживали украинские подразделения на флангах и поддерживали действия штурмовых отрядов по захвату города», — говорится в сообщении.

Российские командиры часто называют наемников Вагнера «штурмовыми отрядами».

Между тем поздно вечером 22 апреля пять российских ракет поразили восточноукраинский город Харьков и прилегающие районы, причинив ущерб гражданским домам, написал в своем Telegram-канале губернатор области Олег Синегубов.

Заявления на поле боя любой из сторон трудно проверить сразу.

Боевые действия происходят, когда десятки стран, которые поддержали Киев в его борьбе против вторжения российских войск, собрались 21 апреля в Германии, чтобы обсудить дальнейшую военную помощь Украине.

Генерал Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, заявил на пресс-конференции, что усиление системы противовоздушной обороны Украины является «важнейшей военной задачей прямо сейчас», добавив, что цель состоит в том, чтобы убедиться, что она надежна. и строгий.

Милли сказал, что противовоздушная оборона была темой всего дня встречи Контактной группы обороны Украины на авиабазе Рамштайн в Германии.

Министр обороны США Ллойд Остин, выступая вместе с Милли на пресс-конференции, сказал, что союзники Киева в контактной группе считают, что Украина больше всего нуждается в средствах ПВО наземного базирования.

«Именно это позволило им помешать российским ВВС оказать значимое влияние в этом бою», — сказал Остин.

Заседание Контактной группы по обороне Украины состояло из представителей около 50 стран, оказывающих военную помощь Украине.

В ответ на встречу в Рамштайне МИД России предупредил о «неуправляемой» гонке вооружений и заявил, что Москве необходимо наращивать свой тактический ракетный потенциал, в том числе на своей калининградской территории, граничащей с Польшей и Литвой, сообщает РИА.

Остин подтвердил, что Соединенные Штаты планируют поставить танки Abrams в Германию в ближайшие недели, заявив, что украинские солдаты будут обучены их использованию.

Обучение должно проходить на военном полигоне на юге Германии и продлится около 10 недель, согласно более ранним сообщениям новостей о доставке танков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *